Неверно что к принципам воспитания в системе целостного педагогического процесса можно отнести
Принципы целостного педагогического процесса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Закономерности педагогического процесса
Тенденция воспитания как общественного явления заключается в присвоении молодым поколением социального опыта старших.
В этом заключается основной закон педагогического процесса. Существуют и специфические законы, которые проявляются в виде педагогических закономерностей. Это зависимость содержания, форм и методов педагогической деятельности от уровня развития производительных сил в обществе и соответствующих им производственных отношений. Уровень образования определяется также интересами господствующей прослойки общества, политикой и идеологией государства.
Эффективность педагогического процесса зависит от материальных, гигиенических, морально-психологических условий. Эти условия зависят от социально-экономического положения страны и от действий субъектов, в частности представителей органов образования. Объективной является зависимость результатов воспитания от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром. Сущность педагогической закономерности заключается в результатах обучения и воспитания, зависящих от характера деятельности воспитанника. Важна закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса возрасту и особенностям обучаемых. Для практики педагогического процесса важно уяснение внутренних связей между функциональными компонентами. Например, содержание определенного воспитательно-образовательного процесса обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и средства зависят от задач и содержания конкретной педагогической ситуации.
Принципы педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса выражаются в положениях, которые определяют его организацию, содержание, формы и методы. Таким образом, закономерности выражаются в принципах.
Принципы – это, по сути, основные положения теории, ее идеи. Принципы непосредственно педагогического процесса отражают главные требования к организации педагогической деятельности, обозначают ее направление, помогают творчески построить педагогический процесс.
Принципы педагогического процесса формулируются на основе закономерностей. Они же являются итогом достижений педагогической науки и современной педагогической практики. Их основа выражается закономерными связями между педагогами и учениками. Отражением взаимосвязи обучения, воспитания и развития стало появление таких принципов, как:
Зависимость педагогического процесса от уровня развития производительных сил породила принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой.
В функциональном подходе принципы обучения и воспитания рассматриваются изолированно. С точки зрения целостного педагогического процесса выделяют две группы принципов:
С принципами педагогического процесса взаимосвязаны педагогические правила. Они основываются на принципах, подчиняются им и конкретизируют их. Правила диктуют характер отдельных действий в деятельности педагога, которые приводят к реализации принципов. Правило используется в зависимости от конкретной педагогической ситуации.
Принципы организации целостного педагогического процесса
Принцип гуманизма педагогического процесса – это основной принцип образования, который выражает необходимость сочетания целей общества и отдельной личности. Для реализации этого принципа требуется подчинение образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. В этой теории невозможно стихийное, спонтанное развитие детей.
Важное место в организации педагогического процесса отводится его связи с реальной жизнью и производственной практикой. Этот принцип делает невозможной абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности. Данный принцип предполагает соответствие содержания образования и форм педагогической работы с изменениями в экономике, политике, культуре и общественной жизни государства и в мире. Для реализации этого принципа требуется постоянное ознакомление обучаемых с текущими событиями. Воспитанники должны активно включаться в общественную деятельность, участвовать в различных мероприятиях.
Готовые работы на аналогичную тему
Изучение теории может основываться на имеющемся у учеников опыте. Осуществления принципа связи с жизнью и практикой возможно через вовлечение обучаемых в различные виды деятельности, в том числе трудовую. Труд при этом должен приносить удовлетворение от процесса созидания и творчества. Коллективный труд помогает в формировании общественного поведения и ценных личностно-деловых качеств. Важно, что воспитывает не сам труд, а его социальное и интеллектуальное содержание, организация и нравственная направленность.
Принцип научности позволяет привести содержание образования в соответствие с уровнем развития науки и опытом, который накоплен мировой цивилизацией. Научность проявляется при разработке учебных планов, программ и учебников. В соответствии с данным принципом педагогическое взаимодействие направляется на развитие познавательной активности ребят, на формирование умений и навыков научного поиска. Реализация данного принципа происходит через ситуации нравственного выбора, наблюдение явлений, фиксацию и анализ результатов наблюдений, научные споры, отстаивание в этих спорах своего мнения, использование научной литературы.
Фундаментальным принципом организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания в коллективе. Данный принцип предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Человек становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Общение и обособление – это источник социального богатства человека. В коллективе наиболее полно развивается и проявляет себя каждая отдельная личность. С помощью коллектива воспитываются и развиваются чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи. В коллективе человек усваивает правила общения, поведения, вырабатывает организаторские навыки руководства и подчинения.
Преемственность требует построения системы и последовательности в обучении и воспитании. Систематичность и последовательность дают возможность за меньшее время достичь больших результатов. На практике принцип преемственности, системности и последовательности реализуется в процессе планирования.
