Неверно что сближает сказки м е салтыкова щедрина с народными сказками
В чем сходства и различия народных сказок от сказок Салтыково-Щедрина?
Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований.
Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык.
М. Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.
Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно-тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов и обывателей, показ положения угнетенного народа. В сказках Салтыкова-Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально-исторический, бытовой. Сатирик использует традиционные сказочные формулы, но за типично сказочным началом следует неожиданно уточнение, содержащее конкретно-исторический намек.
Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. Многие сказки написаны в жанре животного эпоса. В сказках практически нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок.
Народные сказки делятся на виды : волшебные, сказки о животных, социально-бытовые.
Сходные и отличительные черты сказок Салтыкова-Щедрина с народными:
так вот Салтыков-Щедрин сумел совместить в одной сказке все эти виды, здесь мы с вами найдем и волшебный сюжет, и действующих лиц в образе животных, и социальные проблемы, волнующие читателя и автора.
Эти сказки не совсем обычны, они предназначались для “детей изрядного возраста”, т. е. для людей уже способных думать и анализировать, которым нужно было открыть глаза на мир и на проблемы, существующие в нем.
Кроме этого, сказки Салтыкова-Щедрина отличаются своей сатирической направленностью.
Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными, и в чем их отличие?
В чём общие черты сказок Салтыкова-Щедрина и русских народных сказок?
В чём отличия?
М.Е. Салтыков-Щедрин для своих сказкок, а написал он их более тридцать, выбирал темы так или иначе связанные с жизнью народа и жизнью господствующих сословий.
Сказки Салтыкова-Щедрина М.Е. сближает с народными следующее:
В сказке «Дикий помещик» читаем:
видим присказку «по щучьему велению».
Теперь о том, что отличает сказки М. Салтыкова-Щедрина от народных.
Я знаю только одну сказку, где был царь Кирбит. Это сказка «Булат молодец», там Иван царевич поехал искать Василису Кирбитьевну, а Булат молодец помог ему ее похитить. Про самого царя там очень мало, вышел он на балкон, узнал про похищение Василисы и послал погоню. Может сказка была неполная, не знаю. И откуда он взялся этот царь, кто был его прототипом, это науке неизвестно, наука тут не в курсе дела..
помню был мультик по сказке ВОЛК И ЛИСА.
чем больше посижу, тем больше наловлю.
чем больше рыбы съем, тем крепче я посплю.
и всех победю! и всех победю.
рыба на ужин, лиса на воротник.
Неверно что сближает сказки м е салтыкова щедрина с народными сказками
Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена
Вопрос. В чем главное отличие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина от народных?
Ответ. При всем внешнем сходстве с народными сказками произведения писателя отличаются от них.
Многое сближает сказки Салтыкова-Щедрина со сказками о животных. Действительно, их герои часто создавались на основе хорошо известных образов, наделенных устойчивыми качествами характера: жадный Волк, хитрая Лиса, трусливый Заяц, глупый и злой Медведь. Но в мир народной сказки писатель вводил злободневные политические темы, которых никогда не бывает в фольклоре, а потому содержание традиционных образов у него значительно меняется. Заяц оказывается «здравомыслящим», Волк — «бедным», Баран — «непомнящим», Орел — «меценатом». В сказках Щедрина возникает социальная сатира, затрагивающая даже царя («Орел-меценат»), что невозможно в народной сказке.
Важным отличием от фольклора становится то, что в щедринских сказках время вполне исторично. Здесь часто появляются детали, связанные с современной автору жизнью. Например, в «Диком помещике» упомянута газета «Весть», а в сказке «Премудрый пискарь» говорится о том, что ее герой «жалованья не получает и прислуги не держит». Отражается это и в лексике, включающей наряду с традиционными сказочными оборотами (жили-были, по щучьему велению) канцеляризмы, иностранные слова, публицистическую лексику (жизнью жуировать, отрекомендоваться, жизненный процесс завершает).
Для сказок Салтыкова-Щедрина характерна несвойственная фольклору гротескная заостренность образов, а также использование эзопова языка. Благодаря этому возникают неожиданные переключения из реального плана в сказочный, что создает некую фантастическую призрачность происходящего, как в знаменитой «Сказке о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Таким образом, сказки Салтыкова-Щедрина, близкие по стилю народным, являются литературными сказками. Фольклорная основа в сочетании с авторской иронией и юмором, за которыми скрываются глубокие размышления о жизни, делают эти произведения интересными и актуальными и для наших современников.
Неверно что сближает сказки м е салтыкова щедрина с народными сказками
16.Сказки Салтыкова-Щедрина – сходства и различия с народными сказками
Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили-были два генерала. », «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик. »); присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано-сделано»); приближенные к народному языку синтаксис, лексика; преувеличения, гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; «дикий помещик», как кошка, в один миг взбирается на дерево, мужик варит суп в пригоршне. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет: два генерала «вдруг оказались на необитаемом острове»; по милости божьей «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Народной традиции Салтыков-Щедрин следует и в сказках о животных, когда в аллегорической форме высмеивает недостатки общества!
Отличие сказок Салтыкова-Щедрина от народных состоит в том, что в них переплетаются фантастическое с реальным и даже исторически достоверным. Среди действующих лиц сказки «Медведь на воеводстве» вдруг появляется образ Магницкого, известного реакционера: еще до начала появления Топтыгина в лесу были уничтожены Магницким все типографии, студенты отданы в солдаты, академики заточены. В сказке «Дикий помещик» герой постепенно деградирует, превращается в животное. Невероятная история героя во многом объясняется тем, что он читал газету «Весть» и следовал советам. Салтыков-Щедрин одновременно соблюдает форму народной сказки и разрушает ее. Волшебное в сказках Салтыкова-Щедрина объясняется реальным, читателю не удается уйти от действительности, которая постоянно чувствуется за образами зверей, фантастическими событиями. Сказочные формы позволяли Салтыкову-Щедрину по-новому представить близкие ему идеи, показать или высмеять общественные недостатки.
Связь «Сказок» Салтыкова-Щедрина с устным народным творчеством. (Салтыков-Щедрин М. Е.)
Салтыков-Щедрин создал цикл произведений в жанре сказки, жанра устного народного творчества. Однако понятие «сказка» (как фольклорного жанра) применительно к данным текстам условно, так как отталкиваясь от народного жанра, писатель создал сообразно своему замыслу оригинальные и принципиально новые в художественном и идейном плане произведения. Таким образом, при анализе «Сказок» мы находим черты, сближающие и разделяющие их с русской народной сказкой.
Сказки создаются с установкой на фантастику и вымысел: в сказке встречается то, чего в жизни не может быть.
Фантастика положена в основу «Сказок» Салтыкова-Щедрина. Например, генералы оказались на необитаемом острове «по щучьему велению», по желанию автора («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), в один день с божьей помощью в селении не стало крестьян («Дикий помещик»), животные ведут себя, как люди: пескарь видит сны («Премудрый пескарь»), заяц справляет свадьбу («Самоотверженный заяц»).
Здесь мы отмечаем следующий прием, который берет автор из фольклора – зоологические уподобления. Изображение человеческого мира через мир животных, выведение человеческих качеств в конкретном образе (часто животного) свойственно сказке и басне. Иносказательные образы Салтыков-Щедрин наполняет социальным содержанием конкретной эпохи: в образах медведя, лисы, волка, хищной птицы, щуки угадываются люди, обладающие властью, силой, характеризующиеся жестокостью, бездушием, безразличием к другим людям («Самоотверженный заяц», «Здравомысленный заяц», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Карась-идеалист»); люди, находящиеся под гнетом власти и страха за свою жизнь – зайцы, мелкая рыба – олицетворяют робость, трусость, неспособность отстоять свои права и идеи («Самоотверженный заяц», «Здравомысленный заяц», «Премудрый пескарь»). Однако есть и важное отличие: в фольклоре происходит очеловечивание животных, наделение их некоторыми качествами, которые волнуют людей; в «Сказках» – это уподобление человека животному, их отождествление. Так, и гипербола Салтыкова-Щедрина концентрированнее: она переходит в гротеск, расширяясь до абсурда (генералы не знают, что булки выпекают (гипербола), они так хотели есть (на острове, где можно легко найти пищу), что напали друг на друга и один генерал проглотил орден товарища).
Хронотоп в народных сказках дистанцирован от реального мира. Салтыков-Щедрин обозначает в «Сказках» сказочную реальность: необитаемый остров («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), «некоторое царство, некоторое государство» («Дикий помещик»), в сказках, где действуют звери – лес, рыбы – воду. Но хронотоп «Сказок» Салтыкова-Щедрина все же отличен от сказочного: не нарушая единства произведения, сатирик переключает повествование из плана фантастического в план реальный (хотя народная сказка часто подразумевает действительность, такие переключения, совмещения в ней отсутствуют) и наделяет животных деталями, легко обнаруживающими их социальную, идеологическую принадлежность (за Пустоплясами в «Коняге» угадываются либерал, славянофил, народник) и просто дающих понять, что «Сказка» эта о конкретном времени, стране, ситуации и проч. На необитаемом острове можно найти номер «Московских Ведомостей» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), пескарь видит во сне, что выиграл 200 тысяч («Премудрый пескарь»), Трезора пытаются подкупить альбомом с видами Замоскворечья («Верный Трезор»), скворцы разучивают гимн «Науки юношей питают», старого скворца определяют стихотворцем под именем Василий Кирилыч Тредьяковский («Орел-меценат»). Но смена планов настолько искусна, что не нарушает художественного единства, а делает сатиру ярче.
Народная сказка привлекла сатирика формой. Небольшой объем и высокая степень обобщения: сжатость образов, сведенных к нескольким гиперболизированным чертам, представление социальной, а не индивидуальной психологии, дидактизм и мораль, народная проблематика (угнетающие и угнетаемые, понятия о добре и зле, хороших и плохих человеческих качествах).
Таким образом, мы усмотрели соответствия и видоизменения сказочных приемов, образной стилистики, но не можем найти соответствий в композиции, в сюжете: данные элементы сатирик наполняет нужным ему злободневным, социальным содержанием, подчиняет своей идее.
Следующее, что сближает «Сказки» с фольклором – народный язык и сказочные формулы. Одним из языковых пластов «Сказок» является народный язык: разговорная, просторечная лексика. Топтыгин «отбоярился. Штук с десяток шавок перекалечили, а от остальных утек» («Медведь на воеводстве»), «плант» («Соседи»). Автором употребляются и обыгрываются пословицы: «Горе карасям, дремлющим в неведении, что провиденциальное их назначение заключается в том, чтоб служить кормом для щук, наполняющих омут жизненных основ!» («Карась-идеалист») от пословицы «На то и щука в море, чтобы карась не дремал», «Рабочий конь на соломе, пустопляс – на овсе» (основа для сказки «Коняга»), «моя хата с краю» («Премудрый пескарь»). Но наряду с такой лексикой встречаются слова жуировать, выражения провиденциальное назначение, омут жизненных основ, laissez passer, laissez faire (книжный, высокий стиль), канцеляризмы доклад, административная деятельность, сделать надлежащее внушение, поручить надзору, статистические таблицы, при министерстве внутренних дел издаваемые. То есть у Салтыкова-Щедрина широко представлен стилистический эклектизм.
Сатирик использует фольклорные зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик» («Дикий помещик»), «в некотором селе жили два соседа» («Соседи»), «в некоторой стране жил-был либерал» («Либерал»), фольклорные формулы: «мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!» («Повесть о том»), «скоро сказка сказывается» («Самоотверженный заяц»), повторы «чистый-пречистый воздух» («Дикий помещик»), «лежит он день-деньской» («Премудрый пескарь»).
Приходим к выводу, что Салтыков-Щедрин берет у народа такой жанр как сказка, использует фольклорные приемы, важные для него жанровые, образные, стилистические черты и создает органично своему замыслу, творческому складу, идее «Сказок для детей изрядного возраста».