Нет страховых полисов осаго что делать
Как взыскать ущерб, если у виновника ДТП нет ОСАГО?
Я сдал машину такси в прокат, и водитель попал на ней в ДТП: в мою машину врезался другой автомобиль. Виновником признали водителя того автомобиля, но у него не оказалось полиса ОСАГО.
Оценщик определил мой ущерб в 465 000 Р с учетом износа. Я отправил виновнику досудебную претензию с копиями всех документов и потребовал возместить ущерб в течение 15 дней, оплатить 1700 Р в сутки за простой машины, а также расходы на эксперта и эвакуатор. Но это не помогло: водитель на контакт не идет. До этого он не приезжал на независимую экспертизу, не забрал телеграмму с уведомлением. Видимо, такая же ситуация с претензией.
В базе данных судебных приставов я нашел 49 исполнительных производств в отношении виновника на сумму около 30 000 Р — в основном это неоплаченные штрафы за нарушения ПДД с 2018 года. Предполагаю, что водитель — злостный нарушитель. Банковских карт и счетов у него, видимо, нет, иначе приставы заблокировали бы их и списали штрафы. Но, кажется, у этого человека есть машина, ведь штрафы за нарушения продолжают ему приходить. Другого имущества, возможно, нет.
Я планирую подать в суд и думаю, что мой иск удовлетворят. Но как мне взыскать деньги? Какая управа есть на виновника ДТП, если у него не было полиса ОСАГО и, скорее всего, нет имущества?
Валерий, вы правы: ущерб в вашей ситуации взыскивают только через суд. Даже если виновник ДТП не придет в суд, решение могут вынести заочно. Дело передадут судебным приставам, и они будут решать, как именно взыскать долг.
Несмотря на то что у приставов довольно широкие полномочия, получить деньги, скорее всего, будет непросто. Расскажу подробнее об этой схеме и дам советы, как действовать, чтобы ускорить дело.
Как подать в суд на виновника ДТП
В России ОСАГО обязательно. Водитель, который сел за руль, должен заранее застраховать свою ответственность. Если такой водитель попадет в ДТП, страховая компания заплатит до 400 000 Р за вред имуществу и до 500 000 Р за вред здоровью пострадавших.
Но есть водители, которые нарушают закон и ездят без ОСАГО. Если такой водитель устроил ДТП, обращаться в страховую компанию бесполезно: страхового полиса нет. Если бы был ущерб жизни или здоровью, такой ущерб в отсутствие ОСАГО компенсировал бы Российский союз автостраховщиков. Но в вашем случае ущерб только материальный, и взыскать его можно только через суд.
До подачи иска желательно соблюсти такую процедуру:
При этом неважно, получил виновник ДТП бумаги или нет, — в суде будет иметь значение только сам факт отправки. Поэтому и извещение о проведении оценки, и досудебное уведомление лучше отправлять заказными письмами с уведомлением о вручении.
В исковом заявлении можно сразу потребовать наложить арест на имущество виновного и просить взыскать все понесенные расходы: на ремонт, эвакуатор, оценщика, юриста и так далее.
Если ответчик не явится на судебное заседание, скорее всего, суд несколько раз отложит заседание, а потом вынесет заочное решение. У виновника аварии будет право подать апелляционную жалобу. Если он этого не сделает, то через месяц решение вступит в законную силу.
После этого материалы дела передадут судебным приставам. Они и будут заниматься взысканием долга.
ОСАГО нужен «гарант»: оформить заветный полис удается не всем
Таксисты, мотоциклисты, молодые водители всё чаще сталкиваются с проблемами при оформлении электронного полиса ОСАГО. Почему страховые компании ставят палки в колеса некоторым категориям граждан и как можно отстоять свое право оформить полиc, разбирались «Известия».
Статистика против статистики
Несмотря на рост популярности е-ОСАГО, приобрести полис онлайн может далеко не каждый. Об этом говорит статистика оформления договоров через систему «Е-Гарант», которую приводит агрегатор «Сравни.ру». Система помогает автовладельцу приобрести полис ОСАГО, если он не смог сделать это на сайте выбранного страховщика. За шесть месяцев 2021 года было продано 8,8 млн электронных полисов ОСАГО, около 1 млн — через «Е-Гарант». По сравнению с прошлым годом популярность «Е-Гаранта» выросла на 47%. И с каждым месяцем через систему оформляют всё больше договоров. Причин, по мнению аналитиков «Сравни.ру», две. Во-первых, рост случаев «временной неработоспособности систем» страховых компаний в отдельных регионах. Во-вторых, всё больше страховых агентов занимаются оформлением ОСАГО для проблемных клиентов.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) посоветовали относиться к приведенной статистике с осторожностью.
«Количество оформленных за первое полугодие 2021 года полисов ОСАГО составило 20,1 млн штук, а за первое полугодие 2020 года — 19,2 млн, то есть число оформленных полисов ОСАГО в первом полугодии 2021 года выросло на 4,7%, что свидетельствует как об увеличении автопарка в РФ, так и об отсутствии проблем с доступностью обязательной «автогражданки». В системе «Е-Гарант» представлены полисы ОСАГО 39 компаний. Это технический сервис, поэтому статистику по оформлению договоров через «Е-Гарант» РСА не предоставляет», — сообщили в пресс-службе союза. И предупредили: данные из неофициальных источников могут быть неверными и использоваться в целях манипуляции.
Постоянно возникают технические сбои
Между тем проблемные категории все-таки существуют. Руководитель движения «МотоМосква» Андрей «Проректор» Иванов отмечает, что сложности с оформлением ОСАГО традиционны для всех без исключения байкеров независимо от возраста, модели мотоцикла и региона.
«Самостоятельно оформить полис на сайте РСА невозможно, равно как и на сайтах самих страховых, там постоянно возникают технические сбои. У меня самостоятельное оформление так и не получилось. Сайты уверенно отказывались то запоминать напечатанное, заставляя по десятку раз вбивать одно и то же, то теряли данные полиса или диагностической карты. В итоге все вынуждены обращаться к знакомым агентам, которые берутся за оформление, постоянно подчеркивая, что испытывают сложности с оформлением и передачей полиса в компанию. Также говорят, что их ругают за большое число полисов по двухколесным», — констатирует мотоциклист.
Иванов отмечает, что, даже когда его коллеги пытаются оформить страховку офлайн, то есть приезжают в офис страховой компании, им дают направление на осмотр в другом конце города, а то и в Новую Москву, если речь идет о столице.
У таксистов тоже сложности
С такими же проблемами сталкиваются и таксисты. Например, пользователь Facebook Алла Зефирова просит помощи у интернет-сообщества:
«…Неделя ушла на оформление ОСАГО для такси. Безуспешно. Всё заточено на то, чтобы не оформить полис. Поделитесь контактами, кто страхует такси. Две страховые проводят осмотр в Зеленограде и Троицке».
В подобных ситуациях эксперты советуют сразу писать жалобу в Центральный Банк России, осуществляющий надзор в том числе за страховым рынком.
Регистрация армянская, владелец российский
Еще одна проблемная категория автовладельцев — это российские владельцы машин с армянскими номерами. Некоторое время назад российский гражданин мог приобрести автомобиль в Армении по очень выгодной цене, заплатить пошлины по армянским ставкам, которые были намного ниже российских, и преспокойно пересечь границу, не декларируя машину и не оформляя временный ввоз. Некоторым нравилось и то, что армянский регистрационный знак давал иммунитет против дорожных камер. Кроме того, не нужно было платить российский транспортный налог. В какой-то момент таких автомобилей стало очень много, и в 2020 году начались массовые претензии ГИБДД и таможенных органов к их владельцам.
«В большинстве случаев машины с армянскими номерами принадлежат гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в РФ. Электронные полисы, насколько я знаю, на такие машины не оформляют. Ограниченный круг страховых оформляет в бумажном виде. Но поскольку тут есть момент, что автомобиль зарегистрирован в другом государстве, а принадлежит российскому гражданину, то страховщики используют повышенные коэффициенты», — комментирует эксперт по международному праву, юрист Юрий Демин.
Внутренний приказ или программный запрет
При оформлении через «Е-Гарант» 95% страхователей получают ОСАГО. Оставшиеся 5% — это отказы из-за некорректного ввода данных или недействительных документов, рассказал «Известиям» источник в страховом брокерском бизнесе.
Алгоритмы сайтов страховых компаний, по данным источника, настроены таким образом, чтобы отсеять убыточные категории граждан. Из десяти заявок от «несегмента» одобряется только три, а семь перенаправляются в «Е-гарант», чтобы передать заявку другой страховой компании. Таким образом, общее число убыточных пользователей равномерно распределяется по всем страховым компаниям.
К «несегменту» относятся молодые водители в возрасте до 23 лет и с общим стажем менее трех лет, а также такси, мотоциклы, спецтехника и грузовики, принадлежащие физическим лицам. У данных категорий водителей также будут проблемы и с офлайн-оформлением полиса. У многих страховых агентов запрет на оформление «несегмента» — это может быть внутренний приказ или программный запрет. Если брокер или страховой агент продолжает работу с такими клиентами, его могут оштрафовать, лишить премии или вовсе расторгнуть договорные отношения, рассказал источник.
«Приезжайте завтра»
В офисах тоже существует негласное правило не выдавать полисы убыточным категориям. Под любым предлогом менеджеры будут стараться проводить такого водителя на выход.
«Способов может быть много: «приезжайте завтра», «у нас закончились полисы», «не работает база» и т.д. Если человек умен, он попросит письменный отказ. Скорее всего, в этот момент менеджер поймет, что лучше выдать полис и не вступать в конфликтную ситуацию, так как отказать человеку он не имел права. Если же представитель страховой стоит до последнего, автовладелец просит аргументировать, почему ему отказали, в письменной форме. Если снова отказ, то он пишет претензию с содержанием: «Прошу разобраться. Я, имярек, пришел в офис с целью получить полис ОСАГО», — и они обязаны поставить входящий номер. Далее ему отвечают с исходящим номером, и с ним можно уже идти в суд или, что чаще всего, за своим полисом ОСАГО, так как в ответе придет вежливое приглашение в офис для оформления», — заключает источник в страховом брокерском бизнесе.
Если нет ОСАГО при ДТП у потерпевшего
Российское законодательство устанавливает, что каждый автомобилист перед выездом на дорогу должен оформить полис обязательного страхования автогражданской ответственности. Однако на практике после ДТП иногда оказывается, что у потерпевшего нет ОСАГО. Нередко это вызывает разные вопросы. Один из них – сможет ли потерпевший в ДТП в 2021 году без страховки ОСАГО получить возмещение?
В соответствии со статьёй 12.38 пунктом 2 КоАП РФ, если водитель управляет автотранспортным средством без страховки (независимо от того, виновен он в ДТП либо нет), на него накладывается штраф в 800 рублей. Это самое первое последствие, если потерпевший в ДТП управлял авто без страховки ОСАГО. В инциденте может пострадать не только автотранспорт, но и люди. Полис автогражданки позволит получить возмещение по полученному вреду.
Порядок действий, если у потерпевшего в ДТП нет полиса ОСАГО
После дорожного инцидента важно узнать, имеет ли каждый участник дорожного инцидента оформленный и действующий полис обязательного страхования автомобилиста. Это касается и пострадавших, и особенно виновника. Последний обязан предоставить такие сведения. При появлении проблем можно обратиться за помощью к сотруднику ДПС. Если у пострадавшего в аварии нет автогражданки, его действия будут зависеть от каждой конкретной ситуации:
Рассмотрим каждый случай, который может произойти, и его особенности.
Компенсирует ли страховщик ущерб, если пострадавший в ДТП без ОСАГО
Здесь нужно вспомнить сущность обязательного страхования гражданской ответственности автомобилиста. Наличие ОСАГО гарантирует, что потерпевший в дорожном инциденте получит страховое возмещение. Его произведёт страховая компания, услугами которой пользуется виновный. В инциденте может пострадать автомобиль и люди. В первом случае страховщик организует и покроет ремонт транспортного средства, во втором – оплатит лечение и прочие затраты, связанные с медицинским обслуживанием.
Всё перечисленное выше означает, что компенсировать ущерб будет не виноватый в дорожном инциденте шофер, а его страховщик. По сути, вопрос наличия полиса автогражданки у потерпевшего не является принципиальным.
Пострадавший при ДТП без страховки ОСАГО: кто будет компенсировать ущерб?
Существует 2 основных варианта, кто будет производить возмещение:
Во втором случае порядок действий может отличаться, он зависит от обстановки. Виновный водитель может за причинённый вред возместить потери либо позже выполнить обязательство, оставив невиновной стороне расписку. Может быть, нужно будет составить досудебную претензию либо подать судебный иск.
Несколько отличаются ситуации, при которых у пострадавшего в аварии отсутствует автогражданка или она имеется, но пострадавший не вписан в документ. Последний вариант – это не то же самое, что отсутствие страховки. Потерпевшему придётся действовать иначе, чем когда у него нет страховки (разница заключается в возможности проведения прямого возмещения).
Порядок действий, если у виноватого водителя есть ОСАГО, а у пострадавшего – нет
В большинстве дорожных инцидентов у потерпевшего есть действующий полис автогражданки. В данном случае для получения компенсации причинённого вреда следует обратиться в страховую организацию виновного водителя. Действия должны быть такими:
Что будет при просроченном ОСАГО?
На сегодняшний день управление авто с просроченной автогражданкой приравнивается к езде без страховки. Если такая ситуация возникнет у пострадавшего, ему придётся заплатить штраф. Поэтому в любом случае лучше всего своевременно обновлять ОСАГО. Порядок компенсации ущерба в такой ситуации не изменяется.
Если у пострадавшего просрочен полис ОСАГО, однако есть действующий КАСКО?
Потерпевший может рассчитывать на ремонт по КАСКО в таких ситуациях:
Можно ли составить европротокол, если у потерпевшего нет полиса ОСАГО
В соответствии со страховым законодательством, участники ДТП могут оформить его по упрощённой процедуре, составив европротокол. В этом случае участие сотрудника ГИБДД не является обязательным. Рассмотрим возможную ситуацию. Допустим, произошла авария, в которой у потерпевшего нет ОСАГО, стороны могут оформить европротокол. Такой порядок можно использовать при небольших повреждениях автотранспорта и отсутствия причинения вреда здоровью. Ещё одно его преимущество – не нужно ждать приезда полиции и оформления всех документов.
Закон «Об ОСАГО» в статье 11.1 пункте 1 устанавливает, что в упрощённом порядке европротокол можно использовать лишь в тех случаях, когда в ДТП столкнулись 2 автомобиля, гражданская ответственность которых застрахована в порядке, установленном действующим законодательством. Поэтому, если у пострадавшего нет ОСАГО, оформление европротокола не будет иметь законной силы. Единственным решением в такой ситуации станет вызов полиции.
Если у пострадавшего поддельный ОСАГО
Сегодня мошенничество необычайно распространено, поэтому автомобилисты нередко приобретают фальшивый ОСАГО. Многие водители даже не догадываются, что при эксплуатации транспортного средства они не имеют финансовой защиты от страховщика. Подделка обнаружится лишь после аварии. Важно понимать, что статус пострадавшего с поддельной автогражданкой будет такой же, что и у потерпевшего без полиса (в этой ситуации могут быть исключения).
Если у потерпевшего в аварии ОСАГО оказался поддельным, а узнал он об этом лишь при обращении к страховщику при подаче заявления о страховом возмещении, тогда придётся обратиться за компенсацией полученного ущерба в компанию виновного водителя. При отсутствии полиса у виновника аварии придётся взыскивать убытки непосредственно с него в досудебном либо судебном порядке.
Если автомобилист узнал, что у него поддельная страховка, это не значит, что ничего нельзя сделать. Нередко сами компании злоупотребляют законодательством с тем, чтобы не производить выплаты по автогражданке. Один из вариантов – страховка может быть недействительной, однако она при этом не поддельная. Это происходит в результате того, что агенты и брокеры страховщиков несвоевременно сдают страховые премии по автогражданке, а также оформляют недействительные страховки или изменяют сроки их действия.
В каждой ситуации действовать необходимо индивидуально. Важно найти хорошего юриста, который сможет отстоять права автомобилиста. Нередко страховщики добровольно выплачивают компенсацию, чтобы не доводить дело до суда и сберечь свою репутацию в таких ситуациях.
Когда пострадавший не имеет ОСАГО и получил травму в ДТП
В законе «Об ОСАГО» в статье 6 пункте 1 говорится, что помимо ответственности за ущерб имуществу пострадавших страхуется риск причинения вреда здоровью и жизни пострадавших в аварии. В статье 14.1 пункте 1 регламентируется, что прямое возмещение ущерба здоровью прямым способом не осуществляется.
Независимо от того, имеется ли ОСАГО при аварии у пострадавшего либо нет для возмещения причинённого здоровью ущерба необходимо обратиться в страховую организацию виновного водителя.
Постановления Верховного суда в отношении отсутствия ОСАГО у пострадавшего
В июне 2016 года Президиум Верховного Суда РФ утвердил обзор практики судебных дел, которые связаны с ОСАГО. В шестом пункте документа рассматривается пример: пострадавший в аварии может обратиться к страховщику за прямым возмещением ущерба. Оказалось, что авто было куплено недавно. Пострадавший предъявил страховщику автогражданку с неограниченным количеством водителей (получил от предыдущего собственника машины), на момент ДТП документ продолжал действовать. Страховщик отказал ему в прямом возмещении потерь.
Суд занял сторону страховщика, поскольку «после подписания соглашения по ОСАГО замена авто, изменение срока страхования и страхователя не допускаются». Такой порядок устанавливает Постановление Пленума ВС РФ №58 от 26.12.17 в пункте 11. Другими словами, на дату дорожно-транспортного происшествия у пострадавшего не было действующего полиса автогражданки, поэтому он должен направить заявление о покрытии убытков страховой виновника в инциденте.
В Обзоре ВС в пункте 16 сообщается о деле о поддельной страховке у пострадавшего в аварии. Судебный орган установил, что «при отсутствии доказательств подписания соглашения автогражданки и установления факта поддельности страховая компания не обязана производить возмещение ущерба».
Судебная практика: у потерпевшего нет ОСАГО
Подать судебный иск на виновного в аварии при отсутствии ОСАГО у пострадавшего в аварии можно в таких ситуациях:
Пострадавший сам принимает решение, когда подать судебный иск. Законодательство отводит на это три года.
В этой области судебная практика многогранна, на неё влияет квалификация юристов и представителей каждой стороны. В принципах правосудия закрепляется состязательность каждой стороны во время разбирательства. К примеру, адвокат виновника может значительно занизить величину ущерба.
Как видно, у пострадавшего в ДТП без ОСАГО есть все шансы получить возмещение ущерба. Сделать это намного проще, если у виновного в аварии не было автогражданки. При аварии без страхового полиса пострадавший обращается к страховщику.
Порядок действий при ДТП без ОСАГО потерпевшего
Внимание! Действующее законодательство позволяет оформить европротокол только в том случае, если у каждого автомобилиста застрахована гражданская ответственность.
При наступлении дорожного инцидента необходимо предпринять такие действия:
Законодательство обязывает сотрудников дорожной полиции выполнить следующие действия:
Когда инспектор выполнит обозначенные выше действия, он должен предоставить копию протокола каждому участнику инцидента. Документ будет выступать доказательством при определении виновности при ведении судебного процесса.
Как взыскать возмещение с другого водителя при аварии без ОСАГО
Гражданский кодекс РФ в статье 1064 пункте 1 определяет: при нанесении ущерба имуществу гражданина лицо, причинившее вред, должно полностью компенсировать его. Законодательство относит использование автотранспорта к виду деятельности, который создаёт высокую опасность окружающим (статья 1079). Собственник машины должен компенсировать причинённый ущерб, если не сможет доказать обстоятельства, которые исключают его ответственность. С учётом того, что виновник ДТП не имеет ОСАГО, пострадавший может взыскать компенсацию лишь в судебном порядке.
Судебный иск следует направить в суд общей юрисдикции по месту проживания ответчика. Если его величина не превышает 50000 рублей, то заявление нужно подать мировому судье, в противном случае – в районный суд. Это регламентируют статьи 23 и 24 Гражданского кодекса РФ. Наличие вины является общим основанием для взыскания с владельца авто ущерба. При распределении ответственности суд использует принцип виновности, прежде всего это относится к водителю, который находился в момент ДТП за рулём автотранспорта.
В случае удовлетворения требования заявителя судья примет во внимание все обстоятельства и обяжет лицо, причинившее ущерб, компенсировать его в натуральном виде (например, произвести оплату ремонтных работ) или возместить нанесённый вред в соответствии с 1082 статьёй Гражданского Кодекса РФ.
Внимание! Суд не устанавливает срок компенсации имущественного ущерба.
Федеральный закон №229 в статье 30.12 указывает, что после получения виноватым водителем постановления об исполнительном производстве он должен добровольно исполнить обязательства. Для этого установлен срок в 5 дней.
Если решение не оспаривается и виноватый водитель не выполнил обязательства, судебный пристав инициирует процедуру поиска денежных средств, имущества и прочего дохода, с которых может быть взыскан ущерб. Исполнительный лист может быть направлен на место трудовой деятельности виновного водителя. В соответствии с ТК РФ статьёй 138 до исполнения обязательств из зарплаты должника может быть удержано до 50%. Судебный пристав уполномочен арестовать имущество либо прочие доходы виновного. Также допускается опись имущества (дорогостоящая мебель, бытовая техники и прочее) по месту регистрации либо проживания, они будут проданы с аукциона. Полученные денежные средства будут использованы для погашения задолженности.
В сложных ситуациях лучше без промедления обратиться к квалифицированному юристу. Он сможет изучить документацию, разработать общую стратегию и план действий. В этом случае отсутствие ОСАГО при ДТП не станет проблемой для страхового возмещения.