Невежливый недруг ненавидя врага не о чем беседовать
Обыкновенная ненависть. Кого мы ненавидим и что с этим делать? Рекомендации сооснователя PSY.one Тимура Валеева
Ненавидим всей душой, ненавидим так, что готовы уничтожить. Да, именно уничтожить, не оставив от человека и следа, а затем всю оставшуюся жизнь ходить на могилку и … Что делать? Просить прощения? Продолжать ненавидеть? Или тайно признаваться в любви и страсти? Давайте разберемся кого и за что мы ненавидим, почему столько ночей не спим, думая об объекте ненависти и откуда берется столь сильное убивающее нас чувство?
При ненависти задействованы те же области мозга, что и при любви.
Примеров подобного поведения множество как в жизни, так и в литературе.
В своих работах Блейлер выделил три типа амбивалентности:
Эмоциональная: одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например отношение детей к родителям).
Волевая: бесконечные колебания между противоположными решениями, зачастую приводящая к отказу от принятия решений вообще.
Интеллектуальная: чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.
Давайте попробуем понять природу ненависти.
Британский психоаналитик Мелани Кляйн отмечала, что психическое представление ребенком груди матери воспринимается как “хорошая грудь”, когда удовлетворяет его голод, и “плохая грудь”, когда является источником фрустрации. То есть ребенок хочет есть, плачет, орет, а груди нет. В этот момент он представляет не свою мать как целостный объект, а только ее плохую грудь.
Ученик Фрейда Карл Абрахам связывал амбивалентность с фазой кусания, характерной для анальной фазы психосексуального развития ребенка. Ребенок не только наслаждается насыщением от “хорошей груди”, но и причиняет ей боль сильно кусая. Как только ребенок перестает зависеть от объекта, как только его психика становится интегрированной и он способен ощутить себя цельной личностью, он становится способен произнести слово “ненависть” и главное найти его смысл в описании своих собственных чувств.
Любой ребенок рано или поздно говорит своим родителям что он их ненавидит.
Это ярко проявляется в конфликтных ситуациях, когда эмоции зашкаливают. Но что стоит за этой ненавистью? Все довольно просто: ребенок понимает, что он личность, его психика независима, он взрослеет и сам принимает решения. Это естественная фаза развития человека. И да, за этой ненавистью стоит именно безграничная любовь к родителям и запрет на инцест. Ребенок всегда испытывает сексуальное влечение к родителям. Но общественный запрет делает это влечение невозможным и от этого невыносимым. Именно внутренняя борьба становится источником развития психики. Ребенок взрослеет. Он переносит собственные желания на другие объекты. Это одна из базовых систем защиты и развития психики.
Ненависть в обыденной жизни обычно не принято связывать с влечениями и запретами. Мы привыкли слышать о ненависти к врагам, религиозной ненависти, социальной и классовой ненависти.
Отмечу, что все это не ненависть в чистом виде. Социальные науки для описания этих чувств используют термин “нетерпимость”. Давайте попробуем понять, как она работает с точки зрения психологии. Если взять религиозную ненависть, то на чем она строится? На идеях принадлежности к одной религии, любви к одному Богу и отрицании всего иного. И здесь опять всплывает история любви в одной крайности, и вытеснение всего противоположного. Именно идея превосходства одной религии и одного Бога над всеми другими заставляет верующих относиться ко всем другим религиям негативно. Этим же принципом можно объяснить поведение людей в секте. Но секты дополнительно психологически полностью ломают личность человека, заставляя его верить иногда в самые бредовые вещи.
Классовая ненависть работает немного иначе.
Ненависть, в отличии от аффекта, во многих странах рассматривается в суде как отягчающее обстоятельство во время преступления, или даже как самостоятельное преступление. Человек совершающий преступление в состоянии ненависти отдает отчет своим действиям.
Если вы испытываете ненависть на религиозной почве, начните изучать религию другого человека, достаточно прочитать несколько достоверных источников, чтобы отношение к религии, к которой вы испытываете нетерпимость, могло измениться.
Военные конфликты часто происходят из-за идеи превосходства одной нации над другой или мыслей избранности и величия правителя одного народа над правителем другого. Убедить обычных людей в этой избранности и превосходстве очень просто через ту же религию и священников или пропаганду и журналистов. Для обострения военных конфликтов и усиления мотивации сражаться яростнее и умирать во имя победы, власти используют психологические приемы обвиняя врага в самых жутких и недопустимых поступках. Подобные манипуляции используются с обеих сторон военного конфликта.
В 1939 году Лига Наций предложила Альберту Эйнштейну выбрать любого выдающегося человека и обменяться с ним мнениями по актуальным проблемам современности. Великий физик выбрал в оппоненты Зигмунда Фрейда и предложил ему обсудить тему возникновения международных военных конфликтов. Эйнштейн живо помнил, что происходило в Первую мировую войну. Он считал, что нет вопроса важнее, чем “поиск какого-либо способа избавить человечество от угрозы войны”. Эйнштейн обратился к Фрейду с конкретным вопросом: “Не обладают ли люди внутренней жаждой ненавидеть и уничтожать, обычно скрытой, но которую легко возбудить и раздуть до мощи коллективного психоза?”. Он интересовался, как ухищрения пропаганды могут быть настолько успешны, что побуждают людей к войне?
Знаете, что на это ответил Фрейд? Он написал следующее:
“Да, люди действительно одержимы ненавистью и стремлением убивать. Активный инстинкт ненависти и уничтожения живет в глубине человеческой личности…»
«Вы поражены, что людей столь легко заразить военной лихорадкой, и полагаете, что за этим должно стоять нечто реальное – инстинкт ненависти и уничтожения, заложенный в самом человеке, которым манипулируют подстрекатели войны. Я полностью согласен с Вами. Я верю в существование этого инстинкта и совсем недавно с болью наблюдал его оголтелые проявления… Этот инстинкт, без преувеличения, действует повсеместно, приводя к разрушениям и стремясь низвести жизнь до уровня косной материи. Со всею серьезностью он заслуживает названия инстинкта смерти, в то время как эротические влечения представляют собой борьбу за жизнь… Таким образом, как и в Вашей постановке задачи, подавление человеческой агрессивности не стоит на повестке дня; единственное, на что мы способны, — попытаться выпустить пар другим путем, избегая военных столкновений.”
Эйнштейн и Фрейд переписывались с 1931 по 1932 год. К сожалению, письма были опубликованы уже в 1933 году, когда к власти в Германии пришел Гитлер.
Согласившись с идеями Фрейда, нобелевский лауреат Конрад Лоренц пошел дальше в изучении врожденной агрессии человека, и обосновал ее, опираясь на теорию эволюции Дарвина и его классическую работу 1871 года “Происхождение человека”. Дарвин рассматривал инстинкт как влечение или импульс, побуждающий животное стремиться к определенной цели. Лоренц в свою очередь был убежден, что агрессивный инстинкт оказывает на людей более серьезное влияние чем на животных. В отличии от людей, у многих животных есть механизмы, сдерживающие их от нападения на себе подобных. Такие животные понимают, что могут уничтожить друг друга, и у них срабатывает что-то вроде инстинктивного выключателя.
Как же избавиться от агрессии и ненависти в обыденной жизни? Как я уже писал выше, можно применять метод эмпатии, пытаясь лучше понять и почувствовать ненавистного вам человека. Увидя его с разных сторон, вы можете понять, что он не так страшен и ужасен, как вам казалось прежде.
Последние данные по изучению агрессии в интернете позволяют сделать вывод о тои, что безнаказанное проявление своих негативных эмоций в социальных сетях, снижает общий уровень агрессии в обществе. Люди просто выкидывают свои эмоции в сеть, но реакция на них не такая, как если бы подобный негатив сливался конкретному человеку с глазу на глаз при личном контакте.
Мое мнение, что если бы люди могли открыто выражать собственную агрессию в малых дозах, не накапливая ее до фатального уровня, как ни странно, общий уровень агрессии в мире был бы ниже.
Материал написан в рамках проекта PSY.one
Международный проект поддержки личного развития на всех этапах жизни.
«Ненавидь врагов Божиих», – история о том, как переврали одну важную цитату
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Может ли христианин ненавидеть другого человека? Пускай даже самого плохого, самого злого и никудышного — можно ли его ненавидеть и при этом продолжать с чистой совестью считать себя христианином? Такие вопросы невольно возникают, когда читаешь интернет-перепалки на многих православных форумах, где участники почем зря громят друг друга с чувством, которое иначе как ненавистью и назвать-то не получается. Громят не за что-нибудь, а заступаясь за Истину, за Бога, за Православную веру. В качестве же неоспоримого аргумента своей правоты приводят слова святителя Филарета Московского, ставшие сегодня неким девизом такой «праведной» христианской ненависти: «Люби врагов своих, ненавидь врагов Божиих и бей врагов отечества».
