Нет интереса к работе что делать
Что делать с сотрудниками, потерявшими интерес к работе? Выговор, увольнение или другая тактика (советы профессионалов)
Однако такой период проходит. Тогда интерес сотрудника немного угасает, а окружающее начинает казаться обыденной рутиной. Только верные поступки руководителя бинеса и окружающих способны возродить тот огонек, что с самого начала горел в глазах работника!
Стадии заинтересованности сотрудников
Исследования показали, что почти 2/3 американцев едва ли заинтересованы в исполнении своих должностных обязанностей. Следствием этого является снижение производительности, морального настроя во время работы. Однако это совершенно не значит, что такие люди безнадежны и бесполезны для компании! Их можно и нужно «реабилитировать».
Но руководство компании и менеджеры должны заблаговременно выявлять сотрудников, потерявших мотивацию, чтобы предпринять меры по предотвращению наступления полной незаинтересованности сотрудника.
Что стоит сделать для возобновления интереса к сотрудникам, для возрождения желания быть ценным сотрудником, отлично выполняя свою работу?
Шаг первый: обнаружение снижения интереса
Во-первых, апатия и безразличие являются ключевыми индикаторами отстраненности сотрудника. Но есть и более наглядные признаки того, что сотрудник не чувствует себя «в своей тарелке» на рабочем месте и, возможно, в поисках новой должности.
1) Низкая производительность: сотрудник с опозданием сдает некачественную работу, предоставляя множество оправданий своим недостаткам.
2) Отсутствие интереса: следите за сотрудниками, которые перестают участвовать в групповых дискуссиях, редко вносят новые идеи и сторонятся участия в личных встречах.
3) Нет интереса к обучению или развитию: сотрудник теряет интерес к работе, воспринимая обязанности как рутину, не проявляет стремления к чему-то большему, выполняет свои ежедневные задачи, но не более.
4) Постоянное разочарование: люди с высокой мотивацией часто расстраиваются из-за нереализованных идей, из-за меньшей степени заинтересованности коллег в стремлении более качественно выполнять рабочие задачи. Сотрудники, которые полны инициативы и амбиций, также склонны к тому, чтобы внезапно «перегореть».
5) Увеличение количества выходных: если работники берут один выходной несколько недель подряд, они вполне могут искать новую работу или посещать собеседования.
Шаг второй: определите, стоит ли пытаться сохранить сотрудника
Как бы жестоко это ни звучало, но не все сотрудники заслуживают быть «спасенными». Некоторые незаинтересованные сотрудники просто слишком далеко зашли или не способны выполнять работу, для которой они были наняты. Получите обратную связь от коллектива и задайте себе следующие вопросы:
Ответы на эти вопросы должны определять, как вы справляетесь с руководством коллектива и в ваших ли силах повлиять на снижение работоспособности сотрудников.
Шаг третий: анализ проблемы и ее решение
Если вы намерены сохранить работника, то необходим план, чтобы «вернуть его к жизни». Начните с понимания того, почему угасла мотивация. Узнайте, почему была выбрана данная должность, что человек планировал достичь для компании и самого себя? Возможно, проблема в обнаружении недостатка некоторых личностных качеств, не позволяющих двигаться вперед.
Также стоит обратить внимание на недавние изменения. Возможно, в последнее время что-то негативно повлияло на работника. В этом может скрываться и ваша собственная проблема, на которую вы не обращали внимания ранее. Присмотритесь!
Возможно, стоит подумать и над тем, чтобы разработать для сотрудников личный план развития, поставить четкие цели, пробудить чувство ответственности. Постарайтесь чаще проводить личные встречи, где можно обсудить обстановку в коллективе.
Как вернуть интерес к работе. 10 способов
Те, кто ходят на работу с удовольствием, гораздо более продуктивны, опыт не раз это показывал. Вот только не всегда это получается. На работу мечты устроились единицы из нас, многие вынуждены каждый день заставлять себя идти трудиться. Но раз в какое-то время (у меня, например, раз в полгода) хочется бросить все и начать карьеру заново. Не спешите это делать.
Психологи утверждают, что наша любовь или нелюбовь к работе полностью зависит от количества нашей энергии. Если ее мало, вряд ли захочется делать вообще что-либо, будь то работа или увлечения.
Первое, что нужно сделать – выспаться. Если у вас пятидневка, предупредите домочадцев и спите в субботу и воскресенье столько, сколько нужно. Физическая усталость не проходит? Возьмите пару дней отпуска, пусть и за свой счет. Всех денег не заработать, а здоровье, между прочим, не купить. Восстановите внутренние ресурсы.
Перестаньте проверять соцсети без необходимости. Вы даже не представляете, сколько энергии у нас забирает чтение бесполезной информации. Мы же не просто ее читаем, наш мозг непрерывно ее перерабатывает. Достаточно просто «позависать» в соцсетях целый день и можно по-настоящему устать.
Еще больше наших сил крадут офисные сплетни и конфликты. Постарайтесь не участвовать в них, а выполнять рабочие обязанности, за которые вам, на секундочку, платят. Если же вы сами в эпицентре конфликта, сделайте все, чтобы как можно быстрее его решить. Ограничьте общение с нытиками, сплетниками и другими «токсичными» людьми.
Может быть, вам неуютно на вашем рабочем месте? Наш опрос показал, что казахстанские работодатели мало заботятся о комфорте для своих сотрудников. В ваших силах исправить все то, что касается лично вас. Наведите порядок на рабочем столе, украсьте его так, как вам хочется. Повесьте что-то, что вас стимулирует к работе и радует глаз. И настроение улучшится.
Составьте планы на день, неделю, месяц. Очень часто нас выбивает из рабочей колеи то, что мы не видим результата своей деятельности. Вроде бы поработал, а вроде бы и нет. Как только у вас появится собственный план, вы сможете вычеркивать выполненные дела, вы сразу почувствуете легкую эйфорию. Удивительно, в момент, когда вы понимаете, что дело сделано, в вашем мозгу выделяются эндорфины.
Создайте себе хорошее настроение самостоятельно. Это проще, чем вы думаете: психологи точно знают, что гормоны радости вырабатываются от всего нового. Именно поэтому дамам приносит удовольствие шоппинг, и абсолютно все обожают начинать новую жизнь с понедельника. Так запланируйте себе эту новую жизнь! Или хотя бы поход по магазинам. Или поездку в новое место. Даже простое составление планов способно излечить человека от апатии.
Попробуйте подумать, за что все-таки можно любить вашу работу, и вообще, почему вы все еще на ней работаете. Возможно, вы помогаете людям. Возможно, вам нравится достигать поставленных целей. Может быть, вам хорошо платят. Сосредоточьтесь на позитивных моментах.
Поставьте себе карьерную цель на ближайшие год-два. Двигайтесь к этой цели, тогда появится драйв и азарт.
Не берите рабочие дела на дом, старайтесь даже не думать о них. Если ваша голова и дома продолжает находиться в рабочем режиме, это изматывает, то есть, тратит ваши ресурсы.
Посчитайте, на что вы тратите свое время, и «выкроите» часок-другой исключительно для себя. Займитесь тем, что вам нравится, это неиссякаемый источник энергии, которой вам так не хватает. Пусть это будет поход к друзьям, или час в фитнес-зале, или обед в необычном месте. Это буквально подзарядка, как от розетки с позитивом.
Все это – отличная профилактика эмоционального и даже профессионального выгорания. Да, может быть, вы и не будете ходить на работу, как на праздник, но и не как на каторгу, это точно.
Почему исчезает трудовой энтузиазм и как его восстановить
Сотрудник, впервые приступая к выполнению своих обязанностей на новом рабочем месте, обычно заинтересован в том, чтобы хорошо себя зарекомендовать. Окружающая обстановка, смена характера деятельности — все любопытно, привлекательно. Но, как часто это бывает, воодушевление и напор позже спадают — причем по причине особенностей руководства. Начальник не всегда способен должным образом оценить инициативу подчиненного, результатом чего становится разочарование и низкая отдача.
Процесс потери интереса к труду состоит из шести стадий:
Стадия 1. Растерянность. Здесь замечаются симптомы стрессового состояния, которое начинает испытывать новый сотрудник. Они являются следствием растерянности. Работник перестает понимать, что ему нужно делать и почему работа у него не ладится, связано ли это с ним самим, с начальником, с работой. Нервные усилия работника пока не сказываются на производительности. Он легко контактирует с сослуживцами, а иногда даже пытается справиться с трудностями за счет более интенсивной работы, что в свою очередь может только усилить стресс.
Стадия 2. Раздражение. Разноречивые указания руководителя, неопределенность ситуации вскоре вызывают раздражение сотрудника, связанное с ощущением собственного бессилия. Поведение работника приобретает демонстративные черты. Он подчеркивает свое недовольство в сочетании с повышенной производительностью. Тут он преследует две цели: зарекомендовать себя с лучшей стороны и подчеркнуть на своем фоне бездеятельность руководства.
Стадия 3. Подсознательные надежды. Вскоре подчиненный перестает сомневаться в том, кто виноват в возникших у него трудностях. Теперь он надеется на промах начальника, после которого можно аргументированно доказать правильность своей точки зрения. Это выражается в утаивании служебной информации, необходимой для решения задач данного подразделения. Подчиненный начинает избегать начальника. Производительность и качество труда остаются в норме.
Стадия 4. Разочарование. На этой стадии восстановить подорванный интерес к работе гораздо труднее. Производительность труда снижается до минимально допустимой. Но на этой стадии работник еще не потерял последней надежды. В этот период страдают такие чувства работника, как уверенность в уважении со стороны подчиненных, сознание своего авторитета, привычка к хорошему отношению со стороны других сотрудников.
Стадия 5. Потеря готовности к сотрудничеству. Симптом этой стадии — подчеркивание работником границы своих обязанностей, сужение их до минимума. Некоторые начинают вызывающе пренебрегать работой, а то и вымещать дурное расположение духа на коллегах, находя удовлетворение в унижении других. Суть этой стадии — не борьба за сохранение интереса к работе, а попытка сохранить самоуважение.
Стадия 6. Заключительная. Окончательно разочаровавшись в своей работе, сотрудник перейдет на другое место либо будет относиться к работе как к каторге. Один такой человек может сыграть в группе роль катализатора, привести к выплескиванию наружу скрытого чувства недовольства всего коллектива.
Принципы воздействия на мотивацию людей
Отвечая на него, не следует стремиться к чрезмерной специфичности и оригинальности. Все равно учесть различие во вкусах и личных мнениях каждого удается редко. Поэтому руководитель, как правило, стремится к повышению интегральной производительности. С приведенными ниже факторами у руководителя есть шанс получить согласие максимального количества своих подчиненных. Итак, идеальная работа должна:
Принципы организации труда, оказывающие мотивационное воздействие
Методы улучшения параметров работы
1. Повышение разнообразия умений и навыков. Здесь важно помнить, что именно разнообразие навыков, а не просто разнообразие само по себе является принципиальным. Если члены коллектива применяют ограниченное количество навыков, то необходимо искать способ стимулировать потребность к его увеличению. Однако не всегда сотрудники встретят с энтузиазмом увеличение разнообразия: так, монотонная работа позволяет работникам разговаривать в процессе ее выполнения, но стоит внести элемент разнообразия, разговоры станут затруднительными, в то же время не будет никаких компенсаций со стороны самой работы. Людям также необходимо дать ощущение признанияиспользуемых ими навыков, т.е. нужно стремиться уделять внимание сотрудникам с целью публично объявить об исключительной ценности данного навыка у работника. Такой подход, как правило, стимулирует работника на усовершенствование навыков, расширение диапазона его способностей.
2. Повышение целостности работы. Сотрудники испытывают большее удовлетворение от дела, которое имеет некоторый видимый результат. Повышение целостности задания может быть достигнуто за счет добавления связанных с ним задач. Это, как правило, какие-то подготовительные или заключительные операции, которые выполняются разными людьми. Даже процесс контроля за качеством работы значительно повышает целостность. Добавление рабочих операций более низкого уровня, которые не делают работу более целостной, обычно снижают уровень мотивации и вызывают чувство неприязни со стороны работников.
3. Повышение важности работы. Если сотрудник знает, как конкретно будут использованы результаты его труда, он начинает ощущать важность собственной работы, что стимулирует его к скорейшему выполнению работы при хорошем ее качестве. Человек всегда хочет знать, зачем он делает ту или иную работу. Даже если его просят собрать данные для отчета, ему хочется знать, какую цель преследует этот отчет. Поэтому при формулировке абсолютно любого задания необходимо упомянуть о целях, о том, что реально будет зависеть от скорости и качества выполнения данной работы, как эта работа «вливается» в работу фирмы в целом. После выполнения работы исполнитель будет ждать результата.
4. Увеличение автономии. Работа менеджера состоит из решения задач разного уровня важности. Передача некоторых управленческих функций низкого уровня подчиненным несет двойной эффект — концентрация усилий менеджера на решении проблем более высокого уровня и одновременно положительное влияние на мотивацию работников. При условии знания подчиненными всех требований и инструкций, действующих в организации, менеджер может предоставить им возможность самостоятельной постановки целей своей работы. Даже если они частично участвуют в процессе принятия таких решений, гораздо больше вероятность того, что они будут чувствовать ответственность за работу и испытывать гордость при успешном ее завершении. Время — чрезвычайно важный фактор во всех видах работы. Если человек не имеет достаточно времени для качественного выполнения работы, он будет считать, что на нее не стоит тратить усилий. Поручение работы заранее предоставляет сотрудникам значительную автономию в выборе времени работы.
5. Усиление обратной связи. Обратная связь бывает внутренней, т.е. идущей от самой работы, и внешней — когда потребитель результатов работы отзывается об их качестве, а также в случае публичной похвалы. Внутренняя обратная связь более надежна, так как действует непосредственно на работника во время выполнения задания. Верный способ стимулирования этой связи — постановка четких и конкретных целей, без указания пути их достижения. Другой способ — введение в процесс изготовления проверок на качество. Это позволит сотруднику немедленно исправлять недостатки и соответственно корректировать процесс выполнения работы, приближая его к максимально эффективному. Часто бывает ситуация исключительно негативной обратной связи, когда люди узнают только с недостатках своей работы и лишаются вознаграждения за хорошую работу. Но известно, что люди почти не реагируют на критическую обратную связь. Работник не воспримет отрицательных оценок более чем по двум-трем параметрам. Однако если менеджер чередует положительную и отрицательную критику, то информация о неудачах будет воспринята полнее.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.
Не хочу работать: 7 основных причин, почему не хочется трудиться, и способы борьбы с апатией
Список основных причин, почему у тебя может пропасть желание трудиться, и советы, как преодолеть это состояние.
Мало кто из нас может похвастаться тем, что каждый день ходит на службу как на праздник. Даже если ты выбрал себе профессию по душе и нашел идеальное место, всегда есть риск, что в какой-то момент с утра тебе совершенно не захочется заниматься привычными обязанностями.
Это вполне нормально — у всех бывают такие дни. Но что делать, если тебя вдруг начала преследовать навязчивая мысль «не хочу работать вообще»?
Что ж, давай попробуем разобраться в причинах такого состояния и способах вернуть себе былой энтузиазм.
Содержание
Почему не хочется работать: 7 основных причин
1. Хроническая усталость или болезнь
Твое физическое состояние прямо влияет на психологическое самочувствие, продуктивность и настроение. И когда в организме происходит сбой, то ты можешь столкнуться с апатией по отношению к самым разным сторонам своей жизни — от работы до занятий любимым видом отдыха.
Если ты чувствуешь себя постоянно усталым и вялым, ничего не хочешь и буквально обессилен — это тревожный звонок от твоего тела, который нельзя игнорировать. Посети врача и постарайся выявить причину ухудшения своего состояния.
2. Бессонница или проблемы со сном
Ни для кого не секрет, что недостаток сна делает нас раздражительными, вялыми и медлительными на следующий день. А когда ты не высыпаешься на протяжении длительного времени, повышается риск возникновения различных заболеваний, а уровень энергии снижается до критической отметки.
Если у тебя бессонница, прочти отдельный материал по этой теме, для того чтобы выровнять свой график сна и начать получать полноценный ночной отдых.
3. Проблемы с алкоголем
Да, не удивляйся. Когда ты злоупотребляешь спиртным, это может негативно сказаться как на твоем здоровье, так и на отношении к работе. И речь не только о похмелье, во время которого вообще ничего не хочется делать, а не только трудиться.
Дело в том, что хотя алкоголь и может расслабить тебя поначалу, но в долгосрочной перспективе он работает как депрессант, вызывая печальные мысли о тщетности бытия, недовольстве своей должностью или необходимости работать.
Пересмотри свои привычки употребления спиртного и по возможности постарайся сократить количество бокалов, которые ты выпиваешь в течение недели.
4. Перегрузка
Дедлайн следует за дедлайном, и ты живешь в непрекращающемся цейтноте? Что ж, неудивительно, что при таком напряженном графике твоя нервная система переходит в режим энергосбережения, и ты начинаешь испытывать апатию.
Внимательно посмотри на свой рабочий график и подумай о том, как ты можешь изменить ситуацию. Вероятно, стоит научиться правильно распределять свое время и расставлять приоритеты, делегировать часть полномочий или обсудить с начальством возможность сокращения твоей нагрузки.
5. Конфликт с начальством или коллегами
Как бы сильно ты ни любил свою работу, ты можешь поймать себя на мысли, что не хочешь больше ходить в офис из-за перспективы встретиться там с неприятным тебе человеком.
Что ж, это вполне рядовая ситуация, которую необходимо разрешить. Что делать, если тебя бесит коллега, прочти в отдельном материале.
6. Сложные задачи
Независимо от специфики твоей работы, в любой момент на тебя может свалиться какая-то новая задача или проект, которые поставят в тупик. Это может быть необходимость освоить новую программу или оборудование или, например, сотрудничество со сложным клиентом.
Если ты не знаешь, как справиться с новым вызовом, или боишься неудачи, вполне возможно, что ты начнешь испытывать апатию и нежелание работать вообще.
Постарайся найти способ решить проблему — возможно, кто-то из коллег или начальства сможет тебя проконсультировать, или выход удастся найти путем брейншторминга. В любом случае, не опускай руки и не сдавайся.
7. Отсутствие карьерного роста
Когда ты только начинаешь трудиться на новом месте, то, как правило, переполнен энтузиазмом. Однако со временем он спадает, и повседневные задачи, которые сперва тебя вдохновляли, становятся скучной рутиной.
Если ты чувствуешь, что «засиделся» на одном месте и устал заниматься монотонными обязанностями, по всей видимости, пришла пора побеседовать об этом со своим начальством.
Даже если в данный момент тебе не могут предложить повышения или переход на другую должность, не исключено, что ты сможешь взяться за какой-то интересный и интригующий проект или попробовать новую стратегию, способную вернуть тебе удовольствие от работы.
Что делать, если не хочется работать: 4 совета
1. Измени свое отношение к работе
Далеко не всегда ты можешь изменить на рабочем месте то, что тебя не устраивает, но во всех случаях тебе под силу поменять свое отношение к ситуации. Попробуй сделать свое отношение к труду более позитивным.
Начни с переосмысления своей работы и перестань воспринимать ее как каторгу. Помни, что до тех пор, пока ты не получишь уведомление об увольнении или сам не напишешь заявление, это все еще твоя работа, и ты по-прежнему должен ее выполнять.
Перезагрузи свое мышление. Найди что-то, что ты любишь в своей работе, и составь список плюсов этой должности и компании. Положительных сторон вопиюще мало? Что ж, тогда, возможно, пришла пора подумать о поиске нового места.
2. Вознаграждай себя
Придумай о том, как веселее и приятнее прожить свой день. Если ты закончишь работу над той задачей, которую боишься, позволь себе выпить горячий шоколад с коллегой. Завершил огромный проект?
Это можно отпраздновать ужином в любимом кафе. Попробуй добавить в свою привычную деятельность элемент игры и относись к рабочим обязанностям как к своеобразным «миссиям», за выполнение которых тебе полагаются различные бонусы.
3. Перезагрузись
Как бы сильно ты ни любил свою работу, если трудиться без отдыха и с перегрузкой, всегда есть возможность перегореть и впасть в апатию. Как давно ты был в отпуске? Если даже не можешь вспомнить, то самое время о нем попросить.
Однако шанс покинуть рабочее место на пару недель есть не всегда. Если это так, но ты чувствуешь, что тебе нужно отдохнуть и «подзарядить батарейки», обсуди с руководством возможность взять несколько дней отгула или, по крайней мере, полностью отключись от работы на выходных.
4. Подумай о будущем
Как мы упоминали выше, причиной появления нежелания работать может стать отсутствие продвижения по карьерной лестнице или новых вызовов. Подумай о том, чтобы поговорить с боссом о возможности повышения, привлечении тебя к более интересной работе или о переходе в другой отдел.
Если же ты уверен, что проблема именно в работе, а не в твоем временном спаде активности, начни планировать свои следующие шаги. Самое худшее, что ты можешь сделать, — это положиться на работу, которую ненавидишь, только потому, что тебе нужно оставаться на плаву, или позволить инерции взять верх над собой.
Приступай к поиску позиции, которая позволит тебе делать то, что тебе действительно нравится, а не только зарабатывать деньги. Как найти работу своей мечты, можно узнать из отдельного материала.