Неспортивный ребенок что делать
Спортивные советы для неспортивных детей
Родители всеми силами стараются поддержать в своих чадах здоровый дух, а заодно и развить здоровое тело. А что делать, если ребенок ну совсем далек от мира спорта или же может посещать далеко не все спортивные секции? О неспортивных детях и о некоторых проблемах, связанных с ними, мы поговорим сегодня.
«Неспортивный»?
Хотелось бы начать с самого понятия «спорт». Его очень любят употреблять, тем более что сейчас среди взрослых очень моден спортивный стиль жизни. Но это не просто стиль жизни с хождением в фитнес-клуб раз в неделю и соблюдением диеты, это, в первую очередь, достижение спортивных результатов за счет здоровья.
В последнее время спорт у нас очень помолодел – ранняя спортивная специализация начинается сейчас фактически с 4–5 лет. Будь то большой теннис, хоккей или футбол. А это для малышей все-таки тяжелый спорт, с опасностью травм и перегрузок. Но все же, многие родители хотят видеть свое чадо «настоящим спортсменом», а еще лучше – видеть его спортивные достижения.
Если вы решили отдать ребенка в большой спорт, то, прежде всего, обратите внимание на его здоровье. Да не просто обратите, а покажите его врачу – он подскажет, что можно, а что категорически запрещено.
К сожалению, не все родители, перед тем как записать драгоценное чадо в ту или иную секцию, консультируются хотя бы с терапевтом. А ведь именно от врача, от того, насколько он грамотно и ответственно подойдет к выбору спортивного направления, зависит будущее здоровье ребенка.
Кто выбирает спортивное направление для малыша? Сам кроха? – всего в процентах десяти. В остальных случаях за него решают родители: это может быть дань моде (помните, как все повально были каратистами и дзюдоистами?), а может, просто секция расположена рядом с домом или школой.
Если ребенок не хочет?
Желание или нежелание заниматься спортом в первую очередь зависит от позиции родителей. Не привили любовь, сами лежите на диване и смотрите телевизор? – не ждите, что ваше чадо вместо этого пойдет гонять мяч или будет садиться на шпагат.
Отказ от спорта – самостоятельное решение, и самое глупое, что можно сделать в данной ситуации – это заставить малыша ходить на какие-либо тренировки.
В первую очередь нужно попытаться заинтересовать ребенка в двигательной активности – и собственным примером, и советами специалиста. Также поощряйте активный отдых и игры со сверстниками на свежем воздухе.
У тебя все получится!
Спорт — не только физические, но еще и эмоциональные сверхнагрузки, с которыми далеко не каждый взрослый может справиться. А что говорить о ребенке! Очень тяжело все время быть на высоте, трудно смириться с поражением.
Считается, что спорт закаляет характер, но мы же говорим о ребенке, характер которого только формируется. Поэтому со спортом, особенно, что касается психических нагрузок, нужно быть осторожными.
Психологи считают, что в играх, в занятиях спортом и в любой деятельности ребенком руководит его врожденное стремление к победе, к успеху. Поэтому основная причина нежелания детей заниматься спортом – это отсутствие надежды на победу, а значит, запрограммированный страх неудачи, поражения и насмешек.
Куда отдать?
Самым безопасным, а к тому же приятным и полезным вхождением в спорт является плавание. К тому же плавание советуют деткам с проблемами с осанкой.
Подобрать секцию под физические особенности ребенка вам поможет доктор, а вот с психологическими аспектами никто не справится лучше, чем сами родители. Если малыш несколько флегматичен и медлителен, то не нужно отдавать его в командные виды спорта (баскетбол, хоккей, футбол). Кроха будет пропускать мячи (тем самым может вызвать неприязнь друзей по команде), может из-за невнимательности получить травму. Плавание – как раз для него. Однако все-таки внимание и реакцию такому малышу надо развивать. Выход – привести в секцию тенниса, спортивной гимнастики. Да пусть просто с друзьями играет в пинг-понг – это его разовьет и сделает более быстрым.
Малыш-непоседа – вечная проблема родителей. Куда такого отдать? В принципе, куда угодно, лишь бы выплескивал море своей энергии в нужное русло. В непоседах нужно развивать желание получить результат, а то они большие любители бросать все на полпути. Отдайте их в командные виды спорта – не пожалеете!
Есть детки, которые уже с пеленок отличались от всех окружающих, упрямились, доказывали всем свою точку зрения, не хотели ходить в детский сад в одинаковой кофточке «как у Сашки», чтобы не быть «как все». Таким деткам идеально подойдет что-то неординарное – верховая езда, фехтование или спортивные танцы.
Ребёнок не хочет заниматься в секциях? Тренер спортивной школы о причинах лени и низкой мотивации
Современные родители очень озабочены воспитанием успешных, счастливых и здоровых детей. С этой целью они разносторонне развивают подрастающее поколение: отдают детей в разные секции, приучают к занятиям спортом, следят за правильным образом жизни. Но очень часто мамы и папы сталкиваются с тем, что принято называть « капризами » и « выкидонами » детей: те отказываются идти на тренировки, ленятся, спорят с родителями.
Что делать в такой ситуации? Как справляться с низкой мотивацией детей, ленью, где искать причины такого поведения? Приглашённый эксперт портала «Где мои дети», тренер спортивной школы с 12-летним стажем, эксперт в спортивной психологии и консультант родителей спортсменов по достижению детьми успехов и побед, Алёна Новикова поделилась своим личным профессиональным опытом, чтобы направить родителей в этом непростом деле и помочь им найти корни проблемы.
Алёна Новикова,
тренер по каратэ, эксперт в спортивной психологии:
Работая тренером в спортивной школе, с мотивацией и ленью мне приходится сталкиваться каждый день. Есть у меня две истории из практики, которые запомнятся мне надолго. Я хочу поделиться ими с вами. Имена героев изменены. Суть историй в том, что за ленью и нежеланием что-либо делать порой стоят скрытые причины.
Иногда проблемы низкой мотивации лежат на поверхности — говорите с детьми и слушайте их
Первая история о юном спортсмене Саше. По моему мнению, в спорте его ожидали успехи, так как ему легко давалась новая техника. На занятиях Саша показывал великолепные результаты, но всегда был очень сдержанными мальчиком и не проявлял эмоций.
Перед очередной тренировкой состоялся разговор с мамой Саши, к которому я не была готова.
«Алёна Юрьевна, Саша больше не хочет ходить на каратэ! » — мама Саши была очень расстроена.
Я сама не понимала причин для того, чтобы бросать мальчику спорт, но уважаю мнение каждого и не имею привычки переубеждать или принуждать посещать занятия. Считаю, что существует достаточно хобби и сфер, где можно реализоваться как детям, так и взрослым. Поэтому я стала предлагать другие виды спорта.
«Вы меня не поняли… Саша вообще ничего не хочет: ни плавания, ни баскетбол. Сидит в комнате за компьютером и всё », — мама Саши наотрез оборвала мои предложения.
Она понятия не имела, в чём причина. Я предложила прийти в следующий раз вместе с Сашей и попробовать узнать причины столь резкого отказа от занятий.
Во время следующей беседы Саша сказал, что каратэ для него имеет большое значение. Он категорически не хочет заниматься баскетболом и ходить на плавание. И что именно поэтому он убивает своё свободное время, сидя за компьютером. Далее Саша объяснил, что на тренировках по каратэ ему не нравится, что ему больно, когда отрабатывают удары в парах. Маме он стеснялся об этом говорить, т. к. мама воспитывает его быть сильным и смелым.
После разговора всё встало на свои места! Я предложила Саше индивидуальную работу: дисциплину ката и упражнения без партнёра. Он с радостью согласился и уже через год показал великолепные результаты. Мы выиграли первенство России по ката.
Эта история учит более внимательно относиться к желаниям детей, больше с ними разговаривать, прислушиваться и чувствовать их. Я рада, что состоялись эти беседы, что спортсмен смог реализоваться и не закрылся в себе.
Чтобы помочь детям преодолеть лень, станьте для них примером и опорой
Вторая моя история о том, что поддержка семьи является огромным толчком к успехам юного спортсмена.
Всё произошло в период карантина, когда спортивные школы были закрыты, а дети и родители большую часть времени проводили дома. Наши тренировки проходили online, а задания для самостоятельной работы я высылала на почту.
Я стала замечать, что одна из моих лучших воспитанниц стала пропускать тренировки и не выполняла домашние задания. Первым же решением было позвонить родителям:
«Здравствуйте, Татьяна Николаевна, как у Ани здоровье? Она начала пропускать тренировки… »
По словам мамы, Аня не хочет заниматься дома, ей лень, её всё отвлекает. Девочка считает, что дома тренировки совершенно бесполезны.
Также я поинтересовалась, как проходят домашние тренировки. Мама Ани рассказала, что вечером они всей семьей смотрят телевизор, а после 18:00 часов вечера Аня отправляется заниматься в свою комнату. Я предложила Татьяне Николаевне поддержать Аню в спорте и вместе с ней выполнять простые упражнения. Конечно, маме Ани эта идея пришлась не по душе. Ей не хотелось отрываться от домашних дел. И всё же ради успехов своей дочери она согласилась.
Через две недели мне позвонила радостная Татьяна Николаевна со словами благодарности: « Я в восторге! Мы с дочкой каждый день бегаем, с утра делаем зарядку. Я давно хотела прийти в форму, но руки не доходили. А тут в компании намного легче, да и в глазах дочери хочется выглядеть хорошо, не бросать начатое на полпути. Спасибо Вам! »
Когда начался карантин, ребёнку стало лень самостоятельно заниматься. На фоне семейного отдыха, Ане было тяжело себя заставить делать упражнения. А когда мама начала заниматься вместе с дочкой и показала на личном примере целеустремлённость и характер, девочке стало легче и даже интереснее. После завершения карантина Аня успешно выступила на соревнованиях, а мама продолжила дальше заниматься спортом.
Вот, что значит поддержка внутри семьи. Порой мы недооцениваем значимость семьи и не связываем это с желанием ребёнка заниматься спортом, посещать секции, отрабатывать упражнения дома. А ведь каждый ребёнок стремится к единению со своими родителями. Когда семья — это команда, каждое событие проживается вместе гораздо дружнее, нежели по одиночке!
Смотрите и читайте ещё больше материалов по теме:
Неспортивный ребенок что делать
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Особенности поведения практически каждого ребенка – чрезмерная активность, любознательность.
Статья:
Особенности поведения практически каждого ребенка – чрезмерная активность, любознательность. У некоторых детей эти черты особенно ярко проявляются, вызывая ряд опасений у родителей. Следует ли настораживаться при повышенной подвижности малыша? Что такое гиперактивный ребенок, как проводится диагностика СДВГ и как реагировать на такой диагноз? Какими последствиями грозят не совсем обычные особенности поведения любимого чада? Вопросов у родителей собирается не так уж и мало, поэтому лучше внимательно изучить основные признаки нарушений психики, правила воспитания малыша, узнать, что думают об этом психологи.
Диагностика СДВГ
Родители должны помнить – чем раньше отправиться с визитом к неврологу, тем быстрее получится диагностировать нарушения в развитии ребенка и предпринять необходимые меры. Первые звоночки можно обнаружить даже в год, для этого нужно проявить только некоторую наблюдательность.
Обязательно рассказать врачу, кто в семье страдал от подобного диагноза, дать малышу точную характеристику. Даже малейшие изменения подробно описать специалисту – плохой сон, повышенную возбудимость, особенности поведения.
Основные методы, используемые для диагностики СДВГ:
В особо сложных случаях проводят аппаратные исследования – электроэнцефалографию или магнитно-резонансную томографию. Манипуляции совершенно безвредны, не вызывают неприятных ощущений или боли у малыша.
Что такое гиперактивность
Гиперактивность – нарушения в работе головного мозга ребенка (нередко встречается СДВГ также у взрослых), вызывающие изменения в поведении и провоцирующие повышенную возбудимость. Медицинская статистика гласит, что примерно у 7–9% детей наблюдается проявление, угрожающее серьезными проблемами при отсутствии правильного реагирования. У девочек синдром гиперактивности диагностируется значительно реже, чем у мальчиков.
Причины
СДВГ принято считать заболеванием, хотя это не совсем так – если взрослые правильно последуют советам психолога, малыш перерастет это состояние, и ничем не будет отличаться от своих сверстников. Основные причины проявления – сложности, возникающие у женщины в период беременности.
Токсикоз, высокое давление приводят к внутриутробной гипоксии плода. Это неминуемо отражается на развитии головного мозга и приводит к нарушениям его работы.
Провоцирующие факторы
Есть ряд факторов, которые напрямую связаны с развитием ребенка, особенно его психикой. Если будущая мама в продолжение беременности увлекалась сигаретами, часто нервничала, подвергалась стрессам или продолжала тяжело работать, можно с уверенностью предположить, что именно это отразилось на нервной системе малыша.
В группу риска также входят дети, появившиеся на свет путем кесарева сечения, при слишком затяжных или, наоборот, стремительных родах. Наложение щипцов также способно вызывать проблемы с развитием головного мозга малыша.
Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Есть несколько разновидностей СДВГ, которые позволяют точно определить клиническую картину и предпринять наиболее эффективные шаги для устранения проблемы. Классификация синдрома:
Синдром также бывает двух видов – первичный, когда патологии развития головного мозга возникают еще в материнской утробе, и вторичный – причинами проявления являются заболевания или травмы уже после рождения ребенка. Редко, но наблюдаются тяжелые формы СДВГ, которые сопровождаются дополнительными симптомами в виде недержания мочи, нервного тика, нарушений речи, мелкой моторики.
Симптомы
Определить нарушения развития и поведения сложно, но при некоторой наблюдательности родители способны заподозрить проблему. Даже незначительных симптомов достаточно, чтобы немедленно отправиться к специалисту, рассказать о своих подозрениях, пройти необходимые исследования.
Лечение применяется только после точного диагностирования – самостоятельно применять какие-либо меры, даже самые щадящие, категорически запрещено. Допущенные ошибки грозят стремительным развитием проявления.
У новорожденных
У детей до года определить проявление очень сложно, для этого требуются специальные исследования. Насторожить родителей должны такие признаки:
Еще один признак – груднички постоянно плачут и капризничают даже после кормления или продолжительного сна.
У детей в 2-3 года
У ребенка 3 лет нарушения психики более ярко выражены, чем у новорожденных, поэтому родители без труда могут обнаружить тревожные признаки. На синдром гиперактивности указывают такие симптомы:
Еще один признак синдрома, который часто наблюдается у малыша в 4 года – неспособность усидеть на одном месте, ребенок часто вскакивает и начинает хаотично бегать по комнате.
У школьников
Определить у ребенка 6 лет СДВГ можно по ряду признаков, которые доставляют родителям немало беспокойства. Основные симптомы проявления:
Частая смена настроения – еще один признак, с высокой точностью указывающий на проблемы с психикой.
Норма или патология – ложная гиперактивность
Нередко случается, что настоящую гиперактивность путают с ложной, ведь все дети довольно активны и по-разному проявляют свой характер. Именно поэтому не следует делать скоропалительных выводов и отказываться от визита к психологу. Только специалист способен с точностью определить, нормальным ли является поведение ребенка и как воздействовать на проявление.
Когда проявляется
Проявляться синдром гиперактивности способен еще с младенческого возраста, но наиболее ярко признаки нарушений развития обнаруживают себя в 4-6 лет. Родителям не рекомендуется самостоятельно решать, насколько поведение малыша отличается от нормы – только визит к специалисту способен с точностью определить тревожную патологию.
Как воспитывать
Справиться с проявлением можно только комплексным подходом. Для этого специалисты рекомендуют использовать специальные развивающие игры, заниматься спортом, даже прибегнуть к диете. Настроиться нужно на продолжительное лечение – нередко на избавление от патологии уходят годы.
Спорт для гиперактивных детей
Активное занятие спортом – один из способов выплеснуть избыточную энергию. Рекомендуется записать ребенка в спортивную секцию – на плаванье, гимнастику, спортивные танцы. Обязательно предупредить тренера о гиперактивности и необходимости своевременно вмешиваться в конфликты детей. Верховая езда также принесет немало пользы, но лучше посещать клуб вместе со своим любимым чадом – это станет для него неплохой поддержкой.
Правила для родителей
Что делать родителям, и какие правила соблюдать? Основное правило для взрослых – ни в коем случае не пытаться заставить малыша. Если медицинские советы рекомендуется выполнять безукоризненно, лучше пытаться изменить режим постепенно, заранее подготавливая свое чадо к некоторым нововведениям.
Как успокоить
Если ребенок сильно возбужден и не может самостоятельно справиться со своими эмоциями, родителям рекомендуется вывести малыша в другое помещение, тихое и спокойное. Других взрослых или детей быть здесь не должно. Дать своему чаду воды, погладить, проявить беспокойство о его состоянии. Малыш должен почувствовать, что о нем тревожатся, не осуждают.
Перед сном отказаться от подвижных игр, лучше спеть вместе песенку, почитать сказку. Просмотр мультфильмов не приветствуется, даже самые безобидные сюжеты способны повлиять на эмоциональное состояние гиперактивных детей.
Упражнения
Гимнастика, особенно систематические занятия, позволяет за короткое время снизить активность ребенка – приходит в норму ночной сон, вырабатывается координация движений, исчезают частые истерики. Добиться положительных результатов получится только под контролем специалиста – каждый комплекс занятий тщательно обговаривается с невропатологом и педиатром. Обязательно сообщать специалисту обо всех достижениях или неудачах, обговаривать новые упражнения, выяснять, чему уделить больше внимания.
Советы психолога
Для родителей, ребенок которых отличается повышенной активностью, у психологов есть ряд рекомендаций, помогающих без особых сложностей справиться с нежелательными проявлениями. Основные правила:
Главное правило – всегда показывать ребенку, что он небезразличен взрослым, поощрять его, хвалить, даже если повод совсем незначительный.
СДВГ – проблема, с которой нужно бороться настойчиво и упорно, причем делать это нужно сообща, участвовать должны родители, родные люди, учителя, даже знакомые. Только таким образом получится справиться с проявлением, которое во взрослой жизни может причинить немало проблем – дети вырастают с неустойчивой психикой. Всего за год-два у родителей получится справиться с любыми симптомами и проявлениями гиперактивности, но для этого придется приложить немало терпения.
Неспортивный ребенок что делать
Практикующий социальный психолог. Специализируется на работе со школьниками.
Злиться — это нормально
Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.
Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.
Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта. Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично.
Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя.
Как проявляются приступы злости у детей
В зависимости от возраста дети выражают агрессию по-разному:
Как бы ребёнок ни проявлял злость, важно разобраться в причинах происходящего, решить конфликт здесь и сейчас и предотвратить агрессию в будущем.
Почему ребёнок злится
Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.
Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».
Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии.
Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.
Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.
«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату.
Как помочь справиться со злостью
Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так.
Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.
Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».
Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что. », «Ты сейчас зол из-за того, что. », «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.
Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.
Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.
Как помочь предотвратить агрессивное поведение
Вот профилактические меры.
Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.
Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.
Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.
Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.
Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.