Нежелательные организации в россии что это простыми словами
Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты: в чем разница и с кем опасно поддерживать связь?
В последнее время много новостей о присвоении разным организациям каких-то непонятных статусов. Одни иноагенты, других называют нежелательными, еще есть экстремистские. То они работают и даже собирают деньги, то их закрывают с серьезными последствиями для руководства и сторонников.
Как быть нам, обычным людям, которые могут разделять взгляды этих организаций, переводить им донаты, обсуждать их в соцсетях или просто читать материалы на их сайтах? С кем можно поддерживать связь и когда она вне закона?
Иноагенты, нежелательные и экстремистские организации — это действительно три разных статуса. Для каждого из них есть отдельные нормы закона и наказания как для руководства и участников, так и для сторонников.
Кто такие иноагенты
Иноагенты — это организации, объединения, СМИ или люди, которые, по мнению государства, делают что-то в интересах других стран или иностранных структур. Это понятно даже из самого термина «иностранный агент». Про иноагентов нет отдельного закона, этот статус включили в разные нормы.
Работа иноагентов в России не запрещена. Они могут вести ту же деятельность, что и до получения статуса, но обязаны выполнять определенные законом требования.
Сотрудничать с иноагентами тоже официально не запрещено: нет никаких проблем, чтобы размещать рекламу у иноагента, перечислять ему деньги или публично разделять взгляды. По крайней мере, совсем закон этого не запрещает.
Иноагенты бывают четырех видов, у каждого свои обязанности.
НКО-иноагент — это некоммерческие организации из реестра Минюста. Они упоминаются в законе об НКО. Иноагентом может быть благотворительная организация или просветительский проект. Обязательное условие: организация получает финансирование из-за рубежа и участвует в политической деятельности.
Политической деятельностью при этом считается не участие в выборах или создание партии, а, например, обеспечение правопорядка, социально-экономического развития, регулирования прав и свобод человека. То есть организация участвует в политической деятельности, если проводит собрания, дискуссии, публично обращается к органам власти и ведет деятельность, направленную на принятие или отмену законов, формирование убеждений.
НОО-иноагент — это незарегистрированное общественное объединение. Это не организация, а просто добровольное, самоуправляемое формирование, которое граждане создали по своей инициативе: фонд, движение, партия. Если такое объединение получает иностранное финансирование и участвует в политической деятельности, оно может попасть в реестр Минюста, в том числе по собственной инициативе. Чтобы НОО присвоили статус иноагента, достаточно иностранного гранта и проведения круглых столов.
Реестра НОО-иноагентов пока нет — приказ о его ведении появился только в начале июня 2021 года.
Физлицо-иноагент — это любой человек с гражданством РФ или без него, который получает деньги из-за рубежа и занимается в России политической деятельностью в интересах другой страны. При совпадении таких условий нужно подать заявление о включении в список иноагентов, то есть внести самого себя в реестр Минюста. Или это сделают принудительно.
Такие иноагенты обязаны отчитываться о своей деятельности, расходах денег из иностранных источников и, конечно, указывать свой статус. Еще им запрещено занимать должности в госорганах.
Реестр физлиц-иноагентов тоже еще в процессе создания, а пока таких людей вносили в другой перечень — СМИ. Так тоже можно.
СМИ-иноагент — это иностранное средство массовой информации. В реестр Минюста могут попасть как зарегистрированные СМИ, так и люди. Все они должны маркировать свои материалы по установленным правилам.
Реестр СМИ-иноагентов ведется с 2017 года. В 2021 году в него попали «Медуза» и VTimes. Второе издание уже закрылось.
Если вы хотите перечислить иноагенту деньги, читать его материалы или репостить их в своих соцсетях, это вроде бы законно. Но никто не гарантирует, что какое-то упоминание, поддержка или организационная помощь не будет расцениваться как самостоятельная деятельность иноагента. То есть вы лично можете получить статус иностранного агента, если получаете деньги или поддержку из-за границы и как-то помогаете другим иноагентам. Если иностранного финансирования или поддержки деятельности нет, то статус иноагента присвоить нельзя, даже если вы переводите деньги другим иноагентам.
Вывод для обычных людей без признаков иноагентов. Читать «Медузу» законно, перечислять деньги центру «Насилию-нет» не запрещено, репостить цитаты «Радио Свобода» уголовно не наказуемо, поздравлять Льва Пономарева с днем рождения можно без упоминания его статуса иноагента. Хотя у всех перечисленных этот статус есть и теоретически может появиться у вас тоже.
Запрет на профессию: о чем говорит признание «Проекта» нежелательной организацией
Нежелательных организаций становится все больше. Первая появилась ровно шесть лет назад. Затем на протяжении пяти лет список пополнялся максимум четырьмя организациями в год. За последние полтора года произошел резкий рост — список вырос с 22 до 41 организации. Однако Project Media Inc., учредитель издания «Проект», — это первая медиаструктура, признанная в России нежелательной.
Враги по периметру
Институт нежелательных организаций появился как инструмент внешней политики России весной 2015 года. Это были контрмеры в ответ на «крымские» санкции США. Формально нормы о нежелательных организациях были включены в Закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям прав граждан России» (так называемый закон Димы Яковлева). Его приняли в декабре 2012 года в ответ на Акт Магнитского — такой же рамочный закон США, сформировавший «список Магнитского» — перечень россиян, в основном чиновников и близких к власти предпринимателей, которым запрещен въезд в США и ведение каких-либо дел с американскими гражданами и компаниями.
По сути, перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории России, — это и есть зеркальный ответ на «список Магнитского».
Сейчас подросший перечень Минюста демонстрирует изгибы российской внешней политики в последние пять лет. Открывает его группа американских фондов, которые ранее финансировали проекты в России. Спустя два года в списке появляется английская структура Михаила Ходорковского — по сути, первая организация с российскими корнями. В 2018 году, после президентских выборов в России, нежелательными стали европейские организации, наблюдающие за голосованием, затем «Всемирный конгресс украинцев».
В 2020 году, явно в угоду китайским товарищам, в перечень нежелательных вошло сразу семь организаций, активно критикующих власти Китая.
Обострение отношений с Евросоюзом, и особенно с Германией, впервые привело к объявлению нежелательными трех немецких организаций уже в мае этого года. Среди них выделяется многолетняя программа стажировок и взаимных поездок студентов из России и Германии. Поиск нежелательных организаций в сфере образования продолжился запретом американского Бард-колледжа и Оксфордского фонда из Великобритании.
Наказание для нежелательных
Project Media Inc. пока даже нет в списке Минюста. Процедура здесь такова: Генпрокуратура по согласованию с МИДом признает иностранную или международную организацию угрожающей национальной безопасности России и объявляет ее нежелательной. Затем Минюст вносит ее в соответствующий перечень, после чего наступают юридические последствия. Обычно этот лаг составляет несколько дней. За это время банки должны внести организацию в запретный список для любых транзакций, а сама организация — прекратить свою деятельность. Нарушения повлекут санкции: за участие в деятельности нежелательной организации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 5000 до 15 000 рублей (статья 20.33 КоАП). Причем с июля 2021 года российским гражданам запрещено участие в деятельности нежелательной организации даже за пределами России. То есть условный россиянин не может устроиться на работу в Фонд Сороса в Нью-Йорке без риска попасть под суд у себя дома.
В случае повторного нарушения в течение года после первого штрафа за участие в деятельности нежелательной организации наступает уголовная ответственность (часть 1 статьи 284.1 УК). Такая судебная практика есть. Преступление это средней тяжести, по нему возможно и содержание под стражей, и домашний арест, как это было с Анастасией Шевченко в Ростове-на-Дону. Прокурор просил для нее пять лет колонии, суд назначил четыре года условно, притом что до этого она два года провела под домашним арестом. То есть фактически шесть лет ограничения свободы и поражения в правах.
Руководство деятельностью нежелательной организации в России, а также сбор и перевод денежных средств ей образуют состав преступления сразу, без предварительной административки. Пока прецедентов уголовных дел за это нет. Применительно к «Проекту» под риском уголовного преследования теперь находятся руководители — главред и его заместители, журналисты, авторы колонок, люди, переводящие пожертвования. Строго говоря, даже размещение ссылок на прежние расследования «Проекта» могут быть расценены как участие в деятельности нежелательной организации. По крайней мере, именно за это в основном штрафовали сторонников «Открытой России» — за публикации видео, постов и ссылок с упоминанием организации или с ее символикой. Более того, полицейская и судебная практика идет по пути признания длящимися нарушениями даже ранее размещенные в интернете ссылки на публикации. Другими словами, старые посты и ссылки на публикации «Проекта» в социальных сетях могут стать основанием для протокола за участие в деятельности нежелательной организации. В отличие от Уголовного кодекса КоАП трактует доступность ссылок как продолжение распространения незаконного контента.
Обязанности агентов
Тут нужно напомнить, как развивалось давление на главреда «Проекта» Романа Баданина (признан иноагентом). В 2017 году полиция в Петербурге возбудила уголовное дело о клевете на местного предпринимателя Илью Трабера из-за расследования, опубликованного телеканалом «Дождь» под авторством Баданина. Тогда, после серии допросов, дело затихло, но в конце июня этого года на следующий день после публикации «Проектом» расследования о министре внутренних дел России Владимире Колокольцеве в рамках этого же дела прошла новая серия обысков и допросов. У главреда «Проекта», его заместителя и авторов текста были изъяты компьютеры, их допросили в качестве свидетелей, но каких-либо обвинений предъявлено не было. Интересно, что следственные действия проводились по уголовному делу, срок давности по которому давно истек. После обысков «Проект» продолжил публиковать расследования и спустя две недели был признан угрожающим национальной безопасности, а основные члены его команды — иностранными агентами.
На журналистов, включенных в список агентов, теперь возлагается набор весьма обременительных обязанностей:
С соблюдением этих условий журналисты могут продолжать деятельность, но уже не в рамках «Проекта».
Теоретически из обоих списков можно выйти. Есть практика исключения некоммерческих организаций из перечня иностранных агентов — по прошествии года при условии отсутствия получения иностранных средств. Правда, СМИ-агенты пока не исключались, как и нежелательные организации. Никому не удавалось оспорить ни тот, ни другой статус в судах — они в 100% случаев признавали включение в реестры законным, а процессов таких было уже несколько десятков.
Фактически впервые в России деятельность конкретного СМИ была просто запрещена под угрозой уголовного преследования журналистов в случае продолжения профессиональной деятельности. Вкупе с обысками у главного редактора «Важных историй» Романа Анина, еще одного расследовательского проекта, это выглядит криминализацией целого направления в журналистике. Причем именно расследовательская журналистика в последние годы чуть ли не единственный формат работы СМИ, продолжавший активно развиваться в России.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Иноагенты, нежелательные и экстремистские организации: кто опаснее, какие наказания
Все чаще в медиапространстве появляются такие сообщения:
«СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента»; «НКО, включенная в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»; «Террористическая или экстремистская организация, запрещенная на территории РФ».
Но и это еще не все. Есть так называемые нежелательные организации, за сотрудничество с которыми предусмотрена административная или даже уголовная ответственность.
А если, например, речь идет о детище отбывающего наказание за мошенничество Алексея Навального — так называемом «Фонде борьбы с коррупцией» 1 (ФБК 1 ) и его структурных подразделениях — штабах Навального, тут, как говорится, целый букет.
Сам ФБК — это НКО, включенная в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Штабы Навального 3 — это структурное подразделение ФБК — НКО, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, которые, в свою очередь, включены в перечень экстремистов и террористов на сайте Росфинмониторинга.
А теперь давайте разбираться, кто, как говорится, хуже, за что предусмотрены самые строгие наказания, и как не угодить в сети неподходящей во всех смыслах организации, тем самым обезопасив себя от серьезных неприятностей.
Кто такие иноагенты
Начнем с иноагентов. Иностранный агент — это физическое или юридическое лицо, которое, являясь резидентом одной страны, действует в интересах другой. Практика накладывать ограничения на деятельность иноагентов есть во многих странах, особенно суровое законодательство в этой области в главном «светоче демократии» — Соединенных Штатах.
С 2012 года закон, ограничивающий деятельность иноагентов, принят в России. Статус иноагента может быть присвоен НКО, СМИ и физлицам. Иностранные агенты вносятся в специальный реестр Министерства юстиции РФ. На сегодня в России иноагентами признаны примерно 75 НКО, а также около 20 СМИ и физических лиц.
Иностранными агентами могут быть признаны граждане и организации, которые занимаются в России политикой, используя зарубежную помощь, в том числе материальную. Если человек или организация, получающие такую помощь, не заявят о своем статусе иноагента, это может повлечь за собой неприятные последствия: серьезный штраф, а затем — при повторных нарушениях — тюремное заключение сроком до пяти лет.
Кроме того, статус иноагента может быть присвоен за сбор информации о военной и военно-технической деятельности России, которую иностранный источник может использовать против безопасности нашей страны. Но тут уж такому «сборщику» лучше стать иноагентом, чем получить полноценное уголовное дело по обвинению в госизмене или шпионаже, по которому можно сесть лет эдак на 20.
Что касается иноагентов, то для них особых ограничений в нашей стране не предусмотрено. Такие структуры или физлица должны отчитываться о своей деятельности, в том числе о расходовании средств, полученных из-за рубежа, а также везде указывать свой статус иноагента.
Нежелательные организации
Теперь попробуем разобраться с нежелательными организациями. Точнее, такую структуру можно назвать так:
«Организация, деятельность которой признана нежелательной».
Как правило, это иностранная или международная неправительственная организация, деятельность которой может представлять угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности Российской Федерации в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ.
Организация признается нежелательной решением Генеральной прокуратуры РФ по согласованию с МИД РФ. Все подобные организации вносятся в соответствующий реестр Минюста РФ. В этом списке фигурируют, в частности, несколько фондов, связанных с американским магнатом Джорджем Соросом, различные структуры беглого олигарха Михаила Ходорковского, который эксплуатирует в названиях клонов своих структур слова «Россия» и «открытая», и так далее.
Организациям, признанным в России нежелательными, запрещено вести деятельность на территории РФ. За сотрудничество с нежелательными организациями предусмотрено сначала административное, а — при повторных нарушениях — уголовное наказание до шести лет лишения свободы.
Из наиболее известных случаев, когда люди наживали себе серьезные неприятности, сотрудничая с нежелательными организациями, можно вспомнить дело ростовской активистки Анастасии Шевченко, о котором много писал колумнист ФАН — блогер и общественный деятель Вадим Манукян. Шевченко стала фигуранткой уголовного дела за сотрудничество со структурами Ходорковского. Около двух лет она провела под домашним арестом и была приговорена к четырем годам лишения свободы условно.
Сейчас в СИЗО Краснодара находится еще один «птенец гнезда» Ходорковского — экс-глава одного из клонов «Открытой России» 7 Андрей Пивоваров. Пивоваров был задержан в Петербурге, когда пытался вылететь из аэропорта Пулково в Польшу. Следственный комитет счел, что активист таким способом пытался бежать из страны, чтобы избежать уголовного преследования. Пивоваров был этапирован в Краснодар, где совершил последнее нарушение, касающееся сотрудничества с нежелательной организацией, и на время следствия был арестован на два месяца. Поскольку ранее он привлекался к административной ответственности за подобную деятельность, на этот раз ему может грозить до шести лет лишения свободы.
Экстремисты
В соответствии с законом о противодействии экстремистской деятельности, российский Минюст официально публикует два списка организаций, которые, согласно решению российских судебных органов, осуществляют экстремистскую деятельность. В один список включаются ликвидированные и запрещенные в РФ организации, в другой — структуры, деятельность которых приостановлена.
Впрочем, вскоре эту малопочтенную террористическую организацию может «подвинуть» ФБК Алексея Навального. В Мосгорсуде по исковому заявлению столичной прокуратуры рассматривается дело о признании экстремистскими организациями «Фонда борьбы с коррупцией» (ФБК, признан в РФ НКО-иноагентом), «Фонда защиты прав граждан» (ФЗПГ, признан в РФ НКО-иноагентом) и общественного движения «Штабы Навального».
Если иск прокуратуры будет удовлетворен, все структуры Навального будут включены в перечень экстремистских организаций. Это будет означать уголовную ответственность для организаторов (от шести до десяти лет лишения свободы). Кроме этого, будет запрещена демонстрация символики этих организаций (административная статья — арест до 15 суток).
Организаторы, рядовые члены, а также те, кто поддерживал эти организации, могут быть ограничены в пассивном избирательном праве. Соответствующий закон принят Госдумой и уже подписан президентом. После вступления закона в силу лицам, связанным с экстремистскими организациями, будет в течение определенного времени запрещено выдвигать свои кандидатуры на выборах всех уровней.
На все подобные структуры распространяется запрет любой банковской деятельности, а оказание им финансовой помощи чревато уголовной ответственностью. Если суд удовлетворит требование прокуратуры, СМИ будут обязаны во всех публикациях указывать экстремистский статус структур Навального.
Мнение эксперта
По мнению эксперта комиссии по СМИ Общественной палаты РФ, блогера Вадима Манукяна, сотрудничество с любой из вышеперечисленных структур до добра не доведет.
«У нас в последнее время развелось много нежелательных организаций, иноагентов и прочих экстремистов. Вычленять из них — кто лучше, а кто хуже — занятие неблагодарное. Как говорится, все хуже. Все они находятся под крылом антироссийски настроенных западных структур. Все они кормятся за счет грантов западных фондов. Через своих кормильцев-хозяев они получают инструкции от западных спецслужб. Я рад, что сейчас это поле активно зачищают от тех, кто продался за западные «печеньки» и готов устроить в России революцию в угоду «добрым» дядям в заокеанских высоких кабинетах», — подчеркнул Манукян.
Ранее Вадим Манукян прокомментировал ФАН задержание и последующий арест Андрея Пивоварова. По мнению Манукяна, это задержание не последнее, поскольку из-за санкций Запада в отношении Белоруссии закрылась «лазейка», позволявшая нарушителям закона бежать из России, используя аэропорт Минска.
1 Включен в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента; признан экстремистской организацией.
3 Являются структурным подразделением ФБК — НКО, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента; обе организации являются экстремистскими и запрещены на территории России.
4 СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
7 Генпрокуратура признала одноименную британскую организацию нежелательной на территории РФ
8 Организация запрещена на территории РФ.
10 Организация запрещена на территории России.
Нежелательные организации в россии что это простыми словами
Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации
Номер и дата распоряжения Минюста России о включении в перечень | Реквизиты решения Генеральной прокуратуры Российской Федерации о признании деятельности организации нежелательной | Полное и сокращенное (при наличии) наименование иностранной или международной неправительственной организации | Номер и дата распоряжения Минюста России об исключении из перечня | Реквизиты решения Генеральной прокуратуры Российской Федерации об отмене решения |
---|---|---|---|---|
1 | № 1076-р от 29.07.2015 | №1 от 28.07.2015 | «Национальный фонд в поддержку демократии» (The National Endowment for Democracy) | |
2 | № 1777-р от 01.12.2015 | № 2 от 26.11.2015 | Институт Открытое Общество Фонд Содействия (OSI Assistance Foundation) | |
3 | № 1778-р от 01.12.2015 | № 2 от 26.11.2015 | Фонд Открытое общество (Open Society Foundation) | |
4 | № 1821-р от 07.12.2015 | № 3 от 03.12.2015 | «Американо-российский фонд по экономическому и правовому развитию» (U.S. RUSSIA FOUNDATION FOR ECONOMIC ADVANCEMENT AND THE RULE OF LAW) | |
5 | № 393-р от 17.03.2016 | № 4 от 10.03.2016 | Национальный Демократический Институт Международных Отношений (National Democratic Institute for International Affairs) | |
6 | № 1201-р от 22.08.2016 | № 5 от 18.08.2016 | MEDIA DEVELOPMENT INVESTMENT FUND, Inc. | |
7 | № 1202-р от 22.08.2016 | № 5 от 18.08.2016 | Корпорация «Международный Республиканский Институт» (International Republican Institute) | |
8 | № 556-р от 27.04.2017 | от 26.04.2017 | Open Russia Civic Movement, Open Russia (Общественное сетевое движение «Открытая Россия») (Великобритания) | |
9 | № 557-р от 27.04.2017 | от 26.04.2017 | OR (Otkrytaya Rossia) («Открытая Россия») (Великобритания) (с 08.11.2017 – HUMAN RIGHTS PROJECT MANAGEMENT) | |
10 | № 558-р от 27.04.2017 | от 26.04.2017 | Institute of Modern Russia, Inc («Институт современной России») (США) | |
11 | № 883-р от 03.07.2017 | от 30.06.2017 | The Black Sea Trust for Regional Cooperation (Черноморский фонд регионального сотрудничества) (Румыния) | |
12 | № 285-р от 13.03.2018 | от 12.03.2018 | «Европейская Платформа за Демократические Выборы» European Platform for Democratic Elections (EPDE) | |
13 | № 286-р от 13.03.2018 | от 12.03.2018 | «Международный центр электоральных исследований» International elections study center (IESC) (Литовская Республика) | |
14 | № 335-р от 21.03.2018 | от 20.03.2018 | The German Marshall Fund of the United States (GMF) (Германский фонд Маршалла Соединенных Штатов) (США) | |
15 | № 989-р от 28.08.2018 | от 24.08.2018 | Pacific Environment (PERC) (Тихоокеанский центр защиты окружающей среды и природных ресурсов) (Соединенные Штаты Америки) | |
16 | № 814-р от 28.06.2019 | от 27.06.2019 | Free Russia Foundation (Free Russia) (Фонд «Свободная Россия») (США) | |
17 | № 887-р от 17.07.2019 | от 11.07.2019 | Ukrainian World Congress («Всемирный конгресс украинцев») (Канада) | |
18 | № 945-р от 29.07.2019 | от 25.07.2019 | Atlantic council of the United States (Atlantic council) («Атлантический совет») (США) | |
19 | № 1443-р от 12.11.2019 | от 07.11.2019 | «Člověk v tísni, o.p.s» («People In Need», «Человек в беде») (Чешская Республика) | |
20 | № 253-р от 12.03.2020 | от 06.03.2020 | European Endowment for Democracy («Европейский фонд за демократию», «Европейский фонд в поддержку демократии») (Королевство Бельгия) | |
21 | № 400-р от 09.04.2020 | от 08.04.2020 | The Jamestown foundation (JF), («Джеймстаунский фонд») (Соединенные Штаты Америки) | |
22 | № 458-р от 23.04.2020 | от 22.04.2020 | Project Harmony, Inc. (PH International) («Прожект Хармони, Инк.») (Соединенные Штаты Америки) | |
23 | № 718-р от 21.07.2020 | от 17.07.2020 | Dragon Springs Buddhist Inc. («Буддистское сообщество «Родники дракона») (США) | |
24 | № 719-р от 21.07.2020 | от 17.07.2020 | Doctors Against Forced Organ Harvesting (DAFOH) («Врачи против насильственного извлечения органов») (США) | |
25 | № 720-р от 21.07.2020 | от 17.07.2020 | The European Falun Dafa Association («Европейская ассоциация «Фалунь Дафа») (Великобритания) | |
26 | № 721-р от 21.07.2020 | от 17.07.2020 | Friends of Falun Gong Inc. («Друзья Фалуньгун») (США) | |
27 | № 722-р от 21.07.2020 | 17.07.2020 | Global Mission to Rescure Persecuted Falun Gong Practitioners Inc. (GMRPFGP) («Всемирный совет по спасению подвергаемых гонениям адептов «Фалуньгун») (США) | |
28 | № 723-р от 21.07.2020 | 17.07.2020 | Coalition to Investigate the Persecution of Falun Gong in China («Коалиция по расследованию преследования в отношении Фалуньгун в Китае») (США) | |
29 | № 724-р от 21.07.2020 | 17.07.2020 | World Organization to Investigate the Persecution of Falun Gong Inc. (WOIPFG) («Всемирная организация по расследованию преследований Фалуньгун») (США) | |
30 | № 1282-р от 25.12.2020 | 17.12.2020 | Prague Civil Society Centre («Пражский Центр Гражданского Общества», «Пражский гражданский центр») (Чешская Республика) | |
31 | № 1283-р от 25.12.2020 | 22.12.2020 | Association of Schools of Political Studies of the Council of Europe («Ассоциация школ политических исследований при Совете Европы») (Франция) | |
32 | № 600-р от 02.06.2021 | 26.05.2021 | Zentrum für die Liberale Moderne GmbH («Центр либеральной современности», «ЦЛС») (ФРГ) | |
33 | № 601-р от 02.06.2021 | 26.05.2021 | Forum Russischsprachiger Europäer e.V. («Форум русскоязычных европейцев», «ФРЕ») (ФРГ) | |
34 | № 602-р от 02.06.2021 | 26.05.2021 | Deutsch-Russischer Austausch e.V. («Немецко-русский обмен», «НРО») (ФРГ) | |
35 | № 693-р от 30.06.2021 | 21.06.2021 | Бард колледж (Bard College), США | |
36 | № 730-р от 09.07.2021 | 30.06.2021 | European Choice («Европейский выбор»), Франция | |
37 | № 731-р от 09.07.2021 | 30.06.2021 | Khodorkovsky Foundation («Фонд Ходорковского»), Великобритания | |
38 | № 732-р от 09.07.2021 | 30.06.2021 | Oxford Russia Fund («Оксфордский российский фонд»), Великобритания | |
39 | № 733-р от 09.07.2021 | 30.06.2021 | Future of Russia Foundation («Фонд Будущее России»), Великобритания | |
40 | № 734-р от 09.07.2021 | 29.06.2021 | Spolecnost Svobody Informace, Z.S. («Компания свободы информации, з.с.», «Общество свободы информации, з.с.») (Чешская Республика) | |
41 | № 799-р от 23.07.2021 | 15.07.2021 | Project Media, Inc. («Проект Медиа») (США) | |
42 | № 915-р от 17.08.2021 | 12.08.2021 | International Partnership for Human Rights (IPHR) («Международное партнерство за права человека») (Королевство Бельгия) | |
43 | № 968-р от 30.08.2021 | 23.08.2021 | Духовне Управлiння Євангельських Християн Української Християнської Церкви «Нове Поколiння» (Духовное Управление Евангельских Христиан Украинской Христианской Церкви «Новое Поколение») (Украина) | |
44 | № 969-р от 30.08.2021 | 23.08.2021 |