Никколо макиавелли государь о чем

Государь

Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть фото Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть картинку Никколо макиавелли государь о чем. Картинка про Никколо макиавелли государь о чем. Фото Никколо макиавелли государь о чем

«Государь» Никколо Макиавелли – одна из самых известных и в то же время неоднозначных книг о политике, а точнее – об идеальном образе политического деятеля. Трактат долгое время был запрещен католической церковью, настолько скандальными и спорными казались рассуждения автора. Возможно, современному читателю мысли Макиавелли уже не покажутся столь неоднозначными, ведь многие его постулаты нашли отражение в истории XX века. Тем важнее прочитать эту книгу. Если же у вас нет времени на то, чтобы ознакомиться с полной версией трактата, предлагаем вам начать с краткого варианта, изложенного простым и понятным языком.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Краткое содержание трактата

Государь — главный предмет рассуждения Макиавелли и центральный политический образ, созданный им в трактате. Предварительно рассмотрев, какие бывают типы государств(«республики либо управляемые единовластно»,) дав исторические примеры их различных вариантов, Макиавелли переходит к проблеме политической власти и прежде всего тех условий, которые позволяют ее завоевать, а завоевав, — удержать.

Далее он целиком сосредоточился на личности правителя. Макиавелли оправдывает политика, действующего по обстоятельствам, сохраняющего верность слову, являющего милосердие, но в душе всегда готов к тому, «чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны…». Говорит о времени, которое позволяет или препятствует достижению успеха, а именно успех есть мера доблести. Макиавелли не видит в современной ему истории человека, достойного овладеть властью. Поэтому он готов согласиться даже на то, чтобы ее осуществил недостойный, каковой и послужил прототипом для его трактата, — Чезаре Борджиа, герцог Валентине. Сын папы Александра Шестого, он являл собой пример самого жестокого, напористого и до поры до времени удачливого политического авантюриста. После смерти папы судьба, правда, отвернулась от Чезаре, обрекая его на гибель, а государство, создаваемое им с таким мастерством и такой кровью, — на крушение. Макиавелли был непосредственным свидетелем того, как это государство рождалось в войнах, ибо по поручению Флорентийской республики не раз сопровождал войска герцога Валентине, в своих донесениях не раз предупреждал, насколько тот опасен и коварен. При жизни бывший для Макиавелли политическим противником, Чезаре после своей смерти станет тем оригиналом, с которого будет списан портрет идеального современного государя.

Автор показывает реалистические качества, которыми обладали и обладают реальные правители. Рассматривая щедрость и бережливость, Макиавелли замечает, что те государи, которые стремились быть щедрыми, за короткое время тратили все свои богатства. Макиавелли советует государю не бояться прослыть скупым. Ведя речь о таких качествах, как жестокость и милосердие, Макиавелли сразу же пишет, что «каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким».

Тем не менее, для удержания власти правителю приходится проявлять жестокость. Если стране грозит беспорядок, то государь просто обязан не допустить этого, даже если придется учинить несколько расправ. Зато по отношению к многочисленным подданным эти казни станут актом милосердия, поскольку беспорядок принес бы горе и страдания именно им. Из-за этой части произведения Макиавелли обвинили в призыве к жестокости и в неразборчивости в выборе средств.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть фото Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть картинку Никколо макиавелли государь о чем. Картинка про Никколо макиавелли государь о чем. Фото Никколо макиавелли государь о чем

Мир как воля и представление. Афоризмы житейской мудрости. Эристика, или Искусство побеждать в спорах

Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть фото Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть картинку Никколо макиавелли государь о чем. Картинка про Никколо макиавелли государь о чем. Фото Никколо макиавелли государь о чем

Людвиг Витгенштейн, 1922

Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть фото Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть картинку Никколо макиавелли государь о чем. Картинка про Никколо макиавелли государь о чем. Фото Никколо макиавелли государь о чем

Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть фото Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть картинку Никколо макиавелли государь о чем. Картинка про Никколо макиавелли государь о чем. Фото Никколо макиавелли государь о чем

Рассуждения о методе. Начала философии. Страсти души (сборник)

Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть фото Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть картинку Никколо макиавелли государь о чем. Картинка про Никколо макиавелли государь о чем. Фото Никколо макиавелли государь о чем

Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть фото Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть картинку Никколо макиавелли государь о чем. Картинка про Никколо макиавелли государь о чем. Фото Никколо макиавелли государь о чем

