Нетитульная национальность что это
Нетитульная нация. Титульная нация Нетитульные нации и народы
Исследование межэтнических отношений невозможно без учета статусности этнических групп. Этнический статус указывает место народа в системе межэтнических отношений.
Статус этноса в межэтнических коммуникациях и тип его взаимоотношений с другими этносами определяются целым рядом факторов, среди которых наиболее важными являются численность этноса, его миграционная подвижность и наличие у него необходимых ресурсов для воспроизводства и развития своего языка и культуры. В зависимости от сочетания этих факторов все этнические общности принято делить на этнические меньшинства, коренные народы и титульные народы.
Титульными народами принято называть этносы, которые имеют свои государственные образования, носящие их имя. Титульные народы еще часто называют коренными, хотя это название неточно. В международной практике коренными народами называют аборигенные народы, ведущие племенной образ жизни. Применительно к этнической картине России коренными называются народы, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности.
Особым субъектом межэтнических взаимоотношений в современном мире является национальное (этническое) меньшинство , которое представляет собой отдельную этническую общность, проживающую на территории инонационального государства и сохраняющую свою этническую самобытность и специфические традиционные черты культуры, осознающую свои отличия и причисляющую себя к самостоятельной этнической группе. К этническим меньшинствам поэтому относят группы населения, которые:
во-первых, численно меньше, чем этническое большинство (титульная нация) в государстве;
во-вторых, находятся в недоминирующем положении;
в-третьих, обладают этнокультурной спецификой и желают сохранить ее.
В качестве этнических меньшинств могут выступать:
часть титульной нации, проживающая на территории другого государства (этнические диаспоры);
группы, сохраняющие свою этническую идентичность, но разбросанные по многим странам и не имеющие своего государства (цыгане, курды);
народы внутренней колонизации, т.е. коренные народы, которые оказались численно меньше приезжего населения (эвенки, чукчи, якуты);
этнические группы, обосновавшиеся на постоянное жительство в результате массовой иммиграции (немцы Поволжья).
Взаимоотношения между титульными этносами, коренными народами и этническими меньшинствами могут носить самый разный характер и определяться политическими, социально-экокомическими и историческими целями и интересами. Основным критерием в определении типа и характера этих отношений является степень реализации права этнической группы на самоопределение (права народа самому определять свою судьбу). Право на самоопределение, как правило, признается всеми народами и правительствами, однако до настоящего времени не имеется четкого механизма и критериев реализации этого права. Поэтому на практике становятся возможными такие формы межэтнических взаимоотношений, как геноцид, апартеид, сегрегация, дискриминация.
Этнографы объединяют коренные народы России в несколько региональных групп, близких не только географически, но и, до известной степени, культурно-исторически.
Арутюнян, Ю. В. Этносоциология: учеб. пособие / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. – М.: Аспект-пресс, 1999. – 271 с.
Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х гг. Ростов н/Д, 1996.
Денисова Г.С. Этнополитический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов н/Д, 1996. – 130 с.
Дьячков М.В. Миноритарные языки в полиэтнических (многонациональных) государствах.- М., 1996. – 179 с.
Дьячков М.В. Родной язык и межэтнические отношения//СоцИс.-1995.- № 11.
Пономарев, М. В. Политология: Учеб. пособие / М. В. Пономарев, Н. П. Бродская. – М.: РУДН, 2003. – 234 с.
Садохин А.П. Этнология: Учеб. пособие. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 352 с.
Сикевич З.В. Социология и психология межэтнических отношений. СПб., 1999.- С. 131 с.
Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1996. – 230 с.
Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. отв. ред. Л.М. Дробижева.- М., 1998. – 126 с.
Социально-культурный облик советских наций. По результатам этносоциологического исследования. отв. ред. Ю. В. Арутюнян, Ю. В. Бромлей.-М., 1986. – 165 с.
Степанов В. В. Сохранение и развитие культурного многообразия. Российский опыт// Семинар «Международно-правовые гарантии защиты национальных меньшинств и проблемы их осуществления» [Электронный ресурс] / В. В. Степанов. – Режим // www.coe.int/. / 4._inter governmental_cooperation_(dhmin)/1PDF_RussSem_Presentation_VStepanov_ rus.pdf
Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности / В. А. Тишков. – М.: Русский мир, 1997. – 532 с.
Тураев В.А. Этнополитология: учеб. пособие. – М.: Логос, 2004. – 388 с.
Чешко С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение.1994.-№ 6.
Россия является многонациональной страной. Хотя этническая ситуация в государстве, с такой площадью и численностью населения свыше 145 миллионов человек, по другому сложиться не могла.
Следует учитывать, что данные переписи основаны на самоопределении граждан России, поскольку в паспортах не вносятся сведения о национальной принадлежности. В результате русскими себя считают около 80% опрошенных – приблизительно 116 миллионов человек.
Климатические особенности
Климатические особенности и геологические условия местности существенно влияют на расселение и общий уклад жизни людей. Согласно комплексной оценке природных условий России, четвертая часть территории России является не очень благоприятной для жизни человека.
Титульные народы России
Русские
Включая казаков и поморов, – свыше 80%, что приблизительно составляет 111 миллионов человек(в России). Доминирующая культура в государстве. Вероисповедание народа – православие (исповедует примерно 2/3 населения), второй по численности религией является протестантизм. Классики русской литературы, художники и композиторы известны всему миру. Традиционно символами русской культуры считаются матрешки, самовар, гжель и ростовская финифть, расписные павлогорадские платки. Наряду с православными и светскими праздниками принято отмечать и языческий праздник Масленицу. Русские проживают во всех субъектах Российской Федерации, самыми густонаселенными являются Москва и Московская область (9% и 5,6% соответственно). Большой процент русских и в городах-миллионниках – Санкт-Петербурге (3,5%), Ростове (3,4%), Екатеринбурге и Свердловской области (3,3%).
Татары
– коренной народ, численность которого составляет 3,8% от общего национального состава, — это свыше 5,5 миллионов человек. Основной религией являет ислам, незначительная часть, именующая себя кряшенами, исповедуют православие. Татарские мечети есть во всех крупных городах России. Семейные ценности у народа являются сакральными, а брак приравнивается к священной обязанности. Принято праздновать исламские, исконно татарские и общегосударственные праздники. До сих в народе принято отмечать приход весны (каргатуй) и окончание сельхозработ (сабантуй). Большая часть проживает в Татарстане(около 40%), Башкорстане (около 20%), Тюменской (4,5%) и Челябинской области (3,5%).
Украинцы
– многочисленная этнографическая группа численностью почти 3 миллиона, что составляет 2,03% от всего населения страны. Основной религией является православие. Один из известных украинских символов – вышиванка, представляющая собой мужскую или женскую сорочку, расшитую сложными орнаментами. Традиции, праздники и семейные обычаи практически не отличаются от русских. В России больше всего украинцев сосредоточено в Тюменской области (более 8%), Москве (8%), Московской области (более 6%) и Краснодарском крае (4,3%).
Башкиры
– составляют 1,15% от общего населения, что больше полутора миллионов человек. Значительная часть проживает в Башкорстане (74%), около 10% живут в Челябинской области, далее следует Оренбургская и Тюменская область (по 2,9%).
Чуваши
– народность численностью более полутора миллионов человек (1,13%). Большая часть проживает в Чувашии (56,7%), Татарстане (более 8%), Башкорстане (7,5%), Ульяновской и Самарской областях.
Чеченцы
– составляют приблизительно 1% всего населения, свыше 1,4 миллиона человек. Основная часть проживает в Чечне (84,3%), Дагестане (6,5%), Ингушетии (1,3%) и Москве (1%).
Список
Титульная нация в России
Примечания
Литература
См. также
Этнополитика | |
---|---|
Научные дисциплины и теории | Этнополитология Этноконфликтология Этнопсихология Этнолингвистика Международное право |
Идеологии | Мультикультурализм Интеграция Ассимиляция Аккультурация Сегрегация Мухаджирство Ирредентизм Сепаратизм |
Международное и российское право | Декларация прав народов России Федеральный закон о национально-культурной автономии Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств Конвенция ООН о статусе беженцев Декларация о правах коренных народов |
Разновидности этнических конфликтов | Этнополитический конфликт Этноконфессиональный конфликт Этнотерриториальный конфликт Этнодиаспорный конфликт Ассиметричный конфликт |
Формы преодоления и сглаживания конфликтов | Урегулирование конфликта Разрешение конфлита Прекращение конфликта Управление конфликтом Трансформация конфликта |
Формы этнической политики | Инкорпорация (политическая) Этноцид Лингвоцид Геноцид Поощрение эмиграции Федерализация Политическая автономия Национально-культурная автономия Сецессия Депортация Толерантность |
Основные понятия | Коренные народы Этническое меньшинство Государствообразующий народ Разделённые народы Нация Титульная нация Билингва Этнофанатизм Этническая индиффирентность Этноцентризм Этноэкономика Этническая преступность Трайбализм Этническая мобилизация |
Федеральные структуры | Министерство по делам национальностей Общественная палата России Федеральная миграционная служба |
Общественные организации и движения | Ассамблея народов Кавказа Движение против нелегальной иммиграции Союз трудовых мигрантов Таджикистана |
Смотреть что такое «Титульная нация» в других словарях:
ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ Юридический словарь
титульная нация Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Смотреть что такое «Титульный народ» в других словарях:
— (Титульный народ) Нация (народность), на чьем этнониме базируется название административно территориального образования. Обычно является социально доминирующей в этом образовании (татары в Татарстане, якуты в Якутии). См. также Титульный… … Словарь социолингвистических терминов
титульная нация Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Путин: Титульные нации в РФ – это русские, татары, чеченцы, дагестанцы и так далее
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Президент, рассуждая о семейной политике, поставил чеченцев на третье место в списке народностей страны, придумал новую национальность и подтекстом не одобрил увеличение рождаемости среди украинцев и белорусов, живущих в России
© Сергей Узаков / ИТАР-ТАСС
Эта формулировка очень наглядно демонстрирует механизм политического мышления президента: с чего это чеченцы упомянуты третьими, о каких дагестанцах речь? После татар по численности в РФ идут украинцы, потом башкиры, потом чуваши и только после них, шестыми, – чеченцы, затем армяне, а вот национальности «дагестанец», естественно, не существует вовсе. Три самых крупных народа Дагестана: аварцы (8-е место по численности), даргинцы (12-е), лезгины (20-е).
Но проблема и в самом термине «титульная нация». Как сообщает нам Юридический словарь за 2000 год, это «часть населения государства, национальность которой определяет официальное наименование данного государства». В Российской Федерации, как известно, живут россияне, а это и русские, и татары, и башкиры, и чуваши, и все остальные 190 народов плюс почти полтора миллиона человек, которые во время последней переписи не захотели указывать свою национальность, все они равны, то есть нет у нас титульной нации. Если же говорить о титульных нациях по субъектам федерации, то ни одного «русского» субъекта в составе РФ не значится.
Можно рассуждать с точки зрения численности, официального языка и происхождения названия страны, тогда титульной нацией только русские и могут быть названы: их по переписи 2010 года 111 млн, следующих за ними татар – 5,3 млн, а тех же чеченцев всего 1,5 млн.
То есть понятно, что путинская формулировка – результат компромиссного мышления и оговорка по Фрейду. Но допустим, что «титульные» у нас и те, у кого есть республика, и те, кого большинство, но те же аварцы не имеют республики, то есть «титульными», как и большая часть других народов России, названы быть не могут. Хорошо, предположим, теперь существует, вопреки лингвистике и этнографии, народность «дагестанцы», но получается: пусть якуты работают над демографической проблемой, а вот украинцев (почти 2 млн) и белорусов (0,5 млн), проживающих у нас, хотелось бы попросить увеличивать свою рождаемость в странах с соответствующими названиями. Айсоры, юкагиры, телеуты и другие табасараны все равно вымрут, но что делать полутора миллионам «космополитов»?
Титульная нация
Содержание
История
Понятие «титульная нация» было впервые введено известным французским поэтом и политическим деятелем националистического направления Морисом Барресом в конце XIX века. Баррес понимал под ней доминирующую этническую группу, язык и культура которой становятся основой для государственной системы образования. Титульные нации Баррес противопоставлял национальным меньшинствам (представители титульной нации, проживающие за пределами её национального государства, например, в то время — французы в Эльзасе и Лотарингии) и этническим диаспорам (этнические группы внутри территории национального государства, например, евреи и армяне во Франции). Баррес полагал, что национальное государство может быть сильным только при наличии двух условий: национальные меньшинства и этнические диаспоры должны сохранять лояльность государству титульной нации, а титульная нация должна поддерживать «свои» национальные меньшинства за границей. Эту классификацию Баррес разработал в период дела Дрейфуса.
Титульная нация в России
Примечания
Литература
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Титульная нация» в других словарях:
ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ — ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ, часть населения (см. НАСЕЛЕНИЕ), национальность которой определяет официальное наименование государства. Понятие «титульная нация» было введено французским поэтом и политическим деятелем Морисом Барресом в конце 19 века. В… … Энциклопедический словарь
ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ — часть населения государства, национальность которой определяет официальное наименование данного государства (ФЗ О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом от 24 мая 1999 г.) … Юридический словарь
титульная нация — (титульный народ) Нация или народность, на чьих этнонимах базируется наименование административно территориального образования, в котором титульная нация является доминирующей … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Титульная нация — (титульный народ) Нация или народность, на чьих этнонимах базируется наименование административно территориального образования, в котором титульная нация является доминирующей … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
Титульная нация — (Титульный народ) Нация (народность), на чьем этнониме базируется название административно территориального образования. Обычно является социально доминирующей в этом образовании (татары в Татарстане, якуты в Якутии). См. также Титульный… … Словарь социолингвистических терминов
ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ — используемая в гуманитарных науках, в том числе в конституционном праве, характеристика нации, по наименованию которой названо соответствующее государство или национально государственное образование. (С. А.) … Энциклопедический словарь конституционного права
титульная нация — часть населения государства, национальность которой определяет официальное наименование данного государства (ФЗ О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом от 24 мая 1999 г.) … Большой юридический словарь
Нация — (лат. natio народ) исторически сложившаяся форма общности людей, возникшая на основе общности языка, территории, экономической жизни (я бы сказал экономической и политической жизни В.Г.) и психического склада, проявляющегося в общности культуры… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
Нация титульная — нация, давшая название национальному государству или национально государственному образованию в составе Российской Федерации. Например, в Чувашии нацией титульной является чувашская, в Бурятии бурятская и т. д. Термин нация титульная введен в… … Экология человека
КОРЕННАЯ НАЦИЯ — понятие, используемое в гуманитарных науках, в том числе и конституционном праве, для обозначения той нации, которая считается изначально заселившей соответствующую территорию и поэтому претендует на преимущественные права в отношении данной… … Энциклопедический словарь конституционного права
ПИОСС
Термины
Реклама
Прямой эфир
iafet 22 апреля 2013, 02:33
Garald1 17 февраля 2013, 01:53
BoutiQue 13 февраля 2013, 04:05
Rusnotslave 1 января 2013, 16:07
kozak1123 26 сентября 2012, 19:30
EntonSky 13 сентября 2012, 01:14
OPOK 3 августа 2012, 13:23
Samsebe99 29 февраля 2012, 14:34
Shumi2010 22 февраля 2012, 06:33
sheih_merden 5 февраля 2012, 18:31
Svoboda 22 января 2012, 18:09
anola2009 12 января 2012, 10:03
Politolog 11 декабря 2011, 14:29
STOP_VTO 20 ноября 2011, 05:57
Politolog 13 ноября 2011, 21:40
koller 27 октября 2011, 15:12
Yrka58 23 октября 2011, 19:36
Yrka58 11 октября 2011, 22:58
Блоги
Титульная нация
Титульная нация — нация, народ, этническая группа, название которой определяло официальное наименование определённой административно-территориальной единицы (ССР, Автономной республики, Автономной области или Автономного округа). Из титульной нации формировалась местная номенклатура, она получала льготы при поступлении в учебные заведения (т. н. «национальные кадры»), язык и культура титульной нации поддерживались на государственном уровне. Титульная нация официально считалась коренным населением определенной территории со всеми вытекающими последствиями юридического, экономического и политического плана. Таким образом, у этих групп устанавливалось ощущение права собственности на эти территории и легитимизировалась достаточно высокая степень самоуправления (если не сама автономия).
Со временем происходила маргинализация других нетитульных этнических групп, которые воспринимались как пришельцы или иммигранты, независимо от истории их заселения данной территории. Так например талыши — коренной ираноязычный народ Азербайджана — между 1959 и 1989 гг. вообще не фигурировали в переписях, так как их записывали «азербайджанцами». В большинстве национальных образований, созданных в РСФСР, «титульная нация» не составляла большинства населения.
Понятие титульная нация было впервые введено известным французским поэтом и политическим деятелем националистического направления Морисом Барресом в конце XIX века. Баррес понимал под ней доминирующую этническую группу, язык и культура которой становятся основой для государственной системы образования. Понятие титульная нация Баррес противопоставлял национальным меньшинствам (представители титульной нации, проживающие за пределами её национального государства, например, в то время — французы в Эльзасе и Лотарингии) и этническим диаспорам (этнические группы внутри территории национального государства, например, евреи и армяне во Франции). Баррес полагал, что национальное государство может быть сильным только при наличии двух условий: национальные меньшинства и этнические диаспоры должны сохранять лояльность государству титульной нации, а титульная нация должна поддерживать «свои» национальные меньшинства за границей. Эту классификацию Баррес разработал в период Дела Дрейфуса.
Мигранты в сборных убивают суть футбола? Национальный почерк команд — миф из 1960-х
Мнение
После выхода сборной Швейцарии в четвертьфинал чемпионата Европы по футболу некоторые болельщики возмущались по поводу того, что 17 из 26 игроков в заявке этой команды являются мигрантами в первом или втором поколении. Дескать, это яркая иллюстрация утраты европейскими сборными своего национального почерка. И Швейцария здесь явно неодинока: похожая тенденция давно наблюдается в командах Франции, Германии, Англии, Швеции и других. Это якобы лишает международные турниры самобытности и сбивает с толку фанатов, которые традиционно хотят болеть за «своих» именно по национальному признаку.Но так ли страшна эта проблема на самом деле и нужны ли в сборных квоты для «титульных» наций?
Мир становится теснее и глобальнее
Во-первых, этническая чистота футбольных команд имеет к стилю игры очень отдаленное отношение. «Инородцы» начали появляться в сборных задолго до возникновения нынешних миграционных волн. В сборной Франции еще на ЧМ-1982 играли уроженец Мали Жан Тигана, выходец из Гваделупы Жан Трезор, а позднее к той великой команде присоединился испанец Луис Фернандес. Я уже не говорю о сборной Франции на ЧЕ-2000, где в заявке были Лама (Гвиана), Десайи (Гана), Тюрам и Анри (Гваделупа), Джоркаефф (Армения), Виейра (Сенегал), Зидан (Алжир), Карамбе (Новая Каледония), Анелька (Мартиника) и Трезеге (Аргентина). Можно ли говорить, что та сборная 20 лет назад играла в нефранцузский футбол и не поддерживалась французскими болельщиками?
Во-вторых, мигранты в богатых странах — это вообще очень давняя история, и есть мнение, что они не размывают национальный спортивный стиль, а, наоборот, обогащают его новыми красками. В свое время во многих сборных выступали потомки польских шахтеров, эмигрировавших на Запад еще в начале XX века. В советских командах встречались дети испанских политэмигрантов. В канадских — представители украинской диаспоры этой страны. В австралийских — выходцы из бывшей Югославии. Чем все эти люди принципиально отличаются от 17 «понаехавших» из состава нынешней футбольной команды Швейцарии?
Да, мигранты из Африки в Европе внешне более заметны, чем поляки, «юги» или турки. Но, если мы будем реагировать только на цвет кожи или на разрез глаз футболистов, это заведет нас слишком далеко и не туда. Что касается увеличения процента мигрантов и их детей в европейских сборных, то это отражение тренда, который не имеет к футболу никакого отношения. Практически в каждой стране Западной и Центральной Европы за последнее десять лет резко увеличились размеры диаспор. Мир становится теснее и глобальнее — это данность, к которой больше нельзя подходить с мерками из 1960-х.
Социальный лифт
Швейцария в принципе очень интернациональна — процессы глобализации там идут чуть ли не со времен Римской империи. И сейчас спортсменов-мигрантов в этой стране много не только в футболе, но и, например, в таком финансово непростом виде спорта, как теннис. У величайшего швейцарского теннисиста всех времен Роджера Федерера мама — южноафриканка. А у величайшей швейцарской теннисистки Мартины Хингис мать — чешка, а отец — словацкий венгр. Нынешняя первая ракетка Швейцарии Белинда Бенчич — также из семьи мигрантов из Словакии, а главная надежда страны в мужском рейтинге Хенри Лааксонен родился в Финляндии. Значит ли все это, что швейцарский теннис утратил свой дух и стиль?
Возможно, футбол как более глобальный и популярный вид спорта чаще привлекает внимание детей мигрантов, которые используют его в том числе как социальный лифт. В других дисциплинах ситуация может сильно отличаться. Например, в сборной Франции по регби до сих пор сравнительно мало выходцев из бывших колоний и с «заморских территорий». Но даже там процесс проникновения талантливых представителей «нетитульной» нации идет полным ходом, и никому не приходит в голову его останавливать. В том числе и потому, что диаспоры тоже набирают общественный вес, а привлечение в национальные команды их представителей — важная часть процесса интеграции.
Собственно, единственный способ искусственно сохранить «титульные» народы в сборных — это введение для них каких-то квот. Но вопрос — зачем это делать? Тогда ради того, чтобы вернуть старые добрые времена? Но тогда свои квоты могут потребовать разные регионы, блондины и брюнеты, левши и правши. Это, согласитесь, полный дурдом. За сборную любой страны должны играть сильнейшие из тех, кто имеет соответствующее спортивное гражданство. Как его предоставляют — другой вопрос. И тут болельщики имеют полное право давить на своих политиков и спортивных чиновников. Но утверждать, что размытие границ убивает спорт в целом и футбол в частности, — это как-то слишком смело.
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter