Никитский бульвар 13с1 что здесь
Как отремонтируют фасад дома полярников на Никитском бульваре
В 2021 году Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы запланировал обновление фасада исторического здания на Никитском бульваре (дом 9), известного как дом полярников. Эти работы являются частью масштабной региональной программы капитального ремонта.
В стиле сталинского неоренессанса
Изначально это был доходный дом графини Н.А. Шереметевой, построенный в 1901 году архитектором Александром Мейснером и перестроенный в 1936–1937 годах по заказу Главсевморпути архитектором Евгением Иохелесом в стиле сталинского неоренессанса. Это один из наиболее изящных примеров предвоенной советской архитектуры. Здание увенчано широким карнизом и выходит на бульвар практически симметричным фасадом. Левое крыло чуть развернуто к плоскости фасада и отличается размером и формой окон.
Евгений Иохелес включил в проект небольшой дореволюционный доходный дом, органично вписав его в больший масштаб нового строительства. Он отстоял также и строгие формы фасада, отказавшись от рекомендованных фигур пингвинов и белых медведей. Дом строили для семей исследователей и покорителей Арктики, которых в то время почитали так же, как три десятилетия спустя космонавтов. В разные годы здесь проживали семь героев Советского Союза, в том числе летчик Анатолий Ляпидевский, получивший первым эту награду.
Архитектор смог радикально изменить фасад и внутренний план старого строения, под углом которого из-за геометрии Никитского бульвара в этом месте оказалась основная часть нового дома. Благодаря центральному объему и двум боковым здание смотрится симметрично. Стены завершает широкий карниз.
Дом полярников выделяется в застройке Бульварного кольца. Ризалиты (декоративная часть фасада, которая выступает за пределы основной части здания на уровне крайних этажей) оформили галереями с геометрическим рисунком на стенах. Центральный объем дома украшают лоджии и пилястры с капителями, позволяя членить высокий фасад. Его основная часть покрашена в бежевый цвет, контрастно выделяя охристо-красноватые стены лоджий. Стены украшены геометрическим орнаментом.
Как реставрируют исторические дома
Лучший способ сохранять здание — регулярно его ремонтировать. В среднем через четверть века каждому из них необходим капитальный ремонт, потому почти все московские дома попадают в региональную программу капитального ремонта. Исключений немного: дома под снос, реконструкцию, включенные в программу реновации, а также дома, где меньше трех квартир.
В домах-памятниках специалисты подрядных организаций столичного Фонда капитального ремонта дарят вторую жизнь фасадам и фундаменту, подвалам и крыше, а также меняют инженерные коммуникации и проводят комплексный капремонт подъезда. Не всегда восстановление такого дома занимает больше времени, чем ремонт обычной многоэтажки. Например, на смену труб и коммуникаций уходит одинаковое время. Но некоторые работы, характерные именно для домов-памятников, требуют особого подхода. В первую очередь это касается обновления исторического фасада, особенно если на нем много элементов декора.
При формировании столичной программы капремонта были учтены возраст жилых домов, сроки эксплуатации лифтов, годы реконструкции и предыдущего капремонта, состояние внутренних инженерных систем и потребность в обновлении. Исходя из этих данных, инженерные системы многоэтажек Москвы были распределены по капитальным трехлеткам. За год до проведения работ владельцы квартир получают уведомления о проведении капремонта, включающие предложения по составу работ. Благодаря удобному цифровому сервису увидеть список систем с распределением по предлагаемым годам капремонта можно даже с собственного смартфона.
После получения уведомления о приближающемся капремонте собственники должны провести общее собрание, чтобы определить сроки и состав работ.
Капитальный ремонт в многоквартирном доме-памятнике — это сложный процесс. Такой ремонт требует тонкого баланса между техническими требованиями к современным зданиям и сохранением уникальности объекта. Например, в доме-памятнике нельзя ставить пластиковые окна или менять исторически присущий цвет.
Метод и технологии ремонта дома-памятника определены в проектно-сметной документации, которая проходит государственную экспертизу и согласовывается с городским Департаментом культурного наследия, который обеспечивает надзор.
По итогам проведения конкурентных процедур определяется подрядная организация из числа лицензированных Минкультуры России, которой предстоит выполнить работы в рамках капремонта.
На объектах культурного наследия не применяется общая схема ремонта. Строители всегда используют индивидуальные решения. Для сохранения исторического облика ведется строгий контроль на протяжении всего процесса. Надзор за выполнением ремонта ведется как со стороны Фонда капремонта, так и Департамента культурного наследия.
«В программе капремонта больше 350 домов-памятников. Их ремонт накладывает особые обязательства, в том числе работу в соответствии с Федеральным законом № 73 “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”», — рассказали в пресс-службе Фонда капитального ремонта Москвы.
Сроки и виды работ по программе капремонта уточняются краткосрочным планом. В плане на 2021–2023 годы 4437 домов. Это часть масштабной региональной программы капитального ремонта. Все строительно-монтажные работы выполняются в строгом соответствии со строительными стандартами, включая городские правила по соблюдению тишины.
Никитский бульвар
Никитский бульвар — не самый известный бульвар в Москве, но, несомненно, один из интересных и удивительных уголков столицы. С ним связаны имена Гоголя, Пушкина и Гончаровой, Смоктуновского и многих других деятелей знаменитостей различных эпох. Несмотря на небольшую протяженность бульвара – всего 530 м, здесь можно проследить этапы застройки города: от дворянских усадеб времен Российской империи до типовых советских зданий. При этом почти каждый дом имеет свою увлекательную историю и может похвастать известными жильцами или постояльцами.
История Никитского бульвара
Сегодня Никитский бульвар входит в состав Московского бульварного кольца, а еще немногим более 200 лет назад на его месте высились стены Белого города. При этом еще с начала XV столетия через расположенные здесь ворота проходила Новгородская или Волоцкая дорога (впоследствии стала Никитской ).
Первая идея разбить бульвар возникла сразу же после сноса обветшавших к тому времени укреплений. Однако реализовать ее сразу не удалось, так как освободившаяся территория быстро стала обрастать жилыми домами и постройками различного назначения.
В 1812 году практически все постройки в этом районе выгорели, а спустя 8 лет на их месте высадили липовую аллею. Поэтому датой рождения бульвара принято считать 1820 год. Название бульвару дали Никитские ворота, которые когда-то располагались поблизости, и одноименный монастырь, построенный в XVI веке по инициативе боярина Н. Р. Захарьина-Юрьева – предка русских царей из дома Романовых.
По внешней стороне нового бульвара протекал ручей Черторый или Черторой (впоследствии его «заковали» в трубу и спустили воду под землю), а по обеим сторонам улицы появились каменные двухэтажные гостиницы. После благоустройства территории, вдоль бульвара также стали обустраиваться московские дворяне, возводя свои усадьбы.
В 1887 году вдоль улицы была проложена линия конки, которую в 1911 году заменили электрическим трамваем, после чего Никитский бульвар стал частью почти легендарного маршрута «А» («Аннушка»). А в 1917 году бульвару пришлось «увидеть» кровавые события – здесь происходили уличные бои между юнкерами Александровского училища и красноармейцами.
Более привычный сегодняшним жителям и гостям Москвы вид Никитский бульвар приобрел после реконструкции, приуроченной к 800-летию столицы и проведенной в 1947 году. В этот период вдоль прогулочной зоны установили лавочки и ограждения, высадили кустарники и деревья.
В 1950 году бульвар сменил свое «имя» и стал называться Суворовским, в честь великого русского полководца, который в свое время жил неподалеку – у Никитских ворот.
При строительстве Арбатского тоннеля в 1964 г. от Никитского бульвара был отсечен кусок территории. Именно поэтому современная нумерация домов на бульваре начинается не с привычных 1 и 2, а с 5 и 6.
В 1992 году бульвару было возвращено его изначальное название.
Достопримечательности Никитского бульвара
Среди наиболее интересных строений, которые можно сегодня увидеть во время прогулки по Никитскому бульвару:
Дом № 7а — усадьба графа Александра Толстого
В этом доме провел последние годы жизни Н. В. Гоголь. Именно здесь собирались деятели культуры и искусства того периода, чтобы послушать, как Николай Васильевич читает свои произведения. И здесь же в камине был сожжен второй том «Мертвых душ».
В 1952 году во дворе дома был установлен памятник автору «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Ревизора». А в 1972 году в комнатах, где жил писатель был открыт мемориальный музей.
Дом № 7б – жилой дом Г лавсевморпути (Дом полярников)
Дом № 8а Центральный дом журналиста
Дом № 12 а – Государственный музей искусства народов Востока
Здание построено в 1818 году по проекту известного архитектора Д. Жилярди для П. М. Лунина. Однако уже спустя 3 года после окончания строительства Лунины продали дом Государственному банку, в собственности которого здание находилось вплоть до революции 1917 года. После прихода к власти большевиков, в бывшем особняке несколько лет располагался автомобильный клуб, затем учреждения, которые занимались внешкольной воспитательной работой с детьми.
В 1984 году после масштабной реставрации в доме расположились музейные экспозиции.
Дом № 13 – фармацевтический факультет Московской медакадемии им. И. М. Сеченова
Дом № 15 – доходный дом архитектора А. С. Гребенщикова
Построен в 1911-1915 годы. Известен тем, что здесь проживал «король шоколада» А. И. Абрикосов, основавший «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова и сыновей», известное сегодня как концерн « Бабаевский ».
А еще одна из квартир верхнего этажа, где в 20-е годы XX века собирались «сомнительные элементы» встречается в комедии М. Булгакова «Зойкина квартира».
Дом № 17 – кооперативный дом работников Большого Театра
Игорь Васильев, Иннокентий Смоктуновский, Михаил Зимин, Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев. Все они в разные годы жили в этом доме.
Как добраться до Никитского бульвара
Самый простой способ оказаться на Никитском бульваре – доехать до ст. метро Арбатская ( Арбатско-Покровской и Филевской линий). Также вдоль бульвара проходят маршруты автобусов №№ А, 15 и 39.
Усадьба Луниных в Москве, Никитский бульвар, 12А
Дом Луниных — усадебный комплекс XIX века в стиле московский ампир, построенный по проекту архитектора Доменико Жилярди в 1818—1822 годах для дворянской семьи Луниных.
XVIII—XIX вв. : 1818— 1822, архитектор Д. И. Джилярди
.
Ансамбль усадьбы складывался с нач. XVIII в., когда здесь торцом к улице поставили каменные палаты.
В 1802 г. этот участок земли со строениями приобрел генерал-лейтенант П.М. Лунин (дядя известного декабриста М.С. Лунина).
Петр Михайлович Лунин, для которого была построена усадьба, известен как участник русско-турецкой войны и усмирения восстания Пугачева. Он первым принес в 1774 году известие императрице о взятии Пугачева, опередив официального гонца князя Лобанова-Ростовского, за что получил чин полковника. При жизни и даже после его смерти ходило про него великое множество анекдотов, основанных на реальных событиях из его жизни. Так, например, однажды на одном из приемов повар князя, француз, вызвал на дуэль князя П.С. Голицына, нелестно отзывавшегося о французском императоре, и дело чуть не кончилось кровопролитием.
Архитектурный ансамбль усадьбы Луниных на Никитском сложился в 1818–1822 годах. Автором этого прекрасного архитектурного памятника московского ампира является Д.И. Жилярди.
Доменико Жилярди. 1785-1845
Швейцарский архитектор, работавший в Москве. Сын архитектора И. Д. Жилярди, двоюродный брат Алессандро Жилярди. Лично и в соавторстве с А. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 года общественные здания Москвы: Университет, Слободской дворец, Екатерининский институт и др. Автор городских усадеб, здания Опекунского Совета и загородной усадьбы Кузьминки.
Проект Жилярди состоял в следующем. К торцу старого главного дома пристроили новую трехэтажную часть, развернутую основным фасадом вдоль красной линии бульвара. Фасад украшен заглубленной в лоджию колоннадой. Расположение входа на уличном фасаде свидетельствует об общественном назначении здания.
Масштабность и торжественность здания в стиле ампир определяют лоджия и коринфские колонны, объединяющие два верхних этажа главного корпуса, а также мощный балкон, скульптурный фриз и аттик. Фриз и лепнина на поле стены подчеркивают пластику колонн, так же как и плоскостно решенные боковые части с красивыми палладианскими окнами.
В скульптурном декоре фасада использован мотив лиры, намекавший, возможно, на знаменитые музыкально-вокальные вечера, проводившиеся в этом доме.
В ансамбль входит также двухэтажный флигель, расположенный справа от главного дома, с сильно выступающим портиком, шесть ионических колонн которого утверждены на прорезанном арками постаменте. Сдвоенные боковые колонны, широкий фриз и далеко вынесенный карниз фронтона придают значительность небольшому зданию. Крупный четкий руст первого этажа выгодно оттеняет гладь стен второго.
С другой стороны от главного дома располагается одноэтажный служебный корпус с выступом в центре, с лепным декором.
Разные по размеру здания ансамбля объединены одинаковой облицовкой фасадов в нижних этажах. Ассиметричная композиция – не свойственная московскому ампиру – уникальна и для Жилярди.
В 1821 г. еще недостроенный главный дом усадьбы был продан Коммерческому банку. В начале 1823 г. банк полностью откупил это владение. Банк (с 1859 г. — Государственный банк) размещался здесь до 1917 г.
Сегодня парадная дверь особняка, шедевра Дементия Ивановича Желярди, ведёт в Государственный музей искусства народов Востока.
Музей был создан 30 октября 1918 года как «Арс Азиатика», то есть посвящён искусству Азии. В его основу были положены частные коллекции русских собирателей П.И. Щукина, К.Ф. Некрасова, дипломата и коллекционера В.Г. Тардова и других. С конца 1924 года музей стал считаться отделением Музея изящных искусств. В 1925 году он получил самостоятельность и был переименован в Государственный музей восточных культур. Новое название Государственный музей искусств народов Востока получил в 1962 году.
Портик дома Луниных. Фотография 1900-х годов
Никитский бульвар
Никитский бульвар Москва | |
Никитский бульвар со стороны Никитских Ворот | |
Общая информация Москва Россия | |
---|---|
Страна |