Неверно что согласно современным представлениям интеллект включает
Неверно что согласно современным представлениям интеллект включает
ПЕДКАМПУС | ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ | ЭКЗАМЕНЫ | КУРСЫ запись закреплена
«Общая психология»
Правильный ответ помечен «/» символом
1. Как называется метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым?
голосование
\интервью
тестирование
анкетирование
3. Отметьте задачи психологии:
/анализ развития психических явлений
/содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику
/качественное изучение психологических явлений
/изучение определенных физиологических механизмов психологических явлений
4. Что изучает патопсихология?
аномальные индивидуально- и социально- психологические явления
особенности психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияние на его психику больших физических перегрузок
нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения
/особенности нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма
6. Как называется неверный перенос навыка, который ухудшает выполнение деятельности, мешает образованию нового навыка?
/интерференция навыков
диффузия навыков
индукция навыков
дифференциация навыков
7. Ощущения, которые отражают свойства предметов и явлений внешней среды называются:
проприоцептивные
/экстерорецептивные
интерорецептивные
внешними
8. Воображение на основе прочитанного или услышанного имеет название:
пассивное воображение
творческое воображение
/репродуктивное воображение
активное воображение
10. Какое название имеет свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях, необходимое человеку или животному для активной деятельности в нём и управления своим поведением?
психотип
/психика
психология
генетика
11. Какой раздел психологии исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям?
возрастная психология
зоопсихология
/социальная психология
педагогическая психология
13. Как называется наука о закономерностях мыслительного поиска?
психоанализ
психодиагностика
/эвристика
психоаналитика
14. Укажите основные положения теории отражения:
/Личность и деятельность находятся в единстве
Психическое отражение является объективным, так как зависит от объективных условий
Психическое отражение является зеркальным, механическим, пассивным копированием мира, оно сопряжено с выбором, поиском
/Поступающая информация подвергается специфической обработке в связи с необходимостью и потребностями
15. Как называется такой вид исследования, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует самые разнообразные продукты его творчества?
проективная методика
/ анализ продуктов деятельности
тестирование
анкетирование
16. Какие виды тестов выделяют по содержанию?
/личностные тесты
/тесты способностей
тесты-анкетирование
/тесты интеллекта
17. Какое научное направление исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике?
медицинская психология
криминогенная психология
/юридическая психология
военная психология
18. Укажите достоинства метода эксперимента:
/естественность поведения испытуемого
неопределенность во времени
/возможность управления процессом исследования
проведение процедуры с небольшим количеством испытуемых
19. Для какого темперамента характерны высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность?
/сангвинического
флегматического
холерического
меланхолического
Помощь с работами Синергия, МЭБИК, Росдистант и др.
Общая и экспериментальная психология.Тест МФПУ Синергия Сдача Online
Приобрести готовую работу можно здесь
1. В зависимости от функции все ощущения делятся на констатирующие и…
2. Система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности для получения истинного результата – это…
3. Сканирование информации в рабочей памяти происходит … перебором
4. Методика двойной стимуляции, применявшаяся для изучения характера опосредованности психических процессов, не относилась некоторыми исследователями к экспериментальной, поскольку…
5. Согласно закону забывания Г. Эббингауза, около 60 % информации забывается в течение … после ее получения
6. По А.Н. Леонтьеву, при реализации волевого акта у взрослого человека …
7. Статистические данные, полученные в США и основывающиеся на сравнении коэффициента интеллекта обучающихся с их последующей успешностью в жизни, свидетельствуют, что один год обучения увеличивает материальный доход на …
8. Наибольшее внимание конфигурации образа восприятия (выделению в нем фигуры и фона) уделяется в …
9. Психолог Дж. Гилфорд объединил различные характеристики креативности в общее понятие “… мышления”
10. Согласно закону оптимума мотивации Йеркса–Додсона, …
11. Теория деятельности А.Н. Леонтьева может быть отнесена к теориям … уровня
12. Неверно, что характеристикой первобытного (архаического) мышления является …
13. Неверно, что воображение классифицируют на …
14. Неверно, что по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют … память
15. Неверно, что к общенаучным эмпирическим методам относится метод …
16. Неверно, что, согласно современным представлениям, интеллект включает …
17. Неверно, что в результате проведения корреляционного исследования может быть сделан вывод о том, что …
18. Неверно, что выделяют такую форму мышления, как …
19. Неверно, что одной из функций воображения является …
20. Неверно, что к методам исследования бессознательного в психоанализе относятся…
21. Неверно, что в качестве одного из измерений интеллекта кубическая модель Дж. Гилфорда рассматривает …
22. Неверно, что формирование побуждения к волевому действию может быть достигнуто … (по В.а. Иванникову).
23. Неверно, что в психологии выделяют … мышление
24. Неверно, что Г. Айзенк выделил … интеллект
25. Неверно, что выделяют такие виды экспериментов, как …
26. Неверно, что в качестве основного атрибута волевого акта Д.Н. Узнадзе выделяет то, что..
27. Неверно, что Л.С. Выготский выделял … тип комплексов (речевых обобщений) …
29. Неверно, что на стадии элементарной сенсорной психики находятся …
30. Неверно, что к формам эмоциональных состояний относят …
31. В соответствии со структурной моделью методологического знания В.П. Зинченко, выделяются … уровня методологии
32. Особый тип самонаблюдения, который предполагает наблюдение за своими внутренними переживаниями в процессе их осуществления, называется …
33. В рамках психофизических исследований метод прямой оценки интенсивности стимула применил …
34. Явление, при котором нерешенная задача запоминается лучше успешно решенной задачи, называется …
35. Константа Вебера–Бугера раскрывает принцип возникновения …
37. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является …
38. Согласно исследованиям психолога Э. Торренса, при IQ свыше 120 баллов креативность и интеллект …
39. Экспериментальный … – это тактика экспериментального исследования, воплощенная в конкретной системе операций планирования эксперимента
40. План экспериментального исследования для проверки эффекта Матфея может быть определен как …
41. Отличительной особенностью экспериментального метода в психологии является …
42. Мышление – это процесс обобщенного и … познания, состоящий в обнаружении неявных отношений между предметами и явлениями действительности и их целенаправленном преобразовании
43. Установите соответствие между уровнями развития психики (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри) и их характеристиками
44. Процесс мышления осуществляется в следующей последовательности:
45. Установите соответствие между подходами к пониманию предмета экспериментальной психологии и учеными, разработчиками и приверженцами того или иного подхода
46. Практическое применение периферической теории эмоций Джеймса–Ланге проявилось в …
47. Факторный эксперимент отличается от других экспериментальных планов…
48. Кратковременная память способна удерживать одновременно до … элементов максимум 30 секунд
49. К основным параметрам креативности по Дж. Гилфорду относится способность …
50. Согласно концепции трансформационной грамматики Н. Хомского, для освоения языка необходимо, прежде всего, изучить …
51. Согласно концепции В. Джеймса, главная функция воли заключается в …
52. Одним из методов изучения бессознательного по З. Фрейду является метод свободных…
53. … ощущения делятся на кинестетические и вестибулярные и информируют человека о его собственных движениях и положении в пространстве
54. Сформированное в контексте связи тех же переменных утверждение, противоположное по содержанию основной гипотезе, называется …
55. Согласно гипотезе А. Маслоу, степень индивидуальной устойчивости к депривации той или иной потребности …
56. Повышенный уровень шума в классе … зрительную чувствительность учеников.
57. Автогенетические теории воли рассматривают волю как …
58. Установите соответствие между научными гипотезами возникновения психики, выделенными А.Н. Леонтьевым, и их содержанием
59. Аббревиатуру IQ предложил …
60. Свойством воображения является …
61. Хорошо определенные задачи могут не поддаваться решению в связи с тем, что субъект …
62. По классификации методов психологического исследования, предложенной В.Н. Дружининым, взаимодействие между испытуемым и исследователем является максимальным …
63. В рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается, что эмоциональная реакция сопровождает переработку информации на … уровне
64. Группировка понятий на основе случайного признака соответствует … мышлению
65. Теория мимической обратной связи является вариантом …
66. К экстероцептивным ощущениям относится …
67. Автором культурно-исторического подхода к изучению психической деятельности является…
68. Эгоцентрическая речь, согласно культурно-исторической концепции Л.С. Высотского, является…
69. Готовность к выполнению конкретного действия является … установкой
70. В соответствии с теорией эмоций Джеймса–Ланге, …
71. В результате проведенного А.Н. Леонтьевым и его сотрудниками экспериментального исследования с американскими сомиками был сделан вывод, что …
72. Согласно экологической теории, восприятие горизонтальной поверхности, уходящей в перспективу, объясняется …
73. Относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние на все его психические процессы – это …
74. Иконической памятью У. Найссер называл …
75. Двухфакторная модель интеллекта была предложена …
76. Г.В. Гершуни при определении субсенсорного диапазона солдат, потерявших слуховую чувствительность вследствие воздействия ударной волны, применял …
77. Установите соответствие между видами неосознаваемых психических процессов и их примерами
78. Методика вторичной зондирующей задачи используется для определения
79. Представление о диалектическом взаимодействии противоположных по содержанию потребностей было введено в рамках…
80. Метод наблюдения как метод исследования в психологии существует в двух формах – объективного наблюдения и
81. Установите соответствие между подходами к изучению мышления и учеными, применявшими данные подходы
82. Задание на анаграммы (перепутанные буквы в слове) в тесте интеллекта Дж. Гилфорда соответствуют измерению способности, отвечающей параметрам…
83. Длительный, целеустремленный поиск нужного образа в художественной и писательской деятельности является проявлением … воображения
84. Первой стадией волевого акта, по С.Л. Рубинштейну, является…
85. Согласно концепции П.В. Симонова, отрицательные эмоции … в достижении цели
86. Единственным механизмом работы сознания и психики английский философ и психолог Джеймс Милль считал…
87. Установите соответствие между теориями речевого развития и учеными-авторами той или иной теории
88. Позиционный эффект при запоминании последовательных элементов заключается в том, что …
89. Согласно принципу «параллелограмма развития памяти» А.Н. Леонтьева, начиная со школьного возраста развитие показателей внешне непосредственного запоминания … показателей внешне опосредованного запоминания …
90. Установите соответствие между стадиями развития интеллекта по Ж. Пиаже и возрастом человека на каждой из этих стадий
91. К. Левин определил … как намерение совершить какое-либо целенаправленное действие.
92. Данные исследований П. Экмана и О. Салливана подтверждают, что, когда человек лжет, он непроизвольно…
93. Согласно определению А.Н. Леонтьева, … называется система различных форм реализации отношений субъекта к миру объектов
94. Эксперименты Г. Эббингауза были направлены на изучение … аспекта памяти
95. Этапы формирования внимания как умственного действия контроля (по П.Я. Гальперину) происходят в следующей последовательности
96. Исследования К. Левина доказали, что уровень притязаний человека …
97. Рассмотрение теории гештальта как общего объяснительного принципа функционирования психики означает …
98. Примерами методов широкой и узкой репрезентативности являются..
99. Первая в мире лаборатория экспериментальной психологии появилась в 1879 году в … университете
101. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия экспериментально обосновали положение, согласно которому уровни речевого мышления характеризуются видами …, фиксируемых в слове
102. Для повышения объективности наблюдения и возможности последующего прочтения его результатов другими исследователями важно соблюсти требование …
103. Установите соответствие между основными видами эксперимента (по Дж. Кэмпбеллу) и их содержанием..
104. Согласно формуле В. Штерна, коэффициент интеллекта представляет собой отношение … человека, умноженное на сто
105. Доказано, что кофеин … восприятие человеком времени
106. Согласно концепции физиологии активности Н.А. Бернштейна, формирование навыка основывается на ….
107. Забывание, мотивированное неосознаваемыми причинами, – это
108. Вытекающее из теории научное предположение о существовании явления, причине его возникновения или о наличии и характере связи между двумя и более явлениями, которое еще не подтверждено и не опровергнуто – это …
109. В соответствии с формулировкой доктора психологических наук В.В. Нурковой, психологический феномен памяти – это процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и … прошлого опыта
110. Овладение речью является важным этапом в развитии воображения, поскольку…
111. К интероцептивным ощущениям относится …
112. Основоположником экспериментального исследования воли является …
113. По данным исследования Р.Стернберга, субъектов с высоким уровнем интеллекта отличает …
114. К уровню общенаучной методологии может быть отнесена …
115. Согласно мнению А.Н. Леонтьева, объективный признак психики – это способность организма реагировать на … свойства внешней среды
116. В настоящее время психологи выделяют … фундаментальных эмоций
117. Согласно гипотезе лингвистической относительности, …
118. Форма синтеза представлений в процессе воображения, при которой происходит соединение несоединимых в реальности качеств предмета, называется…
119. Согласно определению Ж. Пиаже, интеллект – это средство … в изменчивых условиях окружающей среды
120. Говоря о соотношении мотивов и потребностей, можно утверждать, что…
121. Установите соответствие между научными гипотезами возникновения психики (по А.Н. Леонтьеву) и учеными, придерживающимися той или иной гипотезы
122. Англоязычным синонимом понятия «восприятие» является понятие «…»
123. Переключение с релевантного на нерелевантный канал, согласно результатам исследования Д. Бродбента, занимает …
124. Последним этапом научного исследования является …
125. К фундаментальным специальным отраслям психологии относится …
126. Надсознательные процессы отличаются от сознательных
127. Согласно определению Д.Н. Узнадзе, … – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагированию в определенном направлении
128. Как основной недостаток интроспективной психологии сознания отечественный психолог Л.С. Выготский отмечал …
129. Эксперименты К. Лэндиса доказали, что внешнее (мимическое) выражение спонтанного проявления эмоций у разных людей…
130. Автором модели оппонентных эмоциональных процессов является …
131. В межгрупповых экспериментальных планах главная угроза корректному выводу возникает по причине…
132. Невыделение горизонтальных перпендикуляров испытуемыми при выполнении задания на поиск всех перпендикуляров в буквах русского алфавита свидетельствует о..
133. Неверно, что признаком сформированного понятия является его …
134. Психологическое направление бихевиоризм рассматривает в качестве предмета изучения различных форм … человека
136. Неверно, что одним из признаков продуктивной гипотезы является …
137. Основателем направления «бихевиоризм» в психологии был …
138. Декларативная память подразделяется на семантическую, …
139. Влияние внимания на порог расчленения фигур было доказано в рамка…
140. Трехкомпонентная теория восприятия цвета была создана в рамках …
141. Предметом изучения интроспективной психологии было … человека
142. Принцип гомеостаза лежит в основе функционирования …
143. Неверно, что одним из свойств восприятия является …
144. Исследования К. Черри доказали, что …
145. Методика двойной стимуляции, использовавшаяся в исследовании внимания в рамках культурно-исторический концепции, проводилась на материале …
146. Наиболее древними являются … ощущения человека
147. Защитным механизмом личности, при котором происходит подмена действия, мысли, чувства, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположным поведением, мыслями, чувствами (по З. Фрейду), является…
148. Установите соответствие между теориями восприятия и авторами этих теорий
149. Установите соответствие между зарубежными теориями внимания и авторами данных теорий
150. Успехи известного гипнотизера В.Г. Мессинга в поиске и нахождении предметов, спрятанных зрителями в зале в демонстрационных целях, основывались на …
151. Неверно, что вниманию как высшей психической функции (по Л.С. Выготскому) присуще свойство…
152. Неверно, что признаком сформированного понятия является его …
153. Согласованное однонаправленное изменение двух признаков, выявленное в корреляционном исследовании, свидетельствует о … корреляции
154. Согласно мнению А. Маслоу, у среднестатистического гражданина западного общества потребность в самоактуализации реализована на …
155. Установлено, что в среднем наибольшая концентрация внимания наблюдается у человека в утренние часы от 8 до 12 и …
156. Аффективно-защитная функция воображения заключается в …
157. Онтогенетически более поздней формой мышления является … мышление
158. Установите соответствие между теориями восприятия и утверждениями, характеризующими ту или иную теорию:
159. По А.Н. Леонтьеву, способность организмов реагировать на биотические стимулы называется … и является допсихической формой отражения мира организмом
160. Установите соответствие между функциями волевого действия человека и их описанием (по В.В. Нурковой и Н.Б. Березанской)
161. Процесс целеобразования в ходе мыслительной деятельности у шахматистов во время игры фиксируется …
162. Уровень значимости статистического теста предполагает вероятность…
163. Автором метафоры «поток сознания», обозначающей функциональность и процессуальность сознания, является …
Что такое интеллект
Интеллект мы привыкли считать свойством исключительно человеческого сознания. На самом деле мы зачастую неправильно понимаем, что такое интеллект; свойство это присуще многим животным, хотя и, так сказать, в разной степени.
Определение интеллекта
Латинское слово intellectus имеет довольно широкий спектр значений: «восприятие», «рассудок», «понимание».
Современное же определение интеллекта таково: это качество психики, которое состоит из возможности приспосабливаться к новым ситуациям, обучаться, запоминать, усваивать прошлый опыт и использовать имеющиеся знания для управления окружающей средой; также интеллект понимается как способность оперировать абстрактными понятиями.
Интеллект объединяет такие свойства психики, как память, восприятие, ощущения, представления, мышление, воображение, внимание, воля, рефлексия.
Психолог Рэймонд Кэттел считал, что существует две разновидности интеллекта: подвижный и кристаллизовавшийся. Первый – это способность логически мыслить и решать задачи, выходящие за пределы имеющегося опыта. Второй – это накопленный опыт и способность его использовать.
Как уже говорилось, в различной степени интеллект развит у многих животных. При этом чем ближе животное к человеку, тем более несомненным нам кажется наличие у него интеллекта. Есть ли он у шимпанзе и горилл? Несомненно. Есть ли интеллект у кошки? Судя по всему, да. Есть ли он у ящерицы, муравья, улитки. С другой стороны, обширные интеллектуальные способности зачастую обнаруживаются у неожиданных групп организмов. Так, умственные способности муравьёв и термитов иногда кажутся чуть ли не человеческими, им доступно даже обучение, общение и разделение труда в сообществе; при этом головного мозга у них, как и у других насекомых, вообще нет. Интеллектуальные способности ящериц куда более скромные, хотя у них есть настоящий головной мозг.
Почему так происходит? Наверное, уровень интеллекта организма связан не с объёмом «серого вещества», а с количеством нейронных связей. Чем больше таких связей, тем больше разнородной информации может обработать мозг за единицу времени. Интеллект – это скорее свойство материи, которое может реализовываться разными способами. Поэтому, к примеру, существует искусственный интеллект, возможности которого в последнее время только возрастают.
Структура и функции интеллекта
На самом деле абсолютно точного определения интеллекта нет даже у учёных. Не существует и единой теории по структуре интеллекта. Существуют, впрочем, несколько наиболее известных подходов к этой проблеме.
Первый подход – это теория Чарльза Спирмена. Он выделил в строении интеллекта два ключевых фактора: G-фактор (то есть general – «общий») и S-фактор (special – «специфический»). Первый – это характеристика общего уровня интеллекта, а второй – уровень развития конкретных навыков, составляющих интеллект: речи, мышления, воображения и т. д. Тесты, определяющие уровень интеллекта, чаще всего характеризуют именно «общий» компонент.
Второй подход – теория уже упомянутого Рэ монда Кэттела о подвижном и кристаллизовавшемся интеллекте. Развитие обоих компонентов достигает высшего уровня в среднем возрасте, а в более позднем начинает снижаться.
Человеческий интеллект, как наиболее развитый, включает в себя несколько составляющих:
Отдельные компоненты интеллекта у разных людей развиты неодинаково. Это объясняется и генотипом, и жизненным опытом человека.
Коль скоро человек вооружён таким богатством, как интеллект, стоит сказать о его функциях.
Для чего он нам нужен:
Активное манипулирование предметами и явлениями внешнего мира – пожалуй, одна из наиболее высших функций человеческого интеллекта. Даже высокоразвитым животным эта способность доступна лишь частично: обезьяны, дельфины, некоторые птицы умеют изготавливать простейшие орудия и целенаправленно их использовать. Мозг животных способен преимущественно к пассивной адаптации к изменяющимся внешним условиям. Так, при наступлении холодов животные строят гнёзда, роют норы, а человек разработал способы управления климатом (например, может снизить количество вредных выбросов с предприятий, чтобы противостоять глобальному потеплению).
Виды интеллекта
Представление о существовании нескольких видов интеллекта появилось благодаря трудам Говарда Гарднера. Данная теория является некой альтернативой общепринятому представлению об уровне интеллекта. Согласно Гарднеру и другим сторонникам этого подхода, каждый человек склонен в большей степени развивать какие-то определённые умственные навыки и умения, и «недостаточное» развитие каких-то функций ещё не означает умственную недостаточность: просто у людей формируются разные виды интеллекта, соответствующие их способностям, интересам, склонностям, жизненным обстоятельствам.
Основные виды:
Указанные разновидности интеллекта (некоторые психологи выделяют, помимо них, и другие виды) можно представить как формы быстрых, автоматических реакций. Так, человек с музыкальным интеллектом «на автомате» улавливает мелодию, правильно воспринимает все ноты, с ходу настукивает нужный ритм; однако обычное словесное общение с людьми у него может быть развито не столь сильно, и для его реализации ему приходится «напрягать извилину». И наоборот – человек с лингвистическим интеллектом может иметь «врождённый дар» искусства слова, но медленно и с трудом определяет последовательность нот в мелодии.
Теория о разновидностях интеллекта – достаточно разумная, строгая и аргументированная; однако всеобщего признания в науке она пока что не нашла.
Уровень интеллекта человека
Наиболее общепринятым является представление об уровне интеллекта, знаменитом «ай-кью». Он определяет, выражаясь упрощённо, насколько человек «умён» или «глуп», в какой степени он приспособлен к элементарному выживанию и продуктивному функционированию в обществе.
Коэффициент интеллекта выражает уровень интеллекта человека относительно среднестатистического показателя. Также он определяется как соответствие «умственного возраста» реальному биологическому возрасту человека.
Коэффициент интеллекта принято устанавливать с помощью специальных тестов, в первую очередь это тест Айзенка и его варианты. Максимальный уровень интеллекта здесь оценивается в 160 баллов. Уровень меньше 70 баллов говорит об умственной отсталости. Вопросы теста выявляют логические, пространственные и некоторые другие навыки индивида.
Однако некоторые исследователи подвергают такие тесты критике. Указывается, что часть вопросов содержит грубые ошибки, и в качестве «правильных» ответов в них указаны неправильные. На ошибки в логических и геометрических заданиях указал известный российский математик В. А. Васильев. Подобные ошибки в тестах не обнаруживались много лет, и это может свидетельствовать о низкой компетенции разработчиков тестов.
Однако отрицать неравномерное развитие интеллекта у людей нельзя. Выраженных гениев, среднестатистических людей и умственно отсталых можно обнаружить и отличить и без всякого теста.
Не все, к сожалению, понимают, что уровень интеллектуального развития никак не связан с наличием или отсутствием каких-либо психических отклонений. Часто приходится слышать что люди с аутизмом являются умственно отсталыми или, наоборот, прирождёнными гениями, уникальными мыслителями. На самом деле коэффициент интеллекта среди аутистов распределяется точно так же, как и среди обычных людей, то есть большая часть людей, страдающих аутизмом, — это люди со средними умственными способностями.
Известны случаи, когда выдающиеся умы страдали даже такими заболеваниями, как шизофрения. Знаменитый математик Джон Нэш длительное время лечился от этой болезни, которая едва не погубила его карьеру.
Кроме того, уровень интеллектуального развития практически не связан с эрудированностью. Очень часто высокоэрудированные люди оказываются беспомощными в реальных жизненных ситуациях. О таких людях говорят, что они «всё знают, но ничего не понимают». У таких людей, конечно, неординарно развита память, они без труда запоминают массу разрозненных фактов, некоторые даже проявляют признаки заинтересованности в конкретных темах и запоминают факты только из этих областей; однако оперировать полученными знаниями эрудиты не могут или делают это с трудом. И наоборот, существуют люди, которые знают довольно мало, однако обладают неординарным уровнем логического, пространственного, математического мышления, могут быстро решить сложную проблему логическим путём, не прибегая к обширным теоретическим сведениям.
Это можно сравнить с различиями в американской и российской общеобразовательной школе. Образно говоря, российский школьник знает названия столиц всех стран мира, но не имеет возможности съездить даже в соседний Киев; а американский школьник не знает названий большинства столиц, но знает, как найти возможность поехать в любую из них.
Среднестатистический уровень умственного развития не являлся одинаковым в разные времена. В последние десятилетия этот уровень неуклонно возрастает. Этому способствует не только доступность образования, но и повышенная востребованность интеллектуальных профессий на рынке труда, тогда как работы, связанные с физическим трудом, всё больше автоматизируются.