Нет выше чести чем
Конспект на тему » Нет выше чести чем носить русский мундир»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Нет выше чести чем носить русский мундир».
Форма проведения : беседа.
Цель: формировать у воспитанников военно – профессиональной направленности, сознательного выбора воинской специальности.
— способствовать формированию у кадет патриотических качеств личности, обогащать знания об истории военной формы;
— продолжить формирование навыков у кадет работы с дополнительными источниками информации, развивать умение анализировать полученную информацию, обобщать и делать выводы, развивать положительное отношение к военной службе;
— расширить представление учащихся о службе в армии, об этических традициях русского воинства.
Использование современных образовательных технологий:
— элементы информационно-коммуникативных технологий.
2. Презентация: «Нет выше чести, чем носить русский мундир» .
3. Видеоролик: «Русский мундир».
Оборудование: компьютер, телевизор, книги.
Воспитатель. Включает компьютер, телевизор. Проверяет наличие кадет. Командир класса докладывает о наличии личного состава.
Но до окраины Вселенной
Лежит, его не зачеркнуть –
Мой офицерский, мой военный,
Мой жертвенный, но славный путь.
Вся тысячелетняя история России – это борьба за целостность, самостоятельность и независимость родной земли. Служение Родине всегда ассоциировалось в нашем сознании со словами «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава», «достоинство» и «бесславие». Олицетворением этих понятий стала российская армия. Наша армия была для молодого поколения школой испытания и проверки своих сил. А также школой чести, доблести, мужества.
Ассоциируется ли в вашем сознании служение Родине с этими словами?
Какие события истории России вызывают такие ассоциации?
Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии.
Прежде чем я объявлю вам тему сегодняшней встречи, предлагаю вашему вниманию видеоролик.
Просмотр видеоролика: «Русский мундир».
Воспитатель: Как вы думает, о чем мы с вами сегодня поговорим?
Кадеты формулируют тему воспитательной работы.
Воспитатель : Как вы думает, что же изменилось в наше время? Почему большинство ребят не хотят служить в армии?
Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии.
Воспитатель обобщает ответы кадет, слайд № 2. Изменение ценностей современной молодежи, негативные стереотипы, отсутствие патриотизма.
Воспитатель Хотите ли вы стать офицерами? Знаете ли, где в России, можно получить профессию офицера?
Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии.
Воспитатель обобщает ответы кадет, слайд № 3. В России 57 военно-учебных заведений: 10 академий, 9 университетов, 38 институтов.
Воспитатель : Знаете ли вы, каков срок службы по призыву?
Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии.
Воспитатель обобщает ответы кадет, слайд № 4. (12месяцев). Можно ли еще сократить этот срок? (специалисты в области современных вооружений полагают, что на меньший срок призывать молодых людей невозможно, имея в виду, что сложность военной техники возрастает, и за меньший промежуток времени просто невозможно ничему научить).
Воспитатель : Какая часть Вооруженных сил России комплектуется на профессиональной основе и добровольно, а какая – за счет призывников?
Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии.
Воспитатель обобщает ответы кадет, слайд № 5. 2/3 по контракту, 1/3 призывники.
Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии.
Воспитатель обобщает ответы кадет, слайд № 6. Нет.
Воспитатель : Почему современному призывнику необходимы высокий интеллект, психическая устойчивость, физическая выносливость?
Воспитатель обобщает ответы кадет, слайд № 7. На вооружении российский Армии сейчас самая современная техника, которая требует высокого уровня интеллекта, психической устойчивости, физического здоровья.
Воспитатель : Служба в армии всегда была почетной в России. Она всегда была связана с понятием чести, совести, доблести, достоинства. А как вы думаете, что такое честь? Что такое совесть, достоинство?
Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии.
Воспитатель: Ребята сейчас вы разобьетесь на две группы и выполните творческую поисковую работу по группам. Вы выясните, что означает: «честь мундира», «поле чести», суд офицерской чести, кодекс чести и девиз «Жизнь Отечеству, честь – ни кому».
Воспитатель: Первая группа, поясните, что означает: «честь мундира», «поле чести». Можно ли запятнать честь мундира? Что защищают на этом поле? Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?
Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии.
Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии.
Несколько примеров из истории.
1812г. Генерал Николай Раевский. В безнадёжном положении под деревней Салатановкой лично повёл свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей шестнадцати и одиннадцати лет. Поражённые решимостью генерала не щадить не себя, не своих детей, солдаты в жёстком бою опрокинули врага.
1904г. Капитан первого ранга В.Ф.Руднев, командир крейсера «Варяг», оказавшись один на один с японской эскадрой, отверг требование сдаться, вступил в бой и, одержав нравственную победу, на века прославил русский флот и русский национальный характер.
Нет выше чести, чем Родине служить
Гордиться ею, отдаваться с головой
Бороться за отчизну, намертво стоять, любить
Мы друг за другом как за каменной стеной
Нет выше чести, чем носить русский мундир
Носить с достоинством, носить – не опорочить
Идти к победе, как и каждый командир
Работать и трудиться дни и ночи
Нет выше чести, чем Россию защищать
Самоотверженно кидаться на врага и верить
Под знаменем свой долг и честь держать
Суметь себя в бою и в почестях проверить
Нет выше чести, чем доверье оправдать
Сломаться, спотыкаться, но добиться цели
Пренебрегая временем стремиться истину достать
Достать и слушать похвалу и лестных трели
Нет выше чести для России, чем сынов учить
Защитников отечества, наверно патриотов
Чтобы смогли достаточный отпор осуществить
От вражеских, предательских расчётов
Нет выше чести, чем исполнить долг
Спокойность дня и жизнь доверены тебе
И за тобой народ, земля и, правда
Нет выше чести, чем служить стране…
Воспитатель: Мы сегодня говорили о людях, которые стесняются громких слов о патриотизме, долге, чести. Читая об их службе, мы понимаем, что эти понятия в России не обесценились.
Прошу, одним словом ответить на вопрос: «Какая армия нужна России?»
Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии.
Воспитатель : Ребята и в заключение от всей души желаю вам чтобы вы стремились быть:
План-конспект воспитательного мероприятия «Нет выше чести, чем носить русский мундир»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Нет выше чести, чем носить русский мундир »
Форма проведения: беседа
расширить представления воспитанников о военном мундире, истории его создания и развития;
создавать условия для воспитания уважительного отношения к военной профессии.
Использование современных образовательных технологий:
элементы технологии диалогового взаимодействия
2. Презентация по изучаемой теме.
Воспитатель: Как вы считаете, товарищи кадеты, мундир является ли необходимым атрибутом военной службы и, чем обусловлено его появление и развитие?
В сочинении итальянца Ф.Тьеполо, составленном по рассказам очевидцев, русская пехота середины XVI в. описывается следующим образом: «Пехота носит такие же кафтаны (как и конница), и немногие имеют доспехи».
Воспитатель: Как Вы считаете, для чего применялась разница в покрое одежды для инфантерии и кавалерии?
Воспитатель: Посмотрите пожалуйста на слайд и скажите, какие изменения в военных мундирах Вы заметили?
Во времена царствования Александра I Павловская форма уже в 1802 году была заменена новой, т. н. промежуточной, получившей название «траурной», сохранившей основные черты прежней, но имевшая качественно иные черты в крое и конструкциях ряда элементов. Но настоящая александровская форма появилась только через полтора-два года. Навсегда были уничтожены парики, хотя короткие косы у нижних чинов сохранялись ещё некоторое время.
При Николае I мундир ы и шинели сначала делались по-прежнему весьма узкие, особенно в кавалерии, где офицерам приходилось даже носить корсеты ; под шинели нельзя было ничего поддеть; воротники мундира, оставаясь всё такими же высокими, застёгивались наглухо и сильно подпирали голову; кивер а доходили до 5,5 вершков высоты и были похожи на перевёрнутые вверх дном вёдра; во время парадов они украшались султанами в 11 вершко в длиной, так что весь головной убор был высотой 16,5 вершко в (ок. 73,3 см).
План-конспект воспитательного мероприятия Тема: «Нет выше чести, чем носить русский мундир».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Нет выше чести, чем носить русский мундир».
Дата проведения: 12.09. 2019 года.
Форма проведения : беседа.
Цель: формировать у воспитанников военно–профессиональной направленности, сознательного выбора воинской специальности.
— Расширить представление кадет о службе в армии, об этических традициях русских воинов;
— Формировать позитивную оценку таких качеств как патриотизм, гражданственность, чувство долга ;
Использование современных образовательных технологий:
— элементы информационно-коммуникативных технологий.
2. Презентация: «Нет выше чести, чем носить русский мундир» .
3. Видеоролик: «Офицеры которые достойны носить русский мундир ».
Долг и честь русского офицера. Когда вчитываешься, сегодня в строки, написанные в разные столетия, становится, очевидно, как от поколения к поколению передавалось в русской армии понятие о долге и чести воинской во славу государства Российского.
(Звучат высказывания о чести и долге офицера, а кадеты должны предположить, чьи они? )
— «Долг чести, благородства, храбрость и неустрашимость должны быть святы и нерушимы; без них все другие качества ничтожны». (Генерал-фельдмаршал М.С. Воронцов)
— «Нет выше чести, чем носить русский мундир» А.В. Суворов
— « Честь дороже жизни» Генерал от кавалерии граф М.И. Платов
-«Береги язык, на котором говоришь, каюту, в которой живёшь, и мундир, который ты носишь» Адмирал П.С. Нахимов
-«Правительства меняются, а Россия остаётся, и все мы должны служить ей по той специальности, которую избрали» Генерал – адъютант А.А. Брусилов
-«Высшая честь, которая может быть оказана русскому – доблестно сражаться за Россию» Генерал – фельдмаршал, князь А.И. Барятинский
-«Гордись именем русским» М.И. Кутузов
-«Нет большей победы, чем победа над собой! Главное – не пасть на колени перед врагом» Герой Советского Союза (посмертно), генерал – лейтенант Д.М. Карбышев.
Вся тысячелетняя история России – это борьба за целостность, самостоятельность и независимость родной земли. Служение Родине всегда ассоциировалось в нашем сознании со словами «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава», «достоинство» и «бесславие». Наша армия была для молодого поколения школой испытания и проверки своих сил. А также школой чести, доблести, мужества.
II . Основной этап. – 35мин.
Как вы думает, о чем мы с вами сегодня поговорим?
(Кадеты формулируют тему воспитательной работы).
Отовсюду доступные, ни откуда не защищенные — мы веками оставались приманкой для оседлого запада и вожделенной добычей для кочевого востока и юга. Нам как будто на роду было написано — всю жизнь ждать к себе лихих гостей, всю жизнь видеть разгром, горе и разочарование».
Служение России, служение Родине всегда ассоциировалось с такими понятиями как «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава».
Олицетворением всего этого всегда была, прежде всего, российская армия.
Ассоциируется ли в Вашем сознании служение Родине с этими словами?
Какие события истории России вызывают такие ассоциации?
Знаете ли вы о Днях воинской славы России? (Ответы)
Что же изменилось в наше время? Почему большинство ребят не хотят служить в армии? (Изменение ценностей современной молодежи, негативные стереотипы, отсутствие патриотизма…)
Какими способами пытаются получить отсрочку от армии? (Высказывания детей.)
Хотите ли вы стать офицерами? Знаете ли, где в России можно получить профессию офицера? (В России 57 военно-учебных заведений: 10 академий, 9 университетов, 38 институтов.)
Знаете ли вы, какой срок службы по призыву? (1 год)
Можно ли еще сократить этот срок? (Специалисты в области современных вооружений полагают, что на меньший срок призывать молодых людей невозможно, имея в виду, что сложность военной техники возрастает, и за меньший промежуток времени просто невозможно ничему научить.)
Какая часть ВС России комплектуется на профессиональной основе и добровольно, а какая – за счет призывников? (2/3 по контракту, 1/3 призывники)
Принимают ли участие в боях в горячих точках военнослужащие, взятые по призыву? (Нет)
Почему современному призывнику необходимы высокий интеллект, психическая устойчивость, физическая выносливость? (На вооружении российской Армии сейчас самая современная техника, которая требует, высокого уровня интеллекта, психической устойчивости, физического здоровья.)
О том, насколько честен (или бесчестен) человек, судят главным образом окружающие, опираясь на определенные гласные и негласные законы-договоренности. Недаром и само слово «честь» произошло от древнего глагола «чисти» (корень «чит»): полагать, считать, мнение. Это слово того же корня, что и слова «почет, чистота, честность». В Толковом словаре Даля мы находим следующее объяснение: «Честь – внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть (Человек незапятнанной чести); заверенье, утвержденье (Поступок, несовместимый с честью); высокое званье, сан, чин, должность (“И временщик он, да высоко стоит, в чести”); внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтенье, чествованье, изъявленье уважения, признание чьего превосходства.
Служба в армии всегда была почетной в России. Она всегда была связана с понятием чести. К сожалению, в наше время это понятие обесценено или вовсе забыто.
Так сложилось в императорской России, что звание «русский офицер» всегда было больше, чем просто титул. Это особая порода людей, для которых честь и достоинство были дороже жизни. За честь сражались, за неё же и умирали. Честь моя мне всего дороже, покровитель ей Бог…(А.В. Суворов)
Так с чем же связано понятие чести?
Поясните что означает понятие “честь мундира”. Можно ли запятнать честь мундира? (Означало это понятие прежде всего честь полка и появилось, когда каждый род войск получил свою форму, мундир, честь которого офицер обязан был защищать. Этим, в частности, объясняется столь внушительное количество дуэлей в российской армии в XIX в. Гордость за страну, храбрость, верность долгу, дисциплину, верность традиции, знамени. Как только человек надел военную форму, он уже не может располагать собой по собственному усмотрению. По его поведению судят о государстве и об армии.)
Поясните, что такое “поле чести”. Что защищают на этом поле? (Это поле битвы, поле брани, где бой идет по правилам, где противники уважают друг друга; поле сражения за честь Отечества.)
Что такое суд “офицерской чести”? Каким мог быть его приговор? (Неофициальный нравственный суд сослуживцев, может наказать презрением, бойкотом, изгнанием из общества офицеров.)
Поясните, что стоит за понятием “кодекс чести” (свод негласных законов, которые приняты всеми членами сообщества, порядочность, уважение, нравственность.)
Информационный блок «Кодекс чести»
Российская армия всегда была сильна своим духом. На протяжении столетий она славилась доблестью и отвагой, самопожертвованием, службой Отечеству «верой и правдой», « по долгу и по чести».
И такие же принципы царили в обществе, пока эти понятия сохранялись наше Отечество было в безопасности. Как сказал об этом русский философ Иван Ильин: «… Россия Будет существовать, рати и цвести, если в ней воцарится дух чести, служения и верности».
Небольшая историческая справка. Ее подготовили студенты (имена).
«Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя, богатыри, не вы…» Так говорил о русском воинстве ветеран Бородина…
О силе духа, военном профессионализме русского воина высказывались многие выдающиеся люди.
Наполеон: «Дайте мне русского солдата, и я покорю весь мир»
Бернадот, бывший маршал Наполеона, затем король Швеции советовал шведам: «Подражайте русским, для них нет ничего невозможного».
Но лучше всех высказался о русском богатыре А.В. Суворов – всего два слова: «Чудо-богатыри!»
Верность присяге, верность долгу, патриотизм – вот, что всегда отличало русского воина.
Несколько примеров из истории.
1812г. Генерал Николай Раевский. В безнадежном положении под деревней Салтановкой лично повел свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей 16-ти и 11-ти лет. Пораженные решимостью генерала не щадить ни себя, ни своих детей, солдаты в жестоком бою опрокинули врага.
1854г. Адмирал Владимир Корнилов, организатор обороны Севастополя. Смертельно раненый, истекая кровью, он успевает произнести: «Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойна, Я счастлив, что умираю за Отечество».
1904 г. Капитан первого ранга Руднев, командир крейсера «Варяг», оказавшись один на один с японской эскадрой, отверг требование сдаться, вступил в бой и одержав нравственную победу, навека прославил русский флот и русский национальный характер.
1904г. Малый миноносец «Стререгущий» против 2 крейсеров и 4 больших миноносцев Японии. Японцы, окружив миноносец, предложили ему сдаться. на это предложение русские моряки даже не ответили, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоздями к мачте. В ходе боя из 52 человек экипижа 46, в т.ч. офицеры были убиты, четверых израненных моряков японцы взяли в плен. Попытка взять на буксир полуразрешенный корабль не удалась. Два матроса: Иван Михайлович Бухарев и Василий Сергеевич Новиков бросились в машинное отделение, задраили помещение, открыли кингстоны.
1941г. Великая Отечественная Битва за Москву, 28 героев панфиловцев. Всего 28 человек, в т.ч. один офицер. Вооружение- бутылки с « горючкой», гранаты, несколько противотанковых ружей. Справа и слева – никого. Могли разбежаться – и ищи ветра в поле. Могли сдаться, и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа – и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну – 20 танков, другую – 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по 2 танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли!
Сегодня многие не верят и спрашивают: почему?
Куратор: попробуйте ответить на этот вопрос. Почему наши воины жертвовали жизнью, не сдавались, не отсиживались в окопах? Откуда такое самопожертвование? Готовы ли сегодняшние воины к таким жертвам?
Давайте обсудим актуально ли сейчас для нашей армии такое понятие как «честь имею»?
Объясните такой парадокс: с одной стороны молодежь уклоняется от службы в Армии, с другой – огромный конкурс в кадетские корпуса и суворовские училища. О чем это говорит?
Славные традиции нашей армии сегодня сохраняются?
Знаете ли вы героев, защитников современной России?
Изменилось ли в нашей стране представление о чести, о долге?
В горячих точках служат контрактники? Что заставляет их идти на войну и подвергать свою жизнь опасности?
Как мы сегодня относимся к ветеранам?
Как мы относимся к тем, кто уклоняется от службы в армии?
Как мы относимся к своей истории? Почему не даем отпор тем, что поливает грязью нашу историю?
III. Заключение. – 5мин.
Мы сегодня говорили о людях, которые стесняются громких слов о патриотизме, долге, чести. Читая об их службе, мы понимаем, что эти понятия в России не обесценились.
Прошу, одним словом ответить на вопрос: «Какая армия нужна России?» (Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии).
Кто хотел бы связать свою жизнь с Армией? (обсуждение и ответы кадет)
Дорогие ребята, на этом мы заканчиваем наше мероприятие. До свидания!
Нет долга выше, чести благородней, чем Родине служить
Нет долга выше, чести благородней, чем Родине служить
(очерк)
Веселья час и боль разлуки
Хочу делить с тобой всегда.
Давай пожмём друг другу руки
И в дальний путь на долгие года.
Эту песню молодая Маргарита впервые услышала при исполнении Вадима Козина6), когда ей было восемьнадцать лет и с тех пор она стала самой любимой песней и духовной спутницей на всю жизнь.
Да она любила музыку, музыку серьезную. Она рассказывала, что после ашгабадского землетрясения, в Мары эвакуировали театр оперы и балета им. Магтымгулы. Тогда она подружилась с артистами театра и ходила на все спектакли с участием прекрасного тенора народного артиста Туркменистана, Ёламана Хуммаева.
А любимым поэтом был наш земляк—поэт Эдуард Асадов. Она любила перечитывать его стихи, приводила отдельные цитаты из его стихов и очень дорожила его дарственную книгу с автографом автора. Вот несколько ею любимые строки:
Если б все профессии на свете
Вдруг сложить горою на планете,
То, наверно, у ее вершины
Вспыхнуло бы слово: «Медицина».
Ибо чуть не с каменного века
Не было почетнее судьбы,
Чем сражаться в пламени борьбы
За спасенье жизни человека7).
Всегда бодрая и самостоятельная Московская в девяносто лет начала сдаваться. Если кто-нибудь поинтересуется ее здоровьем, она шутливо отвечала: «Сегодня хуже, чем вчера, но лучше, чем будет завтра». «Она никогда не пользовалась услугами социального обеспечения, если бы таковое случилось, то она обидела бы нас; и никогда не кичилась льготами инвалида войны»—рассказывает Лида Андронниковна и продолжает: «Я сама уже тогда была не молода, но она никого не слушается кроме меня, и, с ней как с маленьким ребенком—то хочет кушать, то нет; каждый день необходимо купать; лекарства во-время нужно принимать…Бог свидетель, я ухаживала за ней от всей души и все ее завещания выполнила…»—прерывает беседу, утирая слезы.
Она умерла 2 марта 2014 года, не дожив всего лишь один день до своего девяносто пятого дня рождения. А в день рождения—3 марта ее похоронили…
По завещанию Маргариты Викторовны, на ее надгробной плите высечена цитата из стихов Э. Асадова «Нет больше чести на земле, чем труд свой жертвовать Отчизне». Ее могила лежит рядышком с могилой соседа—Петросяна Артаваса Аракеловича. Оба фронтовика сражались за то, чтобы на небе нашей Родиной всегда летали белые голуби.
В 1989 году госпиталь переехал в новое здание, тогда посаженный Маргаритой Викторовной дуб сейчас достиг до уровня второго этаж здания. Он напоминает нам о людях с твердым характером, о людях с несгибаемой волей к жизни и как символ долговечности добродетеля. В знак благодарности Марыйский хякимлик увековечила доброе имя народного врача, назвав одну из улиц ее именем.
В 2017 году на базе полностью реконструктированного госпиталя была создана Марыйская городская больница внутренних болезней и сдана в эксплуатацию в День медицинского работника. «Больница оснащена современным диагностическим и лечебным оборудованием, для больных созданы комфортные условия: в палатах зимой и летом поддерживается оптимальная температура, диетическая столовая, фойе отдыха, два лифта, в каждой палате—телевизор, холодильник. В восьми отделениях (два хирургических, терапевтическое, кардиологическое, неврологическое, эндокринологическое, физиотерапевтическое-бальнеологическое и отделение анестезиологии и реанимации) врачи оказывают высококвалифицированную медицинскую помощь. Мы всегда рады служить ветеранам войны, для них созданы особые условия и в любое время суток готовы оказать им надлежащую медицинскую помощь»—рассказывает главный врач больницы Ровшен Кыясович Доввадов.
Народный врач Московская Маргарита Викторовна всю жизнь была в медицине— шестьдесят пять трудовой деятельности посвятила пациентам, вместе с ними переживала, вместе с ними радовалась; была искренне верна своему высокому призванию врача; ее чуткое, доброе сердце до конца жизни бесперебойно откликалось страждущим.