О чем рассказывают предания литература 8 класс
Конспект урока литературы 8 класс «Предания как исторический жанр»
литература 8 класс
Тема: « Предания как исторический жанр русской народной прозы».
Цель:1.Знать особенности содержания и художественной формы преданий.
2.Уметь определять жанр произведения.
2.« О покорении Сибири»
Название «предание» точно отражает суть этого жанра. Это рассказ, который
передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению.
Прошлое в преданиях приукрашивается
… В прежние времена жили не обыкновенные люди, а великаны; поэтому, человеческие
обладали какими-то волшебными свойствами…Но нашли свое отражение в преданиях и
реальные обстоятельства. В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири и т.д. Но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам или другим источникам. В документальных источниках не выражено отношение к Пугачеву. В энциклопедии указаны лишь реальные события. Личные чувства и эмоции отсутствуют. Отважный казак, участвовавший в войне, получил чин хорунжего,
Добрый молодец, походы удалые, народный заступник, родный батюшка, красное
1. Какой из текстов преданий вам понравился?
Какими народ представляет себе Пугачева и Ермака?
2. Уверены ли рассказчики, что говорят правду?
3. Так ли вы представляли себе эпизод покорения
Сибири, как его изобразил художник В. Суриков на
картине «Покорение Сибири Ермаком»?
1. Подготовьте пересказ предания «0покорении Сибири Ермаком» включив характерную для этого предания лексику, например: « много в ней всякого добра таится», «занемог», «хвороба», «доспехи», «завел разговор», «богатства несметные», « одолел сибирского хана» и т. д.
3. Какие слова и выражения из этого предания можно использовать в нашей речи и сегодня?
Конспект урока литературы в 8 классе
Цель и задачи урока
Цель: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей, знакомство с героями — государственными деятелями.
создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных;
развитие логического и критического мышления, умения отбирать материал, аргументировать свою точку зрения;
удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников;
формирование предметных знаний и умений.
знакомство с новым для учащихся фольклорным жанром и его особенностями;
обучение написанию сочинения-рассуждения;
работа над средствами выразительности;
ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание;
ученик может осуществить выбор оснований и критериев для сравнения;
ученик может построить логическую цепь рассуждений;
ученик может выдвигать гипотезы и их обоснование;
ученик способен формулировать проблемы.
ученик может планировать свою деятельность;
ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли.
ученик может проводить анализ преданий;
ученик способен находить и систематизировать информацию в научном тексте;
ученик может написать сочинение-рассуждение по литературоведческому высказыванию.
Педагогическая технология – проблемно-диалоговое обучение.
метод проблемного изложения;
Тип урока: Изучение нового материала
Формы работы учащихся: в парах, индивидуально
Методы контроля на уроке:
· Устный и письменный.
· Фронтальный, парный, индивидуальный.
Необходимое техническое оборудование
компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
I. Организационный момент.
II. Объявление целей и задач урока.
Знать историю и культуру своей страны — обязанность всех, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».
Чему будет посвящён сегодняшний урок?
Тема нашего урока – предания.
Как вы думаете, в каком разделе находится данная тема?
Как по-другому называется УНТ?
Кто автор фольклора?
Назовите жанры фольклора.
Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Что мы должны узнать, чему научиться, что сделать?
Узнать, что такое предание.
Познакомиться с особенностями данного жанра фольклора.
Познакомиться с произведениями, написанными в этом жанре.
Познакомиться со своеобразием языка преданий.
На занятии мы познакомимся с преданиями как историческим жанром русской прозы. Рассмотрим классификацию преданий, узнаем, о чем они рассказывают, могут ли являться историческими документами. Запишите тему нашего урока в маршрутном листе (слайд 3)
Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.
Знаком ли вам этот термин? (Дети отвечают) (слайд 4)
— История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Ещё в XVI в. на Руси даже при царском дворе держали сказочников, которые знали на память до десяти произведений.
— Как вы уже знаете, сегодня мы будем работать над преданиями. С этим жанром вы познакомились ранее. Какие предания вы помните? Может быть, кто-то попытается дать определение этому понятию? (Слайд 5.) Запишите определение в маршрутный лист.
— Какова же была основная тема «устной живописи»? На что обращают наше внимание народные сказители? Обратимся к «преданьям старины глубокой».
IV. Изучение нового материала.
Популярность преданий можно объяснить тем, что грамотность и книги были мало кому доступны, а знать свое место в жизни и разбираться в событиях хотелось каждому. До XIX века предания заменяли литературу, трактуя события прошлого и настоящего времени. Предания рассказывают нам о событиях, про которые нельзя прочитать в книгах, но чаще всего приукрашенных. Например, народ считал, что в прежние времена жили великаны, поэтому на местах сражений находятся большие кости.
Исследователи фольклора спорят о классификации этого жанра. В.К. Соколова в работе «Русские исторические предания» выделяет 6 циклов, давайте отметим их на нашем маршрутном листе (слайд 6)
VII. Первичное закрепление.
Проверка д/задания (выразительный пересказ преданий подготовленными учениками) + аналитическая беседа по произведениям.
– Дома вы познакомились с преданиями из цикла жизни Ивана Грозного и Петра I. Начнём работу над этими произведениями. Перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного». (Cлайд 7.)
(1 ученик пересказывает + оценивание выступления)
— Кто герой предания? (Иван IV.) За что народ, согласно преданию, прозвал его Грозным? (За жестокость.)
— Как вы думаете, соответствует ли сюжет действительности? (Нет.)
— Этот сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства.
2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы» (1 ученик пересказывает + оценивание выступления).
— Каким предстает перед нами Иван IV?
— С какой целью он решил уничтожить колдовство? Найдите цитату в тексте предания. («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете. »)
— В предании «Сороки-ведьмы» народ показывает свое негативное отношение к колдовству и чародейству. В нем также отражается веяние нового времени — борьба самого царя с нечестью. Этот мотив выражен очень ярко.
3)Не менее интересен и такой персонаж преданий, как Петр I. (Слайд 7). Обратимся к преданию «Петр и плотник» (инсценировка предания учащимися)
— Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)
— На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу — делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)
V. Динамическая пауза. (Игра по принципу «Съедобное-несъедобное», вместо продуктов называются большие или малые жанры фольклора, в зависимости от того, к какой группе принадлежит жанр, совершается определенное действие)
VI. Закрепление.
Вывод: предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.
— Внимательно прочитайте топонимическое предание, записанное в Саратовском крае академиком А. А. Шахматовым.
-Скажите, о каких географических объектах говорилось в предании? (О Каменном дворе и Караульных горах, Банном овраге)
Давайте обратимся к нашему маршрутному листу.Поработаем в парах. Ваша задача определить, к какой группе, согласно классификации, относятся услышанные нами предания, а также вам необходимо самостоятельно решить тест. Желаю успехов.
(Учащиеся решают тест с последующей взаимопроверкой)
О чем рассказывают предания литература 8 класс
Предание — жанр устного народного творчества, рассказы исторического содержания, народная историческая проза. Предания дошли до наших дней из глубины веков и сохранили дух того времени.
Слово «предание» точно отражает суть этого жанра. Это рассказ, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению.
Грамотность и книги в древности были доступны немногим, а знать свое место в истории, разбираться в событиях хотелось почти всем. До XIX столетия предания заменяли историческую литературу, по-своему рассказывая о прошлом и настоящем. Но предания не отображают весь ход событий, они уделяют внимание отдельным ярким моментам истории.
Предания часто рассказывают о происхождении того или иного народа. Обычно речь идет о каком-нибудь предке, родоначальнике, с которым связано название племени или народа. Например, в средневековых европейских исторических сочинениях было распространено предание о происхождении славянских племен. Оно гласило, что когда-то жили три брата: Чех, Лех и Мех, или Медведь. От первого произошли чехи, от второго – поляки, от третьего – русские.
