Несправедливость на работе что делать
4 способа, как справиться с плохим начальником или коллегой, когда уход не является вариантом
Первый ужасный начальник, с которым я когда-либо сталкивалась на работе, накричал на меня за то, что я смеялась. Это было поздно вечером в пятницу, и мы с коллегой разговаривали, и я рассмеялась над его шуткой. Через несколько секунд моя начальница подошла к моей кабинке, хлопнула ладонью по столу и крикнула: «В этом помещении смеяться нельзя!».
Итак, что же делать, когда вам приходиться мириться с плохим начальником или коллегой? Вот четыре стратегии, которые стоит добавить к вашему плану на игру.
1. Документируйте все, что вы можете
Когда вы оказываетесь лицом к лицу с плохим начальником, вам необходимо иметь как можно больше доказательств ужасающих комментариев или несправедливых ситуаций. Использование собственной памяти не будет сильной защитой, поэтому лучший способ собрать все, что происходит с вашим начальником – это документировать все это организованным образом.
Пола Брантнер, основатель PB Works Solutions, консалтинговой фирмы, которая строит системы предупреждения токсичных рабочих мест, рекомендовала приложить все усилия, чтобы все разговоры были документируемыми, особенно в том, что касается вашей работы.
Таким образом, когда вы будете готовы донести до чьего-либо внимания это поведение, у вас будет вся необходимая доказательная база, готовая к отправке.
2. Проконсультируйтесь с HR
В зависимости от размера вашей компании и отдела, у вас может быть представитель отдела персонала, с которым вы можете поговорить о том, что происходит, и получить его помощь в том, что можно сделать, чтобы исправить вашу текущую ситуацию.
Если у вас есть такая возможность, Хизер Хаббард, бывший адвкаот и основательница All Rise, порекомендовала поговорить об этом с кем-то из отдела персонала и быть максимально прозрачным в течение всего процесса.
3. Научитесь искусству не реагировать
Когда вы имеете дело с трудным боссом, вы также имеете дело с обменом эмоциями. Хотя вы хотите просто рассказать человеку длинный монолог о том, как ужасно вы себя чувствовали, порой вы понимаете, что у вас нет такой возможности. Однако вы можете научиться управлять своими реакциями, чтобы не отражать агрессивное поведение обратно в сторону своего начальника.
Хотя это кажется не самым простым вариантом, Хаббард предложила начать с практики осознанности.
4. Разоружите их, подтвердив их разочарования
Используйте мощные методы ведения переговоров, которые могут помочь направить вашего начальника в сторону понимания того, как они к вам относятся и каким запредельным является их стиль общения. Первое, что вы можете попробовать – это искусство активного слушания.
Джеймс Киллиан, лицензированный профессиональный консультант, рассказал, что использование навыков активного слушания при общении с ужасными начальниками играет решающую роль в минимизации недопонимания.
Затем попробуйте разоружить их, подтвердив их разочарование. Киллиан сказал, что может быть очень трудно продолжать сердиться или расстраиваться из-за кого-то, когда человек полностью соглашается с вашими чувствами.
Например, вы можете сказать: «Я полностью понимаю ваше разочарование. Я нисколько не виню вас за то, что вы так расстроились. Я был бы так же расстроен, если не больше». Такая валидация чувств позволяет дать человеку понять, что вы его услышали, в этом способе нет оборонительных моментов и он способен по-настоящему успокоить эмоциональный порыв, рассказал Киллиан.
Приходить каждый день на работу с чувством головной боли от ужасного начальника – это изматывающий и изнурительный опыт с эмоциональной точки зрения. Но стоит подумать о своем плане игры, будь то документирование общения и доведение его до отдела кадров, или трата времени на изучение того, как изменить положение своим поведением, чтобы человек мог сам увидеть, как он к вам относится.
Если сотрудника предал начальник
Ничто так не обижает, как предательство человека, которому мы доверяем. А если таким человеком оказывается руководитель – тот, кто серьезно влияет на нашу карьеру и благополучие, – обида и боль могут многократно усилиться. Такое поведение может проявиться во многих неприятных ситуациях: например, руководитель присвоит плоды вашего многомесячного труда, вместо обещанного вам повышения должность получит ваш коллега, а вас публично отчитают за чужую ошибку. Какой бы ни была ситуация, последствия такого несправедливого отношения могут оказаться долгосрочными.
Предательство со стороны начальника может подточить наше доверие к окружающим, лишить оптимизма и спокойствия в кризисный период, а также ухудшить способность оценивать сложные ситуации. Наш мозг зачастую воспринимает острую несправедливость как травму, и мы боимся испытать ее снова. В состоянии обиды и настороженности мы можем прибегать к защитным формам поведения, которые способны привести к непрогнозируемым последствиям. В таких случаях беспокойство нам причиняет уже не поведение начальника, а наше собственное поведение.
Мы не в состоянии изменить руководителя, но в наших силах сдерживать вред от дурных проявлений его поведения. Ниже перечислены несколько способов, которые позволят защититься от неприятных последствий предательства и несправедливости.
Придерживайтесь собственных ценностей
Согласно данным Дэнниса Реина, автора книги Trust and Betrayal in the Workplace, 85% случаев несправедливости на работе происходит неосознанно. Однако тот факт, что ваш руководитель не хотел так с вами поступить, не уменьшает степень вашей обиды. Порой достаточно поделиться своими переживаниями с начальником, который не до конца осознал последствия своих действий. В таком случае его искренние сожаления и стремление исправить сделанное могут восстановить доверие и даже укрепить отношения.
Чем полезны и опасны начальники-самодуры
Однако если ваш руководитель регулярно вас подводит, важно убедиться в том, что вы подсознательно не подстраиваете свое поведение под обстоятельства. Исследования показывают, что дурное отношение руководителя часто приводит к тому, что работник начинает соответствовать неприятным ожиданиям. Поскольку вам приходится работать под руководством этого человека, старайтесь не отступать от собственных ценностей, четко их обозначать, а также определять, в каких ситуациях они нарушаются. Например, если вы цените вовлеченность в процесс, подумайте о том, что может нарушить ее, и следите за собственным поведением. Ваши ценности проявляются во всем: в том, как вы демонстрируете уважительное отношение к другим, как высказываете идеи, как благодарите и как рассказываете о своем вкладе в общее дело. Если ваш руководитель не разделяет эти ценности, не позволяйте ему разрушать их.
Обратите внимание на поведенческие шаблоны
Зачастую люди, которые попадают в ситуации, сопровождающиеся давлением со стороны начальника, полагают, что они заслужили такое обращение. Это своеобразная форма стокгольмского синдрома, который присущ также жертвам домашнего насилия: жертва начинает воспринимать несправедливое отношение как норму. Этого можно избежать, определив шаблоны несправедливого обращения с вами и предупреждая их возникновение. Если руководитель регулярно нарушает свои обещания, документируйте их. Если он присваивает себе плоды вашего труда, заранее позаботьтесь о том, чтобы ваше имя было указано в проектах. Такой подход позволит сохранить собственное душевное здоровье и защититься от неэтичного поведения начальника.
сотрудников российских компаний сталкиваются с руководителями, которые постоянно грубят подчиненным, оскорбляют и унижают их, присваивают себе их заслуги, говорят им неправду, а также несправедливо распределяют нагрузку и вознаграждения, показал опрос 198 работников – слушателей онлайн-курса Высшей школы экономики на национальной платформе «Открытое образование»
Помните: далеко не все вокруг предатели
Если вы регулярно сталкиваетесь с несправедливым отношением со стороны начальника, очень часто возникает бессознательное чувство, что доверять не стоит вообще никому. Постарайтесь не переносить ожидания от поведения своего руководителя на других людей, особенно на руководителей более высокого звена. Следите за собственным поведением. Не преследуют ли вас мысли о мотивации и действиях окружающих людей? Не мучаетесь ли вы анализом решений своих близких? Я был коучем у женщины, занимавшей высокий пост и переживавшей, что ее руководитель намеренно унизил ее перед советом директоров. По этой причине она постоянно видела двойное дно в мотивах поведения своей команды, мужа и даже сына. Несправедливое отношение – крайне мощный фактор, который может оказать влияние на остальные сферы вашей жизни. Напоминайте себе о том, что не все, кому вы доверяете, обойдутся с вами так же, как ваш начальник.
Прощение, а не возмездие
Вполне естественно желать, чтобы руководитель поплатился за свою несправедливость. Возможно, вы даже мечтаете как следует ему насолить. Однако не опускайтесь до его уровня, даже если обстоятельства этому благоприятствуют. В компании, с которой я работал, один из сотрудников так сильно мечтал отомстить своему начальнику, что распустил о нем ужасающие (но правдоподобные) слухи и включил в его презентацию неверные данные. Конечно, эти действия вернулись ему бумерангом и в итоге стоили рабочего места.
Когда вы позволяете чувству мести завладеть вами, то даете окружающим повод думать, что вы ничем не лучше столь ненавистного вам начальника. Лучшее противоядие – это сопереживание и прощение. Как бы это ни было сложно, в ваших интересах отказаться от своего права на возмездие – а ведь это и есть по сути своей прощение.
Но это не означает, что вам нужно отрицать свои негативные эмоции. Здесь может помочь дневник. Запишите свои чувства, вызванные действиями руководителя. Может быть, вы чувствуете себя плохим или вам кажется, что вас использовали. Умение отделить влияние действий других людей на наши чувства от объективной реальности – первый шаг к прощению. Если обернуться назад и признать, что вы не плохой и вас не использовали, это поможет дистанцироваться от таких чувств. Настанет момент, когда вы поймете, что ваш руководитель – несчастный человек, который причинил вред окружающим.
Не подавляйте негативные эмоции
Если вы будете стараться держать чувства в себе, это может оказаться вредным для здоровья. Подавление сильных эмоций, например злости, обиды и тревоги, может привести к физическим последствиям, таким как бессонница, головная боль, нарушение пищеварения и общая раздражительность. Поймите, что эти чувства могут вырваться наружу в неожиданных ситуациях. Если нас заполняют отрицательные эмоции, они могут искажать наши суждения и восприятие себя и других, а также привести к хронической перегрузке. Поэтому чрезвычайно важно давать таким чувствам выход. Разговор с человеком, которому вы доверяете, может снизить чувство одиночества и риск деструктивных проявлений негативных эмоций. Также необходимо внимательно относиться к своему питанию и потреблению алкоголя и увеличить физическую активность: обращение к нездоровому образу жизни для притупления боли может оказаться весьма заманчивым, если не найти этому альтернатив.
Боритесь с апатией и стремлением получить компенсацию
У несправедливого отношения существует два распространенных побочных эффекта: вера в то, что вам положена компенсация за все происходящее, и чувство безразличия к своей работе. Мысли о компенсации возникают постепенно – вы начинаете задерживаться на обедах, включать в командировочные расходы дорогие ужины в ресторанах и другими способами компенсировать пережитое, оправдывая себя перенесенными страданиями. Эти действия не помогают утихомирить обиду, и вскоре вы приходите к полному безразличию. Апатия – опасное последствие предательства, поскольку ее сложно удержать в одной сфере жизни. Потеряв цель и перспективы в своей профессиональной деятельности, вы можете потерять их и в личной жизни.
Напоминайте себе о том, почему вы выбрали свою работу. Помните о своих талантах. Спросите себя о том, что приносит вам радость в жизни и за что вы ей благодарны. Вы встаете по утрам вовсе не ради своего начальника, а ради своей цели. Не позволяйте начальнику заменить истинные цели в вашей жизни. Если ваш руководитель регулярно позволяет себе несправедливое отношение, постарайтесь как можно скорее выйти из-под его начала. До этого момента старайтесь всеми способами защитить себя от трансформации в другую личность. Обижать и унижать других – это выбор вашего руководителя, но не ваш. А у вас есть свой выбор: позволить этим проявлениям повлиять на вас или сохранить свою целостность. Выбирайте второе.
Об авторе: Рон Каруччи – соучредитель и партнер компании Navalent, которая консультирует топ-менеджеров по вопросам управления изменениями
Травля на работе: уволиться или наладить отношения?
Как не стать жертвой моббинга, буллинга и боссинга?
Моббинг, буллинг, боссинг. Эти загадочные слова означают всего лишь различные варианты организованной одним или несколькими людьми травли на работе неугодного им сотрудника. Думаете, вам это не грозит? Ошибаетесь. Потенциальной жертвой может стать любая из нас, а счет пострадавших от офисного террора идет на миллионы во всем мире.
Заговор против жертвы
Алла не понаслышке знает, каково это, когда коллектив отвергает и не пускает в свои дружные ряды. Когда-то она трудилась в компании, где основной контингент работников составляли дамы намного старше ее. Но вместо материнской заботы девушка столкнулась с игнорированием и открытой неприязнью коллег. И хотя работа ей нравилась и у начальства претензий к ней не было, Алле пришлось уволиться спустя несколько месяцев после начала заговора против нее.
Это типичный пример моббинга (mob — толпа), или преследования группой лиц одного человека. Как правило, цель моббинга и других видов психологического прессинга — добиться, чтобы у жертвы сдали нервы, и она позорно сбежала с «поля брани».
Основное отличие целенаправленной травли от обычных конфликтов и натянутых отношений с кем-либо — в ее постоянности и длительности, от нескольких недель до нескольких лет. Есть и другие признаки, по которым можно предположить, что против вас развязали войну. Например, регулярная критика, зачастую слишком мелочная или не содержащая никакой конкретики; насмешки и оскорбления; угрозы и откровенная клевета. От вас скрывают важную информацию либо не предоставляют ее вовремя; загружают делами, которые не слишком относятся к вашей компетенции; не приглашают на совместные коллективные мероприятия. Но если вам предъявляют обоснованные претензии по поводу действительно низкого качества вашей работы, списать их на травлю не удастся.
У человека, подвергшегося психологическому террору, могут появиться и неполадки со здоровьем: расстройства сна, физическое истощение, постоянные мигрени, депрессия и различные заболевания. Падает самооценка, появляется неуверенность в своих силах. На проблемах со здоровьем преследователи также не преминут раскинуть еще одну козырную карту: «Зачем держать сотрудника, который все время находится на больничном?».
Пять причин моббинга
Наиболее распространенных причин моббинга и его вариантов несколько.
Дарья Стасевич, психолог
В некоторых компаниях принята «дедовщина» новичков, это своеобразная традиция вхождения в коллектив. Когда вы пройдете этот этап, то все, скорее всего, образуется. На причины прессинга по отношению к себе можно посмотреть и с другой стороны. Возможно, подобные ситуации уже встречались в вашей жизни. Тогда необходимо разобраться, что в вашем поведении может провоцировать других на такое отношение. Например, вы привыкли играть роль жертвы и не умеете за себя постоять. Или слишком сильно отличаетесь от коллег — поведением, внешним видом, — и они вас не понимают и не принимают. Среди других причин — вы по незнанию или намеренно игнорируете устоявшиеся «правила игры» и не разделяете ценности группы; вы пришли в компанию по блату; на ваше место хотят посадить «своего» человека.
Буллинг: один на один
Когда начальник Майи, работавшей помощником судьи, попал на целый год в больницу в связи с тяжелой болезнью, его сотрудники были временно переведены на другой участок. Там женщине пришлось столкнуться с неадекватным поведением одной из коллег. «Она работала помощником моего нового руководителя и почему-то сразу меня невзлюбила, пакостила со страшной силой. То слухи за моей спиной распустит, что якобы я получила работу через постель. То умолчит о важной просьбе шефа, а сама нагло ему врала, что все мне передала», — делится Майя.
Это еще один вариант психологического террора — буллинг (bully — хулиган), или преследование одним человеком другого, обычно равного по статусу. Считается, что особенностью буллеров является постоянная жажда «свежей крови». Часто после того, как жертва, не выдержав издевательств, увольняется, нападающий принимается за следующего «барашка».
Как наладить отношения?
Если чувствуете, что против вас проводится целенаправленная масштабная акция, вы можете выбрать несколько стратегий борьбы. Главное — осознать, ради чего вы готовы сражаться.
Попробуйте дать решительный отпор агрессорам. Еще вариант — игнорировать нападки с расчетом на то, что рано или поздно от вас отстанут. Помогает и такой прием, как «внешнее согласие»: «Возможно, вы правы, я подумаю над этим». Иногда это производит эффект неожиданности: от вас ожидали вспышки гнева или жалких оправданий, а теперь у вас появляется шанс взять ситуацию под контроль.
Обратитесь за помощью к боссу. По большому счету, моббинг или буллинг возможно прекратить, если он предпримет соответствующие меры. В противном случае дальнейшая борьба за свои права может обернуться сражением с ветряными мельницами.
Вы также в состоянии предпринять определенные шаги для того, чтобы предупредить возможное негативное отношение к себе. При найме на работу узнайте, какова корпоративная культура и ценности компании, принята ли взаимопомощь, уважение друг к другу и т.д. Источники подобной информации — собеседования с менеджером по персоналу и будущим руководителем. Если вы нанимаетесь в фирму, чьей продукцией вам приходилось пользоваться, обратите внимание на то, как в магазинах этой организации относятся к клиентам. Ведь зачастую это является отражением стиля взаимоотношений внутри компании. Во время испытательного срока также можно узнать немало интересного. Например, о том, есть ли прессинг кого-либо из сотрудников. Если такое явление существует, сделайте соответствующие выводы.
Карина Хутаева, директор международного образовательного центра
Если вы встречаетесь с травлей на работе, держитесь спокойно и не опускайтесь до уровня преследователей. Не кричите и не запугивайте в ответ. Часто «нападающие» специально вас провоцируют, ожидая ответной агрессии, поскольку это предоставит им шанс ответить вам еще более сильной провокацией. Не рекомендуется плакать или показывать свою слабость, этого от вас ждут в первую очередь. Продолжайте качественно работать, ведь «доброжелатели» надеются увидеть вас сломленным, а когда вы раз за разом добиваетесь успеха, это воспринимается ими как поражение. Обязательно показывайте результаты своей работы начальству, чтобы обезопасить себя от злостных наветов о вашем непрофессионализме. И не позволяйте изолировать вас от лояльных коллег, поддерживайте с ними деловые и дружеские связи.
Наталья Веригина, бизнес-тренер
Жертвами буллинга или моббинга нередко становятся люди с заниженной самооценкой, поэтому важно работать над ее повышением. В этом поможет обращение к психологу, участие и победы в конкурсах профессионального мастерства. Часто преследованию подвергаются одиночки, держащиеся особняком от коллектива. Учитесь строить отношения с людьми — это позволит проще устанавливать контакт с коллегами и сформировать «армию союзников». Ими могут стать сотрудники не только из своего, но и из смежных отделов, а еще весомее — непосредственный руководитель. Учитесь отстаивать свою позицию, учитывая интересы всех сторон и принятые в компании «ритуалы», чтобы спорные ситуации не перерастали в жесткий конфликт. Не создавайте себе врагов своими же руками.
Боссинг: начальник — против
Противостояние Нины и ее начальницы тянется давно, и первопричину уже никто не вспомнит. Руководитель создает на работе невыносимую обстановку для своей сотрудницы. Ставит перед ней нереальные сроки выполнения задач, требует строгого соблюдения трудовой дисциплины, причем остальным даются значительные поблажки. Нина находится в постоянном стрессе, и от увольнения ее пока останавливает только еще больший страх остаться безработной.
В этом случае речь идет о боссинге (boss — шеф, босс), травле руководителем своего подчиненного. Фактически это тот же буллинг, но не горизонтальный, а вертикальный. Обычно он применяется тогда, когда для законного увольнения человека у босса не хватает весомых аргументов.
Как правило, на помощь коллег надежды у жертвы мало, ведь те отнюдь не горят желанием тоже попасть под карающий меч. Порой отношение шефа к кому-либо воспринимается подчиненными как наглядное указание к действию, в такой ситуации человек находится под перекрестным огнем травли буквально со всех сторон.
На вас могут давить, принуждая срочно написать заявление на увольнение по собственному желанию. Не принимайте никаких решений в спешке, вы имеете полное право взять паузу на раздумье. Если вы согласны уволиться с работы, попробуйте договориться об увольнении по соглашению сторон. Это предполагает, что обе стороны готовы на уступки друг другу. Вы уходите, а работодатель, если с ним удастся договориться, выплачивает выходное пособие в определенном размере. Ведь увольнение по собственной инициативе предполагает только компенсацию за неиспользованный отпуск.
Дарья Стасевич, психолог
Если шеф решил вас уволить, вам придется очень нелегко. Но ваш уход — не единственный вариант развития событий, хотя и очень вероятный. Можно попробовать перевестись в другой отдел этой же компании либо в другой филиал или даже регион, если есть такая возможность. Можно обратиться за помощью к вышестоящему начальству или в суд. Также есть городская и районные трудовые инспекции. Важно предоставить документальные свидетельства нарушения ваших прав — подойдут диктофонные записи разговоров с начальством, различная переписка, трудовой договор и т.д.
Как управлять токсичными сотрудниками
Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.
Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.
Кто такие токсичные сотрудники
Термин «токсичность», применимый к общению и людям, появился не так давно. В 2018 году его назвали словом года в Оксфордском словаре. Четкой трактовки термина нет, но обычно предлагается лишь перечисление признаков характера и поведения людей, которых другие называют токсичными.
Токсичность — синоним «ядовитости», поэтому токсичными называют тех людей, которые могут «отравить» атмосферу в коллективе или настроение собеседника, причем без какой-то особой причины и цели, а своим привычным поведением.
Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.
Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.
Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников
Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.
Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.
Игнорирует корпоративные ценности
Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.
Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.
Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.
В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.
Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA
Считает себя лучшим
Человек уверен, что никто лучше него не справится с любой задачей. Подобное мышление проявляется и в отношении к коллегам — зачастую «лучший» пренебрежительно отзывается о результатах чужой работы, видит в них ошибки, постоянно критикует деятельность окружающих. Дождаться от него похвалы сложно. Даже если он и заметит что-то хорошее, то в оценке все равно сделает акцент на плохом.
Такие сотрудники искренне считают, что лучше них никто не справится с поставленными задачами. Поэтому вместо грамотного делегирования будут сидеть сутками и выполнять все самостоятельно. А если вдруг попробуют что-то перепоручить, то будут контролировать досконально каждый шаг и вздох исполнителя, задавать миллион вопросов и обвинять людей в некомпетентности. В командах, которыми руководят такие специалисты, нет согласованности и организованности, сильная «внутренняя бюрократия».
Мы столкнулись однажды с таким случаем. Находить общий язык с коллективом и руководством человек отказался, предпочитая делать акцент на своем мнении. С сотрудником пришлось расстаться».
Александр Бочкин
генеральный директор «Инфомаксимум»
У него негативное отношение ко всему
Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.
Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.
Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.
Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.
Он постоянно все критикует
Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.
Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.
Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.
У него есть склонность к интригам
В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.
Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.
Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.
У него много активности, но мало результатов работы
Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.
Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.
Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.
Такие люди есть в каждом коллективе, независимо от размера компании и ее специфики. Я знаком с подобной ситуацией. Анализ загруженности отдела крупной проектной организации показал, что у одного сотрудника продуктивность составила 13 %! Практически все свое свободное время он тратил на выполнение «левых» заказов, общение в соцсетях и чтение новостных лент, предпочитая решать свои задачи чужими руками.
Александр Бочкин
генеральный директор «Инфомаксимум»
Он не принимает ответственность
В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.
Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.
Как бороться с токсичными сотрудниками
Расстаться с токсичным коллегой не всегда возможно. Порой задач слишком много и нет возможности выделять ресурсы на поиск нового сотрудника. Поэтому руководителю приходится учиться управлять такими работниками. Ключевое в этом процессе — снизить ущерб для компании и попытаться направить токсичного сотрудника в продуктивное русло.
Ищите причины токсичного поведения
Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.
Начать стоит с разговора, лучше тет-а-тет и в обстановке, когда от беседы ничего не будет отвлекать. Разговаривать при других сотрудниках не стоит, токсичный работник может начать «играть на публику», и коммуникация не будет эффективной.
Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.
Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.
Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect
Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.
Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.
Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.
Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.
Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io
Дайте обратную связь
Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.
Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.
Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.
Будьте аккуратнее с ярлыками
Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.
Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.
Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.
Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.
Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly
Если не получается — расставайтесь
Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.
Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.
Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.
Анастасия Боровская
директор «Русской Школы Управления»
Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.