Нет хуже гостя чем татарин
Откуда пошло выражение «незваный гость хуже татарина»
Содержание статьи
Фразеологизм «незваный гость хуже татарина» в современном понимании означает неодобрение внезапного, незапланированного визита. То есть хозяину необходимо доставать все свои припасы, чтобы приготовить угощение, отложить запланированные дела и развлекать гостя.
Русский человек всегда отличался гостеприимством и радушием. И откуда же такая нелюбовь к гостям, и почему гостя сравнивают с татарином? Причем тут татары – вполне цивилизованная самобытная нация, на протяжении столетий живущая бок о бок с русскими. Более того, длительное сосуществование настолько сблизило народы, что существует гипотеза, согласно которой в каждом втором русском человеке течет татарская кровь.
Кто такие татары
То есть, после «татарина» не оставалось ничего, и вторая часть фразеологизма имеет свое разъяснение. Осталось выяснить, почему гость, пришедший во внеурочное время, причиняет беспокойств больше, чем грабительский набег монголо-татарского племени.
Значение слова «гость»
Возможно, под незваным гостем и подразумевается этот незапланированный визит. Возможно, но немного не совпадает по хронологии, что не позволяет делать эту версию единственно верной.
Во всяком случае к современным жителям республики Татарстан и крымским татарам эта пословица не имеет ни малейшего отношения, они сами в свое время не мало пострадали от набегов диких племен.
Нет хуже гостя чем татарин
все знают поговорку: незванный гость хуже татарина. Может, кто объяснит, откуда это пошло? гость поговорка татарин
Хуже Значит татарин плохой!
Стоп, стоп, стоп. Раньше грабил татарин, а сегодня государство. Ну так как?
Это же свои грабители! Разные вещи!
Главное, что продолжают грабить.
Ага
Вещи разные, а статья одна-ГРАБЁЖЬ.
сейчас много чего изменилось-сейчас секты от церкви ходят по школам-бич для директоров школ-вот кто хуже-а татары отказывается как недавно узнал открыли торговый путь в Европу,булгар тоже с легкой руки татарами назвали-а название от тартар-неправильное название-так написано в краеведческой книге-не я придумал,а иго-это от монгол-они и сейчас им хвалятся что мол мир завоевали-а Гитлер тоже напал незванно,и появмлась в дагестане пословица-брат чеченец напал как немец
и где все эти нападавшие сегодня? а русь, как стояла, так и стоять будет.
конечно стоит,как сказал задорнов ее окупировали таджики за посл 20 лет-а они стоит и пусть стоит
Смысл пословицы «Незваный гость хуже татарина»
Пословица «незваный гость хуже татарина» на слуху у многих. Но откуда поговорка берет своё начало? Почему люди негативно относятся к тем, кто без приглашения переступает порог их дома? Попробуем разобраться, какой истинный смысл заложен в известное изречение.
Что значит пословица «незваный гость хуже татарина»
Пословица «незваный гость хуже татарина» повествует о человеке, которого не приглашали. Его присутствие нежелательно в этом доме. Обычно люди с нетерпением ждут гостей. Но только тех, кто заранее предупреждает о своём визите. Если человек просто решил заглянуть в жилище другого, он должен быть готов к тому, что ему, возможно, будут не рады. Своим присутствием он нарушает личное пространство хозяина дома. Человека можно застать врасплох. У людей могут быть свои планы на день. Появление же непрошеного гостя может внести свои коррективы.
Несмотря на то, что с нашествия монголо-татар прошло много лет, изменились обычаи и традиции, пословица «незваный гость хуже татарина» жива. Изречение не относится к какой-то определённой нации. Пословица характеризует тех людей, которые без уведомления переступают порог чужого дома. Это не только некрасиво, но и доставляет немало хлопот хозяевам жилища.
Смысл пословицы «Незваный гость хуже татарина»
Русский народ на протяжении всей своей истории отличался гостеприимством и радушием. Есть даже такое изречение: «Принять гостя по-русски». Это значит, что с полным размахом. Создать гостю комфортные условия, окружить его заботой и вниманием. Однако это в том случае, если гость является желанным. Если хозяин жилища его ждал, готовился. В противном случае, такая встреча может нести в себе негативные последствия. Немногие люди хотят, чтобы кто-то нарушал из распорядок дня, изменял их планы. Смысл пословицы «незваный гость хуже татарина» заключается в том, что о каждом своём визите в чужой дом человек обязан сообщать хозяевам. Без приглашения вторгаться на другую территорию нельзя. Хозяин может быть морально не готов принимать гостей. Поэтому перед тем, как отправиться в гости, человек должен предупредить заранее. Чтобы этот поход не стал неприятным сюрпризом.
