Нет тверже почвы под ногами чем палубы подводных кораблей
И нет нам твёрже почвы под ногами, чем палубы.
Нет выше счастья, чем борьба с врагами,
И нет бойцов подводников смелей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Простились мы с родными берегами.
Крепчает шторм, и волны хлещут злей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
В морскую глубь на смертный бой с врагами
Идёт подлодка, слушаясь рулей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Утоплен враг, идём сквозь сталь и пламя.
Пускай бомбят: посмотрим, кто хитрей!
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Любимые, встречайте нас с цветами.
И хоть на свете вы нам всех милей,
Но нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
*****
Автор этого потрясающего стихотворения, ставшего песней-гимном подводников, Герой Советского Союза, капитан 2 ранга Израиль Ильич Фисанович, командир подводной лодки «М-172» 3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.
Музыку к песне написал Е. Жарковский.
18 сентября 2009г.
В Шотландии в порту Данди открыт памятник подводникам, погибшим в годы Второй мировой войны. На плитах мемориала сотни фамилий, и среди них экипаж легендарного советского капитана Фисановича.
Он должен был привезти в Мурманск трофейную субмарину «В-1». Экипаж в 50 человек. 100 миль от берега. Атака с воздуха. Он выбрал то, что всегда выбирают подводники. Погружение. Историк Эндрю Джеффри провел 9 лет в архивах, чтобы доказать, что капитан Фисанович не пропал без вести.
Повесть Н.Г.Михайловского «В далекой гавани»: (
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
«И нет нам твёрже почвы под ногами, чем палубы подводных кораблей…»
Это – строка из своеобразного гимна подводников, который звучит в последнее воскресенье июля во всех подводных гарнизонах Северного флота. Полностью слова строевой песни подводников, музыку к которой написал композитор Евгений Жарковский, звучат так:
Нет выше счастья, чем борьба с врагами,
И нет бойцов подводников смелей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Простились мы с родными берегами.
Крепчает шторм, и волны хлещут злей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
В морскую глубь на смертный бой с врагами
Идёт подлодка, слушаясь рулей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Утоплен враг, идём сквозь сталь и пламя.
Пускай бомбят: посмотрим, кто хитрей!
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Любимые, встречайте нас с цветами.
И хоть на свете вы нам всех милей,
Но нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
В начале Великой Отечественной войны эти потрясающие строки написал командир подводной лодки «М-172» 3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота, уроженец города Елисаветграда (ныне Кропивницкий, Украина), Герой Советского Союза капитан 2-го ранга Израиль Ильич Фисанович.
Этот подводник-североморец первым на лодке класса «малютка» провел 66 дней в подводном рейде, став грозой фашистских линкоров в Северном море, о нём Вениамин Каверин писал в «Двух капитанах» – «известный подводник Ф.» Президент США Рузвельт вручил Фисановичу Морской крест – Высшую американскую награду моряка за отвагу.
При этом друзья считали Фисановича не только отважным подводником, но и романтиком полярных морей – он писал стихи, всегда был душой любой компании. Его перу принадлежат книги о моряках-подводниках «Записки подводника» (Военмориздат, 1944) и «История “малютки”» (Воениздат, 1956).
Книги и записки капитана 2-го ранга Израиля Фисановича, погибшего 27 июля 1944 года, собранные и накопленных наблюдения непосредственных участников тех далеких событий, стихи и песни тех лет легли в основу кинофильмов «Командир счастливой «Щуки», «Первый после Бога», «О возвращении забыть», «Секретный фарватер».
В последнее воскресенье июля – в День Военно-морского флота – североморцы почтят память капитана 2-го ранга Фисановича, и других героев-подводников, будут чествовать ветеранов и тех, кто ныне несёт нелегкую службу в море. Но нелишне, на мой взгляд, вспомнить и тех, кто своим творчеством воспитывал у североморских подводников ненависть к врагам, помогал громить фашистов в Заполярье.
Основные силы Северного флота в годы войны были сосредоточены в Полярном. Здесь же располагалась Краснознамённая ордена Ушакова 1-й степени бригада подводных лодок. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне проявили себя наиболее эффективным средством борьбы на море. Они уничтожили в десять раз больше фашистских транспортов, чем надводные корабли. Если урон противника в судах от советских подводных лодок составил 31 процент всех его потерь (по тоннажу), то на северном морском театре – более 37 процентов.
Писатели Борис Лавренёв, Александр Жаров, Константин Симонов, Борис Яглинг, Александр Марьямов, Юрий Герман, Лев Кассиль, Николай Флеров, Николай Букин и многие другие с началом войны влились в ряды Северного флота. Зажигающим публицистическим словом они звали людей на героические подвиги, воспитывали у подводников Северного флота чувства любви к своему грозному оружию.
«Все воюют, все защищают Родину, – развивал свою мысль Яглинг, – но моряк должен гордиться тем, что он – североморец, что он – подводник. Эту гордость нужно прививать и насаждать. Это нужно делать теперь же, немедленно, для войны. После войны это придёт само, неизбежно. Десятилетиями, а может быть, и веками, будет изучаться и описываться то, что происходит здесь сегодня, участниками и свидетелями чего мы являемся. Когда это понимаешь, особенно дорога каждая минута на флоте. Всё узнать, всё увидеть, всё запомнить, всё записать. Титаническая задача! Счастливая задача. Всё открыто: смотри, запоминай и пиши. Пиши правду!»
Стихи и поэмы, написанных о североморцах известными советскими поэтами, находили глубокий отзвук в сердцах моряков. Большой популярностью в бригаде подводных лодок и на всём флоте пользовалась, например, поэма Александра Жарова «Керим» – о Герое Советского Союза Магомеде Гаджиеве. Вот небольшой из неё отрывок:
Плыли мы в краю Ледовитом.
Были мы в бою знаменитом.
Били тебя, враг, лупцевали…
Или мы не так воевали?
Говори, гармонь, так и этак!
Или наш огонь был не меток?
Или наши залпы – не залпы?
Этого никто не сказал бы,
– Но пока потопленных мало! –
Морякам гармонь отвечала.
Чтоб она вперёд не ворчала,
Завершим поход – и сначала!
Доведём врага мы до точки.
И тогда ни мамы, ни дочки
Не забудут нас, не разлюбят,
А в победный час приголубят.
Эти чудесные стихи читали с краснофлотской эстрады, они звучали в кубриках. Подводники брали поэму в боевые походы и, зачитываясь ею, восхищались красотой подвига своего «Керима» и подражали Гаджиеву.
В тесном содружестве с поэтами на подводном флоте создавали песни композиторы Жарковский, Терентьев, Боголюбов, Листов. Особой популярностью среди подводников пользовалась песня Жарковского, написанная на слова поэта П. Онегова:
Студёное море
Шумит на просторе,
Взлетает волны малахит.
И ночью глухою,
Чёрной грозою
Подводная лодка летит.
Уходим в походы
В полярные воды –
К далёким чужим берегам.
За кровь и утраты,
Сожжённые хаты –
За всё отомстим мы врагам.
Сигнальные сети
И мины заметив,
Обходим правей и левей.
Ночами и днями
Сидит за рулями
Наш боцман Павло Соловей.
В степях Украины
Дымятся руины
Любимых родных городов.
И ветры гуляют –
На бой призывают.
И к мести подводник готов!
Пробовали свои силы в поэзии и сами матросы, старшины и офицеры бригады подводных лодок. Поэт-краснофлотец А. Калачёв написал стихи о замечательном подвиге старшины 2-й статьи Сергея Никитина, служившего на подводной лодке «М-175». Они под заголовком «Доблесть комсомольца» были опубликованы в 1942 году в одном из номеров издававшегося на флоте литературного сборника «Слава бесстрашным».
В годы войны в Полярном находились и художники, и скульпторы. Не один десяток запоминающихся полотен о подвигах подводников создал художник-маринист Александр Меркулов. Плодотворно работал скульптор Лев Кербель. По его проекту был сооружён и установлен 22 июня 1944 года обелиск погибшим в боях героям-подводникам.
Новое в блогах
И нет нам твёрже почвы под ногами, чем палубы.
Нет выше счастья, чем борьба с врагами,
И нет бойцов подводников смелей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Простились мы с родными берегами.
Крепчает шторм, и волны хлещут злей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
В морскую глубь на смертный бой с врагами
Идёт подлодка, слушаясь рулей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Утоплен враг, идём сквозь сталь и пламя.
Пускай бомбят: посмотрим, кто хитрей!
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Любимые, встречайте нас с цветами.
И хоть на свете вы нам всех милей,
Но нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей. *****
Автор этого потрясающего стихотворения, ставшего песней-гимном подводников, Герой Советского Союза, капитан 2 ранга Израиль Ильич Фисанович, командир подводной лодки «М-172» 3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. Музыку к песне написал Е. Жарковский.
18 сентября 2009г. В Шотландии в порту Данди открыт памятник подводникам, погибшим в годы Второй мировой войны. На плитах мемориала сотни фамилий, и среди них экипаж легендарного советского капитана Фисановича.
Он должен был привезти в Мурманск трофейную субмарину «В-1». Экипаж в 50 человек. 100 миль от берега. Атака с воздуха. Он выбрал то, что всегда выбирают подводники. Погружение. Историк Эндрю Джеффри провел 9 лет в архивах, чтобы доказать, что капитан Фисанович не пропал без вести.
Поздравляю с праздником моряков подводников, корабелов и оружейников, их родных и близких. Пусть всегда количество погружений равняется количеству всплытий.
Подводник североморец Израиль Фисанович (21 стр.)
Дальний бомбардировщик В-24 «Liberator»
Герой Советского Союза И.И.Фисанович «Песня строевая подводная»
Нет выше счастья, чем борьба с врагами,
И нет бойцов – подводников смелей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Простились мы с родными берегами.
Крепчает шторм, и волны хлещут злей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
В морскую глубь на смертный бой с врагами
Идёт подлодка, слушаясь рулей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Утоплен враг, идём сквозь сталь и пламя.
Пускай бомбят: посмотрим, кто хитрей!
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Любимые, встречайте нас с цветами.
И хоть на свете вы нам всех милей,
Но нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
История «Малютки»
(Фрагменты из книги И.И.Фисановича «История «малютки», написанной в 1943 году. Также И.И.Фисанович является автором книги «Записки подводника»)
Теперь верю
В один из вечерних дней августа подводная лодка М-172 подошла к берегам противника. Прямо на носу в высоких скалах обрывистого берега распахнулся узкий проход. Там в глубине фьорда (Петсамовуоно), в тихой гавани, враг спокойно разгружает свои корабли. Отсюда на фронт идет смертоносный груз и обрушивается огнем и сталью на наши войска, на наши города. Нарушить покой врага, уничтожить его транспорты вместе с грузом в его логове пытался командир другой нашей подводной лодки Николай Ефимович Егоров. Лодка прошла в фьорд, но сторожевые суда противника помешали ей дойти до гавани. Фисанович оглядывает в перископ берег, всматривается в глубину фьорда. Все спокойно, только наблюдательный пост маячит на входном мысу, а в проходе болтается дозорный катер. Командиру эти берега хорошо знакомы. Три года он плавал на Севере. Здесь пришлось побывать в дни войны с белофиннами.
– Пойдем? – спрашивает командир капитана 2 ранга Колышкина. Иван Александрович знает куда. Уже говорено об этом на переходе.
– Давай сутки повременим, командир, осмотримся.
Лодка движется под самым берегом. Командир периодически осматривает в перископ пустынное море. Лейтенант Шаров аккуратно выводит на карте кружочки мест корабля, определенных по береговым предметам. Колышкин прикидывает циркулем расстояние до берега и восхищается. Несколько раз он уже был в боевых походах, но ни одна лодка так близко к берегу не подходила.
На следующий день утром лодка отошла от берега для зарядки батарей. На переходах, в район зарядки и обратно, вахту нес лейтенант Бутов. Колышкин всегда был рядом с лейтенантом, давая возможность командиру спокойно отдохнуть. В августе на Севере еще нет настоящих ночей. Зарядку производили вне видимости берегов. Солнце клонилось к закату, рассыпая по спокойному морю живые блики сквозь низкие разорванные облака. На мостике лодки напряженное сосредоточенное спокойствие. Командир внимательно осматривает горизонт и небо по носу лодки.
– Боцман, наблюдайте внимательнее. Горизонт, воздух, вода, – напоминает он о трех основных объектах наблюдения. Тихоненко наблюдает в кормовых секторах.
– Самолеты! – раздается внезапно его тревожный возглас.
– Все вниз! – командует Фисанович, оглядываясь назад.
Прямо по корме на малой высоте из низких облаков вынырнул «Мессершмитт-110» с приглушенными моторами. Видно, как медленно вертятся пропеллеры.
Остановлены дизели, захлопнут верхний люк. Трюмный Бугаев принимает балласт. Секунды – и лодка на глубине. Враг проносится над опустевшим морем. Просчитался!
На следующий день в полдень лодка снова у входа в фьорд.
– Пошли, – серьезно и твердо говорит Колышкин. Вся команда на боевых постах по готовности №-1. Командир направляет лодку в середину прохода и спускает перископ. Лейтенант Бутов ведет счисление дерзкого пути.
– Проходим входные мысы, – докладывает он командиру.
– Когда войдем на милю в глубь фьорда – доложить, – говорит Фисанович.
В лодке тишина, необычная даже в подводном положении. Каждый знает: все теснее обступают ее мрачные вражеские берега, все ближе тревожная неизвестность впереди.
Иван Александрович в центральном посту сосредоточенно всматривается в приборы управления. Стрелка глубиномера заходила.
– Точнее держи глубину, боцман, не к теще в гости идем.
И раз нарушив очарование напряженного оцепенения, он обретает свою обычную живость. В голову лезет навязчивый патефонный мотивчик, и вполголоса, изрядно фальшивя, Иван Александрович напевает: «Растут фиалки, ароматные цветы…» Никто и не улыбнулся в эту минуту предельного напряжения. Шли в бой, первый бой в жизни каждого, дерзновенно, в самое логово врага. И наряду с боевым азартом где-то в уголке души шевелилась тревога.
– Прошли мимо входа, – говорит Бутов.
Командир поднимает перископ. Впереди в нескольких кабельтовых идет в глубь фьорда дозорный катер. Хищно поблескивает кормовая пушка, на грот-мачте болтается финский вымпел. Лодка идет ему в кильватер серединой узкого коридора воды, сжатого отвесными гранитными скалами.
– Неужели нас обнаружили? – командир распорядился уменьшить шумы. Подводная лодка тихо движется навстречу. Вот он перед ними. В отсеках слышно ленивое шлепанье его винтов. Время нехотя, растягивая секунды, ползет вперед. Так же нехотя удаляется за корму зловещее шлепанье. Дозорный корабль идет очередным галсом по фьорду к входу. Лодка не обнаружена. Теперь между лодкой и гаванью врага нет иных препятствий, кроме нескольких миль чистой воды. Лодка быстро проходит этот путь. Командир изредка и на мгновение поднимает перископ. От входного мыса в гавань видны знакомые с финской войны белые здания гостиницы и шюцкоровской казармы. Тогда белофинны взорвали их при отступлении, теперь они вновь отстроены. Под казармами небольшая катерная пристань.
– Командир, видите что-нибудь? – нетерпеливо спрашивает Колышкин.
– Пока ничего, мыс закрывает причалы, – отвечает тот, торопливо опуская перископ.
Лодка входит в гавань врага. Теперь в перископ виден западный причал. Он тоже пуст. Неужели напрасно затрачено столько сил, неужели не сбудется мечта ударить ненавистного врага?
Нет! Вот он! Занимая всю длину северо-западного причала, стоит огромный транспорт. Часть груза, по-видимому, уже выгружена, так как нос приподнялся, обнаружив подводную часть.
Нашли врага, сейчас будет бой.
– Транспорт! У северо-западного причала – транспорт! – взволнованно восклицает командир. Колышкин бежит к перископу.
– О! Большой. Ну, командир, бей?
Лодка проходит глубже в гавань, чтобы видеть борт цели во всю его длину. Старшина Серегин и торпедист Немов готовят аппараты. Теперь время налетает шквалом, бурно гонит волны событий. Уже весь борт врага не помещается в поле зрения. Уже нить перископа легла на трубу.
– Аппарат номер один… пли!
Серегин дергает на себя рукоятку пистолета. Из-под боевого клапана врывается в торпедный аппарат упругая струя сжатого воздуха. Толчок– и смертоносная стальная сигара понеслась в борт вражеского транспорта.
– Торпеда вышла, – раздался в переговорной трубе голос Серегина.
Облегченная лодка рвется вверх.
– Удержать! – Инженер-механик Каратаев, как опытный дирижер, разыгрывает этот маневр. Погружение. Бедин заполняет цистерну быстрого погружения, принимает воду в носовую дифферентную. Головлев прибавляет ход. Лодка на глубине разворачивается к выходу.
И нет нам твёрже почвы под ногами, чем палубы.
Нет выше счастья, чем борьба с врагами,
И нет бойцов подводников смелей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Простились мы с родными берегами.
Крепчает шторм, и волны хлещут злей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
В морскую глубь на смертный бой с врагами
Идёт подлодка, слушаясь рулей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Утоплен враг, идём сквозь сталь и пламя.
Пускай бомбят: посмотрим, кто хитрей!
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Любимые, встречайте нас с цветами.
И хоть на свете вы нам всех милей,
Но нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей. *****
Автор этого потрясающего стихотворения, ставшего песней-гимном подводников, Герой Советского Союза, капитан 2 ранга Израиль Ильич Фисанович, командир подводной лодки «М-172» 3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. Музыку к песне написал Е. Жарковский.
18 сентября 2009г. В Шотландии в порту Данди открыт памятник подводникам, погибшим в годы Второй мировой войны. На плитах мемориала сотни фамилий, и среди них экипаж легендарного советского капитана Фисановича.
Он должен был привезти в Мурманск трофейную субмарину «В-1». Экипаж в 50 человек. 100 миль от берега. Атака с воздуха. Он выбрал то, что всегда выбирают подводники. Погружение. Историк Эндрю Джеффри провел 9 лет в архивах, чтобы доказать, что капитан Фисанович не пропал без вести.
Поздравляю с праздником моряков подводников, корабелов и оружейников, их родных и близких. Пусть всегда количество погружений равняется количеству всплытий.