Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести

ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение

ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение

Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся:

Образование является:

1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления;

2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.

Образованным нельзя назвать человека, который владеет только определенным объемом систематизированных знаний, так как образованный человек должен еще и логически осмысливать изученное, творчески применяя полученные знания на практике.

Суть образования достаточно глубоко подчеркивается в древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается». Начитанность, энциклопедическую осведомленность нельзя отождествлять с образованностью, так же, как наличие или отсутствие диплома о высшем образовании не всегда является свидетельством образованного или необразованного человека.

Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом:

По характеру и направленности образование можно разделить на:

Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.

В широком социальном смысле воспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического развития (знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы). Утраченные звенья культуры очень тяжело восстановить.

В узком социальном понимании воспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.

В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов:

3) учебные заведения;

4) средства массовой информации;

7) органы правопорядка и др.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.

Основу обучения составляют:

Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.

Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.

Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики

ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда

ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики

ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.Постоянные задачи1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами.

ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики

ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики Методы педагогики – это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.1. Метод наблюдения. Смысл метода наблюдения состоит в

ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками

ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:1) философией;2) психологией;3) школьной

ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России

ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России Перестройка всей системы народного образования была одной из главных задач после Октябрьской революции 1917 г.Основные направления:1) педагогика должна опираться на новые теории и принципы пролетариата: принцип принцип

Образование, воспитание

2. КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ

2. КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ К категориям любой науки относятся наиболее емкие, а также общие понятия, отражающие сущность данной науки, и, конечно, ее сформированные и типичные свойства. В каждой науке категории имеют ведущую роль, они сплетают все научные знания и как бы

Чем западное воспитание и образование отличается от нашего?

Чем западное воспитание и образование отличается от нашего? Школьное образование является ярким примером национальной традиции воспитания. И здесь мы остаемся верными себе: молчим о главном, парализуем любопытство и инициативу детей, подавляем их своими авторитетами,

Стыд, воспитание и образование

Стыд, воспитание и образование Стыд начинается дома. К счастью, стыдоустойчивость – тоже. Мы, родители, имеем возможность вырастить детей храбрыми, сочувствующими и умеющими устанавливать связи. Мы можем не включать стыд в число инструментов воспитания. Мы даже можем

Обучение и образование: дефиниции понятий

Обучение и образование: дефиниции понятий Приступая к обсуждения проблем отечественной системы ВПО – высшего профессионального образования, необходимо определиться, что же такое образование и как его понимать. Ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы

Воспитание через обучение Отец русской педагогики

Воспитание через обучение Отец русской педагогики С чего начинается воспитание? Большинство родителей тут же даст ответ: конечно же с внушения ребенку правил поведения. Ясно ведь, что послушный ребенок куда как удобнее непослушного. И стараются родители пораньше свое

Источник

Основные категории педагогики. 1. Понятие основных категорий педагогики

Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть картинку Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Картинка про Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть картинку Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Картинка про Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть картинку Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Картинка про Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть картинку Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Картинка про Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести

Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть картинку Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Картинка про Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести

1. Понятие основных категорий педагогики

2. Определение основные педагогических категорий

3. Определение общенаучный категорий педагогики

выражающими определенные обобщения. Такие обобщения принято называтьпедагогическими категориями.

Основные педагогические категории включают воспитание, обучение и образование.

Педагогика прибегает также к общенаучным категориям: к их числу относятся развитие и формирование.

Понятие «воспитание» имеет два основных значения: социальное и педагогическое.

Если взрослые воздействуют на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств, то имеется в виду воспитание в узком педагогическом смысле.

Воспитательные воздействия могут быть и внутренними, когда человек сам предъявляет к себе требования, пытается с помощью определенной деятельности воздействовать на себя с целью формирования каких-то качеств. Такая работа над собой называется самовоспитанием. По словам В.А. Сухомлинского, истинное воспитание «совершается только тогда, когда есть самовоспитание».

Обучение состоит из двух неразрывно связанных явлений:

Подобразованием принято понимать процесс овладения системой знаний и умений, выработанных человечеством; формирование на этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознания и поведения; целенаправленную деятельность, связанную с приобщением человека к культуре, к знаниям.

В соответствии с уровнем и профилем образования можно говорить о начальном, среднем, высшем образовании, а также образовании общем и профессиональном.

Важную роль в образовании играет самообразование. Оно рассматривается в педагогике как составная часть образования и обучения. Образование и обучение должны быть направлены на формирование у школьников познавательных потребностей и соответствующих умений в познавательной деятельности. Но самообразование рассматривается и как систематическая познавательная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в знаниях, возникших у человека. Такое самообразование может осуществляться на протяжении всей жизни человека.

Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть картинку Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Картинка про Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести

Источник

Тест по предмету «Педагогика»

Тест по педагогике

1) [-]наука о передаче данных

2) [-]наука об образовании

3) [+]наука о воспитании

КАКИЕ ЗАДАЧИ СТАВЯТСЯ ПЕРЕД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКОЙ?

1) [-]воспитание, обучение подрастающего поколения

2) [+]познание законов воспитания, вооружение педагогов- практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса

3) [-]изучение воспитания как фактора духовного развития людей

ЧТО ОПРЕДЕЛИЛО РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ?

1) [-]прогресс науки и техники

2) [-]забота родителей о счастье детей

3) [-]биологический закон сохранения рода

4) [-]объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду

5) [+]повышение роли воспитания в общественной жизни

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ЭТО:

1) [-]Целенаправленный и организованный процесс формирования личности

2) [+]Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей

3) [-]Передача накопленного опыта от старших поколений к младшим

1) [+]специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников направленный на усвоение ЗУНов, формирования мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепления навыков самообразования в соответствии с поставленными целями

2) [-]Передача знаний от учителя к ученикам с целью социальной адаптации и подготовки их к жизни

3) [-]Организация самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками

ЦЕЛЬЮ ВОСПИТАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) [+]Ориентация на ценности, которые будут приоритетны для человека

2) [-]Развитие чувств, интуиции, воспитание души

3) [-]Развитие человеческого «Я»

МИРОВУЮ СЛАВУ РУССКОЙ ПЕДАГОГИКЕ ПРИНЕС:

ОСНОВУ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЯЮТ:

1) [+]Преемственность и передача накопленного опыта от старших поколений к младшим

2) [-]Самообучение, самовоспитание и самоактуализация

3) [-]Знания, умения и навыки

1) [+]Процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта

2) [-]Процесс формирования личности в определенной социальной среде

3) [+]Общение и передача накопленного опыта от учителя ученикам

НЕ ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕНЫМ-ПЕДАГОГОМ:

ПРОЦЕСС ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ ПОДРАЗУМЕВАЕТ:

1) [-]постановку целей

2) [+]обоснование и постановку целей

3) [-]постановка правильной цели

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ЭТО:

1) [+]система, объединяющая в себе процессы обучение, воспитание, развитие

2) [-]процесс формирования социально адаптированной личности

3) [-]совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращался в качества формируемого человека

КОМПОНЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЮТСЯ:

1) [-]педагоги, воспитуемые, условия воспитания

2) [-]целевой, деятельностный, трудовой

3) [+]целевой, содержательный, результативный, деятельностный

ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) [-]усвоение необходимых знаний, умений, навыков

2) [-]формирование личности, способной к саморазвитию, самообучению, самоактуализации, самостоятельному приему решений и рефлексии над собственным поведением

3) [+]активное включение ученика в образовательный процесс

ЦЕЛОСТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В:

1) [+]в подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели- формированию всесторонне и гармонично развитой личности

2) [-]в том, что все процессы, образующие педагогический процесс протекают в одних и тех же условиях

3) [-]в том, что все процессы, образующие педагогический процесс имеют общую методологическую основу

ЗАКОН ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО:

1) [+]педагог воздействует на личность через коллектив

2) [-]педагог воздействует на личность, а коллектив на педагога

3) [-]происходит параллельное воздействие педагога на учеников, а ученики на педагога

ОСНОВНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ПЕДАГОГИКИ ЯВЛЯЮТСЯ:

1) [-]педагогический процесс, процесс воспитания и процесс обучения

2) [-]обучение, образование, воспитание

3) [+]обучение, образование, воспитание, развитие и формирование

20. Метод воспитания – это:

1) совокупность средств воспитательного воздействия;

2) совокупность однородных приемов воспитательного воздействия;

3) путь достижения цели воспитания; +

4) вариант организации воспитательного мероприятия

21. Комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности – это:

1) профессиональное мастерство; +

2) педагогические способности;

3) профессиональное становление;

4) профессиональная компетентность

В заданиях 22 – 24 выберите правильные ответы или ответ

22. К методам формирования познания относятся

23. Современные подходы в теории и практики воспитания:

4) личностно- ориентированный

1). Тo, как организуется процесс обучения,

2). То, где организуется процесс обучения. +

3). то, зачем организуется процесс обучения.

Своеобразие психологии и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента, характера, в эмоциональной, интеллектуальной сферах, потребностях и способностях человека.

Человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию.

Человек как целостный, неповторимый представитель рода с его психо- физиологическими свойствами.

Живое существо, обладающее даром мышления, речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, единство физического, природного, наследственного и приобретенного.

Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть картинку Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Картинка про Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть картинку Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Картинка про Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть картинку Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Картинка про Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть картинку Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Картинка про Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести

Номер материала: ДБ-1419931

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть картинку Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Картинка про Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести

Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть картинку Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Картинка про Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть картинку Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Картинка про Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть картинку Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Картинка про Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести

В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам

Время чтения: 1 минута

Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть картинку Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Картинка про Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести

В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери

Время чтения: 2 минуты

Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть картинку Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Картинка про Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть картинку Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Картинка про Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести

Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Основные категории педагогики

Функции, принципы и методы педагогики. Воспитание, обучение и образование как процесс нравственного формирования личности. Организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся. Уровни структурного обучения, социализация и дидактика.

РубрикаПедагогика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления04.06.2014
Размер файла90,1 K

Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Смотреть картинку Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Картинка про Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести. Фото Неверно что к числу основных категорий педагогики можно отнести

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Основные категории педагогики

1.1 Воспитание. Принципы воспитания

1.2 Обучение. Уровни структурного обучения

1.3 Образование. Подходы к образованию

2. Основные вспомогательные категории педагогики

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями.

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в центральную систему. Знание категориального аппарата любой науки позволяет сформировать целостное представление о данной научной области и ее специфике в отличие от смежных наук (о предмете, объекте и структуре науки, ее методологии и методики исследования).

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.

Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими.

Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-исторический характер.

С изменением общественных отношений коренным образов изменяются цели, задачи, формы и организация воспитания.

С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содержание и формы.

Не требует особых доказательств вывод о том, что при наличии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При некоординированных воспитательных воздействиях человек подвергается очень сильным односторонним влияниям, способным деформировать общую цель воспитания. Координаторами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, управляемые высококвалифицированными педагогами.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие достаточно общие понятия, как «самовоспитание», «самообразование», «саморазвитие», «педагогический процесс», «продукты педагогической деятельности», «социальное формирование» и др. Признавая выделенные понятия важными компонентами педагогической теории, будем рассматривать их смысл в контексте изучения специальных вопросов.

1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения)

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.

Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».

Эффективность воспитательного процесса во многом определяется знанием и пониманием педагогом основных закономерностей психических явлений воспитанников, их специфики, зависящей от различных внешних и внутренних факторов.

Закономерности воспитания обусловливают принципы, на которых строится организация воспитательного процесса. Определяя принципы воспитания, необходимо руководствоваться некоторыми требованиями к ним. Принципы должны носить комплексный характер, иметь равную значимость в осуществлении воспитательного процесса. В современной педагогической науке можно выделить ряд принципов воспитания: общественную направленность, связь с жизнью и трудовой деятельностью, опору на положительное воспитание, единство воспитательных воздействий. Рассмотрим их более подробно:

Общественная направленность воспитания. Воспитание неразрывно связано с потребностями общества, но регламентируется государством. Воспитание нового поколения должно способствовать формированию определенной идеологии, политических взглядов, быть направлено на упрочение государственного строя. Педагог, исполняющий роль воспитателя, не свободен в выборе содержания воспитательного процесса. Наилучшего результата можно достигнуть при условии совпадения государственных, общественных и личных интересов всех сторон, оказывающих воздействие на воспитание.

Связь воспитания с трудовой деятельностью предполагает наличие практической деятельности в процессе воспитания. Но помимо приобщения воспитанников к посильному участию в трудовой деятельности общества, необходимо формировать должное отношение к труду и трудящимся. К задачам воспитания относятся развитие способности и мотивации к собственной трудовой деятельности, стремление вносить свой вклад в трудовую жизнь общества, заботясь при этом не только о личном благосостоянии, но и об интересах государства.

Единство воспитательных воздействий. Воспитание только тогда будет продуктивным, когда все окружение человека, имеющее непосредственное влияние на формирование его личности, будет иметь согласующиеся между собой, не противоречащие друг другу цели воспитания. Усилия специально организованных учреждений, семьи и общественности должны дополнять друг друга и находиться во взаимном соответствии. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. В семье создается наиболее полный эмоциональный контакт, присутствуют доверительные отношения, авторитет родителей и других родственников. Только в семье возможен максимальный учет индивидуальных особенностей человека, среди родных и близких человек охотнее раскрывается, что важно для определения его желаний и потребностей, способностей и возможностей. Используя все это, можно добиться наилучших успехов в воспитании.

Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностых свойств и качеств.

Прежде всего, вспомним, что личность развивается только в процессе разнообразной деятельности. Это в полной мере относится и к формированию отношений личности (личностных качеств) предмета воспитания. Так, для формирования таких характерно личности, как мировоззрение и общественная направленность, необходимо включать ее в познавательную и разнообразную общественную деятельность. Только в процессе познавательной и практической деятельности формируются патриотизм, трудолюбие и другие качества.

Однако для формирования отношений личности весьма существенным является то, чтобы педагог, организуя деятельность учащихся, умело использовал такие способы и приемы воспитания, которые стимулировали бы их стремление (потребности) к личностному развитию, способствовали бы формированию их сознаний (знаний, взглядов и убеждений), совершенствованию поведения» волевой сферы и которые в своей совокупности создают предпосылки для выработки тех или иных личностных качеств. Так, воспитывая дисциплинированность, нужно разъяснять учащимся нормы правила поведения и убеждать в необходимости их соблюдения, С этой же целью используются положительные примеры дисциплинированности и выполнения своих обязанностей. Все это способствует формированию учащихся соответствующих потребностей, знаний, взглядов, чувств и убеждений и оказывает влияние на их поведение.

В ряде случаев для выработки навыков и привычек дисциплинированного поведения на уроках, переменах и в общественных местах необходимо использовать и специальные упражнения, приучая учащихся правильно сидеть за партой, поднимать руку при желании обратиться к учителю и т.д.

Важную стимулирующую роль в формировании дисциплинированности играют одобрение положительных поступков учащихся и тактичное осуждение нарушений норм и правил поведения. Подобную корректирующую роль выполняют также требования педагоги контроль за поведением учащихся и переключение их на другие вид деятельности.

Как показывают приведенные выше примеры, в качестве основ выступают следующие методы воспитания: а) убеждение, б) положительный пример, в) упражнение (приучение), г) одобрение, д) осуждение) требование, ж) контроль за поведением, з) переключение на другие виды деятельности

Основанием для организации обучения является изготовленный в звене учения (и в звене обучения) продукт ученика, в котором отсутствуют необходимое качество и количество содержания, представленного в учебном материале. Если такого продукта ученика нет, то невозможно организовать и деятельность обучения.

Деятельность обучения считается завершенной, а цель ее достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения.

Ниже представлены 11 высказываний об обучении, которые расположены во временном порядке опубликования содержащих их материалов и охватывают 30-летний период с 1954 по 1984 год.

4. «Обучение, как особая целенаправленная деятельность учителя по вооружению учащихся знаниями, умениями и навыками и развитию их познавательных и творческих способностей, является важнейшей составной частью воспитания в широком смысле».

В этих высказываниях обучение представляется с разнообразных сторон: как процесс, как деятельность; представлены результаты; субъекты, участвующие в обучении, и субъекты, руководящие обучением; обучение как вид, как явление и как взаимодействие.

Вместе с тем, наличие множества определений понятия «обучение» свидетельствует о проблемах в педагогической теории.

Уровни структурной организации обучения

Выделим четыре уровня (масштаба) организации обучения:

1. Масштаб деятельности индивидуальных субъектов учебного процесса. Этот уровень задаётся разными позициями субъектов процесса обучения в их непосредственном взаимодействии с другими субъектами, а также позициями субъекта «индивидуального» действия. К сожалению, многие работы по дидактике не выходят за пределы этого уровня организации обучения. Повторим, не возникла бы дидактика как отрасль знаний, остановись человечество на индивидуальном обучении; достаточно было бы знаний о закономерностях формирования понятий и умений.

2. Масштаб учебного коллектива (учебного занятия).

Уровень учебного коллектива. На втором уровне структурной организации обучения (уровне учебного коллектива) рассматривается вопрос, как субъекты учебного коллектива включены в событийные образовательные ситуации. Это ухватывается такими понятиями, как общие формы организации обучения, учебное занятие, событийная ситуация и др.

Общие формы организации обучения. Классификацию общих (базисных) форм организации обучения создал В.К. Дьяченко. Исходя из понимания обучения, он в её основу положил возможные структуры взаимодействия людей:

* опосредованному общению людей соответствует индивидуально-опосредованная форма обучения (индивидуальная работа обучающегося с учебными материалами);

Типы учебных занятий. Чтобы охарактеризовать учебное занятие, кроме структуры его организационных форм, необходимо осветить систему взаимосвязанных элементов: целей, содержания, этапов, методов, средств обучения. Кроме того, нужно говорить об определённом объединении обучающихся и педагогов: школьном классе, студенческой группе, разновозрастном учебном коллективе и т.п.

Традиционная типология учебных занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия…) носит эмпирический характер, а потому может быть использована для объяснения ограниченного круга явлений, связанных с обучением.

Признаками индивидуальных учебных занятий являются отсутствие общего фронта, минимальный уровень коллективности (системообразующей является работа учителя с каждым учеником по очереди и индивидуальная деятельность учащихся). Индивидуальные занятия положены в основу таких систем обучения, как М. Монтессори и Дальтон-плана.

Для коллективных учебных занятий характерны следующие сущностные признаки:

* обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты курса, используя разные способы и средства, затрачивая разное время, т.е. отсутствует общий фронт;

* разные ученики осваивают общее содержание курса по разным учебным маршрутам;

* создаются временные кооперации учащихся на местах пересечения их учебных маршрутов. Временную кооперацию, если её состав три человека и больше, называют сводным отрядом. Понятие сводного отряда заимствовано у А.С. Макаренко [10] и перенесёно на учебный процесс.

Термин «коллективные занятия» является производным от понятия «коллектив» и его сущностных признаков как социально-психологического феномена, в основе которого лежит совместная деятельность и высшие формы кооперации.

Благодаря многоплановости коллективных учебных занятий, здесь можно использовать всё богатство позитивного опыта, наработанного педагогической теорией и практикой, либо применительно ко всему коллективу, либо к некоторым группам, либо отдельным учащимся.

Организационная структура учебных занятий. Ведущая организационная форма обучения. Учебное занятие строится на характерном сочетании базисных форм организации обучения. Одна из форм играет роль ведущей. Термин «ведущая организационная форма обучения» введено И.Г. Литвинской.

Таким образом, общий фронт или его отсутствие обусловлено тем, какая организационная форма обучения является в этом типе учебных занятий ведущей. На основе ведущей формы удерживается единство изучаемого содержания образования, осуществляется управление деятельностью учащихся. Она определяет темп обучения, время начала и окончания занятий, особенности используемых программ и учебных средств.

К ведущей форме подстраиваются все остальные. Они играют хотя и важную, но всё же дополнительную роль. Каждая из четырех базисных организационных форм обучения, взятая в отдельности от других, обладает своими объективными возможностями и ограничениями. Но в сочетании с той или иной формой обучения, являющейся в данный момент ведущей, эти объективные особенности реализуются фрагментарно, в разных сочетаниях проявляются по-разному. нравственный воспитание обучение образование

В обыденном понимании образование, кроме всего прочего, подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким, как астрофизика, право, география или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования, в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.

Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за большую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т.п.

Для успешной работы такого подхода, однако, совершенно необходим постоянный контроль успехов учащихся и отсев неуспевающих. При нарушении этого требования (что, конечно, прикрывается «самыми добрыми намерениями») за счёт явного и скрытого противодействия не желающих и/или неспособных учиться (уточним, что именно по данной программе и предложенным способом) успешность обучения такой группы начинает падать и при определённых обстоятельствах отрицательные плоды такого обучения далеко превосходят его положительные составляющие. Хрестоматийные примеры подобных накладок были приведены ещё Я.А. Коменским в его «Великой дидактике» (откуда о человеке, пытающимся заниматься делом, к которому Природа его явно не предназначала, пошло столь же известное выражение «Осёл с лирой»). Упомянутые явления на примерах из жизни советской школы подробно рассмотрены, к примеру, в произведениях проф., д.п.н. В.В. Кумарина.

Поэтому в обязательной общеобразовательной школе, по мнению ряда специалистов с её огромным разнообразием целей и природных способностей учащихся, и, в то же время, отсутствием планового отсева, больше подходит принцип природосообразности.

Ещё в античности многими людьми было замечено, что способности человека (в том числе к обучению, к примеру, воинским искусствам) в значительной степени зависят не только от его (её) воли, терпения, настойчивости и благоприятных внешних обстоятельств (учителя, питание и т.д.), а неким образом заданы изначально. В соответствии с уровнем миропонимания того времени этой внешней силе греками было дано название «фатум», индийцами «карма», русскими «судьба» (предопределённость) и т.д. Деятелями религий данное явление по сию пору объясняется как особое божественное предназначение каждого человека (например, миссия, «крестный путь» в Христианстве).

Научное объяснение данному явлению было дано сравнительно недавно в связи с успехами генетики, особенно после первой расшировки генома человека и дальнейших исследований, численно показавших существенное разнообразие генома разных людей, связь различных генов с наличием и величиной различных проявлений человека.

Таким образом, при природосообразном подходе в школе должны ставиться и решаться следующие задачи:

1. Определение состава и величины природных способностей каждого учащегося (в том числе и путём пробного освоения небольшого объёма тех или иных знаний).

2. Взращивание, питание (воспитание), просвещение выявленных способностей в соответствие с общественными возможностями и потребностями, а также личными устремлениями и особенностями данного учащегося.

В настоящее время общеобразовательные (народные) школы в большинстве развитых стран от США и стран Западной Европы до Японии построены на основе природосообразного подхода.

Различия в понятийном аппарате при разных подходах

Многие вопросы воспитания и обучения решаются существенно по разному (в том числе прямо противоположно), в зависимости от приверженности ответчика к тому или иному подходу к обучению.

Иерархичность обучения как вид природосообразного подхода

В современной системе знаний закрепилось понятие «базовое образование», означающее образование предыдущей ступени при получении (намерении получить) образование последующей ступени.

Иерархия (в области научной, инженерной и т. п. карьеры) упрощённо выглядит следующим образом:

1. начальное образование;

2. неполное среднее образование;

3. полное среднее образование;

4. среднее профессиональное образование;

5. бакалавриат высшего образования;

7. аспирантура (ординатура, адъюнктура) (при соискании учёной степени кандидата наук),

8. докторантура (при соискании учёной степени доктора наук).

9. дальнейшее профессиональное совершенствование

При этом в разных странах имеются определённые (и существенные) различия в числе уровней данной иерархии. Так, во Франции после 9 лет обучения (неполное среднее) по итогам экзаменов к обучению в 10-12 классах средней школы (фактически, подготовка к ВУЗу) допускается лишь порядка 30% выпускников 9-го класса. В Японии свой подход: за счёт бюджета обучаются только учащиеся первых 9 классов, а в старших классах за обучение уже взимается плата, что также способствует определённому отсеву. В постсоветских странах такого резкого различия неполной и полной средней школы нет.

В странах Европы достаточно давно уже принята система бакалавриата (неполное высшее), кроме того по итогам накопительного рейтинга после первых двух лет обучения в вузе нередко отчисляется заметная доля менее успевающих учащихся (в том числе не имеющих неудовлетворительных оценок). В постсоветских странах подобные подходы приживаются с большим трудом. В том числе в связи с установкой финансирующих высшую школу учреждений на то, что из любого поступившего в вуз следует «изготовить» полноценного специалиста (то есть концептуальные подходы высшей школы определяют бухгалтеры), а процент неудач должен быть как можно ниже (что не может не сказываться на качестве подготовки).

2. Основные вспомогательные категории педагогики

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *