Незаконная агитация что это

Незаконная агитация что это. Смотреть фото Незаконная агитация что это. Смотреть картинку Незаконная агитация что это. Картинка про Незаконная агитация что это. Фото Незаконная агитация что это

Избирательное законодательство возлагает обя­занность по осуществлению контроля за соблюдени­ем установленного порядка проведения предвыбор­ной агитации и принятии мер по устранению допу­щенных нарушений на избирательные комиссии.

В целях пресечения противоправной агитационной деятельности избирательные комиссии готовят обращения в суды, правоохранительные органы, органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций.

Речь идет не просто о содействии органов внутренних дел избирательным комиссиям при выявлении и пресечении нарушений в процессе проведения предвыборной агитации, а о совместной конст­руктивной, взаимодополняющей деятельности. При этом органы внутренних дел обязаны в соответствии с пунктом 9 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федерального закона) самостоятельно и в ини­циативном порядке принимать меры по пресечению в ходе избирательной кампании противоречащей зако­ну предвыборной агитации, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных и иных агитационных материалов, устанав­ливать их изготовителей и источник их оплаты.

Органы внутренних дел вправе в соответствии с Федеральным законом «О полиции» прини­мать меры, установленные действующим законода­тельством, к лицам, нарушающим избирательное зако­нодательство при проведении предвыборной агита­ции. Серьезным нарушением прав граждан на свобод­ное волеизъявление является подкуп избирателей. Ана­лиз судебной практики избирательных споров показы­вает, что в основе подкупа, как правонарушения, лежит факт незаконной передачи вознаграждения за соответствующее поведение подкупаемого.

Одной из распространенных форм подкупа является вручение подарков избирателям на дому, продажа им товаров по заниженным ценам, организация для них концертов со свободным входом.

Подкуп избирателей, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, как и неправомерная бла­готворительная деятельность, являются основанием привлечения виновных к административной ответст­венности по статье 5.16 КоАП РФ и влекут наложение штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, на должностных лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как уже отмечалось, в период избирательной кам­пании не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов либо которые иным образом связаны с выборами. Федеральный за­кон «О лотереях» понимает под лотереей игру, прово­димую в соответствии с договором, в которой ее орга­низатор получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с договоренностью участников.

Другими играми, основанными на риске могут быть:
— тотализатор, в котором заключается пари на прогноз возможных вариантов ситуации, связанной с результатами выборов;
— игры с использованием специальных автоматов с денежными иди иными выигрышами.

Установление запрета на данные виды деятельно­сти связано с тем, что при проведении лотерей, орга­низации тотализаторов возможно оказание воздейст­вия на волеизъявление избирателей. Участники этих игр, сделав ставку на определенного кандидата при голосовании, будут руководствоваться чисто эконо­мическими соображениями в интересах поддержки конкретного кандидата.

Нарушение запрета на проведение лотерей и дру­гих основанных на риске игр в ходе избирательной кампании согласно статьи 5.49 Кодекса влечет нало­жение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц – от трёх тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от тринадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Протоколы об административных правонарушениях по статьям 5.16 и 5.49 КоАП РФ вправе составлять должно­стные лица органов внутренних дел.

В соответствии с пунктом 9 статьи 56 Федерального закона органы внутренних дел обязаны принимать меры по предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных, иных агитационных материалов, их изъятию, а также устанавливать изготовителей ука­занных материалов и источник их оплаты.

Наиболее распространенными видами агитацион­ных материалов являются: календари, плакаты, листов­ки, аудио- и видеопродукция. Статья 54 Федерального закона определяет условия вы­пуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. Запрещается их изготовление без предварительной оплаты за счет средств соответ­ствующего избирательного фонда.

Предотвращение органами внутренних дел изго­товления подложных и незаконных агитационных ма­териалов является профилактической мерой, Изъятие в соответствии с действующим законодательством неза­конно изданных предвыборных материалов, установ­ление фактов правонарушений и лиц, их совершив­ших, задержание этих лиц, иные установленные зако­ном меры могут быть мерами обеспечения производ­ства по делу об административном правонарушении.

Изготовление или распространение агитацион­ных материалов с нарушением требований закона влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 1 статьи 5.12 Кодекса на граждан от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, на должностных лиц – от двух тысяч до трёх тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Кандидаты и избирательные объединения крайне редко пользуются для защиты своих прав иными, помимо пре­дусмотренных избирательным законодательством, правовыми меха­низмами. Вместе с тем не следует забывать о праве на ответ, предусмо­тренном Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» и об исках о компенсации морального вреда и защите чести, достоинства и деловой репутации, которые могут быть поданы на основании статей 151 и 152 Гражданского кодекса Российской Федерации. Нельзя забывать и о статьях 129 «Клевета» и 130 «Оскор­бление» Уголовного кодекса Российской Федерации. В случаях, когда кандидат полагает, что ему причинён моральный вред, нанесён ущерб его чести, достоинству, деловой репутации или же в отношении него допущена клевета, оскорбление, он вправе самостоятельно использовать названные правовые средства защиты нарушенных прав.

За нарушение порядка и правил проведения предвыборной агита­ции, могут наступать разные ви­ды ответственности участников избирательного процесса.

Об уголовной ответственности за нарушения в сфере предвыбор­ной агитации можно говорить тогда, когда ответственность по стать­е 141 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает в связи с воспрепятствованием свободному осуществлению гражда­нином права на участие в предвыборной агитации, являющегося одним из избирательных прав граж­дан, а также в связи с незаконным финансированием агитационной деятельности.

Таким образом, на настоящий момент практически все запреты и ог­раничения, установленные избирательным законодательством в сфере предвыборной агитации, снабжены соответствующими санкциями.

Характерным является превалирование в данной сфере санкции имущественного характера – административного штрафа.

Источник

Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах

Комментарий к ст. 5.10 КоАП

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие), ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений избирательных комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Запрещается предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений.

Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, о регистрации инициативной группы по проведению референдума, производится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях комиссий, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Судебная практика по статье 5.10 КоАП

Источник

Разъяснение по вопросу административной ответственности за изготовление, распространение, размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах

Вопрос административной ответственности за изготовление, распространение, размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах регулируется статьей 5.12 КоАП РФ «Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах».

Часть 1 статьи 5.12 предусматривает административную ответственность за изготовление или распространение в период подготовки и выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Агитационные материалы — это печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании (кампании референдума).

Печатные материалы — это листовки, плакаты, газеты, брошюры, календари и т.п. материалы, выполненные, как правило, на бумажном носителе. Аудиовизуальные материалы — изготовленные с помощью технических средств и сохраненные на кассетах, дисках и т.п. носителях произведения либо материалы, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенные для зрительного и слухового восприятия (кинематографические произведения, теле- и видеофильмы, диафильмы, слайды и т.п.).

Изготовление агитационных материалов можно рассматривать как завершенный технологический процесс, результатом которого является конечная продукция — партия агитационных материалов. Под распространением понимается доведение агитационных материалов до широкого круга избирателей (участников референдума) с использованием разнообразных способов (раздача в руки, расклеивание, вывешивание на вертикальной поверхности, раскладывание по почтовым ящикам, на горизонтальной поверхности и т.п.).

В соответствии со статьей 54 Федерального закона РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. Использование изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении в агитационных материалах возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов. В случае нарушения данного требования относительно агитационных материалов, размещаемых на каналах организаций телерадиовещания или в периодических печатных изданиях, ответственность наступает по ст. 5.8 КоАП РФ «Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях».

Часть 2 статьи 5.12. КоАП РФ предусматривает ответственность за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати до тридцати тысяч рублей.

Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, выделенных органами местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1 КоАП РФ) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума (ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Материал подготовлен старшим юрисконсультом правового направления ЛО МВД России на станции Мичуринск

Источник

Статья 5.12 КоАП РФ. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах

Комментарии к ст. 5.12 КОАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, регулируемые соответствующим федеральным законодательством (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), а также законодательными актами субъектов РФ.

2. Законодательство определяет общий порядок и правила проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и, в частности, правила изготовления и условия распространения агитационных печатных и аудиовизуальных материалов (см., например, ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Кандидаты, избирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума вправе выпускать агитационные материалы (печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации и предназначенные для массового распространения (продажи, подписки, доставки, раздачи) и обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума, например листовки, плакаты и пр.).

Выпускаемые агитационные материалы должны содержать наименования (включая организационно-правовую форму) и юридические адреса организаций или фамилии, имена, отчества и места жительства лиц, изготовивших данные материалы; наименование организации или фамилию, имя, отчество лица, заказавших изготовление материалов, а также информацию об их тираже и дате выпуска.

Изготовление анонимных агитационных печатных материалов запрещается. В содержании агитационных предвыборных материалов недопустимы призыв к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению территориальной целостности России, пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Не допускаются выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду. Кроме того, законодательство запрещает распространение ложных сведений о кандидате, а также совершение иных действий, порочащих его честь и достоинство.

3. Запрещается изготовление агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу, а также агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума и без указания информации об этой оплате.

Запрещается распространение агитационных материалов, если экземпляры этих материалов до начала их распространения не были представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума вместе со сведениями о месте нахождения (адресе) организации (лица), изготовивших и заказавших эти материалы, в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума.

4. Использование изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении в агитационных материалах возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов. В случае нарушения данного требования относительно агитационных материалов, размещаемых на каналах организаций телерадиовещания или в периодических печатных изданиях, ответственность наступает не по комментируемой статье, а по ст. 5.8 КоАП РФ.

5. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи выражается в действиях (бездействии), повлекших изготовление и распространение в период подготовки и проведения выборов (референдума) агитационных печатных материалов, не содержащих необходимой, полной и достоверной информации или с нарушением иных требований, названных в п. п. 2, 3 комментария к статье.

6. Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только при наличии письменного согласия собственников, владельцев указанных объектов и на их условиях.

Запрещается вывешивать (размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

7. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, состоит в действиях, нарушающих указанные в п. 6 комментария условия размещения печатных агитационных материалов.

9. Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

10. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума (ч. 5 ст. 28.3), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *