Неумение работать с информацией представленной в виде разных блоков может препятствовать чему

Формирование функциональной грамотности на уроках истории

Неумение работать с информацией представленной в виде разных блоков может препятствовать чему. Смотреть фото Неумение работать с информацией представленной в виде разных блоков может препятствовать чему. Смотреть картинку Неумение работать с информацией представленной в виде разных блоков может препятствовать чему. Картинка про Неумение работать с информацией представленной в виде разных блоков может препятствовать чему. Фото Неумение работать с информацией представленной в виде разных блоков может препятствовать чему

ЕДИНЫЙ ОКРУЖНОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ

Тема: «Формирование функциональной грамотности

ГБОУ СОШ с.Новотулка

Власова Наталья Ивановна

«РЕБЕНОК-ЭТО НЕ СОСУД, КОТОРЫЙ НАДО

ЗАПОЛНИТЬ, А ФАКЕЛ, КОТОРЫЙ НАДО ЗАЖЕЧЬ».

Основной тенденцией развития и реформирования современной школы является прежде всего изменение сущности и качества образования. Согласно стандартам нового поколения процесс обучения должен быть практико-ориентированным с тем, чтобы результаты обучения могли применяться за пределами системы образования, т.е. в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере. Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации. Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования.

В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения жизненно важных для людей задач и проблем. Одним из инструментов достижения этой цели может быть обучение, предполагающее систему заданий и направленное не на получение суммы усвоенной информации, а на формирование способности человека (в данном случае учащегося) действовать в различных проблемных (нестандартных ситуациях).

Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника.

Под функциональной грамотностью понимают результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной).

Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история.

Но одной из главных проблем истории как предмета является то, что она менее всего практико-ориентирована. В истории нельзя, как в математике, привязать знание или умение к повседневной жизни, как в химии или физике, провести эксперимент. Сложно объяснить ученику, ЗАЧЕМ ЭТО надо изучать (например, огораживания в Англии), ПОЧЕМУ ЭТО надо знать (например, даты). Ученику, который всерьез занимается информатикой, физикой, биологией, математикой или, напротив, не интересуется ничем, история подчас кажется легким и ненужным предметом, предметом, где нет ничего, кроме хронологии событий. Современный ученик – прагматик и рационалист. Ему нужна сильная мотивация (стимул) на уроке. Стимул, который бы его увлек, заинтересовал, шокировал, поставил в тупик, удивил. Такие стимулы более удачны даже не на предметном, а на межпредметном и метапредметном уровне. Сочетание информации по истории, географии, социологии, литературе, биологии, математике дает возможность рассмотреть то или иное историческое событие с разных (иногда неожиданных) позиций, позволяет использовать личностный фактор.

Из собственного опыта использования заданий на уроках истории можно привести следующие примеры:

Задание по теме: «Древняя Русь. Главные торговые пути и города», 10 класс.

Стимул: «Неизвестный европейский путешественник XIX в. заинтересовался древней историей России, изучил некоторые источники о торговых путях Древней Руси, составил описание наиболее известного пути «из варяг в греки», собрал нескольких единомышленников и отправился дорогой восточных славян. Однако путешествие в скором времени зашло в тупик, т.к. многие географические названия не были путешественниками найдены. Многократно читали они записи организатора путешествия, но не могли понять, в чем дело. Пришлось обращаться горе-путешественникам к русским историкам.

Текст источника: раздаточный материал. Выдержка из описания, которое сделал европейский путешественник, отрывок из «Повести временных лет» и карты, которыми и воспользовался путешественник для составления своего описания».

Работа выполнялась в группах. Задание заинтересовало ребят. Использование групповой формы работы способствует развитию навыков взаимообучения, происходит диалоговое обучение, дети учатся обсуждать, рассуждать, высказывать свою точку зрения. Самым сложным оказалось задание составить карту-схему (требовалась способность соединить знания и умения по географии и истории). Здесь формировалась естественнонаучная и читательская грамотность: учащиеся находили и извлекали информацию, интегрировали и интерпретировали (информацию), обобщали, размышляли и оценивали содержания текста, использовали контекстные знания, чтобы привести пример, соответствующий категории, описанной в тексте.

Ещё один пример: Задание по теме «Крестьянская реформа 1861 года в России», 8 класс.

Учащимся на время урока было предложено стать мировыми посредниками и помочь рассчитать сумму выкупных платежей для конкретного крестьянина. Для успешного выполнения основного задания нужно было прочитать и проанализировать выдержки из исторических документов, изучить формулу, по которой вычислялись выкупные платежи.

Пример одного из вариантов задачи: «Рассчитайте выкупную сумму, которую должен заплатить крестьянин Кузнецов, если сумма оброка в год составляет 8 рублей. Определите 20% суммы, которую Кузнецов должен самостоятельно выплатить помещику единовременно. Определите 80% выкупной суммы, которую предоставляло крестьянину государство на 49 лет под 6% годовых. Какую сумму должен был выплатить крестьянин Кузнецов государству в течение 49 лет?»

Самым неожиданным моментом для учащихся на уроке стало то, что они должны были заняться математикой, а неправильно решенная задача могла существенно повлиять на качественное выполнение всего задания. Здесь помимо читательской грамотности формируется математическая грамотность.

На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной грамотности:

1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества;

3) естественно-научная грамотность – способность использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская.

В современном обществе умение работать с информацией (ЧИТАТЬ, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Читательская грамотность выражается в читательских умениях:
1) найти доступ к информации и извлечь ее (найти и извлечь);
2) сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя (интегрировать и интерпретировать);
3) размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его (осмыслить и оценить).

Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть результаты ГИА и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. По результатам тестирования PISA в таких видах деятельности, как понимание и интерпретация текстов, поиск информации мы оказались практически последними среди развитых стран. Анализ полученных результатов позволил определить основные дефициты у наших школьников:

 неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;

 неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;

 не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);

 не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;

 отсутствие навыка целостного анализа информации.

Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих:

1.Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.

3.Процесс образования – учащиеся владеют общим уровнем исторической культуры, знакомы с историческими ценностями и стандартами современной цивилизации. (В 9 классе ученик должен справиться с вариантом ВОУД, в 11 классе решить тесты ЕНТ, ответить на вопросы билетов традиционного экзамена).

В нашей работе понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.

1.В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке.

2.Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно.

3.Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко выразить свою мысль).

4.Ученик научен работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет найти нужную информацию в источниках.

5.Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью.

Следует выделить следующие функции уроков истории, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:

II. коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и литературных героев), познакомиться с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;

III. социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;

IV. культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры.

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории:

•познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;

•исторические диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;

•изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;

•исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).

Оценивание функциональной грамотности можно разделить на три уровня:

— на первом (низком) уровне функциональной грамотности учащиеся должны демонстрировать отдельные исторические знания, воспроизводить оценки, усвоенные в готовом виде, осуществлять деятельность по образцу, при осуществлении коммуникации излагать усвоенные в готовом виде знания;

— на втором (среднем) уровне школьники должны воспроизвести различные оценки, полученные в готовом виде, обладать совокупностью исторических знаний, уметь преобразовать в процессе учения усвоенные способы деятельности, при выражении образа истории использовать доказательное рассуждение;

— на третьем (высоком) уровне учащиеся должны иметь обоснованную собственную оценку и отношение к истории, обладать целостной системой знаний, уметь преобразовать чужой и собственный опыт и создать на этой основе способы деятельности, в процессе коммуникации приводить оценочные высказывания, основанные на собственных оценках.

Благодаря изучению истории обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Историческое образование приобретает особую роль в процессе самоиндентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. При этом ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.

Формирование функциональной грамотности по истории можно представить в виде плана работы:

1.Продолжить применять психологические тренинги и упражнения для создания атмосферы сотрудничества на уроках, т.е. уроки нужно строить на принципах сотрудничества учителя и учеников. Учитель не должен управлять учениками, а должен их направлять и оказывать поддержку.

В начале урока в классе должна быть создана благоприятная атмосфера на уроке, способствующая плодотворной работе и сплочению коллектива, так как очень важно, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно, могли полностью раскрыться и показать свои возможности и способности.

2.Использовать приемы развития критического мышления в системе.

3.На уроках применять такие формы организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.

4.Использовать диалоговое обучение, взаимообучение как один из эффективных способов обучения учащихся. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе соответствующей информации, принимать продуманные решения, общаться.

Благодаря диалогу, на уроках истории все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи.

5.Постепенно внедрять в процесс обучения критериальное оценивание. Критерии разрабатывать совместно с учащимися.

6.На уроках использовать самооценивание и взаимооценивание.

7.Создать на уроках условия для развития одаренных и талантливых детей. Также уделять особое внимание учащимся с низкими учебными способностями.

Подобная система работы помогает формировать на уроках функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся.

Таким образом, учебный предмет «История» обладает широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.

Источник

Методический семинар «Формирование у младших школьников навыка работы с информацией»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Формирование у младших школьников навыка работы с информацией»

Учитель начальных классов Елисеева Ирина Юрьевна.

Современное общество справедливо называют информационным. Действительно, стремительно развивающиеся средства массовой информации – от привычных газет и радио до Интернета – разрушили мировые границы, объединив мир. Школьные пособия по любому предмету уже не могут вместить в себя все имеющиеся сведения. Информация быстро устаревает и нельзя рассчитывать на то, что приобретенные знания будут актуальны в течение многих десятилетий, станут «багажом на всю жизнь». Сегодня важно не столько заставить ученика зазубрить определённый объём информации, сколько научить его самостоятельно приобретать новые знания, используя всё многообразие информационных ресурсов, таких как печать, аудио–видеоматериалы, электронные сети. И на первый план выходит задача непрерывного образования в течение всей жизни, необходимым условием которого является умение вести информационный поиск, оценивать полученную информацию и использовать в своих интересах.

Для успешного информационного поиска необходимы самые разные знания и навыки: умение работать с новыми информационно–коммуникативными технологиями, умение читать язык символов и пентаграмм, просто хорошее умение читать, способность критически оценивать прочитанное. Информационные поиск – это не только компьютеры (работа за компьютером предполагает соблюдение здоровьесберегающих технологий) и не только овладение новыми техническими средствами. Ведь информационная грамотность – это умение оперировать любой информацией: от традиционных источников –книг, журналов, картотек –до самых необыкновенных технических новинок.

Формированию у младших школьников навыков (универсальных действий) работы с информацией сейчас, в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, уделяется огромное внимание.

С информацией мы встречаемся на каждом шагу в повседневной жизни в разных видах ( слайд 2 ). С какими же информационными источниками встречаются наши ученики на уроках? С какими информационными источниками встречаются наши ученики в повседневной жизни? Какие виды информации вообще существуют? Как научить детей искать информацию для решения той или иной проблемы? И как научить детей преобразовывать информацию из одного вида в другой? На эти вопросы постараюсь дать ответы, используя свой опыт работы с информационными источниками на уроках в начальной школе по учебно-методическому комплексу «Перспектива».

Стандарт подразумевает следующие направления работы с информацией (слайд 3).

На страницах печатных изданий ученики знакомятся с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, таблица, диаграмма, схема, карта, кластеры, пиктограмма, инфографика). Выпускник начальной школы должен уметь извлекать информацию, представленную в разных источниках знаний (учебник, справочная литература, словарь, Интернет).

Практически на всех уроках в начальной школе ведется работа с текстами, которые представлены в учебниках и справочной литературе в разных видах.

Работа с текстами при изучении нового материала (слайд 4). Работа с текстами справочной литературы (слайд 5). Работа с текстом из учебного пособия (слайд 6). Что значит понимать текст? Во-первых, разбираться в событиях, фактах, описанных в нем. Во-вторых, в тексте часто бывает необходимо понять информацию, заложенную между строк, – подтекстовую. И, наконец, самое главное – добиться понимания смысла текста, или концептуальной информации. Это мысли и чувства автора, создающего текст, которыми он хочет поделиться с читателями.

Работа с деформированным текстом (слайд 7) также очень важна. Задания тоже бывают разные: дописать слова в предложении, подходящие по смыслу, прочитать текст с лишними буквами и цифрами, расставить по порядку предложения, чтобы получился текст и т.п. Такая работа помогает видеть текст, формирует зоркость, помогает сосредоточиться.

Таблицы могут быть сравнительными, обобщающими и тематическими: различия заключаются в графах. При работе с таблицами в начальной школе следует отметить, что в самом простом случае таблица делится на строки и столбцы. Обычно каждый столбец имеет название, которое указывается в первой строке таблицы. До выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:

как называется таблица; почему;

какую информацию из нее можно извлечь;

зачем нам таблица в задании;

какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках;

назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;

что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки);

какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др.

Важно проиллюстрировать учащимся разнообразные таблицы и попросить привести примеры. Примерами могут служить: страницы классного журнала, календарь, расписание уроков в школе и т. д. Цель рассмотрения подобных примеров – формирование у младших школьников представлений о том, что в жизни часто приходится сталкиваться с разнообразными таблицами, поэтому важно научиться пользоваться информацией помещенной в них и составлять их самим.

Работа с рисунком, иллюстрацией в учебнике играет особую роль (слайд 9). Работа с иллюстрациями заставляет активно включаться учащихся в учебно-познавательную деятельность, учит логически мыслить, расширяет кругозор.
Иллюстрации выполняют следующие функции:

· заменяют основу текста, самостоятельно раскрывая содержание учебного материала;

· помогают выразить суть, заменить то, что трудно отобразить словами;

· помогает разобраться в неизвестных словах, обозначающие явления или

· развивает положительное отношение к жизни, к окружающему миру, уважение к людям.

В 3 классе начинается работа с планом и картой. Ребята учатся читать карту и план, извлекать необходимую информацию. Такая работа ведется на уроке окружающего мира (слайд 10).

Работа с диаграммами (слайд 11). К рассмотрению диаграмм целесообразно перейти после того, как у младших школьников выработаны навыки работы с таблицами.Для формирования умений, связанных с использованием диаграмм, предлагаю следующие задания (слайд 12). Дайте ответы на поставленные вопросы, используя диаграмму.

Работа с онлайн источниками. Часто использую на уроках материалы образовательной платформы «Учи.ру», где размещено большое разнообразие форм представления информации. А также учащиеся самостоятельно добывают знания, выполняя различные задания дома. Результаты проведения уроков с мультимедиа превысили мои ожидания. Такие уроки воспринимаются детьми с интересом и производят больший эмоциональный и образовательный эффект (слайд 13).

С какими источниками информации встречаются наши дети в жизни? Очень важно научить ребенка работать не только с учебной информацией, но и с той, с которой он встречается в своей повседневной жизни. Обязательно включаю в уроки такие задания как, например, чек из магазина (слайд 15). (Рассмотри чек и выполни задания. Можно сравнить информацию на первом и втором чеках. На каком чеке представлена конкретная информация? Что мы можем сказать о втором чеке? Можно сравнить стоимость товаров и т.п.). Знакомство с информацией на билетах на различные виды транспорта (слайд 16), с видами разнообразных расписаний (слайд 17), с информацией на этикетках товаров, с условными знаками в быту (слайд 18).

Расскажи. Видел ли ты эти знаки на ярлычке одежды?

Подумай. Для чего нужны символы на ярлычках одежды?

Подумай. Какие из этих знаков запрещают что-то делать? Отметь их красным карандашом. Как ты догадался?

Расскажи. Что обозначает каждый из этих значков?

Рассмотри ярлычки своей одежды. Какие условные обозначения есть на ярлычках твоей одежды?

Определи. Как рекомендуется ухаживать за каждой вещью? Расскажи об этом маме.

С такими видами информации работаем не только на уроках, но и предлагаю самостоятельно найти подобный источник информации дома.

Предлагаю учащимся выполнить такие задания, как: Изучи диаграмму и заполни таблицу (слайд 19). Узнай по описанию. Придумай условные знаки на заданную тему (слайды 20-21).

Умение учащихся работать с различными источниками информации положительно сказывается на успеваемости и высоком результате написания Всероссийских проверочных работ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *