Неустойчивость внимания объясняется тем что у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Развитие внимания в младшем школьном возрасте
1. В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Реакция на все новое, яркое необычно сильна в этом возрасте. Ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Все внимание направляется на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее.
2. Объем внимания младшего школьника меньше (4-6 объектов), чем у взрослого человека (6-8), распределение внимания — слабее. Свойственно неумение распределить внимание между различными символами, объектами восприятия и видами работ.
3. Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.
4. Одной из особенностей внимания, которую также необходимо учитывать, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой.
5. Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и высокой мотивации. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься весьма непродолжительное время (15-20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения.
Взрослый должен организовывать внимание ребенка следующим образом:
– при помощи словесных указаний — напоминать о необходимости выполнять заданное действие;
– указывать способы действия (Возьми альбом, красным карандашом в левом верхнем углу рисуй кружок)
– учить ребенка проговаривать, что и в какой последовательности он должен будет исполнять.
Классный час
НОТ школьника
Тема: «Мой помощник – внимание»
Ход классного часа:
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Тренинг – настрой в начале занятия
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Слова произносятся негромко, но быстро.
– Давайте вспомним отрывок из стихотворения С. Маршака:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось это брюки…
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки…
Ученики выразительно читают отрывки стиха
– Какого человека мы называем рассеянным?
– Подберите синонимы к данному слову.
беспамятный
забывчивый
невидящий
невнимательный
несобранный
отсутствующий
разиня
задумчивый
– Сегодня мы узнаем, как развивать внимание. Это можно делать буквально играючи.
– Игровое упражнение «Мгновенная фотография»
– За одно мгновение, за одну короткую вспышку света наш мозг способен воспринять (увидеть, понять, обработать) огромный объем информации.
– Посмотрите на картинку в течение 3-5 секунд. (Показывает любую картинку или предмет с крупными яркими деталями.)
– А теперь запишите на листах бумаги, какие детали вам врезались в память.
– Посчитайте количество деталей, которые вы заметили по критериям.
Это объем вашего внимания.
>7 деталей – отличный результат,
5-6 деталей – хороший результат,
Психологические особенности развития произвольного внимания младших школьников
Ольга Пиняйкина
Психологические особенности развития произвольного внимания младших школьников
Период развития человека с 6–7 до 10–11 лет в отечественной науке принято называть младшим школьным возрастом (по периодизации Д. Б. Эльконина [63], уточненной А. Н. Леонтьевым [35]). Начало младшего школьного возраста знаменует так называемый четвертый возрастной кризис 7 лет, обусловленный поступлением ребенка в школу, сопровождающийся трудностями школьной адаптации, утратой ребенком непосредственности, возникновении у него ярко выраженной внутренней жизни и дифференцированных переживаний. В этот критический период развития происходитформирование новообразований: переход от конкретно-образного к словесно-логическому мышлению, становление интеллектуальной рефлексии, развитие произвольности психических функций, формирование внутреннего плана действий, личностной рефлексии, самооценки, самоконтроля.
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте связана с появлением нового типа отношений – учебных отношений с учителем, который предъявляет новые обязательные требования и оценивает качество их выполнения. В младшем школьном возрасте ребенок привыкает к новому ведущему виду деятельности – учебе, когда перестраивается весь организм к новому ритму жизни.
Ряд отечественных психологов (Л. С. Выготский [13],Н. Ф. Добрынин [21], А. В. Запорожец [25], Д. Б. Эльконин [63] и др.) связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста.
В начале обучения,указывает И. Н. Вервейко, у младших школьников преобладающим является непроизвольный вид внимания. Поэтому ребенок пока не может управлять своим вниманием. Он постоянно отвлекается на броские, более заметные вещи. Ребенок не может заставить себя долго заниматься монотонной работой, а если и получается сосредоточить свое внимание, то ненадолго. Ему сложно переключаться с одного объекта на другой. Особенно сложно, когда ученик сталкивается с новой информацией, порой не очень интересной для него [9].
По мнению И. К. Григорьевой, дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо не только делать трудное, непонятное доступным и понятным, но и развивать волевые усилия, а вместе с ним и произвольное внимание [20].Даже при сосредоточении внимания дети не в состоянии заметить главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления: наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дети все свое внимание направляют на отдельные предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают эмоциональное переживание, которое оказывает тормозное внимание на мыслительную деятельность. И если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники не замечают ее.
Как считает П. И. Зинченко, непроизвольное внимание у младших школьников в большей степени зависит от впечатляемости материала, его конкретности и наглядности, от характера воздействия на эмоциональную сферу ребенка [26, с. 547].
Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта и развития ребенка. М. И. Борискова, Н. Ю. Максимова считают, что на протяжении младшего школьного возраста, в связи с усложнением деятельности детей и их общим умственным развитием, внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут сосредоточивать свое внимание на каком-то занятии 25–30 минут, то дети младшего школьного возраста – до 1–1,5 часов. Это объясняется тем, что занятия постепенно усложняются и интерес к ним поддерживается постоянным введением новых ситуаций[8].
Формирование произвольности внимания связано с развитием его свойств, т. к. внимание детей неустойчиво, одна из главных проблем в начальной школе для учителя – рассеянность детей. Рассеянность проявляется в сильной отвлекаемости и неумении надолго сосредоточиться на чем-то одном. А. В. Сухих, И. В. Страхов указывают, что причинами низкой сосредоточенности в младшем школьном возрасте являются: недостаточная интеллектуальная активность; несформированность навыков и умений учебной деятельности; несформировавшаяся воля [54].
Концентрация внимания у младших школьников может быть весьма большой только по отношению к особенно интересному предмету или явлению. Слушая яркий, живой рассказ учителя, дети могут не заметить звонка с урока. Концентрация внимания возрастает, если дети выполняют творческую работу.
Н. Ф. Добрынин установил, что устойчивость и концентрация внимания школьниковвозрастает при использовании разных видов мыслительной деятельности: анализ, сравнение, выделение главных признаков, классификация предметов требуют глубокого сосредоточения внимания. Необходимо четкое понимание учащимися учебного материала [21].
Распределение внимания у младших школьников развито недостаточно, указывает В. И. Мурадова. Ребенку сложно одновременно следить за своим поведением, сидеть неподвижно при письме, рисовании, лепке, быть внимательным к процессу написания слов, изображения рисунка, к содержанию работы, к тому, как расположены карандаш и бумага, а также к своей позе[38].
Младшие школьники плохо распределяют внимание, у них нет автоматических умений, поэтому им сложно одновременно выполнять два дела. Но Н. Ф. Добрынин установил, что распределение внимания очень быстро развивается в процессе обучения, поэтому уже к третьему классу многие дети могут одновременно следить и за содержанием того, что они пишут, и за письмом без ошибок, и за позой при работе. Они слышат указания учителя, не прекращая работы [21].
По мнению А. В. Запорожца, ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его управлять своим вниманием. Развитие произвольного вниманияв этот период времени предполагает формирование трех инструкций:принятие постепенно усложняющихся инструкций;удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия; развитие навыков самоконтроля [25].
Одна из задач развития внимания – формирование контрольной функции, т. е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. Т. В. Калинина, М. А. Матвеева указывает, что становление умственного действия контроля может обеспечить развитие внимания: планировать действия контроля; действовать в соответствии с намеченным планом; постоянно производить операцию сличения с имеющимся образом [29].
В младшем школьном возрасте, согласно Л. М. Хамхоевой, для того чтобы учеба привлекала внимание детей и вызывала искренний интерес ребенка, психологи рекомендуют педагогам сделать процесс изложения учебного материала наиболее интересным за счет использования современных технологий [59].
И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан считает, что от переутомления детей спасает отключение, или переключение внимания с одного вида деятельности на другой [22].
Л. М. Хамхоева считает, что большое значение для развития целенаправленного внимания в младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, т. к. она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности [59].
Итак, возрастные особенности внимания младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания, малый объем (1-2 единицы информации, что объясняется малым опытом детей; низкая устойчивость, что связано с быстрой утомляемостью, частая переключение, что проявляется в неумении длительно сосредотачиваться на работе, особенно на однообразной и неинтересной, отвлечение внимания; из-за неумения детей ставить перед собой конкретную и осознанную цель деятельности детям очень трудно распределять внимание, поэтому важна помощь педагога, его постоянный контроль.
Изучение развития произвольного внимания у детей 6–7 лет Цель исследования – диагностика развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Среди психических явлений особое место занимает.
Консультация «Игра как приоритетная форма развития дошкольников и младших школьников» Игра, как приоритетная форма развития дошкольников и младших школьников. Уникален мир Детства! У него своя лексика, свой фольклор, свои.
Курсовая работа (практическая часть) «Особенности памяти младших школьников» 1 Особенности памяти младших школьников Объективно бессмысленный материал иногда заинтриговывает детей своей звуковой стороной: своеобразным.
Особенности развития свойств внимания посредством игр у старших дошкольников. Цель: Изучить особенности влияния игровой деятельности на развитие свойств внимания. Задачи: 1) Охарактеризовать продуктивность и устойчивость.
Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки. Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки. Подготовила: Стрелкова Татьяна Васильевна,.
Особенности развития элементов произвольного внимания у дошкольников с ОВЗ Л. В. Кузнецова и Л. И. Переслени выделяют внимание, как базовый психический процесс, «питающий» все другие психические функции и виды деятельности.
Психологические особенности детей с задержкой психического развития Психологические особенности детей с задержкой психического развития Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольном.
Психологические особенности развития детей 2–3 лет Психологические особенности развития детей 2 – 3 лет Уважаемые родители! Очень важно знать об особенностях развития ребенка, его возможностях.
Возрастные и психологические особенности развития детей раннего возраста Добрый вечер. Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Тема нашего собрания: «Возрастные и психологические особенности развития детей раннего.
Презентация на тему: причины неустойчивого внимания у младших школьников
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Министерство Образования и науки Республики Казахстан Восточно-Казахстанский гуманитарный колледж Тема: «Причины неустойчивого внимания у младших школьников» Специальность 0105000 «Начальное образование» Квалификация 0105013 «Учитель начального образования» Работу выполнила: Кошкина Ирина Викторовна
Объект исследования – причины неустойчивости внимания у детей младшего школьного возраста Предмет исследования – изучение внимания учащихся.
Гипотеза исследования – развивая различные свойства внимания в процессе учебной деятельности, можно достигнуть повышения качества и прочности знаний учащихся. Создания стимулов, для положительной мотивации к обучению, ведущим к преодолению трудностей при переходе учащихся из начального звена в среднее.
База исследования: КГУ «Общеобразовательная школа №30» акимата города Усть-Каменогорск, учащиеся 2 «Г» класса
1. Понятие о внимании. Виды и свойства внимания 1.1. Особенности внимания младшего школьника в начальном периоде обучения Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте. Внимание – процесс, связанный со средоточием сознания на предмете или объекте, путем отвлечения всего остального. Ухтомский А.А. ввел понятие доминанта – доминирующий очаг возбуждения в коре головного мозга является основой возникновения внимания.
Отвлекаемость: мнимая рассеянность профессорская рассеянность (порхающее внимание); (концентрация на внутренние переживания)
Виды внимания Виды внимания Непроизвольное Произвольное Послепроизвольное
Особенности внимания младшего школьника Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью – учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо трудное, непонятное сделать для учащихся простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание.
На протяжении младшего школьного возраста непроизвольное внимание развивается. Ребенок быстро реагирует на то, что его интересует, что связано с его потребностями. Если ребенок увлекся чтением книги, то непроизвольное внимание его будет очень устойчивым, что связано с возникновением стойкого доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга ребенка. Поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности.
1.2. Формирование внимания у младших школьников в учебной деятельности Формирование внимания по теории П.Я.Гальперина – это развитие самоконтроля в процессе поэтапного формирования умственного действия.
Используя приемы отработки умственного действия можно воспитывать и действие внимания. Для этого необходимо: 1.Установить конкретное содержание контроля, выделить операции, входящие в его состав. 2.Дать ученикам такую систему предписаний по контролю, которую он воспринимал бы однозначно, и которая обеспечивала бы получение нужного результата.
3.Найти исходную, так называемую материальную форму действия контроля. 4.Подобрать такую систему заданий, которая обеспечивала бы совершенствование действия по всем намеченным показателям. 5.Обеспечить переход действия в умственный план, его систематическое сокращение и автоматизацию.
1.3 Причины неустойчивости внимания у младшего школьного возраста Многие проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы связаны с физиолого-психологическими особенностями развития детей данного возраста. В частности внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером.
Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается.
Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у детей данного возраста развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны. Но строить обучение только на непроизвольном внимании невозможно.
2. Цель, задачи и описание методик исследования 2.1 Анализ данных исследования экспериментальной работы Цель: выявить причины неустойчивого внимания младших школьников. Задачи: – развивать интеллектуальные способности учащихся на основе развития внимания; – научиться использовать и перенаправлять непроизвольное внимание;
– содействовать развитию произвольного внимания; – углублять и расширять концентрированность внимания, его объем и устойчивость; – учить ребенка управлять своим вниманием, полноценно распределять его во время учебного процесса. Решение поставленных задач будет эффективным только при систематической работе, направленной на внедрение в учебный материал упражнений, развивающих отдельные свойства внимания.
Следует учитывать, что разные свойства поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален. Остальные свойства внимания можно и нужно тренировать. Такую работу мы проводили по двум направлениям: 1. Использую специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания. 2. Используя упражнения, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.
Из всего предложенного материала, были выбраны наиболее интересные, эффективные упражнения и задания для работы с младшими школьниками. Продолжительность упражнений колеблется от 2 до 10 минут. Форма организации работы по развитию внимания может быть различной: групповая, в парах, индивидуальная.
Методика развития внимания опирается на следующие принципы: 1. Деятельности – любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности; 2. Психологической комфортности – ребенок не должен чувствовать свои неудачи; 3. Сотрудничества – педагога со школьной психологической службой и родителями;
4. Индивидуальности – необходимо учитывать, что индивидуальные особенности каждого ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах; 5. Последовательности – предлагать упражнения начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения; 6. Поэтапности – сначала включать в учебную деятельность упражнения для развития объема и концентрироваться внимания, затем устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и интенсивности.
Проводили опытно-экспериментальную работу в течение государственной практики в КГУ «Общеобразовательная школа №30» акимата города Усть-Каменогорск, 2 «Г» класс с 2 февраля по 15 марта 2017 года.
На протяжении всей практики были выявлены причины неустойчивого внимания у младших школьников и выработано произвольное внимание. Благодаря этому, улучшилась успеваемость учащихся на уроках. Диаграмма 1. Повышения произвольного внимания по основным предметам.
Заключение В результате проведенной работы нами: 1. была проанализирована имеющаяся психолого-педагогическая литература по данному вопросу; 2. были определены особенности деятельности учителя по развитию внимания детей младшего школьного возраста; 3. разработана программа деятельности учителя по развитию внимания детей младшего школьного возраста. Проведение опытно-экспериментальной работы показало, что уровень развития внимания у детей сформирован в разной степени. И только целенаправленная работа с ними влияет на динамику развития произвольного внимания.
Вся проделанная работа позволяет сделать следующие основные выводы: 1. младшие школьники еще не могут самостоятельно развивать произвольное внимание, им необходима помощь взрослых; 2. помощь взрослых должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы и методы, в том числе и игры; 3. благоприятную почву для этого создает наличие программы, разработанной на основе наблюдений за детьми и проведенных диагностик; 4. ведя наблюдения за детьми, можно получить точную картину возможностей каждого, и это сделает работу по развитию детей более эффективной.
Курс повышения квалификации
Нейропсихология детского возраста
Курс повышения квалификации
Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия, ментальные карты Бьюзена)
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1233591
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
- скомплектован в детский сад что это значит
- прикрепить раковину к стене