Прошлое в преданиях обычно приукрашивается. Например, рассказывается, что в прежние времена жили не обыкновенные люди, а великаны. Поэтому человеческие кости, найденные на месте былых сражений русских с литовцами или чудью (одним из финских племен), будто бы поражают своей величиной.
Разбойничьи или казачьи атаманы в былые годы тоже обладали какими-то волшебными свойствами: например, Ермак, по преданию, неуязвим для пуль, Разин – колдун.
Нашли свое отражение в преданиях и реальные обстоятельства, но после многократных пересказов что-то, казавшееся неинтересным, забывалось, недостающие подробности домысливались, герои приобретали новые черты, а события – новые детали. В итоге факты в рассказе могли исказиться до неузнаваемости.
Почти во всех преданиях в центре любого события, от самого крупного до мелкого, всегда стоит одна яркая личность: царь, князь, разбойник, атаман, генерал. Эта личность и определяет всё происходящее. Внимание сосредотачивается именно на этом человеке, и описываемые события происходят по его воле.
В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные. Например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири, восстание в Москве против поляков во время правления Лжедмитрия, основание Петром города Петрозаводска, переход Суворова через Альпы и другие. Наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным источникам.
Множество преданий посвящено основанию городов и освоению новых территорий. Эти сюжеты часто связаны с деятельностью какого-либо выдающегося человека.
Среди героев преданий часто встречаются разбойники и силачи. Разбойники грабят, убивают людей, прячут награбленное, зарывают клады. Однако не всегда в преданиях разбойники предстают злодеями. Нередко речь идет о благородных разбойниках, раздававших награбленное бедным людям. Среди них упоминаются Степан Разин и Емельян Пугачев.
Силачи в преданиях — всегда простые люди. Среди казаков – это казак, в бурлацких рассказах – бурлак. Силач превосходит всех физической мощью и обычно не имеет равного противника. Иногда такие герои наделяются и мифологическими, волшебными чертами.
Благодаря наличию вымысла предания часто бывают близки к былинам или сказкам.
Предание «О покорении Сибири Ермаком» повествует о далеких событиях 16 века. Начало предания почти сказочное: «Услыхал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче той, которая ему подвластна». И с тех пор не стало покоя Ивану Грозному, захотел он Сибирь присоединить к своим землям, но как — не знал. Мучился этим вопросом царь так, что занемог и «слег в постель». Бояре не могли помочь государю. По плечу решить такой вопрос оказалось простому слуге. Он подсказал царю имя человека, который будет «храбрый да удалый, кто смерти не боится, кого молния не ударит и гром не оглушит». Именно этот слуга смог найти казака Ермака Тимофеевича на бескрайних российских просторах. Прибыл Ермак к Ивану-царю, согласился пойти в Сибирскую землю и отвоевать ее для своего государства у хана КучУма. С тех пор вошла Сибирь в Московское государство.
Совсем иное по форме предание «О Пугачеве». В нем нет сказочности, скорее, это бытовая зарисовка, где отразились мечты народа о «своем» правителе — государе из простого люда. По этой причине в предании Пугачев выступает не как самозванец, посягающий на престол, а как настоящий Петр III: «Он только назывался Пугачевым». Но случилось так, что женился он не то на итальянской барышне, не то на княгине «из нашего поселка», которая скинула его с престола, а сама его заняла. Но приехала Екатерина II и все расставила по своим местам: Пугачеву вернула бразды правления, полковнику, что плохо отнесся к потенциальному царю, велела голову отрубить, казака полковником сделала. А свою вероломную жену Пугачев отправил в монастырь.
И в предании «О Пугачеве», как в предании о Ермаке, излагаемые события сильно отличаются от действительно имевших место. Реальный Пугачев был самозванцем, жены у него итальянского происхождения не было. Екатерина II не была его союзницей, и поэтому престол не возвращала.
Многие предания полностью расходятся с исторической действительностью. Но в поэтических образах Ермака Тимофеевича или Емельяна Пугачева читатель видит образ русского народа, его автобиографию. Предания невелики по объему, но в них угадывается многое: и самобытный характер русского народа, и отношение его к царской власти, и народное самосознание единства, и национальная определенность.
Предания пропитаны любовью к родине, повествуют об историческом прошлом. Они имеют воспитательный характер. Главным достоинством преданий является не историческое, а нравственное начало. Благодаря ему народный эпос актуален и ценен и в наши дни.
Остались вопросы по теме? Наши репетиторы готовы помочь!
Подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам
Подготовиться к поступлению в любой ВУЗ страны
О чем рассказывают предания литература 8 класс
Единое национальное тестирование
История Казахстана
Онлайн тесты и шпаргалки по истории Казахстана
Всемирная история
Онлайн тесты и шпаргалки по Всемирной истории.
Математика
Онлайн тесты и шпаргалки по математике.
Химия
Онлайн тесты и шпаргалки по химии.
Физика
Онлайн тесты и шпаргалки по физике.
Биология
Онлайн тесты и шпаргалки по биологии.
География
Онлайн тесты и шпаргалки по географии.
Русский язык
Онлайн тесты и шпаргалки по русскому языку.
Готовые работы
ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ
ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ
После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.
Новости сайта
Обучение по государственному образовательному заказу (магистратура)
Комплексное тестирование проводилось с 3 по 7 декабря текущего года. 10 декабря текущего года текущего года начинается прием заявлений для участия в конкурсе по присуждению государственных образовательных грантов на подготовку магистров.
Для участия в конкурсе на присуждение государственного образовательного гранта на подготовку магистров поступающий до 18:00 часов (по местному времени) 14 декабря подает заявление через виртуальную приемную комиссию любой организации высшего и послевузовского образования (далее – ОВПО). Поступающие в магистратуру в заявлении указывают одну группу образовательных программ и до 3-х (трех) ОВПО.
На обучение по государственному образовательному заказу на конкурсной основе зачисляются лица, набравшие наивысшие баллы по КТ и (или) вступительному экзамену и (или) творческих экзаменов: 1) для научно-педагогической магистратуры с казахским или русским языком обучения, в том числе по группам образовательных программ, требующих творческой подготовки, по группам образовательных программ, требующих знания арабского языка – не менее 75 баллов; 2) для профильной магистратуры с английским или с казахским или русским языком обучения – не менее 50 баллов.
Конспект урока по литературе для 8 класса на тему: Предания
Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 8 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, изучение нового, работа со статьей в учебнике, проверка домашней работы, физкультминутка, закрепление, беседа, задания и вопросы, работа по карточкам, обобщение, итог, домашнее задание.
Конспект урока по литературе для 8 класса на тему: Предания
Цель: познакомить учащихся с преданиями о Пугачеве и Ермаке.
Задачи: познакомить учащихся с преданиями о Пугачеве и Ермаке, отметив, что наиболее значительная и значимая черта русской литературы XVII века – сознание ценности человеческой личности самой по себе (о Ермаке); показать, как сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в литературе второй половины XVIII века пробивается нередко подлинная сила народного гнева (о восстании Пугачева); повторить исторические песни о Пугачеве; отметить своеобразие жанра частушек.
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
— проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на столе,
Сегодня в классе у ребят
А почему он важный –
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
II. Актуализация знаний учащихся.
Проверка домашнего задания.
1. Работа по карточкам.
1) Что мы называем песней? Какие виды фольклорных песен вы знаете? (Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения. Народные песни бывают лирические, исторические, обрядовые, плясовые.)
2) Прочитайте текст песни. Каким событиям она посвящена? Как называются песни подобного содержания?
Под славным городом под Полтавой
Подымалась Полтавская баталья.
Запалит шведская сила
Из большого снаряда – из пушки;
Запалит московская сила
Из мелкого ружья – из мушкета.
Не крупен чеснок рассыпался –
Смешалась шведская сила.
Распахана шведская пашня,
Распахана солдатской белой грудью;
Орана шведская пашня
Посеяна новая пашня
Поливана новая пашня
Горячей солдатской кровью.
(Эта песня рассказывает о Полтавской битве, о сражении русской армии под предводительством Петра I со шведами. содержание позволяет отнести эту песню к историческим.)
3) Какие свойственные народной песне художественные приемы можно отметить в этом произведении?
(Для народной песни характерны повторы. Здесь они есть: предлог под, запалит, распахана и др. песня построена на противопоставлении шведской и русской силы (армии). Поле битвы сравнивается с пашней, боевые действия – с пахотой. Есть также свойственные фольклору постоянные эпитеты – белая армия, горячая кровь, крупен чеснок.)
4) Как вы поняли основную мысль (идею) этой народной песни?
(Основная мысль такова: несмотря на то что шведская армия была лучше вооружена (пушки против мушкетов) и более многочисленна, русские победили благодаря мужеству и воинской доблести.)
1) Какие песни можно назвать народными лирическими? В чем их своеобразие? Чему они посвящались?
(В лирических народных песнях повествовательное начало менее развито, в них обычно выражаются чувства, переживания отдельного человека и в то же время многих людей, так как каждая песня передавалась от поколения к поколению долгое время. Каждый исполнитель поет как бы о себе, вкладывая свою душу; от этого песня не меняется, но становится по-настоящему народной. В лирических песнях отражаются любовные переживания, размышления о нелегкой доле, различные события семейной и общественной жизни. Чаще всего лирические песни протяжные, грустные, но бывают и веселые, плясовые.)
2) Прочитайте песню. Какова ее тема? Какое настроение она передает? К какому виду песен ее можно отнести?
Уж ты ночка, ты ноченька темная,
Ты темная ноченька, осенняя!
Нет у ноченьки светлого месяца,
Светлого месяца, ни частых звездочек!
Нет у девицы родного батюшки,
Нет ни батюшки, нет ни матушки,
Нет ни братца, ни родной сестры,
Нет ни рода, нет ни племени!
Уж как был-то у ней мил-сердечный друг,
Да и тот теперь далеко живет.
(Эту песню можно отнести к лирическим. Она рассказывает о тяжкой сиротской доле, об одиночестве героини. Настроение она передает невеселое: тоска, печаль сопровождают жизнь сироты.)
3) Какой распространенный прием построения лирической песни встречается здесь? В чем он состоит?
(В построении этой песни использован прием параллелизма. Вначале идет описание темной осенней ночи, ночи пасмурной, без звезд и без месяца. Потом тяжелой, безрадостной (темной) судьбы девушки-сироты, у которой нет ни родных, ни знакомых, даже милый друг «далеко живет».)
III. Работа по новой теме.
Прочитайте предания, связанные с Пугачевым и донским казаком Ермаком, Вспомним, что предания отражают события давно минувших лет и восприятие их современниками.
Пугачев-то был-то был, да под именем Петра III, Петр Федорович, Он только назывался Пугачевым. В конце-то гонцов он здесь женился ил нашего поселка, здесь формировал казаков.
Он сошелся не то с итальянской барышней, не то с княгиней. Она заняла его престол, а его скинула и дала известие поймать его и доставить живым. Его поймали.
Взвод полковников, не полковников, а оборотней казаков устроили вы пивку. А Пугачев и жену с собой взял. Ну вот, обратился Пугачев к кaзаку и попросил чарку водки. А главный-то говорит:
— Я ему свой пай отдам.
Когда туда доставили Екатерине Пугачева., сказали, мол: «Привели». Вышла она, посмотрела и говорит:
Сошла ома с престола и отдала ему престол. Этого казака, что водку ему давал, полковником сделала, а полковнику голову велела отрубить.
А у Петра уже ребенок народился. Жену он отправил в монастырь, а сам на престоле остался. Это все точно было.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
1) Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Расскажите об обрядовом фольклоре.
2) Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передает каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?
3) Вспомните, какие исторические песни вам известны. С какими событиями они связаны?
(«Ермак готовится к походу на Сибирь» – завоевание новых сибирских земель; «Степан Разин на Волге» – народное восстание под предводительством Степана Разина; «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен» – бунт с Емельяном Пугачевым во главе.)
4) Многие поэты разных эпох писали песни в подражание народным. Песни Н. Языкова и А. Кольцова, Ф. Глинки и Н. Некрасова, И. Козлова и многих других стали народными, т. е. их поет не одно поколение людей.
Вспомните (прочитайте) стихотворение А. Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя. », которое называется «Песня». Чем оно похоже на народную песню? (Текст прилагается, смотри урок 4.)
1) Задание: прочитайте песни; отметьте, какие мотивы народных песен отразились в стихотворении Кольцова.
Уж вы ночи мои, ночи темные!
Вечера ли мои, вечера осенние!
Я все ночи, все ночи просиживал,
Я все думы, все думы придумывал –
Как одна дума-думушка с ума нейдет.
Она с ума нейдет, со велика разума:
Если б были у меня, у молодца, крылушки,
А еще-то были да сизые перушки,
Полетел бы я на свою сторонушку,
Поглядел бы я на свое подворьице,
А еще бы я на родного батюшку,
А еще бы я на родную матушку,
А еще бы я на свою молоду жену,
На свою молоду жену да на малых детушек.
Ох, батюшка наш, славный тихий Дон!
Тихохонько бежешь, глубоко копашь.
Славой выводишь круты бережки,
Посредь себя становишь часто островы,
На море, на устьице – часты ракитовы кусты.
Во кустичке свивал сокол тепло гнездышко.
На завивочку кладет сокол чистого серебра,
По краюшкам выводит красным золотом,
Покрышечку сокол красит плисом-бархатом.
Свивши сокол тепло гнездо, сам задумался:
На что было, к чему свивать тепло гнездо:
Нет у меня, у сокола, соколинушки,
У меня ли, у доброго молодца, молодой жены!
Вместе с бедностью
2) Какие существуют группы народных песен? Что вы знаете об обрядовом фольклоре?
3) Укажите особенности лирических песен. Какие народные песни вы знаете и какие песни вам нравятся?
1) Прочитайте народную песню и отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Что передал Некрасов в народной песне? Почему?
Спится мне, младешенькой, дремлется,
Клонит мою голову на подушечку:
Свекор-батюшка по сеничкам похаживает,
Сердитый по новым погуливает.
Снохе спать не дает:
«Встань, встань, встань ты, сонливая!
Встань, встань, встань ты, дремливая!
Сонливая, дремливая, неурядливая!»
Спится мне, младешенькой, дремлется,
Клонит мою голову на подушечку.
Свекровь-матушка по сеничкам похаживает,
Сердитая по новым погуливает.
Снохе спать не дает:
«Встань, встань, встань ты, сонливая!
Встань, встань, встань ты, дремливая!
Сонливая, дремливая, неурядливая!»
Спится мне, младешенькой, дремлется,
Клонит мою голову на подушечку.
Мой любезный по сеничкам похаживает,
Легохонько, тихохонько поговаривает:
«Спи, спи, спи, спи ты, моя умница,
Спи, спи, спи ты, разумница!
Загонена, забронена, рано выдана».
Из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Спится мне, младенькой, дремлется,
Клонит голову на подушечку;
Свекор-батюшка по сеничкам похаживает,
Сердитый по новым погуливает.
Стучит, гремит, стучит, гремит,
Снохе спать не дает:
Встань, встань, встань, ты – сонливая!
Встань, встань, встань, ты – дремливая!
Сонливая, дремливая, неурядливая!
Спится мне, младенькой, дремлется,
Клонит мою голову на подушечку.
Свекровь-матушка по сеничкам похаживает,
Сердитая по новым погуливает.
Стучит, гремит, стучит, гремит,
Снохе спать не дает:
Встань, встань, встань, ты – сонливая!
Встань, встань, встань, ты – дремливая!
Сонливая, дремливая, неурядливая!
2) Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых строк?
3) В чем сходство и различие народных исторических песен и былин?
2. Работа по теме «Частушки» (по материалу учебника, с. 11–12).
– Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?
– Как в частушках отражается время?
Р/р. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить?
3. Исполнение учащимися собственных частушек.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Вступительное слово учителя по новой теме.
Наиболее значительная и значимая черта русской литературы XVIII века – сознание ценности человеческой личности самой по себе, со всеми дурными и хорошими чертами ее характера.
Человек ценен своей личной инициативой, самим своим существованием, индивидуальными чертами своей личности. Сознание ценности человеческой личности развивается, однако вслед за осознанием значения народа в исторических событиях. В повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и в других произведениях XVII века народные массы по собственной инициативе присоединяют к Русскому государству города и области, сами их обороняют, проявляя беззаветную храбрость и мужество.
Повести о завоевании Сибири Ермаком, известные в науке под названием «Сибирские летописи» (предания), представляют собой литературно обработанные воспоминания самих казаков – участников похода или их потомков. Повести эти начинались с «Написания», которое было составлено казаками в 1623 году. И оказались в руках у составителя первой Сибирской летописи в 1620-х годах при сибирском архиепископе Киприане. Однако последующие официальные повествователи (а их было несколько) не могли полностью устранить основной тенденции казачьего «Написания»: казаки во главе с Ермаком по собственной инициативе завоевали Сибирь, силой вынудили Строгановых снабдить их всем необходимым и добровольно отдали Сибирь Русскому государству. Последующие повествователи-составители Есиповской и Строгановской летописи расцветили первоначально простые рассказы пышной фразеологией и народную идеализацию Ермака изменили в церковном духе.
3. Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» (с. 14–16 учебника).
4. Беседа по тексту.
– Каким народ представляет себе Ермака?
– Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.
5. Рассматривание иллюстрации В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».
– Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?
6. Слово учителя о литературе второй половины XVIII века.
С 60-х годов открывается новый период в истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. К тому времени резко углубились политические и социальные противоречия в жизни страны. Усиление эксплуатации заводских, государственных и помещичьих крестьян вызвало бурный подъем крестьянского движения. В 1773–1775 гг. крестьянская война под предводительством Пугачева грозила привести дворянско-самодержавную империю «на самый край конечного разрушения и гибели» (Фонвизин). Жестокая расправа с восставшим народом на время приглушила крестьянское движение, но уже вскоре волнения в деревнях вспыхивают снова, а в 1796–1797 гг. вызывают опасные повторения пугачевщины.
Настроения народных масс находят непосредственное выражение в произведениях «низовой», рукописной, народно-демократической сатиры и публицистики («Плач холопов», указы, манифесты и воззвания Пугачева, «Челобитная к богу от крымских солдат», «Жалостное сказание», стихи беглого крепостного В. В. Подзорова). Сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в подобных произведениях пробивается нередко подлинная сила народного гнева: уже Пушкин оценил одно из воззваний Пугачева как «удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного».
– Вспомните, какие исторические песни о Пугачеве вам известны. («Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».)
– Какое отношение к Пугачеву передают эти исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?
7. Чтение предания «О Пугачеве» (с. 13 учебника).
V. Подведение итогов урока.
— Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
— Выполнили эти задачи?
– Какой из текстов преданий вам понравился больше?
– В чем сходство и различие преданий и народных сказок?
Домашнее задание: повторить тему
подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику (задание 1, с. 17, раздел «Развивайте дар слова»); вспомнить произведения из древнерусской литературы по предыдущим классам.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.