Никто не говорит что это не так за спичками

«За спичками»: Какие малоизвестные факты о жизни финнов в Российской Империи открыл популярный фильм

Советско-финский фильм «За спичками» с Евгением Леоновым и Галиной Польских отечественный зритель воспринял, сильно не задумываясь — как кино о «старинной загранице». В то же время происходящее в картине относится и к российской истории. Фильм вообще может много рассказать о тех временах, когда Финляндия была княжеством в составе Российской Империи.

Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть фото Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть картинку Никто не говорит что это не так за спичками. Картинка про Никто не говорит что это не так за спичками. Фото Никто не говорит что это не так за спичками

Семь лет до независимости

Фильм снят по повести финского классика Майю Лассилы, написанной в 1910 году. Через семь лет произойдёт революция, Финляндия получит независимость, а пока что она — сто один год как в составе Российской Империи. Если приглядеться, то можно обнаружить, что в фильме это отображено: так, когда Антти и Юсси в исполнении Леонова и Невинного попадают в полицейский участок, то над столом начальника зритель видит портрет российского императора, да и жандармы одеты в российскую форму, хорошо знакомую советским детям по иллюстрациям из биографий большевиков.

Интересно, что полицейский начальник, вполне в общероссийском тренде, изображён хамоватым держимордой: после событий 1905 года в империи вспыхнула всеобщая неприязнь к полицейским, охватившая буквально все сословия. Кстати, скорее всего, в отличие от простых городовых, их начальник — русский. Но… скорее всего, разговаривает с арестованными на финском. На окраинах империи полицейские старались выучить местный язык — не столько из уважения, сколько чтобы от них не было секретов.

На стене в полиции виден портрет.

Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть фото Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть картинку Никто не говорит что это не так за спичками. Картинка про Никто не говорит что это не так за спичками. Фото Никто не говорит что это не так за спичками

В других кадрах видно, что на стене не очень качественная копия вот этого знаменитого портрета.

Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть фото Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть картинку Никто не говорит что это не так за спичками. Картинка про Никто не говорит что это не так за спичками. Фото Никто не говорит что это не так за спичками

Почему Антти и Юсси «уехали в Америку»

В конце девятнадцатого — начале двадцатого века эмиграция из Европы в США приобрела огромные масштабы. Особенно заметен был поток из Российской Империи. Массово переезжали, в первую очередь, евреи — из-за погромов на окраинах страны, и поляки — не желая оставаться под властью российских императоров. После 1905 года добавились и русские политические эмигранты.

Вообще иммиграционные правила в это время в США были суровы. Запрещён был въезд китайских рабочих, людей с судимостью или в розыске, проституток, многожёнцев, инфекционных больных, эпилептиков и анархистов. Кроме того, въезжающие обязаны были доказать, что могут себя прокормить (владеют тем или иным ремеслом или капиталом).

Юсси и Антти шутят, что уехали в Америку, и им верят, потому что уже многие туда поехали.

Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть фото Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть картинку Никто не говорит что это не так за спичками. Картинка про Никто не говорит что это не так за спичками. Фото Никто не говорит что это не так за спичками

В конце девятнадцатого века в Великом княжестве Финляндском российские власти стали пытаться организовать набор в армию среди местного населения. Финнам это не понравилось: военные действия Россия вела в основном на южных рубежах, и зачем ехать куда-то воевать с турками при высоком риске умереть или остаться инвалидом, финны в толк взять не могли. Одни несли взятки официальным лицам, другие решили ехать в Америку — страну, где, казалось, всегда были нужны рабочие руки. Если посмотреть на список ограничений по въезду в США, становится ясным, что финские крестьяне (а мигрировали, в основном, именно они) проблем со въездом не имели. Кстати, почти все они предполагали вернуться на родину, когда проблемы рассосутся — но на деле вернулось не больше четверти трудовых мигрантов.