Гилберт Кит Честертон, 1925

Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть фото Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть картинку Никколо макиавелли государь о чем. Картинка про Никколо макиавелли государь о чем. Фото Никколо макиавелли государь о чем

Алхимия. Руководство по изготовлению философского камня

Николас Фламель, 1418

Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть фото Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть картинку Никколо макиавелли государь о чем. Картинка про Никколо макиавелли государь о чем. Фото Никколо макиавелли государь о чем

Пифагорейские Золотые стихи с комментарием Гиерокла

Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть фото Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть картинку Никколо макиавелли государь о чем. Картинка про Никколо макиавелли государь о чем. Фото Никколо макиавелли государь о чем

Ключевые идеи книги: Государь. Никколо Макиавелли

Smart Reading, 2020

Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть фото Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть картинку Никколо макиавелли государь о чем. Картинка про Никколо макиавелли государь о чем. Фото Никколо макиавелли государь о чем

О героическом энтузиазме

Джордано Бруно, 1585

Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть фото Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть картинку Никколо макиавелли государь о чем. Картинка про Никколо макиавелли государь о чем. Фото Никколо макиавелли государь о чем

Создавая будущее: Оккупации, вторжения, имперское мышление и стабильность

Источник

20 цитат из «Государя» Никколо Макиавелли

Нельзя назвать и доблестью убийство сограждан, предательство, вероломство, жестокость и нечестивость: всем этим можно стяжать власть, но не славу

Пять столетий эта книга остается одним из главных трактатов о власти, государстве и политике. Никколо Макиавелли закончил свой труд в 1513 году, но текст был опубликован лишь в 1532-м, спустя пять лет после смерти автора. В конце 60-х годов XVI века католическая церковь внесла «Государя» в список запрещенных произведений, но интерес к этому «интеллектуальному бестселлеру» только подогрелся. Макиавелли выступал сторонником сильной власти и не гнушался советовать правителям вещи, кажущиеся сегодня циничными и даже дикими.

Но если сделать скидку на эпоху, в которой жил автор, и вчитаться в текст, то в «Государе» можно найти и много полезных вещей, интересных не только для сильных мира сего.

Мы выбрали 20 цитат из знаменитого трактата:

За малое зло человек может отомстить, а за большое — не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести.

Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.

Как могут двое поладить, если один подозревает другого, а тот в свою очередь его презирает.

Когда же настали тяжелые времена, они предпочли бежать, а не обороняться, понадеявшись на то, что подданные, раздраженные бесчинством победителей, призовут их обратно. Если нет другого выхода, хорош и такой, плохо лишь отказываться ради него от всех прочих точно так же, как не стоит падать, полагаясь на то, что тебя поднимут.

Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум — выдающийся, второй — значительный, третий — негодный.

Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.

Что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх.

Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого. Что опять-таки естественно и закономерно, так как завоеватель притесняет новых подданных, налагает на них разного рода повинности и обременяет их постоями войска, как это неизбежно бывает при завоевании.

Люди же таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям, поэтому народ еще больше расположится к государю, чем если бы сам привел его к власти.

Победа никогда не бывает полной в такой степени, чтобы победитель мог ни с чем не считаться и в особенности — мог попрать справедливость.

Всегда отыщется повод для мятежа во имя свободы и старых порядков, которых не заставят забыть ни время, ни благодеяния новой власти.

Если мне возразят, что многие уже были государями и совершали во главе войска великие дела, однако же слыли щедрейшими, я отвечу, что тратить можно либо свое, либо чужое. В первом случае полезна бережливость, во втором — как можно большая щедрость.

Однако же нельзя назвать и доблестью убийство сограждан, предательство, вероломство, жестокость и нечестивость: всем этим можно стяжать власть, но не славу.

Люди мстят либо из страха, либо из ненависти.

Поистине страсть к завоеваниям — дело естественное и обычное; и тех, кто учитывает свои возможности, все одобрят или же никто не осудит; но достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям какой угодно ценой.

Других же советников не бывает, ибо люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.

Все вооруженные пророки побеждали, а все безоружные гибли.

Если основания не заложены заранее, то при великой доблести это можно сделать и впоследствии, хотя бы ценой многих усилий зодчего и с опасностью для всего здания.

Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и на их женщин.

Источник

Краткое содержание трактата «Государь» (Н. Макиавелли)

Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть фото Никколо макиавелли государь о чем. Смотреть картинку Никколо макиавелли государь о чем. Картинка про Никколо макиавелли государь о чем. Фото Никколо макиавелли государь о чем

Для любителей серьезной литературы можем порекомендовать читать краткое содержание трактата «Государь» – знаменитого труда флорентийского государственного деятеля Н. Макиавелли. Это фундаментальное произведение XVI века о сущности политики, методах управления государством, ведении войны и мн. др. Трактат известного итальянца привел к возникновению особого термина в политологии – макиавеллизм.

Главные герои

Автор – Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.), гражданин Флоренции, более десяти лет состоящий на службе правительства Флорентийской республики. После ее крушения уехал в собственное поместье, где до конца жизни занимался литературной работой.

Лоренцо II Медичи – глава Флоренции в 1513-1519 гг., герцог Урбинский (с 1516 г.). Молодой итальянский правитель, который, согласно надежде Макиавелли, может стать идеальным государем.

Государь – идеальный образ, созданный Макиавелли. Великий правитель, сочетающий «силу льва и хитрость лисицы». Жестокий и коварный, абсолютно беспринципный государь, озабоченный лишь сохранением собственной власти. Внушает страх как врагам, так и собственному населению. Рассматривает войну в качестве естественного и необходимого для любого правителя занятия.

Краткое содержание

В предисловии автор обращается к правителю Флоренции – Лоренцо Медичи. Ему он посвящает свой труд, в которым делится своим богатым опытом государственного управления.

Глава I. Сколько видов бывает государств и как они приобретаются

Глава II. О наследственном единовластии

Легче всего удержать власть правителям, чей род правит государством на протяжении многих лет (или веков). Подданные привыкли к правящей династии и будут поддерживать ее в борьбе даже с более могущественными претендентами.

Глава III. О смешанных государствах

Смешанные государства представляют собой такие государства, в состав которых вошло новое владение. Завоевание часто осуществляется очень легко: подданные думают, что новый правитель окажется лучше старого, и охотно его поддерживают. Однако, они быстро разочаровываются в своих надеждах. Новый правитель вводит налоги, налагает на население повинности по содержанию своего войска.

В качестве примера автор приводит захват Милана Людовиком XII и быстрое изгнание его войск из города герцогом Лодовико Моро. Французскому королю удалось вновь захватить Милан и удерживать его на протяжении двенадцати лет, пока против Франции не выступила коалиция итальянских городов – Святая Лига.

Легче всего удержать завоеванные земли, если их население говорит на языке завоевателей. Яркий пример – включение в состав Франции Бретани, Бургундии, Нормандии и Гаскони. В этом случае главная задача завоевателя заключается в том, чтобы как можно быстрее искоренить прежний правящий род, сохранив при этом действующие законы и обычаи.

Если же население завоеванных земель говорит на другом языке и придерживается других обычаев, удержать его в повиновении очень сложно. В таком случае завоеватель может переселиться на захваченную территорию. Там ему будет легче осуществлять суд над мятежниками и внушать страх и уважение новым подданным. Таким образом поступил турецкий султан, когда перенес столицу империи в Грецию.

Неразумно оставлять на захваченных землях огромное войско. Его содержание дорого обойдется государственной казне, приведет к разорению покоренного народа и будет служить поводом к новым бунтам.

По мнению автора, хорошим средством является создание колоний на завоеванной территории. Колонии не требуют больших расходов и способствуют установлению дружеских контактов между бывшими врагами.

Завоеватель должен поддерживать до разумных пределов слабые соседние государства и не допускать усиления могущественных соперников, которые тоже могут попытаться проникнуть на недавно захваченные территории. Сильного соперника могут призвать недовольные новой властью жители. В эпоху Античности этим часто пользовались римляне при расширении своей империи.

Римляне вообще придерживались всех названных автором правил: создавали колонии, поддерживали слабые греческие полисы, всячески стремились не допустить усиления могущества Македонии.

Римляне также понимали, что если войны нельзя избежать, лучше начать ее как можно раньше на чужой территории.

Людовик XII, вступив на территорию Италии, действовал наперекор всем разумным правилам. Завоевав Ломбардию, он значительно повысил свой авторитет среди правителей итальянских городов, которые увидели в нем защитника от венецианцев и других захватчиков. Вместо того чтобы упрочить свое положение, Людовик XII помог римскому Папе захватить Романью, а затем отдал часть Неаполитанского королевства Испании. Тем самым он усилил могущественных соперников.

Автор выделяет пять главных ошибок Людовика XII: изгнание мелких итальянских правителей (которые и так признавали его могущество и хотели стать союзниками); усиление Папы; призвание в Италию испанского короля; отказ от переезда в Италию и создания там колоний.

В результате папские и испанские владения в Италии значительно расширились, а французский король потерял Ломбардию. Из этого автор делает общий вывод: «горе тому, кто умножает чужое могущество».

Глава IV. Почему царство Дария, завоеванное Александром, не восстало против преемников Александра после его смерти

Автор рассматривает пример империи Александра Македонского, в которой после смерти великого завоевателя сохранилась власть его наместников. Он сразу оговаривается, что существуют два основных типа единовластных государств. В первом государь назначает на высшие должности своих преданных слуг, которые всем ему обязаны и рассматриваются населением в качестве государственных чиновников. Во втором правитель опирается на древние знатные роды баронов. Эти мелкие правители ведут собственные династии. Они лишь признают верховную власть, но сохраняют определенную независимость и пользуются большим уважением у местного населения.

В качестве двух ярких примеров этих типов государств автор приводит современные ему Турцию и Францию. Турецкий султан обладает непререкаемой верховной властью и по собственному желанию назначает правителей (своих рабов) в разные провинции. Французский король значительно ограничен в правах многочисленной знатью, имеющей разные привилегии.

Султан пользуется единодушной поддержкой населения. Его империю трудно завоевать. Это можно сделать, лишь разбив в бою основное турецкое войско. Однако удержать империю легко. После устранения всех членов рода султана вряд ли кому-либо удастся увлечь народ на восстание.

Франция гораздо уязвимее. В среде высшей знати всегда есть недовольные властью короля. Эти мятежные бароны готовы поддержать любого завоевателя в целях усиления собственной власти. Если существование знатных родов облегчит завоевание Франции, то оно же усложнит удержание верховной власти. Бароны будут представлять постоянную угрозу для единовластного правителя.

Персидская империя по государственному устройству напоминала современную автору Турцию. Как только Александр Македонский разгромил главную армию Дария, все население империи с готовностью признало нового правителя. Его преемники прочно удерживали власть на местах, пока не начали воевать между собой.

Современная Франция, по мнению автора, похожа на Римскую империю в период активных завоеваний. В состав империи одна за одной входили обширные новые провинции, где существовали свои правящие династии. Постепенно население этих провинций привыкало к римским наместникам (своеобразным баронам) и впоследствии даже поддерживало их в междоусобных войнах.

Глава V. Как управлять городами или государствами, которые, до того как были завоеваны, жили по своим законам

Автор считает, что существует три главных способа удержать в повиновении подобные города или государства: полное уничтожение; перенесение столицы на завоеванную территорию; назначение наместников из числа местных жителей, которые были бы признательны завоевателю за передачу власти.

Первый способ часто применяли римляне (разрушение Карфагена, Капуи и некоторых греческих городов). Они же пробовали сохранить самоуправление в подвластных греческих полисах. Подконтрольные олигархические режимы создавали спартанцы в Афинах и Фивах.

Автор считает, что нужно принимать во внимание образ правления, который существовал в городе или государстве до завоевания. Население, привыкшее к единоличной власти, быстро признает нового правителя. В городах-республиках ненависть к завоевателю может сохраняться долгие годы, поэтому лучшим способом является их полное разрушение или перенос в эти города столицы.

Автор приводит в пример «величайших мужей» в истории: библейского Моисея, легендарного римского царя Ромула, персидского царя Кира, греческого героя Тезея. Им удалось совершить великие дела, с одной стороны, благодаря «милости судьбы», с другой, за счет своей «доблести».

Перед этими людьми стояла очень трудная задача: замена старых, веками установленных порядков, новыми. Им пришлось столкнуться с ожесточенным сопротивлением и одержать победу, лишь применив силу. Автор полностью оправдывает применение силы великими «преобразователями»: «вооруженные пророки побеждали, а… безоружные гибли».

Лишь проявив «доблесть», великий человек может преодолеть все препятствия и добиться своего. Осуществив главную цель, он добивается могущества и многолетнего покоя.

Из менее известных исторических личностей автор выделяет тирана Сиракуз Гиерона, который по воле случая возглавил сиракузское войско и, благодаря своей «доблести», сумел стать единовластным правителем города.

Очень непрочно положение тех правителей, который получают власть в виде подарка или путем подкупа. Не обладая «доблестью», они не готовы и не способны к такому возвышению, поэтому быстро теряют власть и могущество.

В качества противоположных примеров автор приводит Франческо Сфорца и Чезаре Борджиа. Первый был по «милости судьбы» назначен главнокомандующим миланским войском. Благодаря своей «доблести», Сфорца удержал власть и стал единоличным правителем Милана.

Чезаре Борджиа захватил Романью с помощью своего отца (папы Римского Александра VI Борджиа) и посланного французским королем военного отряда. Чезаре всеми силами старался укрепить свое положение. Он расправился с главарями враждебных партий и переманил на свою сторону их сторонников.

Чезаре проводил хитрую политику в завоеванной Романье. Сначала он назначил в эту область свирепого наместника, а затем публично казнил его за жестокость. Тем самым он создал среди части покоренного населения образ справедливого правителя.

Автор лично знал Чезаре и находил в его действиях лишь одну ошибку – избрание папой Римским Юлия II, который в прошлом был «обижен» Александром Борджиа.

Глава VIII. О тех. кто приобретает власть злодеяниями

Автор выделяет отдельный случай прихода человека к власти в республиках путем совершения преступлений. Знаменитый пример из истории – действия Агафокла. По его приказу во время общего собрания были убиты члены сената и самые знатные граждане Сиракуз. После этого кровавого преступления Агафокл, не встречая никакого сопротивления, стал тираном города.

Автор осуждает такой метод захвата власти и не может причислить Агафокла к великим людям, хотя в качестве тирана он прославился рядом побед над карфагенянами.

В современную автору эпоху некий Оливеротто перебил во время пира именитых граждан Фермы, после чего установил единоличную власть в городе и продолжил расправы. Через год он попал в руки Чезаре Борджиа и был убит.

Между двумя схожими примерами есть существенное отличие. Агафокл проявил жестокость лишь однажды. Захватив власть, он хорошо относился к подданным и заслужил их любовь и уважение. Оливеротто же не остановился на одном злодеянии. Ежедневными расправами над неугодными людьми он вызвал ненависть у всех жителей Фермы.

Глава IX. О гражданском единовластии

Еще один особый случай утверждения единовластия – передача государю власти знатью или народом. Эти две силы всегда противостоят друг другу. Одна из них может выбрать из своей среды правителя и наделить его особыми полномочиями для защиты от противной стороны.

В любом случае выбранному таким образом государю следует в первую очередь заручиться поддержкой народа, что гарантирует прочность его положения. На знать положиться нельзя, потому что в ее среде всегда существует несколько враждебных группировок, преследующих противоположные цели.

Глава X. Как следует измерять силы всех государств

Под силой государства автор подразумевает способность правителя содержать такое войско, которое может вступить в бой с любым неприятелем. В противном случае государь вынужден укрываться за крепостными стенами.

Государство остается сильным, если его города хорошо укреплены и способны выдержать длительную осаду. Наглядным для автора примером являются немецкие города-крепости. Своей неприступностью они отбивают желание начинать безнадежную осаду у любого врага.

Глава XI. О церковных государствах

Своеобразное положение занимают церковные государства, где власть правителей освящена религией и поэтому никем не оспаривается.

Автор, естественно, имеет в виду Папскую область. В недавнем прошлом папы Римские не обладали нынешним могуществом. В Италии им противостояли Франция, Венеция, Милан, Неаполь и Флоренция. В самом Риме шла непримиримая борьба между двумя баронскими партиями – Колонна и Орсини.

Ситуация изменилась после восшествия на папский престол Александра VI Борджиа. Ему удалось расширить папские владения и усмирить баронов. При Юлии II к Папской области была присоединена Болонья и одержана победа над Венецией, а французы были изгнаны из Италии.

Новый папа Лев X получил в «наследство» могущественное церковное государство. Автор надеется, что его ждет великое будущее.

Глава XII. О том, сколько бывает видов войск, и о наемных солдатах

Основу могущества любого государства составляет его войско. Автор выделяет четыре основных типа войск: наемное, союзническое, собственное и смешанное.

Первые два являются самыми ненадежными и даже опасными. Наемники идут на войну исключительно ради жалования. Они охотнее занимаются грабежом мирного населения, чем боевыми действиями. Большинство наемников – плохие солдаты, которые неизбежно потерпят поражение. Среди них есть и профессионалы, но они еще более опасны, так как рано или поздно сами захотят захватить власть.

В истории и современной автору эпохе есть немало примеров подобного коварного поведения. Призванные карфагенянами наемники чуть не захватили сам Карфаген. Приглашенный фиванцами Филипп Македонский подчинил себя их город. Франческо Сфорца, поступивший на службу к миланцам, заключил против них союз с неприятелем.

Собственные войска воюют гораздо эффективнее, что подтверждается успехами спартанцев, римлян и венецианцев.

Современную автору Италию наводнили наемные войска во главе с кондотьерами. Они не приносят никакой пользы, избегают опасности и стремятся лишь к собственному обогащению.

Глава XIII. О войсках союзнических, собственных и смешанных

Самыми опасными являются союзнические войска. Призванные на помощь, они подчиняются только своему государю и в случае победы могут из союзников превратиться в завоевателей. Яркий исторический пример – призвание в Грецию турок императором Византии, что положило начало османским завоеваниям в Европе.

Промежуточное положение занимает смешанное войско, примером которого служит французская армия. Она состоит из собственной кавалерии и наемной швейцарской пехоты. Такое войско достаточно боеспособно, но ставит французов в зависимость от швейцарцев.

Даже незначительное привлечение наемников рано или поздно приведет к разложению собственной армии, а в итоге – всего государства. Упадок и гибель Римской империи напрямую связаны с наймом на военную службу варваров.

Глава XIV. Как государь должен поступать касательно военного дела

Главной задачей любого правителя автор считает постоянное совершенствование военного искусства. Война является основным способом разрешения спорных вопросов между государствами. К тому же знание государем военного искусства позволяет ему удерживать власть и внушать уважение и страх своим поданным.

Военными упражнениями мудрый правитель должен заниматься и в мирное время. Большое значение имеют учения, позволяющие избежать возможных ошибок в будущих сражениях. Государь обязан вырабатывать в себе навыки правильного расположения войск в различных местностях.

Правителю будет полезно подробно изучать и анализировать знаменитые исторические сражения и брать в пример деяния великих полководцев: Александра Македонского, Цезаря, Кира и т. д.

Глава XV. О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают

Автор считает, что к государю неприменимы общепризнанные понятия добра и зла, добродетели и порока. Он должен руководствоваться одной главной целью – удержанием власти. Эта цель оправдывает все средства.

Глава XVI. О щедрости и бережливости

Щедрый государь может заслужить любовь подданных, но она будет недолговечна. Рано или поздно богатство истощится, что вызовет злобу в привыкшем к подаркам народе.

Автор уверен, что щедрость правитель должен проявлять, когда он находится на пути к власти. Тем самым ему удастся заручиться поддержкой населения и обрести новых сторонников. Достигнув власти, государь должен стать бережливым и не бояться прослыть скупым. Сбереженные средства пригодятся ему в будущем, особенно при начале незапланированной войны.

Глава XVII. О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх

Государь, по мнению автора, не должен опасаться прослыть жестоким. Расправы над противниками намного «милосерднее» беспорядка, который при излишней мягкости правителя может охватить все государство.

Государь должен внушать подданным страх, а не любовь. Только угроза неотвратимого наказания может удержать людей в повиновении. В то же время правитель должен внимательно следить за тем, чтобы страх не превратился в ненависть. Нельзя карать людей безо всякой причины, только по собственной прихоти.

Очень важно проявлять жестокость во время военных действий. В критические моменты только так можно добиться беспрекословного подчинения солдат и сохранить их боеспособность.

Глава XVIII. О том, как государи должны держать слово

Автор признает, что честные правители заслуживают уважение друзей и врагов. Однако все без исключения люди склонны к обману. История содержит огромное количество примеров, когда великие правители нарушали самые твердые обещания и клятвы, если это приносило им пользу.

Государь, заботящийся о сохранении собственной власти, должен быть готов в любой момент нарушить данное им слово. В своих действиях ему нужно проявлять «силу льва и хитрость лисицы».

Полезно лишь выглядеть для большинства образцом верности, честности и милосердия, но в действительности быть готовым преступить закон и воспользоваться любыми средствами. Величие конечного результата в глазах черни (составляющей большинство) затмит все неблаговидные поступки государя.

Яркий пример представляет собой папа Римский Александр VI, который все жизнь совершал обманы, но считался «милостивым, искренним, благочестивым» человеком.

Глава XIX. О том, каким образом избегать ненависти и презрения

Для любого государя существуют две главные опасности: внешняя и внутренняя. Его власти могут угрожать сильные соседи и тайные заговоры среди подданных. Внешняя опасность устраняется с помощью хорошего войска и удачных военных действий. Чтобы избежать внутренней опасности, государь не должен вызвать у населения ненависть или презрение к себе.

Правитель должен выглядеть в глазах народа твердым, решительным и справедливым. Любое его решение не может кем-либо осуждаться. Государю полезно становиться на сторону народа и защищать его от угнетения знатью. В то же время он должен угождать знати, препятствуя возникновению тайных врагов в своем ближайшем окружении.

Автор приводит в пример краткие обзоры жизни различных римских императоров, которым приходилось угождать не столько народу, сколько войскам. Некоторые римские императоры заслужили ненависть за чрезмерную жестокость, другие – презрение за излишнюю мягкость и милосердие.

Из всех перечисленных императоров автор с большим уважением отзывается о Луции Септимии Севере, который «вел себя то как свирепейший лев, то как хитрейшая лиса», смог добиться всеобщего уважения и внушил подданным страх.

Глава XX. О том, полезны ли крепости, и многое другое, что постоянно употребляют государи

Придя к власти, разные правители вооружали или разоружали подданных; старались внести раскол в лагеря своих политических противников; разрушали существующие или возводили новые крепости.

Автор считает, что все эти действия могут быть по-своему эффективны в зависимости от ситуации. Однако в действительности они полностью теряют свое значение, если государь не стремится к главной задаче – внушить населению уважение и страх, не возбудив при этом ненависти к себе.

Глава XXI. Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали

Почтение подданных государь может заслужить великими деяниями и поступками, главными из которых являются военные победы. В случае войны между соседями он всегда должен принять чью-либо сторону. Попытка остаться в стороне от конфликта неизбежно приведет к попаданию в зависимость от победителя.

В мирной жизни повелитель должен оказывать покровительство наукам, ремеслам, искусствам; защищать подданных от притеснений; награждать людей, проявивших себя на каком-либо поприще.

Для расположения к себе простого народа государь должен устраивать массовые праздники и зрелища, «украшая» подобные мероприятия своим присутствием.

Глава XXII. О советниках государей

Государь должен с большой осмотрительностью выбирать своих ближайших помощников и людей, которых он назначает на главные государственные должности. Очень часто народ выносит мнение о правителе, судя по его способности подобрать себе умных советников.

Глава XXIII. Как избежать льстецов

Государь не должен поддаваться льстивым речам своих советников, а заставлять их высказывать всю правду. Каждый советник, так или иначе, заботится о собственном благе. Мудрый правитель выслушает все советы и примет единственно правильное решение.

Глава XXIV. Почему государи Италии лишились своих государств

Главную причину потери власти итальянскими правителями автор видит в несоблюдении установленных им правил. Одни мало заботились о собственном войске, полагаясь на наемников и союзников. Другие не смогли вызвать уважение к себе в народе. Третьи вызвали озлобление в среде знати.

Глава XXV. Какова власть судьбы над делами людей и как можно ей противостоять

Автор убежден, что слепая судьба и случай распоряжаются людьми лишь наполовину, оставляя им возможность проявить собственную «доблесть». Любые удары судьбы можно если не предотвратить, то по крайней мере смягчить.

Мудрый и осмотрительный государь способен предугадать, что его ждет в будущем, и принять соответствующие меры. Успех ему, конечно, не гарантирован, но лучше проявить «натиск», чем всецело покориться изменчивой фортуне.

Глава XXVI. Призыв овладеть Италией и освободить ее из рук варваров

В заключение автор вновь обращается к Лоренцо Медичи со страстным призывом освободить Италию от иностранцев (швейцарцев и испанцев). Он просит правителя Флоренции воспользоваться его советами, создать и возглавить новое непобедимое итальянское войско и избавить дорогое отечество от ненавистных завоевателей.

Закончил историко-филологический факультет. Восемь лет проработал в театре. Последние три года работаю в интернете, специализируясь на статьях по литературной и исторической тематикам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *