Неверно что признаком гуманно личностной образовательной технологии является

IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса

Все школы, какие бы они ни были, делятся на две группы: те, в которых любят детей, и те, в которых не любят детей.

Один из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии, – это мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка – личностно ориентирована.

Термин «подход» более точен и более понятен: он имеет деятельностный, практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно идейный аспект.

Признаками гуманно-личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются:

доминирование в работе учреждения целей личностного, интеллектуального, деятельностного и профессионального развития ребенка;

акцент на мотивацию его достижений и успехов, направленность на поддержку индивидуального развития;

акцент на самопроектирование и самоуправление;

партнерское взаимодействие участников образовательного процесса;

диалог как форма и средство обмена информацией, личностными оценками и ценностями;

предоставление учащимся свободывыбора и личная ответственность за принятые решения всех участников образовательного процесса;

эмоциональная сопричастность и проживание образовательных ситуаций и событий.

Достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью образования в отличие от целей формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Своеобразие парадигмы личностно-ориентированного образования заключается в ориентации наимманентные свойства личности, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями, в претворении идеи субъект-субъектных отношений учителя и ученика в педагогическую технологию.

Такая ориентация достигается с помощью:

обращения к субъектному опыту ребенка, соединения его с обучением, согласования со всеми субъектами воспитания;

учета психологических закономерностей;

применения гибкой системы активного стимулирования учащихся к образовательной деятельности;

структурирования, дидактического преобразования материала учебника.

Личностно ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования.

Личностно ориентиро­ванный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систе­му взаимосвязанных понятий, идей и спо­собов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительст­ва и самореализации личности ребенка, раз­витие его неповторимой индивидуальности (Е.Н. Степанов).

Содержание и методы образования представляют собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Если эта среда обращена к человеку, и ей свойственна гуманистическая направленность, то личностная ориентация педагогического процесса становится гуманно-личностной.

Неверно что признаком гуманно личностной образовательной технологии является. Смотреть фото Неверно что признаком гуманно личностной образовательной технологии является. Смотреть картинку Неверно что признаком гуманно личностной образовательной технологии является. Картинка про Неверно что признаком гуманно личностной образовательной технологии является. Фото Неверно что признаком гуманно личностной образовательной технологии является

Гуманистическая направленность образования выражается следующими идеями:

современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и основано на их согласовании с конкретными ценностями разных социокультурных сообществ;

цель образования есть становление и развитие самореализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность ее цен­ностей;

развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;

все права человека, в том числе и его право на свободный выбор со­держания образования, находятся под защитой;

групповая работа в школе сочетается с индивидуальной работой, причем особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля дея­тельности ребенка;

образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации, а также на полноценном общении учителя и учащихся, причем участие школьников в совместном принятии решении уважается и поощря­ется;

наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.

Гуманно-личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

В данной главе описаны (упоминаются) следующие технологии:

Педагогика сотрудничества

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин)

& Гуманистическая педагогика Януша Корчака

& Липецкий опыт (Липецкая образовательная гуманистическая инновационная система К.А. Москаленко – ЛОГИС)

& «Справедливое сообщество» Лоуренса Кольберга

& Обучение в сотрудничестве (cooperative learning)

& «Школа без неудачников» У. Глассера

& Технология «Школа жизни» Ш.А. Амонашвили

& Проект «Подлинно гуманная педагогика» (Д. Яцутко)

& Технология успешного обучения

Педагогика сотрудничества

Учителя обычно гордятся сильными своими учениками, мы же гордимся слабыми, которые стали сильными.

Манифест «Педагогика сотрудничества»

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и выражены группой педагогов-журналистов и педагогов-новаторов, в первую очередь Соловейчиком Симоном Львовичем (1930 – 1996) и Матвеевым Владимиром Михайловичем (1932 – 1989), а также И.П. Ивановым, В.Ф. Шаталовым, И.П. Волковым, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой, Б.П. и Л.А. Никитиными и др. Ими же было дано название технологии – педагогика сотрудничества. В педагогике сотрудничества в обобщенном опыте соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической науки.

В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к школе.

Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Педагогика сотрудничества «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, являются основой современных концепций образования в Российской Федерации. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Источник

Реферат. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса

Введение

Все школы, какие бы они ни были, делятся на две группы: те, в которых любят детей, и те, в которых не любят детей.

Один из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии, – это мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка – личностно ориентирована.

Термин «подход» более точен и более понятен: он имеет деятельностный, практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно идейный аспект.

Признаками гуманно-личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются:

– доминирование в работе учреждения целей личностного, интеллектуального, деятельностного и профессионального развития ребенка;

– акцент на мотивацию его достижений и успехов, направленность на поддержку индивидуального развития;

– акцент на самопроектирование и самоуправление;

– партнерское взаимодействие участников образовательного процесса;

– диалог как форма и средство обмена информацией, личностными оценками и ценностями;

– предоставление учащимся свободывыбора и личная ответственность за принятые решения всех участников образовательного процесса;

– эмоциональная сопричастность и проживание образовательных ситуаций и событий.

Достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью образования в отличие от целей формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Своеобразие парадигмы личностно-ориентированного образования заключается в ориентации наимманентные свойства личности, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями, в претворении идеи субъект-субъектных отношений учителя и ученика в педагогическую технологию.

Такая ориентация достигается с помощью:

– обращения к субъектному опыту ребенка, соединения его с обучением, согласования со всеми субъектами воспитания;

– учета психологических закономерностей;

– применения гибкой системы активного стимулирования учащихся к образовательной деятельности;

– структурирования, дидактического преобразования материала учебника.

Личностно ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования

Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности (Е.Н. Степанов).

Содержание и методы образования представляют собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Если эта среда обращена к человеку, и ей свойственна гуманистическая направленность, то личностная ориентация педагогического процесса становится гуманно-личностной.

Гуманистическая направленность образования выражается следующими идеями:

– современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и основано на их согласовании с конкретными ценностями разных социокультурных сообществ;

– цель образования есть становление и развитие самореализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность ее ценностей;

– развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;

– все права человека, в том числе и его право на свободный выбор содержания образования, находятся под защитой;

– групповая работа в школе сочетается с индивидуальной работой, причем особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребенка;

– образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации, а также на полноценном общении учителя и учащихся, причем участие школьников в совместном принятии решении уважается и поощряется;

– наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.

Гуманно-личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

В данной главе описаны (упоминаются) следующие технологии:

6-1. Вписаться в жизнь. Как воспитывать современного ребенка в школе так, чтобы он мог вписаться в жизнь.

6-2. Цель образования определяется философией образования.

6-3. Приспособленец или… Иногда высказывают мнение, что надо растить людей, которые могли бы приспособиться к новым условиям жизни, но не приспособленца.

6-4. Вырастить личность. Мы должны стараться каждому ребенку помочь стать личностью, не мешать ему становиться личностью, поддерживать его собственные усилия стать личностью.

6-5. Современное воспитание – это воспитание личности. Вот наша цель, вот наш долг, вот что нужно и человеку, и стране- личность. Просто личность.

6-6. Личность самостоятельна. Личность независима; она не подчиняется нелепым, неразумным требованиям, чаще идет на конфликт, умеет отстоять себя, обычно имеет свое мнение и сохраняет его.

6-7. Личность независима, можно сказать – автономна, самостоятельна, и в то же время именно личности притягивают к себе людей и умеют находить общий язык с людьми.

6-8. Личность воспитывается. Воспитанием или самовоспитанием. Как правило, человек становится личностью своими собственными усилиями, если он вырастает в благоприятной обстановке.

6-9. Отношение воспитывает личность. Ребята с сильным характером и большими способностями вырастут и станут заметными личностями без наших усилий.

Поэтому мы должны стараться; чтобы не только отдельные выдающиеся ученики выходили из школы личностями, но и каждый из наших питомцев был хоть в какой-то степени личностью.

6-10. Ученик или личность? Взгляд на ребенка как на ученика принципиально отличается от взгляда на того же ребенка как на личность.

Мы должны научиться не просто доброму отношению к детям, не просто уважительному, а какому-то особому отношению, которое мы всегда проявляем ко взрослым людям, когда чувствуем в них личность.

6-11. Воспитание и академические успехи. Если вдуматься, то отношение к ребенкукак к ученику и как к личности – не просторазное, но противоположное. Воспитание личности почти не имеет отношения к школьным академическим успехам.

6-12. Личность – это духовность. В школе должен быть такой настрой, идущий от директора, при котором все относятся к детям не как к ученикам только, а как к личностям.

В воспитании личности важно не только то, чего нельзя делать – унижать, оскорблять и прочее. Нужны какие-то особые действия, от учителя требуется что-то, что помогало бы детям увидеть мир, состоящий из личностей. Нужно что-то, что наполняет и возвышает душу.

Гуманно-личностный подход представляет собой совокупность принципиальных положений, определяющих отношение к личности ребенка. Сущностью этого отношения является его направленность на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.

– новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

– гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

– отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

– новую трактовку принципа учета индивидуальных и возрастных особенностей детей;

– формирование положительной Я-концепции.

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:

– личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

– каждый ребенок талантлив (обладает способностями);

– приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.

Гуманное отношение к детям включает:

– педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

– оптимистическую веру в ребенка;

– сотрудничество, мастерство общения;

– отсутствие прямого принуждения;

– приоритет положительного стимулирования;

– терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

– уравнивание ученика и учителя в правах;

– право ребенка на свободный выбор;

– право на собственную точку зрения;

– соблюдение Конвенции о правах ребенка;

– стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принуждения реализуется через:

– требовательность без принуждения, основанную на доверии;

– увлеченность, рожденную интересным преподаванием;

– замену принуждения желанием, которое порождает успех;

1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. – М.: Знание, 1982.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать. – М., 1991.

3. Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. – 1994. – № 5.

4. Бударный А. Принципиально новая организация открывает путь к перестройке процесса обучения в школе // Народное образование. – 1988 – № 1.

5. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Педагогический поиск, 2000.

6. Гузенко И., Раковский М. Опыт Липецкой школы: забыть или переосмыслить заново? // Народное образование. – 2002. – № 4.

7. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М.: Просвещение, 1990.

8. Ильин Е.Н. Путь к ученику. – М.: Просвещение, 1988.

9. Концепция общего среднего образования. – М.: ВНИК «Школа», 1988.

10. Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 1990.

11. Кочетов А. И. и др. Эксперимент по программе воспитательной работы в школе. – Ярославль, 1994.

12. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. – М.: Народное образование, 2003.

15. Отчеты о встречах учителей-новаторов:

– Поворот. Бухара. – Перемена. – 1990.

17. Педагогика сотрудничества (газета «Первое сентября»):

– Человек свободный. – 1994. – 01.09.

Источник

Консультация для педагогов «Личностно-ориентированные технологии»

Неверно что признаком гуманно личностной образовательной технологии является. Смотреть фото Неверно что признаком гуманно личностной образовательной технологии является. Смотреть картинку Неверно что признаком гуманно личностной образовательной технологии является. Картинка про Неверно что признаком гуманно личностной образовательной технологии является. Фото Неверно что признаком гуманно личностной образовательной технологии является Юлия Домрачева
Консультация для педагогов «Личностно-ориентированные технологии»

Личностно-ориентированные технологии

Ключевыми словами личностно ориентированных технологий образования являются:

Это понятие разбирается в гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Дж. Фабр, основанной на понимании человека как целостной личности, взаимодействующей со своим окружением, на декларации веры в человека как в высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать жизненные стратегии, изменяться при наличии определенных позитивных условий.

Признаками гуманно-личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются:

• доминирование в работе учреждения целей личностного, интеллектуального, деятельного и профессионального развития ребенка;

• акцент на мотивацию его достижений и успехов, направленность на поддержку индивидуального развития;

• акцент на само проектирование и самоуправление;

• партнерское взаимодействие участников образовательного процесса;

• диалог как форма и средство обмена информацией, личностными оценками и ценностями;

• предоставление учащимся свободы выбора и личная ответственность за принятые решения всех участников образовательного процесса;

• эмоциональная сопричастность и проживание образовательных ситуаций и событий.

Достижение личностью таких качеств является главной целью образования в отличие от целей формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии. Своеобразие парадигмы личностно-ориентированного образования заключается в ориентации на имманентные свойства личности, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями, в претворении идеи субъект-субъектных отношений учителя и ученика в педагогическую технологию. Такая ориентация достигается с помощью:

– обращения к субъектному опыту ребенка, соединения его с обучением, согласования со всеми субъектами воспитания;

– учета психологических закономерностей;

– применения гибкой системы активного стимулирования учащихся к образовательной деятельности;

– структурирования, дидактического преобразования материала учебника. Личностно ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе компьютер, перестраивают содержание образования.

Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагоги ческой деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, само строительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности (Е. Н. Степанов).

Содержание и методы образования представляют собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Если эта среда обращена к человеку, и ей свойственна гуманистическая направленность, то личностная ориентация педагогического процесса становится гуманно-личностной.

Гуманистическая направленность образования выражается следующими идеями:

• современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и основано на их согласовании с конкретными ценностями разных социокультурных сообществ;

• цель образования есть становление и развитие само реализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность ее ценностей;

• развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;

• все права человека, в том числе и его право на свободный выбор содержания образования, находятся под защитой;

• групповая работа сочетается с индивидуальной работой, причем особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребенка;

• наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.

• Гуманно-личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и само актуализации личности.

К личностно-ориентированным технологиям относятся:

1. Педагогика сотрудничества

2. Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

3. Система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

4. Технология витагенного образования (А. С. Белкин)

Педагогика сотрудничества

В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание. Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Единство обучения и воспитания.

Концепция педагогики сотрудничества

Особенности содержания и методики

В педагогике сотрудничества как целостной педагогической технологии выделяются четыре направления

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

• Концепция гуманистического коллективного воспитания.

• Педагогизация окружающей среды.

Он объединяет следующие идеи:

• гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

• отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

• новую трактовку принципа учета индивидуальных и возрастных особенностей детей;

• формирование положительной Я-концепции.

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:

• личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

• каждый ребенок талантлив (обладает способностями);

• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

Гуманное отношение к детям включает:

• педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

• оптимистическую веру в ребенка;

• сотрудничество, мастерство общения;

• отсутствие прямого принуждения;

• приоритет положительного стимулирования;

• терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

• уравнивание ученика и учителя в правах;

• право ребенка на свободный выбор;

• право на собственную точку зрения;

• соблюдение Конвенции о правах ребенка;

• стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принуждения реализуется через:

• требовательность без принуждения, основанную на доверии;

• увлеченность, рожденную интересным преподаванием;

• замену принуждения желанием, которое порождает успех;

• ставку на самостоятельность и самодеятельность детей;

• применение косвенных требований через коллектив.

Новое содержание принципа учета индивидуальных (и возрастных) особенностей ребенка.

Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:

• отказ от ориентировки на среднего ученика;

• поиск лучших качеств личности;

• применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);

• учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе; – прогнозирование развития личности;

• конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Формирование положительной Я-концепции личности.

Десять заповедей воспитателя (по Ш. А. Амонашвили)

6. Человек может проявлять и развивать в себе все свои способности и дарования и быть счастливым только в таком обществе, где он чувствует себя нужным и своим и где его искусственно не возвышают и не унижают. Так ребенок должен себя чувствовать в обществе, в котором он живет.

9. Воспитателями должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность, непосредственность, постоянная готовность прийти на помощь, чувство сопереживания. Все это должно сочетаться с требовательностью к самому себе и к ребенку, с чувством ответственности перед подрастающим поколением, с заботой о будущем Родины.

10. Необходим решительный отказ от противоречащих гуманистическому воспитанию и подавляющих личность ребенка авторитарности, императивности и таких форм их проявления, как крик, брань, ущемление самолюбия, насмешка, грубость, угроза, принуждение.

«Отдавай детям сердце» (по В. А. Сухомлинскому)

1. Гуманистическое начало в воспитании есть важнейший элемент педагогической культуры учителя.

2. Что значит «хороший учитель»? Это прежде всего человек, который любит детей, на- ходит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком.

5. Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Но чтобы воспитать в развивающемся человеке самоуважение, воспитатель сам должен глубоко уважать человеческую личность в своем питомце.

7. Школа должна возвращать детство тем, кто в семье лишен его.

8. Правильный путь воспитания не в том, чтобы исправлять ошибки ребенка, а в том, что- бы не допускать их, предупреждая необходимость перевоспитания.

12. Учение должно быть трудным, каждая работа должна представлять собой продвижение вперед. При этом каждый шаг к знаниям должен быть не усталой ходьбой обессиленного путника, а гордым взлетом птицы, для чего нужно обеспечить ребенку эмоциональный подъем, веру в свои силы, товарищескую поддержку.

14. Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться. Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры.

15. Беречь в детях огонек пытливости, любознательности, жажду знаний.

16. Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства.

17. Прежде чем давать знания, нужно научить ребенка воспринимать, наблюдать, думать.

18. Оценка должна нести жизнерадостность, оптимизм, вознаграждать трудолюбие, а не быть кнутом, которым учитель погоняет ученика. Но нельзя и допускать, чтобы оценка баловала ученика.

19. Искусство воспитания состоит в мудром сочетании строгости и доброты: ученик должен почувствовать в порицании педагога не только справедливую строгость, но и человеческую заботу о себе.

20. Духовное развитие ребенка должно включать чтение, изобразительное искусство, музыку, создающие благоприятный фон личностного общения взрослых и детей.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Дидактический комплекс педагогики сотрудничества включает многочисленные идеи развития детей, активизации и интенсификации учебного процесса, усовершенствования содержания и структуры учебного материала, применения современных информационно-технических средств обучения и т. д.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

• обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

• происходит объединение, интеграция школьных дисциплин;

• развивается вариативность и дифференциация обучения;

• используется положительная стимуляция ученья.

Концепция гуманистического коллективного воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражали важнейшую тенденцию развития воспитания в советской школе:

• сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

• превращение школы Знания в школу Воспитания;

• постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

• гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

• новые субъект-субъектные отношения участников педагогического процесса: сотрудничество, сотворчество, соуправление, сопереживание, сочувствие;

• развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

• возрождение русских национальных и культурных традиций;

• постановка трудной цели.

Педагогизация окружающей среды

Важнейшими социальными институтами, центрами, формирующими подрастающую личность являются: школа, семья и ближайший «кусочек» социальной среды – микрорайон. Без сомнения, школа среди них является наиболее целенаправленным, педагогически правильным, профессионально организованным институтом. Однако, как показывает жизнь, в настоящее время результаты (качества личности выпускников) определяются не столько школой, сколько совместным действием всех трех источников воспитания. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении – будущем всей страны. В педагогике давно существует проблема объединения воспитательных усилий школы и семьи, школы и воспитательных учреждений микрорайона, сотрудничества школы с общественными организациями. Новая педагогическая технология выдвигает задачи интеграции всех воспитательных воздействий среды на основе ее педагогизации, осознания того, что «общество живет и развивается так, как оно учится, и учится так, как оно хочет жить». Согласно одной из идей педагогики сотрудничества, школа не может быть демократизирована, если не будет налажено сотрудничество с обществом, с окружающей социально-педагогической средой. Общественная подсистема школы не может развиваться изолированно. Она должна быть принципиально открытой.

Консультация для молодых педагогов «Современные технологии в ДОУ» Консультация для молодых педагогов «Современные технологии в ДОУ» Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон,.

Консультация для педагогов «Информационные технологии в Образовательном процессе ДОУ» Консультация для педагогов «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ» В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии.

Консультация для педагогов «Проектные технологии в развитии речи дошкольников» Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной.

Консультация для педагогов «Технологии конструирования из бумаги» Конструирование из бумаги как вид продуктивной деятельности дошкольников направлено на получение конкретного результата — поделки. Это познавательное.

Консультация для педагогов «Современные логопедические технологии» Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Консультация для педагогов на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». Дошкольный возраст является решающим в формировании.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в рамках ФГОС ДО» «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО» Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального.

Консультация для педагогов «Эффективные образовательные технологии» Одна из актуальных проблем в системе образования – это вопрос овладении вторым языком. Методика обучения второму языку является отраслью.

Консультация для педагогов из опыта работы «Здоровьесберегающие технологии» Здоровьесберегающие технологии (из опыта работы). В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» здоровье детей относится к.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *