Неверно что айзенк выделил интеллект

Концепция биологического интеллекта Г. Айзенка

Айзенкявляется представителем одномерного подхода к интеллекту. По Айзенку, можно выделить три типа концепций интеллекта: биологическую, психометрическую и социальную. Эти концепции соответствуют трем структурным уровням интеллекта.

В то же время он не противопоставляет их одну другой и даже пытается объяснить «под одной крышей».

Биологический интеллект – это врожденные заданные способности к обработке информации, связанные со структурами и функциями коры головного мозга. Это базовый, наиболее фундаментальный аспект интеллекта. Он служит генетической, физиологической, нейрологической, биохимической и гормональной основой познавательного поведения, т.е. связан в основном со структурами и функциями коры головного мозга. Без них невозможно никакое осмысленное поведение. Д. Векслер утверждает, что «любое работающее определение интеллекта должно в основе своей быть биологическим».

Психометрический интеллект – это своего рода связующее звено между биологическим интеллектом и социальным.

Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды.

«Биологический интеллект» связан со структурами головного мозга обеспечивающих осмысленное поведение. Методами его измерения могут являться: электроэнцелография (ЭЭГ), измерение усредненных вызванных потенциалов (УВП), кожно-гальваническая реакция (КГР), измерение времени реакции (ВР).

По мнению Айзенка, биологический уровень является фундаментальным для остальных.

Решая проблему соотношения скорости переработки информации и когнитивной дифференцированности, Айзенк объединяет фактор сложности (зависящий от успешности выполнения сложных задач за ограниченное время) и фактор скорости (зависящий от скорости выполнения простых заданий), так как существует корреляция результатов простых тестов, выполненных с ограничением времени и таких же тестов без ограничения времени, близкая к единице.

Главным параметром, характеризующим уровень интеллекта по Айзенку, является скорость переработки информации. Айзенк предлагает использовать в качестве ее показателя время реакции выбора из множества альтернатив.

Характеристика понятия «креативность»

Креативностьхарактерна готовностью кпродуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор. Среди способностей интеллектуальных выделена в особый тип.Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя:

1) повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний;

2) действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, попроверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Для оценки креативности применяются различные тесты дивергентного мышления, опросники личностные, анализ результативности деятельности. Изучение факторов творческих достижений ведется в двухнаправлениях:

1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности — личностные факторы;

2) анализ мышления творческого и его продуктов — факторы креативности: беглость, четкость, гибкостьмышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при ихрешении и пр.

С целью содействия развитию мышления творческого можно использовать учебные ситуации, характерныенезавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов; при этом учащихся поощряют кформулированию множества вопросов. Вопрос о креативности как самостоятельном, независимом отинтеллекта свойстве пока остается нерешенным. Не найдены и надежные способы ее измерения.

Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть фото Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть картинку Неверно что айзенк выделил интеллект. Картинка про Неверно что айзенк выделил интеллект. Фото Неверно что айзенк выделил интеллект

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть фото Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть картинку Неверно что айзенк выделил интеллект. Картинка про Неверно что айзенк выделил интеллект. Фото Неверно что айзенк выделил интеллект

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть фото Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть картинку Неверно что айзенк выделил интеллект. Картинка про Неверно что айзенк выделил интеллект. Фото Неверно что айзенк выделил интеллект

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть фото Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть картинку Неверно что айзенк выделил интеллект. Картинка про Неверно что айзенк выделил интеллект. Фото Неверно что айзенк выделил интеллект

Источник

Модель структуры интеллекта Г. Айзенка

Ганс Юргенс Айзенк – психотерапевт Бетлемской королевской больницы в Лондоне – разработал общую концепцию интеллекта. Он исходит из того, что интеллект, несмотря на трудности его дефиниции, – это столь же научное понятие, как гравитация, электричество, химические связи: от того, что они не видны, не ощутимы, а, следовательно, по мнению некоторых исследователей, не «материальны», они не утрачивают своей познавательной ценности в качестве научных концепций. Останавливаясь на трудностях определения интеллекта, он указывает: во многом это вытекает из того, что сегодня существует три относительно различающихся и относительно самостоятельных концепций интеллекта. В то же время он не противопоставляет их одну другой и даже пытается объяснить «под одной крышей».

Такое объединение продемонстрировано на схеме:

Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть фото Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть картинку Неверно что айзенк выделил интеллект. Картинка про Неверно что айзенк выделил интеллект. Фото Неверно что айзенк выделил интеллект

Биологический интеллект – это врожденные заданные способности к обработке информации, связанные со структурами и функциями коры головного мозга. Это базовый, наиболее фундаментальный аспект интеллекта. Он служит генетической, физиологической, нейрологической, биохимической и гормональной основой познавательного поведения, т.е. связан в основном со структурами и функциями коры головного мозга. Без них невозможно никакое осмысленное поведение. Д. Векслер утверждает, что «любое работающее определение интеллекта должно в основе своей быть биологическим».

Психометрический интеллект – это своего рода связующее звено между биологическим интеллектом и социальным. Это то, что выступает на поверхность и видимые исследователю проявления того, что Спирмен назвал общим интеллектом (g). Другими словами, перефразируя Боринга, то, что измеряется тестами интеллекта, есть не что иное как психометрический интеллект.

Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды.

Тест Айзенка

— тест коэффициента интеллекта (IQ), разработанный английским психологом Гансом Айзенком. На данный момент известно восемь различных вариантов теста Айзенка на интеллект.

Эти тесты на интеллект иногда называются сборными тестами. Они предназначены для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала с различными способами формулировки задач.

Таким образом, можно надеяться на взаимную нейтрализацию достоинств и недостатков; к примеру, человек, который хорошо справляется со словесными заданиями, но плохо решает арифметические задачи, не получит каких-либо преимуществ, но и не окажется в невыгодном положении, так как оба вида задач представлены в тестах примерно поровну.

Первые пять тестов Айзенка довольно похожи и дают общую оценку интеллекта человека при условии, что он будет тщательно следовать инструкциям.

Для тех людей, которые хотят побольше узнать о сильных и слабых сторонах своего интеллекта, Айзенком разработаны три специальных теста для оценки вербальных, математических и визуально-пространственных способностей.

Кроме того, Г. Айзенк разработал несколько тестов под шутливым названием «разминка для интеллектуалов», так как многие говорили о том, что задания в обычных тестах на IQ слишком просты.

Тесты предназначены для оценки интеллектуальных способностей для людей в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего. Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).

Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110. Значение IQ менее 70 обычно квалифицируется как умственная отсталость.

Но в этих тестах не учитывается состояние человека, в котором он отвечает на вопросы. Допустим, если человек в депрессии, то количество правильных ответов естественно снизится, а значит, и коэффициент интеллекта будет выведен неверно.

Источник

IQ-тестирование ‒ объективно ли? Современный подход к оценке интеллекта и обучению. Теория Множественного Интеллекта

Все мы слышали неоднократно про тесты на IQ или тесты Айзенка, определяющие уровень интеллекта человека. Многие даже пробовали проходить такое тестирование. Существует около 8 типов тестов, определяющие степень развитости мозга человека в различных направлениях – математическом, гуманитарном, визуально-пространственном. Таким образом, тест IQ более-менее объективно сможет определить уровень интеллект для человека с любыми способностями (например, у кого-то больше гуманитарных склонностей, а у кого-то наоборот, выше логически-математические возможности).

Тесты доктора Айзенка сегодня зачастую подвергаются суровой критике в среде психологов. Дают ли эти тесты вразумительный ответ на вопрос − умен ли определённый человек?

Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть фото Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть картинку Неверно что айзенк выделил интеллект. Картинка про Неверно что айзенк выделил интеллект. Фото Неверно что айзенк выделил интеллект

Тесты Айзенка не подходят для объективной оценки уровня интеллекта человека

Есть популярная точка зрения, что IQ-тест определяет не столько ментальные способности и возможности мозга, сколько способность человека к обучению в образовательных учреждениях.

Понимание интеллекта в этом тесте основывается на логике и абстрактном мышлении, поэтому он просто не способен учесть остальные возможности мозга. Да и не всем нужно умение решать логические задачи, например, художники, актеры, спортсмены отлично ладят с людьми, умеют договариваться и заводить важные знакомства, обладают выносливостью и талантами. Однако тест Айзенка зачатую признает их способными «с трудом окончить десять классов».

«Гениальные идиоты» – так иногда называют в быту таких людей.

Новая теория вразрез с общепринятым мнением насчет интеллекта

Говард Гарднер был одним из многих учёных, заинтересовавшихся подобным феноменом. Исследуя строение мозга и особенности мышления таких людей, психолог вывел теорию, доказывающую, что нынешняя трактовка понятия «интеллект» не оценивает человеческий ум комплексно, такая оценка не подходит для всех без исключения типов людей. Говард Гарднер утверждает, что часть способностей незаслуженно отброшена из рассмотрения.

Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть фото Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть картинку Неверно что айзенк выделил интеллект. Картинка про Неверно что айзенк выделил интеллект. Фото Неверно что айзенк выделил интеллект

К исследованиям Говарда Гарднера многие ученые, психологи отнеслись весьма скептично, однако преподаватели во многих странах оценили ее по достоинству, даже изменив свои программы обучения, подкорректировав их под более полную оценку умственным способностей Гарднера.

Например, у некоторых людей могут возникнуть сложности с процессом обучения в школе – где ставка делается на лингвистические и логико-математические способности. Одновременно эти же личности имеют недюжинные способности к музыке или, обладая повышенным телесно-кинестетический интеллектом, могут быть отличными актерами, мастерами, ювелирами, портными.

Согласно серии тестов, IQ таких людей можно причислить к «умственно неполноценным», что в корне неверно. Теория множественных интеллектов

Тест Айзенка в этом отношении смотрится устаревшим.

Теория множественного интеллекта в противовес принятой в мире

Говард Гарднер для лучшего понимания теории множественного интеллекта на своем сайте приводит аналогию человеческого мозга с компьютером.

Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть фото Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть картинку Неверно что айзенк выделил интеллект. Картинка про Неверно что айзенк выделил интеллект. Фото Неверно что айзенк выделил интеллект

Основная общепризнанная теория интеллекта и способ его оценки по Айзенку изучает способности человеческого мозга как единое целое (как один компьютер и совокупность его возможностей) – в результате появляется градация на высокую производительность (или высокий IQ), среднюю производительность и низкую производительность (низкий IQ).

Теория множественных интеллектов рассматривает и оценивает интеллект человеческого индивида, как совокупность отдельных компьютеров, относительно независимых по отношению друг к другу. Мощность одного компьютера не означает силу (или наоборот слабость) в других.

Теория Множества Интеллектов утверждает, что интеллект человека следует рассматривать не как единое целое (логические способности), а как 9 различных интеллектов, каждый из которых имеет свою направленность. В той или иной мере все мы владеем этими «умами». Ниже представлены виды интеллекта, выделенные Гарднером.

Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть фото Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть картинку Неверно что айзенк выделил интеллект. Картинка про Неверно что айзенк выделил интеллект. Фото Неверно что айзенк выделил интеллект

Лингвистический или вербальный интеллект

Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть фото Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть картинку Неверно что айзенк выделил интеллект. Картинка про Неверно что айзенк выделил интеллект. Фото Неверно что айзенк выделил интеллект

Отвечает за восприятие текстов и речи, за ораторские способности, литературный дар.

Люди, у которых хорошо развит этот тип интеллекта, очень любят писать, обладают даром оратора, ценят анекдоты и афоризмы, легко запоминают фразы из разговоров, нередко графоманы.

Обыкновенно из них получаются хорошие журналисты, писатели, поэты или телеведущие.

Логико-математический интеллект

Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть фото Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть картинку Неверно что айзенк выделил интеллект. Картинка про Неверно что айзенк выделил интеллект. Фото Неверно что айзенк выделил интеллект

Он-то и отвечает за абстрактное мышление, и у многих людей, у которых не развит этот тип ума, бывают проблемы с учёбой в школе и институте.

Люди, у которых развит логический интеллект, легко решают в уме логические задачи, в школе любят математику и физику, они, как правило, хорошие счетоводы. Совсем как гражданин Корейко из романа «Золотой Телёнок». Они легко систематизируют знания, любят строить планы и алгоритмы.

Из них нередко получаются учёные, юристы, экономисты, программисты, инженеры и бухгалтера.

Визуально-пространственный интеллект

Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть фото Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть картинку Неверно что айзенк выделил интеллект. Картинка про Неверно что айзенк выделил интеллект. Фото Неверно что айзенк выделил интеллектОтвечает за образное мышление, возможность представить себе полную картину происходящего (как говорил писатель Уильям Голдинг – «видеть внутри головы»), запоминать цвета и внешний облик предмета или явления.

Люди, у которых развит этот тип мышления, любят рисовать, ценят искусство, обладают ярко выраженным эстетическим вкусом и обладают хорошей памятью на лица; не страдают «географическим идиотизмом» в силу того, что легко запоминают то место, где уже один раз побывали, легко ориентируются в пространстве.

В рисунке они легко осваивают перспективу, видят объём, блики и рефлексы. Конечно же, это художники и графики, а также скульпторы. В сочетании с математическими познаниями люди с развитым «художественным видением» легко осваивают специальность архитектора или инженера, приобретают ценное умение легко читать карты и схемы.

Телесно-кинестетический интеллект

Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть фото Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть картинку Неверно что айзенк выделил интеллект. Картинка про Неверно что айзенк выделил интеллект. Фото Неверно что айзенк выделил интеллект

Отвечает за способность эффективно управлять своим телом. Люди, у которых развит этот тип интеллекта, обыкновенно ловки, подвижны, завороженно копируют движения знаменитых танцоров и гимнастов, много жестикулируют и любят подвижные игры.

Как правило, это хорошие танцоры, гимнасты, акробаты и хирурги, а также мастера спорта, разнорабочие и ювелиры.

Межличностный интеллект

Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть фото Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть картинку Неверно что айзенк выделил интеллект. Картинка про Неверно что айзенк выделил интеллект. Фото Неверно что айзенк выделил интеллект

Отвечает за организаторские способности, умение показать себя в обществе, способность понимать настроение, чувства и мотивы поведения других людей, воздействовать на них и использовать их слабости.

Обладатели высокого межличностного интеллекта обыкновенно очень любят общение, легко «читают» мимику и жесты других людей, безошибочно угадывают характер человека и хорошо видят различия между людьми.

Они всегда заводят «нужные знакомства» и добиваются уважения в коллективе не за счёт крепости локтей, а за счёт любви окружающих. Предпочитаемые профессии: педагог, социальный работник, священнослужитель, менеджер, управляющий компании.

Личностный интеллект

Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть фото Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть картинку Неверно что айзенк выделил интеллект. Картинка про Неверно что айзенк выделил интеллект. Фото Неверно что айзенк выделил интеллектОтвечает за возможность самоанализа и самопознания. Человек с высоким личностным интеллектом, как правило, немного застенчив, часто задумывается о себе, ведёт дневник, умеет наслаждаться одиночеством и использовать его для самоанализа.

Всегда знает, чего хочет, знает о своих возможностях больше окружающих, а также легко планируют свою жизнь. Они – тонкие лирики и хорошие психологи, могут заниматься творчеством.

Природный или натуралистический интеллект

Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть фото Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть картинку Неверно что айзенк выделил интеллект. Картинка про Неверно что айзенк выделил интеллект. Фото Неверно что айзенк выделил интеллектОтвечает за общение с природой, умение понимать природные инстинкты растений, животных и человека.

Люди с высоким уровнем природного интеллекта с детства любят животных, могут уловить характер того или иного домашнего любимца, любят заниматься садоводством и огородничеством. Такие люди не пропадут в лесу, они хорошо чувствуют настроение зверей и внимательно подходят к поиску съедобных и лекарственных растений.

Издревле такой интеллект ценился в обществе охотников и собирателей и до сих пор выбор профессий для «природного интеллектуала» очень широк: охотник, биолог, врач, агроном, ботаник, эколог, дрессировщик и так далее. Кроме того, обладатели высокого природного интеллекта, как правило, отличные любовники, тонко чувствующие партнёра.

Музыкальный интеллект

Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть фото Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть картинку Неверно что айзенк выделил интеллект. Картинка про Неверно что айзенк выделил интеллект. Фото Неверно что айзенк выделил интеллектМалоизученный тип интеллекта. Отвечает за слуховое восприятие информации, помогает понимать музыку, слышать мелодии и фальшивые ноты.

Люди с развитым музыкальным интеллектом могут услышать мелодию в хаотичных звуках, умеют сочинять музыку, легко запоминают чужой голос, любят петь, лучше «впитывают» любую информацию под музыку определённого ритма, подбор которого сугубо индивидуален.

Также отмечается, что такие люди чаще всего религиозны, но обычную веру они, как правило, «додумывают» до своих собственных представлений. Предпочитают профессии певцов и музыкантов.

Экзистенциальный интеллект

Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть фото Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть картинку Неверно что айзенк выделил интеллект. Картинка про Неверно что айзенк выделил интеллект. Фото Неверно что айзенк выделил интеллектСамый загадочный тип ума. Учёными однозначно не установлена даже область головного мозга, которая его контролирует. Отвечает за способность осознавать своё место в жизни, задумываться о жизни и смерти, следить за своим и чужим здоровьем.

Как правило, такие люди отличаются долголетием, умеют открывать секреты старения и молодости, имеют фантазии на тему иной жизни и бессмертия. О предпочтительной профессии здесь сказать трудно, ведь это может быть и военный, и хороший врач или целитель, и путешественник, и метафизик, и учёный-геронтолог.

Важное значение и практическое применение Теории Множественных Интеллектов

Сейчас в Америке и некоторых странах Европы уже разрабатываются образовательные программы, которые используют разносторонний подход и включают в себя развитие всех девяти типов интеллекта.

Осознание того, что каждый человеческий мозг обладает совершенно уникальной конфигурацией способностей, меняет в корне поход к обучению людей.

Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть фото Неверно что айзенк выделил интеллект. Смотреть картинку Неверно что айзенк выделил интеллект. Картинка про Неверно что айзенк выделил интеллект. Фото Неверно что айзенк выделил интеллект

Представьте, что есть два ученика, оба учат таблицу умножения. Одному очень легко дается процесс запоминания, второй мучается, тратит в десятки больше времени. Но! Это не означает, что у второго ученика более слабые когнитивные способности, может даже действовать обратное утверждение – второй ученик возможно обладает более глубоким потенциалом к математике. Например, не пытаясь как первый ученик просто запомнить с помощью визуальной памяти без особого понимания, второй ученик старается рассмотреть и понять все более детально и глубоко.

Если изменить подход и способ донесения информации можно взрастить гениального способного человека. Разностороннее понимание мозга и интеллекта ученика помогает преподавателям успешно развивать и обучать детей, не способных к традиционным методикам образования.

Говард Гарднер утверждает, что важные идеи должны объясняться разными способами – соответственно способностям обучаемых – кто-то запоминает материал лучше всего в процессе игры, кто-то, просто читая материал, некоторые запоминают визуальные разъяснения и так далее.

Нельзя себя и других недооценивать. Каждый человек талантлив по-своему, имеет уникальный набор характеристик мозга, и, если какой-то из интеллектов развит слабее – это не приговор и не сигнал слабых способностей и возможностей человека. Нужно просто правильно оценить весь комплекс, все составляющие интеллекта и найти правильный способ обучения.

Источник

Тесты на IQ. История вопроса, факты и мифы

Ирландский профессор Ричард Линн опубликовал в газете The Times результаты своих последних исследований уровня умственного интеллекта (IQ) среди европейцев. Согласно показателям, первое место делят немцы и голландцы (107). Далее следуют поляки (106), шведы (104) и итальянцы (102). Россияне показали уровень IQ в 96 пунктов, что соответствует 17 месту. Замыкают список сербы, набрав лишь 89 «интеллектуальных баллов».

В то время как нормальный уровень IQ для взрослого человека равен 85-115 пунктам.

Надо отметить, что профессор посвятил большую часть своей жизни изучению человеческого интеллекта и эволюции. Эти его исследования наводят на мысль, что на уровень IQ существенно в процессе эволюции влияет климат: северные народы были вынуждены часто преодолевать тяжелые климатические условия, чтобы выжить. Кроме того, расположение стран позволяет предположить, что северяне всегда ели больше животной пищи, которая сплошь состоит из белка – и это тоже существенно повлияло на развитие их интеллекта в процессе эволюции. Жители же Юго-Восточной Европы потребляют меньше протеинов, минералов и витаминов, которые необходимы для развития мозга.

Более ранние исследования Линна показали, что, например, столичные жители несколько умнее своих провинциальных сограждан. Связано это вовсе не с различиями в экологии или темпе жизни, а с тем, что набирающая с каждым годом урбанизация привлекает в столицы лучшие умы. Выходит, что количество гениев на квадратный метр там больше. Кроме того, профессор доказал, что уровень IQ у мужчин в среднем на 5 пунктов выше, чем у женщин. Такое заявление вызвало массу пересудов, ведь получается, мужчина пусть ненамного, но умнее женщины. Однако в Книге рекордов Гиннесса зафиксирован самый высокий уровень IQ, и принадлежит он женщине.

Истории известны несколько женщин, чей умственный интеллект во много раз превышал мужской. Например, один из самых высоких уровней IQ продемонстрировала Мэрлин Мач Вос Савант из штата Миссури, которая в возрасте десяти лет уже имела средний показатель IQ для 23-х летних. Ей удалось пройти сложнейший тест для вступления в привилегированное Общество Мега, куда входит лишь около трех десятков человек, имеющих такой высокий показатель IQ, который встречается лишь у 1 человека из миллиона! Ходят легенды об актрисе Шарон Стоун, чей показатель IQ считается один из самых высоких среди знаменитостей (по различным данным он колеблется от 140 до 160 баллов).

Топ-модели из Словении удалось развенчать миф о глупости прекрасных женщин. Местное телевидение пригласило Айрис Мулей, финалистку конкурса Словения-2002, участвовать в ток–шоу, которое должно было быть посвящено тупости моделей. Однако во время съемок выяснилось, что IQ девушки выше, чем у известного физика-ядерщика, научного консультанта программы, и составляет 156 пунктов.

Однако ученые продолжают настаивать на умственном превосходстве мужчин. Может быть, поэтому умным женщинам приходится во много раз труднее. Живущая в Великобритании болгарка Даниэла Симидчева (Daniela Simidchieva), мать троих детей и обладательница IQ почти в 200 баллов (равном IQ Мари Кюри), два года сидела без работы и получала скромное пособие. Несмотря на то, что она входит в число самых умных женщин планеты, а уровень ее интеллекта говорит сам за себя, сотни компаний и организации присылали Симидчевой вежливые отказы.

Тем временем ученые продолжают изучение человеческого мозга. Уже проведены исследования, показавшие зависимость уровня интеллекта и здоровья, а как следствие продолжительности жизни. Связь между IQ и старением выявили специалисты из Британского совета по медицинским исследованиям. Они проследили за состоянием здоровья более 1000 человек, принадлежащих к разным социальным группам и профессиям. Смертность людей, которые на протяжении всей жизни должны были постоянно работать головой, в четыре раза ниже по сравнению с теми, чей мозг не испытывал сильной нагрузки. Исследователи подчеркивают, что здесь играет роль именно постоянная интеллектуальная нагрузка, а не просто высокий IQ.

Кто же все-таки изобрел и создал этот уникальный тест, разделяющий людей на группы по возможности воспринимать, запоминать, логически мыслить и быстро реагировать. Скандально известный немецкий ученый Ганс Юрген Айзенк первым придумал задачи для выявления умственных способностей людей и первым их применил.

Несмотря на то, что еще в школе Айзенк публично открестился от фашизма и даже ввязался из-за своих взглядов в драку, свои опыты и исследования он начал в помощь нацистскому поиску «сверхчеловека». Официальная идеология Германии тех лет как на ученого действовала на него как допинг. Разговоры о «сверхнации», состоящей из совершенных людей, подготовки к чисткам и селекции самых красивых-умных-здоровых сильно привлекали Айзенка. Биологи и химики нацистской Германии, Италии, Японии уже начали генетические опыты над людьми. В том числе на мозге. Айзенка потрясли эти эксперименты: он сам работал в нескольких анатомических лабораториях. Проводя опыты над человеческим мозгом, он пытался ответить на вопрос: влияет ли размер и вес мозга человека на его умственные способности?

Живя в Англии, Айзенк написал серию статей, глубоко фашистских по духу: о перенаселении планеты и грядущей жестокой борьбе за выживание; об избранных, которые должны стоять во главе человечества; об их аскетическом воспитании и, как следствие, железной воле и железном духе.

В разработке уникального теста Айзенк взял за основу идею Бине, что для каждого возраста существует своя норма, придумал, как это применить по отношению к взрослым и ввел термин коэффициент интеллекта. IQ тут же приобрел популярность. Он появился в офисах, конторах и домах в 50-е годы. Это была настоящая сенсация, в один день сделавшая Ганса Юргена Айзенка звездой первой величины. Он получил все мыслимые степени, разъезжал по миру с лекциями по методологии IQ, стал респектабельным состоятельным мужчиной.

Многие из лекций великого мэтра вызывали скандалы. В 1971 году, после публикации его статьи «Раса, интеллект и образование», на одном из публичных выступлений Айзенка закидали тухлыми яйцами. За то, что он черным по белому написал: у черных IQ на 15 пунктов ниже, чем у белых, и это объясняется особенностями генетического кода.

«Интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида».
«Интеллект – разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракция, образование понятий, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания».
Интеллект отождествляют также с системой умственных операций, со стилем решения проблем, с индивидуальным когнитивным стилем и т.д.

Отсутствие однозначности в определениях интеллекта связано с многообразием его проявлений. Однако всем этим проявлениям присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения, а именно: активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения всех тех психических функций, которые отвечают за познание окружающего мира.

Айзенк выделил три вида интеллекта: биологический интеллект, под которым всегда понимается физическое превосходство одного человека над другим; психометрический интеллект, который определяется стандартными тестами измерения коэффициента интеллекта (IQ), и социальный (или практический) интеллект как проявление социально полезной адаптации (рассуждение, решение задач, память, обучаемость, понимание, обработка информации, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *