Незачтенный аванс что это
Как быстро и наглядно выявить проблемы взаиморасчетов (незачтенных авансов) в УНФ
Например, открываем отчет Расчеты с поставщиками, чтобы проверить, сколько мы должны поставщикам и какая сумма предоплаты не закрыта.
Видим такую ситуацию: по одному договору, по одному заказу поставщику, на одну и ту же сумму показывается документы отгрузки и оплаты поставщику. По сути обязательства по этому заказу полностью исполнены обеими сторонами. Тогда почему и зачем эти документы показываются в отчете?
Дело в том, что в Расходе со счета не указан документ к зачету (т.е. к какой отгрузке относится эта оплата). Как только это будет исправлено, в отчете данный заказ показываться не будет.
Упростить поиск незачтенных оплат помогут несложные настройки условного оформления.
Рассмотрим такие настройки на примере отчета Расчеты с поставщиками.
1. Добавление аналитик
На правой панели настроек в группе Строки необходимо добавить следующие поля: Контрагент, Договор, Заказ, Документ расчетов
2. Настройка условного оформления
⇨ Отчет будет выглядеть следующим образом:
Цветом выделены те контрагенты, по которым есть проблема с незачтенными оплатами.
Доверить процесс обслуживания следует специалистам, давно работающим на рынке автоматизации, которые несут гарантию за проданный товар, оказанные услуги. Например, нам 🙂
Окажем услуги с оплатой по факту, если результат вас устроит.
Без предоплаты.
Посмотрите другие полезные материалы по теме «УНФ»
У нас вот такие Тарифы по обслуживанию 1С:УНФ
Почему не зачитываются авансы в 1С?
Достаточно часто я вижу в базах наших клиентов одну существенную ошибку – так называемое, перекрестное сальдо на счетах учета расчетов с контрагентами. При такой ситуации по одному контрагенту может числиться аванс на счете 62.02 и сумма долга на счете 62.01, хотя, в действительности, взаиморасчеты должны быть закрыты или же отражать только один вид задолженности (дебиторскую или кредиторскую).
Такие ошибки по счету 62 приводят к некорректному расчету НДС с авансов, по счету 60 – неверному определению расходов при УСН, а также искажают показатели бухгалтерской отчетности. Давайте разбираться, какие причины могут привести к возникновению такой ситуации.
Разные договоры
Иногда, действительно, бывает так, что c одним контрагентом заключено несколько договоров. При этом по одному из них есть предоплата, а по другому – задолженность. Для отслеживания таких ситуаций в наименовании договора нужно указывать корректные реквизиты (дату и номер), тогда по ОСВ будет понятно, что состояние взаиморасчетов соответствует действительности.
Но довольно часто договоры дублируются по ошибке, из-за чего расчеты «разъезжаются» по разным субсчетам.
Если с контрагентом заключен один договор, то такую ошибку нужно обязательно исправить в первичных документах.
Для исправления ошибок прошлых периодов можно воспользоваться документом «Корректировка долга», которым задолженность или авансы с ошибочного договора переносятся на верный.
Способ зачета авансов
И способ зачета аванса в документах поступления и реализации.
Самый просто и удобный вариант – зачитывать авансы и задолженность автоматически. В этом случае программа сама будет анализировать состояние расчетов с контрагентом при проведении очередного документа и формировать соответствующие проводки.
Если же вы выбираете способ «По документу», то нужно будет отследить состояние расчетов вручную и указать документ, по которому зачитывается аванс или погашается задолженность. Например, такой функционал бывает необходим, если создано несколько документов реализации покупателю, и требуется отследить задолженность по каждому из них. При этом оплата может быть произведена в произвольном порядке или частями.
Но выбор данного способа требует особой внимательности, т.к. некорректный подбор документов влечет за собой неверное сальдо по субсчетам. Обязательно контролируйте в этом случае состояние расчетов в разрезе документов, включая нужную детализацию в ОСВ.
При выборе способов «Не погашать» и «Не зачитывать» анализ состояния расчетов производиться не будет, все оплаты отразятся как авансы, а все документы поступления и реализации сформируют проводки по задолженности.
Момент выполнения расчетов
В конфигурации 1С: Бухгалтерия предприятия 8 редакции 3.0 в настоящее время есть настройка, определяющая, в какой момент будет осуществляться зачет авансов и погашение задолженности контрагентов. Расположена она в разделе «Администрирование», пункт «Проведение документов».
Если выбран вариант «При закрытии месяца», состояние взаиморасчетов имеет смысл анализировать только после проведения указанной процедуры.
Последовательность ввода документов
Очень часто причина перекрестного сальдо на счетах 60 и 62 кроется в том, что в ходе работы документы практически никогда не вводятся в строгой хронологической последовательности. Например, банковские выписки могут быть загружены в программу своевременно, а документы от поставщиков часто вводятся задним числом. В этом случае на момент проведения платежа фиксируется аванс, а после ввода документов оказывается, что было произведено погашение задолженности. Восстановление хронологической последовательности исправляет ситуацию.
Провести документы можно разными способами, например, в ходе процедуры закрытия месяца.
Ручные проводки
Отдельно я хочу сказать о ручных проводках по счетам учета расчетов с контрагентами. Делать их рекомендуется в самом крайнем случае, т.к. большинство операций в программе автоматизировано с помощью специальных документов. Но если необходимость в таких проводках, действительно, есть, то нужно очень внимательно заполнять все субконто, в том числе, указать документы расчетов.
Очень часто я вижу ситуацию, когда документ подобран неправильно или третье субконто в ручных проводках и вовсе не заполнено.
После таких корректировок в ОСВ с детализацией по всем субконто мы можем увидеть не очень приятную картину.
Такая ситуация будет препятствовать нормальной работе программы и корректному зачету авансов в дальнейшем. Поэтому в случае ручных корректировок очень внимательно заполняйте все реквизиты и проверяйте полученный результат, а лучше совсем отказаться от ручных проводок.
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Авансовые сделки с НДС: как формировать счета‑фактуры, книги покупок и продаж
Сделки с авансами — одна из самых распространённых ситуаций, когда надо одновременно внести сведения в книгу покупок и книгу продаж. Важно правильно сделать запись и использовать коды вида операции (КВО), чтобы не было разрыва по НДС. Расскажем, как заполнять счета-фактуры и делать записи в книгах покупок и продаж.
Чем опасны неправильные записи
Неверно составленные счета-фактуры и неправильные записи в книгах покупок и продаж приводят к разрывам по НДС (расхождениям). Их выявляет налоговая на камеральной проверке с помощью системы ПК АСК НДС-2, которая автоматически сопоставляет декларации контрагентов. Ошибки в учёте авансов приводят к тому, что из ФНС поступают требования пояснить завышение суммы к вычету.
Разрывы появляются, если сведения об операции, которые налогоплательщик отразил в Разделе 8 декларации по НДС (книге покупок), чтобы подтвердить право на применение налогового вычета, не совпадают со сведениями, которые должен был отразить поставщик налогоплательщика в Разделе 9 декларации по НДС (книге продаж). Это может быть ошибка в реквизитах, подача нулевой декларации или вообще непредставление. Еще разрыв может быть связан с несоответствием данных в декларации и приложениях налогоплательщика, в том числе из других периодов.
Когда выписывается счёт-фактура на аванс
Продавец составляет авансовый счёт-фактуру только при получении предоплаты. Алгоритм такой:
Если суммы от заказчика поступали неоднократно, то по каждой полученной сумме счёт-фактура должен быть оформлен отдельно.
Пример. Если продавец получил аванс 10-го и 13-го числа, а услугу оказали 28-го числа того же месяца, то счёт-фактура должен быть выставлен дважды при поступлении сумм 10-го и 13-го числа, а также при отгрузке в счёт этого аванса на полную стоимость.
Покупатель на основании любого счёта-фактуры на аванс может воспользоваться правом на вычет по НДС.
Счёт-фактуру на аванс можно не выставлять в четырёх случаях:
В случаях, когда аванс получен в одном налоговом периоде (например, 31 декабря), а отгрузка в счёт этого аванса состоялась в другом налоговом периоде в пределах пяти календарных дней с момента получения предоплаты (например, 2 января), продавец регистрирует счёт-фактуру на аванс в книге продаж за IV квартал, а счёт-фактуру, выставленный при отгрузке, — в книге продаж за I квартал.
Как продавцу отражать авансы
Продавец обязан регистрировать счёт-фактуру в периоде, в котором получил предоплату (п. 3 Правил ведения книги продаж, утверждённых Постановлением от 26.12.2011 № 1137).
Аванс | Отгрузка товара/услуг | Зачёт аванса | |
---|---|---|---|
Книга (регистрация СФ) | Книга продаж | Книга продаж | Книга покупок |
Обязательность регистрации СФ | Обязательна | Обязательна | Обязательна |
Момент регистрации СФ | В день получения аванса | В день отгрузки | В день отгрузки или любой день в течение трёх лет |
КВО для СФ (наиболее используемый) | 02 | 01 | 22 |
Указание контрагента в СФ | Покупатель | Покупатель | Сами себя |
Раздел и строка сумм НДС в декларации | Раздел 3, стр. 070 | Раздел 3, стр. 010-050 | Раздел 3, стр. 170 |
Как покупателю отражать авансы
В отличие от продавца, покупатель не обязан регистрировать счёт-фактуру на аванс и принимать НДС к вычету (ст. 171 и ст. 172 НК РФ). Чтобы воспользоваться вычетом, у покупателя должны быть подтверждающие документы: счёт-фактура, платёжный документ и договор, в котором прописано условие о предоплате.
Аванс | Получение товара/услуг | Зачёт аванса | |
---|---|---|---|
Книга (регистрация СФ) | Книга покупок | Книга покупок | Книга продаж |
Обязательность регистрации СФ | Не обязательна | Не обязательна | Если нет регистрации СФ по авансу — отсутствует восстановление |
Момент регистрации СФ | В момент получения СФ на аванс | В любой день в течение трёх лет | В момент регистрации СФ при получении товара (услуги) |
КВО для СФ (наиболее используемый) | 02 | 01 | 21 |
Указание контрагента в СФ | Продавец | Продавец | Сами себя |
Раздел и строка сумм НДС в декларации | Раздел 3, стр. 130 | Раздел 3, стр. 120 | Раздел 3, стр. 080 |
Как оформить расторжение сделки и возврат аванса
Когда покупатель и продавец расторгают договор, по которому ранее был перечислен аванс, продавец возвращает предоплату покупателю.
Продавцу нужно зарегистрировать авансовый счёт-фактуру в книге покупок с КВО 22. В графе 7 «Номер и дата документа, подтверждающего уплату налога» ему следует указать реквизиты документов, которые подтверждают возврат авансового платежа. Тогда продавец вправе предъявить к вычету НДС, начисленный при получении предоплаты (п. 4 ст. 172 НК РФ).
Покупатель обязан восстановить и заплатить НДС в бюджет, если аванс был принят к вычету. При этом он должен зарегистрировать авансовый счёт-фактуру в книге продаж с КВО 21.
Автор: Светлана Огневская, эксперт Контур.Экстерна по НДС
Подготовила Елизавета Кобрина, редактор
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Почему не зачитываются авансы в 1С?
Достаточно часто я вижу в базах наших клиентов одну существенную ошибку – так называемое, перекрестное сальдо на счетах учета расчетов с контрагентами. При такой ситуации по одному контрагенту может числиться аванс на счете 62.02 и сумма долга на счете 62.01, хотя, в действительности, взаиморасчеты должны быть закрыты или же отражать только один вид задолженности (дебиторскую или кредиторскую).
Такие ошибки по счету 62 приводят к некорректному расчету НДС с авансов, по счету 60 – неверному определению расходов при УСН, а также искажают показатели бухгалтерской отчетности. Давайте разбираться, какие причины могут привести к возникновению такой ситуации.
Разные договоры
Иногда, действительно, бывает так, что c одним контрагентом заключено несколько договоров. При этом по одному из них есть предоплата, а по другому – задолженность. Для отслеживания таких ситуаций в наименовании договора нужно указывать корректные реквизиты (дату и номер), тогда по ОСВ будет понятно, что состояние взаиморасчетов соответствует действительности.
Но довольно часто договоры дублируются по ошибке, из-за чего расчеты «разъезжаются» по разным субсчетам.
Если с контрагентом заключен один договор, то такую ошибку нужно обязательно исправить в первичных документах.
Для исправления ошибок прошлых периодов можно воспользоваться документом «Корректировка долга», которым задолженность или авансы с ошибочного договора переносятся на верный.
Способ зачета авансов
И способ зачета аванса в документах поступления и реализации.
Самый просто и удобный вариант – зачитывать авансы и задолженность автоматически. В этом случае программа сама будет анализировать состояние расчетов с контрагентом при проведении очередного документа и формировать соответствующие проводки.
Если же вы выбираете способ «По документу», то нужно будет отследить состояние расчетов вручную и указать документ, по которому зачитывается аванс или погашается задолженность. Например, такой функционал бывает необходим, если создано несколько документов реализации покупателю, и требуется отследить задолженность по каждому из них. При этом оплата может быть произведена в произвольном порядке или частями.
Но выбор данного способа требует особой внимательности, т.к. некорректный подбор документов влечет за собой неверное сальдо по субсчетам. Обязательно контролируйте в этом случае состояние расчетов в разрезе документов, включая нужную детализацию в ОСВ.
При выборе способов «Не погашать» и «Не зачитывать» анализ состояния расчетов производиться не будет, все оплаты отразятся как авансы, а все документы поступления и реализации сформируют проводки по задолженности.
Момент выполнения расчетов
В конфигурации 1С: Бухгалтерия предприятия 8 редакции 3.0 в настоящее время есть настройка, определяющая, в какой момент будет осуществляться зачет авансов и погашение задолженности контрагентов. Расположена она в разделе «Администрирование», пункт «Проведение документов».
Если выбран вариант «При закрытии месяца», состояние взаиморасчетов имеет смысл анализировать только после проведения указанной процедуры.
Последовательность ввода документов
Очень часто причина перекрестного сальдо на счетах 60 и 62 кроется в том, что в ходе работы документы практически никогда не вводятся в строгой хронологической последовательности. Например, банковские выписки могут быть загружены в программу своевременно, а документы от поставщиков часто вводятся задним числом. В этом случае на момент проведения платежа фиксируется аванс, а после ввода документов оказывается, что было произведено погашение задолженности. Восстановление хронологической последовательности исправляет ситуацию.
Провести документы можно разными способами, например, в ходе процедуры закрытия месяца.
Ручные проводки
Отдельно я хочу сказать о ручных проводках по счетам учета расчетов с контрагентами. Делать их рекомендуется в самом крайнем случае, т.к. большинство операций в программе автоматизировано с помощью специальных документов. Но если необходимость в таких проводках, действительно, есть, то нужно очень внимательно заполнять все субконто, в том числе, указать документы расчетов.
Очень часто я вижу ситуацию, когда документ подобран неправильно или третье субконто в ручных проводках и вовсе не заполнено.
После таких корректировок в ОСВ с детализацией по всем субконто мы можем увидеть не очень приятную картину.
Такая ситуация будет препятствовать нормальной работе программы и корректному зачету авансов в дальнейшем. Поэтому в случае ручных корректировок очень внимательно заполняйте все реквизиты и проверяйте полученный результат, а лучше совсем отказаться от ручных проводок.
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Поиск и зачет незачтенных авансов
1. Выберем настройки отчета:
2. Сформируем отчет и начнем искать ошибки:
мы видим, что поступление на счет произошло позже чем отгрузка, это видно по дате и времени документов.
открываем последний в цепочке документ.
и в отчете видим что всё зачлось.
и в окончательной сверке видим, что всё стало правильно
Ошибка № 2. Не зачтен аванс при отгрузке
Снова видим что одна и та же сумма по заказу и в нашем долге и в долге контрагента, а общая задолженность 0.
в расшифровке отчета видим, что в этом случае отгрузка произошла позже оплаты, но аванс по какой-то причине всё равно не зачелся (возможно документ оплаты записали датой раньше отгрузки, но провели позже проведения документа отгрузки)
необходимо открыть документ отгрузки (в случае нескольких документов, последовательно открыть их поочереди, предварительно сняв с них проведение.)
мы видим в документе. что сумма расчетов = 0, то есть аванс не зачелся при отгрузке чаще всего достаточно нажать кнопку «провести» и аванс зачтется. но можно и зачесть для надежности его вручную, для этого нажимаем кнопку (на которую указывает розовая стрелка)
мы видим, что в таблице зачета предоплаты, как раз висит аванс ровно на требуемую сумму по этому же заказу. эту сумму мы и зачитываем.
после проведения получаем следующую картину, что всё прекрасно зачлось и долгов по дебету и кредиту нет.
Ошибка № 3. Зачет аванса с ввода остатков.
Аванс введенный через ввод остатков зачитывается немного по особому. его сразу видно, в отчете, ввиду отсутствия параметров документа заказ
в расшифровке видим, что на 01.01.2013 у поставщика был долг перед нами, и он совершил нам оплату
видимо что необходимо признак аванса установить в «нет» и выбрать псевдо документ отгрузки (обращаю внимание, что этот документ без суммы и не проведенный. так как создан автоматически документом ввода остатков)
видим что долг зачелся