Никколо макиавелли считал что государь при управлении подданными должен
Никколо макиавелли считал что государь при управлении подданными должен
Трубка Войны запись закреплена
Советы, которые давал правителям Макиавелли
1. Государь должен не угождать народу, а заботиться о благополучии государства.
2. «Из всех зверей пусть государь уподобиться двум: льву и лисе. Лев боится капканов, лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков».
3. Главное же для государя – вовремя сменить тактику, образ действий, согласно изменившейся ситуации.
4. Государь должен обладать такими качествами, как бережливость, решительность, доблесть; должен действовать жестоко, когда это необходимо, но не упорствовать в своей жестокости.
5. Государю следует проявлять бесстрашие, великодушие, основательность и твёрдость, потому что именно эти качества уважают в правителях
6. Качествами, которых стоит избегать, Макиавелли считает легкомыслие, нерешительность, изнеженность и малодушие.
7. Государь должен твёрдо идти к своей цели, полагаясь и рассчитывая только на свои силы и способности, не опираясь на какие либо устоявшиеся правила (например, кодекс чести или религиозные заповеди), остерегаясь союзников (к которым легко попасть в зависимость), а так же изворотливых и хитрых приближенных, которые могли бы занять его место.
8. Государь должен заботится, прежде всего, не об интересах народа, а именно о поддержки народа, не потакая ему, а вызывая его уважение.
10. Государь должен слушать советы и воспринимать их, но «только тогда, когда он того пожелает, а не когда того желают другие»
Никколо макиавелли считал что государь при управлении подданными должен
5.2.1. Трактовка власти и управления Н. Макиавелли
Одним из первых идеологов нарождающихся рыночных отношений был Никколо Макиавелли (1469–1527) – итальянский гуманист, государственный деятель и дипломат, писатель.
Получив хорошее образование, Н. Макиавелли начал активную политическую деятельность в 1498 г., спустя несколько лет после восстановления республики во Флоренции и изгнания семьи Медичи, правившей городом почти в течение 60 лет. Он был избран секретарем Второй канцелярии, а позже – Совета десяти, отвечавшего за дипломатические переговоры и военные дела. В течение десяти лет Н. Макиавелли выполнял множество поручений флорентийского правительства, ездил с посольствами в различные итальянские государства, Францию и Германию, вел переписку, составлял отчеты и доклады по вопросам текущей политики, о положении дел в Италии и Европе. Опыт государственного человека и наблюдения дипломата, а также изучение трудов античных писателей помогли Н. Макиавелли при разработке его политических и социальных концепций. После возвращения Медичи к власти во Флоренции в 1512 г. Н. Макиавелли, игравший существенную роль в правительстве республики, оказался в опале. Он удалился в свое поместье в Сант Андреа в Перкуссине около Флоренции и начал писать трактаты, принесшие ему мировую славу. В ноябре 1520 г. был призван во Флоренцию, где получил должность историографа.
Основные работы. Н. Макиавелли написал достаточно много разнообразных по своему содержанию и форме трудов: политических трактатов, рассуждений, диалогов, пьес, поэм, биографий и исторических книг. Наиболее известные из них: «Государь» (работа была начата в 1513 г., но опубликована только в 1532 г., уже после смерти Н. Макиавелли), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», трактат «О военном искусстве», комедия «Мандрагора», многотомный труд «История Флоренции».
Во второй половине XX в. значительно возрос интерес к работам Н. Макиавелли со стороны политологов, историков и, конечно, специалистов по менеджменту. В его произведениях можно обнаружить идеи, составляющие в настоящее время систему практического управления. В наиболее известной работе «Государь» содержатся отдельные высказывания, рекомендации и афоризмы, посвященные вопросам лидерства, мотивации, принципам стратегического управления, тактики ведения бизнеса в условиях иностранного государства. Работа считается одной из «книг, сотворивших современный менеджмент»[78].
В своих трактатах Н. Макиавелли освободил политику от церковной идеологии и акцентировал внимание на необходимости изучения действительности. По его мнению, политика – это наука и искусство, т. е., с одной стороны, умение глубоко анализировать реальную ситуацию, теоретически осмысливать ее и находить правильное решение, а с другой – искусная тактика для воплощения теории
в практику. Именно это лежит в основе современного менеджмента.
Хотя «Государь» является трактатом о роли, месте и значении главы государства, центральная тема работы – проблема власти как неотъемлемого компонента человеческих отношений.
В современных условиях большинство утверждений и рекомендаций, касающихся принципов деятельности и характеристик правителя, справедливы по отношению к менеджерам.
Основы теории Н. Макиавелли. Теория Н. Макиавелли строится на нескольких основополагающих постулатах, к которым относятся нижеприведенные:
• наличие в стране сильной государственной власти;
• предпочтение «смешанной формы государства», в которой сочетаются демократический, аристократический и монархический элементы власти, т. е. при создании и реформировании государств необходимо применение принципов единовластия, а для поддержания государственной власти – принципов республиканского правления;
• политика – «опытная наука», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее;
• освобождение политики от религиозных догм и принципов морали[79];
• норма политического действия – положение «Цель оправдывает средства»;
• неприкосновенность частной собственности, жилища и семьи граждан государства;
• четкое деление подданных государя на знать и народ, причем народ – гораздо бо́льшая сила, чем знатные подданные;
• достижение равновесия между знатью и народом как одна из важнейших задач мудрого правителя.
Принципы установления власти и управления. Многие советы Н. Макиавелли представляют интерес для руководителей современных компаний. В III главе трактата «Государь» при описании принципов установления и удержания власти Н. Макиавелли сформулировал ряд требований, которым целесообразно следовать руководителям и менеджерам современных компаний, открывающим филиалы в другой стране или поглощающим иностранные фирмы. Он писал: «…если завоеванная страна отличается от унаследованной по языку, обычаям и порядкам, то тут удержать власть поистине трудно, тут требуется и большая удача, и большое искусство.
И одно из самых верных и прямых средств для этого – переселиться туда на жительство… Ибо только живя в стране, можно заметить начинающуюся смуту и своевременно ее пресечь, иначе узнаешь о ней тогда, когда она зайдет так далеко, что поздно будет принимать меры»[80]. По сути, здесь речь идет о том, чтобы руководители высшего звена управляли по распространенному сейчас принципу «руководства на месте». Это предполагает управление такими методами, при которых руководители выходят из своих кабинетов с целью ознакомления с реальными процессами на производстве и на рынках сбыта. Эта идея управления активно продвигается на Западе такими учеными, как П. Друкер, Т. Питерс и Р. Уотерман.
Кроме того, Н. Макиавелли подчеркивал: «…если не хочешь подвергать разрушению город, привыкший жить свободно, то легче всего удержать его при посредстве его же граждан… делая им добро, постепенно завоевывая их расположение… государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут». Говоря современным языком, он указывал, что для руководителя важно налаживать хорошие отношения с коллективом.
Н. Макиавелли сформулировал ряд принципов, в соответствии с которыми необходимо управлять государствами. В работе они представлены не в виде последовательного изложения, а разбросаны по разным главам. Кратко их можно свести к десяти основным положениям:
1. Государь должен трезво оценивать обстоятельства, в своей политике опираться на средние слои. Он должен твердой рукой укреплять свою власть, не сковывая себя моральными нормами, если это диктует ситуация. Он должен решительно и своевременно подавлять недовольство.
2. Государь должен выказывать себя покровителем дарований, привлекать к управлению одаренных людей, оказывать почет тем, кто отличился в каком-либо ремесле или искусстве. «Он должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут, другие – открывали торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами; более того, он должен располагать наградами для тех, кто заботится об украшении города или государства. Он должен также занимать народ празднествами и зрелищами в подходящее для этого время года»[81].
4. Государь должен творить добро, насколько это возможно, и зло – насколько это необходимо. Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой.
