Незадернутых гардин что значит
Борис Пастернак — Никого не будет в доме: Стих
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» Пастернака
Творчество Б. Пастернака невероятно сложно для понимания. Его произведения всегда насквозь метафоричны, заключают в себе тайный смысл. Не зная обстоятельств личной жизни поэта, не всегда можно уловить этот смысл. Стихотворение «Никого не будет в доме…» (1931 г.) напрямую связано с важным событием в жизни Пастернака. В этом году он порвал отношения с первой женой и создал новую семью с З. Нейгауз. Это событие вызвало скандал и породило массу слухов, так как женщина также имела мужа, вдобавок являвшегося другом Пастернака.
Первая часть стихотворения описывает одиночество поэта. Вероятно, он уже покинул первую жену и ожидает прихода возлюбленной. У него есть время обстоятельно подумать о случившемся. Одиночество лирического героя никем не нарушается. Он растворяется в окружающем мире. Уточнение «кроме» подчеркивает его оторванность от человеческого мира. «Кроме сумерек», «кроме крыш и снега» — присутствие неодушевленных предметов и явлений только обостряет одиночество автора.
Хмурый зимний пейзаж настраивает лирического героя на безрадостные воспоминания. «Прошлогоднее унынье», вероятно, связано с неудачно сложившейся семейной жизнью. Автор чувствует за собой «неотпущенную вину». Пастернак никак не упоминает свою первую жену. Можно предположить, что именно он стал причиной распада семьи.
Появление героини совершенно преображает действительность. Становится понятно, что автор ждал возлюбленную с огромным нетерпением, просто тщательно скрывал его от читателя. Он находился во вневременном и внепространственном состоянии. Это подчеркнуто сравнением героини с «будущностью». Наверно, Пастернак не был до конца уверен, что женщина ради него бросит своего мужа. Поэтому он не строил никаких планов и не предавался мечтам. Внезапное появление женщины озарило всю его жизнь и пробудило веру в счастливое будущее.
Изменение настроения лирического героя передает перемена в его восприятии действительности. Если в начале произведения снег ассоциируется с «белыми мокрыми комьями», то в финале возникает образ воздушных «хлопьев». Они символизируют неземной материал, из которого сшит наряд главной героини.
Стихотворение «Никого не будет в доме…» отражает глубоко личные чувства и переживания Пастернака. Оно является необходимым элементом для понимания жизни и творчества поэта.
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной,
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Стихи: Пастернак Б.
Музыка: Таривердиева
Никого не будет в доме. Кроме сумерек.
G7C Dm G7 C
Один зимний день в сквозном проеме
Dm E7 Gm6 A7 Dm E7 Am
Незадернутых гардин. Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев быстрый промельк
моховой, только крыши, снег, и кроме
Крыш и снега никого. Крыш и снега никого.
И опять зачертит иней, и опять
Завертит мной прошлогоднее унынье
И дела зимы иной. И дела зимы иной.
Gm A7 Dm
Но внезапно по портьере пробежит сомненья дрожь.
F E7
Тишину шагами меря. Тишину шагами меря.
Dm Dm6 H7 E7
Тишину шагами меря, ты, как будущность войдешь.
Ты появишься из двери в чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют. Из которых хлопья шьют.
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.
Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега, — ничего.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
«Никого не будет в доме…» Б. Пастернак
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проёме
Незадёрнутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь, –
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдёшь.
Ты появишься из двери
В чём-то белом, без причуд,
В чём-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Дата создания: 1931 г.
Анализ стихотворения Пастернака «Никого не будет в доме…»
Большинство поэтов в своих произведениях стремятся передать то, что ощущают в момент их написания. Поэтому неудивительно, что у признанных мастеров лирики нередко встречаются стихи философского или же политического содержания, а поэты с четко выраженной гражданской позицией нередко пишут о любви. Борис Пастернак в этом отношении не является исключением, и его авторству принадлежат стихи самой разнообразной тематики.
Сам поэт никогда не считал себя человеком, который способен изящно передавать словами чувства, и искренне мечтал о том, что когда-нибудь сможет этому научиться. Однако именно по стихам Бориса Пастернака можно отслеживать наиболее значимые события его личной жизни. Примером такого произведения является стихотворение «Никого не будет в доме…», которое поэт посвятил своей второй супруге Зинаиде Нейгауз.
Роман Пастернака и Нейгауз был окутан сплетнями и домыслами. Однако ни для кого не было секретом, что поэт фактически увел свою будущую супругу у лучшего друга. К тому моменту у Пастернака уже была семья, да и сама Зинаида Нейгауз без малого 10 лет состояла в законном браке. Однако это не помешало разорвать отношения со своими «половинками». О самом начале этого необычного романа и повествует стихотворение «Никого не будет в доме…», созданное в 1931 году. Начинается оно с того, что автор, любуясь зимним вечером «в сквозном проеме незадернутых гардин», вспоминает о том, как разрушил свою первую семью. Автор испытывает острое чувство вины, и на него находит «прошлогоднее унынье и дела зимы иной», когда он расстался с первой супругой Евгенией Лурье. Пастернак сомневается, что поступил правильно и благоразумно. Ведь на одной чаше весов оказалась семья и ребенок, а на другой – чувства, которые далеко не всегда являются залогом личного счастья. Однако его сомнения развеивает та, которой он отдал свое сердце. «Тишину шагами меря, ты, как будущность, войдешь», – именно так описывает поэт появление Зинаиды Нейгауз не только в квартире с покрытыми инеем окнами, но и в его жизни. Рассказывая о наряде избранницы, Пастернак отмечает, что он такой же белый, как и хлопья снега за окном, тем самым подчеркивая чистоту чувств этой женщины и бескорыстность ее поступков. Образ Зинаиды Нейгауз окутан романтическим ореолом, но вместе с тем поэт изображает ее обычным земным человеком, который умеет любить и дарить счастье тому, кто предначертан ей судьбой.
История песни «Никого не будет в доме…»
Согласитесь, Эльдар Рязанов в значительной степени популяризовал поэзию, включив в свои фильмы песни на стихи классиков русской литературы. Например, сумасшедший успех мелодрамы «Ирония судьбы, или С лёгким паром» подтолкнул зрителей познакомиться с творчеством Беллы Ахмадулиной, Марины Цветаевой, Евгения Евтушенко, Бориса Пастернака и других поэтов.
Произведение «Никого не будет в доме…» Пастернака многие киноманы также впервые услышали именно в «Иронии судьбы».
История и смысл стихотворения «Никого не будет в доме…»
Борис Леонидович написал его летом 1931 года, и вскоре стихотворение опубликовал журнал «Красная новь». В тридцать втором его издали в сборнике «Второе рождение».
О ком «Никого не будет в доме…»? Литературные критики высказывают разные версии, но большинство исследователей едины во мнении. Принято считать, что автор обращается к Зинаиде Нейгауз, которая стала его женой в начале тридцатых годов и была супругой поэта до самой его смерти.
Пастернак познакомился с Нейгауз в 1929 году. К тому времени он уже семь лет был женат на Евгении Лурье. Зинаида Николаевна утверждала, что Борис Леонидович влюбился в неё летом тридцатого года, когда их семьи вместе отдыхали на дачах. В декабре он ушёл из семьи, а его новая возлюбленная покинула своего мужа, пианиста Генриха Нейгауза.
Затем их отношения развивались отнюдь не гладко. Сам Пастернак порой назвал их «му́кой». Говорят, в ту пору он был даже близок к самоубийству. В 1932 году они вступили в брак, но это была не последняя любовь поэта. На закате жизни Борис Леонидович воспылал чувствами к Ольге Ивинской, но это уже другая история.
Построчные анализы стихотворения «Никого не будет в доме…» Бориса Пастернака опубликованы во многих учебниках и сборниках критических статей по литературе. Не буду их пересказывать и тем более не хочу навязывать читателям Song-Story.ru свою трактовку.
Кстати, не все критики согласны с тем, что произведение посвящено Зинаиде Нейгауз. Так, филолог Наталья Фатеева высказывала предположение, что поэт имел в виду свою первую жену Евгению Лурье.
«Никого не будет в доме…» в фильме «Ирония судьбы»
Над музыкой к мелодраме «Ирония судьбы, или С лёгким паром» работал Микаэл Таривердиев. Стихотворение Пастернака он представил в стиле русского романса, убрав из оригинала текста четвёртое четверостишье и повторив в конце первое. Песню исполнил под гитару Сергей Никитин.
Далее можно посмотреть онлайн музыкальный клип «Никого не будет в доме…» из знаменитого фильма Эльдара Рязанова.
Исполнители песни «Никого не будет в доме…»
Со второй половины семидесятых годов бард Сергей Никитин исполнял на концертах песню на стихотворение Пастернака.
Трио «Меридиан» играло «Никого не будет в доме…» с начала восьмидесятых.
В двадцать первом веке композицию пели Сергей Трофимов, Алексей Воробьёв и другие известные артисты.
Вопросы и ответы
Это стихотворение Бориса Пастернака, которое положил на музыку композитор Микаэл Таривердиев.
Микаэл Таривердиев написал песню на стихи Бориса Пастернака специально для фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром» Эльдара Рязанова.
Борис Пастернак сочинил его в 1931 году?
Принято считать, что Борис Пастернак посвятил его Зинаиде Нейгауз. Она была супругой поэта с 1932 года.
В фильме «Ирония судьбы…» песню исполнил бард Сергей Никитин.
Текст песни «Никого не будет в доме…»
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Аккорды песни «Никого не будет в доме…»
Am Dm E7 Am Dm
Никого не будет в доме. Кроме сумерек,
G7 C Dm G7 C
Один зимний день в сквозном проеме
Dm E7 Gm6 A7 Dm E7 Am
Незадернутых гардин. Незадернутых гардин.
Дровяной голод в стихотворении Б. Пастернака
«Дровяной голод» в стихотворении Бориса Пастернака
Стихотворение Бориса Пастернака «Никого не будет в доме. » (1931) стало широко известно благодаря фильму «Ирония судьбы»:
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
При этом авторы фильма убрали из песни четвертую строфу:
«И опять кольнут доныне
не отпущенной виной,
и окно по крестовине
сдавит голод дровяной».
Действительно, сходу понять, что значат ее последние две строки, не легко. В песне же непонятных слов быть не должно.
Кроме того, крестовина эта вызывает мысли о Распятии. Что для судьбы советского фильма полезным явно не было. Ведь не трудно «воспринять слова о «белых материях» анализируемого нами текста в библейском контексте, контексте «Преображения» (о чем говорится в работе: Смирнов 1996: 76-77). Как объяснил Пастернак в романе «Доктор Живаго», для него триединство Бога, Женщины и Личности неделимо: «Какая короткость, какое равенство Бога и жизни, Бога и личности, Бога и женщины!»» (Н. А. Фатеева, О неявной грамматике поэтического текста (на материале поэзии Б. Пастернака)).
Проще говоря, «в чем-то белом без причуд» часто изображается Иисус Христос.
Но раз для Пастернака Бог и женщина равны, то теряет смысл разбирательство, кто же это «ты» из стихотворения.
Сосредоточимся на более прозаических вещах. Что значит
«и окно по крестовине
сдавит голод дровяной»?
Но, с одной стороны, хороший поэт создает своим стихотворением некий образ и все в стихотворении должно на этот образ работать, не отвлекая внимание читателя в сторону. К чему в этом стихотворении упоминания о пережитых некогда материальных невзгодах? Поэт ходил вышибать в брошенных домах деревянные рамы на дрова и решил вдруг поведать нам об этом? Неровен час, тогда можно подумать, что в этом его «неотпущенная вина».
А, с другой стороны, как написала Марина Цветаева, «поэт есть тот, кто должен знать все до точности».
Тогда почему дровяной голод сдавливает окно именно по крестовине? Согласитесь, с вышибанием рамы это соотносится плохо.
Рискнем предложить следующее объяснение.
Начнем с «Только белых мокрых комьев
быстрый промельк маховой». Обратим внимание на слово «мокрый». (Оно, кстати, указывает на то, что на улице не холодно, и вспоминать о том, как когда-то мерз, поэту ни к чему). Мокрый означает, что рама набрала влагу.
Вспомним, что дерево питается за счет втягивания влаги в свои капилляры, что можно назвать утолением дровяного голода. То есть голод дровяной при наличии влаги приводит к утолению этого голода. Набрав влагу, рама разбухает, возникает давление с ее стороны на стекло и в горизонтальном, и в вертикальном направлениях, то есть по крестовине.
К поэту, словно к сухому дереву, приходит обновление, которое, в то же время, порождает у поэта сдавливающие его угрызения совести.
Возможно, доставшееся нам стихотворение и есть это возмещение.