Неверно что исследованием и разработкой теории мотивации занимался
Основные понятия теории мотивации и ее развитие
Основные теории мотивации
Мотивация — одна из важнейших функций менеджмента.
Она подразумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей предприятия. Мотивация — процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организаций. Это сила, побуждающая к действию, психоэнергетический потенциал, нацеливающий человека на определенную деятельность, достижение определенной цели.
Мотив — внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать определенным образом.
Известно, что стимулирование человека связано непосредственно с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических).
Потребность — осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.
Вознаграждения — это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижения по службе) и внутренние вознаграждения, получаемые посредством самой работы (чувство успеха).
Развитие теории мотивации началось с XX в. Выделяют следующие группы теорий мотивации:
Согласно теории А. Маслоу, существует пять основных типов потребностей (рис. 23):
Эти потребности образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека, причем потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока хотя бы частично не удовлетворены потребности нижнего уровня.
В основе теории Маслоу лежат следующие положения:
Степень удовлетворения потребностей (от желаемого) по уровням:
Теория А. Маслоу получила дальнейшее развитие в теориях Д. МакКлелланда и Ф. Герцберга.
В развитие классификации А. Маслоу Д. МакКлелланд вводит понятия потребностей власти, успеха и принадлежности (например, к определенному классу) или социальной потребности (рис. 24).
С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, удовлетворены.
В основе теории Ф. Герцберга (рис. 25) лежат следующие положения:
Процессуальные теории мотивации. Основной вклад в развитие процессуальных теорий внес В. Врум. В основе его работы лежит теория ожиданий, суть которой схематично отражена на рис. 26. Эта теория основана на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения своих потребностей.
Каждый “блок ожиданий” в схеме отражает усилия менеджера по мотивации работника.
К процессуальным теориям можно также отнести теорию справедливости.
Она сводится к тому что, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия.
Справедливость оценки с позиции работодателя и с позиции работника может отличаться. В этом случае нормирование труда, т. е. оценка необходимых усилий для выполнения единицы работы, может разрешить проблему справедливости.
Теория справедливости в комплексе с теорией ожиданий представлена в модели Портера-Лоулера (рис. 27). Эта теория основана на том, что мотивация есть функция потребностей, ожиданий и справедливости вознаграждения. Один из самых важных выводов этой теории состоит в том, что результативный труд всегда ведет к удовлетворению работника.
Согласно теории Д. Макгрегора подход к мотивации может быть выбран на основании отношения человека к труду. Выделяют два типа работников: X и Y (табл. 3).
Описание по признакам | Теория Х | Теория Y |
---|---|---|
1. Представления руководителя о человеке | Люди не любят трудиться и при любой возможности избегают работы У людей нет честолюбия, и они избегают ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили Больше всего люди хотят защищенности Чтобы заставить людей работать, необходимы принуждение, контроль и угроза наказания | Труд — процесс естественный. При благоприятных условиях люди не только принимают ответственность, но и стремятся к ней Если люди принимают цели организации, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль У людей развиты потребности высших уровней Способность к творческому решению проблем у людей встречается часто, потенциальный интеллект среднего человека недоиспользуется |
2. Практика руководства а) планирование | Централизованное распределение задач, единоличное определение целей стратегии, тактики | Поощрение определения целей подчиненными в соответствии с целями организации |
б) организация | Четкое структурирование задач, полномочия не делегируются | Высокая степень децентрализации полномочий |
в) контроль | Тотальный, всеобъемлющий | Самоконтроль подчиненных в процессе работы, контроль руководителя по ее завершении |
г) общение | Жесткая регламентация поведения | Руководитель действует как связующее звено в обмене информацией |
д) принятие решений | Отрицание права свободы принятия решений подчиненными | Активное участие подчиненных в принятии решений |
3. Использование власти и влияния | Психологическое давление, угроза наказания, власть, основанная на принуждении | Убеждение и участие, власть через положительное подкрепление |
4. Стиль руководства | Авторитарный | Демократичный |
Основные характеристики работника типа X:
Поэтому его нужно принуждать к работе путем наказания или поощрения.
Основные характеристики работника типа Y:
Поэтому его нужно побуждать к работе, а не принуждать.
