Несколько органов образуют что

Несколько органов образуют что

Подробное решение параграф 4 по биологии рабочая тетрадь для учащихся 8 класса, авторов Т.С. Сухова, Н.Ю. Сарычева 2016

Задание 1. Человек – биосоциальное существо. Объясните, в чем это проявляется.

Человек – биосоциальное существо. Биологическое в человеке – это то, что дано ему от природы (возраст, пол, вес, внешность, инстинкты, темперамент и т.д.). Он рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Социальное в человеке – это то, что приобретается им в процессе жизни в обществе (речь, мышление, культурные навыки, навыки общения и т.д.). Главное отличие – это сознание. Сознание – это отражение в головном мозге человека окружающего мира. Сознание включает в себя психику (чувства, память, эмоции, волю) и мышление.

Задание 2. Человеку свойственны признаки живых существ:

— обмен веществ – дыхание, питание, выделение;

— возбудимость – проведение нервных импульсов

— движение – перемещение в пространстве

— рост – увеличение размеров тела

— развитие – изменение качественных показателей

— размножение – увеличение числа особей

— наследственность – передача признаков потомкам

— изменчивость – изменение признаков

Задание 3. Организм человека – биологическая система, имеющая несколько уровней организации. Назовите эти уровни.

К уровням организации живой материи относят:

Задание 4. Перечислите органы, расположенные в каждой из этих полостей.

Черепная полость – мозг человека.

Грудная полость – сердце, легкие, трахея, бронхи.

Брюшная полость – желудок, желчный пузырь, селезенка, кишечник.

Задание 5. Используя свои знания о строении организма млекопитающих животных, из представленного ниже списка органов выберите номера тех, которые соответствуют каждой из названных систем органов.

Нервная система №1, 14, 16, 17

Кровеносная система №2, 4,

Пищеварительная система №8, 10,

Половая система №15, 18

Выделительная система №6, 12, 13,

Опорно-двигательная система №3, 5, 7, 9, 11

Задание 6. Орган образован тканями. Обоснуйте данное утверждение конкретным примером.

Головной мозг образован нервной тканью.

Вставьте недостающие слова.

Сердце – орган кровеносной системы; расположено в грудной полости; выполняет функцию перекачивания крови; образовано поперечно-полосатой мышечной тканью.

Задание 7. Используйте результаты проведенного вами исследования тканей под микроскопом для доказательства взаимосвязи строения ткани и выполняемой ею функции.

Эпителиальная ткань образует слой клеток, из которых состоят слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей организма. Через эпителий происходит обмен веществ между организмом и внешней средой. В эпителиальной ткани клетки плотно прилегают друг к другу. Межклеточное вещество, как правило, неразвито. Благодаря этому создается преграда для проникновения в организм микроорганизмов, вредных веществ.

Особенностью соединительной ткани является сильное развитие межклеточного вещества. К соединительной ткани относят кровь, лимфу, хрящевую, костную и жировую ткани. Основными функциями соединительной ткани является трофическая (пищевая) и опорная. Кровь и лимфа – это жидкие соединительные ткани, которые, осуществляя перенос веществ по всему телу, обеспечивают питание, дыхание, иммунитет тканей, органов и взаимосвязь между органами.

Задание 8. Клетка – универсальная единица строения живых организмов. Клетка обладает всеми свойствами живого. Перечислите эти свойства.

К свойства клетки относятся:

1. Движение цитоплазмы;

6. Способность к регенерации.

Несколько органов образуют что. Смотреть фото Несколько органов образуют что. Смотреть картинку Несколько органов образуют что. Картинка про Несколько органов образуют что. Фото Несколько органов образуют что

Ядро клетки несет наследственную информацию. За передачу наследственных признаков и свойств от родителей потомству ответственна ДНК, находящаяся в ядрышке.

Задание 9. Клетки, ткани, органы и системы органов функционируют как единое целое. Докажите на конкретном примере, что организм – единое целое.

