Никогда не о чем не жалей стихи
Андрей Дементьев. Никогда ни о чём не жалейте
***
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.
Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.
Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам – усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…
Не жалейте, что вам не досталось их бед.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте –
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте –
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Андрей Дементьев — Никогда ни о чем не жалейте: Стих
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.
Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.
Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…
Не жалейте, что вам не досталось их бед.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.
Анализ стихотворения «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку» Дементьева
В жизни каждого человека рано или поздно наступают моменты переосознания, переосмысления пройденного жизненного маршрута. Наверное, именно с помощью таких моментов рефлексии к человеку приходит мудрость. Поэты в большинстве своем не исключение, и они вдохновляются этими моментами. В поэтическом мире можно встретить немало произведений, посвященных именно осмыслению прошлого. К таким смело можно отнести и стихотворение Андрея Дементьева «Никогда ни о чем не жалейте».
Центральным героем в произведении выставляется сам автор, его стих – это послание читателю, обобщенному адресату. Уже с первых строк он обращается с напутствием «Никогда ни о чем не жалейте». С высоты своего опыта, прожитых лет, он напутствует, призывает не оглядываться на прошлое, потому что оно прошло, и без него не было бы того настоящего, что имеется сейчас. Прошлое не поддается никакому изменению, оно уже свершилось, его можно только переосмыслить и отпустить, порвав с ним «непрочную нить».
Автор призывает не жалеть о добрых поступках и свершениях, как бы они не обернулись читателю в итоге. Он высказывает свое отношение к добру и злу, к гениальности и простоте. Он учит в любом случае оставаться терпимым, прощать обиды, упреки и зло. Ведь если не зацикливаться на прошлом, то жизнь в настоящем заиграет куда более яркими и чистыми красками. Каждый человек в глазах поэта уникален по-своему, и все, что происходит в жизни каждого – не зря, потому что все находится в тесной взаимосвязи. Именно эту взаимосвязь поэт подчеркивает в своем произведении, и это является одним из главных посылов всего стихотворения.
В качестве средств выразительности автор прибегает к метафорам (скомкав грусть, озеро души), олицетворению (надежды, как птицы), использует антитезы – «поздно или рано ушли», «случилось или случиться не может». Не пренебрегает поэт и иронией («не жалейте, что вам не досталось их бед»). Особое внимание уделяется точным смыслам, нежели средствам выразительности. Автор предпочитает говорить с читателем прямо, без витиеватых сравнений, и его метафоры понятны практически каждому. Строфы объединены анафорами, лишь третья строфа выбивается из общего анафорического ритма, подчеркивая, возможно, главный посыл поэта.
Автор использует четырехстопный анапест и обращается к читателю в дружеской беседе, что подчеркивается выбранным стихотворным размером, чередованием мужской и женской рифмы, а нужный ритм задается рифмой перекрестной. Мысль автора разворачивается от строфы к строфе, что позволяет определить жанр не только как стихотворение-послание, но и как стансы.
Никогда ни о чём не жалейте в догонку
Андрей Дементьев
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.
Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.
Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство.
Не жалейте, что вам не досталось их бед.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Никогда не о чем не жалей стихи
НИ О ЧЕМ НЕ ЖАЛЕЙТЕ
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку!
Если то, что случилось, нельзя изменить,
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.
Никогда не жалейте о том, что случилось,
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы парили б в душе.
Я живу открыто.
Не хитрю с друзьями.
Для чужой обиды
Не бываю занят.
От чужого горя
В вежливость не прячусь.
С дураком не спорю,
В дураках не значусь.
В скольких бедах выжил.
В скольких дружбах умер.
От льстецов да выжиг
Охраняет юмор.
Против всех напастей
Есть одна защита:
Дом и душу настежь.
Я живу открыто.
В дружбе, в буднях быта
Завистью не болен.
Я живу открыто.
Как мишень на поле.
Я ненавижу в людях ложь,
Ту, что считают безобидной,
Ту, за которую мне стыдно,
Хотя не я, а ты мне лжёшь.
Я ненавижу в людях ложь,
Я негодую и страдаю,
Когда её с улыбкой дарят,
Так, что сперва не разберёшь.
Я ненавижу в людях ложь,
От лжи к предательству полшага,
Когда-то всё решала шпага,
Но для тебя тот стиль негож.
Я ненавижу в людях ложь,
Я не приемлю объяснений,
Ведь человек, как дождь весенний,
А как он чист, весенний дождь!
НЕ СМЕЙТЕ ЗАБЫВАТЬ УЧИТЕЛЕЙ.
Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый год не шлём им поздравлений
И в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами.
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей.
— Я жить без тебя не могу,
Я с первого дня это понял.
Как будто на полном скаку
Коня вдруг над пропастью поднял.
— И я без тебя не могу.
Я столько ждала! И устала.
Как будто на белом снегу
Гроза мою душу застала.
Сошлись, разминулись пути,
Но он ей звонил отовсюду.
И тихо просил: «Не грусти. »
И тихое слышалось: «Буду. »
Однажды на полном скаку
С коня он свалился на съемках.
— Я жить без тебя не могу,—
Она ему шепчет в потемках.
— Я жить без тебя не могу. —
Он ей улыбался устало,
— А помнишь на белом снегу
Гроза тебя как-то застала?
Прилипли снежинки к виску.
И капли росы на ресницах.
Я жить без тебя не смогу,
И значит, ничто не случится.
МЫ РЕЧИ ПРОИЗНОСИМ
Бывает,
Что мы речи произносим
У гроба
По написанной шпаргалке.
О, если б мертвый видел,
Как мы жалки,
Когда в кармане
Скорбь свою приносим.
И так же радость
Делим иногда,
Не отрывая взгляда
От страницы.
Еще бы научиться нам
Стыдиться.
Да жаль,
Что нет шпаргалки
Для стыда.
Отцы,
Не покидайте сыновей!
Не унижайте их подарком к дате…
Всё можно изменить в судьбе своей,
Но только сыновей не покидайте.
Пока малы.
За них в ответе мать
От первых слёз
И до вечерней сказки.
Но как потом им будет не хватать
Мужской поддержки
И отцовской ласки.
Им непременно надо подражать
Своим отцам
На то они и дети.
Родную руку молча подержать,
Уйти с отцом рыбачить на рассвете.
Обида вас настигнет иль любовь
Не уходите…
Вы им всех дороже.
Ведь в жилах сыновей — отцова кровь.
И заменить её уже никто не сможет.
Ты ищешь меня
Только в дни одиночества.
Когда никого —
Ни в душе, ни вблизи.
А мне утешать тебя
Больше не хочется,
Хоть это и любят
У нас на Руси.
И я не хочу заполнять
Этот вакуум —
Меж будущим счастьем
И счастьем былым.
Ты ждешь, чтоб мы вместе
Грустили и плакали.
А радостный день
Для тебя неделим.
ПЕСНЯ О МОЕМ ГОРОДЕ
Ты над Волгой поднялся, мой город старинный,
Нестареющий мой, с детства милый мне дом.
Над тобою по осени — плач журавлиный,
Над тобой по весне — застоявшийся гром.
Здесь на площади Ленина в братской могиле,
В самом центре твоем, под тяжелой плитой
Спят солдаты, что жизнью тебя заслонили,
Спят солдаты, навеки оставшись с тобой.
Здесь столетние липы листвою полощут.
И, еще не остыв от военной беды,
Чьи-то матери молча приходят на площадь,
И чужие невесты приносят цветы.
Я тебя не сравню с городами другими,
Пусть красивые есть города на земле.
Только где бы я ни был — шепчу твое имя,
И всегда, ты всегда откликаешься мне.
Откликаешься песней над волжскою синью,
Что уносят с собою на юг журавли.
Город мой, ты — частица великой России,
И дороже ее нет на свете земли!
Когда я возвращаюсь в Тверь.
Когда я возвращаюсь в Тверь,
Где столько пережил и прожил,
Мне кажется — я открываю дверь,
Чтоб оказаться снова в прошлом.
Пройду по улице родной,
Где отчий дом давно разрушен.
И Волга чистою волной
Омоет память мне и душу.
И наложив на грусть запрет,
С друзьями давними побуду.
И вдруг ступлю на старый след,
И возвращусь в былое чудо.
Когда я приезжаю в Тверь,
Душа моя восторгом полнится.
И все — от дружбы до потерь —
Живет во мне, болит и помнится.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя.
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо – научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.
Ушла любовь,
А мне не верится.
Неужто вправду целый век
Она была моею пленницей?
И вот решилась на побег.
Ушла любовь забрав с собою
И грустный смех и добрый взгляд.
В душе так пусто, как в соборе,
Когда в нем овощи хранят
В зоопарке в просторном вольере
Жили львы со своим вожаком.
Тосковали по воле, хирели…
А кому хорошо под замком?!
Но вожак их судьбою доволен,
Потому что был в львицу влюблен.
Родилась она в той же неволе,
Где когда-то родился и он.
Лев хранил ей хозяйскую верность,
Как водилось средь львов испокон.
И под взглядом рычащих соперниц
Он делился с ней лучшим куском.
Только львица его не любила.
И боясь своего естества,
Разомлела однажды от пыла
Молодого и наглого льва.
И вожак уступил…
Но не сила
Повелела ему уступить.
Царь зверей – он привык жить
красиво.
Он позволил другому любить.
Увезли вожака из вольера…
Врач сказал удивленно:
— Инфаркт.
Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён
Сергеем Соболевским.
Его любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась.
Остались боль и ярость.
Да шум великосветский,
Что так ему постыл.
К несчастью, Соболевский
В тот год в Европах жил.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён.
К несчастью, Натали
Была так близорука,
Что, не узнав супруга,
Растаяла вдали.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён.
Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперёд Данзас
И заслонил поэта.
И слышал только лес,
Что говорит он другу.
И опускает руку
Несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести
Так поступить не смел.
Остался он на месте.
И выстрел прогремел.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён.
Никогда ни о чем не жалейте. /Андрей Дементьев/
Читает Виктор Астраханцев
* * * * * Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.
Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.
КТО РАНЬШЕ СКАЗАЛ «Э»?
(О литературном заимствовании)
Образ жизни в страшной душевной пустоте для Блока не случаен. В несколько измененном виде он проявляется также и в стихах «Шаги командора»
Эти словообразы «бездомный, бездонный» являются особенностью поэтического мышления А.Блока и входят в ядро его поэтического словаря. Несколько тому примеров:
= …В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны. (Ветер принес издалека)
= Как в годы юности, не знаю
Бездонных чар твоей души. ( ВячеславуИванову )
= Двадцатый век. Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла … (Два века)
= И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу. (Незнакомка)
= Как страшно! Как бездомно (Обман)
= Я пронесу тебя над бездной,
Её бездонностью дразня. (Демон)
= Мы бездомны бессемейны, бесчинны, нищи — что же нам терять? (Интеллигенция и революция).
Маргарита Алигер вобрала в свои стихи всю строку Блока, заменив только слова «Жизнь пустынна» словом «всё»:
= А до Камы от Медона
Все бездомно и бездонно =
и наполнила бездну блоковского одиночества реалиями жизни М.Цветаевой:
= Нет ни адреса, ни крова.
Нет ни голоса, ни слова.
Нет ни дочери, ни мужа.
Только ужас, только стужа. =
Очень сильные и точные стихи!
В своем стихотворении Виолетта пследует тем же путем, повторив строчку М.Алигер,
и переставив слова местами:
= В движении медленного лета,
В излучинах кувшинных дней,
В узорах солнечного света
На согнутой руке моей,
В глазах бездонных и бездомных
В усталости к исходу дня,
В слезе, скатившейся с иконы,
Есть только Бог. Но нет тебя. =
В сетевой поэзии последнего десятилетия встречается множество вариаций использования сочетания «бездомный – бездонный». Очень уж привлекателен этот полнозвучный образ, позволяющий придавать ему разнообразный характер.
От попыток выражения тоски и печали:
= Грусть моя бездонная, любовь бездомная
Бродягой ходит по земле. =( из песни Стаса Пьехи)