Эту фразу мне приходилось читать и слышать довольно часто, и каждый раз в душе возникало какое-то смутное противление услышанному. Разве может Церковь устами святого объявлять о том, что в мире, оказывается, есть категория людей, которых можно и даже нужно ненавидеть? Но со святителем не поспоришь. А согласиться с этой репликой тоже не получалось, потому что она прямо противоречит Евангелию. Чтобы разрешить это недоумение, я нашел полный текст документа, из которого взята фраза святителя Филарета о ненависти к врагам Божиим. И все тут же встало на свои места: оказалось, что святой никогда не говорил ничего подобного, а приписываемая ему в многочисленных цитатах фраза просто переврана самым банальным образом. Вот слова святителя Филарета: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша. Аминь».
Нетрудно заметить, что слова «ненависть» здесь нет, а под словом «гнушайтесь» предполагается лишь призыв не участвовать в злых делах врагов Божиих, отвращаться от их идей. Конечно, при желании эту фразу и в неискаженном ее виде можно «подтянуть» под значение — «ненавидьте врагов Божиих». И оспаривать такую трактовку придется столь же долго, сколь и безуспешно (как, впрочем, и любой другой тезис, построенный на одном лишь субъективном мнении). Поэтому я не буду заниматься этим малопродуктивным делом, а просто предлагаю рассмотреть слова святителя Филарета в общем контексте документа, из которого они были взяты. Вот он, с небольшими сокращениями.
Слово святителя Филарета Московского в неделю 19-ю по Пятдесятнице
Любите враги ваша и благотворите (Лк 6:35)
Но как можно любить тех, в которых мы ничего не видим, кроме коварства и злобы? Конечно, мы не можем любить зла, да и кто сего требует? Чувствуйте все омерзение к порокам, какое они заслуживают, — этого не запрещают, но еще требуют; только не смешивайте их с самими людьми, в которых замечаете их: отделив оные, вы еще найдете в них то, что достойно любви вашей. Сколько бы ни казалось неестественным любить врага — разве менее противно природе ненавидеть человека?
…Какое жалкое состояние — платить ненавистию за ненависть, обидою за обиду! Чтo если враг сильнее тебя. К чему тогда послужит твоя любомстительность? Разве к ускорению твоей погибели? И при равных силах чего ожидать, если не взаимного падения и бедствия? Наконец, хотя бы он был и не в состоянии противостоять тебе — разве менее страшны тайные ковы, нежели открытое нападение? А терзающие заботы, а ухищрения, а замыслы, а предприятия, обращающиеся на собственный вред, а мучительные мысли даже о невозможной удаче своей, и еще мучительнейшие — о удаче противника, и наконец самые удачи, сопровождаемые самыми великими угрызениями совести, а иногда всеобщим презрением? Ах, сколько терзаний для сердца ненавидящего — оно есть ад на земле, пламя геенское!
Если эти размышления не убеждают вас взирать на врагов ваших без смятения и гнева, взгляните на Голгофу, где небесная премудрость от невежества, невинность от адского преступления, Творец от твари, Господь Спаситель от врагов погибших страждет и умирает. Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша. Аминь.
Трудно что-либо добавить к сказанному. Да, можно ненавидеть тех, кого ты определил в категорию врагов Божиих. Да, можно пытаться как-то благочестиво оправдать эту свою ненависть. Все это — дело личной нравственной свободы и христианской совести каждого из нас. Но нельзя строить такое самооправдание на авторитете святого человека, никогда не разделявшего подобных убеждений.
Христос молился о прощении Своих распинателей, это известно всем. Но были ли они только Его личными врагами, или также еще и врагами Божиими? Если исповедать во Христе воплотившегося Бога, то ответ будет вполне однозначным.
И наоборот: может ли враг Божий не испытывать враждебных чувств к людям, поклоняющимся этому Богу? Думаю, вряд ли такое возможно. Враги Христовы во все времена были «по совместительству» еще и личными врагами христиан. Развести эти две категории врагов по принципу: «одних — люблю, других — ненавижу» никак не получится, сколь бы горячо мы этого ни желали. Поэтому и призыв святителя Филарета — гнушаться врагами Божиими — вовсе не означает, будто заповедь о любви к ближнему на них не распространяется. Можно ведь с любовью относиться к самому человеку, гнушаясь его идеями и делами.
Фотография на заставке: © REUTERS/Wolfgang Rattay
К чему снится враг: толкование по различным сонникам
Согласно большинству существующих сонников, враг снится как знамение плетущихся вокруг человека интриг, а также сложностей, которые придётся преодолевать, двигаясь к поставленной цели. Чтобы сделать более точную интерпретацию увиденного, необходимо разобраться со всеми деталями грёз и попытаться соотнести их с событиями, происходящими в реальной жизни.
Значение по основным сонникам
Зачастую сны о недоброжелателях являются знаком препятствий, создаваемых недругами, борьбы со своим внутренним миром, сложностей, с которыми придётся столкнуться в реальности. Существует множество сонников, интерпретирующих такие ночные видения. Для получения полной картины приснившегося следует изучить популярнейшие из них.
В соответствии с сонником Мегетти, увидеть в грёзах недруга сулит встречу с собственной противоположностью, а в некоторых случаях даже противостояние своим порокам. Если сновидец на подсознательном уровне ощущает дисбаланс с собственной личностью, проявляющийся в снах, на самом деле он испытывает трудности во взаимодействии с окружающими.
Английский сонник предвещает увидевшему врага человеку разрушение барьеров, не дающих добиться желаемых высот и достичь поставленных целей. Особенно благоприятным является сон, где удаётся нос к носу встретиться с оппонентом. В таком случае любые спорные вопросы разрешатся благоприятно, даже если этому будут препятствовать недоброжелатели.
По соннику В. Мельникова, участвовать в схватке с недругом означает скорую борьбу в реальности за свои интересы, на которые могут посягнуть посторонние люди. Возможно, это противостояние приведёт к болезни. Если оппоненты развернули в отношении сновидца целую кампанию, то наяву ему придётся столкнуться с особой, от которой он постарается избавиться любыми способами.
А Зигмунд Фрейд связывал преследование врагом во сне с подсознательным желанием разнообразия сексуальной жизни. Когда оппонент выступает в качестве друга, означает, что сновидцу удалось достичь гармонии с собственным либидо.
Немаловажную роль при интерпретации сна играют его конкретные детали, включающие вид взаимодействия с недоброжелателем и некоторые физический характеристики. Существует несколько основных вариантов:
В зависимости от этого значение сна может кардинально меняться, поэтому детали важно изучить подробнее.
Женщина в роли недоброжелателя
Нередко в ночных грёзах приходится сталкиваться с врагом женщиной. Снится это как мужчинам, так и девушкам. И в зависимости от половой принадлежности видение приобретает разные интерпретации.
Если парень увидел свою любимую в качестве недоброжелателя, ему стоит в реальной жизни ждать получение приятного сюрприза от избранницы. Когда недругом оказывается жена, это может свидетельствовать о том, что мужчина пытается примириться с её недостатками, вызывающими в реальности сильное негодование и негативные эмоции. Неизвестная особа в роли недруга нередко сулит наступление неблагоприятного этапа в отношениях с близкими людьми.
Девушке, встретившейся в грёзах с женщиной оппонентом, скоро придётся встать на защиту своих интересов, чтобы избежать серьёзных потерь. Иногда такой сон говорит о необходимости восстановить своё доброе имя. Если привидевшаяся особа в реальности не является недоброжелателем, вероятно, скоро она им станет.
Поведение врага
Плачущий во сне оппонент указывает на полную победу человека над противником. Иногда слёзы считаются свидетельством того, что ненавистная особа хочет закончить затянувшуюся и бессмысленную вражду. К такому видению рекомендуется присмотреться повнимательнее и постараться приложить максимум усилий для стабилизации непростых отношений.
Хорошим считается сон, в котором недруг просит его извинить. В действительности это предвещает скорое завершение тягостной вражды либо же принятие своего «Я». В ближайшем будущем человек научится относиться к себе положительно со всеми имеющимися недостатками.
Если же недруг в ночном видении улыбается, наяву это означает, что он задумал нечто неприятное и коварное. Улыбающийся и одновременно стремящийся помириться оппонент может попытаться в действительности обмануть сновидца, ослабив его бдительность.
Встреча с врагом в доме последнего предостерегает о вероятном развитии конфликта с этим человеком и необходимости противостоять ему. Видение также указывает на будущую жизнь сновидца, и эта реальность окажется прямо противоположной той, что произошла в доме недоброжелателя.
Действия сновидца
Если спящий человек пытается спрятаться от противника, то наяву он чувствует себя морально истощённым из-за активной вражды. Более того, в будущем покоя не предвещается, поскольку придётся яростно защищать свои интересы во избежание серьёзных потерь. Такое видение может также говорить о временном примирении с собой и собственными недостатками.
Неблагоприятным является значение видения, в котором пришлось убегать от недруга. Побег от неприятеля без ощущения страха или тревоги нередко становится предвестником грядущей болезни.
Убивать врага для сновидца предвещает скорое получение безоговорочной победы над неприятелями в реальности. Также это значит, что человеку удалось смириться со всеми сторонами своей личности и стать целостной особой. Сон предрекает исключительно приятные жизненные ситуации и успех в начинаниях.
Спокойно разговаривать с оппонентом снится к возникновению небольших стычек с ним в действительности. А вот грандиозный скандал предвещает серьёзный конфликт, развития которого не получится избежать.
Если сновидец ругается с недоброжелателем, то на самом деле он на подсознательном уровне ощущает страх перед врагом и свою материальную зависимость от последнего. Эта картина символизирует и внутреннюю борьбу с собой, и попытку побороть вредные привычки с выработанной сильной зависимостью.
Бывают сны, в которых приходится испытывать дружеские или даже интимные чувства к недоброжелателю. В этих видениях человек может:
Значение снов с подобными действиями чаще всего не имеет негативной окраски. Обычный поцелуй говорит о получении возможности выяснить все вопросы и простить обиды. В таких случаях рекомендуется вспомнить причину вражды, постараться без эмоций провести анализ всех событий. Это позволит найти ключ к сердцу враждующего человека и добиться примирения.
Когда недоброжелателя противоположного пола целуют в губы, сновидец на самом деле может испытывать какое-то подсознательное пугающее притяжение к нему. Вероятно, у человека возникли тёплые чувства к своему оппоненту, но он боится себе признаться в этом. Разобравшись с собственными эмоциями, есть шанс положить конец вражде.
Если же в грёзах приходится обнять недруга, это свидетельствует о безоговорочной победе над ним. Но если женщина обнимает врага, который в действительности таковым не является, эта персона считает сновидца конкурентом, и уже давно.
Драка и примирение
Избиение недоброжелателя многими сонниками трактуется как символ утраты сил и опустошённости в реальности. Если удары наносить плетью, то сновидец часто сквернословит в отношении врага. А вот применение сабли свидетельствует о победе над недругом честным путём.
Нередко драка может символизировать наступление сложных для человека времён. Это следствие происков соперников и тайной игры конкурентов. Из-за этого сновидец окажется в безвыходном положении, из которого помогут выбраться другие люди.
Победа над врагом во сне имеет разное значение в зависимости от конкретной ситуации. Бизнесмены, например, могут столкнуться с неприятными проблемами и трудностями при решении вопросов. Однако у них окажется достаточно сил и мудрости, чтобы преодолеть сложности без посторонней помощи. Люди с заниженной самооценкой такие сны видят в тех случаях, когда они смиряются с собственными недостатками.
Нанесение врагу смертельных ран имеет положительное значение для сновидца. В соответствии с большинством сонников это видение говорит о том, что удастся полностью победить оппонента.
Если во сне подружиться с врагом, то в реальности этот человек может оказаться волком в овечьей шкуре. Наличие корыстных целей во время примирения с недоброжелателем указывает на смену тактики поведения оппонента в реальности. Попытка подружиться с противником, сопровождающаяся негативными эмоциями, свидетельствует о наличии страха у сновидца перед конкурентом.
Нередко сны о недоброжелателях не несут в себе никакого сакрального значения. Но образ врага не зря включён во многие сонники, поэтому такие видения заслуживают отдельного внимания к себе.