Источник

Органы, системы органов. Организм — единое целое

Органы — это анатомически обособленные части организма. Глаз, сердце, почка, мышца — все это органы. Каждый орган имеет свою, только ему присущую, форму и занимает в организме определенное место. В зависимости от функций разным может быть и строение органа. Сравните сердечную и скелетную мышцы. Сердце перекачивает кровь, скелетная мышца перемещает кости. Или сопоставьте форму зубов — клыки резко отличаются от коренных зубов. Эти отличия, без сомнения, являются следствием выполнения разных функций. Таких примеров можно привести огромное количество.

В образовании органов участвуют различные ткани. Но их роль неодинакова, и лишь одна из тканей является ведущей, рабочей. Так, сердце состоит из эпителиальной, волокнистой соединительной, поперечнополосатой мышечной и нервной тканей. Сердечная поперечнополосатая мышечная ткань является преобладающей — рабочей.

Вне организма орган, как правило, работать не может, ведь он — часть целого организма. Между тем, как вам известно, организм может обходиться безнекоторых органов. Например, хирургическое удаление зуба, почки не приводит к гибели организма.

Системы органов

Органы, выполняющие общие функции, объединяются в системы органов — дыхательную, сердечно-сосудистую, пищеварительную, выделительную и др.

В тех случаях, когда две или несколько систем объединяются для выполнения определенных функций, их называют аппаратами: например, опорно-двигательный (костная и мышечная системы), мочеполовой (мочевыделительная и половая). Органы, входящие в состав аппарата, связаны между собой выполняемой функцией, но могут иметь разное строение и (или) происхождение.

Организм — единое целое

Все системы органов тесно взаимодействуют и образуют целостный человеческий организм — динамическую систему, находящуюся в тесном контакте с окружающей средой. Существование организма было бы невозможным, если бы он не реагировал на дефицит воды и пищи, изменения параметров окружающей среды (температуры, концентрации кислорода и углекислого газа).

Поведение человека направлено на удовлетворение биологических и социальных потребностей, на защиту от вредных воздействий среды и приспособление к ним. Из собственного жизненного опыта вы знаете, что игра в футбол, пробежка на лыжах и другие физические нагрузки приводят к возрастанию частоты сердцебиений, изменению характера дыхания, потоотделению. Спустя непродолжительное время после нагрузки все описанные изменения исчезают. Организм возвращается к прежнему исходному состоянию — экономному функционированию всех систем жизнеобеспечения.

Из этого следует, что наш организм является единым целым. Его системы взаимосвязаны и создают оптимальные условия для жизнедеятельности составляющих его клеток.

Наш организм состоит из огромного числа разнообразных по форме, размерам и функциям клеток. Несмотря на высокую специализацию (структурные изменения клеточных элементов в соответствии с выполняемой функцией), все они имеют общий принцип строения (плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды) и обладают основными свойствами живого (обмен веществ и энергии, раздражимость, возбудимость, проводимость, секреция, деление и др.), включая поддержание постоянства внутренней среды клетки.

Плазматическая мембрана отделяет клеточное содержимое от внешней среды и регулирует поступление в клетку и выведение из нее различных веществ. Органоиды и ядро обеспечивают жизненные функции клетки.

Сходные по строению, функциям и происхождению клетки формируют ткани. По характеру деятельности (специализации) все ткани подразделяются на четыре группы: нервную, мышечную, эпителиальную и ткани внутренней среды.

Из тканей образованы органы — анатомически обособленные части организма. Органы, совместно обеспечивающие выполнение одной или нескольких функций, объединяются в системы органов (дыхательную, кровеносную, пищеварительную и др.). Из систем органов образован целостный организм, способный противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, которые несовместимы с жизнью отдельной клетки или системы.

Источник

ГДЗ биология 7 класс Константинов, Бабенко Вентана-Граф Задание: 8 Строение и жизнедеятельность кишечнополостных

Стр. 49. Вспомните

№ 1. Какой процесс называют оплодотворением?

Оплодотворением называют процесс, при котором происходит слияние мужской половой клетки – сперматозоида и женской половой клетки – яйцеклетки, в результате чего образуется зигота – начало нового организма.

№ 2. Какие виды симметрии существуют у животных?

У животных существует два типа симметрии тела: радиальная (лучевая) и двусторонняя (билатеральная). Также есть животные, тело которых несимметрично, например, брюхоногие моллюски.

Стр. 54. Вопросы после параграфа

№ 1. Охарактеризуйте основные черты строения представителей типа Кишечнополостные.

Тип Кишечнополостные относится к подцарству Животные. Его представители – это настоящие высшие многоклеточные животные, для которых характерна лучевая симметрия тела. Все представители этого касса обладают целым рядом основных черт, к которым относятся:

Двуслойное строение (наружный слой – эктодерм, внутренний – энтодерма);

Наличие кишечной (гастральной) полости, которая сообщается с внешней средой с помощью ротового отверстия;

Нервная система диффузного типа;

Мешковидная форма тела;

Наличие стрекательных клеток, которые необходимы им для защиты от нападений врагов и захвата добычи.

№ 2. Установите взаимосвязь строения различных типов клеток гидры и осуществляемых ими функций.

Как и у всех других многоклеточных животных, в теле гидры присутствуют разные типы клеток, которые выполняют различные функции. Из-за этого и строение ее тела может быть различно.

Итак, тело гидры имеет лучевую симметрию и состоит из двух слоев клеток – эктодермы (наружного слоя) и энтодермы (внутреннего слоя), между которыми располагается мезоглея. В свою очередь эктодерма состоит из нервных, стрекательных, эпителиально-мускульных, промежуточных и половых клеток. Энтодерма – из железистых и пищеварительно-мускульных клеток.

Эпителиально-мускульные или кожно-мускульные клетки выполняют покровную функцию. Они также имеют мышечные отростки, при помощи которых обеспечивается движение гидры. Стрекательные клетки имеют капсулу, которая заполнена ядом, парализующим жертву. Внутрь капсулы погружена стрекательная нить, а на поверхности каждой такой клетки есть чувствительный волосок (книдоциль). Если к этому волоску прикасается жертва, то стрекательная нить выбрасывается наружу и попадает в ее тело.

Нервные клетки обладают длинными отростками и ими соединяются друг с другом, образуя нервную сеть. Они отвечает за реакции организма гидры на раздражитель из внешней среды, провоцируя сокращение ее тела. Железистые клетки вырабатывают ферменты, которые нужны для переваривания пищи в кишечной полости. Такой процесс называется внутриполостным пищеварением.

Пищеварительно-мускульные клетки имеют ложноножки и жгутики. При помощи жгутиков происходит перемещение воды с частичками пищи, а при помощи ложноножек – ее захват. Дальнейшее переваривание называется внутриклеточным пищеварением, потому что происходит в пищеварительных вакуолях.

Промежуточные или неспециализированные клетки в строении гидры способны превращаться в любой тип клеток, а также обеспечивают регенерацию у кишечнополостных.

№ 3. На примере одного из представителей кишечнополостных объясните, почему у животных встречается лучевая симметрия.

Лучевая симметрия тела является общим признаком организмов, которые ведут малоподвижный или прикрепленный образ жизни. Например, у гидры щупальца имеют особый порядок расположения по отношению к оси его симметрии, при котором просто расходятся от нее, словно лучи солнца. Таким образом, гидра может защищаться от нападений врагов со всех сторон своего тела и улавливать пищу в равной степени.

№ 4. Сравните особенности жизнедеятельности кишечнополостных и простейших. Сделайте вывод об уровне организации кишечнополостных.

Представители простейших и кишечнополостных обитают в водной среде и имеют клеточное строение. Являются эукариотами, потому что их клетки имеют ядро. По типу питания большинство из них гетеротрофы. Дыхание и у простейших, и у кишечнополостных происходит через всю поверхность их тела.

Кишечнополостные являются многоклеточными животными, которые имеют лучевую симметрию тела. Их тело состоит из двух слоев – внутреннего (энтодермы) и внешнего (эктодермы), между ними располагается мезоглея. В эктодерме содержатся стрекательные клетки, которые служат кишечнополостным для охоты за добычей и для защиты от врагов.

В основном все представители кишечнополостных – хищники. У них есть кишечная полость, в которой переваривается пища и которая сообщается с окружающей средой с помощью рта. Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу также через рот.

Дышат кишечнополостные всей поверхностью тела. Размножение возможно как бесполым, так и половым путем. Бесполый происходит способом почкования. При половом из оплодотворенной яйцеклетки развивается организм в личиночной стадии, который потом превращается в полип. Несколько полипов образуют колонии или отпочковывают медуз. В дальнейшем происходит чередование формы прикрепленного полипа и свободноживущей медузы.

№ 5. Используя информационные ресурсы, подготовьте обзор роли кишечнополостных в природе, их практического значения для человека.

Кишечнополостные обитают практически в любом уголке нашей планеты: в пресноводных водоемах, на поверхности и в глубинах океанов, в тропиках и полярных областях, а также в толще разнообразных грунтов. И на сегодняшний день изучено около 9 000 видов таких живых организмов. Они являются важнейшим звеном цепочки питания в Мировом океане и регулируют численность ракообразных и рыб.

Кроме того, кишечнополостные способствуют повышению биопродуктивности водных объектов и формируют биоценоз морей. Из-за того, что питаются они взвешенной органикой, способствуют очищению водоемов. Например, гидры, которые обитают в пресных водоемах, очищают их воды от органики. А коралловые полипы актиния, которые питаются не только водорослями, но и бактериями, и простейшими животными, выполняют функцию природных фильтров.

Колониальные полипы – представители кишечнополостных – образуют коралловые рифы на мелководье в тропических лесах. А из кольцеобразных рифов образуются атоллы – острова тропических морей. Коралловые полипы участвуют в круговороте кальция в природе, служат убежищем для водорослей-симбионтов, образуют осадочные породы.

Значимую роль кишечнополостные играют и в симбиозе с другими организмами. Например, при симбиозе рыб-клоунов и актиний, рыбы ухаживают за ней, очищая от мусора и остатков пищи. А актиния питается остатками добычи рыб-клоунов.

Однако есть среди кишечнополостных и паразиты животных. Например, личинки медузы кунина и куноктанта могут прикрепляться к зонтику других медуз, забирая из их желудка своими щупальцами пищу для себя.

Значимы кишечнополостные и в промышленной деятельности человека. Например, в пищу используются некоторые виды медуз, промысел которых налажен в Японии и Китае. Из коралловых полипов изготавливают различные украшения, предметы интерьера и искусства. А ветки кораллов часто можно увидеть в качестве сувениров. Из красных и черных кораллов производят дорогие ювелирные изделия.

Также коралловый известняк служит хорошим строительным материалом, из которого получают известь. Не редко в современной медицине используют медуз и гидроидных полипов, как для проведения лабораторных исследований, так и для получения биологически активных веществ.

№ 6. Занесите сведения о строении кишечнополостных в таблицу, составленную при изучении систем органов животных.

Источник

§ 4. Органы, системы органов. Организм — единое целое

1. Ключевые вопросы.

1. Дайте определение понятий «орган» и «система органов».

Органы — это анатомически обособленные части организма, имеющие строго определенные форму, строение и функции.

Система органов — это несколько органов, выполняющих общую функцию.

2. Могут ли органы выполнять функции вне организма?

Органы не могут выполнять свои функции вне организма.

3. Охарактеризуйте структурно-функциональные особенности известных вам систем органов.

Дыхательная система. Включает полость носа, носоглотку, гортань, трахею, бронхи и легкие. Функция — обмен газами между организмом и внешней средой.

Сердечно-сосудистая система. Состоит из кровеносных сосудов и сердца. Функция – обеспечение движения крови в организме.

Лимфатическая система. Представлена лимфатическими сосудами и лимфатическими узлами. Функция — отведение избытка жидкости и некоторых веществ (например, белков) из межклеточных пространств обратно в кровеносную систему.

Пищеварительная система. Включает ротовую полость с языком, зубами и слюнными железами, глотку, пищевод, желудок, кишечник, печень и поджелудочную железу. Функция — измельчение пищи и влияние на нее пищеварительными соками.

Мочевыделительная система. Состоит из почек, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Функция — удаление из организма конечных продуктов обмена веществ.

Репродуктивная (половая) система. Включает наружные и внутренние половые органы, а также половые железы, в которых формируются половые клетки. Функция — воспроизведение потомства.

Эндокринная система. Включает железы внутренней секреции (гипофиз, щитовидную железу, надпочечники). Функция — выработка и выделение в кровь веществ, которые выполняют функцию регуляции процессов жизнедеятельности организма.

Иммунная система. Включает в себя красный костный мозг, селезенку, вилочковую железу, лимфоузлы. Функция — защита организма от инфекционных заболеваний.

Костная система. Представлена костями, большинство из которых входит в состав скелета. Функция — опора и защита.

Мышечная система. Состоит из скелетных мышц. Функция — сохранение позы, перемещение тела или его отдельных частей в пространстве, выполнение движений.

Нервная система. Состоит из спинного и головного мозга, нервных узлов, нервов и нервных окончаний. Функция — регулирование функций всех систем организма. Нервная система — это основа психических процессов и поведения человека.

Сенсорные системы (зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная и т.д.). Состоит из рецепторов и проводящих путей. Функция — восприятие сигналов внешнего мира или внутренней среды организма.

4. Чем отличается система органов от аппарата органов? Приведите примеры тех и других.

Отличается тем, что система органов — это совокупность органов, выполняющих общую функцию, а аппарат органов — это несколько объединенных систем органов. Системы органов: дыхательная, сердечно-сосудистая, лимфатическая, пищеварительная, мочевыделительная, репродуктивная (половая), эндокринная, иммунная, костная, мышечная, нервная и сенсорная. Аппараты органов: опорно-двигательный (костная и мышечная системы), мочеполовой (мочевыделительная и половая системы).

5. Какие системы органов осуществляют связь с внешней средой? В чем это выражается?

Связь с внешней средой осуществляют следующие системы органов: дыхательная система (выражается в обмене газами между организмом и внешней средой), мышечная система (перемещение тела или его отдельных частей в пространстве), нервная система (обеспечивает его приспособление к воздействиям внешней среды) и сенсорная система (восприятие сигналов внешнего мира).

6. Какие системы органов можно отнести к рабочим, а какие — к управляющим?

Рабочие системы организма — дыхательная, сердечно-сосудистая, лимфатическая, пищеварительная, мочевыделительная, репродуктивная (половая), иммунная, костная, мышечная, сенсорная. Управляющая система организма — нервная.

2. Сложные вопросы.

1. Объясните, как вы понимаете высказывание: «Все органы тела можно сравнить с оркестром, которым дирижирует мозг».

Пусть мозг — дирижер, а все остальные органы организма — оркестр. Как дирижер управляет оркестром, так и мозг регулирует функции всех систем организма (соответственно, всех органов).

2. Прокомментируйте совет французского философа Рене Декарта: «Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно».

Все системы в организме связаны. Если не заботиться об организме в целом, не следить за каждой из систем — это непременно отразится на работе нервной системы (которая и отвечает за умственную деятельность).

Источник

ГДЗ биология 8 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: § 5 Строение организма человека

Стр. 24. Вспомните

№ 1. От чего зависит наличие различных органов у растений и животных?

В разных группах растений и животных число систем органов может отличаться. Например, у губок есть только три аппарата: скелетный, покровный и мерцательно-движущий. У кишечнополостных различают покровную, нервную, пищеварительную и мышечную системы и половой аппарат. У плоских червей – те же аппараты, но добавляется еще и выделительная система. Таким образом, это позволяет сделать вывод, что наличие различных органов у разных растений и животных зависит от образа их жизни, типов питания, размножения.

№ 2. Какие системы органов млекопитающих вам известны?

Мне известны такие системы органов у млекопитающих:

Опорно-двигательная (скелет и прикрепленные к нему мышцы);

Эндокринная (железы внутренней секреции);

Пищеварительная (рот, пищевод, желудок, кишечник, поджелудочная железа, печень);

Дыхательная (воздухоносные пути, легкие);

Кровеносная (сердце, сосуды);

Нервная (головной мозг, спинной мозг, нервы);

Выделительная (почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочевыводящий канал);

Органы размножения (семенники и яичники, внутренние и внешние половые органы).

Стр. 25. Вопросы после параграфа

№ 1. Какие системы органов вы знаете? Охарактеризуйте их основные функции.

Я знаю такие системы органов:

Кровеносная (транспорт кислорода к органам и тканям и углекислого газа от органов и тканей; перенос ферментов, гормонов, питательных веществ и продуктов распада);

Пищеварительная (переваривание пищи с усвоением и доставкой ко всем клеткам органов и тканей, необходимых для их функционирования питательных веществ);

Дыхательная (газообмен и окисление органических веществ с последующим выделением энергии);

Нервная (регуляция и согласование деятельности всех систем в организме);

Выделительная (выведение жидких продуктов обмена веществ);

Эндокринная (выделение гормонов, которые регулируют функционирование различных органов);

№ 2. Какие части различают во внешнем строении тела человека?

Во внешнем строении тела человека выделяют: осевую часть (голову, шею, туловище) и конечности (руки – верхние конечности и ноги – нижние конечности).

№ 3. Что такое функциональные системы и какова их роль в жизнедеятельности человека? Приведите примеры.

Функциональная система – это динамическая структура, деятельность которой направлена на получение полезного для организма приспособительного результата. Другими словами, это объединение систем органов в организме человека, которые работают над одним действием, чтобы получить общий результат. Например, чтобы организм мог активно бежать или прыгать, в работу вовлекаются органы кровеносной, дыхательной нервной, выделительной системы, а также органы движения и опоры.

Стр. 25. Задание

Назовите известные вам органы человека и охарактеризуйте их местоположение в организме, используя имеющиеся наглядные пособия.

Системы органов в человеческом организме анатомически и функционально связаны друг с другом. Вместе они выполняют целостный организм. Поэтому важно знать, где и какой орган располагается, чтобы в случае возникновения каких-то отклонений в его функционировании, вовремя обнаружить их и предпринять меры.

Сердце – главный анатомический орган сердечнососудистой системы, который осуществляет функцию управления кровотоком в сосудах. Располагается в грудной клетке, над диафрагмой, посередине и чуть левее в нижней своей части.

Легкие – парный орган, который контролирует дыхание и управляет циркуляций жидкостей и жизненных сил. Находятся слева и справа от сердца.

Левее под диафрагмой находится желудок, который внешне представляет собой мешкообразное расширение пищеварительного тракта и отвечает за прием, переваривание и частичное всасывание пищи.

Чуть ниже и позади желудка расположена поджелудочная железа, которая также является органом пищеварительной системы. А сверху под диафрагмой находится печень – орган, отвечающий за контроль выведения желчи, хранение и распределение крови.

Позади желудка в левой части располагается селезенка – анатомический орган, благодаря которому происходит управление транспортом питательных веществ, переработка и распределение питательных и вредных веществ.

Ниже желудка располагается продолжение пищеварительной системы – тонкая и толстая кишка. Тонкий кишечник имеет вид длинной и перепутанной трубки, которая в правой части организма плавно переходит в толстый кишечник.

Еще один парный орган в организме человека – почки, которые по своей форме напоминают бобы. Расположены эти органы мочевыделительной системы в зоне поясницы по бокам сзади пристеночного листка брюшины.

Стр. 25. Подумайте

Почему нарушение работы какой-либо системы органов может привести к нарушению жизнедеятельности или даже гибели всего организма?

Потому что все органы системы в организме тесно связаны между собой, и каждый орган в ней выполняет определенную функцию, общая цель которой направлена на жизнедеятельность организма.

Работа отдельной системы органов зависима от работы всех систем, с которыми она взаимодействует. Нарушения в работе одной системы органов влекут за собой необратимые последствия для организма, вплоть до его гибели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *