Неверные данные в полисе осаго чем грозит
Неверные данные в полисе осаго чем грозит
Как прокомментировал президент РСА Игорь Юргенс, новые нормы закона как аккумулируют ряд уже установившихся практик, так и содержат принципиальные нововведения.
В частности фактически внесение недостоверных сведений в полис ОСАГО приравнено к его отсутствию.
Так, в случае предоставления недостоверных сведений не только по электронным полисам ОСАГО, но и по бумажным договорам, если это повлекло необоснованное уменьшение премии, страховщик получает право регрессного требования. Это означает, что страховщик возместит вред пострадавшему, но после этого взыщет размер убытка с виновника ДТП.
Президент РСА рекомендовал проверить свои полисы через сервисы, доступные на официальном сайте союза, либо обратиться к своему страховщику.
И.Юргенс также разъяснил, что право регресса добавлено еще для ряда ситуаций, в частности:
Другие изменения в законе:
1. Перечень документов, предоставляемых владельцем ТС, скорректирован:
2. Если владелец ТС представил ненадлежаще оформленное заявление и (или) неполный комплект документов, страховщик в день обращения сообщает ему об этом.
3. РСА присваивает договору ОСАГО уникальный номер.
4. Конкретизировано, что электронный договор ОСАГО заключается с владельцем ТС (а не просто «с лицом»).
5. Если при заключении электронного договора ОСАГО выявлена недостоверность сведений: на сайте страховщика не предоставляется возможность оплаты премии, страховщик сообщает о необходимости корректировки заявления.
6. Исключается норма о выдаче страховщиком страхователю электронного договора ОСАГО на БСО, м.б. распечатан страхователем просто на бумаге.
7.Электронный полис ОСАГО может быть представлен для проверки как на бумаге, так и в виде электронного документа (изменения в ПДД пока не внесены).
ОСАГО с недостоверными данными приравняли к отсутствию полиса
В связи с этим автовладельцам рекомендуется проверить свои полисы на подлинность через сервисы Российского союза автостраховщиков (РСА), либо обратиться в свою страховую компанию.
Отныне в случае предоставления недостоверных сведений не только по электронным полисам ОСАГО, но и по бумажным договорам, если это повлекло необоснованное уменьшение премии, страховщик получает право регрессного требования. Это означает, что страховщик возместит вред пострадавшему, но после этого взыщет размер убытка с виновника ДТП, говорится в разъяснениях РСА.
По словам главы союза Игоря Юргенса, масштабный эксперимент по поверке полисов ОСАГО с помощью камер на дорогах (он реализуется в Москве) показал, что половина обратившихся в РСА получателей «писем счастья» с информацией об отсутствии страховки не знали, что ездят с поддельным полисом ОСАГО.
Между тем, экономия одной-двух тысяч рублей на этапе покупки полиса за счет внесения в него недостоверных данных может обернуться убытком для них на сотни тысяч рублей, подчеркнул глава РСА.
Ряд изменений, которые вступили в силу, касаются непосредственно электронных полисов ОСАГО. К примеру, из закона исключена норма о необходимости выдачи автовладельцу электронного договора ОСАГО на бланке. Предусмотрено, что он может быть распечатан просто на бумаге.
Что касается проверки, то по новым правилам такой полис может быть представлен как на бумаге, так и в виде электронного документа. Впрочем, изменения в ПДД по этому поводу пока не внесены, так что автовладельцам есть смысл все-таки держать при себе бумажный вариант электронного договора.
Как на самом деле должны работать правила ОСАГО. Объясняет Верховный суд
Европротокол, ремонт без износа и автоюристы
Закон об ОСАГО и так был сложным, а стал еще менее понятным для обычных людей. Например, как быть владельцам старых полисов, машин на гарантии и тем, у кого ремонт дороже максимальной выплаты?
Почему это важно
Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.
Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.
Какие правила возмещения на вас распространяются
Главное изменение в законе — о порядке возмещения: должна ли страховая выплачивать компенсацию деньгами или отправит на ремонт. Раньше можно было выбрать. По новым правилам только ремонт.
Ущерб возмещают по тем правилам, которые действовали на момент оформления полиса причинителя вреда. Если виновник купил полис до 28 апреля 2017 года, можно выбрать ремонт или деньги. Если его полис оформлен позже — в приоритете ремонт. Это касается и прямого возмещения.
Если ДТП массовое
С 26 сентября 2017 года при массовых ДТП можно получить прямое возмещение, даже если полис купили раньше. В законе так и написали, что это работает для всех ДТП с этой даты.
Массовое ДТП → прямое возмещение.
Если полиса нет в общей базе
Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.
Если автовладелец захотел сэкономить и купил подделку на сомнительном сайте, договор ОСАГО не признают заключенным и ущерб пострадавшему за счет страховой не возместят. Деньги придется требовать напрямую с виновника через суд.
Если в полисе ошибки
При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.
Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.
До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.
После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.
Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.
Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.
Если вам отказывают в возмещении из-за ошибки в полисе виновника, требуйте положенное по закону — он на вашей стороне.
Менять данные в полисе нельзя, только покупать новый полис
Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.
Если меняется владелец или автомобиль, нужно покупать новый полис.
Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.
Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.
Какие лимиты у европротокола и можно ли получить больше
Не стоит ремонтировать машину до осмотра страховщиком, даже если оформлен европротокол. Верховный суд пояснил, что страховая может отказать выплате и будет права.
Если машина в аренде, продается или покупается
Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.
Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.
Когда работает прямое возмещение ущерба
Прямое возмещение — это когда обращаются не в страховую виновника, а в свою. То есть виноват другой водитель, у него полис в какой-то там страховой компании. Тогда вы идете за выплатой в свою страховую, которую сами выбрали и с которой хотите иметь дело. Ваша страховая возместит вам ущерб, а ей потом все возместит страховая виновника.
За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.
Если пострадавший обратился в свою страховую за прямым возмещением, а потом узнал о вреде здоровью, можно обратиться за компенсацией вреда здоровью в страховую виновника.
За что положено возмещение
Компенсация за утрату товарной стоимости
В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.
Как считают компенсацию
Полная гибель
При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.
Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.
Если виновника ДТП нет в полисе
А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.
Можно ли получить деньги, если у вас возмещение ремонтом
Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.
Кто отвечает за качество ремонта
Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.
Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.
Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.
Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.
Если пропущен срок обращения за ремонтом
Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.
Если машина на гарантии
Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.
Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.
Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.
Если страховая не работает с нужным автосервисом
Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.
Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.
Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.
Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.
Доплата за ремонт
Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.
Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.
Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова. Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию. Даже если сначала он согласился доплатить и взял направление. Компенсировать расходы на диагностику при этом должна страховая компания — их не вычтут из выплаты.
Когда можно продавать права на возмещение автоюристам
Право на возмещение ущерба можно продать по договору уступки. На этом зарабатывают автоюристы. Они выплачивают компенсацию пострадавшему, а потом требуют ее со страховой компании в большем размере или с неустойкой.
Продать право на возмещение можно, только если страховой случай уже наступил. Заранее нельзя.
Право на возмещение вреда жизни и здоровью, а также компенсацию морального ущерба продать нельзя. Также нельзя заранее уступить право требования штрафа по закону о защите прав потребителей.
Эти суммы суд присуждает конкретному пострадавшему человеку. Только потом можно передать право требования по исполнительному листу кому угодно, например автоюристам. А можно и не передавать. В любом случае изменить эту сумму автоюрист уже не сможет.
Что еще можно получить от страховой
Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.
Дополнительные компенсации могут быть такими:
Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.
Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.
Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.
Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.
Как проходят осмотр и экспертиза
После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.
Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен. Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.
Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам. Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.
Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.
Если машину нельзя доставить на осмотр
Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.
Если она отказывается или не может, вот тогда автовладелец имеет право провести свою экспертизу — ее результаты будут иметь силу. Но схитрить не получится: если выяснится, что машину все-таки можно было предоставить на осмотр страховщику, данные экспертизы не признают.
Как общаться со страховой
После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.
Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.
Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.
Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.
Что делать, если в полисе ОСАГО есть ошибка, и как ее исправить?
Не редки случаи, когда при заполнении бланка договора страхования гражданской ответственности страховщики допускают ошибки. Дело тут все в человеческом факторе.
Да и при оформлении е-осаго от ошибочно введенных данных также никто не застрахован. В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим вопрос о том, что такое ошибка в страховке и как ее исправить.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Что это такое и какие могут быть?
Сотрудник СК может допустить ошибку в страховом документе из-за невнимательности, усталости и т.д. В итоге водитель авто не проверивший свою автогражданку может получить массу неприятностей.
Какие неправильные данные может содержать договор:
Итого, договор должен быть заполнен одним страховым агентом, чернилами одного оттенка и в нем не должно быть ошибок. Но, не критичные исправления в бланке допустимы, однако они должны быть надлежащим образом оформлены.
Страхователь также обязан проследить за тем, чтобы страховщик заполнял договор с его документов. Перед тем как поставить в договоре свою подпись страхователю следует внимательно проверить правильность вписанных в бланк данных.
Неверные данные бывают и в полисах электронного формата, даже несмотря на то, что система не пропустит договор к оформлению, если в нем будут введены неверные сведения.
Наиболее распространенными ошибками при заполнении электронных полисов являются:
Причины появления
Если в бумажном полисе обязательного страхования водителей авто неверно указанная информация появляется из-за невнимательности как страховщиков, так и страхователей, то в случае оформления электронной версии ОСАГО дела обстоят немного иначе.
Нередко возникает ситуация когда в процессе введения информации система выдает ошибку и заключение договора становится невозможным. Бывает, что такие проблемы с вводом данных создаются намеренно для того чтобы отбить желание водителю оформлять этот договор посредством интернета. Но бывают ситуации когда опечатку допустил сам пользователь вводя неверные данные.
В случае, если была допущена даже одна ошибка система откажет в оформлении договора. Для того чтобы узнать где вами была допущена оплошность при введении информации, следует зайти на сайт выбранной СК с пометкой о проблеме. К примеру, в «Росгосстрахе», ошибочно введенная пользователем информация подсвечиваются отдельным цветом, а у других СК может выноситься в виде списка.
После того как были исправлены ошибки в веденной пользователем информации он может снова попробовать заключить договор.
Что делать, если допущена?
Страхователям следует знать, что РСА было разработано специальное методическое пособие, в котором прописаны правила регулирующие внесение исправлений неверных данных в договоре автострахования.
Согласно п.4.1 данного пособия, основанием для внесения в бланк полиса исправлений является наличие в данном бланке опечаток и ошибок, которые были допущены в ходе оформления данного документа. Ошибками в бланке договора страховые организации считают несоответствие информации содержащейся в документах с информацией вписанной в бланк полиса.
Помимо этого считается ошибкой неправильно рассчитанная страховая премия, которая была уплачена страхователем за оформление данного договора. Что же должен сделать страхователь авто если в бланке его договора была обнаружена опечатки или недостоверные данные?
В методическом пособие есть пункт 4.2, который содержит алгоритм в соответствии с которым страховщики могут внести исправления в договор заключенный с клиентом СК.
Согласно данному пункту страховщик должен перечеркнуть неправильно внесенные в бланк ОСАГО данные и либо рядом, либо сверху прописать правильные данные. Далее в поле «Особые отметки» страховой агент должен внести запись «Исправленному верить», после этого проставляется дата внесения изменений, ставится личная подпись сотрудника и печать организации.
Исправления вносятся в полис, в котором допущены ошибки и в поле «Особые отметки» нового бланка полиса, который выдается страхователю. В страховках оформленных онлайн недостоверные данные чисто теоретически быть найдены не могут, так как система не пропустит такой полис к оформлению. Но на практике все же встречаются и электронные договора с ошибочными данными.
В таком случае страхователю следует обратиться в офис своей СК. Клиент в офисе СК должен будет написать соответствующее заявление о внесении исправлений в полис электронного образца.
Бывает, что в электронном документе содержится лишь незначительная погрешность, например в фамилии клиента пропущена буква. В таком случае, следует зайти на сайт СК и пройти во вкладку «Внести изменения». В открывшемся окне следует внести правильные данные. После того как система произведет проверку данных вам на почту придет новый бланк полиса. Доплачивать за данную услуг клиенту не нужно. Больше информации о том, как внести изменения в полис ОСАГО в офисе или онлайн, вы можете найти в этой статье.
Как исправить?
Для того чтобы внести в бланк полиса автогражданской ответственности исправления, клиенту следует обратиться в свою СК. В страховой организации клиент должен будет написать заявление о внесение поправок в бланк полиса.
В заявлении необходимо указать опечатки и неверную информацию, которые были допущены в ходе заполнения бланка договора. Далее СК обязана будет принять данное заявление от клиента и внести соответствующие поправки в его бланк договора.
Учитывая, то что исправления в полисе автогражданской ответственности не допустимы, то для начала сотрудник СК должен соответствующие исправления внести в бланк полиса с ошибочными данными, а после этого заполнить новый полис страхования и выдать его клиенту. Старый полис с исправлениями остается в СК. Больше информации о правилах замены полиса ОСАГО вы можете найти в этом материале.
Если были допущены ошибки в электронном полисе, то после принятия соответствующего заявления от клиента сотрудник страховой организации должен внести исправления в электронный документ обязательного страхования, после чего новый электронный бланк отправляется на электронную почту страхователя.
Помимо этого в течение 5 рабочих дней сотрудники СК обязаны внести исправления в свою базу данных, сведения из которой после окончания действия договора страхования отправляются в РСА.
Сроки и расходы
Исправления в бланк должны быть внесены страховщиком в день обращения клиента в СК. Никакую доплату за внесение исправлений в бланк как электронной версии ОСАГО, так и бумажного бланка полиса, страховщик требовать не имеет права.
Страхователь должен понимать, что опечатка в полисе страхования гражданской ответственности может привести к неприятным последствиям. Именно поэтому нужно всегда при оформлении договора с СК тщательно проверять информацию, которая была внесена в ваш документ.
Если ошибка в вашем договоре была обнаружена уже после начала его действия, то следует не тянуть и своевременно обратиться в свою СК тем более, что платить за исправление данных в своей страховке вам не придется.