Нейропсихолог для чего нужен ребенку
Зачем ребенку нужен нейропсихолог
Нейропсихология занимается изучением взаимосвязи мозговой деятельности и психики человека. Зародилось это направление в науке во время Великой Отечественной войны. В частности, было установлено, что в случае повреждения маленьких участков мозга их функцию берут на себя соседние. Но происходит это в случае активности всех процессов в организме, когда человек ощущает, думает, двигается, испытывает эмоции. Процесс восстановления пораженных зон мозга можно интенсифицировать путем организации деятельности индивидуума в определенным образом сконструированных условиях — это одно из основных направлений работы Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр».
Психолог и нейропсихолог: отличия
Многие родители не знают, чем отличается психолог от нейропсихолога. Между этими специальностями огромная разница. Психолог никакого отношения к медицине не имеет. Это гуманитарий, способный помочь разобраться в себе, выявить истоки проблем в личной жизни.
Нейропсихолог — это клинический психолог, работающий с отклонениями в развитии функций индивидуума. В его задачи входит их выявление и дальнейшая нейрокоррекция без применения лекарственных препаратов.
Иными словами, жалуемся на судьбу психологу, а учимся мыслить с нейропсихологом.
Какой возраст считается подходящим для посещения нейропсихолога
Уровень сенсомоторного развития ребенка можно оценить уже через 40 дней после рождения. Родители при внимательном наблюдении за малышом могут оценить его самостоятельно. Если ребенок не может выполнять объем движений, свойственный его возрасту, родители начинают беспокоиться. А вот раннее созревание малыша, наоборот, их радует. И вряд ли кто из мам знает, что ранняя речь, например, может привести к незрелости эмоциональной сферы маленького человека. Важно отследить, нет ли в развитии ребенка перекосов — чем и занимается нейропсихолог.
Оптимальный возраст обращения к специалисту — 5 лет. До школы остается год, самое время определиться с ведущей рукой, оценить уровень развития ребенка, спрогнозировать, с какими сложностями он столкнется во время учебы.
Специалисты нашего Центра заметили, что вторая волна обращений к нейропсихологам приходится на детей 8–9 лет. Они переходят в третий класс, требования учителей ужесточаются, за учебу ставят настоящие оценки. Некоторые дети с трудом адаптируются в новой реальности, им необходима помощь. Занятия с нейропсихологом для детей школьного возраста нужны для улучшения памяти, преодоления трудностей с письмом, правильного восприятия речи и т.д.
В целом нейропсихологическая коррекция нарушений развития детей эффективна в возрасте 3–12 лет. В этот период структуры мозга находятся на стадии формирования. Чем старше ребенок, тем больше привычных стереотипов в его поведении. Занятия с нейропсихологом для детей этого возраста особенно важны, поскольку нескорректированные нарушения негативно повлияют на их взрослую жизнь.
Причины обращения к специалисту
Чтобы определить, нужен ли ребенку нейропсихолог, надо проанализировать, какие аспекты его поведения вызывают беспокойство. Поводом для обращения к специалисту является:
Следует обратиться к специалисту, если в жизни ребенка чересчур много обид и стрессов, страхов. Настораживать должно чрезмерное увлечение планшетами, компьютером и прочими гаджетами в ущерб общению со сверстниками. И безусловной причиной обращения к нейропсихологу является афазия (расстройство речи).
Развитие внимания и памяти с нейропсихологом протекает легче и эффективней, чем с родителями.
Методика лечения
Нейрокоррекция включает в себя две части: двигательную и когнитивную. Первая похожа на лечебную физкультуру, вторая — на занятия с дефектологом или логопедом. Занятия рассчитаны в общем случае на 40–60 минут. В программу входят игры, упражнения и задания, подобранные в зависимости от специфики трудностей, с которыми сталкивается ребенок.
На первой встрече нейропсихолог проводит диагностику в целях определения уровня развития маленького посетителя. Доктор дает юному посетителю задания. Решая их, ребенок раскрывает особенности мышления и речи, памяти и пространственного восприятия, уровня самоконтроля и т.д.
По результатам специалист подбирает комплекс упражнений и игр, стараясь каждое занятие превратить в увлекательное путешествие, дать ребенку полезную информацию об окружающем мире.
Форма занятий
Мы практикуем парные и индивидуальные занятия для детей дошкольного возраста. Иногда малышей объединяют в небольшие группы. Они пользуются большой популярностью, поскольку дети учатся работать в команде и уважать свою личность, общаясь в коллективе на равных.
На первом занятии может присутствовать один из родителей. Он может принять активное участие в процессе. Для ребенка возможность побыть с мамой или папой в кругу незнакомых людей очень важна: так ему проще приспособиться к новым условиям.
Длительность курса нейрокоррекции
В соответствии с уровнем сложности проблемы специалист разрабатывает индивидуальную программу занятий, выстраивая упражнения по принципу «от простого к сложному». В общем случае объем курса нейропсихолог рассчитывает на полгода: по 2 занятия в неделю. На протяжении всего периода лечения врач дает посетителям домашнее задание. Первые результаты можно наблюдать через 4–6 недель.
Родителям надо знать, что во время коррекции возможны временные ухудшения либо полное отсутствие прогресса. Это объясняется усталостью мозга, его активным сопротивлением изменениям. В такие моменты важно поддержать ребенка и ни в коем случае не бросать занятия. Незавершенная перестройка мозга может привести к возврату проблемы и нередко в худшем проявлении.
Нейропсихолог для чего нужен ребенку
Нейропсихологическая диагностика и коррекция
Нейропсихология детского возраста занимается исследованием и анализом взаимосвязи формирования психических функций, когнитивной сферы ребенка и созревания нервной системы, а также изучением специфики расстройств психических функций при органических повреждениях и других нарушениях работы мозга в детском возрасте.
Нейропсихологический анализ у нейропсихолога позволяет дифференцировать трудности обучения и поведения, обусловленные недостаточной сформированностью и(или) индивидуальными особенностями функционирования мозговых структур, от дизадаптации, связанной с неправильным педагогическим воздействием или патохарактерологическими особенностями личности ребенка, а также предсказывать еще в дошкольном периоде, до какой степени индивидуальные особенности обработки информации будут влиять на развития психических функций и обучение данного малыша.
Ранняя нейропсихологическая диагностика (нейродиагностика) ребенка — важнейшее средство профилактики дизадаптационных проявлений в будущем.
В нашем Центре психологии и нейропсихологии Вы можете пройти нейропсихологическую диагностику (нейродиагностику) у нейропсихолога (клинического психолога с дополнительным профессиональным образованием по нейропсихологии), которая позволит выявить весь спектр нарушений в зависимости от уровня сформированности тестируемых функций, а также определить зону ближайшего развития этих функций. Анализ результатов тестирования соответствующей функции позволяет увидеть ее сильные и слабые стороны. В коррекционной работе мы опираемся на сильные стороны функций.
Программа нейрокоррекции
Мы советуем вам обратиться к нейропсихологу и пройти полную нейродиагностику, для выявления проблемных мест в развитии ребенка (память, мышление, внимание, логика, проблемы поведения и трудности обучения).
Все эти и другие нарушения успешно решаются нашими специалистами — нейропсихологами, психологами и дефектологами в рамках проводимой нейрокоррекционной программе.
Наш центр оборудован всем необходимым для проведения нейрокоррекционных двигательных (сенсомоторная коррекция) и когнитивных (игры и задания, направленные на развитие высших психических функций ребенка) упражнений.
Наши преимущества:
Мы хотим помочь Вам справиться с трудностями в развитии ребенка.
Профессия нейропсихолога. Где пройти обучение и куда устроиться на работу?
В современном мире болезни постепенно перестают быть приговором для человека. Если раньше парализованный после инсульта взрослый или родившийся с ДЦП ребенок в большинстве случаев были лишены шанса на полноценную жизнь, то сегодня они успешно проходят реабилитацию. В решении этой непростой задачи им помогают специалисты, в том числе нейропсихологи.
Нейропсихолог – кто это? Чем занимается специалист?
Нейропсихология – наука, которая изучает взаимосвязь психических процессов человека с состоянием его мозга. Соответственно, нейропсихолог – это клинический психолог (или психолог, получивший квалификацию клинического), который знает особенности развития мозга, владеет методом нейропсихологической коррекции. Он может выполнять нейропсихологическую диагностику, выделять зоны головного мозга, которым требуется дополнительная нагрузка, составлять индивидуальные программы занятий для своих пациентов. В такую программу входят различные физические и интеллектуальные упражнения, в случае с детьми – игры.
Ваша заявка отправлена!
Хотите работать психологом и вести частную практику?
Мы подготовили для вас инструкцию о том, как найти первых клиентов и начать официально зарабатывать в частной практике.
Оставьте контакты, и мы отправим инструкцию вам на почту
С какими проблемами обычно обращаются к нейропсихологам?
Детские нейропсихологи чаще всего занимаются реабилитацией детей, у которых наблюдаются следующие заболевания и нарушения:
Ограниченные умственные способности (врожденные или приобретенные вследствие травм и заболеваний).
Проблемы с контролем поведения и внимания (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Проблемы в эмоциональной сфере.
Проблемы с социализацией.
Трудности в освоении школьной программы и т. д.
Нейропсихологи работают и со взрослыми пациентами, у которых отмечаются различные нарушения психических функций, связанные с поражениями головного мозга и ЦНС. Чаще всего это люди, которые восстанавливаются после инсультов, черепно-мозговых травм, нейрохирургических операций и т. д.
Чем отличается нейропсихолог от психолога?
Объект профессионального интереса психолога – это эмоционально-волевая сфера человека, его эмоциональные и личностные проблемы, поведение человека. К специалисту обычно обращаются те, у кого не получается наладить отношения с людьми, возникают страхи, комплексы, нарушения поведения и т. д.
Нейропсихолог же изучает связь психических процессов с разными участками головного мозга. Он проводит нейропсихологическую диагностику и на основе полученных данных составляет комплекс коррекционных упражнений, направленных на развитие отстающей или повреждённой психической функции.
Где учат на нейропсихологов?
Выучиться на нейропсихолога можно по программам высшего образования. Это займет 4-6 лет. Для поступления на нейропсихолога нужно сдавать математику, русский язык и биологию. Но так как специальность пока новая, она есть лишь в нескольких российский вузах, большая часть из которых находится в Москве. Жителям регионов гораздо удобнее получить диплом психолога, медика или другое высшее образование, а затем пройти обучение на нейропсихолога по программам профессиональной переподготовки. Тем более они реализуются и в дистанционном* формате.
При выборе программы обучения учитывайте вашу специальность, уровень подготовки. Также важно понимать, какие знания и навыки вам нужно получить, в какой области вы собираетесь работать.
Для поступления необходимо иметь:
высшее психологическое образование;
высшее медицинское образование и диплом интернатуры или ординатуры по неврологии или невропатологии;
любое высшее образование и диплом профессиональной переподготовки по психологии в объеме более 1000 часов.
Продолжительность курса – 4 месяца. В ходе обучения вы узнаете:
актуальные принципы нейропсихологии ;
клиническую картину локальных поражений мозга;
порядок работы мультидисциплинарной бригады врачей (МДБ);
задачи нейропсихолога при реабилитации людей с разными поражениями головного мозга;
классификацию реабилитационных методов нейропсихологии;
порядок помощи пациентам с диффузным поражением мозга и многое другое.
По окончании дистанционных* курсов вы получите диплом о профессиональной переподготовке. Он позволит вам претендовать на должность нейропсихолога в государственных и коммерческих учреждениях.
Если вы уже получили образование нейропсихолога в вузе и хотите освежить, актуализировать или углубить знания в конкретной профессиональной области, вам подойдут короткие программы повышения квалификации:
Окончив эти курсы, вы получите удостоверение о повышении квалификации.
Где работать с дипломом нейропсихолога? Сколько зарабатывают специалисты?
В основном специалисты работают в различных учреждениях системы здравоохранения – нейрохирургических клиниках, реабилитационных центрах. Детский нейропсихолог может устроиться на должность педагога-психолога в учреждения образования, в медико-психологические центры. Также можно оказывать услуги психологического консультирования, диагностики, терапии в частном порядке.
В Москве нейропсихологам предлагают зарплату от 40 000-50 000 до 80 000-100 000 рублей в месяц. В регионах вакансий меньше, а уровень заработка находится между 20 000 и 40 000-45 000 рублей в месяц. Частные специалисты проводят консультации по цене от 400 до 2 000-3000 рублей в час в зависимости от уровня образования, стажа, наличия рекомендаций.
Нейропсихология – активно развивающаяся наука, в которой очень много направлений для профессионального роста и развития. Можно вести не только практическую деятельность, но и заниматься научными исследованиями, например, изучать взаимосвязь мозговых функций с самыми разными болезнями – от потери памяти до СПИДа. Поэтому специалистам, которые работают в области медицинской психологии, стоит уже сейчас задуматься о знакомстве с этим перспективным направлением.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Ребенку два года: советы нейропсихолога
Статья нейропсихолога нашего Центра Сальниковой Ирины Анатольевны в журнале «Медработник ДОУ» (7, 2015) на тему «Ребенку два года: советы нейропсихолога».
Когда ребенку исполняется два года, наступает важный период в жизни семьи. Ваш малыш стал «взрослым», у него появилось свое мнение, он уже многое умеет и очень любознателен, т.е. активно стремится к познанию окружающего мира. А это требует большого терпения и внимания родителей.
Как правило, в этот период, следуя за активностью ребенка, родители начинают усиленно развивать его познавательные навыки (логическое мышление, память, речь), посещая различные развивающие занятия или проводя занятия дома. Однако надо помнить: всему свое время и важно не перестараться, а то верной окажется пословица «Поспешишь — людей насмешишь». Например, малыш уже знает многие буквы, а есть самостоятельно ложкой или одеваться не умеет. Ребенок развивается поэтапно, и каждый период в развитии очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые он может приобрести в том или ином возрасте. Также следует отметить, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем, ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому, уважаемые родители, не переживайте, если в данный момент ваш малыш чего-то не умеет, ведь только с помощью взрослых, т.е. вас, он учится.
Моторное развитие включает в себя оценку двигательных навыков. В этом возрасте на первый план выступают координация и согласованность движений ребенка, т.е. чем лучше малыш может контролировать и управлять своим телом, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые виды деятельности.
К двум годам ребенок:
Основная задача на данном этапе — продолжать предоставлять ребенку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи. Иначе говоря, развивая мелкую моторику ребенка, вы тем самым способствуете развитию его речи.
В два года можно предложить следующие игры и задания.
По-прежнему актуальны для развития мелкой моторики различные пирамидки, рамки-вкладыши, сортеры и многие другие игры — все зависит от вашей фантазии и возможностей.
Познавательное развитие рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). В этом возрасте ведущим психическим процессом служит речь, которая в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребенка в целом. Вспомните, как ваш малыш интересуется названиями тех или иных предметов, пытается повторять за вами различные слова и действия — так он познает окружающий мир и его особенности. Психологи называют период от полутора до трех лет сензитивным, т.е. чувствительным для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка.
В два года малыш, как правило, может:
В целом, в этом возрасте важно много разговаривать с ребенком, рассказывая и показывая различные свойства предметов, поскольку только при помощи взрослого ребенок может освоить вышеперечисленные навыки. Однако следует помнить, что ведущей деятельностью маленького ребенка является игра, поэтому все развивающие занятия должны проходить в свободной игровой форме.
Понаблюдайте, что интересно вашему малышу сейчас: хочет он порисовать или поиграть в машинки, куклы и, следуя его интересам, включайтесь в игру, например, покажите ему красный кубик и предложите построить башню только из красных кубиков и т.д.
Также ребенку можно предложить следующие игры и задания:
Социальное развитие включает в себя умения и навыки ребенка общаться с другими людьми (взрослыми, сверстниками). В два года социальные контакты малыша обогащаются на основе продолжающегося познавательного развития и ознакомления с окружающим.
Итак, к двум годам ребенок:
В этом возрасте важно:
Таким образом, к двум годам малыш многое умеет и начинает проявлять самостоятельность, но еще очень привязан к родителям, следовательно, для гармоничного развития ему необходимы внимание, одобрение и забота родителей даже в процессе обучения. Поэтому в процессе развития, обучения и воспитания ребенка важно придерживаться следующих принципов:
И только потом приступаем к изучению другого цвета и т.д.
Итак, в два года ребенок развивается везде и всегда, можно даже сказать круглосуточно, поэтому очень многое зависит от вашей фантазии и желания уделять время, и тогда все у вашего малыша будет получаться.
Кто такой нейропсихолог?
Кто такой нейропсихолог?
Сейчас выделяют:
Суть метода нейропсихологической коррекции заключается в активизации сразу нескольких мозговых структур, что впоследствии при регулярных занятиях ведёт к образованию новых нейронных связей.
Кому нужно заниматься с нейропсихологом?
В данной статье освещаются проблемы детской нейропсихологии, поэтому случаи с коррекцией взрослых мы опустим, несмотря на их актуальность.
Итак, если ваш ребенок:
тогда имеет смысл обратиться к нейропсихологу за консультацией.
Иногда за вышеперечисленными проблемами могут стоять серьезные неврологические нарушения, поэтому пренебрегать медицинской помощью нельзя.
Сколько длится занятие с нейропсихологом?
Занятие с нейропсихологом длится от 20 минут до часа. Все зависит от конкретного случая, иногда ребенок по определению не готов «выкладываться» более 20 минут. Это его максимум. Постепенно время работоспособности увеличивается. В среднем в центре «Счастливый человек» одно занятие длится 50 минут.
На занятиях рекомендовано присутствовать родителю (бабушке, няне), который будет заниматься с ребенком дома, ведь коррекция требует регулярности. Представьте, что вы качаете мышцы пресса. Когда вы увидите результат? Не ранее, чем через несколько недель, а то и месяцев. И увидите ли вы его, если будете уделять тренировкам 1 раз в неделю? Нет. В случае с нейропсихологической коррекцией есть параллели. Только качать нужно не мышцы, а мозг. Успешность процесса зависит от его регулярности и закрепления результата.
Как часто надо заниматься?
Какова длительность курса?
Программа курса занимает от полугода, иногда требуется около 1 года. Все зависит от трудностей конкретного ребенка и регулярности выполнения «домашней работы». Очень не рекомендуется бросать занятия спустя 1-2 месяца после начала. Процесс уже запущен, чревато его резко прекращать.
Однако возможен экспресс-вариант, когда занятия проводятся каждый день, и тогда результат появляется гораздо быстрей. Но такие занятия возможны только в летний период.
Если ребенок ходит к нейропсихологу
При посещении нейропсихолога (продолжая аналогию с тренировкой мышц пресса) нужно придерживаться «диеты»: ребенок должен получать хорошее сбалансированное питание, соблюдать режим сна-бодрствования, также он должен отдыхать. К сожалению, это понимают не все родители, стараясь занять ребенка как можно большим количеством дополнительных занятий: английский, музыкалка, танцы, гимнастика, робототехника, бокс.
Это все очень хорошо, но в меру: необходимо давать ребенку отдыхать. У него должен быть хотя бы один день в неделю, когда он будет свободен: поиграть, во что он хочет, пообщаться с ребятами во дворе, побегать и «побеситься» вдоволь, посмотреть мультики, словом, разгрузиться.
Центр «Счастливый человек» собрал команду квалифицированных специалистов, осуществляющих комплексный подход, который всегда работает намного лучше и быстрее, чем если бы один специалист долго-долго работал с ребенком, не учитывая всех возможностей коррекции и развития. Поэтому если есть необходимость подключить нескольких специалистов к процессу коррекции, это имеет смысл, ведь тогда мы будем «бить четко по мишени». Нет ничего важнее здоровья, тем более самых близких людей.
В центре «Счастливый человек» первая консультация любого специалиста бесплатная. Здоровья вам и вашим деткам!