Нет классного руководителя что делать
Как поменять учителя в школе
Бывает, что ребёнку не нравится ходить в школу по самым разным причинам. Родителю в таком случае стоит отнестись к ситуации с чуткостью и разобраться, в чём дело. Болезненные отношения со школой могут вытекать из конфликтов как со сверстниками, так и с учителями. Если решить конфликт невозможно, то необязательно переводить ребёнка в другую школу — в некоторых ситуациях родители могут поменять учителя. Как грамотно составить заявление на смену учителя в школе, к кому с ним обращаться и как поддержать ребёнка, обсудили с юристом и психологом.
У родителей есть законные основания требовать смены преподавателя. Это право гарантируется Законом «Об образовании в Российской Федерации». Обязанности школьного педагога установлены п. 6 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», при их несоблюдении родители могут просить школу о замене учителя. Вот эти обязанности:
1) обеспечение реализации в полном объёме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создание безопасных условий обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасных условий воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
К правам и свободам обучающихся относятся, среди прочего, уважение человеческого достоинства, защита от всех форм физического и психического насилия — в школе недопустимы физические наказания, а также оскорбления учеников, оскорбления личности, охрана жизни и здоровья, а также свобода совести, информации, право на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
Российским законодательством гарантируется право родителей на то, чтобы знакомиться с содержанием образования своих детей, с используемыми в школе методами обучения и воспитания, с оценками успеваемости учеников, а также возможность защищать права и законные интересы детей.
В целях защиты своих прав как сами обучающиеся, так и их родители могут направлять в органы управления школы обращения о применении дисциплинарных взысканий к педагогам, нарушающим права учеников или их родителей. Заявление вы можете подать сами или нанять для этого юриста. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению администрацией школы вместе с учениками и родителями. Кроме того, вы имеете право обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии конфликта интересов педагогического работника.
Последовательность действий родителей, которые хотят поменять учителя по предмету или классного руководителя:
Переход на домашнее обучение — один из вариантов действий, если в обычной школе что-то идёт не так
Заявление о смене учителя в школе
Заявление подаётся родителями в свободной форме на имя директора учебного заведения. Ниже пример подобного заявления.
Директору МБОУ СОШ № ___
от родителя/законного представителя (выбрать нужное)
ученика 5 класса Иванова Ивана Ивановича
Иванова Петра Семёновича
Прошу заменить преподавателя математики Петрову Марию Николаевну в связи с некорректным поведением (здесь нужно будет конкретизировать, в чём проблема, например: преподаватель оскорбляет детей на уроках) или неграмотным преподаванием предмета (важно указать, что конкретно не соответствует программе и образовательным стандартам, на ваш взгляд).
Чем больше обстоятельств, препятствующих преподаванию у детей, вы укажете, тем вероятнее, что в отношении вашего заявления примут положительное решение и удовлетворят ваш запрос на смену учителя.
С просьбой поменять учителя может обратиться как один родитель, так и весь класс — количество родителей, которые должны подписать заявление, не регламентировано. Однако это может повлиять на исход проблемы. Если учителем недовольны родители одного или двух учеников, скорее всего, школа предложит перевести этих детей в другой класс. В случае, когда класс единодушно выражает недовольство преподавателем, выше шансы, что учителя поменяют.
Сроки рассмотрения заявлений
Если негативный школьный опыт вызван общением с педагогом, у родителя есть несколько вариантов. В первом случае, когда у ребёнка есть проблемы ещё и в других аспектах школьной жизни, имеет смысл задуматься о фундаментальном решении вопроса — сменить школу или перейти на домашнее обучение.
Возможна и ситуация, когда проблема связана с конкретным учителем, на некорректное поведение которого повлиять не получается, а перевод в другую школу не рассматривается. Тогда родителю необходимо эмоционально грамотно поговорить с ребёнком — выстроить разговор так, чтобы ребёнок мог раскрыться и поделиться своими переживаниями. Важно, чтобы ребёнок, которого чем-то обижают в школе, не чувствовал себя виноватым, умел замечать и оценивать чужое некорректное поведение.
Родителям предстоит создать дома безопасное пространство для выражения своих эмоций, обсуждения обид. Чем старше ребёнок, тем проще ему будет подстроиться под ситуацию с педагогом так, чтобы она не травмировала его, — особенно, если конфликт с учителем у всего класса или большей его части. Однако родители должны быть готовы к тому, что от них потребуется дополнительная поддержка, — в том числе, возможно, придётся нанять ребёнку репетитора или пойти с ним к психологу, снизить ожидания от академической успеваемости ребёнка по предмету преподавателя, с которым у учеников не складываются отношения.
Конечно, помочь ребёнку не значит соглашаться с ним во всём. Родитель должен научить ребёнка здраво оценивать конфликтные ситуации, разобраться, действительно ли проблема в педагоге или дело в непосильной школьной программе. Оставаясь на стороне ребёнка, важно не поддаваться детской истерии и сохранять спокойствие.
Родителям, которые решили писать заявление о смене учителя, нужно всегда держаться в поле правовых отношений, вести себя корректно. Начиная процесс отстранения преподавателя от занятий, вы должны чётко понимать: вашему ребёнку плохо и вы хотите помочь. При наличии ресурсов не лишней может оказаться помощь юриста. Когда вы не можете сдерживать эмоции, он справится с этим вместо вас и сможет добиться более эффективных результатов.
Изображение на обложке: Viktoria / Dribbble
Может ли класс начальной школы быть без классного руководителя.
Может ли класс начальной школы быть без классного руководителя.
Ответы на вопрос:
Может, но не должен.
В системе образования очень тяжело с кадрами и это в любом регионе.
Пока учителя ищут, школа должна назначить ИО классного руководителя.
Похожие вопросы
День добрый, необходима помощь в написании письма в Администрацию школы. Ситуация следующая: В классе начальной школы за 3 года уходит 2 классный руководитель (теперешний в связи с беременностью), в настоящий момент школа объединяется с другой в большой комплекс, и прочат нашему классу не классного руководителя как положено в начальной школе, а учителей-предметников, которые будут приходить и уходить. Хотелось бы, чтобы нашему классу был выделен новый классный руководитель, имеем мы на это право и как правильно написать письмо от родителей класса.
Как перевести ребенка в другой класс? Начальная школа. Предстоит учиться в 4 классе. Предметы в начальной школе ведут разные учителя. В классе нет дисциплины, дети не желают учиться. Аргумент директора: пойдете вы за вами пойдут остальные. Классный руководитель параллельного класса не возражает принять ребенка в свой класс.
Скажите, пожалуйста, может ли учитель начальных классов вести 2 класса, т.е. быть классным руководителем, например, 1 и 3 класса одновременно. Есть ли какой-то нормативный документ, где прописано что у классного руководителя начальной школы должен быть только 1 класс?
Ребёнок отучился в школе 4 класса начальной школы, теперь школа решила расформировать класс, а детей отправить по разным школам это законно?
Можно ли отказаться от классного руководства, если классному руководителю директор школы предъявили административное взыскание за не проведенные мероприятия в классе направленные на сплочение классного коллектива. Все остальные обязанности классный руководитель выполнял, учащиеся класса дружно участвовали в классные и общешкольных мероприятиях.
После уроков на моего ребенка напали шесть учеников из его класса на территории школы, (третий класс) классный руководитель отсутствовал, школа в этом виновата?
«Если вы соглашаетесь на классное руководство — подумайте сто раз»
Многие учителя говорят, что классное руководство — одна из самых ужасных вещей в школе. Хочется надеяться, что в среднем профессиональном образовании лучше, но нет. Наш блогер, преподаватель колледжа Алексей Морозов, согласился на классное руководство, пожалел и рассказывает, как пытается от него избавиться (спойлер: безуспешно).
«Ведение пар с учётом двойной нагрузки составляет ежедневно по четыре пары, подготовка учебной аудитории/лаборатории к спецпредметам, подготовка участников регионального чемпионата WorldSkills Russia, командировки», — для обычного спецпредметника это не оправдание, чтобы отказаться от классного руководства. Да как бы мы, преподаватели, вообще что-то разленились по-настоящему работать (сарказм).
Никогда не думал, что с учётом моей нагрузки, которая составляет две ставки и ещё множество дополнительных работ (оплачиваемых, конечно же), мне могут дать классное руководство. И тут, в один прекрасный день, когда я в конце августа вышел после отпуска на работу, чтобы подготовить документацию перед началом учебного года, меня вызывает заместитель директора по учебной работе и говорит: «Мы решили дать тебе классное руководство одной группы, по твоему же направлению [IT, не буду называть точно специальность, а то уволят, а я ещё хочу поработать]. Мы обещаем тебе помочь вникнуть в этот процесс [главное знайте, я самый молодой преподаватель в колледже, есть старше и мудрее, но не тут-то было], ты не переживай, просто надо!» У меня было тёплое, понимающее чувство к этому человеку, и я согласился.
Было интересно: я никогда не был классным руководителем, готовился встретить группу, подходил к другим преподавателям, у кого есть классное руководство, все подсказывали. И вот! Второе сентября, встречаю группу — вроде всё прошло идеально, познакомился собрал анкеты, провёл инструктажи, рассказал о жизни колледжа. Первая неделя шла отлично, и тут моя любимая командировка. Почему любимая? Всё просто, я люблю посещать различные мероприятия, курсы, да и в целом учиться. Ах да, маленькое замечание, я студент первого курса очной формы магистратуры.
Казалось, пока я молодой, могу всё: и работать, и учиться, и личную жизнь строить. Но оказалось, это реально жесть
Я работаю в полуторах часах езды на электричке от Москвы. С 9 по 17 сентября уехал на курсы повышения квалификации в столицу, курсы были связаны с промышленным дизайном. Хотя я по специальности не дизайнер, но готовлю студентов по этому направлению на региональные чемпионаты WorldSkills Russia по Московской области. Есть победители, и вторые, и третьи места мои ребята занимали. Приезжаю из командировки, мне говорят провести родительское собрание. Провожу.
Знаете, что напрягает? То, что родители сидят и в вайбере, и в телеграме, и в ватсапе, а некоторые вообще нигде не сидят, даже телефоны кнопочные. Конечно, пошли везде сообщения — родители хотят знать оценки, посещения и прочую информацию. Но начиная со второго курса родители сами пропадают, а когда жалуешься, говорят, например, «Он взрослый, решать самому», либо «А что я сделаю, он меня не слушает». Так к нам какие вопросы? Если ребёнок, которому 18 — 20 лет родителей даже не слушает, кто мы такие?
«Вы беременная или нет? Мы должны знать!». Почему работать учителем круглосуточно — это ненормально
Главное, сейчас пишут, звонят после 16 часов, могут в 19 и в 20 часов написать. У меня в голове сразу: «Ок, вы пришли с работы и теперь можно узнать, как там дела у ребёнка, а как же я?» Отработав четыре пары, приходя домой никакой, хочется отдыха: пойти с девушкой погулять и просто с семьей побыть. Или преподаватель не человек? Мне платят за то время, которое я на работе, за остальное — ну уж извините, пишите до 16 часов хотя бы.
На меня навалились курсовые проекты, дипломники. Официально восемь, а не официально 18, ибо пока руководителей нет. Остальные жалуются, мол, вы своим помогаете, а мы на «вакансии» сидим. Я их понимаю, ребята хорошие же. Ещё навалили на меня такой проект, как «Путёвка в жизнь». Если кратко, то 12 учащихся из разных школ приходят получать за два года профессию. Каждую субботу у меня две пары с ними, к которым нужно подготовиться.
Из-за большой нагрузки, дополнительной работы в колледже, обучения в магистратуре я написал заявление по статье 60 ТК РФ о снятии с меня дополнительной работы в качестве классного руководителя. Заявление написал 11 октября 2019 года, а сейчас — 7 февраля 2020, если что. Самая захватывающая часть в том, что у нас сменилось два директора (сейчас уже третий), и я уже третий раз подаю одно и то же заявление.
Первый директор был с сентября по ноябрь. Подал ему заявление, он сказал, что в течение трёх дней его рассмотрит и примет решение. Ну и что вы думаете? «В связи с производственной необходимостью до 01.12.2019 года оставить меня в должности классного руководителя группы» — цитата его слов. Второго декабря его сняли с должности директора, он выслал мне на почту подписанную копию заявления, что я не являюсь с 01.12.2019 года классным руководителем, сказал, что новый директор должен поехать в университет (мы его структурное подразделение) и сделать приказ о снятии.
Классный руководитель как человек-функция. Что он должен школе и детям
Пришёл второй директор, который работал с декабря по январь, вызвал меня к себе, говорит: «Я человек новый, потерпи до конца семестра хотя бы». За это время меня снова направили на неделю в командировку. Узнаю я через старшекурсников, что, мол, я вообще группой не занимаюсь. Важный момент: по закону, директор ещё на момент исполнения своих обязанностей подписал заявление, что с 1 декабря 2019 года я снят с должности с классного руководителя, а новый директор не решает эту проблему, откладывая в мусорное ведро мою ситуацию.
Написал на сайт «Онлайн Инспекция», что так происходит, ответ таков: «Получен ответ из Государственной инспекции труда: Ваше заявление о нарушении трудовых прав „Организация“ поступило в Государственную инспекцию труда в Московской области. В целях проведения проверки соблюдения требований трудового законодательства Российской Федерации у работодателя затребованы необходимые сведения (информация). После рассмотрения Вашего заявления Вам будет дан окончательный ответ». Тишина… Думаю, вы понимаете выражение моего лица.
Тут ещё сюрприз: директор увольняется, нам назначают нового. В третий раз иду к директору, объясняю ситуацию, подаю то же самое заявление. Ну а что, заготовка есть, меняй просто фамилию директора и всё.
С 13 января по 5 февраля у меня была учебная практика с третьим курсом, который делится на две подгруппы, одна с утра, а вторая после обеда. Ну а раз меня не сняли с классного руководства, начался сезон военкомата и всем понадобились характеристики, всё бегают и бегают за ними. В колледже много мероприятий, но я не могу пойти на них с группой. Наш составитель расписания говорит: «Какой больничный, какие походы куда-либо, работай!»
Иногда нужно собрать «вчера» ИНН, копии паспортов и другие документы. Бросай всё и беги заниматься классным руководством
Ещё пошла тенденция дежурить у туалета, мало ли накурят, за 20 дней я десять дней дежурил у мужского туалета, потому что мужчин в коллективе почти нет. Если, не дай бог, я не стою и не охраняю туалет, звонит замдиректора по безопасности и говорит: «Вы почему не дежурите?». Ммм… Думаю: «Может послать его куда подальше. Как бы перемена, нужно подготовить аудитории, взять журнал, в туалет самому хоть сходить, перекусить хоть что-нибудь. А мне нужно стоять и охранять металлическую дверь туалета. Боже…»
Классное руководство стоит примерно четыре с половиной тысячи рублей в месяц, делим на 26 рабочих дней и вот — 173 рубля в день. Проводить такую колоссальную работу за такие деньги — задумайтесь. Не берите классное руководство, ибо соотношение цена/обязанности просто в хлам!
Новый директор мне сказал: «Я всё понимаю, у вас и правда большая нагрузка, вы очень много делаете, но войдите в наше положение». Тут задумался: что? — и пошли слова исконно русского произношения.
Никто не хочет брать классное руководство. У нас есть преподаватель, все говорят, что он разгильдяй, тюфяк, нельзя положиться, ничего не делает. Меня это раздражает и даже обидно, значит я тут всё делаю, а он под дурочка косит — ему даже не доверят классное руководство. Не знаю интересна ли кому-то эта история, но как так? Меня по командировкам, по проектам таскают, а его не трогают «ну мало ли что-то он сделает не так». Предложил его кандидатуру, ещё трёх преподавателей и социального педагога, у которого уже была ранее группа. Мне в ответ сказали, что я такой молодец, меня прекрасно понимают и попробуют решить мой вопрос. Но что-то слабо верится…
Если вы преподаватель в колледже, да мне кажется, и везде, и если вы соглашаетесь на классное руководство — обдумайте ваше решение сто раз, ибо без вашего согласия руководитель не может на вас записать выполнение дополнительной нагрузки.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (vectorpouch)
Долой классное руководство! Крик души учителя
Отметить присутствующих, ответить родителям в чате, провести классный час и нарисовать с детьми стенгазету, заполнить все документы и отчёты, провести мероприятие — это далеко не все обязанности классного руководителя. Наш блогер Елизавета Капустина считает, что классное руководство давно пора отменить, и обосновывает своё мнение.
Вспоминается мне один случай: я пришла в крупное издательство на собеседование, где мне задали вопрос: «Сколько человек было у вас в подчинении?» Я уточнила: «Является ли классное руководство примером подчинения?» В ответ с усмешкой: «Нет».
А ведь если вдуматься — классный руководитель в коллективе из 25-35 детей должен не только дневники подписывать да родительские собрания проводить, но и многие вопросы решать, контролировать посещение школы, отвечать за жизнь и здоровье своего класса на мероприятиях, экскурсиях, чаепитиях, походах и так далее, писать тонны отчётов (многие из которых кажутся абсурдными или бессмысленными), принимать телефонные звонки от родителей в режиме 24/7.
И всё это за очень скромное денежное вознаграждение. Ну чем не подчинение? Самая настоящая руководящая деятельность!
На мой взгляд, классное руководство должно быть тоже оптимизировано. А ещё лучше — упразднено. Для ведения документации на параллель классов (или несколько параллелей) выделить ставку тьютора, мероприятия, не имеющие образовательных целей (чаепитие с КВН, походы, турслёты) убрать. Семья воспитывает, школа учит.
Почему мне так не нравится классное руководство?
Во-первых, от него трудно отказаться. Даже несмотря на то, что закон на стороне тех, кто классным руководителем быть не хочет. Во-вторых, классные руководители подчас занимаются воспитанием детей больше, чем родители. А родители активно предъявляют претензии и чуть что жалуются в прокуратуру.
Приведу несколько примеров. Ранним утром звонок от мамы с просьбой посмотреть, во что будет одета её 13-летняя дочь, а потом перезвонить и описать внешний вид, чтобы мама не беспокоилась.
Или звонит мама (тоже раненько) и просит расчесать и заплести её дочь-шестиклассницу.
Ещё пример: в аптечку класса родители решили положить гигиенические прокладки (я сама предложила их закупить, так как до этого девочки, не стесняясь, просили их у меня) и выдавать их тем, кого менструации застали врасплох.
20 очень странных вещей, о которых родители просят учителей
Ещё я водила детей на многочисленные медосмотры, собрав с детей бесконечные согласия родителей на проведение таковых. И вот я веду 11 класс в поликлинику. Девочек — к гинекологу, мальчиков — к андрологу. Спустя полчаса ко мне подбегает мой ученик с заключением и спрашивает: «У меня что писюн кривой? Что мне врач тут написал?» Я посоветовала с этим вопросом обратиться к папе или маме. А ещё мне родители предложили пойти с детьми в экскурсионный день в аквапарк! И это далеко не все примеры.
Каждое лето классный руководитель составляет план воспитательной работы, включая в него экскурсии, лекции, классные часы, тематические беседы. А сколько нам приходит методических рекомендаций по проведению уроков финансовой грамотности, уроков здоровья (например, «СПИД не спит»), уроков патриотизма и так далее!
Только всё это можно и на предметных уроках дать с примерами, с опорой на научный материал, с видеофильмами или обучающими заданиями. А когда у учеников было шесть-семь уроков, а потом ещё классный час это имеет ровно обратный эффект: и ученики, и учитель уже устали.
Классное руководство — самая неблагодарная работа. Платят за неё мало, неприлично мало
Берём скромное вознаграждение за классное руководство и делим его на количество учебных дней в месяце — получаем сумму за один день в школе. Теперь эту сумму делим на количество детей в классе и получаем… За эти деньги можно сделать три важных дела: «Здравствуй, Петя!», «До свидания, Петя!». И в журнале отметить, что Петя в этот день в школе был и уроки посетил. Всё.
Объём документов и отчётов огромен. Подготовка к различного рода мероприятиям, экскурсиям, посещениям музеев требует много времени и сил. Должностные инструкции для классных руководителей размыты. Под словом «мероприятие» может скрываться всё что угодно. И без того загруженный учитель в роли классного руководителя это мероприятие придумывает, разрабатывает, организует, фотографирует и по итогу отчитывается презентациями, списками, документами, сообщениями в родительском чате.
Некоторые родители вообще не считают нужным ходить с детьми на выставки и концерты, посещать музеи и театры, выезжать на природу. Это они со спокойной душой перекладывают на плечи классных руководителей. Даже в кино теперь дети всё чаще стали ходить сами, а не с папой и мамой.
«Вы беременная или нет? Мы должны знать!». Почему работать учителем круглосуточно — это ненормально
Про неадекватных родителей даже говорить не хочется. Отмечу, что с каждым годом их становится всё больше. И чем ниже уровень интеллекта и интеллигентности, тем громче возмущения и беспардоннее хамство.
Школа даёт образование, школа открывает перед ребёнком возможность познать мир с разных сторон. Но это не значит, что школа должна или, что ещё хуже, обязана заменить родительское воспитание. Дети в семье учатся быть вежливыми, аккуратными, внимательными, заботливыми, ответственными. В школе на уроках и переменах педагоги поддерживают воспитание. Но родители не должны своё неумение или нежелание заниматься детьми перекладывать на плечи учителей. Педагоги в школе на уроках делают много (я имею в виду тех, кто честно трудится, кому хлеб достаётся тяжёлым трудом), но исключать из воспитания семью ни в коем случае нельзя.
Наоборот, отказ от классного руководства, грамотная политика государства в укреплении семенных традиций и ценностей сделает институт семьи мощнее. Можно чаще проводить дни открытых дверей, приглашать родителей к учителям-предметникам, организовывать тематические беседы по актуальным вопросам воспитания и обучения, активнее работать с родительским комитетом, то есть оставить самые полезные и эффективные методы сотрудничества с родительским сообществом. Ричард Бах, популярный автор у современных подростков, сказал: «Твой учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты». Давайте же сделаем так, чтобы наши дети хотели учиться и у своих родителей, и у своих учителей.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.