Незнайка на луне что это
Незнайка на Луне: 50 лет спустя
Н.Носов «Незнайка на луне» (1964-1965).
Детская книга о серьезных вещах…
– А кто такие эти полицейские? – спросила Селедочка.
– Бандиты! – с раздражением сказал Колосок. – Честное слово, бандиты! По-настоящему, обязанность полицейских – защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. А богачи-то и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумывают. А какая, скажите, разница, по закону меня ограбят или не по закону? Да мне все равно!
— Вы совсем тут с ума посходили! — закричал с раздражением Вригль. — Кто такой Красавчик, по-твоему? А. Красавчик — личность известная! Красавчика все знают. Красавчик — миллионер! Половина полиции подкуплена Красавчиком, а завтра он, если захочет, всех нас со всеми нашими потрохами купит… А это кто? — продолжают кричать Вригль, показывая на Незнайку пальцем. — Кто он такой, я спрашиваю! Кто его знает? Что он совершил. Пообедал бесплатно? Так за это его сюда? А ему только сюда и надо, дурачье вы этакое! Здесь ему и тепло, и светло, и блохи не кусают. Он только и мечтает, как бы скорей попасть в каталажку и начать объедать полицию! Это не настоящий преступник, а шантрапа с пустыми карманами. Что с него возьмешь,когда у него даже на обед денег нет?».
— Эй, кто там? Это полицейское управление? Соедините меня, пожалуйста, с комендантом.С вами говорит господин Жулио, член общества взаимной выручки. У вас имеется арестованный Миге? Да, да, господин Миге… Общество взаимной выручки ручается за него. Это абсолютно честная личность, уверяю вас! Такой честный, какого еще свет не производил… Можно внести залог. Благодарю вас. Сейчас прибуду с деньгами.
— К чему же богачам столько денег? — удивился Незнайка. — Разве богач может несколько миллионов проесть?
— «Проесть»! — фыркнул Козлик. — Если бы они только ели! Богач ведь насытит брюхо, а потом начинает насыщать свое тщеславие.
— Это какое тщеславие? — не понял Незнайка.
— Ну это когда хочется другим пыль в нос пустить
«Мы не хотим также сказать, что, приобретая акции, коротышки ничего не приобретают, так как, покупая акции, они получают надежду на улучшение своего благосостояния. А надежда, как известно, тоже чего-нибудь да стоит. Даром, как говорится, и болячка не сядет. За все надо платить денежки, а, заплатив, можно и помечтать».
— Уважаемые зрители! — сказал он. — Дамы и господа! С вами говорит доктор Шприц. Вы слышите глухие удары: тук! тук! тук! Это бьется сердце космонавта, прибывшего на нашу планету. Внимание, внимание! Говорит доктор Шприц. Мой адрес: Холерная улица, дом пятнадцать. Прием больных ежедневно с девяти утра до шести вечера. Помощь на дому. Вызовы по телефону. Прием в ночные часы оплачивается в двойном размере. Вы слышите удары космического сердца. Имеется зубоврачебный кабинет. Удаление, лечение и пломбирование зубов. Плата умеренная. Холерная, дом пятнадцать. Вы слышите удары сердца….
Копирайт и владение брендом:
В приемной между тем появилась представительница одной из рекламных Фирм… Подбежав к Незнайке, она сунула ему в руки плакат, на котором было написано:
«Жалеть не будут коротышки
И не потратят деньги зря,
Коль будут все жевать коврижки
Конфетной фабрики «Заря»».
Отскочив шага на два-три назад, она навела на Незнайку фотографический аппарат и сделала снимок. Увидев это, Мига окончательно вышел из себя. Он подскочил к Незнайке, вырвал у него из рук плакат и со злостью швырнул его на пол, после чего подскочил к представительнице рекламной фирмы и дал ей пинка ногой.
Таковы уж нравы у лунных жителей! Лунный коротышка ни за что не станет есть конфеты, коврижки, хлеб, колбасу или мороженое той фабрики, которая не печатает объявлений в газетах, и не пойдет лечиться к врачу, который не придумал какой-нибудь головоломной рекламы для привлечения больных. Обычно лунатик покупает лишь те вещи, про которые читал в газете, если же он увидит где-нибудь на стене ловко составленное рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна вовсе.
– Наилучший выход из создавшегося положения – это начать продавать соль еще дешевле. Владельцы мелких заводов вынуждены будут продавать соль по слишком низкой цене, их заводишки начнут работать в убыток, и им придется закрыть их. А вот тогда-то мы снова повысим цену на соль, и никто не станет мешать нам наживать капиталы.
Контроль за технологиями:
Вы представляете себе, что может случиться, когда на нашей планете появятся эти гигантские растения? Питательных продуктов станет очень много. Всё станет дёшево. Исчезнет нищета! Кто в таком случае захочет работать на нас с вами? Что станет с капиталистами? Вот вы, например, стали теперь богатыми. Вы можете удовлетворять все свои прихоти. Можете нанять себе шофёра, чтоб возил вас на машине, можете нанять слуг, чтоб исполняли все ваши приказания: убирали ваше помещение, ухаживали за вашей собачкой, выколачивали ковры, натягивали на вас гамаши, да мало ли что! А кто должен делать всё это? Всё это должны делать для вас бедняки, нуждающиеся в заработке. А какой бедняк пойдёт к вам в услужение, если он ни в чём не нуждается. Вам ведь придётся самим всё делать. Для чего же тогда вам всё ваше богатство. Если и настанет такое время, когда всем станет хорошо, то богачам обязательно станет плохо. Учтите это.
– А что. Общество гигантских растений может лопнуть? – насторожился Гризль (редактор газеты) и пошевелил своим носом, как бы к чему-то принюхиваясь.
– Должно лопнуть, – ответил Крабс, делая ударение на слове «должно».
– Должно?… Ах, должно! – заулыбался Гризль, и его верхние зубы снова впились в подбородок. – Ну, оно и лопнет, если должно, смею уверить вас! Ха-ха!….
Незнайка спросил, почему лунные астрономы или лунологи до сих пор не построили летательного аппарата, способного достичь внешней оболочки Луны. Мемега сказал, что постройка такого аппарата обошлась бы слишком дорого, в то время как у лунных ученых нет денег. Деньги имеются лишь у богачей, но никакой богач не согласится затратить средства на дело, которое не сулит больших барышей.
— Лунных богачей не интересуют звезды, — сказал Альфа. — Богачи, словно свиньи, не любят задирать голову, чтоб посмотреть вверх. Их интересуют одни только деньги!.
— Что это, по-твоему? — спросил полицейский. — Ну-ка понюхай.Незнайка осторожно понюхал кончик дубинки.
— Резиновая палка, должно быть, — пробормотал он.
— «Резиновая палка»! — передразнил полицейский. — Вот и видно, что ты осел! Это усовершенствованная резиновая дубинка с электрическим контактом. Сокращенно — УРДЭК. А ну-ка, стой смирно! — скомандовал он. Р-р-руки по швам! И никаких р-разговоров!
между Миглем и Фиглем было большое сходство: оба были скуластые, широколицые, у обоих были низкие лбы и темные, жесткие, подстриженные ежиком волосы, начинавшиеся чуть ли не от самых бровей. Несмотря на большое внешнее сходство, в характерах Фигля и Мигля было большое различие. Если Фигль был коротышка сердитый, не терпевший, как он сам утверждал, никаких разговоров, то Мигль, наоборот, был большой любитель поговорить и даже пошутить. Как только дверь затворилась за Фиглем, Мигль сказал Незнайке:
— Осмелюсь вам доложить, милейший, что во всем полицейском управлении первое лицо — это я, так как первое, что вы видите, попадая сюда, это не что иное, как мое лицо. Хы-хы-хы-ы! Не правда ли, остроумная шутка?…
— Кто? — с испугом спросил Незнайка.
— Знаменитый бандит и налетчик, по имени Красавчик, совершивший шестнадцать ограблений поездов, десять вооруженных налетов на банки, семь побегов из тюрем (последний раз бежал в прошлом году, подкупив стражу) и укравший в общей сложности ценностей на сумму двадцать миллионов фертингов! — с радостной улыбкой сообщил Мигль.
Незнайка в смущении замахал руками.
— Да что вы! Что вы! Это не я! — сказал он.
— Да нет, вы, господин Красавчик! Чего вы стесняетесь? С этакими деньжищами, как у вас, вам совершенно нечего стесняться. Думаю, что от двадцати миллионов у вас кое-что осталось. Кое-что вы, несомненно, припрятали. Да дайте вы мне из этих ваших миллионов хотя бы сто тысяч, и я отпущу вас. Ведь никто, кроме меня, не знает, что вы знаменитый грабитель Красавчик. А вместо вас я засажу в тюрьму какого-нибудь бродяжку, и все будет в порядке, честное слово!
…Ну дайте хоть пятьдесят тысяч… Ну, двадцать… Меньше не могу, честное слово! Дайте двадцать тысяч и убирайтесь себе на все четыре стороны»
— Я тогда на завод поступил и зарабатывать стал прилично. Даже на черный день начал деньги откладывать, на тот случай, значит, если снова вдруг безработным стану. Только трудно, конечно, было удержаться, чтоб не истратить денежки. А тут все еще стали говорить, что мне надо купить автомобиль. Я и говорю: зачем мне автомобиль? Я могу и пешком ходить. А мне говорят: пешком стыдно ходить. Пешком только бедняки ходят. К тому же автомобиль можно купить в рассрочку. Сделаешь небольшой денежный взнос, получишь автомобиль, а потом будешь каждый месяц понемногу платить, пока все деньги не выплатишь. Ну, я так и сделал. Пусть, думаю, все воображают, что я тоже богач. Заплатил первый взнос, получил автомобиль. Сел, поехал, да тут же и свалился в ка-а-ах-ха-наву (от волнения Козлик даже заикаться стал). Авто-аха-мобиль поломал, понимаешь, ногу сломал и еще четыре ребра.
— Ну, а автомобиль ты починил потом? — спросил Незнайка.
— Что ты! Пока я болел, меня с работы прогнали. А тут пришла пора за автомобиль взнос платить. А денег-то у меня нет! Ну мне говорят: отдавай тогда авто-аха-ха-мобиль обратно. Я говорю: идите, берите в каа-ха-ханаве. Хотели меня судить за то, что автомобиль испортил, да увидели, что с меня все равно нечего взять, и отвязались. Так ни автомобиля у меня не стало, ни денег.
Доктор внимательно осмотрел больного и сказал, что его лучше всего поместить в больницу, так как болезнь очень запущена. Узнав, что за лечение в больнице придется уплатить двадцать фертингов, Незнайка страшно расстроился и сказал, что он получает всего лишь пять фертингов в неделю и ему понадобится целый месяц, чтоб собрать нужную сумму.
— Если протянуть еще месяц, то больному уже не нужна будет никакая медицинская помощь, — сказал доктор. — Чтобы спасти его, необходимо немедленное лечение.
— Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, — говорил ему Козлик. — Не ломай голову зря. Тут все равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальет жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять – просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да еще и похваливают. «Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить»».
«Здесь были и «Деловая смекалка», «Газета для толстеньких», и «Газета для тоненьких», и «Газета для умных», и «Газета для дураков». Да, да! Не удивляйтесь: именно «для дураков». Некоторые читатели могут подумать, что неразумно было бы называть газету подобным образом, так как кто станет покупать газету с таким названием. Ведь никому не хочется, чтобы его считали глупцом. Однако жители на такие пустяки не обращали внимания. Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Всё в ней даже для дураков было понятно. В результате «Газета для дураков» расходилась в больших количествах….
…Первое время тебя там будут и кормить, и поить, и угощать чем захочешь, и ничего делать не надо будет. Знай себе ешь да пей, веселись да спи, да гуляй сколько влезет. От такого дурацкого времяпрепровождения коротышка на острове постепенно глупеет, дичает, потом начинает обрастать шерстью и в конце концов превращается в барана или в овцу».
Система в целом: «…у кого есть деньги, тот и на Дурацком острове неплохо устроится. За денежки богатей выстроит себе дом, в котором воздух хорошо очищается, заплатит врачу, а врач пропишет ему пилюли, от которых шерсть отрастает не так быстро. Кроме того, для богачей имеются так называемые салоны красоты. Если какой-нибудь богатей наглотается вредного воздуха, то скорей бежит в такой салон. Там за деньги ему начнут делать разные припарки и притирания, чтоб баранья морда смахивала на обыкновенное коротышечье лицо. Правда, эти припарки не всегда хорошо помогают. Посмотришь на такого богача издали — как будто нормальный коротышка, а приглядишься поближе — самый простой баран.
Незнайка на Луне
Незнайка на Луне — третья и последняя книга Николая Носова о приключениях Незнайки (1965; последующие книги писались уже другими авторами). Канонический иллюстратор — Генрих Вальк. Многим удалось по-настоящему оценить эту вроде бы сказку только в зрелом возрасте, и особенно после развала СССР.
В 1997-99 гг. была экранизирована в виде мультсериала и стала одной из самых успешных детских франшиз той эпохи (под этим брендом выходили шоколадки, конфеты, газировка, журналы, настольные игры и др.). Вдохновившись сногсшибательным успехом мультсериала, спустя несколько лет выпустили полнометражный мультфильм Незнайка и Баррабасс, но повторить успех сабжа он не смог.
Содержание
Сюжет книги [ править ]
После поездки Незнайки и Ко в Солнечный город жизнь в Цветочном городе модернизируется по образу и подобию последнего. Знайка, в частности, сработался с учёными из Научного городка и даже принял участие в экспедиции на Луну, где обнаружил, что некоторые кратеры имеют искусственное происхождение, и на память отколол небольшой кусочек лунного камня. По возвращении на Землю выяснилось, что минерал, названный Знайкой «лунитом», обладает массой уникальных свойств. Самое необычное — способность вытеснять гравитацию в некотором радиусе, создавая «зону невесомости» и пояс усиленной тяжести (по факту — вечный двигатель). (В мультфильме он падает сам). У Знайки возникает идея — повторить и расширить экспедицию на принципиально новом комфортабельном космическом корабле с двигателем малой тяги, и за несколько месяцев близ Цветочного города возводят космодром с ракетой. Незнайка страстно мечтает попасть на Луну, не вылезая из Космического городка, но незадолго до отлёта решает провести безответственный «эксперимент» с прибором невесомости, чуть не погубив его при этом, и в наказание исключается Знайкой из списка кандидатов в экспедицию. Незнайка придумывает хитрый план — в ночь накануне отлёта прокрасться зайцем в ракету (благо перегруз ей не страшен). Однако для храбрости он втягивает в эту авантюру Пончика, который до ужаса боится невесомости, космоса и всего с ними связанного; Пончик в конце концов пытается улизнуть из ракеты, но со страху путает кнопки и запускает автоматическую программу полёта, отправив их с Незнайкой на Луну одних.
После успешного прилунения Незнайка решает выйти на поверхность и осмотреться; их с Пончиком внимание привлекает ближняя гора, в которой обнаруживается пещера, уходящая вглубь в недра Луны. Поскользнувшись на ледяном полу пещеры, Незнайка съезжает вниз, как на горке, падает в пропасть… и обнаруживает себя спускающимся на встроенном в скафандр парашюте на обитаемую планету! Как предполагал соперник Знайки профессор Звёздочкин, под люминесцирующей изнутри лунной корой, отделённое от неё воздушной прослойкой, скрывается твёрдое вращающееся ядро, на котором тоже живут коротышки (по теории Знайки, переселившиеся с поверхности Луны, когда та потеряла атмосферу).
Однако Незнайке предстоит узнать, что этот мир сильно отличается от его родного: все растения здесь — пропорционального коротышечьего размера, а местное население использует деньги и живёт при «диком» капитализме. Незнакомый с товарно-денежными отношениями, Незнайка попадает в историю за историей и в конце концов оказывается в тюрьме города Давилон, где знакомится с честным бедняком Козликом и жуликом Мигой. Будучи наутро освобождёнными, Незнайка и Козлик по просьбе Миги идут к владельцу оружейного магазина Жулио, который вносит за Мигу залог. Незнайка рассказывает свою историю, которую четвёрка решает использовать для рекламы и создать акционерное общество, чтобы профинансировать постройку летательного аппарата, способного достичь поверхности Луны и достать хранящиеся в ракете семена земных — гигантских — растений, которые затем предполагается раздать акционерам.
Успех общества вызывает опасения у местных сверхбогачей, объединённых в «Большой бредлам» во главе с миллиардером Спрутсом: они боятся, что гигантские растения в руках бедняков перевернут социальное положение в подлунном мире. Решено подкупить Мигу и Жулио, чтобы уничтожить общество, но помощник Спрутса Крабс ведёт свою игру, в результате Мига с Жулио сбегают, но остаются без денег. Наутро Незнайка и Козлик узнают, что их общество «лопнуло»; спасаясь от обманутых акционеров, они уезжают в город Сан-Комарик, где остаются без гроша и крыши над головой. Какое-то время им удаётся продержаться, перебиваясь случайными заработками и ночуя в дрянной гостиничке, но в конце концов они оказываются под мостом, где собираются местные бездомные. По закону тех, у кого нет крыши над головой (хотя бы гостиничной) или не хватает рубашки, брюк, ботинок или шляпы, полицейские ловят и отправляют на Остров Дураков, где к их услугам любые бесплатные развлечения, но от местного воздуха коротышки постепенно превращаются в баранов (заимствование из «Приключениях Пиноккио», где в Стране Развлечений маленькие любители забав превращаются в ослов). Незнайку с Козликом тоже отправили на Остров Дураков, и они едва не превратились в скотов.
Пончик, потеряв Незнайку, возвращается в ракету. Неспособный ею управлять, он за четверо с половиной суток приканчивает 16-месячный запас продовольствия, после чего с голодухи отправляется следом за Незнайкой и падает возле курортного города Лос-Паганос. Там он быстро поднимается на торговле солью (раньше лунные коротышки не употребляли её в пищу — интересно, откуда в их организмы попадали натрий и хлор?) и столь же быстро разоряется, когда владелец земли, на которой Пончик тырил соль, решает взять бизнес в свои руки. Пончику приходится устроиться крутильщиком на морских аттракционах.
Жизнь на Луне потихоньку налаживается, гигантские растения дают первый урожай, но внезапно на Незнайку со страшной силой наваливается ностальгия — от тоски по Солнцу и звёздам он буквально заболевает. Решено улетать на Землю, тем более что нанести новый визит теперь легко. Однако, в ночь перед отлётом скооперировавшиеся Спрутс (сохранивший несколько миллионов) и Жулио (сохранивший немного динамита) взрывают ракету ФиС, чтобы отомстить космонавтам, серьёзно её повредив. По счастью, уцелели скафандры нового поколения, в которых с невесомостью можно подняться на поверхность Луны без ракеты — вместо парашютов они оснащены вертолётными винтами. Земляне добираются до ракеты НиП и улетают. По дороге домой Незнайка едва не умирает, из-за отсутствия солнечного света, но на родной земле мгновенно поправляется и снова готов к дальнейшим приключениям.
Тропы [ править ]
Общие для книги и мультсериала [ править ]
Жалеть не будут коротышки И не потратят деньги зря, Коль будут все жевать коврижки Конфетной фабрики «Заря».
В книге [ править ]
— Какой же из тебя повар! — усмехнулся хозяин. — Повара обычно бывают толстенькие, а ты вон какой худой. — Вы меня только возьмите, я обязательно растолстею, — ответил Козлик. — Вот ты растолстей сначала, а тогда я тебя возьму! — сердито буркнул хозяин.
В мультсериале [ править ]
Прочее [ править ]
— Ты, Торопыжка, все куда-то торопишься. Тебе все поскорей хочется, — сказал Сиропчик. — А тебе не хочется? — сердито проворчал Торопыжка. — А куда мне спешить? — ответил Сиропчик. — Разве тут плохо? Тепло, светло, и мухи не кусают
Но ещё за два года до книги эта фраза появилась в фильме Алексея Салтыкова «Бей, барабан» (1962):
— Что же ты мусью? Советская власть, можно сказать, всю душу в тебя вкладывает. В детский дом тебя определили! Убёг? — Нет. А чо бежать-то? Там хорошо! Тепло, светло и мухи не кусают! Царская жизнь!
Скорее всего после выхода фильма это выражение стало довольно популярным в стране. Носов использовал его в своем романе, не претендуя на его авторство. Со временем фильм забылся, а «Незнайка» популярен до сих пор, поэтому народная молва приписывает эту фразу Носову. Где впервые появилась фраза про мух, которые не кусают.
Незнайка на Луне. Неудобная правда из книги, не вошедшая в мультфильм
Про самый лучший российский мультфильм в последнее время говорят часто. В основном попадаются высказывания «Николай Носов предсказал будущее России», «Пророческая книга» и тд. Мол, книга была написана в 1965, а в ней все так подробно описано. Люди обычно забывают, что капиталистические страны существовали и в 1965ом, и все, что там происходит, советским людям было вполне известно. Странно только, что в «Незнайке на Луне» не было чернокожих коротышек, хотя весь этот откровенный нацизм со специальными местами для негров в транспорте закончился только в 70-х. Естественно, финансовые пирамиды и другие способы отъема денег у населения придумали не у нас в 90-х, а на Западе и гораздо раньше. Наша страна, скатившись обратно в капитализм, снова получила полный набор его характерных черт (разве что нацгады и Полиция до сих пор не стреляют по демонстрациям).
Искренне надеюсь, что когда-нибудь (скорее всего после возвращения на путь социализма) мультфильм будет переснят по книге. Хотя, конечно, многие актёры озвучки, такие как Великая Клара Румянова (Ромашка) или Михаил Кононов (Гризль) уже умерли. Но все равно очень хотелось бы увидеть такой мультфильм. Да и «Незнайку в солнечном городе» тоже. Все таки советский кукольный мультфильм тоже очень далёк от книги.
Чем же мультфильм отличается? Да почти что всем:
1. Главные герои. Вместо Козлика, который путешествует с Незнайкой по Луне, появилась Звездочка (та самая американская журналистка, которая переходит из фильма в фильм, меняя лишь внешность), а сам Козлик появился только под мостом. Такой персонаж как Звездочка был в книге «Незнайка в солнечном городе», но там это была певица, которая вышла, спела, и больше ее никто не видел. А слова про «Ты наверное просто влюбилась в меня, вот и все» Незнайка в том же произведении говорит в конце путешествия Кнопочке. И та тоже от него сваливает. В советском мультфильме вообще не было ни кнопочки, ни Пачкули Пестренького, ни великих достижений науки, сельского хозяйства и всего остального, которыми изобиловала книга.
2. Сюжетная линия Пончика. В мультфильме Пончик стал капиталистом и забил на Незнайку, только в самом конце опять притворившись своим, чтобы его не расстреляли по возвращению на Землю. Грубо говоря, стал буржуем и все. В книге же его соляной бизнес развалился (потому что берег, на котором он нашёл соль принадлежал другому коротышке) и Пончик был вынужден устроиться крутильщиком каруселей (то есть по сути упал на самое дно). Но он не сдался, вступил в тайное общество «свободных крутильщиков» (в марксистский кружок) и стал непримиримым классовым врагом для всего мирового капитала. Была даже сцена, где Пончика избили за то, что думали, будто он переодетый полицейский. Одним словом, книжный Пончик остался ЧЕЛОВЕКОМ, в отличии от мультяшного.
3. Диалог инспектора Мигля с судьей в мультфильме показан, но слова опущены. В книге судья говорит, что бандит Красавчик (за которого приняли Незнайку) настолько богат, что «Половину полиции купил, а вторую купит, если захочет». В принципе, понятно, почему смысл диалога в мультике опустили. А ещё Мигль на допросе говорит Незнайке: «Да дайте вы мне из ваших миллионов хотя бы сто тысяч, и я отпущу вас».))
5. Названия городов. Если в мультфильме вся Луна это только Лунный город, то в книге это города Сан-Комарик, Лос-Поганос, и деревни Нееловка и вроде ещё Нищенка. Как говорится, названия говорят сами за себя.
7. А ещё там есть про рекламу, современное искусство, про забастовки рабочих, про то, как Незнайка и Козлик устроились на макаронную фабрику, но их туда не пустили уволенные рабочие. Но самое главное, что при помощи лунного камня (оружия пролетариата) и невесомости коротышки на луне обезоружили полицейские гарнизоны и установили НАРОДНУЮ ВЛАСТЬ. В мультфильме по понятным причинам этого не показали.
8. В концовке книги Незнайка при смерти из-за тоски по Родине, поэтому его почти в коме доставляют на Землю. В мультфильме он прекрасно себя чувствует и просит «ещё капельку побыть» там.
В общем, книга гораздо глубже и жёстче, чем мультфильм. А в мульте классовая борьба заменена экологией. И уж тем более они не являются пророческими, ибо описана в них система, которая и тогда была известна, а сейчас мы все ею «наслаждаемся». И пусть в мультфильме Спрутс не стал жить вместе с Жулио, зато там есть любовный треугольник между Незнайкой, Ромашкой и Звездочкой.