Неверно что географическая структура организации службы маркетинга укажите лишнее
Какая стратегия ценовой конкуренции наиболее доходна?
б) Все зависит от рыночной ситуации.
Какая стратегия конкуренции в цене ведет к снижению интенсивности конкуренции?
г) «Безубыточная цена».
71. Для того чтобы охарактеризовать некое сообщение как рекламное, важно убедиться в следующем:
г) Верно, если первое сочетается со вторым.
72. Лучшим из представленных ниже аргументов рекламы растворимого кофе является утверждение, что это:
б) Вкусный, ароматный, бодрящий напиток.
73. Прямая реклама не использует следующие формы:
в) Рекламные TV-ролики.
74. В развитых странах ведущей формой продвижения инвестиционных товаров на рынки в последние годы стала:
в) Реклама на выставках и ярмарках.
75. Рекламный слоган — это:
76. Если понимать рекламу как информацию, распространяемую для неопределенного круга лиц, то рекламой нельзя будет назвать:
а) информацию в изданиях, распространяемых только по подписке.
77. Почему наиболее распространенным методом определения суммы расходов на рекламу является расчет в процентах к уровню сбыта предыдущего года?
б) Так как это наиболее простой способ формирования рекламного бюджета.
78. Сбыт в маркетинге — это:
а) Отношения, существующие на рынке по поводу купли-продажи товаров или услуг.
79. Каналом прямого маркетинга не является:
г) Торговля со склада дистрибьютора.
80. Вертикальная маркетинговая система как канал сбыта:
в) Возможны оба предыдущих варианта.
81. Среди посредников, как правило, правом собственности на товар обладают:
82. Исключительное (эксклюзивное) посредничество:
в) Верно и то и другое.
83. Магазином с ограниченным ассортиментом может быть назван:
в) Магазин мужской одежды.
84. Тип поведения продавца, ориентированный на помощь и поддержку покупателя, полезен, если нужно:
г) Стабилизировать продажи.
85. Поведение продавца с позиции судьи целесообразно, если нужно:
б) Избежать проблем, за исключением вопросов о цене.
86. Если покупатель жаждет купить товар при низком интересе к продавцу, а тот заинтересован в продаже, но не в клиенте, то атмосферу продажи можно охарактеризовать как:
а) Продавец атакует клиента, покупатель обороняется.
87. К вознаграждению посредников не имеет отношения следующий тип скидки с цены:
б) В связи с дискриминационным ценообразованием.
88. Какое из этих положений раскрывает взаимоотношения маркетинга и менеджмента?
89. К факторам окружающей маркетинговой среды, определяемым и контролируемым службой маркетинга фирмы, относятся:
б) Маркетинговые цели.
90. К факторам окружающей маркетинговой среды, определяемым высшим руководством фирмы, относятся:
в) Роль маркетинга на фирме.
91. Функциональная структура организации маркетинговой службы — это:
а) Структура, базирующаяся на разделении маркетинговых функций между отдельными сотрудниками, группами сотрудников в службе маркетинга.
92. Неверно, что товарная структура организации службы маркетинга: (укажите лишнее)
г) Наиболее эффективна при глубоком товарном ассортименте.
93. Рыночная структура организации службы маркетинга — это:
б) Структура, состоящая из звеньев, соответствующих различным сегментам рынка.
94. Неверно, что географическая структура организации службы маркетинга: (укажите лишнее)
б) Трудно совместима с функциональной организационной структурой.
95. Для фирмы средних размеров оптимальным является:
а) Возложение ответственности за сбытовую программу на подразделение маркетинга.
96. Наиболее точным методом формирования бюджета маркетинга из нижеперечисленных является:
в) Метод «Цель — задание».
97. В постоянные издержки в бюджете маркетинга не включают:
в) Скидки и наценки.
98. Соотношение между затратами на производство товаров и затратами на их продвижение, включая коммуникации:
а) Существенно меньше для категории товаров индивидуального потребления.
99. Кривая, характеризующая зависимость результатов маркетинговой деятельности от затрат на нее, имеет вид:
а) S-образной кривой.
100. Оптимальная сумма затрат на маркетинг не зависит от следующего фактора:
г) Достигнутые фирмой финансовые результаты.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Маркетинг» (для всех специальностей) (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 |
Вы выпускаете шампунь против перхоти, который эффективен уже при разовом применении в день. Ваш помощник подсказывает, что объем сбыта можно увеличить почти в два раза, если в инструкции на этикетке указать, что шампунь рекомендуется применять дважды в день.
Представитель фирмы, с которой вы хотите заключить долгосрочный контракт, предлагает вам свои услуги в качестве менеджера по маркетингу. У вас нет желания принимать его к себе на работу, но есть вероятность того, что он может передать выгодный заказ вашей фирме.
1. Почему возникновение маркетинга в России стало возможным лишь в период становления рыночных отношений?
2. Охарактеризовать функции маркетинга.
1. Какие принципы маркетинга лежат в основе маркетинговой деятельности предприятий торговли?
2. Охарактеризовать основные понятия маркетинга: нужда, потребность, запрос, рынок, сделка, рынок продавца и рынок покупателя.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
Разработка процесса управления маркетингом и формирование
— развивать навыки разработки приемов управления маркетинговой деятельностью предприятия;
— развивать способности в выборе правильной организационной структуры маркетинговой службы в зависимости от профиля и товарного ассортимента предприятия.
1. Дать характеристику предприятия розничной торговли: определить тип предприятия, его торговую и складскую пощади; составить его ассортиментный перечень (перечислить группы товаров).
Торговое предприятие, реализующее бытовую технику
2. Определить потребности рынка в других товарах, кроме имеющихся в ассортиментном перечне предприятия.
3. Выбрать целевой потребительский рынок и спрогнозировать покупательский спрос на товары предприятия, имеющиеся в ассортименте и на дополнительные товары:
— определить сегменты рынка, которые будет обслуживать выбранное вами предприятие, т. е. охарактеризовать потребителей вашего товара по полу, возрасту, уровню дохода и др. признакам сегментирования;
— определить предварительный объем спроса на товары, имеющиеся в ассортиментном перечне, ориентируясь на реальное состояние покупательского спроса (в зависимости от вида товара, сезонности его потребления и/или производства).
4. Оценить маркетинговые возможности предприятия:
— позволяет ли размер складской площади разместить на ней дополнительный объем товарных запасов;
— имеет ли торговое предприятие финансовые возможности для расширения товарного ассортимента и увеличения перечня дополнительных услуг.
5. Составить схему процесса управления маркетинговой деятельностью на предприятии.
Выбрать конкретный тип организационной структуры службы маркетинга на предприятии, дать ему характеристику, указать преимущества и недостатки выбранной организационной структуры службы маркетинга:
Предприятие розничной торговли
1. Какие характеристики деятельности предприятия являются основанием для выбора конкретного типа организационной структуры службы маркетинга?
1. Функциональная структура организации службы маркетинга – это:
а) структура, базирующаяся на разделении маркетинговых функций между отдельными сотрудниками, группами сотрудников в службе маркетинга;
б) структура, обеспечивающая реальное функционирование маркетинга на фирме;
в) структура, отвечающая монофункциональной ориентации маркетинга, в отличие от полифункциональной.
2. Неверно, что географическая структура организации службы маркетинга (укажите лишнее):
а) предполагает разделение ответственности сотрудников или групп внутри службы маркетинга за деятельность в различных регионах;
б) трудно совместима с функциональной организационной структурой;
в) эффективна при развитии экспортной активности фирмы;
г) является разновидностью рыночной организационной структуры.
3. Какой вариант взаиморасположения подразделений маркетинга и сбыта в организационной структуре управления можно считать оптимальным:
а) отдел сбыта включает службу маркетинга и отвечает за него;
б) два подразделения сосуществуют по принципу паритета;
в) служба маркетинга включает в себя сбытовое подразделение и отвечает за сбыт.
4. В постоянные издержки в бюджете маркетинга не включают:
а) расходы на функционирование службы маркетинга;
в) скидки и наценки;
5. Кривая, характеризующая зависимость результатов маркетинговой деятельности от затрат на нее, имеет вид:
а) наклоненной вправо S-образной кривой;
б) прямой с положительным наклоном;
в) синусоиды, устремленной вправо и вверх;
г) части параболы с касательной, имеющей положительный наклон.
1. Что предпочтительнее разработать сначала: структуру службы или стратегию маркетинга?
1. Неверно, что товарная структура организации службы маркетинга (укажите лишнее):
а) предполагает разделение ответственности сотрудников службы по отдельным видам, группам товаров;
б) вполне естественна при значительной степени диверсификации товарного ассортимента;
в) может успешно включать в себя элементы функциональной структуры;
г) наиболее эффективна при глубоком товарном ассортименте.
2. Рыночная структура организации службы маркетинга – это:
а) структура, соответствующая типу интересующего фирму рынка;
б) структура, состоящая из звеньев, соответствующих различным сегментам рынка;
3. Наиболее точным, объективным методом формирования бюджета маркетинга из нижеперечисленных является:
а) метод соответствия конкуренту;
б) метод фиксированного процента;
в) метод «цель – задание»;
4. Соотношение между затратами на производство товаров и затратами на их продвижение, включая коммуникации:
а) существенно меньше для категории товаров индивидуального потребления;
б) может быть самым разным, независимо от категории товара;
в) существенно меньше для категории инвестиционных товаров;
г) зависит от соотношения спроса и предложения товаров.
5. Оптимальная сумма затрат на маркетинг не зависит от следующего фактора:
а) имиджа фирмы на рынке;
б) отрасли, в которой работает фирма;
в) перспективности целевого сегмента рынка;
г) достигнутых фирмой финансовых результатов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
Разработка методов позиционирования товара на рынке
и определение способов сегментирования рынка
— получить навыки разработки методов позиционирования товаров на основе концепции мультиатрибутивной модели товаров, а также навыки определения способов сегментирования потребительского рынка.
Порядок выполнения работы:
Позиционирование товаров на основе концепции мультиатрибутивной модели связано с представлением его как набора потребительских свойств. Для реализации такого подхода необходимо следующее:
1. Изучить основные атрибуты (характеристики) наручных часов (см. таблицу 1), по которым потребитель различает данный товар.
Мультиатрибутивная модель наручных часов
2. Диаметр корпуса, мм
3. Высота корпуса, мм
5. Запас хода от одного завода, ч
6. Покрытие корпуса
7. Камни механизма часов
8. Противоударное устройство оси баланса
10. Срок службы, лет
2. Посчитать общую потребительскую ценность каждой марки часов, используя формулу:
Ах = ,
3. Проранжировать выделенные атрибуты по степени значимости для потребительского выбора.
4. Оценить разнообразие в уровне реализации отдельных атрибутов в представленных на рынке марках.
5. Выбрать в качестве атрибутов позиционирования те, которые совмещают в себе высокую значимость для потребителя и определяют высокий уровень дифференциации марок.
6. Определить пространство позиционирования на основе выбранных атрибутов.
7. Построить в пространстве позиционирования карту позиционирования за счет выделения характерных зон значений атрибутов (образец на рис. 1).
Рис. 1. Пространство и карта позиционирования
Рисунок иллюстрирует случай двумерного построения. Здесь атрибут Х имеет три характерные зоны, атрибут Y – четыре. Характерные зоны определяются на основе субъективного потребительского восприятия, но могут быть заданы в большинстве случаев в виде диапазона технических характеристик. Например, атрибут «мобильность» может быть определен через технический параметр «вес» и разбит для многих товаров на характерные зоны позиционирования: «переносной» – до 3-5 кг, «носимый» – от 3-5 кг и 10 и «стационарный» – свыше 10 кг. В зависимости от специфики товаров конкретные значения границ зон позиционирования одного и того же атрибута могут смещаться, но в целом они предопределяются условиями эксплуатации и в данном случае – физиологическими особенностями человеческого организма.
8. Определить положение марок товара в пространстве позиционирования на основе значения их атрибутов (см. таблица 2).
Оценка степени значимости атрибутов и уровня дифференциации марок по этим атрибутам может осуществляться по упрощенной оценочной шкале.
тесты маркетинг. Товара сегмента рынка конкурента к факторам микросреды фирмы относятся
12. Маркетинг ориентированный и на продукт, и на потребителя, позволяющий рационально сочетать методы и инструменты двух типов маркетинга и основанный на правиле, что продукт и потребитель должны создаваться в одно и то же время называется – интегрированный.
13. Маркетинг как научная дисциплина возник в ___20 (1901 год) веке.
14. В настоящее время получил развитие Ответ маркетинг, основанный на интеграции или стандартизации маркетинговой деятельности на различных географических рынках.
17. Определите минимальное повышение цены на товар, при которой прибыль предприятия останется неизменной, несмотря на появление расходов на рекламу и увеличение объема продаж. Объем продаж в базовом году составил 3500 шт. Себестоимость одного изделия 150 р. Цена продажи 200р. Планируемое увеличение объема продаж 500 шт. Расходы на рекламу 40000 р.
Вычитаем разницу между себестоимостью и ценой продажей получаем: 760 000- 560 000=200 000 Расход на рекламу 40000 делим на цену продаж 200 получаем 200 деталей покрывает расход на рекламу.
29. Позиционирование при котором у потребителей создается путанное представление о компании, ее товарах или торговых марках называется неоднозначное.
Решение: Определим долю рынка при первом разделении: Д1 = Рь Д1 = 50 %о, потом долю рынка при втором разделении: Д2 = Д1 • Р2 / 100 = 35 %; а также долю рынка при третьем разделении Д1 = Д2 • Р3 / 100 = 14 %. При четвёртом разделении рыночная доля равна: Д4 = Д3 • Р4 / 100 = 8,4 %
34. Туристическая фирма «Орион», определяя целевой сегмент рынка, поэтапно выбрала следующие доли потребителей: на первом этапе – 50%, на втором – 80%, на третьем – 75%, на четвертом – 60%. Определите, какую долю рынка в процентах составляет выбранный целевой сегмент фирмы.
Решение: Д1 = Р1, Д1 = 50%
66. Инструмент маркетинговых коммуникаций, который используется для осуществления продаж непосредственно в ходе непосредственного контакта продавца и покупателя – это личная продажа
67. Любая оплачиваемая форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг – это реклама.
68. По определению Ф. Котлера под личной продажей понимается представление товара одному или нескольким потенциальным покупателям с целью совершения продажи
86. Метод исследования, предполагающий подход к объекту исследования, как к целостному, но сложному и взаимосвязанному явлению называется – системный
87. Ограничения в доступе имеет секретная информация.
89. В процессе контроля за выполнением планов служба маркетинга установила, что планировалось продать в год 2600 штук изделий по цене 12,5 руб./шт. Фактически было продано 2750 штук изделий по цене 12,2 руб./шт. Определите объем реализации продукции.
1. Определить стоимость продукции по плановой цене
12,5 х 2600 = 32500руб.
2. Определить фактическую стоимость продукции
12,2 х 2750 = 33550 руб.
3. Определить, на сколько перевыполнен план продаж
33550 – 32500 = 1050 руб.
4. Определяем потери выручки в связи с уменьшением цены
· объем реализации продукции составляет 33550 руб.;
· выручка, связанная с дополнительной продажей продукции по сниженной цене, составляет 1050 руб.
90. Рекламная компания на торговой фирме проводилась с 11 по 18 апреля текущего года. Исходные данные следующие: фактическая реализация товара до рекламных мероприятий составила 140 тыс. руб.; фактическая реализация товара за апрель составила 460 тыс. руб.; торговая надбавка – 15 %; на проведение рекламных мероприятий израсходовано 2,65 тыс. руб.; торговая фирма имеет единый выходной день в неделю. Определите экономическую эффективность рекламных мероприятий.
1. В апреле 30 дней, в том числе рабочих – 30 – 4 = 26.
Количество дней до рекламы составляет 9 дней, а после рекламы 26 – 9 = 17 дней.
2. Определяем прирост однодневной реализации:
· однодневная реализация товара до рекламных мероприятий
140000 руб. / 9 = 15,6тыс. руб. в день;
18,8 – 15,6 = 3,2 тыс. руб. в день;
· дополнительный объем продукции
3,2 * 17 = 54,4 тыс. руб;
3. Эффективность рекламы (или прибыль от рекламы):
8,16 – 2,65 = 5,51 тыс. руб.;
организационная структура маркетинга формируется на базе службы маркетинга, построенной по функциональному признаку, и группе управляющих, персонально отвечающих за товарные группы, рынки или регионы
Вопросы
2.Базовые организационные структуры управления маркетингом: функциональная; географическая; продуктовая (товарная); рыночная.
3.Комбинированные организационные структуры управления маркетингом: функционально-продуктовая, функционально-рыночная, продуктово-рыночная, функционально-продуктово-рыночная.
4.Проектная структура управления.
5. Матричная структура управления.
Тестовые задания
A) может быть представлена только коммерческим директором;
B) структура, отвечающая за организацию системы сбыта товаров;
C) подразделение, в котором сосредоточено управление маркетингом.
2. Матричный принцип организации маркетинга заключается:
A) в использовании математических матриц;
B) в организации подразделений маркетинга по ряду признаков;
C) в применении стратегических матриц маркетинга.
A) систему маркетинга;
B) маркетинговую информационную систему;
C) систему управления маркетингом.
4. Функциональная структура организации маркетинговой службы – это
A) структура, базирующаяся на разделении маркетинговых функций между отдельными сотрудниками, группами сотрудников в службе маркетинга;
B) структура, обеспечивающая реальное функционирование маркетинга в фирме;
C) структура, отвечающая монофункциональной ориентации маркетинга, в отличие от полифункциональной;
D) верны все предыдущие ответы.
5. Неверно, что товарная структура организации службы маркетинга:
A) предполагает разделение ответственности сотрудников службы по отдельным видам, группам товаров;
B) вполне естественна при значительной степени диверсификации товарного ассортимента.
6. К какому типу построения управления относится следующая ситуация: управляющий службой маркетинга, заведующий службой рекламы, начальник отдела сбыта подчиняются заместителю генерального директора по маркетингу?
A) функциональная система управления;
B) организация по товарно-рыночному принципу;
C) матричная система управления;
D) ни одна система не подходит.
7. Рыночная структура организации службы маркетинга — это:
A) структура, соответствующая типу интересующего фирму рынка;
B) структура, состоящая из звеньев, соответствующих различным сегментам рынка;
C) верно и то и другое;
D) предыдущие три ответа неверны.
8. Неверно, что географическая структура организации службы маркетинга: (укажите лишнее)
A) предполагает разделение ответственности сотрудников или групп внутри службы маркетинга за деятельность в различных регионах;
B) трудно совместима с функциональной организационной структурой;
C) эффективна при развитой экспортной активности фирмы;
D) является разновидностью рыночной организационной структуры.
9. Для фирмы средних размеров оптимальным является:
A) возложение ответственности за сбытовую программу на подразделение маркетинга;
B) функционирование специалистов по маркетингу в составе отдела сбыта;
C) паритетное существование групп сбыта и маркетинга в их тесном взаимодействии;
D) предыдущие три ответа неверны.
10.Недостатком структуры управления маркетингом, организованной по товарному принципу не является:
А) Большие расходы на содержание структуры
В) Процесс принятия решений требует большего времени
С) Усложняются связи субординации и координации в масштабах всей структуры
D) Высокая степень дублирования функций
Вопросы
1.Сущность процесса контроля маркетинга.
2.Контроль годовых планов маркетинга.
Тестовые задания
1. Контроль маркетинга представляет собой:
A) заключительный этап в плановой деятельности;
B) начало плановой деятельности;
C) середину плановой деятельности;
D) не является плановой деятельностью.
2. Для проведения анализа маркетинга используются данные:
B) плановые и фактические;
D) за прошлые периоды.
3. Перечислить в логической последовательности четыре этапа проведения ревизии маркетинга предприятия (1 – анализ и обработка информации; 2 – предконтрактный период; 3 – диагностическое обследование; 4 – подготовка и утверждение отчета с заказчиками):
4. При контроле стратегического маркетинга сопоставляются:
A) финансовые результаты;
B) эффективность рекламных кампаний;
C) достижение долговременных целей;
D) выполнение плана по прибыли за ряд лет.
5. Контроль годовых планов маркетинга осуществляется посредством определения отношений:
A) по показателям основной (производственной) деятельности предприятия;
B) по всем разделам бизнес-плана предприятия;
C) по разделу маркетинга годового плана предприятия;
D) по объему прибыли на единицу затрат на маркетинг.
6. Для каждой ситуации выберите один вариант ответа – да или нет:
A) оперативный контроль маркетинга проводится каждый день;
B) главная задача контроля маркетинга – определить причины отклонений;
C) количество контролируемых показателей маркетинга определяет начальник отдела маркетинга;
D) использование вербальных показателей при контроле маркетинга дает самый точный результат.
7. Выявление результатов, отклоняющихся от плана, определение причин этого отклонения, корректировка плана и совершение новых действий называется:
B) анализом отклонений;
C) управлением по отклонениям;
D) ситуационным анализом;
E) маркетинговым аудитом.
8. К специфическим показателям относятся:
A) совокупный оценочный бал;
C) уровень рентабельности;
D) степень потребительской удовлетворенности;
E) стоимость одной анкеты при опросе потребителей.
9. Процесс измерения и оценки результатов реализации стратегических, тактических и оперативных планов маркетинга называется:
A) анализом рентабельности;
B) маркетинговым контролем;
C) финансовым анализом;
D) внешним аудитом маркетинга.
10. Процедура пересмотра или существенной корректировки стратегии и тактики маркетинга в результате изменений условий как внешнего, так и внутреннего характера, представляет собой:
A) ситуационный анализ;
B) маркетинговый аудит;
C) ревизию маркетинга;
D) оперативный контроль.
Вопросы
1.Подходы к планированию маркетинговой деятельности.
2.Структура плана маркетинга.
3. Последовательность разработки плана маркетинга.
Тестовые задания
1. Планирование в маркетинге состоит из:
A) стратегического планирования;
B) тактического планирования;
C) тактического планирования и контроля;
D) стратегического и тактического планирования;
E) организации маркетинга и контроля.
2. План деятельности предприятия отвечает на вопрос:
A) зачем существует предприятие;
B) сколько прибыли оно должно иметь;
C) каким будет предприятие в будущем?
3. План маркетинга предприятия является:
A) частью бизнес-плана;
B) отдельной стратегией;
C) задачей предприятия.
4. Основной целью маркетинга предприятия может быть:
A) расширение рынка;
B) увеличение своей доли на рынке;
C) повышение рентабельности;
D) все перечисленное выше.
5. Аудит маркетинга как составная часть маркетингового планирования необходим для:
A) контроля за деятельностью сотрудников отдела маркетинга;
B) критической оценки положения предприятия;
C) разработки программы маркетинга по товарам.
6. Бюджет маркетинга необходим для:
A) повышения рентабельности основной деятельности;
B) сокращения потерь;
C) реализации плана маркетинга и достижения целей предприятия.
7. Процедура маркетингового планирования осуществляется в следующей последовательности (1-анализ проблемы, 2-поиск альтернативы, 3-выбор альтернативы, 4-определение цели планирования, 5-прогнозирование, 6-принятие решения о постановке целевого задания):
8. Для каждой ситуации выберите один вариант ответа – да или нет:
A) каждое предприятие в рыночной экономике разрабатывает стратегию маркетинга;
B) выбор основных стратегий развития предприятия зависит, прежде всего, от его юридической формы;
C) план маркетинга – это неизменяемый документ на вест период его действия;
D) план маркетинга предприятия, работающего на экспорт, обязательно отличается от плана для внутреннего рынка.
9. Планирование маркетинга, организация службы маркетинга и маркетинговый контроль представляет собой:
A) систему маркетинга;
B) маркетинговую информационную систему;
C) систему управления маркетингом.
10. Что не включают в процесс стратегического планирования маркетинга?
В) прогнозирование возможных результатов;
С) разработку программы действий с графиком выполнения;
D) определение целей.
Базовая
3. Бєлявцев М. І. Маркетинг [Текст] : навч. посіб. / М.І. Бєлявцев, Л.М. Іваненко – К.: Центр навчальної літератури, 2005. – 328 с.
4. Бєлявцев, М.І. Маркетингова цінова політика [Текст]: навч. посіб. /
М. І. Бєлявцев, І. В. Петенко, І. В. Прозорова – Київ: Центр навчальної літератури, 2005. – 332 с.
11. Ковальчук, С. В. Маркетинг [Текст] : навч. посіб. / С. В. Ковальчук,
В. Л. Карпенко, Л. М. Коваль, Р. В. Бойко, Л. А. Бичікова та ін.; за ред. канд. екон. наук Ковальчук С.В. – Львів : Новий Світ – 2000, 2011. – 679 с.
13. Маркетинг: бакалаврський курс: навч. посіб. / за заг. редакцією д.е.н., проф. С. М.Ілляшенка. – Суми : Університетська книга, 2004. – 976 с.
14. Маркетинг: підруч. / А. Ф. Павленко, І. Л.Решетнікова, А. В. Войчак та ін.; за наук. ред. А. Ф. Павленка. – К. : КНЕУ, 2008. – 600 с.
16. Новітній маркетинг [Текст] : навч. Посіб. / Є. В. Савельєв,
С. І. Чеботар, Д. А. Штефанич та ін.; за ред. Є. В. Савельєва. – К. : Знання, 2008. – 420 с.
Дополнительная