Пример пословицы
В известном изречении говорится о человеке не вовремя пришедшем. Пословица употребляется в ситуациях, когда необходимо сделать акцент на нежелании хозяина принимать непрошенных гостей. «Незваный гость хуже татарина», — несколько раз я сказал посетителю в ходе разговора. Однако он так и не понял истинный смысл фразы. Если человек пришёл в гости без приглашения, он должен быть готов к тому, что хозяин будет недоволен его присутствием. Чтобы этого не допускать, заранее необходимо обговорить время и цель визита. Не следует ставить хозяев жилища в неловкое положение. Человек должен осознавать, что не всегда его рады принимать и видеть в своём доме другие люди.
Происхождение пословицы
Существует несколько теорий, согласно которым появилась пословица «незваный гость хуже татарина». Многие исследователи сходятся во мнении, что устойчивое выражение связано с захватом Руси Золотой Ордой. В те далёкие непростые времена налетчики без труда вламывались в чужой дом. Простой народ они не щадили. Целью захватчиков было забрать все ценное, что хранилось в доме. Их не интересовало, что людям стоило немало труда заработать то, что они безжалостно отнимали. Налетчики могли заявиться в любой момент. Таких гостей никто не ждал и не звал. Уже в то время люди считали каждого татарина, переступившего порог их дома, незваным гостем.
Есть и другая версия. Согласно этой теории в XVI веке впервые в документах упоминается слово «татары». Это произошло после нашествия татаро-монгол. До этого времени понятие «татары» не употреблялось. Народ называл их булгарами или казанцами. Но часто люди именовали их просто как «сборщики налогов». У понятия «гость» был особый смысл. Этот человек должен был иметь материальный достаток, быть богатым. Простой народ не любил таких «гостей». Можно сказать, люди их тихо ненавидели. Именно поэтому пословица «незваный гость хуже татарина» имеет негативный оттенок.
Незваный гость лучше татарина: к теме Золотой Орды
Группа татар обратилась в ВС СССР с просьбой отменить унижающую татар пословицу
«Незваный гость хуже татарина». Верховный Совет постановил изъять из употребления поговорку «Незваный гость хуже татарина».
Вместо неё вводится поговорка «Незваный гость лучше татарина.»
Татаро-монгольская делегация проводит реформы устаревших построек г. Рязань
Дискуссия с татарскими специалистами по перепланировке и решению демографических вопросов жителей г. Владимира
Не очень толерантная памятная доска «русских фошистов». Хотя национальность гр. Батыя толерантно не упоминается. Большевик-безбожник, поди.
Прибытие мирной татарской делегации в Киев для переговоров с русскими экстремистами»
Теперь, в общем, маски сброшены. Татнацики и заигрывающая с ними компрадорская элита Татарии и не скрывает, что ни о какой отсылке к древней Булгарии речи не идёт. Они считают себя потомками татаро-монгольских завоевателей и воспринимают себя именно таким образом, что, в принципе, было ясно и так. Считай они себя, например, потомками булгар, то с чего бы это им бы так обижаться за «Золотую Орду»? Кстати, пословица из упомянутого анекдота относится к фольклору периода несуществующего теперь ордынского Ига.
Добровольный переход в рабство сознательных русских из грязной Руси в просвящённую Орду. До новых хозяев их бесплатно любезно проводят баскаки
«Великий реформатор» Чингиз-хан, который Темучин, любезно реформировал не только евразийскую Россию (которая, впрочем, к Азии тогда никаким боком не относилась), после успешных реформ в Китае в начале 13 века был столь же успешно отреформирована Средняя Азия. Вот, например, свидетельство современников о «реформе» Самарканда. «Они ни над кем не сжалились, а избивали женщин, мужчин, младенцев, распарывали утробы беременных и умерщвляли зародыши. Искры этого погрома разметались во все стороны и зло простиралось на всех, как туча, которую гонит ветер» Ибн аль-Асра XIII век. Экстремистски настроенные современники и неордынски мыслящие историки говорят, что осталось только четверть жителей.
Даже спустя полоторы сотни лет следы, оставленные реформаторами, впечатляли современников: «Я направился в Самарканд, один из самых великих, прекрасных и великолепных городов мира. Он построен на берегу реки и покрыт сетью водных каналов, орошающих его сады. Жители города каждый день в четыре часа собираются на берег реки для развлечений и прогулок: здесь устроены эстрады и лавки, где продают фрукты и другие припасы. Здесь же, на берегу реки, прежде находились обширные дворцы и памятники, свидетельствующие о высокой образованности жителей Самарканда. Большая часть этих зданий в настоящее время представляет из себя одни развалины». Ибн-Бутата, конец XIV в.
Дискуссия между русским экстремистом боярином Пересветом и татарским просветителем Челубеем по поводу путей будущего развития Евразии
А простые люди. Они пока понимают, что в нашей совместной истории было всякое. Воевали друг с другом, с общими врагами и, в целом, почти за тысячу лет жизни рядом просто приспособились к жизни другом, став, в целом, вполне добрыми соседями.
К слову, Иго совсем не было беспредельно тяжёлым и последние исследования это подтверждают. Поборы в Орду составляли со двора, похоже 1,5-2 мешка пшеницы в год. По тем временам на Руси, не бог весть, церковь брала заметно больше. Старались баскаки и не злить русских людей понапрасну наглым поведением и вовсе не из-за тактичности характера, в той же Срденей Азии они вели себя намного наглее. Просто там рядом татарские войска, а тут после всего баскаку надо ещё из дикого улуса добраться до дома. Леса дикие, по дороге может всякое случиться. Оно и случалось регулярно, а князья только крест целовали, да клялись в непричастности. Так постепенно монголы вовсе перевели обязанность по сбору налогов на князей.
А мы подозреваем, что по степени идиотизма в современных учебниках для аборигенов РФ это далеко не предел. Нельзя останавливаться на достигнутом. Русские должны покаяться за взятие Казани. И Астрахани. И Крыма, не говоря уже о прочем.
Незваный гость хуже татарина
(; ) (значение) — человек, который пришел в гости незваным, доставляет хозяевам большие неудобства (русская пословица).
Всем понятно, что если к Вам кто-либо приехал в гости, то это во многом стесняет хозяев. Одно дело, когда гость желанный и эти неудобства компенсируются радостью общения. А совсем другое дело, когда гость нежеланный.
Выражение вошло в русский язык с периода татаро-монгольского ига, когда татары считались врагами русских.
Не вовремя (Не в пору) гость хуже татарина
В словарях
; (иноск.) — что не в пору (чтобы то ни было) — всегда неприятно. ( Большой толково-фразеологический словарь (1904 г.) Михельсона М. И. )
В английском языке
В английском языке есть выражение «Поймать Татарина» (catch a Tartar), со значением найти то, что обернется неожиданными неприятностями, угрозами.
В этом источнике указывается, что в выражении слово «Татарин» (Tartar) означает жестокого человека, относя слово к турецким и монгольским завоевателям Азии в средние века (середина 17 века).
✍ Примеры
«Географ глобус пропил» :
«Я понимаю, — сказал он, томно щуря глаза и кладя под голову руки, — ты деликатен и щепетилен. Ты не ездишь ко мне из боязни нарушить наш дуэт. помешать. Гость не вовремя хуже татарина, гость же в медовый месяц хуже чёрта рогатого.»
«Гость не вовремя хуже. хуже. Как это говорится? Хуже татара, ну да. «
«Непрошеный гость хуже татарина. На что он нам? Какая от него польза? Помощи его я не приму, потому мы сами не нищие. Ну, значит, и проваливай! Поезжай себе в Петербург, и любезное дело!»
«Не в пору гость хуже татарина, гласит пословица, не в пору возвещенная истина хуже лжи, не в пору поднятый вопрос только путает и мешает.»
Кн. П.А. Вяземский
Послание к А.И. Тургеневу :
«Честь велика, когда почетный барин
К нам «запросто» приходит есть хлеб-соль.
Но за столом нас от «честей» уволь:
Незваный гость досадней, чем татарин.»
«Пошехонская старина» (1888 г.), гл. 7:
«Изредка приезжает к престольному празднику кто-нибудь из соседей, но матушка, вообще не отличающаяся гостеприимством, в этот день просто ненавидит гостей, и говорит про них: «гость не вовремя хуже татарина«.»
«Говорят, не в пору гость хуже татарина: в этом смысле русские были для него действительно хуже татар.»