Важнейшим организующим положением целостного педагогического процесса является принцип наглядности. Наглядность в педагогическом процессе основывается на закономерностях познания окружающего мира и развития мышления, развивающегося по принципу: от конкретного к абстрактному. Наглядность в педагогическом процессе обеспечивается иллюстрациями, демонстрациями, лабораторно-практическими работами, использованием примеров и жизненных фактов.
Принципы управления
Педагогическое управление направлено активность, самостоятельность и инициативу детей. Отсюда вытекает принцип сочетания педагогического управления с развитием самостоятельности воспитанников. Педагогическое управление служит для поддержания полезных начинаний детей, обучению их выполнению различных работ, для поощрения инициативы и творчества.
Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе заключается в активной роли воспитанника в педагогическом процессе. Активность ребенка должна быть направлена не на простое запоминание и проявление внимания, а на процесс самостоятельного изыскания знаний.
Единство и целостность учебно-воспитательного процесса возможно только при взаимодействии всех педагогических систем.
Принципы целостного педагогического процесса
Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
Закономерности целостного педагогического процесса
Под закономерностями педагогического процесса понимаются объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие.
Выделены законы (закономерности) педагогического процесса.
Закономерности педагогического процесса являются выражением его сущности.
Выделяют следующие группы закономерностей педагогического процесса:
• обусловленные социальными условиями;
• обусловленные природой человека;
• обусловленные сущностью воспитания и обучения.
Закономерность, обусловленная социальными условиями, — зависимость воспитания и обучения от общественных потребностей, возможностей и условий. От общественных условий и потребностей зависят цель и конкретные задачи воспитания и обучения, условия, в которых они будут осуществляться, как будут использоваться полученные результаты.
Закономерности, обусловленные природой человека:
• определяющая роль характера деятельности и общения в формировании личности;
• зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей ребенка.
Закономерности, обусловленные сущностью воспитания, обучения, образования и развития личности:
• взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности;
• взаимосвязь группы и личности в учебно-воспитательном процессе;
• взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе;
• взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых.
В педагогике есть и другие подходы к классификации закономерностей.
Принципы целостного педагогического процесса
Определение и объяснение основных принципов организации педагогического процесса продолжает волновать как педагогов-теоретиков, так и практиков-учителей на протяжении нескольких столетий. Они постоянно уточняются, обогащаются, частично трансформируются в зависимости от изменяющихся воспитательно-образовательных концепций. В последние годы намечается тенденция называть принципами любые условия или правила организации отдельных составляющих частей целостного педагогического процесса, что представляется не очень целесообразным и научно обоснованным.
Принципы целостного педагогического процесса — система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающие его успешность.
Принципы целостного педагогического процесса — проявление должного в педагогическом процессе: организуй педагогический процесс с их учетом и получишь высокий результат. Принципы отражают внутренние существенные стороны деятельности учителя (воспитателя) и ученика (воспитанника) и определяют эффективность обучения в различных формах, при различном его содержании и организации. В них выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М. А. Данилов). Безусловно, возникает необходимость в постоянном объяснении и определении, как и при каких более частных условиях сработают те или иные методы, каковы требования применения тех или иных средств воспитания и обучения и т.д. По это уже более частные и конкретные требования, методические, технологические правила. В своей жизни мы тоже пользуемся определенными основополагающими для нас принципами, но мы не называем любое возникающее в жизни требование принципом.
Принципы реализуются через систему правил, отражающих более частные положения принципа и распространяющиеся на его отдельные стороны. Ими предусматривается типичный способ действия учителя в типичной ситуации. «. Сами эти правила не имеют никаких границ: их можно вместить на одной печатной странице и из них можно составить несколько томов. Это уже свидетельствует, что главное дело совсем не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают» (К. Д. Ушинский).
Правила осуществления принципа гуманизации:
• полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;
• опора па положительные качества воспитанника;
• создание ситуации успеха;
• защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии.
Полная реализация принципа гуманизации ведет к облагораживанию любого педагогического процесса и поведения его участников, к интеллектуализации их взаимоотношений, к правовой защите их от неблагоприятных воздействий среды, а также во взаимоотношениях друг с другом. Принцип гуманизации направлен на воспитание свободного человека, его раскрепощение, развитие самостоятельности, установление искренних и доброжелательных воспитательных отношений.
Принцип демократизации появился еще в ранней буржуазной педагогике. Сущностьего состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
Правила осуществления принципа демократизации:
• индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса;
• организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей обучающихся;
• создание открытого для общественного контроля и влияния педагогического процесса;
• нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды;
• введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизнедеятельности;
• взаимное уважение, такт и терпение (толерантность) во взаимодействии педагогов и воспитанников;
• широкое вовлечение родителей и общественности в организацию жизнедеятельности воспитанников в образовательных учреждениях.
Принцип природосообразности впервые был сформулирован еще античными философами, но наиболее четко и содержательно Я. А. Коменским. В его трудах обосновывалось требование выбирать естественный путь развития человека, согласовывать организацию всего педагогического процесса не только с возможностями самого ребенка на определенных этапах его развития, но и природой, в которой живет ребенок, ее развитием и изменениями. Практически нет ни одного педагога, так или иначе не внесшего своего вклада в развитие этого принципа. Из русских педагогов следует выделить К. Д. Ушинского, сторонника антропологического направления в педагогике.
В советской педагогике этот принцип менялся несколько раз. Сначала он был сужен до принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, но позднее был дополнен принципом индивидуализации воспитания и обучения. И только в начале 1990-х гг. происходит возрождение более глубокого и богатого по содержанию принципа природосообразности.
Суть данного принципа заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа учащегося, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие при этом становятся главными и определяющими факторами. Этот принцип требует, чтобы педагогический процесс строился но правилам:
• организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье учащихся, способствующий созданию здорового образа жизни;
• направлен на самовоспитание, самообразование, самообучение учащихся;
• строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
• опирается на зону ближайшего развития, определяющую возможности учащихся.
Принцип природосообразности может рассматриваться и как экологическая защита человека от возможного разрушительного влияния педагогического процесса, его насильственного давления.
Принцип субъектности — развитие способности ребенка осознавать свое Я во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию, создавать условия для саморазвития собственной индивидуальности и раскрытия своих духовных потенциальных возможностей.
Принцип культуросообразности своим появлением обязан немецкой педагогике XIX в. И связан, прежде всего, с именем немецкого педагога А. Дистервега. Принцип предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона).
Правша осуществления принципа культуросообразности:
• понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, заключающей в себе прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающей их будущее;
• максимальное использование семейной, региональной, конфессиональной, народной материальной и духовной культуры;
• обеспечение единства национального, интернационального, межнационального начал в воспитании и образовании;
• формирование творческих способностей и установки у учащихся па потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.
Принцип единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельности и взаимодействия с ними в педагогическом процессе в любых педагогических системах направлен на организацию комплексного педагогического процесса, ликвидацию противоречий в нем и дублирования в действиях всех сфер жизнедеятельности учащегося.
Правила осуществления принципа:
• установление прочных связей и отношений между всеми сферами жизнедеятельности учащихся;
• налаживание взаимодействия всех сфер жизнедеятельности учащихся в целях выявления педагогического потенциала каждой из них, особенно семьи;
• обеспечение взаимной компенсации, взаимопомощи, взаимодополнения, интегрирования усилий всех сфер жизнедеятельности учащихся.
Полная реализация данного принципа должна привести к взаимной ответственности всех причастных к образованию структур за результаты их деятельности.
Научность. Этот принцип, прежде всего, реализуется в отборе содержания образования и в его соответствии современному уровню развития науки и техники. Этот принцип является основополагающим при разработке учебных планов, учебных программ, учебников. Кроме того, этот принцип проявляется в том, что учитель в преподавании тех или иных дисциплин применяет методы их изучения, адекватные соответствующим наукам. В процессе обучения необходимо, чтобы школьники овладевали умениями и опытом научного поиска, способами научной организации учебного труда. Этому в большой степени способствуют использование проблемных ситуаций и организация исследовательской деятельности учащихся, овладение ими в процессе учения умениями наблюдения, анализа, синтеза, обобщения, индукции и дедукции. В школе необходимо вооружить умениями слушать и фиксировать устное изложение (особенно лекционное), вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, работать в библиотеке, овладевать навыками самообразования.
Доступность. Все, что передается воспитанникам и какие для этого подбираются методы и средства, должно соответствовать их возрастным возможностям, уровню обученности и воспитанности.
Правила реализации принципа, разработанные Я. А. Коменским и другими авторами:
• переходить от близкого к далекому;
• от легкого к более трудному;
• от известного к неизвестному;
• учитывать уровень актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми знаниями и.m требованиями.
На первый взгляд, возникает определенное противоречие между этим принципом и принципом научности. По сложность педагогического процесса и заключается в том, чтобы каждому ребенку изложить научную информацию с учетом возможностей его понимания и восприятия, адаптируя и упрощая материал, но не на столько, чтобы исказить его научную сущность.
Наглядность. Я. А. Коменский считал этот принцип «золотым правилом дидактики», предлагая все что возможно предоставлять органам чувств, призывал изучать сами вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о них. Но не надо это понимать так, что на всех уроках и всегда необходимо использовать какие-то наглядные изображения или сами изучаемые объекты. Речь идет о разумности и мере, учете специфики предлагаемого материла, возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых и воспитываемых. Польский дидакт Ч. Куписевич и другие дидакты сформулировали правила его реализации:
• прямое изучение действительности, основанное на наблюдении, измерении и различных видах деятельности, целесообразно тогда, когда обучаемые не имеют наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемого вопроса;
• познавательной деятельностью ученика в процессе использования наглядных средств надо руководить;
• рационально сочетать слово и наглядное изображение;
• применять разумно и в меру разнообразные иллюстрации, демонстрации, лабораторно-практические работы, наглядные пособия, ТСО (технические средства обучения) и современные информационные технологии;
• использовать наглядность не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации;
• предметная наглядность в зависимости от возраста детей заменяется символической.
Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Закономерности целостного педагогического процесса – это педагогические тенденции, которые отражают фундаментальный закон воспитательно-образовательной деятельности.
Принципы педагогического процесса – это основные теории и положения его идеологии.
Принципы целостного педагогического процесса отражают главные требования, предъявляемые к его организации, направлению и творческому построению.
Закономерности педагогического процесса
Закономерности целостного педагогического процесса определяют наполнение его содержания, основные методы, средства и формы педагогической деятельности, а также его зависимость от потребностей со стороны общества и государства.
Эффективность целостного педагогического процесса зависит от ряда условий:
В свою очередь данные условия во многом зависят от следующих факторов:
Результативность педагогического процесса во многом зависит от взаимодействия воспитанников и окружающей их среды. Сущность педагогической закономерности заключается в итогах воспитания и обучения, которые оказывают влияние на деятельность воспитанников. Наибольшее значение имеет закономерность соответствия между содержанием, формами, методами педагогического процесса и возрастом воспитанников, их индивидуальными особенностями.
Как показывает практика педагогического процесса, немаловажное значение имеют внутренние связи между всеми функциональными компонентами процесса.
Таким образом, закономерности целостного педагогического процесса выражаются в его положениях, содержании, методах и формах. То есть можно сказать, что закономерности выражаются в принципах.
Готовые работы на аналогичную тему
Общая характеристика принципов педагогического процесса
Принципы целостного педагогического процесса определяются на основании его закономерностей и представляют собой результат педагогической науки и практики.
Суть принципов целостного педагогического процесса выражается в закономерностях связей между педагогом и учащимися (воспитанниками).
Выделяют следующие принципы, которые возникли в результате взаимосвязи воспитания, обучения и развития:
С точки зрения функционального подхода к педагогическому процессу его принципы рассматриваются изолированно.
С позиции целостного педагогического процесса, существуют 2 категории принципов:
Таким образом, в настоящее время принципы целостного педагогического процесса достаточно обширны и «вытекают» из его закономерностей.
Принципы организации целостного педагогического процесса
Основные принципы, на которые опирается педагог при организации целостного педагогического процесса следующие.
Принцип гуманизма педагогического процесса – подразумевает необходимость сочетания целей общества (государства) и каждого отдельного индивида. Основной целью данного принципа является формирование полноценной и разностороннее развитой личности, путем организации целенаправленного педагогического процесса.
Принцип взаимосвязи педагогической процесса с производственной практикой. На основании данного принципа большую роль в организации целостного педагогического процесса имеет его взаимосвязь с реальной жизнью и практической деятельностью человека. То есть, в соответствии с данным принципом процесс становления личности имеет не абстрактное направление, а конкретное, с учетом потребностей и возможностей современного государства.
Практическая деятельность любого человека – это источник познания окружающей действительности, возможность расширения собственного мировоззрения и кругозора, процесс формирования критериев истинности и правильности достигнутых результатов.
Жизненный опыт каждого воспитанника имеет большое влияние на его воспитание и обучение, именно поэтому основной задачей любого педагога является организация интересной и познавательной деятельности детей.
Принцип научности – содержание педагогического процесса должно соответствовать уровню и степени развития науки, а также имеющемуся опыту, накопленному за всю историю человечества.
Данный принцип указывает на то, что педагогическое взаимодействие должно быть направлено на совершенствование познавательной активности детей, развитие и становление у них умений и навыков самостоятельного научного опыта. Реализация этого принципа осуществляется через решение проблемных ситуаций, наблюдений за явлениями и процессами, проведение научных споров и дискуссий.
Принцип обучения и воспитания в коллективе. Данный принцип является одним из основополагающих, он предусматривает сочетание разнообразных форм организации целостного педагогического процесса (групповые, индивидуальные, коллективные).
В соответствии с этим принципом человек только тогда сможет стать полноценной личностью, когда он усвоит правила продуктивной жизнедеятельности в рамках современного общества. То есть человек, как существо социальное не может существовать вне общества, именно поэтому ему важно усвоить правила и законы жизни в обществе. Наиболее успешно это осуществляется в рамках коллектива, где дети учатся взаимоподдержке, взаимовыручке, уважению, состраданию и т.д. Кроме того, в коллективе осуществляется становление личности ребенка, он учится понимать свое «Я», свою роль в коллективе, проявлять различные качества (подчиняться или напротив, быть лидером).