Неувядаемый цвет акафист в чем помогает
Неувядаемый цвет акафист в чем помогает
Икона Богоматери «Неувядаемая Роза». монастырь Эсфигмен. Афон
Икона Богоматери «Неувядаемый цвет». История и символика
Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» не очень часто встречается сегодня в российских храмах. Но всех кто его видит, образ, с первого взгляда, привлекает своей неземной чистотой и нежностью. Его главная особенность – изображение Девы Марии, держащей на одной руке Богомладенца, а во второй – прекрасный цветок. Чаще всего это бывает белая лилия.
По преданию, когда-то именно ее вручил Архангел Гавриил Богородице в знак благой вести о том, что она станет Матерью самого Бога. Этот цветок имеет важнейшее значение в символике иконы «Неувядаемый цвет», обозначая собой глубокую духовную чистоту Божией Матери, которая была поставлена Господом выше даже бесплотных Ангелов.
Икона «Неувядаемый цвет». Тихон Филатьев. Москва. XVII в.
Икона Богородицы «Неувядаемый цвет» или, согласно второму названию, «Благоухающий цвет» впервые появилась в 17 веке в Греции. Ее необычный облик возник как воплощение в красках слов Акафиста – читаемого в честь Богородицы торжественного песнопения. В нем Пречистая Дева называется «корнем девства и неувядаемым цветом чистоты».
На возникновение иконы «Неувядаемый цвет» повлияла традиция написания православной иконы «Похвала Богородице», самый ранний русский список которой относится к 14 веку. Это была первая икона, созданная на основе древнейшего акафиста, посвященного Божией Матери.
Поводом к его созданию стало чудесное избавление Константинополя посредничеством Богородицы от вражеского нашествия. На иконе Пророки, говорившие когда-то о рождении Девы Марии, написаны с теми символами, которые служили ее прообразом. Так Пророк Аарон держит жезл, на верхней части которого можно увидеть чудесный цветок.
Такое изображение связано с древним преданием Церкви. Оно гласит, что когда-то Богом, через пророка Моисея, было определено быть ветхозаветными священнослужителями только потомкам рода Аарона. Но позднее, представители других родов стали протестовать, тоже претендуя на честь священства. Тогда, чтобы прекратить распри, было решено получить ответ свыше. Для этого жезлы представителей двенадцати колен еврейского народа были оставлены в иудейском храме.
Через некоторое время обнаружилось, что одиннадцать жезлов остались без изменений. А вот на жезле потомков Левия, на котором было написано имя его внука – Аарона, появились цветок миндаля. Более того, он не засыхал и, позднее, произвел плод. Это явление окончательно уверило всех в избранности рода, служившего в храме Иерусалима.
В христианской традиции чудо с жезлом Аарона рассматривается следующим образом. Сам жезл, процветший благоуханным цветком – это символ чистой и непорочной Девы Марии. А плод, который появился на нем – Спаситель мира Иисус Христос. Поэтому на иконе «Похвала Богородице» иногда стали изображать Божию Матерь с цветочной веткой в руках.
Таким образом, авторы иконы «Неувядаемый цвет», заимствовав такой вариант изображения, выделили его в самостоятельный иконописный сюжет. На его развитие оказал влияние и процесс буквального воплощения в христианской живописи слов различных богослужебных книг и песнопений, особенно благодарственного канона Иосифа Песнописца, написанного в 9 веке. В них облик Богородицы показан прообразами-символами:
Почти все эти значения, несколько ранее, стали отображаться и в католической живописи. 15-16 века – это время появления там особых композиций в виде аллегорий под названием «Concepcio immaculata», что значит «Непорочное зачатие», которые в виде гравюр стали входить в молитвенные сборники. Вероятно, эти гравюры оказали влияние и на возникновение греческого варианта иконы «Неувядаемый цвет».
Считается, что первая такая икона, скорее всего, была написана в Константинополе. Затем, несмотря на турецкое иго, в Греции стали появляться все новые и новые ее варианты. Особенно она почиталась в Салониках. Один из списков иконы «Неувядаемый цвет» был создан на Афоне и, примерно в конце 17 века, привезен в Россию.
В 18 веке и в Греции и в России возникает множество других вариантов иконы, отличных от первого изображения. Это столетие, известное любовью к парадности и многофигурности, наградило образ большим количеством новых деталей. На головах у Христа и его Матери появляются венцы или короны. Цветком чистоты не редко становится роза, появляющаяся в руках и у Богомладенца.
Иногда изящные ветки или даже целые гирлянды из цветов изображаются вокруг фигуры Богородицы, помещаются в красивые вазоны, превращаются в постаменты.
Очень часто Дева Мария держит скипетр, покрытый прекраснейшими цветами. Вокруг нее появляется множество символов: свеча, райское дерево, кадило, лестница, ведущая с земли на небо, царские палаты, луна и так далее. Они как бы наглядно демонстрируют чувства преклонения и похвалы, заключенные в словах христианской гимнографии.
Здесь мы видим некоторое влияние католической традиции с её пышностью форм и любовью к деталям, что не было изначально характерно для православной иконописи.
В чём помогает икона «Неувядаемый цвет»?
Икона пользуется популярностью, прежде всего, у молодых девушек и юношей, так как, по древней традиции, ей молятся о сохранении девической и юношеской чистоты и целомудрия, защите от искушений, которых так много встречается в современном мире. Также перед образом «Неувядаемый цвет» совершается молитва о замужестве или о женитьбе, чтобы Богоматерь послала достойного и порядочного супруга или супругу. Люди более старшего возраста просят перед образом помощи в борьбе с душевными и плотскими страстями. Кроме того он помогает преодолеть невзгоды и непонимание в семейной жизни.
Существует прекрасный акафист иконе «Неувядаемый цвет», восхваляющий Деву Марию в самых возвышенных выражениях. В нем Богородица называется «неисчерпаемым источником любви» и бессмертия.
Также православная гимнография создала тропарь и молитву иконе «Неувядаемый цвет», которые читаются перед образом всеми, кто имеет к Богородице просьбу или хочет прославить ее и поблагодарить за помощь.
Молитва о замужестве перед иконой «Неувядаемый Цвет»
«О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным!
Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему, Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов Твоих, за роптание наше.
Буди нам Мати и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наша.О Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством.Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, возстающих на нас.
О Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наша душевныя очи, да видим пути правды Божия.
Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшнем суде Сына Твоего. Ему же мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Икона «Неувядаемый цвет». Греция Источник: https://bogolub.info/ikona-ne…
Икона Божией Матери » Неувядаемый Цвет»
Икона Богородицы » Неувядаемый Цвет».
Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» — это один из самых красивых образов, излучающий нежность и радость. Литературной основой образа стали тексты гимна – акафиста, в котором Богородица и Иисус Христос сравниваются с неувядаемыми и благоуханными цветами. «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты», – обращается Церковь к Богоматери.
По преданию, когда-то именно ее вручил Архангел Гавриил Богородице в знак благой вести о том, что она станет Матерью самого Бога.
История появления образа «Неувядаемый Цвет»
Служба Похвалы Богородице дополнила образ Божией Матери картинами из Священной Истории, которая произошла во 2 в до Рождества Христова.. Во время странствования евреев по пустыне, между семейными коленами произошел спор, кому выпадет честь служить в Скинии (походной церкви), Моисей повелел собрать жезлы (сухие деревянные посохи) от глав каждого рода и поместить их на ночь в Скинии. Наутро один из жезлов, принадлежащий Аарону из колена Левиия, покрылся листьями и расцвёл, указав таким образом на достойного кандидата.
Расцветший жезл Ааронов считается прообразом Богородицы, из Которой рождается Цвет — Христос, и часто изображается в руке Пречистой Девы.
Кроме ааронова жезла упоминаются и другие символы, окружающие Деву: благоуханная кадильница, свеча, звезда и другие. Все они взяты из текста Канона Субботы Акафиста. В свою очередь автор Канона, Иосиф Песнописец, брал их из событий Священной Истории.
Считается, что первая такая икона, скорее всего, была написана в Константинополе. Затем, несмотря на турецкое иго, в Греции стали появляться все новые и новые ее варианты. Особенно она почиталась в Салониках. Один из списков иконы «Неувядаемый цвет» был создан на Афоне и, примерно в конце 17 века, привезен в Россию.
По другой версии предполагают, что впервые икона прибыла из Греции в 17-18 веках. Тогда существовал обычай: богатые паломники заказывали списки с понравившихся образов и привозили их на родину.
Есть предположение что икона «Неувядаемый цвет» была написана по вдохновению с Кефалонского образа «Богородица Лилейная», которая находится в храме одной из самых маленьких деревень острова Кефалония,. На том образе Пречистая Дева держит в руке расцветшую лилию. Под стеклом стоит множество сухих стебельков, оживающих через пять месяцев после срезки. Это чудо происходит до сих пор. На праздник Успения Богородицы у Её лика оживают высохшие цветы, принесённые прихожанами на Благовещение.
Есть еще версия, что сама иконография образ пришла из Балкан. И что от первого афонского списка, который распространился в православном мире, возникло три основных – греческий, русский, болгарский. От них в свою очередь произошли последующие варианты, что и породило это удивительное иконографическое разнообразие.
В течении трёх веков содержание его менялось и сейчас вряд ли найдётся два одинаковых. На одних образах Божия Матерь изображена среди множества цветов, святых и картин из Священной Истории, на других — с непокрытой головой, в царском венце и цветущим посохом, на третьих — с веткой лилии.
Один из первых, в России, почитаемых списков иконы «Неувядаемый цвет» появляется в Московском Свято-Алексиевском монастыре, стоявшим на месте храма Христа Спасителя в начале XVIII столетия.
Это была первая в городе обитель, предназначенная для незамужних девушек. Поэтому икона здесь оказалась на своем месте, ведь одной из главных просьб, с которыми обращаются к этому образу, является молитва о сохранении чистоты души и тела.
Алексеевский список существенно отличался от распространенного сейчас образа. Богомладенец на нем стоял в полный рост, опираясь согнутой ручкой на плечо Девы Марии. Правую же руку Божией Матери обвивала лента, на которой было выведено название иконы. Красивая цветочная ветвь помещалась на престоле, в особом кувшине.
Другой известный список иконы находился в Успенском храме на Могильцах. На нем Христос, поддерживаемый Богоматерью, стоит на прекрасном цветке, произрастающим из нижней части образа. В руке у Богородицы белая лилия, а над головой – Ангелы, венчающие ее царским венцом. Этот храм, возведенный в самом центре столицы, упоминается в произведениях русских классиков: Л.Толстого, Ф. Достоевского и А. Грибоедова.
Сегодня он снова возрожден, но чудотворная икона пропала при Советской власти, и сейчас в церкви появился ее современный список.
Вероятно, в это же время или несколько ранее такие же иконы появляются в других храмах Центральной и Южной России. Большинство из них было привезено с Афона.
Особо чтился прихожанами и список, находившийся в Кунгурском Благовещенском соборе, Пермского края. Его особенностью было поясное изображение Девы Марии как бы произрастающее из великолепной цветочной гирлянды. При советской власти Собор полностью был разрушен и на сегодняшний день считается утраченным памятником. Копия иконы «Неувядаемый цвет» хранится в Третьяковской галерее.
Чудеса иконы «Неувядаемый цвет»
К этой иконе приезжало много семейных пар, желающих наладить отношения. После молитв у иконы все разногласия в семьях прекращались.
Особенно много исцелений от иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» произошло с детьми, имеющими проблемы с речью. Дети, привозимые к образу матерями, после посещения храма, испытывали облегчения своих речевых трудностей. Один ребенок, страдавший от рождения немотой, заговорил. Зафиксирована также масса случаев полного исчезновения дефектов речи, включая ситуации слабого развития речевого аппарата на физиологическом уровне, в также проблемы в развитии речевого отдела головного мозга.
Чудо в Ейском районе
С древних времен окраина небольшой деревни в Ейском районе прославилась своими чудесами. Многие страдальцы получили здесь исцеление от плодородных вод. Здесь исцелились многие безнадежные пациенты. И никто не мог точно сказать, когда началась слава.
Деревянная церковь была построена над источником и освящена в честь Николая Чудотворца.
Многие из тех, кто пришел к источнику, позже вспомнили, что они ясно видели в его водах очертания Богоматери и Сына, окруженные цветами. Согласно их описаниям образ «Неувядаемый цвет» воссоздан точно. Значение такого чуда для людей было огромным. Их вера в то, что они видели, была чрезвычайно усилена, и молитвы стали благословленными, и это принесло исцеление. После революции церковь была разрушена, источник засыпан землей. И только в 2008 году во время строительных работ он был случайно откопан. И снова он приносит исцеление людям, и снова молитва к Богородице «Неувядаемый цвет» звучит над ним.
Чудесное обретение в Белгородской области
В одном из храмов Белгородской области до революции стоял образ «Неувядаемый Цвет». Когда храм был разрушен, икона всё еще оставалась в своем углу, затем исчезла. В 90-х годах прихожанин восстановленного храма пожелал заказать такую же икону, какую помнил с детских лет, среди руин.
Но не нашлось ни одной качественной фотографии. Лишь у одной бабушки сохранилось мелкое черно-белое изображение.
Взяв это изображение, прихожанин отправился к иконописцу. В момент, когда иконописец говорил о невозможности сделать список, в комнату вошла женщина. Она держала в руках календарь и говорила, что нашла красивую икону, невиданную ею прежде. На развороте календаря оказалась качественная репродукция точно такой же иконы, какая исчезла из поруганного храма.
Чудо изображения образа Иоанна Предтечи на иконе «Неувядаемый цвет в Кадоме
В Кадомском Свято-Милостиво-Богородицком женском монастыре (Рязаньская область), прославился особый список. На нем возле главы Христа можно было увидеть поясное изображение Иоанна Предтечи.
В лесах Кадома под дубом есть целебный источник, который называется Паника. По преданию прадедов, здесь была часовня в честь Иоанна Предтечи, куда приходили старцы-отшельники и служили всенощное бдение но ночам, а утром расходились для уединенной молитвы. Может поэтому, именно образ Крестителя отобразился на иконе?
История самой иконы необычна. Она была принесена в дар монастырю семьей Богдановых. Глава семейства привез образ из Грузии. Икона сопровождала его везде и не раз спасала в военных походах: и при переправе через бурный Терек, и от пуль черкесской конницы.
А самое главное – образ, согласно воспоминаниям старожилов, будучи уже в храме, очень почитался великим русским Святым Серафимом Саровским.
Всему миру известна бумажная икона «Неувядаемого Цвета», хранящаяся на горе Фавор в Израиле. Это простая черно-белая литография, которую в 1956 г купил в лавке один благочестивый грек, живший на о. Крит.
Веруя в Божию волю, он сложил бумагу с изображением, закупорил в бутылку и пустил в море. В сопровождающей записке критянин написал своё желание: чтобы икона приплыла на Святую Землю, и испрашивал молитвы за себя.
Через три месяца бутылку прибило к берегам Яффы. Оказавшиеся там православные арабы извлекли находку из воды и передали епископу Назарета. Через некоторое время прибывшую необычным образом на Святую Землю литографию поместили в киот и поставили в греческом храме города.
От образа начали происходить чудеса, особенно многочисленны были исцеления от онкологических заболеваний.
Когда назаретский храм уже не мог вместить желающих приложиться к иконе, её передали в Преображенский монастырь на г. Фавор. Спустя около 20 лет после прибытия Богородицы в Назарет, игумен фаворского монастыря разыскал на Крите Георгия Назиракиса, того самого грека, отправившего образ в плавание. Георгий придерживался православной веры и умер, прожив более 100 лет.
Бумажная икона «Неувядаемый Цвет» до сих пор пребывает на Фаворе. Её ковчег украшен множеством серебряных пластинок с изображениями исцелённых от болезней частей тела и фотографиями благодарных паломников, лично получивших милость Пресвятой Девы.
Эту икону называют также «Акафистная», так как изображение Девы с Младенцем окружено сценами из Священной Истории, упоминаемыми в Акафисте Благовещению.
Пресвятая Богородица спаси нас!
Иконе Божией Матери «Неувядаемый Цвет».
В море житейском, бурлящем от гнева,
Воды разверзлись и бездны видны.
Но усмиряет его Приснодева –
В Лилии мощь Нерушимой Стены.
Лилия райская, Божия Мати,
Радуйся, Неувядаемый цвет!
Кроткая, ты открываешь объятья
Всем истомленным от тягот и бед.
Ты и Звезда путеводная в полночь.
Ты и Покров благодатной любви,
Пристань тишайшая, верная помощь
Людям, что к Богу ведут корабли.
Девству охрана, семейным опора,
Пренепорочная, Мати Христа.
Ты и с монахом в безмолвье затвора,
Ты и с мирянином в буднях поста.
Кротко в сердцах православных несут.
Ты Голубица, Ты Лилия чистая,
Радуйся, избранный Богом Сосуд!
О чем молятся перед иконой Божией матери «Неувядаемый цвет»
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет» молятся о правильном выборе супруга или супруги, о счастье в браке, о чистоте и целомудрии, об избавлении от брани плотской, при вступлении в брак. Чистая и пламенная молитва пред этой иконой помогает в разрешении тяжелых семейных проблем.
Молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» («Благоуханный цвет») помогает людям в «нашествии печали», при потере близких людей, в состоянии одиночества. Во всех этих случаях Божия Матерь помогает обрести духовные силы для преодоления испытаний, продолжения жизни, исполнения христианского долга. Одной из самых проникновенных молитв, обращенных к Пресвятой Богородицы, является акафист.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Неувядаемый Цвет»
Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Неувядаемый Цвет»
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Молитва Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Неувядаемый цвет»
О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас, не отступи от нас, рабов Твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительница, вручаем себе милостивому Покрову Твоему. Приведи нас, грешных, к тихой и безмятежной жизни, да оплачем грехи наши. О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством, защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, возстающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты еси Корень Девства и Неувядающий Цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающим сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на Страшнем Суде Сына Твоего, Емуже мы воздаем славу, честь и покланение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Акафист Божией Матери пред иконой Ее «Неувядаемый Цвет»
Адрес Собора: г.Курган, ул.Климова, 3
Богородице-Милостивский Кадомский женский монастырь
Адрес: Россия, Рязанская область, пгт Кадом, пер. Октябрьский, дом 1
Из Москвы добраться до Кадома можно прямым автобусом от Щелковского автовокзала, время в пути — около 9 часов. Поездом — до станции Сасово, далее автобусом, расстояние — около 60 километров. Электричками — «Москва — Рязань» (3 часа) и «Рязань — Сасово» (3 часа). На своем автомобиле — по федеральной трассе М-5 («Урал») до Шацка, где следует повернуть налево и ехать через Сасово в Кадом (можно также выбрать маршрут через Егорьевск, Спас-Клепики, Касимов).
Монастырь в Кадоме на главной и единственной площади.
От автовокзала «Мервинский» города Рязани на рейсовом автобусе или маршрутке до р/п Кадом
Храм Иконы Божией Матери Неувядаемый Цвет в Рублеве
Дата постройки 2008.
Адрес: Москва, посёлок Рублёво, улица Василия Ботылёва, 45
Проезд от станции метро «Молодежная» автобусом №127, №626 и от станции метро «Крылатское» автобусом №129, до остановки «Поселок Рублево», далее – 3мин. пешком по ходу движения.
Текст акафиста иконе Неувядаемый цвет и о чем просят Божию Матерь
Одним из самых прекрасных и трогательных образов Пресвятой Богородицы считается икона «Неувядаемый цвет». Красота иконы поражает с первого взгляда, а ее чудотворная сила прославилась по всему миру. Но не всем верующим известно о том, что к иконе «Неувядаемый цвет» можно обращаться с помощью акафиста, написанного для данного образа. Зная, в каких случаях исполняют церковный гимн и как его правильно читать, можно получить многие дары, просимые у Господа.
История появления акафиста иконе «Неувядаемой цвет»
Точных сведений о создании иконы «Неувядаемый цвет» не сохранилось. Некоторые исследователи считают, что образ Богородицы является творением византийцев. Но большинство искусствоведов склоняются к мысли, что создателями образа были афонские монахи.
В Греции, недалеко от Афона, есть остров Кефалония. С древних времен у островитян существует традиция во время празднования Благовещения украшать икону Пресвятой Богородицы цветами. Белоснежные лилии оставляют под киотом, возле лика Небесной Царицы. Цветы нельзя убирать до 8 августа – праздника Успения Божией Матери. При этом букеты не должны подвергаться воздействию солнечного света и влаги.
Постепенно цветки увядают и сохнут. Но к моменту наступления праздника букеты чудесным образом оказываются свежими, будто только сорванными, засохшие цветки вновь распускаются, а на возрожденных стеблях появляются новые бутоны.
Это чудо получило название «неувядаемый цвет», вдохновив афонских монахов на написание красивейшего образа. В его чертах воплотились слова акафиста, воспевающего Пречистую Деву Марию. А через некоторое время составили отдельный акафист, предназначенный для воспевания Богородичного лика «Неувядаемый цвет».
Позже с афонской иконы было написано множество списков, распространившихся по всему миру. В общих чертах образы были одинаковы. Отличия могли касаться лишь цветов, изображенных на иконе. Это могли быть не только белые лилии, но и красные розы. Цветы располагаются в вазонах, вплетаются в нимбы Богомладенца, обвивают постамент под Богоматерью.
В Россию один из списков попал в конце XVII, начале XVIII века. Самый древний список хранился в Красносельском Свято-Алексеевском монастыре. После 1757 года судьба этого образа неизвестна. Но на его место поместили другую копию, обладающую такой же чудотворной силой.
Кроме того, возведено множество храмов во имя святого образа. Самый известный из них – Рублевский собор, в котором еженедельно по воскресеньям исполняется акафист во имя Богородицы.
Известно множество чудодейственных явлений, происходящих по молитвам перед святым ликом Божьей Матери. Один из списков святыни, находящийся в храме Херсонской области, несколько лет назад замироточил. После этого к чудотворной иконе стало стекаться множество паломников. Согласно свидетельству очевидцев, многие больные исцелялись, приложившись к чудотворному образу.
Для чего нужен акафист «Неувядаемый цвет» Пресвятой Богородице
Радостный и нежный образ Пречистой Богоматери, изображенный на иконе «Неувядаемый цвет», символизирует мать и жену, а лилии в руках у Божией Матери – чистоту и невинность. Поэтому перед этим святым ликом чаще всего молятся женщины.
Замужние женщины просят Богородицу помочь укрепить и сохранить семью. У многих женщин после молитвенного обращения к Богоматери налаживаются взаимоотношения с мужем, в семье вновь воцаряются любовь и счастье.
Незамужние девушки молятся о даровании надежного, верного, заботливого супруга. Чтение акафиста помогает женщинам укрепить дух и не поддаться соблазнам, сохранив целомудрие. Для каждой женщины немаловажное значение имеет внешняя красота. Молитвы перед Богородичным образом даруют не только телесное здоровье, но и способствуют сохранению молодости и красоты.
Обращаться к святому лику могут не только женщины, но и мужчины. Вознесение хвалебной оды помогает разрешить многие проблемы:
Чтение акафиста приносит утешение и придает сил для преодоления невзгод. После молебна верующего охватывает Божественная благодать, наступает уверенность в завтрашнем дне.
Празднества, посвященные иконе «Неувядаемый цвет», проходят 16 апреля по новому стилю (3 апреля по юлианскому календарю).
Полный текст акафиста на русском языке
Кондак 1
О, Преблагословенная Богородице Дево, — радость и прибежище всем христианом: поклоняяся Твоему Пречистому образу, Тебе поем хвалебную песнь, Тебе приносим свои нужды, горе и слезы. Ты же, о, кроткая Заступнице наша, Тебе близки все наши земныя скорби и печали, приими же наши в молитвах воздыхания, помози нам и от бед спаси, неустанно бо и со умилением зовем Ти:
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Икос 1
Яко Божие благословение и яко дар небесный, долгожданный, непрестанною молитвою испрошенная от Бога, ниспослана была еси, Богородице, праведным и многообрадованным родителем Твоим — Иоакиму и Анне. Ты же о, Богоизбранная Отроковице, оставила еси родительское лоно и, яко светильник веры неугасимый, яко кадильница благовонная, во смирении предстала еси у порога Господня, и сила Вышняго вознесе Тя до самого входа, введе во Святая Святых и отверзе вся сокровенная неба. О, Премилосердная Богородице Дево! Отверзи и наши сердца к Твоему славословию и вознеси нашу молитву к Сыну Твоему и Богу нашему, да зовем Ти таковая:
Радуйся, чистото недосягаемая и кротосте неизреченная;
Радуйся, во смирении Своем возвеличенная.
Радуйся, любве неисчерпаемый источник;
Радуйся, сосуде Богом избранный. Радуйся,
Заступнице наша усердная.
Радуйся, Мати Божия, Цвете неувядаемый.
Кондак 2
О, Пресвятая Дево Марие, помыслы греховными и делы студными, долу приклонены есмы, сердце наше холодом жизни объято, очи отягщены греховным сном. Но Ты, о, Цвете Неувядаемый, омый нас росою утренней, согрей нас солнцем любви и милосердия. Подыми нас, о Владычице, от праха земнаго ко Господу, да принесем Ему смиренное моление сие наше и вопием Ему: Аллилуиа.
Икос 2
Архангел Гавриил послан бысть от Бога во град Галилейский Назарет и принесе Ти, о, Пречистая Дево, святое благовестие, глаголя: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Ты бо обрела еси благодать у Бога». Мы же, недостойнии, зряще величие таковое, во смирении сердца взываем:
Радуйся, Благодатная в женах; Радуйся, обретшая благодать у Бога и паче ангел возвеличенная.
Радуйся, яко зачала еси Сына, Иже наследит престол Давида — отца Его;
Радуйся, Свет неугасимый во тьме сердцам возжегшая.
Радуйся, счастья вечнаго двери нам отверзающая.
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 3
В скорбех мятемся, в суете и печали жития своего дни проводим. Но ты, о Благословенная, освети души наша Своим благовестием, наполни сердца наша смирением. Да приклоним главы наша, речем: «Се раби Господни, да будет нам по воли Твоей!» Тебе же, о Цвете Неувядаемый, и от Тебе рожденному всечасно поем: Аллилуиа.
Икос 3
Во дни же тыя текла еси Мариам во град Иудов и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И услыша Елисавет целование Мариино, и исполнися Елисавет Духа Свята, и возопи гласом велиим глаголя: «Откуда мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне!» О, Пречистая Дево! Посети и нас, немощных и убогих, и вознеси воздыхания наша яко дым кадильный ко престолу Всевышняго, да от полноты благодарнаго сердца поем тебе сице:
Радуйся, яко призре Господь на смирение рабы Своея;
Радуйся, яко ублажат Тя вси роди.
Радуйся, яко сотвори Ти величие Сильный;
Радуйся, Источниче жизни и безсмертия.
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 4
О, Цвете Неувядаемый! О, Красото благоуханная! Посети нас в скорбной земной юдоли нашей, умоли Сына Твоего, да сохранит нас от всякой беды и печали, гнева и воздыхания, да ниспошлет нам мир в сердца наша; да дарует нам, елико просим у Него, комуждо по своей потребе и покрыет нас Своею неисчерпаемою милостью. Мы же, чающе Твоего всесильнаго заступления, величаем душою нашего Господа и вопием Ему: Аллилуиа.
Икос 4
Пастырем, стрегущим стражу нощную, Ангел Господень благовествова радость велию: яко родися Христос Господь во граде Давидове, Вифлееме, повит и в яслех положен. О, Пречистая Мати, рождшая Сына Твоего Первенца, приими от нас сицевая:
Радуйся, Дево Богородице, яко Тобою возсия мирови Свет разума незаходимый;
Радуйся, звездо, путь нам во тьме указующая.
Радуйся, Заре, таинственнаго дне; Радуйся, душ наших возрождение.
Радуйся, в скорбех верное прибежище и скорая Помощнице;
Радуйся, Лилия райская.
Радуйся, Дево всепетая;
Радуйся, Голубице кроткая, Милостиваго рождшая.
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 5
Се грядет Царь мира: Се Жертва тайная совершается; Ангели поют на небесех: «Слава в вышних Богу!» Рождается Спаситель мира. Христос приходит — великая Божественная тайна. Бог явился во плоти, и мы недостойнии раби, отложив всякое житейское попечение, со Ангелы богославословим во страсе и радости, яко пастыри и яко волсви, поклоняемся Тебе, о, Богомати, и Твоему Божественному Сыну непрестанно зовем: Аллилуиа.
Икос 5
Радуйся, Преблагословенная, в радость печаль велию приводящая;
Радуйся, любви и нежности Материнския вечный Кладезю.
Радуйся, Мати Бога нашего, величайшия радости и величайшую скорбь о Сыне Своем претерпевшая;
Радуйся, Царице мира.
Радуйся, плачущим Надеждо и Утешение.
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 6
О, Преблагая Мати Марие! С бурей и гневом вздымается житейское море, глубокие бездны разверзлись и готовы нас поглотити: сердце наше трепещет, омрачена наша радость, но Ты, о Кроткая и Милостивая, умоли Сына Твоего; да поможет нам, скорбным и сирым, в печалех наших; да укротит мятежные волны греховных страстей; да отвратит от нас всякую беду и опасность; да научит нас, како соблюсти Его вечную правду. А при кончине жизни нашея укажи нам тихую пристань и сподоби нас с Симеоном Богоприимцем возопити: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко!» Помози же нам, о Неувядаемый Цвете! Не остави нас и спаси зовущих Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Отроча растяше и крепляшеся духом и благодатию; и Ты, о Мати Его, с любовию слагала вся глаголы о Сыне в сердце Своем. Скорбна и печальна ищуще Его и в дружине, и во сродницех и знаемых, егда возвращашеся с празднества Иерусалимскаго и с радостию велию обретши Его, в церкви седяща посреде учителей, иже дивляхуся и ужасахуся о Божественнем Его разуме. О, Пречистая Кротосте наша! О, Сладчайшее сердце, любовию весь мир согревающее! Услыши нас, вопиющих Ти таковая:
Радуйся, Божественнаго Сына любовию возрастившая.
Радуйся, Сердце сладчайшее, любовию согревающее наша хладныя души.
Радуйся, Руководительнице мудрая родительских сердец;
Радуйся, Стено нерушимая нашим чадом и отроком.
Радуйся, сирым и безпомощным Покров и Прибежище в скорбех;
Радуйся, целомудрия и девства Хранительнице.
Радуйся, мужем кротким путь честный и правый указующая;
Радуйся, умягчение злых сердец.
Радуйся, умиление благих. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 7
«Чадо! Что сотвори нам?» — Тако вопрошаше Сына Своего — Иисуса и удивляяся; зряще Его седящим в храме посреде прегордых и суемудрых первосвященников иудейских, Божественный Разум, Божественное откровение им открывающего. О, снизойди же, Всеблагая Мати, и к нашим чадом: помолись о них Сыну Твоему и Богу нашему, да откроет им Свет истиннаго Богопознания; покрый их краем Твоего благоуханнаго покрова; наши сыны и дщери просвети светом разума; укрепи их силы телесныя и душевныя; соблюди их в страсе Божием, в послушании родителем и в чистоте душевней сподоби их возрасти на славу Богу и на счастье земли отце в наших. О, Светильниче любве неугасимый, умасти их елеем милости Твоея; согрей их кротостию очей Твоих; осени их ризою Своего Материнства. О, Цвете Неувядаемый! С крепкою верою, непоколебимою надеждою и великим сокрушением сердца, припадши к ногам Твоим, непрестанно вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Ходатаице теплая за род прелюбодейный и грешный! По глаголу твоему на браке в Кане Галилейстей Сын Твой и Бог наш сотвори начаток знамением и претвори воду в вино. Упроси же, о Матерь Божия, и ныне Сына Твоего, да сотворит и над нами чудо, да претворит скорбные дни наши, повитыя ложью, обидой и слезами, — в радость возрождения, в счастье любве и правды; да укрепит в нас начало Божественнаго Света — источник чистый Духа — Бога Святаго, Триединаго. Все же лукавое и нечистое да изженет из сердца нашего. О, Чистото недосягаемая и Милосердие неизреченное! Приклони ухо Твое к молитве нашей и сподоби нас звати сице:
Радуйся, лучезарный Свете любве и всепрощения;
Радуйся, сосуде Божественный вечнаго блаженства.
Радуйся, за всех нас усердная пред Господом Молитвеннице;
Радуйся, нужды наша скоро ко престолу Божию возносящая.
Радуйся, яко по глаголу Твоему Сын Твой творит знамения, даруя радость человеком.
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 8
Любви несть, правда исчезе, ложь и вражда, гнев и ненависть посеяны в сердце людское. Брат возстает на брата, чада на родители и родители на чада. О, Милосердый Боже! Кто оскверни дивную жатву Твою, кто всея среди пшенице плевелы и волчцы? Гнев Твой праведен, уже и секира при корне, но се к Тебе припадает Матерь Твоя, усердная Заступница мира. О, величайшая Любве и благоуханнейшее сердце! Отврати от нас гнев Божий, за грехи наша, праведно на нас движимый; укрепи любящия нас, да не поколеблет их ни гонение, ни время лютое; вразуми ненавидящих нас и творящих нам напасть; прости врагов наших, не ведущих что творят, смягчи гневное сердце их и озари их мрак светом любви Христовой, а злобу и ненависть их претвори в стыд и раскаяние. О, Цвете благоуханный! Сосуды наши пусты, елея добрых дел несть у нас и светильники веры нашей от бури житейской угасают. Умилосердися же над нами: наполни сердца наши веселием чистых радостей, духовно обнови нас, да благодарными устами непрестанно с умилением поем Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Радуйся, сладчайшая Дево Марие, яко печаль Твоя в радость будет и радости сия никто же возмет от Тебе;
Радуйся, величайшия муки познавшая, зря Сына Твоего, кровию истекающа на кресте, уничижена, распята, оплевана.
Радуйся, яко Царицей мира наречешися и возсядеши одесную престола Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа;
Радуйся, яко в скорби сердца Твоего — Ты скорбь всего мира и грехи всех человеков омыла еси слезами.
Радуйся, Кроткая, Сын Твой воскреснет, поправ жало смерти, и Свет воскресения Его возсияет во веки;
Радуйся, Богородице, небесный образе чистоты и благости. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 9
Тако возлюби Бог мир, что сына Своего Единородного дал, да всяк верующий в Него да не погибнет, то имать жизнь вечную. И се неблагодарные и злонравные люди, яко злодея, пригвоздиша Его ко Кресту. Мы же зряще таковая, ужасом объяти бывше вопием: Боже, милостив буди нам грешным! За наши бо прегрешения терпиши страшныя муки. О, Скорбная Мати, не отврати лица Твоего от нас, разорви узы наша греховныя, очисти наши сердца от страстей и похотей лукавых; да в горении духовнем, яко свеща покаяния, возжемся пред крестом Божественнаго Твоего Сына, непрестанно моля с благоразумным разбойником: Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем! Молитвами Твоими, Богородице, исправи стопы наша к деланию заповедей Господних; омый нас от греха, соделай лучшими, подыми к Лучезарному Незаходимому свету, да зовем Богу: Аллилуиа.
Икос 9
«Совершишася! Отче, в руце Твои предаю Дух Мой». О, Пречистая Мати! Слышиши ли, яко земля от печали содрогается, грудь ея распадается, гробы отверзаются, мертвыя возстают и церковная завеса раздирается? Видиши ли, яко великая тьма объяла землю и людие в страсе и трепете перси своя биюще, глаголют: «Воистину Божий Сын бе Сей!» Мы же таковому чудеси удивляяся и воистину Сына Твоего Божия исповедающе, верно вопием Ти:
Радуйся, Мати Божия, се бо вси глаголы, яже слагала еси в сердце Твоем, совершишася;
Радуйся, Благодатная Дево, Заре немеркнущая, Дне незаходимый, Свете златозарный.
Радуйся, Заре немерцающего Света невечерняго; Радуйся, Святилище великия тайны.
Радуйся, Источниче нашего безсмертия; Радуйся, Подательнице Божественныя благости.
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 10
Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Се бо за грехи мира приносится великая жертва, се Спаситель мира Благообразным Иосифом во гробе новом полагается и повивается чистою плащаницею. Душею же Своею восходит во ад сокрушити вереи вечныя и извести на свободу от века содержащия связанныя: из гроба же Своего провещает матери Своей: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже родила еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесуся со славою яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Отложим все земное и суетное и с чистым сердцем припадем ко престолу Царя Славы, непрестанно вопия: Свят. Свят, Свят Господь Саваоф! О, Мати нашего спасения! Сотвори и нас причастниками светлаго Воскресения Сына Твоего к вечнаго блаженства, да зовем Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Во едину от суббот, зело рано приидоша жены на гроб, носяще ароматы, и се пришедше зрят: камень отвален от гроба и несть Телесе Господа Иисусе. Ангел же к ним светло блистаяся, глаголя: «О, жены! Не бойтеся и не ищите Живаго с мертвыми: Христос бо воскресе, якоже и рече!» Тебе же, о Владычице, научи вся приглашати сице:
Радуйся, Благословенная Богородице Дево и паки реку;
Радуйся, Сын бо Твой Воскресе тридневен от гроба.
Радуйся, Подательнице жизни вечныя нескончаемыя.
Радуйся, яко Твоею любовию и Твоими молитвами избавихомся мрака вечнаго;
Радуйся, яко Тобою возсия нам светлый праздников праздник.
Радуйся, яко Тобою наста нам светлый день, в онь же друг друга обымем, прости вся воскресением, возрадуемся и возвеселимся радостию вечною.
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 11
О, Иерусалиме, Иерусалиме, избивший пророки! Тяжкое твое злодеяние прощено у Господа, и над миром возсияло Солнце правды незаходимое. Очисти же и наши души, Кроткая Дево! Очисти наши чувствия, да узрим Христа из гроба исходяща; одень нас в брачныя одежды, да с радостию внидем в украшенный чертог Христов, поюще Ему Воскресшему: Аллилуиа.
Икос 11
Егда приблизися час Твоего к Богу отшествия, о Богомати Дево, паки ангел Господень Гавриил, светло блистаяся, предста пред Тобою, вручив Тебе светлую, неувядаемую рая лилию, и се Ты со смирением и радостию прияла еси волю Господню и тихо отошла к Божественному Твоему Сыну. О, Неустанная молитвеннице наша! О, Неувядаемый Цвете светлаго рая небеснаго! Ниспошли и нам, Милосердная, тихий и безболезненный уход из сей юдоли плача, воздыханий и скорбей, да вопием Тебе таковая:
Радуйся, вознесенная на Небо Сыном Твоим, Царице Небесная;
Радуйся, скорая и верная пред Ним наша Помощнице и Заступление.
Радуйся, Всепетая Дево, ибо имя Твое неувядаемо красуется и ублажается из рода в род;
Радуйся, в бурях житейских надежное наше и тихое пристанище.
Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 12
О, страшный последний час наш! Сердце и все уды трепещут, егда только помышляем о нем! Како оставим сирыми наши близкие и любимые? Како пойдем неумытные посреди тьмы и сени смертные к новой жизни? Како предстанем на страшный суд Творца и Бога? О наша Утешительнице! О добрая наша Помощница! Помоги нам, егда настанет сие, руку любящую Свою Материнскую положи на чело наше, да утихнут наши страдания и душа наша возродится, умири тоску разлучения нашего с миром сим, и свет вечной правды да возсияет пред нашими очами. О, Пречистая Мати! На Тебе надеемся, Тебе молимся и вопием: Аллилуиа.
Икос 12
О, душе моя, душе моя! Восстани, что спиши? Конец приближается! Почто грехами богатееши? Почто не радиша, не готовишися? Господь при дверех, в чесом надежду полагаеши? Кий ответ проглаголеши Господеви, егда приидет Он — грозный Судия судити землю; ни часа, ни дне сего не веси, от края земнаго и до края звучит труба Архангельская; и мертвии возстают и собираются вси языцы. И се грядет Сын Человеческий на облацех с силою Своей, во всей славе Своей. Где наши добрые дела? Где милосердие? Где любовь? Прегрешений же наших неисчерпаемое многое множество закрыша небо. О, Всемилостивая Богородице! В сей страшный день предстани нам и буди Ходатаицей за нас пред Сыном Твоим. На Тебе Едину надеемся, не остави нас грешных. Буди нам защитою и укреплением, с теплою верою и несомненною надеждою припадаем к Пречистому Твоему образу и со слезами зовем таковая:
Радуйся, молние тьму нашу освещающая;
Радуйся, на страшном судище Христовом за нас заступающая.
Радуйся, Своим омофором весь мир от бед и скорбей покрывающая;
Радуйся, яко сей мир тебе Единой матери усыновися.
Радуйся, яко тебе Единой неизреченная благодать молитися о нас дадеся;
Радуйся, всем верным Своим чадом вечную радость уготовляющая.
Радуйся, Цветом своим Неувядаемым нас грешных на веки благоухающая.
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 13
О, Неувядаемый Цвете! О, Всепетая Мати Марие, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приими наше приношение, от всякия избави напасти всех. Согрей Материнскою любовию, возвесели нас вечною радостию. Спаси от вечных мук непрестанною к Сыну Твоему молитвою и небеснаго Царствия нас, Царице, сподоби, о Тебе вопиющих: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1).
Правила чтения
Православной церковью исполнение акафиста считается обязательным на субботней службе, проходящей на пятой неделе Великого Поста. Иногда чтение торжественного песнопения приурочивают к какому-либо празднику. Других специальных дней для исполнения хвалебной оды не существует. Каждый верующий сам решает, когда он готов к совершению молитвенного подвига.
Существуют лишь определенные правила, которые рекомендуется соблюдать во время молебна:
Если торжественное песнопение совершается во время утреннего или вечернего правила, то дополнительное чтение предначинательных молитв перед акафистом не обязательно.