5. Государь «не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив, так чтобы излишняя доверчивость не обернулась неосторожностью, а излишняя недоверчивость не озлобила подданных»[82].
6. Государь должен нести всю ответственность за состояние государства, за сохранение и укрепление власти. Он должен больше уделять внимания правлению, мудрому и умелому, рассчитывая при этом прежде всего на свое умение управлять государством и на созданное войско, а не на судьбу.
7. Принимая управленческие решения, государь должен взвешивать, у какого из них меньше недостатков, и брать его за основу, ибо совершенно безупречных решений не бывает: «Наименьшее зло следует почитать благом». При этом государь должен возлагать неугодные подданным, непопулярные дела на других, а угодные – выполнять самостоятельно.
8. Государь должен тщательно подходить к выбору советников и помощников. Первая ошибка или, наоборот, первая удача правителя – это выбор советников. Хороши они или плохи, «зависит от благоразумия государей. Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность… Министр, в чьих руках дела государства, обязан думать не о себе, а о государе, и не являться к нему ни с чем, что не относится до государя»[83]. Выбрав хороших советников, государь должен стараться удержать их преданность с помощью богатства и почестей.
9. Государь должен уделять много внимания отношениям с народом. Он должен свято охранять неприкосновенность частной собственности и участвовать в собраниях.
10. Государь должен учитывать принцип относительности управления: выбор средств соотносится с ситуацией, оценка результата – со средствами, наконец, всё вместе – цель, средства, ситуация – должно соотноситься между собой.
Таким образом, Н. Макиавелли изложил своеобразный кодекс поведения и действий государя, которые должны быть направлены на повышение его авторитета внутри страны и за рубежом, на прославление его имени, добродетелей и доблестей. С поправкой на современность большинство из представленных принципов управления применимо и сейчас.
Качества государя. В трактате «Государь» Н. Макиавелли много внимания уделял исследованию проблем лидерства и характеристике на этой основе качеств, которыми должен обладать государь (менеджер). По мнению Н. Макиавелли, успех не зависит от удачи или гениальности, своим происхождением он обязан «счастливой проницательности».
Н. Макиавелли обрисовал многосторонний облик нового государя. Его основные качества:
1. Преобладание общих государственных интересов над частными, общеполитических целей – над любыми другими. Именно это определяет характер психологии нового государя.
2. Хорошее образование. Кроме того, государь «должен читать исторические труды, при этом особо изучать действия выдающихся полководцев, разбирать, какими способами они вели войну, что определяло их победы и что – поражения, с тем, чтобы одерживать первые и избегать последних»[84].
3. Законопослушность и деятельность. «Мудрый государь должен соблюдать все описанные (в стране) правила, никогда не предаваться в мирное время праздности, ибо все его труды окупятся, когда настанут тяжелые времена, и тогда, если судьба захочет его сокрушить, он сумеет выстоять под ее напором».
4. Отсутствие разрушающих пороков. Государь должен быть примером для подражания. «Благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же – воздерживаться по мере сил, но не более»[85].
5. Сила и хитрость. Государь «должен усвоить то, что заключено в природе и человека (решение проблем с помощью законов), и зверя (решение проблем с помощью силы), он должен совместить в себе обе эти природы, ибо одна без другой не имеет достаточной силы… Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана»[86]. Н. Макиавелли подчеркивал, что лучший способ достичь цели – быть вооруженным до зубов хитростью.
6. Гибкость и умение подстраиваться под ситуацию: «Государи должны обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам и… если возможно, не избегать честного пути, но в случае необходимости прибегать и к бесчестным средствам».
7. Сочетание щедрости и бережливости. Н. Макиавелли советовал государю не бояться прослыть скупым, поскольку те государи, которые стремились быть очень щедрыми, за короткое время тратили все свои богатства и были вынуждены поднимать уже существующие и устанавливать новые налоги, что вело к ненависти со стороны подданных.
8. Реализм и умение держать данное слово.
9. Наличие основных добродетелей: милосердия, верности, прямодушия, человечности и благочестия.
Рассмотрев основные качества, которыми должен обладать новый государь, Н. Макиавелли подчеркивал: «…государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими. Дерзну прибавить, что обладать этими добродетелями и неуклонно им следовать вредно, тогда как выглядеть обладающим ими – полезно… Внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо»[87].
Никколо Макиавелли часто называют основоположником западного менеджмента. В нём видят создателя одного из самых эффективных лидерских стилей, специалиста по управлению, теоретика социального конфликта. В учебной и научной литературе по управлению упоминаются четыре утверждения Н. Макиавелли, которые, по мнению Р. Ходжеттса, оказали наибольшее влияние на развитие менеджмента[88]:
1) авторитет, или власть лидера, основывается на поддержке сторонников;
2) подчиненные должны знать, чего они могут ожидать от своего лидера, и понимать, чего он ожидает от них;
3) лидер должен обладать волей к выживанию;
4) лидер – всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.
Таким образом, научные труды Н. Макиавелли оказали значительное влияние на формирование управленческой науки. Хотя работа «Государь» и не может рассматриваться как практическая рекомендация или инструкция монархам, в то же время в ней изложены отдельные советы по управлению, пополнившие багаж теоретических знаний о нём.
[78] Крейнер С. Библиотека избранных трудов о бизнесе. Книги, сотворившие менеджмент / пер. с англ. А. Трактинский. Москва : Олимп-Бизнес, 2005. С. 183–185.
[79] Именем Н. Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы и пренебрежении нормами морали.
[80] Макиавелли Н. Государь : сочинения. Москва : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 2001. С. 51–52.
[81] Макиавелли Н. Государь : сочинения. Москва : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 2001. С. 111.
[83] Там же. С. 112–113.
[85] Макиавелли Н. Государь : сочинения. Москва : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 2001. С. 89.
[88] Кравченко А. И. История менеджмента. Москва : Академический проект, 2002. С. 48–49.
Выходные данные учебного пособия:
Тайная доктрина обладающих властью. Книга, о которой все знают, но мало кто читал
Есть книги, которые, кажется, присутствуют во властных кабинетах в обязательном порядке. Когда-то это были многотомники «классиков марксизма-ленинизма». Теперь, увы, куда чаще, чем Библия, у людей власти на почётном месте встречается книга Никколо Макиавелли «Государь». Откуда такая любовь российских «элитариев» к трудам итальянца, жившего в далёком XVвеке?
Автор самого известного учебника для властей предержащих Никколо Макиавелли родился во Флоренции 3 мая 1469 года и прожил 58 лет, что для человека, занимавшегося «госслужбой» и политикой в кровавые времена эпохи Возрождения (когда не столько художественные шедевры создавали, сколько резали, травили и завоёвывали друг друга), можно считать долголетием. Вершиной его карьеры стал пост секретаря канцелярии Флорентийской республики, отвечавшего за дипломатические связи, – практически пост министра иностранных дел. Но был в 1512-1520 годах в его карьере перерыв, вызванный принудительной отставкой и даже арестом с допросами на дыбе. Освободившись по амнистии, Никколо удалился в деревню и именно там, в сельской тиши, написал книги, обессмертившие его имя. Самая известная из них носит название «Государь».
Злодейство обладает величием
Книгу эту и сегодня одни считают практическим руководством по захвату и удержанию власти, другие – апофеозом цинизма и жестокой практичности, несовместимой с христианскими и просто человеческими принципами. Кто прав? Как ни странно, и те, и другие.
Дитя своей эпохи, Макиавелли считал смыслом и целью власти – само достижение и обладание властью, а главным достоинством государя – умение её удержать и расширить, применяя любые доступные методы. Ибо «Власть – есть возможность ни в чём себе не отказывать». При этом, по его мнению,
правление, главным образом, заключается в том, чтобы твои подданные не могли и не желали причинить тебе вред. А это достигается тогда, когда ты лишишь их любой возможности как-нибудь тебе навредить или осыплешь их такими милостями, что с их стороны будет неразумием желать перемены участи.
Поскольку с «осыпанием милостями» у государей всегда проблемы, предпочтительным является управление через страх, ибо «Люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх».
Люди же (народ), в понимании Макиавелли, заведомо злы, изменчивы и непорядочны: «Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость». И именно исходя из этого к ним отношения должен подчинять их своей воле государь, используя для этого любые методы, пусть даже противоположные христианской морали.
Люди не умеют быть ни достойно преступными, ни совершенно хорошими; злодейство обладает известным величием или является в какой-то мере проявлением широты души, до которой они не в состоянии подняться,
Обладающий же таким «величием злодейства» сильный человек может и должен стремиться к обладанию властью и удержанию её любыми средствами. «Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности». Это единственная возможность сохранить власть и уцелеть самому, поскольку «Человеку, который желает при всех обстоятельствах пребывать добродетельным, остаётся лишь гибнуть среди множества тех, кто недобродетелен».
Принципиальный отказ от использования власти для делания добра, если только благодеяния народу не делаются ради, как сказали бы сегодня, «политического пиара», – ключевая мысль Макиавелли в том, что касается основы властвования.
Власть, основанная на любви народа к диктатору, – слабая власть, ибо зависит от народа, власть, основанная на страхе народа перед диктатором, – сильная власть, ибо зависит только от самого диктатора.
Надо ли удивляться, что огромное число властолюбцев последующих веков нашли в данных подходах не только технологию удержания власти, но и своего рода самооправдание по известному принципу «это не я плохой, это время такое»?
Нам вождя недоставало…
Был ли Макиавелли таким уж откровенным циником, поучающим тиранов тому, как им способнее захватить и удержать власть? Вовсе нет. В других его трудах – «История Флоренции» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» он выглядит скорее республиканцем. Так в чём же дело? А дело в том, что книга «Государь» написана им, как сказали бы теперь, – аналитиком и политологом, с вполне конкретной целью и для вполне конкретного лица. Откуда и проистекают стиль и аргументация.
Будучи патриотом Италии, разорванной волею судеб и честолюбием государей на королевства, герцогства и торговые города-республики, он страстно мечтал об объединении своей Родины. Пусть даже под рукой жестокого и беспринципного, но умного тирана. Эпоха, которую у нас идеализируют под именем Ренессанса, была временем поистине жутким: ситуативные союзы, интриги, предательство как норма, перевороты, измены и грабежи наёмных войск… Богатые города-государства Италии то и дело попадали под чьё-нибудь иноземное владычество: Франция, Испания и Священная Римская империя грызлись за жирный итальянский кусок, подобно волкам.
Макиавелли считал, что, чем враждующие мелкие правители, уж лучше пусть будет сильный, пусть даже лишённый совести государь во главе единой страны. Италия буквально умывалась кровью, и потому её объединение под властью циничного тирана Макиавелли полагал наименьшим из зол.
«Государь» официально посвящён Макиавелли Лоренцо Медичи по прозвищу Великолепный, флорентийскому правителю. Однако есть версия, что Макиавелли при этом имел в виду совсем другого государя – герцога Чезаре Борджиа, сына Папы Римского Александра VI.
Столкнувшись с Чезаре в качестве посланника Флорентийской республики, Макиавелли был восхищён его потенциалом властителя, умением управлять и добиваться своего любыми, самыми беззастенчивыми методами, сочетая «силу льва и хитрость лисы». Макиавелли писал:
Борджиа обладает одним из самых важных атрибутов великого человека: он умелый авантюрист и знает, как использовать выпавший ему шанс с наибольшей для себя выгодой.
Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости.
Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может.
Право же, странно было ожидать, чтобы инструкция, вдохновлённая тираном-честолюбцем, использовала некие возвышенные мотивации о любви, долге и служении Богу и народу. Даже пытаясь сподвигнуть государя к чему-то доброму, Макиавелли приходилось маскировать это его же корыстным интересом: «Лучшая крепость та, что построена на любви народа», притом что «Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими».
Современный «макиавеллизм» в политике
В чём же причина запредельной популярности книги «Государь» у нынешних людей власти? Увы, мне кажется, объясняется это прежде всего близостью их духовной сущности и нравственного уровня к тому самому Чезаре Борджиа, торговавшему церковными должностями, мастеру предательства и человеку в высшей степени безнравственному. Однако аппетиты современных властолюбцев не подкрепляются, как правило, его способностями и волей. Потому, прочитав «Государя», они пребывают в убеждении, что обрели некие секретные технологии, открывающие доступ к «успешности» и «кормлению от должности», что, собственно, и является их целью.
Власть воспринимается ими не как служение или долг, а как выигрышный лотерейный билет, которым надо как можно более выгодно для себя, любимого, воспользоваться. Поэтому всё написанное в»Государе» понимается ими буквально и буквально реализуется. Оглянитесь вокруг и приложите к действиям «элит» макиавеллиевские цитаты – всё более чем узнаваемо.
Чтобы меньше вреда приносили обиды – их наносят много и часто. Благодетельность становится эффективной долгие лета, если её растянуть по времени и в пространстве.
Гораздо вернее внушить страх, чем быть любимым.
Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные – исполнять сами.
Узнаваемо, не правда ли? Словно про наше время написано. А уж макиавеллиевский принцип подбора кадров не из безупречно достойных людей, а напротив, из таких, на ком есть «крючки», дёргая за которые ими можно манипулировать, – это и вовсе «альфа и омега» современной кадровой политики.
Макиавелли, кстати, прекрасно это понимал и именно поэтому с горечью писал: «После смерти я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населён одними нищими, монахами и апостолами». Про депутатов, президентов, губернаторов и олигархов он просто ещё не знал, а то бы список этот был изрядно дополнен…
Управлять или властвовать?
Возможно ли, в принципе, в наши дни и в нашей стране властвовать и управлять по Макиавелли? Властвовать – наверно, да. Управлять же – нет. По крайней мере – в нашей Русской цивилизации. В Православии власть изначально воспринималась не «подарком судьбы», с которым делай что хочешь, а весьма сложным и ко многому обязывающим служением.
Помните евангельскую притчу про трёх рабов, которым хозяин, уходя, оставил на хранение по таланту серебра? По возвращении его выяснилось, что один на свой талант приобрёл десять, а другой – пять талантов. Третий же хранил порученное богатство, зарыв в землю, и был за это наказан, хотя, вроде бы, сохранил и не прогулял. Почему? Да потому, что талант серебра открывал перед ним возможности, а он ими не воспользовался. Притча, естественно, не о приумножении богатства, а о том, что каждому из нас Бог даёт некий дар – одному силу, другому ум, третьему способности, четвёртому власть… И спрос конечный с человека будет в том числе за то, как он этим даром воспользовался. К власти это относится в полной мере – пожалуй, даже больше, чем к остальному. Потому что от обладающего властью зависит, будет ли возможность реализовать свой дар у других.
Поэтому те, кто читают Макиавелли, принимая его советы буквально и воспользовавшись ими, пытаясь обладать «властью ради власти», никогда не будут восприниматься властью легитимной в народном понимании. В глазах народа они всегда будут проходимцами и временщиками. Потому что в нашей культуре «уПРАВлять» – от слова «ПРАВДА».
Ибо в русской и западной культурных традициях ответ на заданный две тысячи лет назад вопрос «Что есть истина?» принципиально разный. В Западной цивилизации истинно то, что приносит практический результат (пользу, выгоду, достижение цели). В Русской – истинно то, что соответствует Правде Божьей. На этом вся культура и ментальность наша заложена, даже у самых махровых атеистов.
Простим старину Макиавелли, который этого не понимал. А читать его будем, конечно. Хотя бы для того, чтобы чётко понимать, где проходит граница между УПРАВЛЕНИЕМ и ВЛАСТВОВАНИЕМ.