В 1981 г. У. Оучи разработал теорию Z, согласно которой человек не относится ни к типу X, ни к типу Y. Он относится к типу Z, т. е. в зависимости от сложившейся ситуации человек ведет себя как X или как Y, соответственно выбирается и способ мотивации.
Теория трудовых установок А. Гастева. Данная теория была разработана в 20-е гг. XX в. Она является отражением энтузиазма советских людей того времени (лозунги, досрочное выполнение плана, социалистические соревнования).
Для применения теории А. Гастева на практике должны быть созданы мотивы, апеллирующие к высшим человеческим характеристикам, таким как энтузиазм, долг, совесть, дух соревнования.
Концепция кружков качества. Концепция (теория мотивации бездефектного труда) была разработана в 1962 г. в Токио.
В ее основе лежат принципы деятельности кружков качества:
Система мотивации. Система мотивации реализует три основные функции:
1. Планирование мотивации:
2. Осуществление мотивации:
3. Управление мотивационными процессами:
Общим для всех функций является подбор кадров с высоким уровнем внутренней мотивации.
Методы стимулирования труда
Стимул — это внешнее побуждение к действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный или групповой).
Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется стимулированием. Стимулирование выполняет на предприятии важную роль действенных мотиваторов или основных носителей интересов работников. Оно принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование — это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.
Мотивация и стимулирование персонала оказывают значительное влияние на развитие у работников таких важных характеристик их трудовой деятельности, как качество работы, результативность, старание, усердие, настойчивость, добросовестность и т. д.
Перечислим общие стимулы, побуждающие человека лучше работать:
Стимулирование как метод воздействия на трудовое поведение опосредовано через его мотивацию. При стимулировании побуждение к труду происходит в форме компенсации за трудовые усилия. Деление стимулов на “материальные” и “моральные” условно, поскольку они взаимосвязаны. Например, премия выступает и как акт признания по отношению к работнику, и как оценка его заслуг, а не только материальное вознаграждение результатов труда. Иногда у работников ориентация на общение, принадлежность к определенному сообществу, престиж проявляются сильнее, чем ориентация на денежное вознаграждение.
Материальные методы стимулирования труда. Выбор рациональных форм и систем оплаты труда персонала имеет важнейшее социально-экономическое значение для каждого предприятия в условиях рыночных отношений. Формы и системы оплаты труда работников создают на всех уровнях хозяйствования материальную основу развития человеческого капитала, рационального использования рабочей силы и эффективного управления персоналом всех категорий.
Вознаграждение персонала за труд, или компенсация работникам затрачиваемых усилий, играет существенную роль в привлечении трудовых ресурсов на предприятия, в мотивировании, использовании и сохранении необходимых специалистов в организации или на фирме.
Неэффективная или несправедливая система вознаграждения может вызвать у работников неудовлетворенность как размерами, так и способами определения и распределения доходов, что в конечном итоге может повлечь за собой снижение продуктивности труда, качества продукции, нарушение трудовой дисциплины и т. п.
Связь вознаграждения работников с фактическими результатами производственной деятельности тех или иных организаций осуществляется с помощью используемых ими форм и систем заработной платы. Они определяют механизм зависимости вознаграждения каждого работника от результативности трудовой деятельности. В любой организации труд, затраченный конкретным исполнителем, может быть выражен количеством отработанного им рабочего времени или объемом произведенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг. В зависимости от того, в каких экономических показателях измеряются затраты или результаты труда, принято различать повременную и сдельную формы оплаты труда персонала.
При повременной оплате величина вознаграждения работника зависит от фактически отработанного рабочего времени, а при сдельной — от объема выполненных работ и услуг.
В современной практике часто используются смешанные системы заработной платы — одна часть вознаграждения каждого работника зависит от результатов работы группы (как правило, переменная), а другая — от индивидуальных особенностей (постоянная, должностной оклад).
Большинство руководителей считают, что, если они не смогут предложить солидную зарплату или внушительные премиальные, люди будут лениться, не чувствуя достаточных стимулов. Но следует больше заботиться не о том, с чего платить высокие оклады, а о том, чтобы обеспечить своим сотрудникам справедливое вознаграждение. Справедливость — это соблюдение принципов правильности, беспристрастности, честности.
Доплаты за условия труда. Неблагоприятные условия труда, если их практически невозможно улучшить, должны компенсироваться работнику прежде всего за счет увеличения времени отдыха, дополнительного бесплатного питания на производстве, профилактических и лечебных мероприятий. Доплаты за сменность устанавливаются за работу в вечерние и ночные смены. Доплаты за уровень занятости в течение смены вводятся преимущественно для многостаночников, наладчиков и ремонтного персонала. Также доплаты устанавливаются при совмещении профессий (функций).
Надбавки. Надбавки за производительность выше нормы в форме сдельного приработка могут иметь место, если причиной перевыполнения норм явилось наличие у работника способностей к данной работе, превышающих средний уровень.
Помимо зарплаты есть другое средство мотивации — внутрифирменные льготы: оплата фирмой медицинских услуг, страхование на случай длительной потери трудоспособности, полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно, предоставление своим работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента, предоставление права пользования транспортом фирмы, питание во время работы и другие расходы.
Всевозрастающее значение в формировании дохода приобретают такие формы, как участие в прибылях и в акционерном капитале. Это можно объяснить не только стремлением к социальной гармонии, но и возможностью ухода от налогов, которые приобретают в рыночной экономике все более возрастающее значение и толкают работодателей на поиски возможностей их неуплаты.
Еще один вид вознаграждения, которым руководитель может распорядиться по своему усмотрению, — премиальные выплаты (бонусы). Они могут быть как плановыми (ежегодные премии к определенной дате), так и внеплановыми, связанными с результатами работы сотрудника и являющимися особым стимулом, так как нежданное поощрение помогает сотруднику почувствовать свою значимость (премии к дню рождения сотрудника, премии, связанные с получением организацией дополнительной прибыли и др.). При распределении среди сотрудников части прибыли используются оба вида мотивации: вызывается чувство сопричастности к делам компании посредством материального вознаграждения. Привязка размера премий к результатам бизнеса позволяет сотрудникам увидеть связь между своей работой и достижениями компании, а следовательно, и величиной своей премии.
Нематериальные методы стимулирования труда. Проблема стимулов к труду очень актуальна. Современный менеджер должен постоянно отмечать ценность работника для коллектива, наличие у него творческого потенциала, положительных сторон, хороших качеств, достигнутые результаты. Эта оценка должна быть максимально объективной, опираться не на общие впечатления, а на конкретные, точные показатели и данные.
Поскольку разработка системы стимулов в условиях рынка в России — один из наиболее важных резервов управления компаниями, следует помнить, что материальные факторы далеко не всегда выходят на первый план и не могут быть единственной формой вознаграждения за труд. Главное — привлекательность труда, его творческий характер. Вот именно эту привлекательность и следует создавать менеджеру, постоянно обновляя содержание труда каждого подчиненного.
Нематериальные стимулы многообразны и подразделяются на три группы: социальные, моральные, социально-психологические. Используя их в комплексе, можно добиться высокой эффективности.
Социальные стимулы связаны с потребностью работников в самоутверждении, с их стремлением занимать определенное общественное положение, с потребностями в определенном объеме власти. Эти стимулы характеризуются возможностью участвовать в управлении производством, трудом и коллективом, принимать решения; перспективами продвижения по служебной лестнице, возможностью заниматься престижными видами труда. Следовательно, предполагается, что работникам предоставляется право голоса при решении ряда проблем, им делегируются права и ответственность.
Моральные стимулы к труду связаны с потребностями человека в уважении со стороны коллектива, в признании его как работника, как нравственно одобряемой личности. Признание может быть личным или публичным.
Личное признание подразумевает, что особо отличившиеся работники будут отмечены в специальных докладах высшему руководству организации. Они могут быть представлены лично руководителю. Им гарантируется право подписи в документах, в разработке которых они принимали участие. Такие работники по случаю праздников и юбилейных дат персонально поздравляются администрацией.
Публичное признание выражается в широком распространении информации о достижениях работников в многотиражных газетах, выпускаемых организациями, на специальных стендах (досках почета), в награждении особо отличившихся специальными знаками, грамотами. Нередко публичное признание сопровождается премиями, ценными подарками и т. д.
К моральным стимулам относятся похвала и критика.
Социально-психологические стимулы вытекают из той особой роли, которую играет общение в жизни человека. Именно общение является коренной потребностью и условием нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому комфортный климат в коллективе, обеспечивающий нормальное общение, позволяет самореализовываться человеку, является прекрасным стимулом к ощущению удовлетворенности работника в труде.
Между материальными и нематериальными стимулами существует диалектическая связь. Так, заработная плата (материальный стимул) влияет на оценку и самооценку работника, удовлетворяя тем самым его потребности в признании, уважении окружающих, самоуважении, самоутверждении, т. е. материальный стимул выступает одновременно и как социальный, моральный, психологический. Но если использовать лишь материальный стимул, не задействовав моральных, социальных, творческих стимулов, то вся система стимулирования перестанет выполнять присущие ей функции в полной мере, что приведет к преобладанию экономических стимулов в ущерб социальным, моральным, психологическим и нравственным.
Таким образом, материальные и нематериальные стимулы взаимно дополняют и обогащают друг друга.
11 теорий мотивации в психологии и их авторы
Содержание:
В теории мотивации Они объясняют, как мотивация возникает, развивается, увеличивается и уменьшается у людей. В психологии мотивация определяется как серия процессов, которые инициируют, направляют и поддерживают все модели поведения, связанные со способностью достигать цели.
Мотивация связана с мыслями, а также с эмоциями и поведением, поэтому это один из самых важных процессов на ментальном уровне. Мотивация связана со всеми ситуациями в повседневной жизни, которые требуют определенных действий, от похода на кухню за стаканом воды до начала изучения карьеры с целью улучшения наших возможностей трудоустройства.
Таким образом, это очень широкий психологический процесс, который воздействует на нас во все времена, поэтому на протяжении всей истории он вызывал большой интерес у специалистов по человеческому поведению.
На мотивацию влияет множество различных факторов, в том числе биологические, социальные, когнитивные и эмоциональные. Из-за этого существуют всевозможные теории мотивации, которые взаимно дополняют друг друга и объясняют различные части процесса действий на основе целей.
На протяжении всей истории было предложено множество различных мотивационных теорий, и сегодня до сих пор нет единого мнения о том, как лучше всего объяснить это психологическое явление. В этой статье мы рассмотрим некоторые из самых важных, чтобы понять, как этот процесс работает наилучшим образом.
Самые важные теории мотивации
— Двухфакторная теория Герцберга
Одним из первых объяснений того, как работает мотивация, появившейся в области психологии, стала теория двух факторов, предложенная Фредериком Герцбергом в 50-х годах прошлого века. Этот психолог провел опрос более 200 сотрудников, чтобы понять, что вызывает положительные и отрицательные чувства, которые они испытывают к своей работе.
Проанализировав все свои ответы, Герцберг понял, что в основном существует два типа факторов, определяющих уровень удовлетворенности сотрудников своими должностными обязанностями: мотивация и гигиена.
Интересно, что оба типа факторов, казалось, работают независимо: наличие нескольких гигиенических факторов не увеличивает мотивацию сверх определенного уровня, а отсутствие мотивационных факторов не снижает удовлетворенность сверх определенного уровня.
— Пирамида потребностей Маслоу
Одной из самых успешных теорий мотивации как в психологии, так и за ее пределами была теория, предложенная Абрахамом Маслоу в его работе «Теория мотивации человека» в 1943 году. В этой статье исследователь утверждал, что наша потребности иерархичны; иными словами, самые основные должны быть выполнены, прежде чем будут активированы более высокие уровни.
Таким образом, большинство людей начинают свою жизнь, действуя с самых низких уровней мотивации, и, удовлетворяя свои потребности, они могут перейти к следующему. Согласно теории Маслоу, существующие типы мотивации разделены на пять различных уровней: физиологические потребности, безопасность, принадлежность, уважение и обновление.
Физиологические потребности
Этот уровень включает в себя все потребности, которые должны быть удовлетворены, чтобы гарантировать выживание и воспроизводство человека. Следовательно, он включает в себя такие элементы, как поиск пищи, воды, тепла, убежища и секса. Они находятся на очень низком уровне мозга и имеют абсолютный приоритет над всеми другими типами.
Потребности в безопасности
Как только цели выживания достигнуты, человек начинает больше заботиться о своем благополучии и безопасности в долгосрочной перспективе. На этом уровне мы находим цели, связанные, например, с финансовым уровнем, физическим здоровьем и стабильностью как на личном уровне, так и на уровне окружающей среды, в которой человек живет.
Потребности в членстве
Третий уровень теории мотивации Маслоу связан с необходимостью общаться с другими людьми, будь то в форме дружбы или отношений. Те, кто находятся в этой точке, ориентированы на формирование прочных и стабильных отношений, основанных на любви и взаимном уважении.
Потребность в уважении
Четвертый уровень пирамиды Маслоу связан с необходимостью чувствовать себя уважаемым другими людьми и собой. Те, кто находятся на этом этапе, обычно пытаются изменить ситуацию, внести что-то в мир и выделиться в чем-то конкретном, будь то на рабочем или личном уровне.
Необходимость обновления
Последний уровень, описанный Маслоу, является самым редким, и, по оценкам, сегодня на нем работает менее 10% населения. Те, кто здесь, в основном сосредоточены на том, чтобы извлечь из этого максимальную пользу во всех областях и полностью раскрыть свой потенциал.
— Теория необходимости достижения
Многие из классических теорий мотивации (особенно те, что исходят из бихевиоризма) не рассматривали возможность того, что человек будет действовать мотивированным образом, если не будет внешнего подкрепления, которое побудило бы его к этому.Однако, по мнению Макклелланда, некоторым людям нужно подталкивать себя к тому, чтобы стать лучше просто ради удовлетворения от этого.
Эта теория мотивации очень полезна для объяснения того, почему определенные люди способны на очень трудные достижения в ситуациях, когда кажется, что вознаграждения недостаточно, как, например, в случае научного исследователя, который преуспел в своей области после многих года напряженной работы без какого-либо внешнего признания.
— Теория основных потребностей
В этой теории потребность в достижении такая же, как у Макклелланда. Люди, которые мотивированы таким образом, действуют, чтобы чувствовать себя хорошо при достижении своих целей, и внешние награды для них не так важны.
Потребность в членстве совершенно другая. Людей с этой базовой потребностью мотивирует в первую очередь их потребность в том, чтобы их принимали и любили другие. Они, как правило, чувствуют себя некомфортно в конфликте и ищут социальной поддержки во всем, что делают. Из-за этого их цели часто определяются тем, чего, по их мнению, хотят окружающие.
Наконец, люди, нуждающиеся во власти, испытывают желание контролировать все аспекты своей жизни и жизни других. Обычно они стремятся достичь статусных позиций, на которых они могут влиять на других людей; и их гораздо больше заботит свое социальное положение, чем цели, которых они достигают или достижения, которых они достигают.
— Эволюционная теория мотивации
Эволюционная теория мотивации, таким образом, защищает, что наши желания, инстинкты, импульсы и цели напрямую связаны со средой, в которой мы развиваемся как вид. Таким образом, наш образ действий будет определяться тем, что означало бы большую вероятность выживания и воспроизводства в нашем эволюционном прошлом.
Очень важной частью эволюционной теории мотивации является теория оптимизации. Согласно этой парадигме, люди всегда стремятся максимизировать получаемые нами награды, сводя к минимуму энергию, которую мы тратим на их получение. Таким образом, мы постоянно проводим анализ затрат и выгод.
— Теория ожиданий
Теория ожиданий утверждает, что люди будут выбирать, как действовать, исходя из последствий, которые они ожидают от своего поведения. Следовательно, согласно этой теории, цели людей на 100% прагматичны и зависят от контекста, в котором они движутся.
Однако теория ожиданий основана не только на вознаграждениях, которые считаются достижимыми, но и на том, насколько вероятно, что человек решит, что они будут даны. Таким образом, люди склонны изо всех сил стараться достичь чего-то, что, как мы знаем, произойдет при соблюдении определенных условий, чем если мы считаем, что награда лишь вероятна.
С другой стороны, когда мотивация человека анализируется на основе этой теории, исследуются три элемента: ожидания, инструментальность и валентность. Основываясь на этих трех характеристиках, желание людей действовать будет увеличиваться и уменьшаться вместе с их вероятностью действовать целенаправленно.
— Теория снижения импульса
Теория снижения влечения фокусируется на идее, что люди действуют, прежде всего, для максимального удовлетворения наших потребностей с целью поддержания состояния равновесия, известного как гомеостаз. Эта теория была впервые предложена в 1943 году Кларком Халлом.
В дополнение к этому, теория снижения влечения делает различие между первичной и вторичной мотивациями. Первичные из них связаны с непосредственным удовлетворением наших естественных импульсов, таких как голод, жажда или потребность в сексе.
С другой стороны, вторичные мотивации связаны с косвенным удовлетворением наших импульсов. Например, желание получить деньги связано с тем, что с помощью этого элемента мы можем покупать еду или жилье, что, в свою очередь, может помочь нам удовлетворить наши основные потребности.
— Теория возбуждения
Теорию возбуждения предложили психологи Стэнли Шехтер и Джером Э. Сингер. Его основная идея заключалась в том, что наша мотивация зависит от активации нервной системы, которая вызывает психологическое состояние бдительности и возбуждения и переводится в так называемое возбуждение.
Шехтер и Сингер изучили состояние мозга нескольких пациентов и обнаружили, что дофамин, нейромедиатор, отвечающий за уровень бдительности и удовольствия, вызывает очень важные изменения в мотивации. На основе этого открытия психологи определили, что различия в мотивации связаны с чувствительностью к этому веществу.
Фактически, было доказано, что когда человек достигает важной для него цели, он получает дозу дофамина, которая доставляет огромное удовольствие и увеличивает вероятность того, что он снова будет вести себя мотивированным образом в будущем. Поэтому для тех, кто защищает эту теорию, цели должны быть как можно более подкрепляющими, чтобы поддерживать адекватное психическое состояние.
— Теория стимулирования
Теория стимулов в мотивации основана на принципах бихевиоризма, которые устанавливают, что люди действуют направленно только в ответ на стимул, который может быть как внутренним, так и внешним.
Таким образом, те, кто отстаивает эту точку зрения, считают, что люди действуют не для того, чтобы быть счастливыми, или потому, что мы считаем их деятельность удовлетворительной, а чисто утилитарным образом.
Таким образом, согласно теории стимулов, люди будут действовать только для того, чтобы избежать наказаний или получить вознаграждение, причем оба эти фактора могут исходить как из окружающей среды, так и от других людей, а также из нашего внутреннего пространства. Например, человек может искать работу, чтобы избежать голода или улучшить свой социальный статус.
В теории стимулов такие элементы, как ценности, оставлены в стороне для более глубокого изучения других, таких как вероятность получения награды или наказания в случае выполнения определенного действия.
— Темпоральная теория
Теория временной мотивации была разработана исследователями Пирсом Стилом и Корнелиусом Кенигом. Оба психолога хотели изучить, как время и дедлайны влияют на человеческую мотивацию, с целью понимания таких явлений, как прокрастинация и постановка целей.
Исследования обоих психологов позволили им обнаружить, что мотивация человека возрастает по мере приближения к концу периода, в течение которого он должен выполнить определенное действие. Таким образом, прокрастинация была бы важным компонентом человеческой натуры, поскольку мотивация всегда низка, когда времени мало.
— Теория Фестингера
Одним из важнейших вкладов всего ХХ века в психологию была концепция когнитивного диссонанса, предложенная исследователем Леоном Фестингером. По словам этого психолога, когда есть несоответствие между нашими мыслями или убеждениями и нашими действиями, мы, как правило, испытываем глубокий дискомфорт.
Если этот дискомфорт достигает очень высокого уровня, мы будем мотивированы действовать таким образом, чтобы избавиться от него. Как правило, это приводит к поведению, которое больше соответствует нашим убеждениям, поскольку очень сложно изменить то, как мы видим мир.
Однако Фестингер также считал, что в тех случаях, когда когнитивный диссонанс очень силен, мы можем полностью изменить свои убеждения, чтобы адаптироваться к среде, которая не соответствует тому, что мы думаем.