Неуклюжий ребенок что делать
«Неуклюжий ребенок» или синдром диспраксии у детей
Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.
От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.
Причины возникновения диспраксии
Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.
Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.
Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:
Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Московский психолог рассказал, как помочь ребенку избавиться от синдрома неуклюжести
16 сентября 2020 года
Что такое детская неуклюжесть, или диспраксия, как она мешает малышам разговаривать и налаживать общение со сверстниками и к чему может привести уже во взрослой жизни, рассказывает заведующий семейного центра «Доверие» Владимир Виноградов-Савченко.
История одной семьи
«Какой ты неуклюжий, чушка-неуклюжка — вот так говорят про моего сына Матвея, ученика начальной школы. Когда смеются над моим ребенком — неприятно, а иногда очень обидно. А каково ему самому? Он даже и не знает: то ли плакать, то ли злиться, а может и броситься на обидчиков с кулаками. », — поделилась москвичка на приеме в центре «Доверие».
Семье предложили помощь психологов. Через несколько месяцев они достигли небольшого, но желаемого результата. Благодаря развитию мелкой моторики (складывание пазла, создание узоров из мозаики, пальчиковая гимнастика) ребенок без посторонней помощи может завязать шнурки, застегнуть одежду, не путая пуговицы. При играх у Матвея перестала непроизвольно двигаться вторая рука, а игры в магнитный дартс и шашки развили у него глазомер и усидчивость.
Ребенок полюбил раскраски, и теперь картинки, которые раньше выглядели как «разноцветная мазня», приобретают формы детского рисунка. Участие в домашнем кукольном театре и работа с марионетками научила Матвея безошибочно различать право-лево, верх-низ. Работа с семьей продолжается: психологи центра проводят семейные консультации для поддержки родителей, Матвей учится аккуратному письму и рисованию.
Почему все валится из рук
Детская неуклюжесть, или диспраксия — это нарушение произвольных движений у детей. При этом у ребенка отсутствуют какие-либо патологии или расстройства мышечного тонуса. Диспраксия также не имеет ничего общего с интеллектуальными нарушениями.
Детской неуклюжестью чаще всего страдают мальчики. Они с трудом читают и пишут, у них появляются проблемы с произношением слов.
Признаки детской неуклюжести:
Если у ребенка встречаются более половины перечисленных черт, вам стоит обратиться к специалистам, которые смогут решить возникшие трудности. Не пускайте ситуацию на самотек. Ведь если неуклюжесть вызывает разочарование у родителей, еще большее разочарование испытывает ребенок. Следствиями неуклюжести могут стать проблемы общения и низкая самооценка. Все это может усугубляться тем, что ребенка за это ругают и упрекают. Из-за насмешек других детей, подрастая, маленькие «неуклюжи» могут стать неуправляемыми и агрессивными взрослыми.
«Для укоров и упреков есть сверстники и „злые дяди и тети“, родители в данном случае должны любить, ценить и уважать, а также, каким бы ни был неуклюжим ваш ребенок, воспитывать в нем уважение к себе», — говорит Виноградов-Савченко.
Родителям: рекомендации от специалиста
У некоторых детей отдельные проявления неуклюжести пропадают с возрастом, однако для большинства это становится проблемой. Периодические занятия со специалистами могут научить управлять симптомами и улучшать способности по преодолению неуклюжести, которая требует длительной и планомерной коррекции.
На заметку!
Родителям бывает трудно разобраться, что является диагнозом, а что возрастной нормой, поэтому при любых сомнениях лучше обратиться к профессионалам. Психологи и специалисты по работе с семьей столичных семейных центров готовы прийти на помощь в трудную минуту. Для удобства москвичей на портале «Мой семейный центр» создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель столицы может оставить свое обращение, и с ним свяжутся в течение одного рабочего дня.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Синдром неуклюжести. Как бороться с диспраксией
Ваш ребёнок плохо запоминает последовательность движений в танце или игре, не может удержать равновесие и при чтении книги никак не сосредоточится на строке? Эти симптомы могут говорить о диспраксии – нарушении двигательной функции и координации движений у детей с нормальным мышечным тонусом. Конечно, многие малыши в детстве неуклюжи, но при диспраксии неловкость движений сохраняется и во взрослом возрасте.
Чаще у мальчиков
Специалистам впервые стало известно о диспраксии в начале прошлого века. Первоначально её называли «синдром неуклюжего ребёнка», «нарушение развития координации», «диспраксия развития». Распространённость патологии не велика, чаще она встречается у мальчиков. Малыши затрудняются выполнять обычные действия: разговаривать, ходить, ловить мяч, держать равновесие на велосипеде, написать или прочитать что‑то.
Причины связаны с генетической предрасположенностью, семейным наследованием от родителей, патологическим течением беременности. Причиной может стать и черепно-мозговая травма, ДЦП, другие патологии нервной системы. Диспраксия входит в симптоматику синдрома Дауна, аутизма, синдрома Вильямса. В основе патологии, по данным медицинских исследований, лежит не повреждение, а недоразвитие связей между нейронами. Из‑за этого нервный импульс, возникающий в коре головного мозга, не доходит к двигательному аппарату.
Проверка велосипедом
Симптомы отличаются в зависимости от возраста ребёнка. В первый год жизни диспраксия проявляется в виде нарушения сосательного рефлекса, координации движений, проблемы с фиксацией взгляда и захватыванием предметов ладонью. В дошкольном возрасте обратите внимание на трудности с приёмом пищи и с удерживанием равновесия. Ребёнок затрудняется ходить по прямой линии, подпрыгивать, стоять на одной ноге, ездить на велосипеде, не может определить ведущую руку, удержать в памяти и выполнить сложную инструкцию.
Иногда патология проявляется лишь в старшем школьном возрасте из‑за стресса, большой нагрузки, проблем в отношениях со сверстниками или учителями. У школьников она проявляется в неспособности овладеть материалом, хорошо написать диктант или просто списать текст. Из‑за этого нарушается психоэмоциональное состояние ребёнка, он становится тревожным, раздражительным, пассивным.
Прыжковый тест
Важно вовремя заметить эту проблему и обратиться к специалисту. Существует простой способ первоначальной диагностики диспраксии – прыжковый тест.
Прыгать нужно на двух ногах под счёт «один-два-три-четыре», меняя движения ног в определённой последовательности: один – ноги в стороны, два – ноги перекрещены так, что левая нога впереди правой, три – ноги в стороны, четыре – ноги перекрещены, но теперь правая нога впереди левой.
Если ребёнок не может так прыгать, не соблюдает ритм под счёт, перекрещивает ноги, разворачивает таз, то обратитесь к неврологу.
Игры для развития координации
Для коррекции диспраксии занимайтесь с ребёнком лечебной физкультурой, гимнастикой. Уделяйте больше внимания играм на равновесие и под музыку, так малыш почувствует ритм, улучшит контроль над движениями тела и координацию. Полезны будут занятия лепкой, аппликацией, рисованием, моделированием, шитьём. Предлагаем игры, которые помогут развить координацию, моторику, равновесие.
«Чудесный мешочек». Покажите чаду пять-семь предметов, потом уберите их в небольшой мешочек. Он должен на ощупь определять, что это за вещь. Устройте соревнование на время между несколькими участниками.
«Прижми палец». Для игры нужно два человека. Они сцепляются сомкнутыми пальцами правой или левой руки, большой палец при этом поднимают вверх. Задача – прижать палец соперника к кисти, за что присуждается очко. Победителем становится тот, кто получит 10 очков.
«Ходим в шляпах». Дети соревнуются, кто дольше пройдёт с грузом на голове. Используйте мешочек с песком (до 0,5 кг), книгу, игрушку. После водружения «шляпы» на голову проверьте правильность осанки у ребёнка.
«Горячий мяч». Играют несколько человек, сидящих в кругу. Они передают друг другу мяч. Тот, кто окажется с мячом в руках при команде «стоп», выходит из игры.
Поощряйте любые занятия детей, которые помогают им освоить нужные навыки. На ранних этапах коррекции не навязывайте задания, предложите выполнить то, что хочет ребёнок. Отмечайте любые попытки достижения целей, независимо от результата. Не торопите кроху при выполнении, запаситесь терпением. Поддерживайте контакт с педагогами и другими специалистами, работающими с малышом.
Неуклюжий ребенок что делать
Что такое детская неуклюжесть, или диспраксия, как она мешает малышам разговаривать и налаживать общение со сверстниками и к чему может привести уже во взрослой жизни, рассказывает заведующий семейного центра «Доверие» Владимир Виноградов-Савченко.
История одной семьи
«Какой ты неуклюжий, чушка-неуклюжка — вот так говорят про моего сына Матвея, ученика начальной школы. Когда смеются над моим ребенком — неприятно, а иногда очень обидно. А каково ему самому? Он даже и не знает: то ли плакать, то ли злиться, а может и броситься на обидчиков с кулаками…», — поделилась москвичка на приеме в центре «Доверие».
Семье предложили помощь психологов. Через несколько месяцев они достигли небольшого, но желаемого результата. Благодаря развитию мелкой моторики (складывание пазла, создание узоров из мозаики, пальчиковая гимнастика) ребенок без посторонней помощи может завязать шнурки, застегнуть одежду, не путая пуговицы. При играх у Матвея перестала непроизвольно двигаться вторая рука, а игры в магнитный дартс и шашки развили у него глазомер и усидчивость.
Ребенок полюбил раскраски, и теперь картинки, которые раньше выглядели как «разноцветная мазня», приобретают формы детского рисунка. Участие в домашнем кукольном театре и работа с марионетками научила Матвея безошибочно различать право-лево, верх-низ. Работа с семьей продолжается: психологи центра проводят семейные консультации для поддержки родителей, Матвей учится аккуратному письму и рисованию.
Почему все валится из рук
Детская неуклюжесть, или диспраксия — это нарушение произвольных движений у детей. При этом у ребенка отсутствуют какие-либо патологии или расстройства мышечного тонуса. Диспраксия также не имеет ничего общего с интеллектуальными нарушениями.
Детской неуклюжестью чаще всего страдают мальчики. Они с трудом читают и пишут, у них появляются проблемы с произношением слов.
Признаки детской неуклюжести:
Если у ребенка встречаются более половины перечисленных черт, вам стоит обратиться к специалистам, которые смогут решить возникшие трудности. Не пускайте ситуацию на самотек. Ведь если неуклюжесть вызывает разочарование у родителей, еще большее разочарование испытывает ребенок. Следствиями неуклюжести могут стать проблемы общения и низкая самооценка. Все это может усугубляться тем, что ребенка за это ругают и упрекают. Из-за насмешек других детей, подрастая, маленькие «неуклюжи» могут стать неуправляемыми и агрессивными взрослыми.
«Для укоров и упреков есть сверстники и „злые дяди и тети“, родители в данном случае должны любить, ценить и уважать, а также, каким бы ни был неуклюжим ваш ребенок, воспитывать в нем уважение к себе», — говорит Виноградов-Савченко.
Родителям: рекомендации от специалиста
У некоторых детей отдельные проявления неуклюжести пропадают с возрастом, однако для большинства это становится проблемой. Периодические занятия со специалистами могут научить управлять симптомами и улучшать способности по преодолению неуклюжести, которая требует длительной и планомерной коррекции.
На заметку!
Родителям бывает трудно разобраться, что является диагнозом, а что возрастной нормой, поэтому при любых сомнениях лучше обратиться к профессионалам. Психологи и специалисты по работе с семьей столичных семейных центров готовы прийти на помощь в трудную минуту. Для удобства москвичей на портале «Мой семейный центр» создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель столицы может оставить свое обращение, и с ним свяжутся в течение одного рабочего дня.
Нарушение координации движения у детей
Нарушение координации движения у детей — это состояние, которое возникает в результате неправильной работы нервной системы. Нарушается согласованность взаимодействия мышц человека.
Нарушение координации движений может свидетельствовать о заболеваниях опорно-двигательного аппарата, а также заболеваниях центральной нервной системы. Движения могут быть не симметричными, не точными. При выявлении нарушений у ребенка обратитесь в клинику «Epihelp». Квалифицированные неврологи проведут диагностику и назначат лечение.
Движения осуществляются благодаря работе мозжечка и коры головного мозга. Он соединяется с нервной системой 3 парами ножек. При движении через спинно-мозжечковые пути информация доставляется в мозжечок и кору головного мозга, где происходит их обработка и регуляция точности, соразмерности, правильности и координации движений, а также регуляция мышечного тонуса.
Заболевания, при которых нарушается координация движений:
Наиболее распространенным является диспраксия.
Диспраксия — это несогласованность движений. В простонародии «синдром неуклюжести». Этим синдромом страдают школьники. Заболевание может проявляться как:
Причины диспраксии
Причины диспраксии не выяснены. Среди вероятных причин выделяют нарушение согласованности между определенными областями мозга, замедленное развитие его отдельных частей или повреждение у ребенка нервной ткани. Возможно, может значительную роль играть и фактор наследственности.
Лечение диспраксии
Лечением нарушения координации движения у детей должен заниматься только квалифицированный специалист. Только врач может сказать вам, чем лечить нарушение координации движения у ребёнка, как избавиться от осложнений от нарушения координации движения и предотвратить его появление. Главный специалист в этой области — невролог. Он производит оценку координации и двигательных функций ребенка Лечение может улучшить поведение, снизить уровень тревоги и прочих проблем эмоционального характера как у самого пациента, так и у всех членов его семьи. Физиотерапия — важный аспект лечения. Главная цель ее заключается в постепенном развитии необходимых двигательных навыков у детей. Часто детей с таким заболеванием направляют на плавание. Дают рекомендации по выполнению определенных упражнений.