Ещё одной причиной отъезда стала политическая: в 1899 году Николай II подписал указ, по которому его постановления обладали на территории Финляндии законной силой без согласования с местным сеймом и сенатом. Это показалось плохим знаком многим финнам, и миграционный поток стал действительно плотным. Так что шутка Антти и Юсси воспринималась весьма правдоподобна. Правда, уезжали преимущественно жители Ваасы и прилегающих территорий, а герои жили в Липери, в другой части Финляндии, но когда постоянные переезды в Америку на слуху, никто не удивляется, что сосед тоже захотел попытать там счастья.

Финны, уплывающие за границу.

Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть фото Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть картинку Никто не говорит что это не так за спичками. Картинка про Никто не говорит что это не так за спичками. Фото Никто не говорит что это не так за спичками

Спички, кофе и другие детали быта

Для россиянина удивительно, почему крестьяне пьют «барский напиток» — кофе. Но кофе вообще очень распространён в Скандинавии, так же, как в России был распространён в крестьянских и купеческих семьях чай. Конечно, кофе — дорогой, привозимый из-за моря продукт — но и чай для России был привозным. Надо сказать, точно так же, как в России купцы норовили разбавить чай кипреем или менее полезными присадками, в Скандинавии торговцы тоже хитрили с кофе, размешивая его, например, с жареным ячменём — что ухудшало качество напитка, но делало его доступнее для крестьян и ремесленников.

Жена главного героя, Анна-Лиза, увидев, что в доме кончились спички, посылает мужа не в магазин, а на соседний хутор. В Финляндии начала двадцатого века магазины стояли не слишком-то часто в сельской местности, и гораздо быстрее было одолжить спички у соседей — если только совершенно случайно мимо дома не проходил бы бродячий коробейник, основной поставщик бытовых мелочей фабричного производства в деревенской местности.

По сельской местности в Финляндии бродили коробейники-карелы.

Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть фото Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть картинку Никто не говорит что это не так за спичками. Картинка про Никто не говорит что это не так за спичками. Фото Никто не говорит что это не так за спичками

Кстати, Анна-Лиза одета очень модно, в посаженный по фигуре костюм из кофточки и юбки из фабричной ткани, с большими пуговицами — можно сравнить её костюм с одеждой родственницы, одетой попроще. Юбку от костюма Анна-Лиза прикрывает не менее кокетливым фартучком. Похоже, Антти балует жену — когда отправляется за покупками, берёт ей отрезы и фурнитуру, чтобы она могла модничать. Сам он при этом одевается безо всякого форса. Если искать в кадре мужчину-модника, то это будет «кулак» Партанен — хотя принарядился он, возможно, только ради сватовства. Но целых две часовых цепочки вместо одной делают его образ карикатурным, выдавая отсутствие вкуса. Принимая его в гости, героиня Галины Польских, кстати, одевается тоже очень нарядно, в костюм, похожий на одежду Анны-Лизы, но более щёгольский.

Кайса, героиня Польских, вообще, кажется, модница — и платок она накидывает на плечи не как её деревенские товарки, а красиво завязывая, и дома у неё, если приглядеться, зеркало в раме в стиле ар-нуво — моднее не бывает.

Модная блузочка, разноцветная, в набивной рисунок-цветочек, на девушке на выданье — Анне-Кайсе, в отличие от гладких или полосатых блузок замужних женщин: ведь девушке надо красоваться! А вот её избранник, портной, если присмотреться, одет в костюм, который был пошит очень давно, когда Тахво был моложе и стройнее — что не лучшим образом представляет Тахво как портного. То ли у него руки не доходят справить себе новый сюртук (то есть он лентяй), то ли нет денег на материал (то есть не слишком много зарабатывает). Это подчёркивает его образ пьяницы. Позже, после женитьбы на «вдове» Антти, мы видим его в одежде, которая ему велика — по-видимости, это одежда Антти на парадный случай (которую он, наверное, носил в молодости).

Больше всего разговоров в кадре ведётся, кажется, о коровых и молоке. Неслучайно: одним из основных товаров, который Финляндия поставляла на российский рынок, было так называемое чухонское масло — высококачественное сливочное масло с высоким содержанием соли, которое позволяло его долго хранить и не добавлять соли к еде, если масло туда уже положили. Кроме того, оно имело характерный свежий кисловатый привкус.

Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть фото Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть картинку Никто не говорит что это не так за спичками. Картинка про Никто не говорит что это не так за спичками. Фото Никто не говорит что это не так за спичками

Вот и сиди здесь за место Пубеля

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть фото Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть картинку Никто не говорит что это не так за спичками. Картинка про Никто не говорит что это не так за спичками. Фото Никто не говорит что это не так за спичками

— Насчет штанов я здорово знаменит! (Ц)

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть фото Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть картинку Никто не говорит что это не так за спичками. Картинка про Никто не говорит что это не так за спичками. Фото Никто не говорит что это не так за спичками

Жернов когда сорвался, ржал как слон 🙂

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Точило, бро. Точило там сорвалось.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Пасхалка из прошлого. Анонс нового фильма, который хочу посмотреть, дату написал ручкой, газету уже не помню. А мне 12 лет.

Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть фото Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть картинку Никто не говорит что это не так за спичками. Картинка про Никто не говорит что это не так за спичками. Фото Никто не говорит что это не так за спичками

А для меня это первый фильм, который я смотрел в кинотеатре. К/т Октябрь, г.Куйбышев, с бабушкой и мне 6 лет.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Я в сельском клубе пацаном смотрел. Весь клуб угорал. Эх, хорошо было. Кстати, голую тетьку показали))) а может уже после видел. Не упомню теперь

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть фото Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть картинку Никто не говорит что это не так за спичками. Картинка про Никто не говорит что это не так за спичками. Фото Никто не говорит что это не так за спичками

Она была раньше, чем Табор уходит в небо?

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Вы не в индустрии моды работаете?

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть фото Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть картинку Никто не говорит что это не так за спичками. Картинка про Никто не говорит что это не так за спичками. Фото Никто не говорит что это не так за спичками
Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть фото Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть картинку Никто не говорит что это не так за спичками. Картинка про Никто не говорит что это не так за спичками. Фото Никто не говорит что это не так за спичками
Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть фото Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть картинку Никто не говорит что это не так за спичками. Картинка про Никто не говорит что это не так за спичками. Фото Никто не говорит что это не так за спичками

если говорить о грамотности вообще, вот эта карта как бы более наглядно всё объясняет

Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть фото Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть картинку Никто не говорит что это не так за спичками. Картинка про Никто не говорит что это не так за спичками. Фото Никто не говорит что это не так за спичками

Черти-что и сбоку бантик,
Не было печали.
Мужика, вы только гляньте,
Черти накачали.

А пришел мужик домой,
В дверь заходит гордо.
А жена его ругать
И послала к черту.

Что тут делать? Как тут быть?
От любовной стычки
Он поплелся к кабаку,
К черту на кулички.

Он опять пришел к жене,
С ней дружить желает.
Но жена его к чертям
Снова посылает.

Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть фото Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть картинку Никто не говорит что это не так за спичками. Картинка про Никто не говорит что это не так за спичками. Фото Никто не говорит что это не так за спичками

о, я этого чувака знаю, спички всякие соли продает.

Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть фото Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть картинку Никто не говорит что это не так за спичками. Картинка про Никто не говорит что это не так за спичками. Фото Никто не говорит что это не так за спичками

Источник

За спичками, или туда и обратно

Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть фото Никто не говорит что это не так за спичками. Смотреть картинку Никто не говорит что это не так за спичками. Картинка про Никто не говорит что это не так за спичками. Фото Никто не говорит что это не так за спичками

Все остальное в его киновселенной остается на прежней высоте: игра актеров в особенной степени. Не секрет, что у каждого режиссера складывается своя «бригада» актеров, которые настолько срабатываются с ним, что в другой «компании» воспринимаются практически как другие люди. Только вот Демьяненко жалко. Погнув ему амплуа до безобразия, режиссер не ударил и пальца о палец, чтобы обеспечить того работой после «использования» в своих фильмах.

Мир Шурика, несмотря на трогательность и наивность образов как положительных, так и отрицательных героев, достаточно развитые сюжетные линии и изобретательность трюков, как-то побледнел для меня. И дело не в сравнении с другими шедеврами комедии. И не потому, что гайдаевские фильмы засмотрены до дыр. Дело в некоей безыдейности (да простят мне жертвы пропаганды, я не ее имею в виду) и внеморальности (утомленные моралью — пожалуйста, пройдите налево, на ваши претензии я отвечу отдельно).

Единственным фильмом Гайдая, в котором придурковатость и избыточность комической простоты ничего не портит, пожалуй, является Вождь краснокожих. Что-то кроме гениальности актеров позволило не просто «вытянуть» фильм за уши в «приличные». И не только классическая основа хорошо написанного рассказа. Приходится признать, что это произведение получилось чистым шедевром.

Неплохо вышла картина «Не может быть!». Скажем спасибо Зощенко, которого трудно испортить излишествами.

Но по-настоящему хорошей комедийной работой я склонна считать За спичками. Будет ли слишком несправедливым предположить, что в данном случае на руку успеху сыграл тот факт, что слава, а точнее, ответственность за производство фильма была разделана Гайдаем с финским коллегой? Если даже и так, я остаюсь при своем мнении. Хотя роль Гайдая в постановке была лидирующей, именно участие в работе Ристо Орко превратило картину в законченное полотно. Кстати, финский режиссер сделал отдельную версию монтажа для «своих» зрителей, и я бы дорого дала, чтобы увидеть ее (потому что она длиннее, а зрителям нравится «вырезка», потому что как ни странно, вырезают, обычно, далеко не худшие эпизоды).

Благодаря «вмешательству» страны автора истории, она выглядит настолько аутентичной, насколько мы можем об этом судить. Во всяком случае, За спичками не кажется худой копией финской жизни «кантри-стайл», что было бы неизбежным при автономной работе советской стороны.

Все в в фильме выглядит идеально сбалансированным: состав актеров (советских и финских), темп повествования (от вынужденного ничегонеделания в доме Ихалайнена в ожидании спичек до сцен погони за поросенком в Йоки), «контрастов» городской (Йоки) и сельской (Липпери) жизни, нагромождение трюков (Гайдай в своем репертуаре) и сочные диалоги, которые можно растащить на тысячу мемов, и еще останется!

Результат: невероятный по очарованию и свежести фильм, милота персонажей которого прямо-таки зашкаливает! Даже краски и свет получились по-сельски натуральными, чистыми, яркими и нежными! И каждая деталь и слово на своем месте.

Давние друзья, по-хоббитски простоватые и честные, но не без невинного лукавства Антти Ихалайнен и Юси Ватанен, встретившись на дороге, зацепились языками и уже не смогли расстаться, пока не пережили всех тех приключений, которые дали пищу досужим разговорам в деревне Липпери. Похоже, телевизор никогда не сравнится по развлекательности с этими двумя, уже не первой молодости, мужчинами, которые забыли повзрослеть.

Горячие финские парни (что вовсе не оксюморон — послушайте только финские рокгруппы) Юси и Антти уже учудили однажды в пьяном виде знатный дебош и драку и теперь стараются не будить в себе зверя. ВодКобоязнь у них обоих сознательная: Антти, по словам его жены Анны-Лизы, опасается даже воды.

Вот, например, какими словами Юси встречает Антти (заметьте, он успел и главное сообщить и сразу перейти к срочному делу — и всего в одной фразе!): У меня корова черная отелилась, нет ли у тебя невесты на примете?

И так как именно в дом потенциальной невесты Лизы-Кайсы Хювяринен и направлялся Антти, то поручение свата для него было делом плевым. Антти «поставил ноги на тропу». Сватовство впрочем заняло много времени («ровно столько, сколько нужно, чтобы обглодать приличную кость»), жениха он нахваливал как доброго жеребца, впрочем не стати его обсуждались, а размер хозяйства (как не стыдно! Я про коров).
«Хватает скота у этого Юси. Можно залиться молоком в его доме» — все это сопровождается прямым, без намеков, выводом, что работы у будущей жены Юси будет непочатый край.

Удивительно, все героини, как одна, заливаются краской девичьего смущения и предвкушения радости честного труда. К тому же это так романтично. Корова черная у Юси отелилась — пора за него замуж!

Приключения наших героев на этом не заканчиваются. Успешное сватовство друзья отметили баней и философскими разговорами. Среди прочих фундаментальных вопросов наиглавнейший: есть ли баня на небесах? И ответ мы можем дать, не заглядывая в конец задачника. Если небеса финские, то конечно есть! Как же можно без нее обойтись?

Рачительные хозяева не выбрасывают ничего ценного и могущего пригодиться в хозяйстве. Поэтому, отправляясь в город за подарками родителям невесты, Юси захватывает почти пустую бутылку из под хлебного вина (попросту, водки), чтобы «не тратиться на нее в лавке». Рециклирование и утилизация — не родившаяся еще Грета Тунберг аплодирует и кричит «виват!». «А если есть горшочек меда, то он не пустой». А кто ж выбрасывает добро? Вот и потому, не из баловства, а из-за одной только рачительности водку они допивают.

Алкоголь в гомеопатической для финна дозе ударил в головы ослабленных долгим воздержанием организмов, «и все заверте. ». Итак, Винни-Пух и тот, другой, медвежонок с можжевеловыми веточками, пустились на поиски приключений.

А перед отъездом из Липпери два шалуна дали инфоповод для местного сплетника Вилле Хуттунена. Совершенно не подумавши о последствиях, сначала Юси, а потом Антти сообщают, что Ватанен уезжает в Америку, а Ихалайнен провожает его до пристани, а то и до самой Америки, и прибавляют, что Антти, возможно, и не вернется к Анне-Лизе, а останется в Америке. Вроде бы невинная ложь, троллинг, а как все нехорошо обернется-то. Пьянство — зло!

Хуттунен — все равно что интернет, следовательно, любая новость в каждом из его многочисленных пересказов (интернет входит в каждый дом!) обрастает подробностями, на которые и намека не было в предыдущей версии. Для сельских жителей Америка — все равно, что пресловутый Запад для хоббитов Средиземья, и это не единственное сходство истории с «Хоббитом». Хуттунен по признанию соотечественников — лгун, но «честный», а «честный лгун приврет, но никогда не утаит настоящей правды».

Хорошо же день начинается! «Да не могли мы столько всего сделать», причитает Юси, и, если бы мы не видели всех его безобразий, то легко бы поверили: так искренне его недоумение!

Далее незадачливых путешественников (всего-то до ближайшего города Йоки) уносит в дырявой лодке без весел на середину озера, где лодка переворачивается, а герои вброд (мелко же!) доходят до берега. Вид же перевернутой лодки — еще один инфоповод, который, во-первых, подтверждает предыдущий слух про отъезд в Америку (лодка по интернет-каналам по пути от Йоки до Липпери, превращается в круизный лайнер), а, во-вторых, делает Анну-Лизу безутешной вдовой, к тому же все еще без единой спички в доме! Вот досада!

В городе друзья обнаруживают «ничейного» поросенка и начинают новую цепь приключений. До конца дня к списку их преступлений добавятся следующие:
13. кража поросенка
14. угон повозки (фактически, вот те крест!, просто позаимствованная)
15. ох! Ну и оскорбление полиции. снова-здорово!

Но ведь главное, это какой Ватанен будет муж, как он будет относится к жене. Наступает романтичный момент, когда недавно отелившаяся черная корова устанавливает трепетную связь между бывшими возлюбленными.

А про отношение к женщинам мы узнали от Антти из предыдущего сватовства «Юси — известный лошадник. Он так же ласково обращается с лошадью и всякой другой тварью. «У него одинаковое отношение, как к лошади, так к своей жене». Ну как тут устоять?!

Я извиняюсь, за обильное цитирование, но это так и просится в строку. Оцените галантность кавалера!

Итак, Юси получает Кайсу, а Антти еще предстоит отвоевывать свое. Ведь на родине он уже слывет погибшим в кораблекрушении (а ведь и недели не прошло!), а вдову его сосватал бывший воздыхатель Тахво Кеннонен, да что там, он просто велел ей собираться и следовать за ним. И это в то время, как Ихалайнен, подобно героям Толкина, оказался вовлеченным в миссию. А миссии ведь требует времени. Это вам не за спичками бегать к соседям!

Потрясение Ихалайнена сродни шоку Бильбо Беггинса, вернувшегося из похода и обнаружившего Лобелию Саквил-Беггинс, выносящую ложки и мебель из его уютного домика под горой. Только здесь вор прихватил и его женушку! Поразительно, как быстро решаются дела в Финляндии. Если еще кто-то при мне вздумает называть финнов флегматичными, я стукну его лопатой пониже спины.
/Интересно, как много реплик из фильма отыщет мой читатель при внимательном просмотре фильма и прочтении статьи?/

Конечно, здесь Гайдай опять получает вожжи бразды правления в свои руки, так как следует бессловесная (и сильно затянутая) сцена погони. Чистая беннихилловщина. Кстати, не в первый раз бросается в глаза небрежность «мастера»: некоторые реплики актеров оставлены без озвучки. Рот открывают, как рыбы, а слов нет. И таааак сойдет.

Тахво не остается внакладе, но мы волнуемся, как там Ихалайнены после такого-то скандала! Оба супруга обижены, и есть за что. Но сельскохозяйственный подход выручает Антти и здесь, и вот муж и жена одной сатаной парятся во все примиряющей финской бане. И то, что Ихалайнен принес в коробке одну только спичку, и то обгорелую, уже не имеет значения.

Бесконечно симпатичная история заканчивается, но еще долго мы улыбаемся доброму и теплому воспоминанию о милых, искренних и трудолюбивых жителях Липпери и Йоки, которых мы теперь знаем лучше, чем соседей по многоквартирному дому. Пусть у них растет сочная трава, и доится черная корова, которая недавно отелилась, а работы будет столько, что кости затрещат!

Источник

За спичками (19 стр.)

— И чего же это она, дура, побежала не в Липери, а в Кийхтелюс?

Антти тоже удивился, почему лошадь не пошла по направлению к дому.

Некоторое время бежали молча, но потом вопрос-насчет лошади выяснился, когда Юсси вспомнил:

— Так ведь она родом из Кийхтелюса… Кеттунен ее именно там выменял.

Теперь они бежали тише. Юсси продолжал сердиться:

— Дрянного сорта эта кобыла… Недаром Кеттунен держал ее на цепи… Он боялся, что она убежит в Кийхтелюс.

Тут он стал сердиться на Кеттунена, который надул его в этой сделке — дал ему такую лошадь, которая тоскует, по старому дому, н не предупредил его об этом, Юсси бежал и бранился:

— Чертов сын, этот Кеттунен!

Они бежали дальше, Юсси все более сердился на Кеттунена:

— И главное, он ничего мне не сказал, что она любит махать хвостом…

Запыхавшийся Антти бормотал:

Юсси продолжал злиться:

— Он под сбруей держал ее хвост, чтоб она не махала им… А когда я спросил его об этом, так он мне сказал — шлея длинная, от этого и хвост под ней.

— Соврал, людоед… А ведь и шлея-то была самая обыкновенная, не длинная! — сказал Юсси и тотчас добавил:

— Этот бешеный поросенок визжит у меня за спиной так, будто сам себя жрет. А ну перестань, нечистая твоя сила, визжать, а не то я как тресну тебя об стенку, так что и хвостика от тебя не останется!

Наконец Антти устал. Задыхаясь, он остановился у дома купца Ахокаса и сказал Юсси:

Юсси остановился и, шумно, дыша, вытер рукавом куртки пот со лба.

— Нет, мы ее не догоним, — с пыхтеньем простонал Антти. — Надо взять лошадь, чтоб догнать.

— Откуда же мы возьмем лошадь? — спросил Юсси.

— Да возьмем хоть с этого двора.

— Так ведь она чужая, — с сомнением сказал Юсси, но Антти ответил:

— Да мы же ее обратно приведем, когда поймаем нашу кобылу.

Во дворе купца Ахокаса стояло несколько запряженных лошадей. Светлый мерин Партанена из местечка Муло был, пожалуй, наилучший. И поэтому Антти сказал:

— Давай возьмем этого мерина.

Юсси согласился на это и стал даже поторапливать Ихалайнена:

— Скорей садись в телегу и посмотри, есть ли там кнут.

Вскоре наши липерцы поехали по дороге в Кийхтелюс. Юсси продолжал негодовать на свою кобылу:

— Если б бежала трусцой моя окаянная лошадь, мы бы уже поймали ее. Но ведь она, конечно, прет у меня полным галопом.

И он так жестоко рассердился на свою кобылу, что в сердцах хлестнул мерина вожжами по спине и взревел:

— А ну, давай беги, льняная твоя грива! Или ты собираешься дрыхнуть на дороге?

И он снова вожжами хлестнул мерина. Мерин помчался полной рысью, и тогда Юсси стал нахваливать его и вместе с тем порицать свою кобылу:

— Вот этот не взмахивает хвостом, как моя чертова лошаденка. А я-то еще овсом ее кормил!

— Интересно знать, чей это мерин?

— Не знаю. Но мерин красивый, с пышной гривой, — ответил Юсси и снова рысью погнал его.

Некий Партанен, из местечка Муло, приехал в Йоки свататься. Но так как у него имелась овчина для продажи, то он и заехал сначала к купцу Ахокасу.

Продав овчину, Партанен оставил свою лошадь во дворе у купца, а сам пошел к местному жителю Матикайнену, чтоб узнать у него, какую сумму можно получить за домик Кайсы, вдовы Макконена.

Этот Партанен был, видите ли, вдовец, и он хорошо знал Кайсу.

И вот теперь Партанен, разузнав у Матикайнена цену домика, возвращался со своей разведки. Однако на пути он встретил случайно Пекку Туртиайнена, которого он незадолго до этого попросил быть сватом, на тот, конечно, случай, если цена за домик Кайсы окажется подходящей.

Пекка спросил у Партанена:

— Ну как, побывал у Матикайнена?

— Ну, и сколько, он сказал, домик стоит?

— Четыре тысячи, он говорит, можно получить за него. А если заново покрыть крышу, тогда можно и все пять тысяч получить, — радостно улыбаясь, сообщил Партанен.

— Тогда пойдем, буду тебя сватать.

Партанен задумчиво сказал:

— По-моему, лучше этого случая ничего не будет. К тому же и Кайса здоровая бабенка, и никаких фокусов за ней не водится. Да и детей у нее нет, как, например, у вдовы Копонена.

Пекка Туртиайнен сказал:

— Ну, так давай пойдем к Кайсе… Только погоди минутку, я схожу в лавку, куплю махорки.

Благодаря этой встрече Партанену довелось увидеть своего пышногривого мерина. Ведь Пекка Туртиайнен разговором задержал его настолько, что он не успел свернуть на другую улицу до появления липерцев.

Партанен беседовал еще со своим сватом, когда послышался грохот телеги, и пышногривая лошадь пронеслась по улице. Партанен от неожиданности прищурил свои глаза, но тут, убедившись, что он не ошибся в том, что видит, воскликнул:

— Ха! Глядите, моя лошадь!

Антти взмахнул хлыстом. Юсси крикнул:

— Прочь с дороги! Едем кобылу ловить…

— Эй, человек, поберегись! — крикнул Антти Партанену, который выбежал на дорогу.

Через мгновение Партанен, уцепившись руками за гриву своего мерина, закричал:

— Прочь, браток, иначе мы не поспеем за кобылой! — крикнул Юсси. Это он крикнул прямо угрожающе.

— Прочь с дороги: или ударю сейчас кнутом! — взревел Антти и поднял кнут для удара.

Тут Партанен закричал еще громче:

— Помогите. Полицию сюда. Тпру-у… Стой, мерин. Эй, Пекка, кричи громче!

— Полиция! Полицию сюда! — закричал Пекка Туртиайнен.

Как раз полицейский оказался рядом, так как он шел покупать материю на брюки. Все полицейские принадлежности были при нем. А кроме того, он держал в руке сапоги, которые только что приобрел.

Полицейский тотчас вмешался в спор, возникший между Партаненом и липерцами. Но липерцы сразу заметили, что полицейский держит сторону Партанена. Полицейский спросил липерцев:

— Я не знаю! — откровенно ответил Юсси.

Обратившись к липерцам, полицейский строго спросил: — Где вы взяли эту лошадь?

— Гм, с одного двора, — ответил Антти.

— Не знаем, — в сбою очередь ответил Юсси.

— Я оставил мою лошадь во дворе у купца. Они украли ее оттуда, — сказал Партанен.

— Не ври, — вскричал. Юсси, для которого слово «украли» было подобно удару хлыста.

Антти вопросительно крикнул:

— Да разве мы. похожи на-разбойников?! А?

— А-а! — злобно передразнил его Партанен.

— Не акай, чертова морда! — свирепо крикнул Юсси и взмахнул концами вожжей, чтоб ударить Партанена. Но тот отскочил.

— Не бей, слышишь, олух! — заорал Партанен. И Юсси в ответ ему завопил: — А коли ударю, так что будет!

— Но, но, — успокоительно сказал полицейский, но Юсси и ему крикнул сердцах:

— И ты у меня не нокай, а лучше иди своей дорогой!

Полицейский, правда, пытался разобраться в этом происшествии, но толку не получилось, потому что все причастные к этому делу орали во весь голос и переругивались между собой, И к тому же в дело вмешались Пекка Туртиайнен и четыре школьника. Поэтому полицейский сказал:

— Это такое запутанное дело, что тут надо в участок идти, чтоб разобраться.

И он, спокойно взяв лошадь под уздцы, повел ее по направлению к полицейскому участку.

Липерцы сидели з телеге. Партанен шел сзади. Поросенок визжал в мешке под сиденьем телеги. А четыре школьника и Пекка Туртиайнен замыкали шествие. Липерцы были смущены происшествием. Юсси спросил у полицейского:

— Куда ты нас везешь?

— Везу, куда надо. А ну, держи вожжи получше, а то они путаются в ногах у лошади! — приказал полицейский.

Юсси с сомнением сказал:

— Да разве в этой стороне Кийхтелюс?

— Сиди спокойно, — снова приказал полицейский. — Никакого Кийхтелюса не нужно тебе, а нужно то, что здесь у нас для тебя приготовлено.

В то время в должности начальника полицейского участка был некий Антти Тахванаянен, старший сын купца из Аккала.

Вообще как полицейский он был довольно добродушный человек. Он умел по-человечески обращаться с подчиненными, потому что в студенческие годы ему довелось узнать, что такое полицейский участок, По этой причине он, так сказать, освоил свою профессию. И даже недавно, переодетый в штатский костюм, ездил в Выборг — обследовать состояние полицейских учреждений.

И хотя он и был известен своей мягкосердечностью, однако его терпение иссякло, когда он снова увидел в своем заведении наших липерцев.

— Ах, это вы опять тут? — раздраженно крикнул Тахванайнен.

— Да, это мы, — подтвердил Юсси сей неопровержимый факт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *