Неверно что характеристикой устава является шрифт

Устав (шрифт)

Уста́в или уставное письмо — почерк с чётким угловато-геометрическим рисунком, при котором буквы пишутся в строке, с малым числом выступающих вниз и вверх элементов и большей частью раздельно друг от друга. Медленное и торжественное письмо тщательного каллиграфического исполнения, с малым числом сокращений. В русском языке этот термин применяется к различным письменностям:

В палеографическом значении термин «устав» употребляется с XIX века, первоначально только по отношению к кириллице. Название связано со сферой применения этого письма: в «высокой» церковной литературе «уставнымъ словенскимъ языкомъ».

Содержание

Греческий устав

Греческий устав (в другой терминологии — младший унциал) — маюскульный (одними заглавными буквами) почерк середины I — начала II тысячелетия н. э., первоначально наклонный, но к X веку выпрямившийся. На его основе были созданы готское письмо и кириллица.

Образцы греческого устава

Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть фото Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть картинку Неверно что характеристикой устава является шрифт. Картинка про Неверно что характеристикой устава является шрифт. Фото Неверно что характеристикой устава является шрифтНеверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть фото Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть картинку Неверно что характеристикой устава является шрифт. Картинка про Неверно что характеристикой устава является шрифт. Фото Неверно что характеристикой устава является шрифтНеверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть фото Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть картинку Неверно что характеристикой устава является шрифт. Картинка про Неверно что характеристикой устава является шрифт. Фото Неверно что характеристикой устава является шрифт

Кирилловский устав

Некоторые древнейшие памятники уставного письма (на пергамене):

В древнем уставе пропорции букв приближались к квадрату (со временем заменявшемуся вытянутым вверх прямоугольником), разделение текста на слова отсутствовало. Различают древний собственно устав (до XIV века) и новый устав — с XV по XVII век (по преимуществу на бумаге; впрочем, не все авторы согласны с такой терминологией — некоторые считают новый устав разновидностью полуустава [3] ).

Образцы кирилловского устава

Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть фото Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть картинку Неверно что характеристикой устава является шрифт. Картинка про Неверно что характеристикой устава является шрифт. Фото Неверно что характеристикой устава является шрифтНеверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть фото Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть картинку Неверно что характеристикой устава является шрифт. Картинка про Неверно что характеристикой устава является шрифт. Фото Неверно что характеристикой устава является шрифт
Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть фото Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть картинку Неверно что характеристикой устава является шрифт. Картинка про Неверно что характеристикой устава является шрифт. Фото Неверно что характеристикой устава является шрифт

Уставное письмо довольно рано начало переходить в более беглые почерки: появляется наклон, учащаются выступающие за пределы строки части букв, развивается система сокращений. На смену уставу приходит полуустав (иногда выделяют также переходные виды почерка: маюскульный курсив, переходную скоропись и др. [4] ).

Как типографский шрифт устав использовался (и используется) только в ученой литературе, тогда как церковная традиционно применяет полуустав. Известно издание Остромирова евангелия, набранное в 1843 году специально изготовленным шрифтом, имитирующим почерк рукописи. В публикациях древнейших памятников письменности с конца XIX века и до конца эпохи металлического набора часто применялся характерный мелкий уставный кириллический шрифт с очень тонкими горизонтальными линиями (которые в репринтах часто не пропечатываются, и в результате буквы И/Н/П или Е/С приходится различать только по контексту). В настоящее время разработано довольно много компьютерных уставных гарнитур, воспроизводящих почерки разных мест и времен. Типографские варианты устава обычно различают прописные и строчные буквы.

Глаголический устав

В глаголице к уставу относят как древнейшие почерки (Киевские листки), так и образцы поздней хорватской угловатой глаголицы, в том числе и типографской.

Источник

Новый гост для оформления документов

С 1 июля 2018 года вступил в силу ГОСТ Р 7.0.97-2016. В нем описано, как оформлять деловые и служебные документы: официальные письма, приказы на работе, справки для людей и запросы в ведомства. Россия составила список рекомендаций для всех и предлагает их использовать, чтобы было красиво и понятно.

Этот гост добровольный — его можно не использовать или применять частично. Но если у вас нет корпоративных стандартов, дизайнера или верстальщика, а хочется составить понятный документ, его стоит иметь в виду. Все-таки это гост, он утвержден и действует. Там есть здравые требования, но есть кое-что странное и даже опасное.

Мы прочитали его весь — вот главное.

Как составлять документы по госту

Вот несколько советов из стандарта:

Зачем гост для документов

У каждой компании и в каждом ведомстве могут быть свои правила оформления документов. Но когда в стране есть об этом гост, компании и ведомства могут основывать свои правила на нем, а не изобретать каждый раз с нуля.

Этот гост — такая опорная точка: вы можете его не придерживаться, но если нужен ответ на вопрос «Как правильно с точки зрения России?» — вот он, этот ответ.

Применять или не применять гост — решайте сами. Штрафов за это нет. Но если вы где-то публично заявите: у нас, мол, документы по госту, — тогда уже должны применять обязательно.

Когда документ на нескольких страницах

Если документ из нескольких страниц, начиная со второй, их нужно нумеровать. Номер ставят посередине верхнего поля. Отступ сверху — минимум 10 мм. Можно печатать с двух сторон листа, но тогда поля боковые должны совпадать.

У некоторых документов может быть титульный лист. Например, у устава компании, отчета или пакета документов для торгов. Если хотите оформить титульный лист по правилам, в госте есть схема.

Шрифты — бесплатные

Шрифты рекомендуют такие:

Или похожие по начертанию и размеру.

В таблицах шрифт может быть мельче. Важные реквизиты можно выделять полужирным: например, адресата заявления или заголовок документа.

Отступы и интервалы

Абзацный отступ — 1,25 см.

Заголовки разделов — с таким же абзацным отступом слева или по центру.

Вот требования к интервалам:

Минимальные поля для всех документов:

Если документ хранится больше 10 лет — левое поле должно быть минимум 30 мм. Но все это логично использовать для бумажных документов, потому что их скрепляют, прошивают, а края бумаги за годы могут истрепаться. Для электронных документов это не так важно, но гост почему-то этого не учитывает, хотя для электронных документов он тоже работает.

Выравнивание — по ширине

Документы по госту нужно выравнивать по ширине листа.

Если реквизиты пишут в углу, то самая длинная строчка должна быть не больше 7,5 см. Это примерно треть формата А4.

Если реквизиты документа не в углу, а по центру, их тоже нельзя растягивать на всю ширину. Максимум на 12 см — это половина ширины листа.

От редакции: выравнивая документ по ширине листа, включите переносы, иначе между словами будут огромные дыры. Либо люди, которые составляли гост, не знают об этом эффекте, либо у них нет глаз или вкуса

Реквизиты документа

Товарный знак или логотип — вверху посередине или слева. Можно указать название компании, магазина или бизнеса — которое неофициальное, но к нему привыкли.

В верхней части документа нужно написать, какая компания его составила, ее адрес, телефон и электронную почту, ИНН, ОГРН и другие реквизиты с учетом назначения документа.

По госту нужно написать и название документа. Это не касается только деловых и служебных писем. Если это приказ — нужно так и указать.

Дату ставят вверху. Причем не ту, когда составили документ, а когда подписали. Форматы даты такие:

Источник

ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ШРИФТА. УСТАВ. ПОЛУУСТАВ. СКОРОПИСЬ

Эволюция графики древнерусского шрифта шла по пути упрощения буквенного состава азбуки, большего приближения ее к народному языку, поиска более скорописных вариантов. Новые виды скорописи к концу XVII века уже отличались округлостью форм букв, светлотой начертания, выделением прописных и строчных букв, но еще без определенной системы. Реформой Петра I в начале XVIII века графика русской азбуки была переведена на латинскую основу, после чего в азбуку вносились изменения большей частью касавшиеся внешнего оформления шрифта.

Устав– ранняя каллиграфическая форма кириллицы. Буквы устава имели почти квадратные пропорции и отличались прямолинейностью и угловатостью форм. В строке они расставлялись свободно, промежутков между словами не было. Расстояние между строками равно корпусу буквы или несколько больше, знаки – широкого, жирного (в стойках) начертания, за исключением нескольких узких закругленных букв (О,Е,С,Р), Буквы З, У, Р, Х, Ц, Щ имели сильные выносные элементы, которые несколько оживляли монотонность всего письма.

Уставное письмо довольно трудоемко для написания. Начертания букв устава требовало частой смены положения орудия письма. Таким образом, они больше рисовались пером, чем писались. Концы стоек букв оформлялись короткими засечками, другие концевые элементы – в виде треугольных наплывов или утолщений. Дукт на примере буквы «М» (рис.1) показывает, что угол наклона пера менялся в процессе письма и зависел от формы той или иной буквы.

Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть фото Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть картинку Неверно что характеристикой устава является шрифт. Картинка про Неверно что характеристикой устава является шрифт. Фото Неверно что характеристикой устава является шрифт

Рис.2 Устав из «Остромирова Евангелия» (1056 – 1057гг.)

Полуустав– разновидность каллиграфического варианта кирилловского письма. Текст, выполненный полууставом, имеет более светлую общую картину, буквы округлее и мельче, слова и предложения разделены четкими промежутками. Появляется много сокращений под титлами, различных надстрочных знаков, ударений и целая система знаков препинания. Начертание более простое, пластичное и быстрое, чем в уставном письме. Контраст штрихов меньше, перо затачивается острее. Пользуются исключительно гусиными перьями (раньше применялись преимущественно тростниковые). У некоторых букв несколько видоизменен дукт. Под влиянием стабилизировавшегося положения пера улучшилась ритмичность строк.

Письмо приобретает заметный наклон, каждая буква как бы помогает общей ритмической направленности вправо. Засечки встречаются редко, концевые элементы у ряда букв оформляются штрихами, по толщине равными основным. Полуустав просуществовал до тех пор, пока жила рукописная книга. Он же послужил основой для шрифта первопечатных книг.

Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть фото Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть картинку Неверно что характеристикой устава является шрифт. Картинка про Неверно что характеристикой устава является шрифт. Фото Неверно что характеристикой устава является шрифтНеверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть фото Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть картинку Неверно что характеристикой устава является шрифт. Картинка про Неверно что характеристикой устава является шрифт. Фото Неверно что характеристикой устава является шрифт

Рис.3 Древнерусский полуустав. Рис.4 Древнерусская скоропись.

Азбука по мотивам шрифтов XVIв. По мотивам рукописных образцов

Из букваряы К. Истомина (1694г.)

Скоропись. Почти одновременно с образованием полуустава в деловом письме развивается скоропись, которая быстро проникает и в книги. Скоропись ХІV века очень близка к полууставу. В ХV веке она становится более свободной, получает значительное распространение: ею пишутся различные грамоты, акты, книги. Она оказалась одним из самых подвижных видов кирилловского письма. В ХVII веке скоропись, отличаясь особой каллиграфичностью и изяществом, превратилась в самостоятельный тип письма с присущими ему чертами: округлостью букв, плавностью их начертания, а главное, способностью к дальнейшему развитию. По значению ее можно сравнить с первоначальным минускулом латинского письма. Именно в скорописи, близкой к обычному письму, могла развиваться минускульная форма. Уже в конце ХVII века образовались такие формы букв а, б, в, е, з, и, т, о, с,которые и в дальнейшем почти не претерпели изменений.

Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть фото Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть картинку Неверно что характеристикой устава является шрифт. Картинка про Неверно что характеристикой устава является шрифт. Фото Неверно что характеристикой устава является шрифт

Рис.5 Эволюция букв древнерусского писма: устав, полуустав, скоропись

Источник

Образы русского письма. Устав

Е.В.Уханова считает, что такие особенности разновидностей унциала, как наклон вправо, вытянутые пропорции букв, широкие расстояния между ними, некоторые характерные начертания письменных знаков в той или иной степени прослеживаются в письме древнейших памятников письменности южных славян (таких, как Супрасльская Минея, Македонский кириллический листок, Листки Ундольского и другие рукописи). Что касается уставного письма древнерусских рукописных книг, то оно, наоборот, восходит к более поздним разновидностям унциала, в первую очередь, к «литургическому уставу», сложившемуся в X в.под влиянием проявившихся с конца IX в. тенденций к возвращению монументальных форм «библейского» унциала и усилению декоративности письма (см., например, Евангелие-апракос 995 г. British museum. Cod,Harley 5598). На Руси встречались и южнославянские формы устава. Это было связано с тем, что на первом этапе развития древнерусского книгописания наши писцы «списывали» южнославянские рукописи: переводы с греческого Евангелия, богослужебных книг, а также тексты, созданные самими славянами, жившими на Балканах. Однако, примеры употребления южнославянских форм устава в книгах Древней Руси не многочисленны. Таким образом, в древней Руси было осуществлено формирование собственных типов уставного письма на базе унциала уже на самом раннем этапе существования древнерусской христианской культуры.

В древнерусском письме устав господствует с XI по XIV век. Этот период можно разделить на два этапа: XI-XII вв. и XII-XIV вв.

Ранний русский устав XI-XII вв. в наибольшей степени сохраняет черты «литургического» унциала. Устав этого периода характеризуется близкими величинами длины и ширины букв, нерезкими переходами от относительно толстых линий к относительно тонким, большими расстояниями между буквами.

При этом для древнерусских уставных рукописей XI – XII вв. свойственны и некоторые, графико-орфографические особенности, восходящие к древнеболгарской письменности: использование юса большого и йотованных большого и малого юсов 5 ; обозначение сильного смягчения согласных «н» и «л» посредством добавления к начертанию буквы крюкообразного элемента, отходящего от верха буквы вправо. Эти особенности исчезают из русских рукописей уже к середине XII в.

Классическим примерами раннего русского устава могут служить Остромирово Евангелие (1056-1057 гг.) и Пантелеймоново Евангелие (РНБ Соф.1), созданное на рубеже XII – XIII вв.

В XIII веке начинают происходить изменения графики устава, суть которых заключалась, прежде всего, в упрощении письма и уменьшении требовательности к его эстетическим качествам. В это время становятся допустимыми нарушения симметричности и строгой геометричности начертаний, прежде всего петлевидных элементов, которые ранее были или округлыми или треугольными. Возникают новые несимметричные начертания «ж», появляется так называемое «якорное «е». К концу XIII в. складывается то, что большой знаток древнерусских рукописей и известный ученый-палеограф В.Н. Щепкин назвал «новым стильным почерком». Для позднего русского устава XIII – XIV вв., помимо названных выше новых типов начертаний, характерна большая по сравнению с ранним уставом пропорциональная высота буквы и небольшие межбуквенные расстояния. Важнейшей особенностью этого нового типа устава является такое явление как описанное В.Н.Щепкиным образование общей «сигнальной линии» текста. В «новом стильном почерке» стали использоваться написания, при которых, вследствие сокращения верхних частей букв, подъема их перекладин и «набухания» петель, наиболее важные для распознавания знака части сосредоточились вверху, создавая «сигнальную линию» (см. таб.1-2). Благодаря этому, рукописный текст стал более читаемым.

Таб.1. Ранний и поздний устав: фрагменты текстов

Источник

Устав

Древнейшее славянское письмо было уставным. Для этого стиля характерны стремление к симметрии, вписанность буквы в геометрическую форму. При этом разница между шириной букв может сильно отличаться. Это придает уставу строгий, но не монотонный вид. Писать хорошо кириллицу, не пройдя школу устава весьма затруднительно. Многие удачные современные эксперименты основаны на этом типе письма.

Инструменты и материалы

В уставе много тонких элементов — его нужно, практически рисовать, поэтому материалы должны быть качественными. Чернила не хуже Pelikan 4001, бумага к ним желательна класса А+ (мне нравится IQ Premium), с натяжкой А — Ballet Brilliant и подобные. Тушь Гамма тоже хорошо справляется и, практически, на любой бумаге даёт хорошую линию.

Большинство образцов устава написаны пером от 1 до 2,5 мм. Однако новичкам я бы советовала прописать буквы сначала большим пером 4-6 мм, чтобы хорошо прочувствовать форму. Затем перейти на основной размер.

Легче всего писать устав Hiro Tape, замечательный результат даёт Speedball C, но это предельно сложное перо. Синий или Зелёный Pilot Parallel Pen хорошо подойдёт для первого этапа, когда буква прописывается крупно. Более дешевый способ усвоить форму — это зарисовать букву или прописать сдвоенным карандашом.

Высота букв устава 3-4 пера, наклон 0 градусов. Настройки для сетки в генераторе Ruled Calligraphy Paper (подробнее о сетках смотрите в статье Сетки и разлиновки для каллиграфии). В первой графе укажите размер своего пера. Остальные параметры те же. Если не хотите слишком мелкую сетку, поставьте 3 или 4 везде, где стоит 1. Буква в 3 пера будет более приземистой, чем в 4.

Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть фото Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть картинку Неверно что характеристикой устава является шрифт. Картинка про Неверно что характеристикой устава является шрифт. Фото Неверно что характеристикой устава является шрифтНастройки универсальной сетки для устава Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть фото Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть картинку Неверно что характеристикой устава является шрифт. Картинка про Неверно что характеристикой устава является шрифт. Фото Неверно что характеристикой устава является шрифтСетка с шагом в одно перо 2 мм.

Разминка

Я бы не рекомендовала устав совсем новичкам. Здесь нужны навыки рисования пером или просто рисования. Хороший тест на готовность к уставу — упражнение на углы поворота плоского пера. Если Вы всё это можете, то устав Вас ждёт. Если нет, нужно ещё потренироваться — начать с орнаментов, затем вернуться к упражнениям. Всё обязательно получится через пару листов.

Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть фото Неверно что характеристикой устава является шрифт. Смотреть картинку Неверно что характеристикой устава является шрифт. Картинка про Неверно что характеристикой устава является шрифт. Фото Неверно что характеристикой устава является шрифтТаранов Н.Н. Методические указания по выполнению практических работ по курсу «Искусство шрифта». Волгоград, 2005. С. 8

Образцы для копирования

На первый взгляд, проще копировать шрифт из готового пособия. Там уже указаны дукты, даны размеры и наклон пера, описаны инструменты — бери и делай.

Мне известно три пособия, содержащие описания устава:

Все работы созданы на основе устава Остромирова Еванглия и если посмотреть оригинал, то видно насколько отличаются шрифты у каждого мастера. Поэтому, мне кажется, самое лучшее — это посмотреть дукты у мастеров, а копировать всё-таки рукопись. Недостатка в них сейчас нет.

Нам доступны невиданные сокровища: Супрасльская рукопись, Остромирово Еванглие, Мстиславово Евангелие, Пантелеймоново Евангелие, Киевская Псалтырь, Евангелие Хитрово и другие. Вы можете взять любою рукопись 11-14 веков — она будет уставная.

Основные сведения об уставе с вариантами начертаний букв прекрасно изложены в пособии по палеографии Карского Е.Ф. Славянская кирилловская палеография.

При копировании шрифта важно понимать, что у писца были другие инструменты. Обычно писали гусиным пером или каламом — деревянной палочкой. Наши перья однозначно лучше калама и жестче гусиного пера, дают более высокую точность штриха. Богатый выбор размера инструментов позволяет использовать другие дукты при общем сохранении формы.

Выбирая рукопись, обращайте внимание на технику написания. Очень характерная буква для такого анализа М. По толщине центральной дуги относительно ножек видно ширину пера и использовал ли писец один штрих или несколько. Последний способ открыт недавно Олегом Мацуевым и Марией Скопиной и описан в статье «О двух техниках древнерусской каллиграфии«.

Алфавит

Самые лучшие результаты мне дала система работы по славянскому букварю. Их довольно много, но самый полный — Букварь Кариона Истомина 1696. Книга написана классическим полууставом, содержит азбуку в нескольких размерах, слоги, слова с титлами и большое количество текстов, некоторые из них продублированы в конце скорописью.

На данном этапе нам нужен только алфавит. Берём порядок букв из азбуки, но формы из пособия или выбранной рукописи.

П.П.Чобитько рекомендует прописывать буквы не менее 60 раз. Пером шириной 2 мм — это, примерно, лист А5. П.А.Семченко считает, что если буква без изменений повторена 5 раз, то она усвоена. Оба правила можно выразить схемой 60+5.

Здесь важно не халтурить и не ударяться в перфекционизм. Даже если буква получится сразу, всё равно пропишите 60 раз — узнаете много нового. Но и не бейтесь неделями над одной буквой, не получается совсем идеально — отложите, впереди еще много упражнений, к тому же в сочетаниях с другими буквами всё будет немного по-другому. Приоритетная задача данного этапа — загнать дукты в моторику.

Легче прописывать буквы не по алфавиту, а по сходству начертаний — от простого к сложному, примерно как в пособии Виллу Тоотса.

Данный способ неудобен тем, что в зависимости от написания некоторые буквы могут переходить из группы в группу. И трудно сказать какая группа сложнее, в каждой есть буква или элемент, который доставит немалые трудности.

По большому счету, не важно в каком порядке тренировать алфавит — главное, придерживаться хоть какой-то системы. Самоучек пинать некому. У нас есть только любовь и трекеры привычек.

Если буквы танцуют, то посмотрите как ориентирован лист. Возможно, его угол наклона также танцует. Правильный наклон буквы (в уставе он 0 градусов) можно соблюсти следующим способом:

Рука работает как рычаг, кисть свободна, не выворачивается, перо держим легко. Буква, которую пишем должна находится точно перед глазами — рука не должна за ней тянуться. Найдя такое положение, заметьте как сориентирован лист, запомните это положение и сдвигайте аккуратно, соблюдая угол наклона листа и направление взгляда.

Этап можно считать завершенным, когда каждая буква прописана 60+5.

Я не люблю финалки, но горячо их всем рекомендую 🙂 В конце можно дать себе волю и поиграться с инструментами, создавая композиции из отдельных букв. Красиво написанный алфавит украсит любую стену.

Слоги

Далее тренируем слоги. В Букваре Кариона Истомина они на стр. 12-22. Предварительно нужно выяснить каков интервал между буквами в выбранной рукописи. Обычно он равен ширине штриха. И здесь важно понимать что есть межбуквенное пространство.

На иллюстрации хорошо видно разницу между механическим и оптическим межбуквенным пространством. Если мы механически будем оставлять расстояние равное букве i между буквами, как в mechanical SPACING, ничего красивого не получится. Необходимо учитывать, что буквы овальные и с наклонными штрихами имеют дополнительные пустоты, которые прибавляют белому «вес». Поэтому расстояние нужно измерять как в слове LOOK и optical SPACING, мысленно проводя штрих как бы за буквами. Правильное межбуквенное пространство — это по сути равный вес белого между буквами.

Изучили, померили, соотнесли со своим инструментом. Тренируем.

Я пишу по строке (А4, ландшафт) каждое сочетание. Если не получается, то по несколько строк. Даже если все формы заучены и прекрасно воспроизводились на прошлом этапе, оказавшись в соседстве буквы начнут капризничать и плохо себя вести. Следить за интервалом будет все равно трудно, но это приоритетная задача.

К концу этого этапа Вас ждёт прекрасный подарок — чувство лёгкого пера.

Надстрочных знаки

На странице 20 Букваря начинаются слова. И все они с ударениями. Поэтому пора немного коснуться теории.

В церковнославянском языке употребляются три типа ударения, и придыхание.

Ударения бывают: острое ( ́), тяжелое ( ̀) и облеченное ( ̑). Острое ударение ставится над гласной в начале или середине слова: а҆на́нїѧ, а҆́гг҃лъ. Тяжелое — над гласной в конце слова: распнѝ є҆го̀. Есть некоторые исключения. Облеченное ударение ставится над падежами двойственного и множественного числа, сходными с падежами единственного, напр.: ра́бъ единственного числа и ра̑бъ множественного.
Если слово начинается с гласной (её можно спеть), то над первой буквой всегда ставится придыхание: ѻ҆ц҃ъ, и҆мѣ́нїе. Придыхание может стоять вместе с ударением, острым или тяжелым: ( ҆́) исо и ( ҆̀) апостроф: ꙗ҆̀кѡ, ѧ҆̀.

Замечу, что данные правила не распространяются на уставные рукописи. Что порождает некоторые проблемы копирования.

Как копировать

Букварь Кариона Истомина и Грамматика о. Алипия относится к традиции, сложившейся при Московском печатном дворе в XVI-XVII вв. Это на пару столетий позже нижней датировки наших уставных образов. Возникает законный вопрос: как прописывать шрифты, если рукопись и пособие различаются?

Думаю, фактическая разница будет небольшой. Наиболее частотное изменение — это написание буквы «у»:

Тренировать «хвостатый ук» или нет — зависит исключительно от задачи:

Азъ, буки, веди

Алфавит на стр. 21 просто просится стать финальной работой. Если есть доступ к Каллиграфест 2020 можно покреативить с росчерками Ольги Варлаамовой. Компоновку фраз лучше отложить, но украсить имена букв лихими сабельками мы заслужили. На черной бумаге белой гуашью, да кистью 😍

Слова с титлами

Тем, кто никогда не сталкивался с церковнославянским весьма полезный раздел «Слова с титлами» может оказаться несколько непонятным.

Слова с сакральным значением здесь намеренно сокращаются или пишутся с пропуском букв, вместо которых над словом ставится или простой знак ( ҃), или дуга, под которой пишется одна из пропущенных букв ( ⷭ҇). Такие знаки называются титлами.

Первый знак называется «простым титлом», второй — «буквенным титлом». Чаще всего под титлом пишут: с, г, д, о, р. Такие титла называются в соответствии с буквой: «слово-титло», «глагол-титло», «добро-титло», «он-титло», «рцы-титло».

Хорошее упражнение: написав слово с титлом, прописать его раскрытый вариант, например: а҆́гг҃лъ — а҆́нгелъ, а҆́гг҃льски — а҆́нгельски.

Такое упражнение уже похоже на текст, поэтому здесь снова нужно обратится к рукописи и изучить межстрочный интервал. Сколько ширин пера занимает промежуток между строками. Обычно, полтора-два.
В вопросе интервала между словами на рукопись ориентироваться сложно — делений на слова нет. Но можно отметить для себя расстояние между концом и началом фразы. В шрифтах оно обычно равно букве. Поскольку устав в этом отношении не моноширен, то выбор расстояния довольно разнообразен. Можно взять за образец букву «и». С другой стороны, к этому времени у Вас уже будет свой почерк, и отмерить приглянувшееся пространство как-нибудь сможете.

Та-дам!

Вы знаете всё, осталось закрепить знания практикой. Самое время пописать фразы. В принципе, здесь уже можно отойти от Букваря и обратится к церковнославянский источникам с выверенной орфографией, чтобы ненароком не закрепить в моторике устаревшую форму.

Очень советую притчи Сираха и Соломона — достаточно мудрые, чтобы быть краткими.

Здесь самое время вернуться к росчеркам Ольги Варлаамовой и вспомнить, что «кириллица любит нас!» Впрочем, италик тоже — там достаточно интересные росчерки.

Текст

Традиционный кириллический текст без буквицы и заставки не опознается. Утрирую, конечно, но что-то в этом есть. Разговор об орнаментах отдельный, а про буквицы всё прекрасно показано в мастер-классе. Пособие здесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *