Неверно что к личностным факторам дезадаптации человека можно отнести
Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление
Дезадаптация (от лат. приставки de… или фр. des…) — означает прежде всего исчезновение, уничтожение, полное отсутствие и лишь значительно реже употребляется как понижение, уменьшение. В ряде научных публикаций используется термин «дизадаптация» (от лат. dis — в первом значении — нарушение, искажение, деформация, значительно реже — исчезновение). Следовательно, если мы имеем в виду нарушение, искажение адаптации, то нам следует говорить именно о дизадаптации (через «и»), поскольку полная утрата, исчезновение адаптации — это в применении к мыслящему существу должно означать прекращение осмысленного существования вообще, ибо, пока это существо живо и в сознании, оно так или иначе адаптировано к среде. В то же время, латинское de — читается и как «де», и как «ди». Следовательно, сущность слова «дезадаптация» определяется тем, что в него вкладывается. Данный факт означает то, что «дезадаптация» и «дизадаптация» в отечественной литературе и на практике
рассматриваются как синонимы.
Чаще всего под дезадаптацией (дизадаптацией) понимают несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, который в свою очередь не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования. Явление дезадаптации может иметь место в отдельной (типичной) или любой среде. Например, дома ребенок чувствует себя достаточно комфортно и не испытывает дезадаптационных явлений,а в детском саду, наоборот, дискомфортно.
Дезадаптация, как и адаптация, рассматривается как процесс, проявление и результат.
Дезадаптация как процесс означает снижение адаптационных возможностей человека в условиях среды жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе и пр.). Она может проявляться в течение какого-то времени и привести к совершенно разным последствиям. В частности, дезадаптация может иметь вяло текущий характер и практически быть незаметной, становясь на определенном этапе серьезной проблемой проявляться резко выраженью, когда человек в определенной ситуации оказывается совершенно не приспособленным к ней и не может найти себя. В этом случае последствия могут быть достаточно серьезными. Для ребенка длительная дезадаптация чревата задержкой в развитии, формировании негативных установок, тревожности.
Дезадаптация как проявление является внешней характеристикой какого-либо неблагополучия человека, которая находит выражение в его нетипичном поведении, отношении и результативности деятельности в данных условиях среды. Формы ее проявления у каждого ребенка свои. Нередко внешне выявить ее непросто. Необходимо хорошо знать человека и его типичные проявления в различных ситуациях. Умение своевременно понять признаки дезадаптации позволяет воспитателю оперативно реагировать на ситуацию, предупреждая глубинные негативные последствия. Речь идет не о создании воспитаннику тепличных условий, а о предупреждении у него значительных негативных деформационных последствий под воздействием дезадаптации.
Дезадаптация как результат есть свидетельство о сравнительной оценке качественно нового состояния и проявления, не соответствующих средовым условиям, не типичным для этого человека, исходя из его прежних поведения и отношения (воспитанника детского сада, ученика и пр.) к сверстникам, учебе и деятельности. По отношению к ребенку — это свидетельство о том, что его поведение, отношения и результативность деятельности (во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, учебе, играх и пр.) не соответствуют тем социальным нормам, которые характерны для него (его сверстников) в данных условиях среды.
В специальной литературе и на практике встречается использование категории дезадаптированный по отношению к определенной категории людей: дезадаптированные дети, дезадаптированный ребенок, дезадаптированная группа, а также по отношению к среде, обусловившей деформационные явления: школьная дезадаптация, семейная дезадаптация и др.
Дезадаптированные дети. Это дети,которые по различным причинам нам не могут наравне со сверстниками, другими детьми приспособиться к условиям среды их жизнедеятельности (группе детского сада, классному коллективу, группе сверстников и пр.), что негативно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении, например, плохо успевающий в классе ученик. В то же время плохая успеваемость может быть результатом не дезадаптации, а отражения индивидуальных познавательных возможностей ученика в учебе, нежелания учиться и др.
Дезадаптированный человек. Это человек, отличающийся от других людей вследствие проблем адаптации в среде жизнедеятельности, отразившихся на нем, его развитии, деятельности, способности решать естественные для этой ситуации задачи.
Дезадаптированный ребенок. Ребенок, отличающийся от сверстников вследствие проблем адаптации в среде жизнедеятельности, отразившихся на нем, его развитии, социализации, способности решать естественные для его сверстников задачи.
Определенная категория детей достаточно быстро преодолевает состояние дезадаптации, с которым они сталкиваются в жизни. Особых трудностей в процессе естественной адаптации к условиям новой среды у них не возникает. Однако следует подчеркнуть, что, несмотря на то, что дети, достаточно динамичные в адаптации к различным условиям, нередко испытывают при этом большие трудности, которые серьезно сказываются на дезадаптированных детях, их последующей самореализации, самосовершенствовании. Такие дети нуждаются в помощи и поддержке на этапе адаптации. Отсутствие таковых может иметь для них серьезные негативные последствия.
Школьная дезадаптация. Ее чаще всего отмечают педагоги начальных классов, в которых учатся дети, с трудом осваивающиеся со школьной действительностью. Она характерна для детей 6—8-летнего возраста, которым непонятна ситуация классно-урочной обстановки, у которых не складываются отношения с одноклассниками и на этом фоне практически отсутствует продвижение в развитии их познавательной деятельности или его темпы снижены. Такие дети нуждаются в особом внимании и помощи учителя, индивидуальном подходе к их обучению и воспитанию. Не менее важная роль стимулирования адаптационных возможностей этих детей принадлежит классному коллективу, его уважительному отношению к ним и поддержке.
При умении педагога строить педагогически целесообразные отношения с дезадаптированными учениками, их родителями и классом школьная дезадаптация может быть в значительной степени преодолена в течение 2—4 месяцев после начала учебного года. В более тяжелых случаях, когда у детей отмечаются стойкие негативные реакции на ситуацию обучения в классе, необходимо получить профессиональную консультацию у специалистов, в том числе у психолога, а в отдельных случаях, когда у ребенка наблюдаются невротические реакции в виде раздражительной слезливости, нервозности, агрессивности в сочетании с нарушениями сна и аппетита, то и у психоневролога.
Различные категории детей при определенных условиях нуждаются в направленной поддержке и помощи по предупреждению возникновения дезадаптации или ее преодоления в процессе их воспитания и обучения. Дезадаптированные дети с паталогическими формами нередко нуждаются в учебно-воспитательной работе с ними в специальных образовательных учреждениях, ориентированных с учетом фактора, приведшего детей к такому состоянию. Для работы с ними нужны специальные методики и подготовленные специалисты.
Основными причинами дезадаптации человека являются группы факторов. К ним относятся: личностные (внутренние), средовые (внешние), либо и те и другие.
Личностные(внутренние) факторы дезадаптации человека связаны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как личности. К ним можно отнести:
Средовые (внешние) факторы дезадаптации человека связаны с тем, что они являются не привычными для него, создают дискомфорт, в той или иной степени сдерживающий личностное проявление.
К ним следует отнести:
Дезадаптация детей и подростков приводит к различным последствиям. Чаще всего эти последствия носят негативный характер, в том числе:
Возможно позитивное проявление дезадаптации вследствие качественного изменения среды жизнедеятельности ребенка, подростка девиантного поведения.
Нередко к дезаптированным детям относят тех, кто, наоборот, сам является лицом, серьезно влияющим на адаптацию другого лица (группы лиц). В этом случае правильнее говорить о дезадаптирующем человеке, группе.
«Дети улицы» также часто относятся к дезадаптированным. С такой оценкой нельзя согласиться. Эти дети лучше взрослых адаптированы. Даже в сложных жизненных ситуациях они не спешат воспользоваться предлагаемой им помощью. Для работы с ними готовят специалистов, способных убедить их и привести в приют или другое специализированное учреждение. Если такого ребенка забрать с улицы и поместить в специализированное учреждение, то он первое время может оказаться дезадаптированным. Через определенное время трудно предсказать, кто будет дезадаптированным — он или среда, в которой он оказался.
Высокая адаптируемость к среде новых детей девиантного поведения нередко ведет к серьезным проблемам негативного характера по отношению к основной массе детей. Практика показывает, что встречаются факты, когда появление такого ребенка требует от учителя, воспитателя определенных защитных усилий по отношению ко всей группе (классу). Отдельные личности вполне могут негативно воздействовать на всю группу, способствовать ее дезадаптации в учебе и дисциплине.
Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Трудновоспитуемость, социально-педагогическая запущенность представляют опасность дезадаптации самого ребенка в области воспитания, воспитания и обучения, а также отдельных лиц, группы. Практика убедительно доказывает, что как сам ребенок становится жертвой дезадаптации новой среды, так при определенных условиях он выступает фактором дезадаптации других, в том числе и учителя.
Учитывая преимущественно негативное влияние дезадаптации на развитие личности ребенка, подростка, необходимо вести профилактическую работу по ее предупреждению. К основным путям, способствующим предупреждению и преодолению последствий дезадаптации детей и подростков, относятся:
Дезадаптированным детям необходимы усилия по оказанию или помощи в ее преодолении. Такая деятельность направлена на преодоление последствий дезадаптации. Содержание и характер социально-педагогической деятельности определяется теми последствиями, к которым привела дезадаптация.
Лечение расстройств адаптации. Симптомы адаптационного расстройства

Причины
Наиболее часто наблюдается расстройство адаптации у детей и подростков, что объясняется неустойчивостью их психики. Но, при длительном переживании стрессовых ситуаций оно диагностируется у людей работоспособного возраста и пожилых пациентов. Патологическое состояние появляется при:
При этих заболеваниях пациенты жалуются на бессонницу и ухудшение общего состояния человека, что приводит к расстройству адаптации. Расстройство адаптации личности имеет различную степень выраженности, что зависит от тяжести стресса.
Возникновение заболевания может наблюдаться при серьезном единичном стрессе, например, при потере престижной работы, смерти близкого человека и т.д. Патология развивается при периодических стрессах, которые возникают на фоне бедности или заболеваний хронического характера.
В группе риска развития патологии находятся люди с генетической предрасположенностью. Если у человека есть сбои в интимном плане или конфликты в семье, то это приводит к дезадаптации. Она появляется при материальных трудностях или сложностях во взаимоотношениях с окружающими. Если резко изменяется традиционный жизненный уклад, то это приводит к патологическому процессу.
Признаки патологии
Симптомы расстройства адаптации не всегда ярко выражены и могут отличаться в каждом отдельном случае, что усложняет процесс постановки диагноза. Основные признаки обладают тревожным и депрессивным характером. Дезадаптация сопровождается чувством неспособности справиться с неприятностями, которые появляются в жизни. При патологии пациент становится мнительным и раздражительным. Большинство людей отмечает появление чувства внутреннего напряжения. Психиатрия расстройства адаптации имеет сведения, что оно сопровождается:
У пациентов при патологии ухудшается настроения. В особо тяжелых случаях появляется тоскливое состояние. Человеку становятся неинтересными его привычные занятия. Человек истощается физически и умственно, поэтому он не может взвешено принимать решения. Он не анализирует ситуацию и не несет ответственность за принятые решения.
Дезадаптация имеет смытую клиническую картину, поэтому при появлении первых подозрительных симптомов рекомендуется обратиться за помощью к специалисту, который правильно поставит диагноз и назначит эффективное лечение.
Виды патологии
В соответствии с причинами и особенностями протекания дезадаптация разделяется на несколько разновидностей:
Существует несколько видов патологии, которые рекомендуется определять, чтобы проставить правильный диагноз расстройство адаптации.
Диагностические мероприятия
Определить дезадаптацию может только квалифицированный специалист. Он определяет развитие соматических симптомов у детей и подростков и тревожных признаков у пожилых людей, которые свидетельствуют о протекании патологии. Постановление диагноза проводится в соответствии с диагностическими критериями DSM-III-R:
При дезадаптации рекомендуется проведение дифференциальной диагностики. Патологию нужно отличать от таких состояний, как расстройства, появляющиеся на фоне употребления психоактивных препаратов, расстройства посттравматического характера, возникающих на фоне стресса, ароматизация.
Терапия заболевания
Лечение расстройств адаптации требует использовать психотерапию. Рекомендуется проводить групповую терапию для пациентов, которые переживают одинаковый стресс, например, у пенсионеров или людей, имеющих одинаковое хроническое заболевание. Индивидуальная психотерапия направлена на то, чтобы человек начал понимать, что возникновение заболевания наблюдается при стрессе. Это основная причина патологии. Если методы лечения подбираются правильно, то у пациента появляется сила и выдержка, с помощью которых проводится борьба со стрессом.
Во избежание вторичной выгоды рекомендуется правильное проведение психиатрического решения. Успешной терапия заболевания будет при внимательном и трепетном отношении доктора к пациенту. При появлении симптомов вторичной выгоды процесс лечения осложняется.
Если диагностируются тревожно депрессивные расстройства, то это требует медикаментозной терапии. Пациентам рекомендован прием антитревожные препаратов, трициклических агентов, с помощью которых устраняется депрессивное состояние.
При дезадаптации пациент может становиться чрезмерно агрессивным, что приводит к конфликтам на работе или в школе, совершению правонарушений и т.д. Врачи не должны оправдывать эти действия пациентов и стараться их оправдать перед правоохранительными органами. При такой линии поведения доктора эмоциональное состояние человека не улучшается. Кроме того, он не критикует себя, и такое неприемлемое в социуме поведения становится нормой для него.
Дезадаптация – это опасный патологический процесс, который имеет смытую клиническую картину. Именно поэтому патология часто диагностируется несвоевременно. Выбор метода лечения должен проводиться доктором, что обеспечит его результативность.
Неверно что к личностным факторам дезадаптации человека можно отнести
Детская дезадаптация воспринимается как трудновоспитуемость – сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами:
Дезадаптация может быть патогенной (психогенной), психосоциальной, социальной.
Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями психического развития, нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы.
Патогенная дезадаптация может носить устойчивый характер. Выделяют психогенную дезадаптацию, которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией (дурные привычки, энурез и т.д.)
Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его нестандартность и требуют индивидуального подхода в условиях детского образовательного учреждения.
Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации
Неустойчивые формы психосоциальной дезадаптации:
Социальная дезадаптация проявляется в нарушениях норм морали, асоциальных формах поведения, деформации ценностных ориентаций. Выделяют две стадии: педагогическая запущенность и социальная запущенность.
Социальная дезадаптация характеризуется следующими признаками:
Помимо понятия «дезадаптация» выделяют понятие ресоциализации – организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных или несформированных социальных навыков и ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения.
Факторами дезадаптации могут быть и семья и школа.
Школа выполняет многообразные функции: обучает; воспитывает; социализирует (стихийно, целенаправленно). Ребенок, попав в школу, обретает новые факторы, влияющие на отношения ребенка к себе, к школе, на статус ребенка в классе, дома. В его сознании появляются не только имя, но и фамилия, кличка, новые значения обретает фигура, двигательные умения. Перестраивается мотивационно-потребностная сфера, важное место в ней занимает притязание на признание со стороны взрослых и сверстников, появляются обязанности.
Учитель – самый значимый взрослый для ребенка в начале учебы в школе, и наличие таких качеств как усидчивость, самоконтроль, самооценка, воспитанность приводит к тому, что учитель принимает ученика, удовлетворяет его притязания ни признание. Если эти качества не сформированы – возможна дезадаптация ребенка.
Исследования, проведенные в Англии, показали, что наибольшие проблемы среди учащихся возникают в школах с нестабильным преподавательским составом. Ожидание учителем только плохого от ученика ведет к усилению дезадаптации, одноклассники перенимают плохое отношение учителя к определенному ученику. Возникает следующая схема: грубый персонал– грубые дети; телесные наказания – агрессия.
Задача учителя (и психолога) найти возможности поощрять слабых учеников за достижения (за улучшения), дети должны получать положительные эмоции от школы, должны чувствовать свою нужность, ответственность. Интерес к учебе и успехам ребенка (а не контроль за учебой) со стороны учителей и родителей улучшает успеваемость.
Стили общения учителя и учеников могут быть различными: авторитарный, демократичный, попустительский. Дети нуждаются в направлении и руководстве, поэтому авторитарный (или демократический) подход в младших классах предпочтительнее, чем попустительский. В старших классах наилучшие результаты дает демократический стиль.
Притязания на признание среди сверстников вызывают у детей амбивалентные отношения (дружба – соперничество), стремление быть как все и лучше всех; выраженные комфортные реакции и стремление утвердить себя среди сверстников; (чувства злорадства и зависти) приводят к тому, что неудача других может вызвать чувство превосходства. Сравнение учителем учеников между собой приводит к отчуждению среди детей, что может вызвать соперничество и сложности в отношениях.
Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками, что приведет к усилению трудностей как в общении со сверстниками и взрослыми, так и возникновению проблем с учебой. Нарушение взаимоотношений ребенка с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития, может служить своеобразной «лакмусовой бумагой» адаптации ребенка к условиям существования в школе. Симпатии чаще возникают по соседству (в классе, во дворе, на внеклассных занятиях), чем педагог и психолог могут пользоваться в целях улучшения взаимоотношений сложных детей со сверстниками. Немаловажным представляется выявление положения ребенка и подростка в референтной для него группе, так как она сильно влияет на поведение школьника, известна повышенная конформность детей по отношению к установкам и групповым нормам референтных групп. Притязание на признание среди сверстников – важная сторона взаимоотношений ребенка внутри школы и эти отношения часто характеризуются амбивалентностью (дружба – соперничество), ребенку одновременно надо быть как все и лучше всех. Выраженные конформные реакции и стремление утвердить себя среди сверстников – такова возможная картина личностного конфликта ребенка, приводящая к возникновению чувства злорадства и зависти: неудача других может вызвать чувство превосходства. Сравнение учителем учеников между собой приводит к отчуждению среди детей и заглушает чувство сопереживания.
Нарушение взаимоотношений с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития. Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками, увеличивает школьные трудности.
Внутренние факторы школьной дезадаптации:
Особенности темперамента, мешающие успешной адаптации детей к школе:
Коррекция социальной дезадаптации ребенка может проводиться по следующим направлениям:
Взрослый часто выступает как побудитель школьной дезадаптации ребенка, причем дезадаптирующее влияние родителей на ребенка заметно серьезнее, чем аналогичное влияние учителя и других значимых взрослых. Можно выделить следующие факторы влияния взрослого на детскую дезадаптацию:
Помимо выделенных факторов оказывают влияние на возможную дезадаптацию ребенка и другие особенности семейной системы и ближайшего социального окружения, например, «проблемный» ребенок, выступающий как связывающий фактор семейной системы по выделяемой ему роли в семье, становится менее адаптированным, чем ребенок, в семье которого нет выраженных проблемных зон, завязанных на ребенка. Важным фактором может служить и порядок рождений детей и их ролевые позиции в семье, которые могут приводить к детской ревности и неадекватным способам ее компенсации. Детство взрослого оказывает сильное влияние на его педагогическую деятельность и отношение к собственному ребенку или ученику.
Расстройство адаптации
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения — вы однозначно получите развернутую консультацию, содержащую основные правила оказания этой помощи, информацию об эффективности современных методик, а также ответы на все вопросы. Обладая всей информацией по столь щекотливой и важной проблеме, мы гарантируем, что вы не ошибетесь, когда придет время действовать быстро.
Тем более, необходимо звонить, если нужна
экстренная помощь
Проверял Еремин Алексей Валентинович
Расстройство адаптации – это психогенное, промежуточное состояние человека между нормальным отношением к стрессовой ситуации и психическим отклонением. Возникает в результате резких жизненных изменения или потрясений, требующих включения приспособительных реакций. Нарушение проявляется в виде эмоциональных расстройств, снижение социальной активности и работоспособности. При этом у больного сохраняется критическое отношение к происходящему.
Почему возникает расстройство адаптации
Вероятность появления расстройства адаптации повышается с количеством стрессовых ситуаций, но не менее важна их значимость для пациента. То, что может быстро нарушить эмоциональное и психическое равновесие у одного человека, никак не скажется на другом, или вызовет незначительную и кратковременную реакцию. Чаще всего болезнь у пациента развивается в таких случаях:
Механизм расстройства адаптации уже изучен. В норме любая стрессовая ситуация вызывает стимуляцию гипофиза, а вырабатываемый им АКТГ увеличивает производство адреналина в надпочечниках. Одновременно происходит активация симпатической нервной системы с повышением давления, учащением пульса и дыхания. Такие процессы требовались людям на заре человечества, когда нужно было быстро убежать от врага или догнать добычу. По принципу обратной связи после снижения влияния фактора стресса гипофизарно-надпочечниковая система снижает свою активность и приходит в норму.
Но постоянные потрясения, возникающие на фоне высокой психической уязвимости пациента, заканчиваются появлением дисбаланса и пролонгированием механизма выработки гормонов стресса. Длительная стимуляция органов внутренней секреции приводит к вегетативным нарушениям, психическим проблемам и истощению коры надпочечников.
Многочисленные исследования указывают, что дезадаптацию на психическом уровне вызывает как однократный стрессогенный фактор, так и многократный. В роли пускового механизма выступают:
Стрессоры могут относиться как к отдельному человеку, так и к целым группам людей и сообществам. Это может быть семья, воинское подразделение, община. Иногда события, вызывающие расстройство адаптации, имеют отношение к обычным этапам развития (обучение в школе, вступление в брак, появление ребенка, выход на пенсию).
Специалисты нашей клинки тщательно выявляют триггеры, которые приводит человека к дезадаптации. Для этого с ним работают лучшие психотерапевты на фоне медикаментозной терапии.
Как проявляется расстройство адаптации
Симптомы расстройства адаптации не всегда могут быть ярко выраженными. Они также по-разному проявляются у каждого пациента, что усложняет постановку диагноза. Часто отклонение сопровождается тревожностью и сниженным настроением. У человека возникает ощущение, что он не в силах справиться с ситуацией, вызывающей стресс, он становится раздражительным и мнительным, постоянно напряжен. Общими признаками дезадаптации выступают:
В тяжелых случаях наблюдается депрессия и тоска, увлекающие ранее больного занятия перестают вызывать интерес. Истощение физическое и умственное приводит к снижению трудоспособности, невозможности анализировать ситуацию и отвечать за принятые решения. Выделяют несколько видов в зависимости от причины возникновения и особенностей симптоматики. Расстройство адаптации может быть:
Расстройство социальной адаптации
Возникает при таких ситуациях, которые приводят к необходимости кардинально менять образ жизни. Это может быть:
У женщин расстройство социальной адаптации чаще всего связано с потерей родителей или уходом мужа. Ее обычный быт меняется, нарушая психологическое равновесие, возникает сильный страх перед будущим. В таком состоянии человек не может приспосабливаться к новым условиям, а уходит в псевдореальность и негативные переживания.
У молодых людей психотравмирующей ситуацией становится призыв в армию. Расстройство социальной адаптации у них происходит при отсутствии готовности к трудностям. Поведение пациента изменяется и рассматривается как неадекватное, он не реагирует на обращения, мало спит, иногда отказывается от еды, ощущает постоянную тревогу и напряжение. У мужчин зрелого возраста нарушение наблюдается после потери работы, понижения в должности, возникновения проблем с потенцией.
Привычный круг друзей и знакомых теряется, если у человека нарушается социальная адаптация. Он просто не может общаться с ними как раньше. При тяжелой форме заболевания больной всеми силами избегает общества, месяцами находится дома за закрытой дверью.
Нарушение адаптации в социуме значительно ухудшает качество жизни, не дает возможности нормально работать, делать карьеру и строить личные взаимоотношения. Поэтому такое состояние требует немедленной профессиональной помощи.
Депрессивное расстройство адаптации
Расстройство адаптации с депрессивным синдромом характеризуется стабильно сниженным настроением, тоской, отсутствием интересов и желаний. У пациента с таким диагнозом наблюдается следующая симптоматика:
Человек с депрессивным расстройством адаптации жалуется на трудности в выполнении любого действия. Ему приходится прилагать неимоверные усилия, даже, чтобы поддерживать обычную активность. Человек критически относится к своему состоянию, но при этом стараются не признаваться в ней, мотивируя свое бездействие объективными причинами. Ощущение тоски часто отрицается, так как больной не считает ее симптомом заболевания, или воспринимает в качестве осложнения соматического нарушения. Иногда депрессия скрывается за другими проявлениями: раздражительностью, ипохондрией, тревожностью, фобией.
Тревожное расстройство адаптации
При тревожном расстройстве адаптации у пациента любые обстоятельства у него вызывают тревогу. Одновременно его терзает бессилие перед тяжелой ситуацией и неспособность справиться с ней. Человек постоянно или с определенной периодичностью ощущает:
Симптомы нередко скрываются, так как они не считаются самим человеком чем-то особенным, часто патология маскируется разнообразными вегетативными проявлениями.
Расстройство психической адаптации и вегетативные отклонения
Проявления расстройства адаптации могут протекать с аффективными нарушениями, депрессией и тревогой, волевой и эмоциональной заторможенностью, бессонницей или сонливостью. Часто наблюдаются отклонения в поведении в виде гиперактивности, агрессивности, антисоциальных действий.
Со всеми психопатологическими синдромами дезадаптации сопряжены симптомы дисфункции вегетативной нервной системы. Именно на них более всего обращает внимание пациент, именно с ними он впервые приходит за помощью. После стресса могут наблюдаться такие нарушения:
Не понимая истинной причины страданий, человек при расстройстве адаптации обычно обращается с жалобами на работу сердца, гипертонию, реже – по поводу других возможных заболеваний. И только опытный врач может определить психологическую природу появления отклонений.
Диагностика расстройства адаптации
Критериями определения заболевания являются:
Дифференциальная диагностика проводится со следующими нарушениями:
Для получения точного диагноза требуется консультация психиатра, психотерапевта. При необходимости проводятся консультации других специалистов.
Лечение расстройства адаптации в Москве медикаментами
Лечение расстройства адаптации проходит в амбулаторных условиях. При тяжелых нарушениях и попытках суицида может потребоваться изоляция человека от травмирующей ситуации. Госпитализация также рекомендуется при первичном выявленном заболевании с целью подбора поддерживающей терапии.
Прием определенных медикаментов назначает только лечащий врач. Он учитывает степень выраженности дезадаптации, вероятность развития побочных эффектов препаратов, возраст больного, наличие соматической патологии.
Положительный результат чаще всего достигается с помощью приема малых доз анксиолитиков (транквилизаторы группы бензодиазепина), малых и средних доз нормотимиков и современных антидепрессантов. Симптоматическая терапия включает:
Фармакотерапия не считается основным методом лечение расстройства адаптации, но ее использование необходимо для успешного проведения психотерапии. Среднее время пребывания больного в стационаре составляет около одного месяца, затем он должен будет посещать врача амбулаторно, от 30 дней до одного года, в зависимости от тяжести отклонения.
Психотерапия при расстройстве адаптации
Приемы психотерапии играют ведущую роль при лечении многих пограничных расстройств психики, не является исключением и нарушение приспособительных механизмов. Самыми эффективными способами оказания помощи при данном отклонении считаются:
Опытные специалисты нашей клиники помогают выбрать оптимальный вариант лечения для каждого человека в отдельности. При этом учитывается особенности симптоматики его заболевания, причины нарушения адаптационных процессов и основные характеристики личности.
Бихевиоральная психотерапия помогает больному выявить, в какой период детства у него появилась дезадаптивная модель поведения. В то время она была необходимой как условие выживания в определенных обстоятельствах, но в дальнейшем она стала играть негативную роль. Человек вызывает в памяти свои страхи и переживания, связанные со значимыми людьми, ведет с ними мысленный диалог, начинает понимать свои чаяния и желания по отношению к близким. В конце пациент осознает, что существующие в настоящем времени ситуации вызывают аналогичные эмоции. Понимание этого процесса позволяет корректировать стереотипы поведения и сформировать более эффективные способы реагирования, не приводящие к расстройству адаптации.
Хорошо помогает устранить проблему когнитивно-поведенческая терапия. В ходе работы с психотерапевтом больной обнаруживает у себя деструктивные установки и негативные мысли, а затем они корректируются или полностью заменяются конструктивными. Что в цело меняет отношение к стрессовым ситуациям и позволяет находить способы для их преодоления без вреда для нервной системы.
Многим пациентам помогает экзистенциальная психотерапия, которая направлена на осмысление человеком своей жизни, ценностей и пути, принятия ответственности за свои действия и поступки. Внутренние конфликты с помощью этого метода рассматриваются как необходимые моменты переосмысления бытия, и способы обнаружения новых возможностей человека. Депрессия, согласно этому виду психотерапии, считается симптомом потери старых ценностей, но при этом дающая возможность найти новые. Тревога является знаком необходимости совершения выбора, и она пройдет, как только человек сделает его. Психотерапевт нашей психиатрической клиники помогает не застревать на негативных переживаниях и подталкивает пациента к действию. Положительный результат такой работы возможен только при создании между больным и специалистом доверительной и дружелюбной атмосферы.
Большую пользу приносят для восстановления психической адаптации обучение пациента методам релаксации. Они помогают снять спазм с мышц, устранить хроническую нагрузку. А это, в свою очередь, позволяет убрать и нервное напряжение, подарить своему организму запас энергии для противостояния настоящим и будущим стрессам. Данные практики помогают и в лечении соматических заболеваний, возникающих в период длительной дезадаптации – аритмии, гипертонии, астении, головной боли, нарушению сна. Для релаксации используются различные способы – дыхательные упражнения, повторение определенной последовательности успокаивающих фраз, аутогенные тренировки, медитации. Если проводить их регулярно и сочетать между собой можно эффективно устранить напряжение, улучшить настроение, повысить адаптационные и иммунные силы организма.
Для лечения расстройств адаптации применяется семейная психотерапия. Негативная обстановка и деструктивные отношения между близкими людьми являются сильной и хронической психической нагрузкой, усугубляющей положение больного. Работа психотерапевта позволяет изменить напряженную атмосферу на благоприятную, направить коммуникацию родственников в позитивное русло, избавить всех от перенапряжения и вероятного развития невротических отклонений.
Специалисты клиники доктора Исаева осуществляют индивидуальный подход к каждому пациенту и подбирают методы, учитывая характеристику его черт личности, уровень интеллекта и другие особенности.
Для улучшения состояния человека также помогают занятия в группах, в ней активно участвую все собравшиеся под руководством специалиста. При этом он использует личностно-ориентированную, когнитивную, психодинамическую методику. Такая терапия благотворно действует на когнитивные, поведенческие и аффективные стороны личности каждого больного, помогает отработать негатив и установить новые паттерны поведение в рамках микросоциума.
После правильно проведенного лечения у человека наблюдается:
Индивидуальный подход к каждому пациенту в клинике доктора Исаева и правильный выбор комплексного лечение позволяет человеку вернуться в нормальную жизнь и не испытывать затруднений.


