Нет ничего хуже чем болеет ребенок
Часто болеющие дети. Почему малыш постоянно болеет и как с этим справиться.
Рассказывает Наталья Анатольевна Дорошенко,
врач физиотерапевт, реабилитолог детского медицинского центра «ОННИ»
Должны ли родители беспокоиться, если ребенок слишком часто болеет, если одна простуда следует за другой, и, кажется, что чиханье и кашель стали постоянными спутниками ребенка?
Почему некоторые младенцы и маленькие дети так часто болеют снова и снова? Этот вопрос регулярно слышат детские врачи от встревоженных мам и бабушек. И раз за разом педиатры рассказывают, что для маленьких детей вполне нормально переносить довольно много простуд, ушных инфекций или желудочно-кишечных расстройств в течение одного года. Это объясняется незрелой иммунной системой у малышей. Дети и их развивающаяся иммунная защита впервые сталкиваются со всеми вирусами, бактериями и другими возбудителями инфекций. Чтобы стать сильным, иммунитету придется «познакомиться» и «запомнить» каждого из них. Поэтому, ребенку придется переболеть многими инфекциями (кроме тех, от которых он будет защищен с помощью плановой иммунизации), прежде чем организм научится эффективно от них защищаться. Конечно, это понимание ситуации не облегчит жизнь молодым родителям, но сможет уменьшить их беспокойство по поводу здоровья ребенка.
Но почему у одного ребенка может быть четыре ушных инфекции за год, а у соседского малыша только одна? Почему одного ребенка регулярно рвет, а другого рвоты почти не бывает? Это простое совпадение, или некоторые дети особенно уязвимы перед определенными заболеваниями? Давайте, попробуем разобраться!
Простуды
Что нормально: пять или шесть простуд в год — в среднем переносит каждый малыш. Однако и от 7 до 10 простуд — это тоже нормальный диапазон.
Когда родителям стоит беспокоиться: простуда с лихорадкой, которая длится более пяти дней; затрудненное дыхание (помимо заложенного носа); простуда, продолжающаяся более 10 дней.
Почему ребенок может быть уязвим перед простудой? Существует более 100 разновидностей вирусов, вызывающих простуду. Поэтому неудивительно, что маленькие дети становятся жертвами постоянных насморков, чиханий и кашля, — ведь он постоянно подвергается воздействию все новых и новых возбудителей заболеваний. Кроме того, если малыш ходит в детский сад, он будет гораздо чаще сталкиваться с этими неприятными простудными явлениями в раннем возрасте из-за повышения вероятности заражения.
Разница в заболеваемости может объясняться как генетическими различиями в иммунной системе, так и гипотезой гигиены. У кого-то из детей иммунитет сильнее, а другие дети живут условно «стерильных» домашних условиях. Поэтому кто-то болеет чаще, а кто-то реже: в любом случае организм приспосабливается к конкретным условиям жизни ребенка. При этом слишком «чистые» условия жизни могут иметь обратный эффект для силы иммунитета, так как он не сможет «познакомиться» со всем разнообразием болезнетворных микроорганизмов. В результате у детей не вырабатывается иммунитет, необходимый для противодействия определенным заболеваниям.
Также, например, что дети с аллергией, в которой задействованы верхние дыхательные пути, могут простужаться чаще, чем обычно. Это происходит потому, что хроническое аллергическое воспаление верхних дыхательных путей может сделать ребенка более восприимчивым к микробам или сделать симптомы простуды более выраженными.
Некоторые бесконечные приступы насморков могут быть просто случаем неудачного выбора времени: новорожденные наследуют краткосрочный иммунитет от простуды от мамы, но он проходит примерно через шесть месяцев. Это оставляет родившихся летом младенцев без защиты в зимний сезон простуд.
Что можно сделать для укрепления иммунитета?
Совет для родителей: убедитесь, что дети много спят. Если они уже едят твердую пищу, включите в их рацион много фруктов и овощей. Низкий уровень витамина С может быть связан с более тяжелыми простудными заболеваниями. Также большую роль в укреплении иммунитета играют витамины D и А.
Другой причиной частых простуд может быть загрязнение воздуха микрочастицами гари. Они могут происходить из грязного городского воздуха с выхлопами автомобилей и ТЭЦ, цементной и песчаной пыли с неубранных дорог, из печного или каминного отопления, от курения дома. Все эти причины могут критически сказаться на снижении местного иммунитета в дыхательных путях ребенка. Например, известно, что табачный дым является ведущим фактором развития бронхитов и пневмоний у детей в возрасте до 1,5 лет.
Круп (воспаление дыхательных путей, осложнившееся сужением (стенозом) гортани
Что нормально: как минимум один случай крупа к 3 годам жизни ребенка.
Когда родителям стоит беспокоиться: Когда затруднения дыхания становится частой проблемой для ребенка.
Почему ваш ребенок может быть уязвим? До половины всех детей, у которых был один эпизод крупа — вирусной инфекции, которая приводит к пугающему «лающему» кашлю и ночным домашним процедурам во влажной атмосфере ванной и или на холодном воздухе, перенесут это заболевание минимум еще один раз. Причины этого варьируются от особенностей анатомии верхних дыхательных путей, до пола и этнической принадлежности, наследственности и недоношенности. Так крупа у мальчиков встречается на 43% чаще, чему девочек, а дети негроидной расы страдают крупом на 85% реже, чем европеоидной. Более тесное строение гортани и узкое дыхательное горло (трахея) также являются факторами риска развития крупа. Использование интубации при уходе за недоношенными детьми может повредить нежную слизистую трахеи, что приведет к увеличению риска крупа. Семейный анамнез аллергии или астмы также повышают риски для ребенка. У некоторых детей повторяющийся крупозный кашель может быть даже не вызван вирусной инфекцией: к стенозу гортани приводят мышечные спазмы.
Что можно сделать?
Совет для родителей: откажитесь от сиропов от кашля, так как он не влияют на состояние гортани или трахеи. И никогда не пытайтесь открыть дыхательные пути ребенка пальцем. Что делать во время приступа? Включите теплый душ в ванной и подержите ребенка во влажной атмосфере. Другой способ – вынести ребенка на прохладный воздух. Если ничего не помогает, ребенку становится хуже, его губы синеют – немедленно вызывайте скорую помощь.
Пневмония
Что нормально: Однократная пневмония.
Когда родителям стоит беспокоиться: два случая пневмонии в год или более трех случаев в детстве.
Почему ребенок может быть уязвим? Пневмония – это инфекция и воспаление тканей легких. Она встречается в 13% случаев среди всех инфекций у детей младше 2 лет. Рецидивирующая пневмония может быть следствием другого заболевания, такого как астма, гастроэзофагеальный рефлюкс или даже кистозный фиброз, неврологические проблемы или иммунодефицит. Иногда причиной является просто крошечный предмет — конфета или бусинка, — который ребенок когда-то случайно вдохнул в легкие. Каждая десятая пневмония не имеет известной причины.
Что можно сделать?
Совет для родителей: попросите своего педиатра или семейного врача направить вас к детскому пульмонологу. Этот специалист может провести исследование функций легких и их визуализацию одним из доступных методов, чтобы помочь обнаружить и решить проблему вашего ребенка.
Ушные инфекции
Что нормально: две инфекции ушек в год у детей от рождения до 3 лет.
Когда родителям стоит беспокоиться: лихорадка и боль в ушах, которые сохраняются более двух дней.
Почему ребенок может быть уязвим? Маленькие дети более склонны к инфекциям среднего уха, также известным как острый средний отит, чем дети старшего возраста и взрослые, потому что их евстахиевы трубы (которые дренируют уши) короче, тоньше и расположены более горизонтально. Во время простуды эти трубы отекают, задерживая жидкость в среднем ухе, которая становится идеальной средой для размножения бактерий и вирусов. Дети, у которых евстахиевы трубы очень короткие и узкие, подвергаются максимальному риску развития ушных инфекций. Еще одной причиной частых отитов может быть определенным типом костной структур: чем более уплощено лицо, тем меньше угол наклона труб. К отитам также предрасполагает питье или грудное вскармливание, когда ребенок находится в лежачем положении, низкий уровень материнских антител (при прерванном грудном вскармливании), загрязненный частицами гари или табачным дымом воздух. Осложняет лечение отитов устойчивость возбудителей к антибиотикам пенициллинового ряда.
Что можно сделать?
Если у ребенка было три ушных инфекции за шесть месяцев или четыре за один год (последняя из них — за последний месяц), необходимо обсудить с врачом вопрос о временном шунтировании барабанных перепонок, чтобы обеспечить отток жидкости из среднего уха.
Стрептококковая инфекция в горле
Что нормально: один случай в год.
Когда родителям стоит беспокоиться: слюнотечение или большие затруднения при глотании.
Почему ребенок может быть уязвим? Каждый десятый ребенок, страдающий стрептококковой инфекцией — бактериальной инфекцией миндалин (ангины), вызываемой очень заразными микробами Streptococcus pyogenes, — не излечивается первым курсом антибиотиков, прописанных врачом. Таким образом, даже если такой ребенок прошел курс лечения, инфекция никуда не исчезла. Некоторым детям требуется более длительное лечение, чтобы избавиться от стрептококковых бактерий, либо использование других антибиотиков.
Иногда дети заражаются от носителя инфекции, у которого нет симптомов, но он может передать инфекцию. И если ребенок впервые заразится во время пикового сезона стрептококковой инфекции (весна и осень), у него больше шансов заразиться повторно, потому что в эти месяцы инфекции распространяются в три раза чаще, чем зимой или летом. Родители тоже могут способствовать повторному заражению. Симптомы стрептококковой инфекции быстро проходят при лечении, что побуждает многих родителей прекращать прием антибиотиков раньше срока. Почти половина родителей прерывает курс антибиотиков уже через три дня под влиянием когнитивного искажения, что «антибиотики вредны».
Врачи быстро приступают к лечению ангины антибиотиками в основном для того, чтобы предотвратить редкие, но серьезные осложнения, такие как ревматическое повреждение сердца. Самый точный тест — посев из горла — дает результаты за два дня. Экспресс-тест на стрептококк дает результаты за считанные минуты, но может не обнаружить стрептококк примерно в 20% случаев. По этим причинам врачи могут перестраховываться и назначать антибиотики.
Что можно сделать?
Совет для родителей: соблюдайте рекомендованный 10-дневный курс антибиотиков для ребенка. Исследования показали, что семидневный курс с гораздо меньшей вероятностью уничтожит стрептококк. Если стрептококковые инфекции упорно рецидивируют, можно рассмотреть операцию по удалению миндалин, так как повторяющиеся инфекции могут привести к образованию на миндалинах очагов трудно уничтожаемых бактерий, увеличивающих риск ревматического поражения сердца.
Понос
Что нормально: в среднем один или два случая в год, до трех эпизодов в пределах нормы.
Когда родителям стоит беспокоиться: диарея, продолжающаяся более пяти дней, обезвоживание.
Почему ребенок может быть уязвим? Большинство поносов у детей вызвано очень заразным ротавирусом. Этот возбудитель может прожить до семи часов на поверхности мебели и полчаса на руках. Несколько грамм фекалий содержат около 100 миллиардов частиц ротавируса, в то время как для передачи инфекции требуется всего лишь 10. Ротавирус слишком легко передается в доме, и еще проще — в детском саду. К счастью, простое мытье рук с мылом дезактивирует вирус.
К другим возможным причинам диареи относиться антибиотикотерапия без назначения пробиотиков, нарушения диеты (например, избыток фруктовых соков), непереносимость лактозы или сои.
Что можно сделать?
Совет для родителей: ограничьте употребление фруктовых соков, поскольку они не имеют большой питательной ценности. Кроме того, воздержитесь от молока. Если у ребенка случился приступ диареи, его пищеварительная система может какое-то время быть гиперчувствительной к лактозе.
Рвота
Что нормально: в среднем два-три случая в год. Младенцы могут срыгивать раз в день.
Когда родителям стоит беспокоиться: повторяющаяся рвота в любой день.
Почему ребенок может быть уязвим? Настоящая рвота – это обычно реакция на инфекцию, пищевое отравление или стресс. Она отличается от повседневного срыгивания у ребенка. Пищеварительной системе некоторых детей требуется дополнительное время для созревания, и они у таких детей будет наблюдаться отрыжка или гастроэзофагеальный рефлюкс, что является нормальным.
Но если у ребенка после каждого кормления происходит сильная рвота, у него может быть состояние, известное как пилорический стеноз, утолщение клапана между животом и кишечником, препятствующего опорожнению содержимого желудка. У некоторых малышей и дошкольников возникает рвота во время еды или даже при чистке зубов.
У других дошкольников (и учеников начальной школы) может быть синдром циклической рвоты. Это состояние включает сильную рвоту в течение нескольких часов или даже дней, за которой следуют недели или месяцы покоя.
Совет для родителей: если ваш педиатр не может диагностировать причину рвоты вашего ребенка, подумайте о консультации у детского гастроэнтеролога.
Диагноз — не приговор! 20 правил жизни для родителей болеющих детей
«Больной ребенок» — для кого-то всего лишь два слова, выражающие «то, что бывает с другими». А чьи-то жизни это словосочетание разделит на «до» и «после». Когда мы смотрим сюжеты о детях с редкими заболеваниями или пролистываем аккаунты благотворительных организаций, нам кажется, что нас это уж точно не коснется. Когда же в семье рождается «особенный ребенок», неподготовленные родители проходят все стадии реагирования на изменившуюся реальность — «отрицание — гнев — торг — депрессия — принятие», прежде чем вернуться к привычному эмоциональному состоянию.
Жизнь с болеющими детьми может и должна быть, полноценной и радостной! Главное — помнить, что, чтобы выжить в катастрофе, кислородную маску сначала нужно надеть на себя, а потом на ребенка…
Лада Лапина — психолог, гештальт-терапевт, известный блогер. В своей книге «Счастье сильнее страха» рассказывает личную историю борьбы за жизнь сына больного гемофилией. Каждый фрагмент, написанный ей как мамой, она комментирует как специалист-психолог. Автор, прошедшая через многие испытания, выработала свои 20 правил, которые помогут не только выжить в изменившейся реальности, но и не выгореть эмоционально в борьбе за здоровье ребенка.
1. Постарайтесь увидеть в кризисе новые возможности
Серьезная или хроническая болезнь ребенка обязательно принесет значительные изменения в вашу жизнь, это суровое испытание, кризис. Кризисы — это переломные моменты личной истории, когда приходит понимание: как прежде, уже не будет.
В момент переживания полного краха кажется: боль и потери — единственное, что осталось, и теперь так будет всегда. И трудно поверить во что-то иное.
В китайском языке слово «кризис» состоит из иероглифов «опасность» и «возможность». Люди давно заметили, что в трудных ситуациях есть не только потери, но и приобретения. Кризисы вынуждают менять поведение, больше видеть и понимать, становиться сильнее и мудрее, обретать возможность изменить жизнь в нужном направлении. Кризисы стимулируют развитие, личностный рост.
2. После получения шокирующего известия как можно быстрее обратитесь за психологической помощью
Специалист умеет поддержать человека в состоянии острой травмы. Он поможет перейти из одной стадии проживания горя в другую без застревания. Как правило, это особо включенное присутствие специалиста, которое не дает человеку ощущать себя в одиночестве и блокировать тяжелые переживания. Желательно использовать все доступные варианты, начиная от бесплатного телефона доверия или муниципальных служб психологической поддержки и заканчивая услугами частных клиник.
Если возможности получить такую помощь все же нет, важно найти сочувствующего среди близких и друзей. Принципиально важно, чтобы он не утешал, не успокаивал и не отвлекал. Это худшее, что можно сделать. Можно прямо попросить друга просто побыть рядом. Если он достаточно устойчив, пусть даст вам возможность выговориться и выплакаться столько, сколько нужно, без попыток остановить, ободрить или переубедить.
3. Не погружайтесь в чувство вины, это тоже повод срочно получить помощь психолога
Когда возникает тяжелая жизненная ситуация, первое побуждение — найти причину происшедшего. Но большинство таких испытаний невозможно объяснить. Их можно только прожить и постепенно забыть.
Поиск причин приводит к смятению, страху, отчаянию, тоске, жалости к себе, самообвинению, озлоблению, ощущению бессмысленности, несправедливости.
Для очень многих людей столкновение с кризисами окажется тяжелым испытанием. До этого они могли успешно преодолевать трудности благодаря смелости, настойчивости и воле. И они еще не знают, что есть задачи, которые не решаются привычным способом. Их можно только принять как данность, часть жизни. Парадоксально, что когда человек перестает искать причины, его смирение помогает найти решение, выход.
Если вы замечаете, что во всем случившемся вините себя, знайте, что такая позиция очень вредна. Чувство вины мешает принять собственное бессилие. Но именно принятие своего бессилия поможет перейти к гореванию и постепенному смирению с ситуацией.
4. Соберите максимум информации о болезни ребенка
В случае с редким заболеванием, информация о котором неоднозначна или недостаточна, лучше задействовать все возможные источники сведений: лечащих врачей (как минимум трех), пациентов с подобным недугом и членов их семей, интернет (в том числе иностранные ресурсы), печатные публикации, специализированные издания, современные справочники и т. п.
Нужно как можно быстрее составить объективную картину течения болезни, включая нюансы, чтобы нехватка информации не рождала дополнительную тревогу. Это непростая задача, особенно для одного человека, поэтому лучше всего разделить ее между членами группы заинтересованных лиц.
5. Оформите инвалидность и сопутствующие льготы, если для этого есть основания
Люди с серьезными заболеваниями в России попадают в категорию незащищенных слоев населения, даже имея некоторые льготы, но хотя бы небольшую компенсацию получить вполне реально. Например, бесплатный проезд к месту лечения, пенсию, возможность получать лекарства. Если слово «инвалид» режет слух, можно говорить иначе: «ребенок с инвалидностью».
6. Определите области смирения и активности
Понять, где надо смиряться, а где надо продолжать активно действовать, можно только на практике, иногда на это уходят годы. Понимание важности обоих процессов может очень поддерживать, так как не лишает окончательно надежды, дает силы двигаться дальше, менять жизнь к лучшему. Область полного смирения — то место, где вы бессильны полностью, — можно определить для себя практически всегда. В случае с неизлечимой болезнью — это попытки ее вылечить (это реально, только если диагноз поставлен неправильно). В случаях менее тяжелых заболеваний смиряться надо начинать тогда, когда достаточно долго при упорных стараниях нет результата.
Если что-то вдруг изменится, изменится и область смирения, но до тех пор вы будете существенно экономить себе силы, не стараясь преодолеть ситуацию там, где это невозможно.
7. Не оставайтесь в одиночестве. Принимайте помощь
Помощь может быть оказана не только в сборе информации или сопровождении переживаний. Она может существовать практически на любом этапе принятия изменившихся условий жизни. Распределение нагрузки имеет принципиальное значение, так как намного уменьшает личную ответственность и облегчает существование.
8. Сохраняйте и накапливайте силы
Воспитание особых детей — это огромный труд и своего рода подвиг.
От состояния опекающего родителя, от его выносливости и способности быстро соображать и действовать зависит очень многое. Поэтому, следуя принципу «сначала надеть кислородную маску на себя, а потом на ребенка», своему физическому и ментальному самочувствию нужно уделять много времени и внимания.
9. Разделяйте свою жизнь и жизнь ребенка
Осмысленное внимание к своим ощущениям и чувствам, которое возможно в минуты сосредоточения и пауз, способно вернуть переживание своей отдельной жизни, понимание собственных желаний и потребностей, а не только желаний и потребностей детей и семьи. Такое разделение позволит вспомнить, что болезнь — не ваша, и даже если жизнь представляется навсегда ужасной, это не так.
Мысль о болезни как о том, что существует вне ваших личных границ, хотя и соприкасается с ними, поможет постепенному делегированию ответственности за ребенка другим взрослым и ему самому, тем самым освобождая вас для реализации личных потребностей.
10 Выработайте правила поведения в аффективных состояниях
Если уход за ребенком включает в себя большое количество сложныхдействий и связан с тревогой и напряжением, срывы матери (гнев, разрушительное поведение) будут неизбежны, даже если она регулярно посещает психотерапевта и старается вовремя отдыхать и восстанавливатьсилы. Примите это как данность и объявите свои срывы легальными, не забывая все же вовремя заботиться о себе. Расскажите ребенку, почему так происходит. Заранее попросите его не пугаться, не считать себя виноватым за произошедшее.
11. Изучите симптомы хронической усталости и депрессии, чтобы вовремя принять меры, обратившись к врачу
На проблемы истощения нервной системы указывают длительное и не исчезающее после достаточного отдыха снижение настроения, моторной и умственной активности. Это могут быть: тоска, отчаяние, тревога, ожидание беды, раздражительность, чувство вины, недовольство собой, неспособность переживать удовольствие от любимых занятий, снижение интереса к жизни, нарушение сна, изменение аппетита, снижение сексуальных потребностей, повышенная утомляемость, избегание контактов, трудности с целенаправленной деятельностью, концентрацией внимания, мысли о собственной незначительности и т. д.
12. Исключите амбициозные проекты и жесткие планы, используйте гибкое планирование
Непредсказуемость болезни ребенка может резко нарушать все задумки или заставит тратить на их реализацию гораздо больше сил. Это тоже может вызвать усталость, разочарование, отчаяние и депрессию. Тут поможет система поливариантности планов, то есть одновременное существование нескольких планов, учитывающих разные варианты событий и желаний. Если ребенок внезапно заболеет или произойдет что-то внеплановое, у вас всегда будет понимание, как поступить иначе.
13. Создавайте свои ритуалы для большего упорядочивания жизни
Когда объективно невозможно рассчитывать, что завтра будет похоже на сегодня, а вы обладаете особо тревожным характером, можно создавать личные ритуалы, придающие жизни упорядоченность. Только это должны быть ритуалы радости, а не преодоления.
Ритуалы — это те же «единицы отдыха», но имеющие дополнительный смысл и назначенную регулярность. Они могут быть самыми простыми: чашка свежесваренного кофе, выпитого сидя на подоконнике
14. Научитесь просить помощи максимально понятно для другого человека
Чтобы получить в помощь то, что вы хотите получить — нужное слово, моральную поддержку и сочувствие, помощь по дому или с ребенком, совет, консультацию, отдых, — нужно хорошо понимать свои потребности.
Чем четче вы будете понимать свои потребности, тем легче о них будет попросить и тем больше шансов получить желаемое. Тем меньше шанс разочароваться, тем больше надежды найти другого исполнителя.
15. Отдавайте ответственность ребенку
Чем раньше и шире вы будете учить его самостоятельности, тем лучше. Когда основные функции организма не нарушены, ребенок довольно быстро может осваивать новые навыки, если родители не будут этому препятствовать. Если есть определенные ограничения в движениях или недостаток сил, пробы будут более длительными, с необходимостью постоянного терпеливого присутствия родителей рядом. Если ребенок пока совсем не справляется, надо разделить задачу на части или на время отложить. Для ориентира можно опираться на информацию о том, что должен уметь среднестатистический ребенок к определенному возрасту.
16. Принимайте чувства и состояния ребенка
Очень важно уметь понимать и поддерживать ребенка, особенно маленького, в его переживаниях. Называть ему состояния, с которыми он встречается, рассказывать, почему они наступили и что следует предпринять. Сочувствовать, жалеть, выдерживать накал эмоций, быть доступным для объятий. Один из самых трудных моментов детства — это не сами чувства от столкновения с жизнью (неудачным опытом, контактом), а необходимость переживать это в отвержении, одиночестве.
17. Чувствуйте все свои чувства
Психотерапия возвращает человеку целостность, умение быть живым и чувствовать все свои чувства. Это значит не объявлять некоторые из них неправильными и останавливать, а допускать равное право на существование всего, что приходит. Чем свободнее вы в своих проявлениях, тем выше уровень энергии и удовлетворенность жизнью. Даже если вам приходится оплакивать большие потери. Конечно, никто не может постоянно находиться в состоянии глубокого горя, это слишком болезненные переживания, которые временно могут лишать работоспособности. Но, помня о целебной силе и смысле проживания горя, можно время от времени сознательно погружаться в сожаления и разочарования, даже если это будет всего час в неделю. Любые чувства, как бы их ни было много и какими бы сильными они ни были, однажды заканчиваются, наступает освобождение и облегчение.
18. Тренируйтесь видеть хорошее. В сложные времена важно сохранять и способность радоваться
Оптимизм — это привычка, результат практики. Душевное самочувствие можно программировать, если сознательно искать и фиксировать то, что радует. В таком случае в мозге активируются нейронные пути, отвечающие за хорошие новости, и чем больше опыт поиска хорошего, тем легче мозгу производить его самому. Практически в любом опыте есть
19. Ищите золотую середину в оценке ситуации
Во время жизненных невзгод очень легко впадать в крайности: или чувствовать себя жертвой, которая ничего не может изменить, или героем, который мужественно борется с проблемами.
Правда состоит в том, что некоторые вещи вы не можете изменить, а некоторые — можете, и поэтому не герой и не жертва, а человек, несущий тяжелую ношу. С поражениями и победами, как у всех остальных людей.
Нет повода обвинять себя во всех грехах или, наоборот, клясть судьбу. Уравновешенная позиция примиряет с действительностью, позволяет видеть ее реалистично, способствует адекватному расходованию ресурсов.
20. Разработайте личные правила взаимодействия с поликлиниками и больницами
Особенности системы здравоохранения в нашей стране, к сожалению, таковы, что ее невозможно рассматривать как поддерживающий фактор. Родители сталкиваются с болезнями детей, что само по себе не увеселительная прогулка, но дополнительно им приходится в буквальном смысле защищаться от действий врачей и администраций (негибкая система записи и приема, бесконечно меняющиеся требования оформления чего-либо, плохие бытовые условия стационаров, невнимание, непрофессиональное или хамское отношение персонала и т. п.). Ожидать от этой системы руки помощи даже при тщательном соблюдении всех требований — большое заблуждение. Здесь могут помочь только специально разработанные индивидуальные правила поведения, которые будут ускорять или облегчать процесс получения консультации или лечения.