Неверно что гравюрой является
Гравюры, гравюры. Это интересно!
Альбрехт Дюрер «Меланхолия»
Главной целью художника, конечно, является оттиск на бумаге, или эстамп.
Правда, эстампом (фр. «estampe» – оттиск) считается лишь тот оттиск, который изготовлен непосредственно под наблюдением автора и носит не прикладной, иллюстративный, а самостоятельный, как принято говорить, станковый характер.
Но в чем же смысл гравюры? Почему художник выполняет сложную и трудоемкую работу, изготавливая печатную доску, а не рисует сразу на бумаге?
Рисунок, акварель, картина по своей природе единичны, уникальны. Главным же качеством гравюры является тиражность, то есть возможность сделать с одной доски много оттисков. Все эти оттиски будут равноценными художественными произведениями.
На любом из них автор может поставить свою подпись, ведь все они отпечатаны с доски, обработанной его рукой.
Возможности гравюры чрезвычайно широки, ее художественный язык богат и разнообразен. Искусство гравюры привлекало к себе многих выдающихся мастеров: А. Дюрера, Рембрандта, П. Брейгеля, Ф. Гойю, А.Ван Дейка, Э. Делакруа, В. Ван Гога, С. Дали и др.
Целый ряд художников посвятил свое творчество исключительно гравюре. Имена А. Доре, О. Домье, В. Фаворского, А.Остроумовой-Лебедевой, столь же знамениты, как и имена выдающихся живописцев.
В Европе гравюра появилась относительно недавно – в XV веке. По сравнению, скажем, с фреской и мозаикой, существовавшими тысячелетия, это молодое искусство. Но ни один из видов изобразительного искусства не сумел сразу стать столь распространенным, как гравюры.
Когда-то они продавались даже на ярмарках и базарах, и простой люд покупал их.
Для неграмотных гравюры даже заменяли книги: в картинках раскрывалось содержание занимательных и нравоучительных историй, библейские сюжеты.
Почти одновременно с ксилографией, являющейся методом выпуклой гравюры, появилась резцовая гравюра на металле. Это уже, так называемая углубленная гравюра.
Ее родиной считается Италия. Уже не нужно было вынимать большие плоскости дерева и делать очень тонкие перегородочки, обеспечивающие столь же тонкий контур при печати.
В углубленной гравюре, вырезанные на металле линии, залитые краской, давали при печати рисунок из тонких штрихов. Имитация рисунка получалась более естественной.
Материалом доски чаще всего служила медь. Истоки резцовой гравюры ведут к ювелирам, которым она служила вначале подсобным средством для сохранения узоров, вензелей, выполненных на ювелирных изделиях, оружии и т.п. В этой технике были созданы, например, «Мастерские гравюры» А. Дюрера.
Существует множество техник гравюры, достойных упоминания, но главными все-таки являются ксилография, офорт, литография и их разновидности.
Гравюра является самым массовым, демократичным, а потому и современным видом искусства.
Она вносит в нашу жизнь настоящее искусство и дает подлинное эстетическое наслаждение.
Гравюра
Из Википедии — свободной энциклопедии
Гравю́ра (фр. gravure — гравю́ра, гравирова́ние, от фр. graver — вырезать, высекать; нем. graben — копать) — разновидность графического искусства и полиграфической технологии, основанная на гравировании печатной формы.
Изображение в искусстве гравюры получается в результате оттиска на бумагу (в зеркальном виде) с печатной формы — «доски» из металла (меди, стали, железа, цинка), дерева (ксилогра́фия) или линолеума (линогравю́ра) и даже из картона (гравюра на картоне) или стекла (фторофорт) с нанесённым на такую форму (в полиграфии — матрицу) углублённым (награвированным) рисунком. Одной из главных особенностей гравюры как разновидности станкóвого искусства является то, что оригинальным произведением является не награвированная художником печатная форма («доска»), а оттиск на бумагу, несмотря на тиражирование, составляющее вторую особенность искусства гравюры. Оттиск с печатной формы называют французским термином эстамп.
В зависимости от способа создания печатной формы техники гравюры подразделяют на две основных разновидности:
Техники плоской печати (с формы, которая не имеет рельефа): литография, монотипия — не являются гравюрными и относить их к гравюре, так же как трафареты, альфрейные техники, шелкографию, неправильно.
Цветную гравюру на дереве (кьяроскуро) или металле получают так называемой многокрасочной печатью — с нескольких «досок» (для каждого цвета своя доска) либо раскраской оттисков от руки с помощью тампонов или кисти. Термин «гравёр» имеет несколько основных значений:
Гравюра — что это такое простыми словами
Здравствуйте, дорогие читатели! По статистике лишь небольшой процент людей знаком с данным художественным произведением, которое возникло еще в XV веке, но до сих пор является неподражаемым образом тончайшего мастерства.
А вы входите в эту категорию любителей искусства? В данной статье мы постараемся заинтересовать вас и доступным языком раскроем вопрос: гравюра что это такое?
Гравюрой называется полученный оттиск с обработанной поверхности, на который художник нанес изображение.
Техника исполнения
Кстати, гравюра и рисунок – это изобразительное искусство. Давайте разберемся, в чем же их отличие между собой. Рисунок – это труд художника, сохраняемый в первозданном варианте, который сразу наносится на поверхность. Он неповторим, ведь каждый штрих воссоздать в точности практически не возможно. Рисунок уникален.
Работа художника-гравера двойная, поэтапная, требующая определенного мастерства. Только представьте, как сначала он рисует на твердой поверхности, затем специальными приборами высекает каждую линию.
Когда основа готова, на уже объемный рисунок наносится специальная краска и мастер переносит изображение на требуемую поверхность, делая оттиск.
Получается точная копия первичного рисунка, их можно сделать в среднем около 20 шт. Каждый дубликат является равнозначно авторским, на котором художник ставит свой автограф.
Конечно, за счет возможности тиражировать первичный экземпляр, гравюра значительно дешевле нарисованного художественного произведения. Но в то же время всегда была и более доступна широким слоям населения, хоть и считается ценителями искусства второстепенной в своем исполнении.
В данной статье мы не будем рассматривать технологию создания гравюры, это вы можете узнать из специализированных источников. Мы постараемся увлечь вас этим удивительным творчеством, рассмотрим основные направления с наиболее интересными примерами.
В своем разнообразии этот вид искусства украшал интерьер, быт и дарил эмоции его обладателям, был вестником событий, выполнял агитационную роль, а в дальнейшем даже заменял книги неграмотным слоям населения, играя обучающую роль.
Конечно, чтобы самым простым языком донести до народа ту или иную тему, художник старался максимально упростить образы, рисунок.
Немного истории
Первые упоминания о гравюре появились в Китае еще в VI веке. Наиболее ранняя и распространенная техника прорисовки на деревянной основе, дощечках (ксилография) была наиболее популярна в то время для печати марок и текста. А библейские сюжеты легли в основу первых выгравированных изображений.
Наибольшую популярность ксилография получила в Европе в XV веке, граверы использовали различные техники в своей работе, благодаря чему в разных странах присутствовали оттенки различия среди их работ.
Исторические периоды накладывали свой отпечаток, и этот сравнительно недорогой и доступный вид художественной деятельности видоизменялся в социальной, религиозной и духовной направленности.
Особое место гравюра стала занимать в церковных кругах, а Средневековые культурные памятники архитектуры стали источником образцов для многих художников.
С появлением печатного станка, больше место заняла техника тиснения в книжном деле. Мастера создавали свои тематические работы для иллюстрирования первых печатных книг.
Где используется
Предлагаем вам вместе отправиться в путешествие по самым популярным странам, где нашла свое признание гравюра и рассмотреть наиболее яркие работы мастеров-граверов.
Центральное место в работах занимала религиозная тематика, но также можно увидеть и пейзажные зарисовки, портреты, обычные бытовые сцены и даже исторические моменты.
Художественное немецкое мастерство
Немецкое гравюрное искусство представляют великие художники, в жизни которых гравюра занимала очень важное место, благодаря чему доводилась до высочайшего мастерства в каждой детали.
Мастера использовали несколько техник в своей работе, самые популярные из которых – резьба на дереве, на меди, офорт, сухая игла.
Если вы посмотрите видео материалы о сложнейшей технике создания иллюстраций, вы увидите, каким тончайшим мастерством обладали художники. Это трудоемкая работа, требующая высокого профессионализма. Ошибиться нельзя – возможности внести исправления, как вы понимаете, не представлялось.
Явлении Марии Иоанну. А.Дюрер, ок.1511г. Титульный лист серии «Апокалипсис»
А.Дюрер. Поклонение Волхвов. Сюжет от Матфея. 1511г.
Итальянский маньеризм
Около середины 15 века в Италии возникает искусство резцовой гравюры на металле, и почти одновременно приобретает художественную ценность ремесленная гравюра на дереве.
Считается, что художники этой страны не обладали столь высокой виртуозностью, как немецкие, но зато имели отличительные черты в своих работах, отражающие самые передовые проблемы в стране того времени. Экономический и технологический кризис Италии сказались и на тематике произведений в области искусства и архитектуры.
Посмотрите на работы Дж.Б.Пиранези. Чувствуется, как в своих работах он передает истинную глубокую любовь к своему городу – Риму. Цикл изображений архитектурных обликов главного города страны наполнены изяществом и неким романтизмом.
Также видно, как художник болел проблемами своей страны, это можно увидеть в рисунках, изображающих разрушенную Италию.
Римские древности (1748—1788)
Отдельно хочется выделить величайшего нидерландского живописца и графика, который работал, в том числе и в Италии – Питера Брейгеля Старшего. Его имя известно всему миру, а картины поистине признаны поучительными.
Гравюры носят в основном аллегорический, назидательный характер, а его результат труда занял почетное место в крупнейших коллекциях музеев мира.
На этом все
Ну что же, дорогие читатели, как вы поняли, изобразительное искусство — гравюра многогранно и обширно. В рамках одной статьи не удастся показать все величие этого необыкновенного направления.
Поэтому, предлагаем вам подписаться на обновления нашего блога, и продолжить совместное путешествие в мир искусства. В следующий раз рассмотрим более подробно историю развития гравюры в России.
Окунемся в загадочный мир лубочных картинок, сказочных сюжетов, наполненных теплотой! Последим, как наши соотечественники смело отражали текущие события в своем творчестве. Не забудьте пригласить друзей, вместе веселее познавать новое!
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
О гравюре. Ксилография. Линогравюра. Литография. Офорт. Резцовая гравюра. Шелкография
По сложившейся традиции, гравюрой называют также литографию, в которой гравирование (прорезывание, процарапывание) не используется. В зависимости от способа обработки печатной формы различают выпуклую (ксилография, линогравюра), углубленную (гравюры на металле) и плоскую (литография) гравюру. В свою очередь, в гравюре на металле существуют механические способы создания печатной формы (резцовая гравюра, «сухая игла», меццо-тинто) и химические — травлением изображения кислотой (офорт, «мягкий лак», лавис, пунктир). Специфика гравюры как вида искусства заключается в ее тиражности — возможности получать множество оттисков с одной печатной формы.
Самые древние гравюры — гравюры на дереве (ксилографии) — появились в VI–VII веках в Китае и затем в Японии. А первые европейские гравюры начали печатать лишь в конце XIV века в Южной Германии. Они были абсолютно простыми по рисунку, без изысков, иногда раскрашивались от руки красками. Это были листки с картинками на сюжеты из Библии и церковной истории. Для неумеющего читать населения такие листки и проповеди были единственным источником знания Священного Писания, и, наверное, тогда же появились аллегорические изображения, азбуки, календари. Около 1430 г. были сделаны первые «блочные» (ксилографические) книги, при издании которых изображение и текст вырезались на одной доске, а около 1461 г. была набрана первая книга, иллюстрированная гравюрами на дереве. По сути, печатная книга времен Иоганна Гуттенберга сама по себе была гравюрой, так как текст в ней выкладывается и множится оттисками с рельефных клише.
Желание сделать цветное изображение и «рисовать» не только линиями, но и пятном, «лепить» светотень и давать тон привело к изобретению цветной ксилографии «кьяроскуро», при которой печать осуществлялась с нескольких досок с использованием основных красок цветового спектра. Ее придумал и запатентовал венецианец Уго да Карпи (ок. 1455 — ок.1523). Техника эта, однако, была трудоемкой, и ею пользовались редко — ее «второе рождение» произошло только в конце XIX в.
Итак, ксилография позволяет сделать много оттисков — пока не сотрется «оригинал». И дальнейшая история изобретений в гравюре находилась в прямой зависимости от желания увеличить число отпечатков, довести рисунок до большей сложности и еще точнее воспроизвести мельчайшие детали. Так, почти вслед за ксилографией — в конце XV в. — появилась резцовая гравюра на металле (медной доске), позволявшая работать в рисунке более гибко, варьировать ширину и глубину линии, передавать легкие и подвижные очертания, разными штриховками делать тон сгущенным, точнее воспроизводить то, что замыслил художник — фактически делать рисунок любой сложности. Наиболее значительными мастерами, работавшими в этой технике, были немцы — Альбрехт Дюрер, Мартин Шонгауэр и итальянцы — Антонио Поллайоло и Андреа Мантенья.
Если ксилографии Дюрера, сделанные им в конце XV в., его жена продавала с телеги прямо на рынке, то его «мастерские гравюры», сделанные через 20 лет резцом на металле (в том числе и сухой иглой), уже были признанными шедеврами и ценились как подлинные произведения искусства. Так, наконец, XVI век оценил гравюру как высокое искусство — похожее на живопись, но пользующееся графическим рисунком со своей технической интригой и своеобразной красотой. Так, выдающиеся мастера XVI в. превратили гравюру из массового прикладного материала в высокое искусство со своим языком, своими темами. Таковы гравюры Альбрехта Дюрера, Луки Лейденского, Марко Антонио Раймонди, Тициана, Питера Брейгеля-старшего, Пармиджанино, Альтдорфера, Урса Графа, Лукаса Кранаха-старшего, Ханса Бальдунга Грина и многих других выдающихся мастеров.
К концу XVI века резцовая гравюра на металле достигла совершенства: простой рисунок сменила богатая пластика, сложнейшие способы параллельной и перекрестной штриховки, которыми художники добивались оригинальных эффектов светотени и объема. Это всеобщее стремление к достижению сложных светотеневых эффектов и более изысканного рисунка привело к экспериментам с химическим воздействием на доску — с травлением, и, в конечном счете, способствовало рождению новой техники — офорта, расцвет которого приходится на XVII век. Это было время лучших мастеров-граверов, разных по темпераменту, вкусам, задачам и отношению к технике. Рембрандт делал отдельные эстампы, добиваясь травлением и штриховкой на разной бумаге сложнейших светотеневых эффектов. Жак Калло сделал офорт своей жизнью и награвировал целую вселенную портретов, сценок, человеческих типов; Клод Лоррен воспроизвел в офортах все свои картины, чтобы их не подделывали. Он назвал собранную им книгу офортов «Книгой истины». Питер Пауль Рубенс устроил даже специальную мастерскую, где в гравюрах делали копии с его картин, Антонис ван Дейк награвировал офортной иглой целую серию портретов современников.
В это время в офорте были представлены самые разные жанры — портрет, пейзаж, пастораль, батальная сцена; изображение животных, цветов и фруктов. В XVIII веке почти все крупные мастера пробуют себя в офорте — А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонар — во Франции, Дж. Б. Тьеполо, Дж. Д. Тьеполо, А. Каналетто, Ф. Гварди — в Италии. Появляются большие серии гравюрных листов, объединенные темами, сюжетами, иногда они собираются в целые книги, как, например, сатирические листы У. Хогарта и жанровые миниатюры Д. Ходовецкого, архитектурные ведуты Дж. Б. Пиранези или серии офортов с акватинтой Ф. Гойи.
Расцвет гравюрных техник во многом объясняется потребностью быстро развивающегося книгоиздания. А любовь к искусству, постоянно требовавшая все более точных воспроизведений знаменитых произведений живописи, способствовала развитию репродукционной гравюры. Основная роль, которую гравюра играла в обществе, была сравнима с фотографией. Именно потребность репродуцирования привела к большому числу технических открытий в гравюре в конце XVIII века. Так появились разновидности офорта — пунктир (когда переходы тона создаются сгущением и разрежением набитых специальными заостренными стержнями — пунсонами — точек), акватинта (т. е. окрашенная вода; рисунок на металлической доске протравливается кислотой через нанесенную на нее асфальтовую или канифольную пыль), лавис (когда рисунок наносится кистью, смоченной кислотой, прямо на доску, а при печати краска заполняет протравленные места), карандашная манера (воспроизводит шероховатый и зернистый штрих карандаша). Видимо, вторично в конце XVIII — начале XIX века была открыта придуманная еще в 1643 г. тоновая гравюра меццо-тинто.
Еще большему развитию репродукционной техники способствовало изобретение англичанином Томасом Бьюиком в 1780-х годах торцовой гравюры на дереве. Теперь художник не зависел от структуры волокон дерева, как это было раньше, когда он имел дело с продольным распилом, теперь он работал по поперечному спилу дерева твердых пород и мог резцом создавать более сложные и изощренные по своему характеру композиции.
Следующая «революция» произошла в 1796 г., когда Алоизиус Зенефельдер придумал литографию — плоскую печать с камня. Эта техника избавила художника от посредничества репродукциониста — теперь он сам мог наносить рисунок на поверхность камня и печатать его, не прибегая к услугам резчиков-граверов. Со 2-й четверти XIX в., с ростом популярности литографии, началась эпоха массовой печатной графики, и связано это было, в первую очередь, с книгоизданием. Гравюрами иллюстрировались журналы мод, сатирические журналы, альбомы художников и путешественников, учебники и пособия. Гравировалось все — ботанические атласы, страноведческие книги, «буклеты» с городскими достопримечательностями, пейзажи, поэтические сборники и романы. И когда в XIX веке изменилось отношение к искусству — художников окончательно перестали считать ремесленниками, а графика вышла из роли служанки живописи, началось возрождение оригинальной гравюры, самоценного в своих художественных особенностях и приемах эстампа. Свою роль здесь сыграли представители романтизма — Э. Делакруа, Т. Жерико, французские пейзажисты — К. Коро, Ж. Ф. Милле и Ш. Ф. Добиньи, импрессионисты — Огюст Ренуар, Эдгар Дега и Писарро. В 1866 году в Париже было создано общество аквафортистов, членами которого стали Э. Мане, Э. Дега, Дж. М. Уистлер, Я. Б. Йонгкинд. Они занимались изданием авторских альбомов офортов. Так впервые было создано объединение художников, занявшихся собственно проблемами граверного искусства, поиском новых форм, обозначившее свои занятия как особый род художественной деятельности. В 1871 году такое общество было основано и в Санкт-Петербурге при участии Н. Ге, И. Крамского и. Шишкина.
Далее развитие гравюры шло уже в русле поисков своего оригинального языка. К XX веку история гравюрных техник и самого этого искусства будто замкнула цикл: от простоты гравюра пришла к сложности, а достигнув ее, вновь стала искать выразительной остроты немногословного штриха и обобщенности до знака. И, если на протяжении четырех столетий она старалась избежать обнажения своего материала, то теперь вновь заинтересовалась его возможностями.
Значительным явлением в истории печатной графики конца XIX — начала XX века стал расцвет русской и советской школы гравюры, представленной большим числом талантливых художников и несколькими крупными явлениями художественной жизни европейского масштаба, такими, как петербургское объединение «Мир искусства», авангардные течения первых лет ХХ века, формотворческие поиски графиков круга Фаворского и неофициальное искусство 1960-80-х годов.
Ксилография
Ксилография (от греч. xylon — дерево, grapho — рисую), вид гравюры на дереве. Чтобы создать такую гравюру, рисунок вырезают на деревянной доске, покрывают краской и печатают на бумаге или сходном материале. Различают обрезную и тоновую (репродукционную) гравюру. В западноевропейском искусстве известна с конца XIV в., цветная ксилография с нескольких досок — с XV в.
Линогравюра
Линогравюра (от «линолеум» и «гравюра») — вид гравюры, для создания которой изображение режется на линолеуме или другой полимерной основе и затем отпечатывается на листе бумаги. Изобретена в начале XX в., по своим приемам близка ксилографии. Самая простая из техник высокой печати.
Литография
Литография (от греч. lythos — камень, grapho — рисую) — вид печатной графики, обычно относимый к гравюре (хотя приемы гравирования в нем отсутствуют), при котором изображение печатается с плоской поверхности камня. Принцип работы заключен в самом названии — с греческого оно переводится как «рисую на камне».
Офорт
Офорт (фр. eau-fortе, итал. acquaforte [аквафорте] — «сильная, крепкая вода», т. е. азотная кислота) — вид гравюры, в котором химический процесс травления заменяет механический способ обработки доски различными гравировальными инструментами. Получил распространение с конца XVI века.
Резцовая гравюра
Резцовая гравюра — старейшая разновидность гравюры на металле. Рисунок наносят на поверхность металлической доски (чаще всего медной) острыми резцами-штихелями. Затем поверхность доски тщательно очищают от стружки шабером-гладилкой, валиком прокатывают краску так, чтобы она заполнила бороздки рисунка, с гладких поверхностей краску тщательно оттирают и делают оттиск.
Гравюра – это не просто! Что такое гравюра и какой она бывает
Гравюра – это техника создания и нанесения рисунка, результатом которой является эстамп или печатный оттиск на бумаге или ином материале. Гравюра является частью графического искусства, поскольку основными изобразительными средствами в создании оттисков являются штрихи и линии.
Что такое гравюра
Гравюра – это сложный термин, объединяющий печатные произведения, созданные в различных техниках печати. Оттиск гравюры делается с помощью печатной формы, которая называется доской. Доска может быть как из дерева, так и из других материалов, например, металла или воска. Рисунок на доске является зеркальным отражением эстампа и состоит из пробельных и печатающих элементов.
Техника гравюры разделяется на высокую и глубокую печать. Если гравюра выполняется в технике высокой печати, то на «доске» печатающие элементы находятся выше пробельных, таким образом, чтобы только они касались бумаги. При выборе глубокой печати «доска» выглядит противоположно, то есть пробельные элементы располагаются выше, а печать оттиска основана на контролируемой толщине слоя краски.
Гравюры, выполненные техникой высокой печати, являются плоскими и гладкими, в то время как глубокая печать обеспечивает оттиски неравномерностью и рельефностью изображений.
Кто такой гравер
Гравюра – это вид искусства, требующий больше, чем изобразительный талант художника. Помимо создания рисунка, его идеи и композиции, гравюра требует прикладных умений в создании гравировальных форм и знаний техник работы с печатным станком. Из-за комплексной природы создания гравюры в сегодняшнем искусстве принято разделять значения понятия «гравер».
Общепринятое значение термина объясняет его как создателя гравюры, то есть печатной формы, рисунка на ней и напечатанных оттисков. В этом смысле автором идеи и композиции рисунка может быть как сам гравер, так и другой художник. В узком смысле слово «гравер» является профессиональным и относится к специалисту, владеющему несколькими техниками и приемами гравировки, работающему с различными материалами, такими как стекло, драгоценные металлы, дерево и др.
Виды гравюры
Гравюра – это комплексная техника создания предметов искусства. Существует несколько разделений гравюры на виды:
Знаменитые граверы
Самым знаменитым гравером в истории искусства является Альбрехт Дюрер, величайший художник Северного Ренессанса, который вывел гравюру, и ксилографию в частности, на новую ступень развития. Благодаря уникальным по своей детализации и сложности исполнения оттискам, таким как «Меланхолия», «Носорог», «Адам и Ева» и многие другие, Дюрер заслуженно был признан лучшим европейским мастером гравюры.
Лукас ван Лейден, современник Дюрера и широко известный датский художник, который также работал и в жанре гравюры, сумел практически самостоятельно изучить технику высокой печати. Лукас ван Лейден занимался ксилографией с раннего детства, его юношеские работы, такие как «Пилигримы» и «Магомет и монах Сергий» (14 лет), поражают зрелостью и высокой техникой исполнения.
Среди великих художников гравюрой увлекались Рембрандт, Гюстав Доре, Франсиско Гойя, Уильям Блэйк и Иван Шишкин.