Ни траура ни похорон что значит
Смерть и сопутствующие суеверия
Наверное, ни одно народное средство не пугает так современные умы, как те, которые вовлекают некоторый аспект смерти, из-за огромной магической силы, которая согласно поверьям нарастает в мертвом теле, да и вообще во всем, что ассоциируется со смертью.
Так, земля из свежей могилы удаляет бородавки. Базедова болезнь излечивается применением росы, собранной в мае перед рассветом с могилы молодого человека; человек собирает ее, трижды проводя рукой по могильной плите от головы к ногам. В Британии плесень с могилы, подогретая на огне, лечит колики, после чего эту плесень нужно вернуть на могилу до заката солнца. У озарков болячки, сифилис и рак лечатся использованием порошка, сделанного из перемолотых костей старого трупа.
Прикосновение мертвеца — очень сильное средство во всех целительных суевериях по всему миру. Болезни, особенно кожные, лечатся этим методом. Во многих случаях лечение считается более эффективным, если мертвец погиб насильственной смертью, еще надежнее, если он казнен через повешение.
Прикосновение руки такого мертвеца лечит решительно все — от зоба и бородавок до бесплодия и рака. В Средние века в Европе кровь мертвеца считалась неплохим лекарством от проказы. В Европе нитка из веревки повешенного носилась в шляпе и исцеляла головные боли; в Британии такая же нитка, носимая на шее, излечивала от эпилепсии.
Итак, смертельные предзнаменования. Многие из этих предупреждений выросли из ассоциаций с темными, мрачными и траурными событиями; другие используют знакомые магические мотивы, некоторые из них имеют очевидную связь со смертью человека. В случае индивидуальных знамений человек знает, что он умрет, если звезда упадет на его глазах с неба или цветок расцветет не по сезону.
• если он услышит звон в ушах;
• если черный жук проползет по его башмаку;
• если он увидит бабочку ночью;
• если ему приснятся кошки (в Британии — кролики);
• если он увидит двух дерущихся кошек;
• если он в полночь услышит петушиный крик;
• если корова трижды промычит ему в лицо;
• если он посмотрит на землю, когда услышит первое ку-ку весной (в Германии — если он будет при этом смотреть на север);
• если вороны или сороки будут порхать вокруг него;
• если отпечатки, подходящие к его ноге, появятся на углях костра 24 апреля;
• если, как верят французы, неожиданный озноб проберет его.
М. Д. Чулков в своей «Абевеге русских суеверий» указывает: «Когда прилетит ворон и сядет на кровле покоев и будет кричать, это знаменует, что в том доме непременно кому-нибудь умереть должно».
Персональные знамения, использующие прямой мотив смерти, включают поверья, что человек умрет, если порежется бритвой, которой он брил мертвеца; или если он увидит свое отражение в стекле катафалка; или если он увидит отражение трупа в зеркале; или если луч солнца упадет только на него на похоронах; или если он споткнется у открытой могилы; или если его имя будет произнесено умирающим человеком.
Человека можно необдуманно подвести к смерти, совершая разные — на вид невинные, но магические — действия. Например, пересадкой кедра или ивы, сожжением бузины или дерева, в которое попала молния; или украшая зеленый падуб на Рождество; или срубив можжевельник; или посадив лилию из долины в своем саду.
Однако, скорее всего, вы наверняка в недалеком будущем умрете, если вы будете играть спектакль о похоронах или носить не к месту траур; или пронесете лопату на плече через дом; или пройдете перед гробом на похоронной процессии; или укажете пальцем на такую процессию.
Предзнаменования, связанные с животными, включают в себя страх встретить змею на пороге дома; коровье мычание в полночь, скот, выбежавший в сад; белого голубя на трубе (пресловутый символ мира тут используется в другом смысле); цыпленка, который пытается кукарекать, или кур, кудахтающих рано утром; двух белых лошадей, тянущих катафалк; черного кота, перебежавшего путь погребальной процессии. Некоторые из таких поверий могли прийти из древних времен. Они утверждают, что животные могут чувствовать приближение смерти, но в основном многие из этих животных ассоциируются со сверхъестественными явлениями в других областях.
Наконец, среди различных предзнаменований смерти нужно указать еще на одно старое и любимое: звон колокола, когда его никто не касается. Церковные колокола вообще играют двойственную роль: они ассоциируются со смертью, трауром, пожаром, бедствиями и. праздником и свадьбами!
Итак, смерти следует ожидать, если:
• яйца с двум желтками откладываются одной несушкой;
• ножницы упали и воткнулись острыми концами в пол;
• трещина появилась на корочке свежеиспеченного хлеба;
• свеча горит синим пламенем;
• после сбора яблок одно яблоко остается на дереве до самой весны;
• лавровое дерево в саду погибает.
Если труп переносят из одного дома в другой, то во втором доме тоже кто-то умрет.
Мертвого, как гласит народная традиция, следует уносить в запертую комнату или в темноту. Свечи обычно зажигают, чтобы удерживать злые силы подальше от тела. Ирландская традиция пробуждения берет начало от этого поверья. Мертвому собирают компанию и не спят всю ночь. По всему миру можно найти поверья, что часы следует останавливать ближе к моменту смерти.
Этот ритуал является данью умирающему, поскольку традиционно часы сами останавливаются, особенно если умирает глава семейства. Если часы отказываются останавливаться (как поется в песне, где «часы остановились, чтобы никогда не пойти вновь, когда умирает старик»), это нужно сделать близким покойного.
Во многих провинциях члены семьи должны сообщить домашним животным о смерти их хозяина, иначе скот может умереть. Грачей, которые гнездятся рядом с домом, тоже нужно информировать. Очень важно рассказать о смерти хозяина пчелам. Это должен сделать старший сын, который три раза стучит по улью и говорит: «Хозяин умер». Иначе пчелы, традиционные переносчики удачи и доброй магии, улетят и заберут удачу с собой (не говоря о меде). В некоторых частях Британии после смерти черный креп или кусок траурной ткани повязывается на любимые деревья в саду покойника, чтобы не дать им зачахнуть от горя.
В западной традиции скорбящие люди должны носить траур после смерти члена семьи. Сегодня это рассматривается как дань уважения, и люди стараются не проявлять никаких признаков веселья. Но, возможно, что этот обычай связан с примитивным поверьем о маскировке себя в присутствии смерти, чтобы духи не узнали и не охотились на вас.
Вуали женщин при полном трауре точно связаны в этим древним обычаем. Отмечено, что люди в других частях мира ссылаются или некогда ссылались на цвет в трауре: бармесцы носили желтые одежды, китайцы — белые, в Персии традиционно носили небесно-голубые, чтобы символизировать духовную сферу, в которую отправляется умерший.
Похоронная процессия в Китае
После окончания траура в доме запрещается держать бумагу с черными краями. Во время траура не носят золотых украшений, перчатки должны быть сделаны из хлопка. В некоторых случаях траурной считается красная одежда. Женщинам нельзя целовать друзей и детей через траурную вуаль, иначе они тоже вскоре будут носить траур.
Труп должен лежать в гробу ногами на восток, символизируя тем самым воскрешение, подобно восходящему солнцу. Гроб нужно выносить через передние двери дома — это важно в сообществах, где такие двери предназначаются только для важных церемоний. Дверь оставляют открытой настежь, пока люди не вернутся с кладбища.
Магические элементы, окружающие погребальные процессии, в некоторых случаях были приняты современными традициями и обычно объясняются уважением к мертвому. Многие из нас знают неписаное правило не вклиниваться и не мешать похоронной процессии; во многих городах машины, участвующие в траурной процессии получают главенствующее право проезда, им даже разрешают проезжать на красный свет светофора. Традиция берет начало с древнего поверья: если путь мертвеца к могиле будет прерван или затруднен, эта помеха привлечет гнев духа или дух может остаться среди живых и начать охотиться за обидчиком.
Считается неудачным предзнаменованием встретить похоронную процессию (особенно для невест), указывать на нее пальцем или позволить коту пересечь ее путь. В некоторых частях Британии дождь в день похорон считается хорошим знаком. А неудачу предвещает ситуация, если в процессии имеются машины или кареты. Похороны нельзя затягивать, труп нельзя держать в доме в воскресенье. Говорят, что лучше похороны проводить утром. Беременные женщины не должны присутствовать на похоронах, как и матери с младенцами, которым меньше года. В таких случаях дети умрут.
Существует поверье в Британии и Ирландии, что недавно похороненные трупы на кладбище выполняют роль кладбищенских стражей, то есть охраняют территорию и вызывают людей, которые должны вскоре умереть. Страж освобождается от своих обязанностей, когда появляется более свежий покойник. Это поверье создает проблемы, когда два катафалка прибывают на кладбище в одно и то же время. Семьи пытаются похоронить своего покойника раньше, чтобы их подопечный избежал обязанностей по охране кладбища.
В некоторых местах легенда разнится, и стражем считается первый человек, погребенный на кладбище; часто церковный сторож убивает и хоронит собаку, чтобы получить первый труп, чтобы затем какой-то человек не выполнял эту работу вечно. Кое-где говорят, что самый последний закопанный труп, когда кладбище переполнено, наблюдает за территорией все время, и тогда кладбищенский сторож находит уголок на кладбище и хоронит там труп животного.
Что же касается самой могилы, она должна быть выкопана по линии восток — запад, и тело должно быть положено так, чтобы восставший мертвый мог подняться лицом на восток, туда, откуда придет Зов. Могила не должна оставаться открытой в воскресенье.
У каждого народа свои обычаи, но о некотором убранстве могил все же следует упомянуть. Во многих культурах мертвым преподносятся подарки, чтобы удержать их в другом мире. В наш рациональный век от этого древнего обычая осталось лишь преподнесение венков да букетов цветов с четным их количеством. Их кладут на могилу, чтобы умилостивить духа. Некоторые авторитеты утверждают, что цветы являются особой формой магического круга, который привязывает духа и мешает ему вернуться в мир живых. Венок же считается лентой, которая связывает мертвого и не дает ему вернуться в мир живых людей.
Традиционный кладбищенский транспорт — катафалк ассоциируется с сельскохозяйственной бороной; фактически слово «катафалк» происходит из старофранцузского слова «борона». В средневековой Франции над гробом устанавливали грабли или борону, словно подсвечник, с церемониальными свечами на кольях. Затем были сделаны особые конструкции, которые все меньше и меньше напоминали борону.
В конечном счете они устанавливались в церквях для освещения и были адаптированы для погребальных служб. Еще позже борона превратилась в платформу, на которой устанавливался гроб, и тогда ее начали использовать для перевозки гроба к могиле. Фургоны и кареты, а ныне автомобили были адаптированы под катафалки, и многие черты первоначального транспорта были постепенно утеряны.
Могильные камни, согласно некоторым фольклористам, являются отголосками примитивного страха перед мертвыми: могилу намеренно утяжеляли камнем, чтобы труп не поднялся. Но скорее всего идея была в том, что люди подсознательно тянутся к поклонению камням, общему для Северной Европы тысячелетия назад. И оно же присутствовало и в других примитивных культурах. Верилось, что камни были обителью некоторых духов, то есть камни использовались не только в качестве маркеров могил, но и как символические дома для душ мертвых.
Ведьмы и вампиры сходным образом погребались обычно с колом магического дерева (осины) в сердцах, чтобы удерживать их в могилах. Во многих частях Британии, когда люди случайно погибали или были убиты вне дома, существовал обычай царапать крест на земле или на камне у места происшествия — против попытки выхода духа.
Старорусские поверья приписывают утопленникам массу специфических страстей.
Утопленник — жертва водяного или русалок. Простой народ говорит, что все эти утопленники не имели креста, купались или в полдень, или в полночь — самое опасное время, потому что русалки или водяной пуще всего в это время дебоширят.
Говорят, утопленник сидит на дне реки или вообще на дне другого какого резервуара или бассейна на корточках и как обмерший (по понятиям новейшего исследования науки) хватает неловких водолазов в охапку и топит их. Искусство ныряльщиков или водолазов в этом случае состоит в том, чтобы утопленников брать сзади и за волосы и с ними вместе подняться, то есть вынырнуть к берегу.
По рассказам многих ловких водолазов, мастеров своего дела по части исследования русла рек, если они видели утопленника, то непременно в сидячем положении и на корточках, будь то женщина или мужчина. Но когда у утопленника лопался пузырь, то женщина всплывала по течению реки на спине, а мужчина кверху спиною.
Утопленник нечаянный — другое дело, но того, кто нарочно утопился, по-старинному поминать на молитве за упокой считалось за грех для поминающего. Говорят, что вынутого из воды утопленника нужно непременно откачивать, но не класть на землю; если положить на землю замершего, то он непременно умрет, несмотря на разного рода растирания щетками, щекотания и прочее. Но медицина отрицает откачивание на бочках, на руках, на коврах.
У камчадалов почитается за грех спасти утопающего — у них есть убеждение, что кто вытащит утопающего из воды — тот сам утонет. Также грехом считается спасти человека, которого занесло снегом в пути.
Чтобы обнаружить труп утонувшего, поиски ведутся с зажженной свечой на борту лодки. Ее пламя становится неподвижным на том месте, где лежит труп. Краюха хлеба, содержащая ртуть, действует тем же образом. Некоторые верования утверждают, что утопленник поднимается на поверхность на девятый или седьмой день. И наконец, нужно согласиться с тем необъяснимым фактом, что утопленник действительно плавает лицом вниз, а утопленница — на спине.
«Тень и кость»: 25 интересных фактов сериала Netflix
Какие факты и пасхалки сериала «Тень и кость», вы могли пропустить. Раскрываем детали и вырезанную сцену.
С тех пор как премьера сериала «Тень и кость» состоялась на Netflix, шоу прочно закрепилось в ТОП-10 лучших и самых просматриваемых проектов стриминга не только в США, но и во всем мире. Так, Netflix объявили, что «Тень и кость» показал один из лучших результатов с момента премьеры, что удавалось только двум проектам — реалити-шоу «Пол – это лава» и сериалу «Сестра Рэтчед».
Поговорим о том, какие факты и пасхалки, вы могли пропустить. И раскроем несколько деталей и вырезанную сцену, которые еще больше подогреют ваш интерес к новому сериалу Netflix.
Если бы не твит, то шоу бы не состоялось
История присоединения Эрика Хайссерера к проекту началась несколько лет назад, когда сценарист «Прибытия» написал в своем Twitter-е, что прочел «Шестерку Воронов» и очень восхищен сюжетом и миром, отметив при этом автора книг. Спустя три года Ли Бардуго предлагают экранизировать ее «Тень и Кость» на Netflix. И во время обсуждения она вспоминает, что знает одного сценариста, который может заинтересоваться сериалом. Netflix выходит с предложением к Эрику, который сначала им отказывает: «Я не буду ничего снимать, пока вы не приобретете права на “Шестерку воронов”, и мы не объединим две истории». Руководство пошло на встречу, выкупило права, и так персонажи, которые никогда не встречались в книгах, встретились в сериале.
Кастинг
Первым, кто получил роль или кого вообще предложили для сериала, стал Бен Барнс. Ли Бардуго сама выбрала актера для этого перонажа. Она описывала его, как неотразимого, соблазнительного, но авторитетного и способного управлять армией.
Новенькие
Режиссер и продюсер шоу намеренно выбирали новые лица и новеньких актеров для проекта. Как это в свое время сделала и «Игра Престолов». Интересный факт, большинство из них действительно прочли все книги.
Шуханка
Именно Хайссерер предложил сделать Алину шуханкой, чтобы усилить конфликт выдуманного мира, где девушку не принимали за «свою». Шу-Хан — это что-то типа Китая, а жители его — враги Равки. Именно поэтому для роли Алины искали актрису с азиатскими корнями.
Не новичок
Бен Барнс стал тем, кто уже прошел несколько фантастических франшиз и фандомов. Актер отмечал, что его друзья называют Бена «мальчиком с мечом». И сам Бен настолько увлекся чтением книг и происхождением персонажа в «Тень и кость», что смело добавлял свои идеи в сценарий. Вместе они создали сюжетную линию с предысторией персонажа, которой не было в книгах. И актер продолжает бороться за серую мораль для своего персонажа, даже в шутку (а может и нет) вступая в спор с автором книг. Бен — фанат пейринга Дарклины, о чем упоминает во время каждого интервью. За это фанаты его и полюбили.
Восемь сценариев
Для актеров, в частности для исполнителей ролей Алины и Мала, Эрик высылал восемь частей целого сценария, так сказать выдавал информацию порционно. Во-первых, чтобы никуда не убежали спойлеры. Во-вторых, чтобы сохранить интригу даже для самих актеров.
Почему не 10 эпизодов
Ответ очевиден: потому что коронавирус. Пандемия и маленький бюджет внесли свои коррективы в съемки шоу. Эрику предложили одну сумму на производство, и не могли ее увеличить для большего количества эпизодов. Чтобы не жертвовать качеством, Хайссерер остановился на 8 сериях.
Локации
Если вы хотите посетить локации из сериала, то отправляйтесь в Будапешт, где сняли большую часть серий. В силу ограниченного бюджета съемочная команда не могла путешествовать по миру. И им пришлось выкручиваться из того, что имелось. При этом получилось создать совершенно разные страны и части света, казалось бы, на одной территории.
Камео
Ли Бардуго не могла отказать себе в появлении в одной из сцен сериала. К тому же, автор почти всегда находилась на съемочной площадке. Символично, но именно она идет первой обнять Алину после появления перед царем и «царицей» (читаем голосом с русским акцентом Бена Барнса).
MVP шоу
Настоящим лучшим персонажем шоу вышел ни герой Бена Барнса, ни кто-то из Шестерки Воронов, а милый козленок Майло. Соцсети просто взорвались после появления этого животного, к тому же, ему досталось больше, чем просто одно появление на экране. Думаю, сценаристы прикололись на славу. А козленков, на самом деле, было целых два! И во время съемок с каждым из них актеры заметно помучались, ведь животное нельзя заставить просто молчать. Им приходилось перезаписывать некоторые реплики по несколько раз.
Дубляж
Русский дубляж можно за многое ругать, но здесь зависит от того, где и как именно вы смотрели сериал. Если обратиться к озвучке сериала на Netflix, то культовая фраза «Ни траура, ни похорон» была успешно забыта и прозвучала даже примерно не так, как могла бы. Если смотреть с субтитрами, то фанаты книг не будут разочарованы. Просто запомните, что фраза имеет очень много смысла. И иногда стоит смотреть сериалы с субтитрами, а не в озвучке, которые безбожно меняют текст.
Он кинул в меня книгу!
what’s the best shadow and bone easter egg and why is it the one where david throws the ravkan version of shadow and bone on jesper #shadowandbone pic.twitter.com/jnXwIbEAkB
Я считаю эту пасхалку гениальной. Потому что она простая, превращена в шутку и запоминается. Когда Давид кидает в Джеспера книгу, мы можем заметить необычное оформление обложки. Да, это и есть книга «Тень и кость».
Портрет
— Principessa Consuela Bananahammock🌨 (@mainagioiahere) April 30, 2021
Если это не отсылка на «Портрет Дориана Грея», то я не знаю, что это.
Синие ирисы
Я не знаю, зачем вам эта информация, но Бен Барнс в роли Билли Руссо в «Карателе» дарил синие ирисы своему психологу. И Дарклинг подарил синие ирисы Алине. К тому же, ирисы олицетворяют мужество, бесстрашие и храбрость — отличный выбор любимых цветов.
Подрывник
Имя
Вы могли не понять, почему так возмутились книжные фанаты в Twitter. Но имя Александра, которое он так спешно и непринужденно назвал в сериале, в книгах долгое время скрывали. И произносит герой свое настоящее имя в очень драматичный момент. Но для сериала изменили не только этот эпизод, но и в целом упоминание Дарклинга. В шоу его чаще всего называют генералом Кириганом. Это помогло хоть на немного сохранить интригу, показать, что он предводитель своего войска и подчеркнуть, что к нему обращаются именно, как к генералу.
Кожаные перчатки
Каз Бреккер. Трость. И кожаные перчатки. Есть у «Шестерки воронов» свои элементы, которые не изменили для шоу, но пока еще не раскрыли их предысторию. Вы могли заметить, что Каз не снимает кожаных перчаток на протяжении всех серий. Этому есть логичное и довольно жуткое объяснение. Интересно, что в первоначальном сценарии актер говорил, что историю хотели объяснить. Но приберегли для следующего сезона.
Письма
Письма Мала и Алины в книгах шли лишь в качестве бонусного материала, и даже не все могли их прочитать. Но в шоу это большая повествовательная линия, где голос за кадром сопровождает обучение и нахождение Алины во Дворце.
Что скрывает Джеспер?
Джеспер Фахи мгновенно стал фаворитам фанатов шоу. Азартный харизматичный снайпер или источник беззаботного веселья посреди мрачного и серьезного Кеттердема. Обойдемся без спойлеров из первоисточника, но скажем, что в сериале дали огромный жирнющий намек на то, кем на самом деле является Джеспер. И за этим стоит большая история, которую, думаю, нам покажут в следующих сезонах. Обратите внимание на диалог Ивана и Джеспера во время погони после очередного меткого выстрела члена банды Отбросов.
Тренировки с Боткиным
В книгах тренировок у Алины ой, как много. Ее инструктор по бою тоже шуханец, и у него огромный опыт за плечами. Так что ждем больше боевых сцен и ударов в следующем сезоне.
Работа с реквизитом
Во многом именно героям «Шестерки воронов» пришлось нелегко на съемках. Фредди Картер учился мастерски владеть тростью и прихрамывать. Амита Суман брала уроки для метания кинжалов, а Кит Янг сам обучился трюкам с пистолетами.
Другая миссия, но похожий финал
Эрик и команда сценаристов красиво вплели истории «Шестерки воронов» в сюжет. Для тех, кто не знаком с книгами, стоит прояснить, что Нина и Матиас тоже не сразу встречают команду Отбросов. И нам почти не известна их история встречи и сюжетная линия, которую добавили для шоу. Интересно, что финал их истории — Нина сдает Матиаса, а тот попадает в плен — точно такой же, как и в книгах. Хотя к этому финалу они пришли по другому пути. Зато Нина получила свои вафли. Вафли — это запоминающийся элемент персонажа из книг.
Есть ли пасхалки на «Прибытие»?
Сам Эрик Хайссерер отмечает, что не любит добавлять такие параллели в разные проекты. Но для вселенной Гришей создали свой выдуманный язык, причем не один. Здесь и фьерданский, и равкианский, и керчинский. А создавал все новые языки тот человек, который ответственен за дотракийский в сериале «Игра престолов».
Связь с историей России
Всем уже давно известно, что Ли Бардуго вдохновлялась царской Россией. Отражение этого мы видим в именах персонажей, кефтах, некоторых изображениях и титулах. Если быть точнее, то автор углубилась в изучении истории России середины 1800-х годов. Ее зацепили темы провала быстрой индустриализации, большой пропасти между бедными и богатыми и призыв очень молодых людей в армию.
Также история Мала и Алины была изначально другой. Автор не хотела делать их сиротами. Но после изучения ряда материалов о нападении Наполеона, она для себя поняла, что тогда крепостные сражались бок о бок с дворянами. И многие семьи не возвращались в полном составе после битв. Тогда Ли решила переосмыслить историю происхождения детей, сделав акцент на том, что многие потеряли кого-то во время войны.
Вырезанная сцена
Эрик Хайссерер рассказал в недавнем интервью об одной из сцен, которая не попала в финальный продакшн. Она чуть больше раскрывает тему религиозного фанатизма и расизма. Когда Алина находится в бегах, то попадает в церковь, где все молятся «Санкта Алине, которая пришла их спасти». На стенах церкви Алина изображена как белая, голубоглазая и светловолосая девушка, кстати, какой ее представляла автор в своих книгах. Ведь мало кто за пределами Дворца видел саму Алину. И когда шуханка появляется на их пороге, чтобы переночевать, священник ее выгоняет.
Бонус: обратите внимание на оформление титров к каждой серии
— sara loves kaz 𓅨 stream shadow and bone (@__nextsupreme__) April 23, 2021