Неверно что трансакционными являются издержки на
Тесты и задания по теме 2. Теория трансакционных издержек
1. Трансакционные издержки это:
а) издержки, связанные с производством продукции;
б) издержки, связанные с производством товаров и услуг;
в) издержки, не связанные с производством;
г) издержки на покупку сырья и материалов.
2. К трансакционным издержкам не относятся:
а) издержки поиска информации;
б) издержки оппортунистического поведения;
в) издержки обслуживания станков и оборудования;
г) издержки защиты прав собственности.
3. Причиной появления институтов являются:
а) низкие трансакционные издержки;
б) высокие трансакционные издержки;
в) низкие производственные издержки;
г) высокие трансформационные издержки.
4. Издержки оппортунистического поведения являются следствием:
а) недобросовестного поведения одной из сторон;
б) непредумышленных действий одной из сторон;
в) незнанием одной из сторон существующего законодательства;
г) издержек поиска информации.
5. Проблема «отлынивания» рассматривается в работах:
6. Попытки измерения трансакционных издержек, проведенные Д. Нортом и Дж. Уоллисом, касались:
б) экономики Великобритании;
в) экономики России 1990-х гг.;
г) экономики стран — членов ЕС.
7. Какие трансакционные издержки особенно велики в российской экономике с точки зрения теории соглашений?
а) поиска информации;
б) мониторинга и предупреждения оппортунизма;
г) ведения переговоров;
д) заключения контракта.
8. Предположим, некая страна А обладает богатыми месторождениями природных ресурсов, но не имеет достаточно финансовых ресурсов для их самостоятельного освоения, а страна Б заинтересована в получении доступа к месторождениям страны А. Всему множеству вариантов распределения прав собственности на месторождение стороны предпочли создание совместного предприятия на условиях раздела продукции. В ходе переговоров представители сторон будут вынуждены решать вопрос о пропорциях раздела добываемых полезных ископаемых. Обеим сторонам известны результаты лабораторных экспериментов, проведенных в странах А и Б, в ходе которых участникам экспериментов предлагалось разделить между собой определенную сумму денег, скажем 1000 у. е. Один из участников предлагает другому свою пропорцию, скажем 200 и 800, а другой — либо соглашается, либо не
соглашается и предлагает свою пропорцию. В итоге стороны получают деньги только в том случае, если им удается достичь соглашения о пропорции раздела искомой суммы. Учитывая результаты лабораторных опытов (таблица), какую пропорцию раздела продукции должны предложить представители страны А, чтобы максимизировать свою ожидаемую полезность уже в первом раунде переговоров?
Процент согласившихся | ||
Предлагаемая сумма (из 1000 у. е.) | Страна А | Страна Б |
9. Поселок Правнуково находится вблизи аэропорта, из которого ежедневно выполняется 10 рейсов. В связи с ростом пассажиропотока руководством аэропорта рассматривается вопрос об организации ежедневно дополнительного, 11-го рейса ПравнуковоРио-де-Жанейро. В случае организации этого рейса полные издержки аэропорта составят 1000 у. е., а совокупный доход — 1500 у. е. Однако в силу ограниченных возможностей инфраструктуры аэропорта 11-й рейс может быть организован лишь поздно вечером, после 23.00, что создаст неудобства для жителей поселка. Их сон будет потревожен звуком взлетающего Ту-154, что отразится на их производительности и, следовательно, на их доходах. Совокупные доходы жителей Правнукова сократятся на 600 у. е. ежедневно. Будет ли организован рейс на Рио-де-Жанейро?
а) если право на запрещение вредного использования самолетами принадлежит аэропорту Правнуково;
б) если право на запрещение вредного использования самолетами принадлежит жителям поселка.
10. Во времена Великой французской революции было введено новое летоисчисление (например, месяцы года получили названия «брюмер», «термидор» и т.д., а само летоисчисление начиналось не предполагаемой датой рождения Иисуса Христа, а революционными событиями). К росту какого типа трансакционных издержек это привело?
а) поиска информации;
б) мониторинга и предупреждения оппортунизма;
г) ведения переговоров;
д) заключения контракта.
11. Означает ли факт быстрого роста трансакционного сектора в странах с развитой рыночной экономикой то, что одним из пределов экономического развития являются запретительно высокие трансакционные издержки (наряду с ограниченностью природных ресурсов, проблемами экологии и т. д.)?
Да. Нет.
Ответы к тестам и заданиям по теме 2.
6 – а
7 – а, б. Теория соглашений обращает внимание на неоднородность экономической среды как главный фактор роста трансакционных издержек. В российской экономике соотношение соглашений чрезвычайно нестабильно, что мешает экономическим агентам действовать на основе общепринятых «правил игры». В этих условиях особенно высоки издержки поиска информации
(исчерпывающий источник информации отсутствует) и издержки мониторинга, ведь асимметричность информации и отсутствие общепринятых «правил игры» создают предпосылки для оппортунистического поведения.
11 – нет. Важна не сама по себе динамика трансакционного сектора, а динамика трансакционных издержек в расчете на одну трансакцию. Трансакционные издержки в расчете на одну транс-акцию могут уменьшаться при росте трансакционного сектора, если: а) трансакционный сектор растет меньшими темпами, чем ВНП; б) темпы роста государственного трансакционного сектора опережают темпы роста трансакционного сектора в целом.
Трансакционные издержки
Трансакционные издержки (Transaction costs) — это издержки, которые относятся не к производству продукции непосредственно (расходы на сырье, заработную плату, материалы, транспортировку и пр.), а с сопутствующими этому производству косвенными затратами на сбор и поиск всей необходимой для деятельности информации, заключение различных сделок, контрактов, договоров и пр.
Данный термин был впервые введен американским экономистом Р. Коузом в своем труде «Природа фирмы» в 1937 г., впоследствии ставшего лауреатом Нобелевской премии по экономике именно за изучение трансакционных издержек в 1991 году.
Существует несколько видов трансакционных издержек. Перечислим важнейшие из них.
Трансакционные издержки пронизывают всю сферу хозяйственной жизни общества. Все мы сталкиваемся с подобными издержками на каждом шагу, порой не осознавая этого. Ученые часто сравнивают трансакционные издержки в экономике и трение в физике, проводя между ними аналогию. Американский экономист Д. Стиглер писал, что «окружающий мир с отсутствующими трансакционными издержками является таким же странным, как и физический мир с отсутствием сил трения». Р. Коуз утверждал, что если вдруг будут отсутствовать все перечисленные выше виды трансакционных издержек, то ничего не может помешать совершению сделок (трансакций) и в итоге вечность будет прожита за считанные доли секунды. Обменные операции происходили бы мгновенно, потому что на поиск той или иной информации не затрачивалось бы ни малейшей доли ресурсов.
Трансакционные издержки влияют на каждое ваше решение
Человек существует одновременно в социальной среде и в материальной среде. Воздействие человека на социальную среду есть трансакция, а его воздействие на материальную среду — трансформация. Изменение окружающей среды требует от человека затрат ресурсов. Трансакционные издержки — это ценность ресурсов, затрачиваемых на осуществление трансакции. Рассмотрим основные виды трансакционных издержек: издержки поиска, издержки измерения, издержки ведения переговоров и заключения контракта, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки оппортунистического поведения.
Величина трансакционных издержек характеризуется высокой степенью неопределенности. Трансакция есть творческий, уникальный процесс, элементы которого заранее неизвестны в деталях. Отсутствует отлаженный механизм распределения общих трансакционных издержек, потому что люди имеют разные предпочтения в отношении одних и тех же ресурсов.
Например, два предпринимателя подписали некое соглашение. Предположим, что затрачиваемые ресурсы в данном случае состоят лишь из затрат нервной энергии при оформлении документов. Если для первого предпринимателя субъективная тягость этих затрат ничтожна, а для второго предпринимателя велика, то величина трансакционных издержек будет зависеть от того, кто оформляет документы. Если оформляет первый предприниматель, то трансакционные издержки будут низкими, а если второй — то большими. В ситуации, когда достигнутое соглашение не содержит детального распределения обязанностей сторон по оформлению документов, трансакционные издержки являются неопределенной величиной.
Приведем еще один пример. Предположим, что производитель использует отлаженное взаимодействие с поставщиком ресурса. В данном случае издержки, связанные с обеспечением этого рутинного взаимодействия (транспортные, организационные, информационные, представительские и др.), целиком относятся к трансформационным издержкам. Если изменившаяся ситуация на рынке требует пересмотра базовых условий соглашения между производителем и поставщиком, то последние вынуждены вступить в новое социальное взаимодействие. Издержки каждой стороны, затрачиваемые на осуществление этого взаимодействия, относятся к трансакционным издержкам.
Трансформационные издержки и трансакционные издержки обычно связаны обратной зависимостью: сокращение одной величины влечет за собой увеличение другой, и наоборот. Проиллюстрируем эту закономерность на примере товарного обмена. Главным способом сокращения совокупных трансформационных издержек в сфере товарного обмена являются разделение труда и связанная с ним специализация производства. Чем сильнее развита специализация, тем более производителен труд на каждом отдельном участке производства, тем меньше суммарные трансформационные издержки. Вместе с тем с развитием специализации число участников производственного процесса увеличивается столь значительно, что между ними становятся невозможными какие-либо устойчивые межличностные связи.
Рассмотрим основные виды трансакционных издержек: издержки поиска, издержки измерения, издержки ведения переговоров и заключения контракта, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки оппортунистического поведения.
1. Издержки поиска
Теория поиска информации, или экономическая теория информации, была создана Дж. Стиглером, который в 1982 г. получил Нобелевскую премию по экономике. Стиглер рассматривает информацию как специфический ресурс, который хозяйственные субъекты используют для максимизации денежной выгоды.
Субъект получает информацию в результате поиска, а затраченные при этом средства представляют собой трансакционные издержки особого вида — издержки поиска. Стоимость ресурса «информация» равна величине этих издержек. В качестве хозяйственного субъекта Стиглер рассматривает покупателя, целью которого является приобретение заданного количества товара с минимальными затратами.
Продавцы предлагают товар по разным ценам, изначально неизвестным покупателю. Тот последовательно опрашивает продавцов относительно запрашиваемой цены, и с увеличением числа опрошенных продавцов известная ему минимальная цена уменьшается. Экономия, достигнутая в результате поиска, равна разности исходной и минимальной цен, умноженной на объем приобретаемого товара. Выгода, полученная в результате поиска, равна разности величины экономии и издержек поиска. Оптимальный объем поиска, или оптимальное число опрашиваемых продавцов, соответствует максимальной выгоде покупателя.
Оптимальный объем поиска может измениться по следующим причинам:
2. Издержки измерения
Измерения свойств благ производятся до их приобретения (ex ante) и после их приобретения (ex post).Оценки, полученные ex ante, влияют на выбор покупателем объема приобретаемого блага. В случае отказа от покупки этот объем равен нулю. Оценки, полученные ex post, влияют на выбор покупателем объема дальнейшего потребления этого блага. Таким образом, издержки измерения складываются из издержек измерения до и после приобретения. Разные блага характеризуются различными абсолютными и относительными значениями издержек этих видов.
Выделяют три категории благ: опытные, исследуемые и доверительные:
3. Издержки оппортунистического поведения
Выделяют два типа оппортунистического поведения — предконтрактное и постконтрактное:
Как следствие, на данном рынке информация о качестве товара распределяется асимметрично между покупателями и продавцами. В такой ситуации продавцы некачественных автомобилей могут продавать их по некоторой средней цене, которая приносит им прибыль, а продавцам качественных автомобилей — убытки. Покупателей такая цена устраивает, поскольку они воспринимают ее как умеренную цену за качественный товар. Вследствие оппортунистического поведения владельцев некачественных автомобилей владельцы качественных несут чрезмерные издержки и уходят с рынка.
Противодействие оппортунистическому поведению оказывает положительное воздействие на конечный результат деятельности фирмы в двух аспектах. Во-первых, сокращаются издержки оппортунистического поведения и общие издержки фирмы в целом. Во-вторых, увеличивается продуктивность наемных работников в связи с повышением их добросовестности. Оптимальной называют такую величину издержек противодействия оппортунистическому поведению, которая при прочих равных условиях обеспечивает максимальный конечный результат деятельности фирмы.
4. Издержки ведения переговоров и заключения контракта
5. Издержки спецификации и защиты прав собственности
Проблема спецификации прав собственности, а также разграничения прав возникает практически повсеместно, если воспроизводится система взаимодействия между людьми по поводу ограниченных ресурсов. В частности, определение сферы компетенции в рамках фирмы, домашнего хозяйства, государственного учреждения также сопряжено с определением субъекта — носителя права, объекта, набора действий, которые могут быть осуществлены в отношении данного объекта, а также условий делегирования данного права. На практике почти всегда происходит размывание прав собственности, т. е. воспроизводится ситуация, когда не удается обеспечить точное соблюдение того или иного правового режима.
Издержки рассматриваемого вида проявляются в двух основных формах. Во-первых, большая часть этих издержек обусловлена необходимостью непосредственной защиты прав собственности. Существенным их элементом выступают расходы на содержание органов правопорядка. Во-вторых, значительная часть рассматриваемых издержек связана с необходимостью воспитания и образования населения. Издержки в сфере образования и культуры обеспечивают:
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Современный мир динамично развивается во всех видах деятельности, совершенствуется и создаёт уникальные предметы. Ввиду такой динамики возникают новые понятия, термины, которые не всегда бывают понятны многим людям. Для большинства людей ясно такое слово, как «издержки», но не понятно, что такое издержки, относящиеся к трансакционным. Именно эту тему раскроет данная статья и поможет разобраться с необходимыми терминами, раскрыть суть и разобрать виды этого понятия.
Для чего необходимы и где используются трансакционные издержки
Вполне естественно то, что любая компания, фирма или производство занимаются деятельности по выработке каких-либо услуг или товаров, занимается поставкой продуктов питания или иных видов сырья, необходимого для жизнедеятельности людей. Именно поэтому создаются специальные условия для качественного выполнения работы этих фирм. Трансакционные издержки – это неизбежный процесс для многих из них. Что же входит в данное понятие? Для чего вообще нужны такие издержки? В чём их назначение?
Трансакционные издержки – это такие расходы, которые затрачиваются на поиск необходимой информации, на осуществление переговоров, на защиту прав собственности фирмы или предприятия. Сюда же входят и затраты на то, чтобы избежать некачественных контрагентов, которые способны ради собственной выгоды и наживы отклониться от тех договорённостей, которые были установлены между ними и фирмой. Именно такие составляющие способны нанести огромный ущерб предприятию, которое сэкономило или вовсе отказалось от подобных затрат. Поэтому всё больше компаний уделяют трансакционным издержкам особое внимание помимо многих других трат, связанных с заключением необходимых договоров.
О значении теории
Несколько лет назад была создана теория трансакционных издержек, и имеет она множество последователей. Значение её актуально и по сей день, поскольку полностью себя оправдывает на мировом рынке. Каждый согласится с тем, что в жизни много ситуаций, где людей хотят обмануть, присвоить их собственные финансы, не давая ничего взамен. Такое же положение, увы, широко захватывает многие структуры стран. Суть теории трансакционных издержек сводится к тому, чтобы правильно организовать все этапы сделки: найти необходимого контрагента, организовать переговоры, обговорить все необходимые условия для создания договора, заключить саму сделку и контролировать процесс выполнения всех условий с обеих сторон.
Естественно, что подобная теория не могла остаться без внимания. И это связано со многими причинами. Здесь играет роль и вхождение некоторых стран на мировой рынок, и влияние государства на заключение определённых сделок, и разделение труда между различными странами, следовательно, и их рынками. Также известны ситуации, когда целостные права собственности расщеплялись на частичные права, принадлежащие разным владельцам. В этом случае должны меняться и трансакционные издержки прав собственности. А в странах, где слабо укреплены рыночные отношения, данная теория имеет особое значение. Она помогает минимизировать риски, связанные с искажённой информацией об услугах и товарах, поставляемых тем или иным контрагентом.
Классификация трансакционных издержек
В целом трансакционных издержек существует немало. Поэтому существует определённая классификация трансакционных издержек. В первую группу входят издержки, которые определяют составляющие детали заключаемого контракта. Иными словами, поиск товаров и услуг на рынке, которые необходимы конкретному предприятию или фирме.
Вторая группа включает в себя издержки, которые связаны с поиском партнёров. Необходимо не просто найти их, но и выявить цены на их товары и услуги, оценить вероятность работы с ними, их способность выполнить условия договора и т.д. Третья группа включает в себя расходы, связанные с непосредственной координацией. Здесь важными являются интересы заказчика, и вся структура осуществляется таким образом, чтобы организовать переговоры сторон.
В четвёртую группу входят издержки, которые необходимо затратить на приобретение дополнительной информации по трансакции. И последняя, пятая группа включает в себя издержки, которые связаны с оппортунизмом. Казалось бы, сложное слово, но о его значении уже было сказано в данной статье. Это и есть понятие о недобросовестном исполнителе, который хочет нажиться на заказчике.
К чему может привести отсутствие трансакционных издержек
Конечно, многие авторы создают и выделяют и иные виды трансакционных издержек, но их общая суть абсолютно неизменна. Могут различаться названия тех или иных групп, но не их смысл. Естественным является и то, что не всегда задействованы все виды издержек для заключения договора. Всё зависит от ситуации, от приобретаемой услуги или товара, от полученной ранее информации.
К трансакционным издержкам относятся те, которые могут быть связаны с менее серьёзным контрактом. Стоит понимать, что значительно могут возрасти издержки и из-за того, что поиск необходимой информации ведётся длительное время, что оттягивается подписание необходимого контракта, что не все риски можно свести к нулю с помощью издержек.
Вообще, если рассматривать наиболее детально, то никакие издержки не способны полностью гарантировать беспроблемный итог. Зачем же тогда они вообще нужны? Зачем тратить деньги? Ошибочно думать и то, что трансакционные издержки не смогут помочь. Если работники качественно подходят к своим обязанностям и ведут пригодную работу, то очень многих последствий можно избежать и не потерять финансовую составляющую сделки.
Государственная поддержка фирм и контрактов
Трансакционные издержки фирмы, как уже говорилось, включают в себя и издержки на защиту прав собственности. Причём такие затраты занимают довольно важную позицию, им уделяется особое внимание. В действительности существует обширное множество различных фирм. К ним могут относиться и мелкие предприятия сами по себе, и огромные компании, куда входят множество различных подразделений.
Однако все они хотят получить большую прибыль, доход, затратив на это минимальное количество средств. Но подходить к подобным процессам следует очень внимательно и серьёзно. Если собственник постоянно нарушает права, то это усугубляет его положение. Каким образом? Всё довольно просто. Он тратит слишком много времени и финансов для того, чтобы вновь вернуть данные права. Ему приходится отчислять немало средств государственным, судебным органом, которые занимаются охраной порядка. Без поддержки таких аппаратов защитить собственность довольно трудно и накладно.
Поэтому основная масса всех существующих фирм предпочитает официально регистрировать и фиксировать заключаемые контракты. Это даёт своеобразную гарантию на то, что условия контракта будут соблюдены, а права фирмы будут сохранены. В противном случае зарегистрированную фирму поддержит государственный аппарат власти и накажет непутёвого исполнителя.
Разнообразие проблем
Трансакционные издержки в экономике составляют немалую проблему для тех, кто ими вынужден воспользоваться. Казалось бы, а в чём же проблема? Есть у компании средства, она ими распоряжается, оплачивает необходимые затраты. Однако любая компания или фирма должна рассчитывать и видеть не только прибыль от заключённого контракта, но и убытки, которые с ним связаны. Зачастую очень нелегко подсчитать трансакционные издержки. С чем это может быть связано?
Факторов существует довольно много. Стоит рассмотреть их более детально. Естественно, что некоторую часть невозможно рассчитать прямым способом. Пример очень прост: не существует точного и определённого времени, которое будет затрачено на то, чтобы отстоять многочисленные очереди в каких-либо учреждениях и заполнить множество отчётных форм. Существуют и издержки, которые не связаны с денежной выплатой и требуют равноценного обмена на какую-либо услугу. Плюс ко всему этому существует ещё немало иных издержек, которые можно отнести к неформальным элементам. И чем чаще приходится их использовать, тем больше затруднений возникает в решении проблем, связанных со сделкой или контрактом. Стоит понимать, что если существуют неформальные элементы в издержках, то это не говорит об их незаконности.
Избегая банкротства
Трансакционные издержки рынка могут применяться не только к клиентам и партнёрам, но и к конкурентам. И казалось бы, зачем тратить средства ещё и на эту информацию, на её поиски и обработку? И здесь ответ довольно очевиден. Как уже было сказано, любая фирма хочет получить прибыль. И ещё лучше, чтобы эта прибыль была постоянной. Это необходимо для поддержания фирмы, для того чтобы она не стала банкротом. Конечно, необходимо просчитывать всё таким образом, чтобы затраты окупились и привели к получению определённого дохода.
Что же тогда нужно знать о конкурентах? Очевидно, что необходимо иметь достаточное количество информации о фирмах-конкурентах, об их политике и стратегии работы на рынке. Именно тогда можно усовершенствовать работу собственной фирмы, создать свою уникальную стратегию и обезопасить компанию от провала и последующего банкротства. Плюс ко всему этому трансакционные издержки должны помогать в получении необходимой информации о выгоде заключения того или иного контракта или о его неэффективности. Сбор, обработка, постоянное наблюдение за изменениями такой информации способны существенно сократить затраты.
Выбор рабочего персонала
Трансакционные издержки – это затраты, которых невозможно избежать, но их вполне возможно уменьшить. Существует ещё масса способов для данного процесса. Любой руководитель компании должен лично понимать, какие виды издержек могут существовать, на что они направлены и какую пользу и эффективность могут принести. Когда возникает вопрос о необходимости в заключении того или иного контракта, в оказании той или иной услуги, сам руководитель должен рассмотреть эту ситуацию. Именно его мнение должно стать первым этапом в осуществлении данной работы.
Но вся компания должна иметь определённые навыки и знания, чтобы приложить усилия и достичь конечного результата на высшем уровне. Необходимо создать профессиональную команду, которая будет способна решать поставленные задачи в быстрые сроки и принести фирме определённую прибыль. Здесь каждый должен понимать суть своих обязанностей. Бухгалтер, менеджер по подбору персонала, управленец – все они являются частью огромного механизма. Поэтому внутренняя работа компании также способна сорвать сделку или принести хорошую прибыль.
Пример из обычной жизни
Примеров трансакционных издержек существует огромное множество и в повседневной жизни людей. Каждый из нас сталкивается с ними практически везде и всегда. И точно так же, как и фирма или компания, старается их минимизировать. К примеру, человеку необходимо сделать ремонт в квартире (или просто хочется освежить ремонт). Он может заняться ремонтом самостоятельно, а может нанять отдельную бригаду рабочих, которые сделают любые работы за определённую сумму. Конечно, есть бригады, которые будут работать с собственным материалом, что существенно повысит стоимость такого ремонта. Но есть и бригады, которые будут делать ремонтные работы с тем материалом, который купит лично хозяин квартиры. Всё это примеры издержек, которые будут понесены человеком для обновления своей квартиры. Однако существует вариант минимизации данных издержек. Хозяин квартиры может покупать разный материал в различных магазинах города. Почему? Всё просто. Он считает, что где-то качественнее, где-то дешевле и т.д. Ну и, как было сказано выше, хозяин квартиры может делать ремонт самостоятельно, при этом он тратит личное время, которое тоже можно отнести к определённому виду издержек.
Полное отсутствие трансакционных издержек
Трансакционные издержки – это термин, который можно применить не только к бизнесу или рыночным отношениям. Его значение используется во многих отраслях жизни человека, но важно понимать его суть. Конечно, существует ещё огромное множество разнообразных видов, подвидов и классификаций данных издержек.
Многие авторы занимались изучением этого понятия, составляли разнообразные таблицы и материалы в помощь людям. Неизменным остаётся то, что данный термин очень актуален на данный момент. Можно ли говорить о том, что в скором будущем можно будет полностью отказаться от трансакционных издержек? Кажется, что пока никто не может заявить об этом точно. Мир меняется, совершенствуется, создаёт что-то новое. Но что ждёт людей в будущем, никому не известно наверняка. Поэтому множество компаний и фирм по всему миру пользуются своими стратегиями и политикой, которые для них считаются самыми эффективными.