Несколько органов образуют что
Несколько органов образуют что
Подробное решение параграф 4 по биологии рабочая тетрадь для учащихся 8 класса, авторов Т.С. Сухова, Н.Ю. Сарычева 2016
Задание 1. Человек – биосоциальное существо. Объясните, в чем это проявляется.
Человек – биосоциальное существо. Биологическое в человеке – это то, что дано ему от природы (возраст, пол, вес, внешность, инстинкты, темперамент и т.д.). Он рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Социальное в человеке – это то, что приобретается им в процессе жизни в обществе (речь, мышление, культурные навыки, навыки общения и т.д.). Главное отличие – это сознание. Сознание – это отражение в головном мозге человека окружающего мира. Сознание включает в себя психику (чувства, память, эмоции, волю) и мышление.
Задание 2. Человеку свойственны признаки живых существ:
— обмен веществ – дыхание, питание, выделение;
— возбудимость – проведение нервных импульсов
— движение – перемещение в пространстве
— рост – увеличение размеров тела
— развитие – изменение качественных показателей
— размножение – увеличение числа особей
— наследственность – передача признаков потомкам
— изменчивость – изменение признаков
Задание 3. Организм человека – биологическая система, имеющая несколько уровней организации. Назовите эти уровни.
К уровням организации живой материи относят:
Задание 4. Перечислите органы, расположенные в каждой из этих полостей.
Черепная полость – мозг человека.
Грудная полость – сердце, легкие, трахея, бронхи.
Брюшная полость – желудок, желчный пузырь, селезенка, кишечник.
Задание 5. Используя свои знания о строении организма млекопитающих животных, из представленного ниже списка органов выберите номера тех, которые соответствуют каждой из названных систем органов.
Нервная система №1, 14, 16, 17
Кровеносная система №2, 4,
Пищеварительная система №8, 10,
Половая система №15, 18
Выделительная система №6, 12, 13,
Опорно-двигательная система №3, 5, 7, 9, 11
Задание 6. Орган образован тканями. Обоснуйте данное утверждение конкретным примером.
Головной мозг образован нервной тканью.
Вставьте недостающие слова.
Сердце – орган кровеносной системы; расположено в грудной полости; выполняет функцию перекачивания крови; образовано поперечно-полосатой мышечной тканью.
Задание 7. Используйте результаты проведенного вами исследования тканей под микроскопом для доказательства взаимосвязи строения ткани и выполняемой ею функции.
Эпителиальная ткань образует слой клеток, из которых состоят слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей организма. Через эпителий происходит обмен веществ между организмом и внешней средой. В эпителиальной ткани клетки плотно прилегают друг к другу. Межклеточное вещество, как правило, неразвито. Благодаря этому создается преграда для проникновения в организм микроорганизмов, вредных веществ.
Особенностью соединительной ткани является сильное развитие межклеточного вещества. К соединительной ткани относят кровь, лимфу, хрящевую, костную и жировую ткани. Основными функциями соединительной ткани является трофическая (пищевая) и опорная. Кровь и лимфа – это жидкие соединительные ткани, которые, осуществляя перенос веществ по всему телу, обеспечивают питание, дыхание, иммунитет тканей, органов и взаимосвязь между органами.
Задание 8. Клетка – универсальная единица строения живых организмов. Клетка обладает всеми свойствами живого. Перечислите эти свойства.
К свойства клетки относятся:
1. Движение цитоплазмы;
6. Способность к регенерации.
Ядро клетки несет наследственную информацию. За передачу наследственных признаков и свойств от родителей потомству ответственна ДНК, находящаяся в ядрышке.
Задание 9. Клетки, ткани, органы и системы органов функционируют как единое целое. Докажите на конкретном примере, что организм – единое целое.
Органы, системы органов. Организм — единое целое
Органы — это анатомически обособленные части организма. Глаз, сердце, почка, мышца — все это органы. Каждый орган имеет свою, только ему присущую, форму и занимает в организме определенное место. В зависимости от функций разным может быть и строение органа. Сравните сердечную и скелетную мышцы. Сердце перекачивает кровь, скелетная мышца перемещает кости. Или сопоставьте форму зубов — клыки резко отличаются от коренных зубов. Эти отличия, без сомнения, являются следствием выполнения разных функций. Таких примеров можно привести огромное количество.
В образовании органов участвуют различные ткани. Но их роль неодинакова, и лишь одна из тканей является ведущей, рабочей. Так, сердце состоит из эпителиальной, волокнистой соединительной, поперечнополосатой мышечной и нервной тканей. Сердечная поперечнополосатая мышечная ткань является преобладающей — рабочей.
Вне организма орган, как правило, работать не может, ведь он — часть целого организма. Между тем, как вам известно, организм может обходиться безнекоторых органов. Например, хирургическое удаление зуба, почки не приводит к гибели организма.
Системы органов
Органы, выполняющие общие функции, объединяются в системы органов — дыхательную, сердечно-сосудистую, пищеварительную, выделительную и др.
В тех случаях, когда две или несколько систем объединяются для выполнения определенных функций, их называют аппаратами: например, опорно-двигательный (костная и мышечная системы), мочеполовой (мочевыделительная и половая). Органы, входящие в состав аппарата, связаны между собой выполняемой функцией, но могут иметь разное строение и (или) происхождение.
Организм — единое целое
Все системы органов тесно взаимодействуют и образуют целостный человеческий организм — динамическую систему, находящуюся в тесном контакте с окружающей средой. Существование организма было бы невозможным, если бы он не реагировал на дефицит воды и пищи, изменения параметров окружающей среды (температуры, концентрации кислорода и углекислого газа).
Поведение человека направлено на удовлетворение биологических и социальных потребностей, на защиту от вредных воздействий среды и приспособление к ним. Из собственного жизненного опыта вы знаете, что игра в футбол, пробежка на лыжах и другие физические нагрузки приводят к возрастанию частоты сердцебиений, изменению характера дыхания, потоотделению. Спустя непродолжительное время после нагрузки все описанные изменения исчезают. Организм возвращается к прежнему исходному состоянию — экономному функционированию всех систем жизнеобеспечения.
Из этого следует, что наш организм является единым целым. Его системы взаимосвязаны и создают оптимальные условия для жизнедеятельности составляющих его клеток.
Наш организм состоит из огромного числа разнообразных по форме, размерам и функциям клеток. Несмотря на высокую специализацию (структурные изменения клеточных элементов в соответствии с выполняемой функцией), все они имеют общий принцип строения (плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды) и обладают основными свойствами живого (обмен веществ и энергии, раздражимость, возбудимость, проводимость, секреция, деление и др.), включая поддержание постоянства внутренней среды клетки.
Плазматическая мембрана отделяет клеточное содержимое от внешней среды и регулирует поступление в клетку и выведение из нее различных веществ. Органоиды и ядро обеспечивают жизненные функции клетки.
Сходные по строению, функциям и происхождению клетки формируют ткани. По характеру деятельности (специализации) все ткани подразделяются на четыре группы: нервную, мышечную, эпителиальную и ткани внутренней среды.
Из тканей образованы органы — анатомически обособленные части организма. Органы, совместно обеспечивающие выполнение одной или нескольких функций, объединяются в системы органов (дыхательную, кровеносную, пищеварительную и др.). Из систем органов образован целостный организм, способный противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, которые несовместимы с жизнью отдельной клетки или системы.
ГДЗ биология 7 класс Константинов, Бабенко Вентана-Граф Задание: 8 Строение и жизнедеятельность кишечнополостных
Стр. 49. Вспомните
№ 1. Какой процесс называют оплодотворением?
Оплодотворением называют процесс, при котором происходит слияние мужской половой клетки – сперматозоида и женской половой клетки – яйцеклетки, в результате чего образуется зигота – начало нового организма.
№ 2. Какие виды симметрии существуют у животных?
У животных существует два типа симметрии тела: радиальная (лучевая) и двусторонняя (билатеральная). Также есть животные, тело которых несимметрично, например, брюхоногие моллюски.
Стр. 54. Вопросы после параграфа
№ 1. Охарактеризуйте основные черты строения представителей типа Кишечнополостные.
Тип Кишечнополостные относится к подцарству Животные. Его представители – это настоящие высшие многоклеточные животные, для которых характерна лучевая симметрия тела. Все представители этого касса обладают целым рядом основных черт, к которым относятся:
Двуслойное строение (наружный слой – эктодерм, внутренний – энтодерма);
Наличие кишечной (гастральной) полости, которая сообщается с внешней средой с помощью ротового отверстия;
Нервная система диффузного типа;
Мешковидная форма тела;
Наличие стрекательных клеток, которые необходимы им для защиты от нападений врагов и захвата добычи.
№ 2. Установите взаимосвязь строения различных типов клеток гидры и осуществляемых ими функций.
Как и у всех других многоклеточных животных, в теле гидры присутствуют разные типы клеток, которые выполняют различные функции. Из-за этого и строение ее тела может быть различно.
Итак, тело гидры имеет лучевую симметрию и состоит из двух слоев клеток – эктодермы (наружного слоя) и энтодермы (внутреннего слоя), между которыми располагается мезоглея. В свою очередь эктодерма состоит из нервных, стрекательных, эпителиально-мускульных, промежуточных и половых клеток. Энтодерма – из железистых и пищеварительно-мускульных клеток.
Эпителиально-мускульные или кожно-мускульные клетки выполняют покровную функцию. Они также имеют мышечные отростки, при помощи которых обеспечивается движение гидры. Стрекательные клетки имеют капсулу, которая заполнена ядом, парализующим жертву. Внутрь капсулы погружена стрекательная нить, а на поверхности каждой такой клетки есть чувствительный волосок (книдоциль). Если к этому волоску прикасается жертва, то стрекательная нить выбрасывается наружу и попадает в ее тело.
Нервные клетки обладают длинными отростками и ими соединяются друг с другом, образуя нервную сеть. Они отвечает за реакции организма гидры на раздражитель из внешней среды, провоцируя сокращение ее тела. Железистые клетки вырабатывают ферменты, которые нужны для переваривания пищи в кишечной полости. Такой процесс называется внутриполостным пищеварением.
Пищеварительно-мускульные клетки имеют ложноножки и жгутики. При помощи жгутиков происходит перемещение воды с частичками пищи, а при помощи ложноножек – ее захват. Дальнейшее переваривание называется внутриклеточным пищеварением, потому что происходит в пищеварительных вакуолях.
Промежуточные или неспециализированные клетки в строении гидры способны превращаться в любой тип клеток, а также обеспечивают регенерацию у кишечнополостных.
№ 3. На примере одного из представителей кишечнополостных объясните, почему у животных встречается лучевая симметрия.
Лучевая симметрия тела является общим признаком организмов, которые ведут малоподвижный или прикрепленный образ жизни. Например, у гидры щупальца имеют особый порядок расположения по отношению к оси его симметрии, при котором просто расходятся от нее, словно лучи солнца. Таким образом, гидра может защищаться от нападений врагов со всех сторон своего тела и улавливать пищу в равной степени.
№ 4. Сравните особенности жизнедеятельности кишечнополостных и простейших. Сделайте вывод об уровне организации кишечнополостных.
Представители простейших и кишечнополостных обитают в водной среде и имеют клеточное строение. Являются эукариотами, потому что их клетки имеют ядро. По типу питания большинство из них гетеротрофы. Дыхание и у простейших, и у кишечнополостных происходит через всю поверхность их тела.
Кишечнополостные являются многоклеточными животными, которые имеют лучевую симметрию тела. Их тело состоит из двух слоев – внутреннего (энтодермы) и внешнего (эктодермы), между ними располагается мезоглея. В эктодерме содержатся стрекательные клетки, которые служат кишечнополостным для охоты за добычей и для защиты от врагов.
В основном все представители кишечнополостных – хищники. У них есть кишечная полость, в которой переваривается пища и которая сообщается с окружающей средой с помощью рта. Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу также через рот.
Дышат кишечнополостные всей поверхностью тела. Размножение возможно как бесполым, так и половым путем. Бесполый происходит способом почкования. При половом из оплодотворенной яйцеклетки развивается организм в личиночной стадии, который потом превращается в полип. Несколько полипов образуют колонии или отпочковывают медуз. В дальнейшем происходит чередование формы прикрепленного полипа и свободноживущей медузы.
№ 5. Используя информационные ресурсы, подготовьте обзор роли кишечнополостных в природе, их практического значения для человека.
Кишечнополостные обитают практически в любом уголке нашей планеты: в пресноводных водоемах, на поверхности и в глубинах океанов, в тропиках и полярных областях, а также в толще разнообразных грунтов. И на сегодняшний день изучено около 9 000 видов таких живых организмов. Они являются важнейшим звеном цепочки питания в Мировом океане и регулируют численность ракообразных и рыб.
Кроме того, кишечнополостные способствуют повышению биопродуктивности водных объектов и формируют биоценоз морей. Из-за того, что питаются они взвешенной органикой, способствуют очищению водоемов. Например, гидры, которые обитают в пресных водоемах, очищают их воды от органики. А коралловые полипы актиния, которые питаются не только водорослями, но и бактериями, и простейшими животными, выполняют функцию природных фильтров.
Колониальные полипы – представители кишечнополостных – образуют коралловые рифы на мелководье в тропических лесах. А из кольцеобразных рифов образуются атоллы – острова тропических морей. Коралловые полипы участвуют в круговороте кальция в природе, служат убежищем для водорослей-симбионтов, образуют осадочные породы.
Значимую роль кишечнополостные играют и в симбиозе с другими организмами. Например, при симбиозе рыб-клоунов и актиний, рыбы ухаживают за ней, очищая от мусора и остатков пищи. А актиния питается остатками добычи рыб-клоунов.
Однако есть среди кишечнополостных и паразиты животных. Например, личинки медузы кунина и куноктанта могут прикрепляться к зонтику других медуз, забирая из их желудка своими щупальцами пищу для себя.
Значимы кишечнополостные и в промышленной деятельности человека. Например, в пищу используются некоторые виды медуз, промысел которых налажен в Японии и Китае. Из коралловых полипов изготавливают различные украшения, предметы интерьера и искусства. А ветки кораллов часто можно увидеть в качестве сувениров. Из красных и черных кораллов производят дорогие ювелирные изделия.
Также коралловый известняк служит хорошим строительным материалом, из которого получают известь. Не редко в современной медицине используют медуз и гидроидных полипов, как для проведения лабораторных исследований, так и для получения биологически активных веществ.
№ 6. Занесите сведения о строении кишечнополостных в таблицу, составленную при изучении систем органов животных.
§ 4. Органы, системы органов. Организм — единое целое
1. Ключевые вопросы.
1. Дайте определение понятий «орган» и «система органов».
Органы — это анатомически обособленные части организма, имеющие строго определенные форму, строение и функции.
Система органов — это несколько органов, выполняющих общую функцию.
2. Могут ли органы выполнять функции вне организма?
Органы не могут выполнять свои функции вне организма.
3. Охарактеризуйте структурно-функциональные особенности известных вам систем органов.
Дыхательная система. Включает полость носа, носоглотку, гортань, трахею, бронхи и легкие. Функция — обмен газами между организмом и внешней средой.
Сердечно-сосудистая система. Состоит из кровеносных сосудов и сердца. Функция – обеспечение движения крови в организме.
Лимфатическая система. Представлена лимфатическими сосудами и лимфатическими узлами. Функция — отведение избытка жидкости и некоторых веществ (например, белков) из межклеточных пространств обратно в кровеносную систему.
Пищеварительная система. Включает ротовую полость с языком, зубами и слюнными железами, глотку, пищевод, желудок, кишечник, печень и поджелудочную железу. Функция — измельчение пищи и влияние на нее пищеварительными соками.
Мочевыделительная система. Состоит из почек, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Функция — удаление из организма конечных продуктов обмена веществ.
Репродуктивная (половая) система. Включает наружные и внутренние половые органы, а также половые железы, в которых формируются половые клетки. Функция — воспроизведение потомства.
Эндокринная система. Включает железы внутренней секреции (гипофиз, щитовидную железу, надпочечники). Функция — выработка и выделение в кровь веществ, которые выполняют функцию регуляции процессов жизнедеятельности организма.
Иммунная система. Включает в себя красный костный мозг, селезенку, вилочковую железу, лимфоузлы. Функция — защита организма от инфекционных заболеваний.
Костная система. Представлена костями, большинство из которых входит в состав скелета. Функция — опора и защита.
Мышечная система. Состоит из скелетных мышц. Функция — сохранение позы, перемещение тела или его отдельных частей в пространстве, выполнение движений.
Нервная система. Состоит из спинного и головного мозга, нервных узлов, нервов и нервных окончаний. Функция — регулирование функций всех систем организма. Нервная система — это основа психических процессов и поведения человека.
Сенсорные системы (зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная и т.д.). Состоит из рецепторов и проводящих путей. Функция — восприятие сигналов внешнего мира или внутренней среды организма.
4. Чем отличается система органов от аппарата органов? Приведите примеры тех и других.
Отличается тем, что система органов — это совокупность органов, выполняющих общую функцию, а аппарат органов — это несколько объединенных систем органов. Системы органов: дыхательная, сердечно-сосудистая, лимфатическая, пищеварительная, мочевыделительная, репродуктивная (половая), эндокринная, иммунная, костная, мышечная, нервная и сенсорная. Аппараты органов: опорно-двигательный (костная и мышечная системы), мочеполовой (мочевыделительная и половая системы).
5. Какие системы органов осуществляют связь с внешней средой? В чем это выражается?
Связь с внешней средой осуществляют следующие системы органов: дыхательная система (выражается в обмене газами между организмом и внешней средой), мышечная система (перемещение тела или его отдельных частей в пространстве), нервная система (обеспечивает его приспособление к воздействиям внешней среды) и сенсорная система (восприятие сигналов внешнего мира).
6. Какие системы органов можно отнести к рабочим, а какие — к управляющим?
Рабочие системы организма — дыхательная, сердечно-сосудистая, лимфатическая, пищеварительная, мочевыделительная, репродуктивная (половая), иммунная, костная, мышечная, сенсорная. Управляющая система организма — нервная.
2. Сложные вопросы.
1. Объясните, как вы понимаете высказывание: «Все органы тела можно сравнить с оркестром, которым дирижирует мозг».
Пусть мозг — дирижер, а все остальные органы организма — оркестр. Как дирижер управляет оркестром, так и мозг регулирует функции всех систем организма (соответственно, всех органов).
2. Прокомментируйте совет французского философа Рене Декарта: «Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно».
Все системы в организме связаны. Если не заботиться об организме в целом, не следить за каждой из систем — это непременно отразится на работе нервной системы (которая и отвечает за умственную деятельность).
ГДЗ биология 8 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: § 5 Строение организма человека
Стр. 24. Вспомните
№ 1. От чего зависит наличие различных органов у растений и животных?
В разных группах растений и животных число систем органов может отличаться. Например, у губок есть только три аппарата: скелетный, покровный и мерцательно-движущий. У кишечнополостных различают покровную, нервную, пищеварительную и мышечную системы и половой аппарат. У плоских червей – те же аппараты, но добавляется еще и выделительная система. Таким образом, это позволяет сделать вывод, что наличие различных органов у разных растений и животных зависит от образа их жизни, типов питания, размножения.
№ 2. Какие системы органов млекопитающих вам известны?
Мне известны такие системы органов у млекопитающих:
Опорно-двигательная (скелет и прикрепленные к нему мышцы);
Эндокринная (железы внутренней секреции);
Пищеварительная (рот, пищевод, желудок, кишечник, поджелудочная железа, печень);
Дыхательная (воздухоносные пути, легкие);
Кровеносная (сердце, сосуды);
Нервная (головной мозг, спинной мозг, нервы);
Выделительная (почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочевыводящий канал);
Органы размножения (семенники и яичники, внутренние и внешние половые органы).
Стр. 25. Вопросы после параграфа
№ 1. Какие системы органов вы знаете? Охарактеризуйте их основные функции.
Я знаю такие системы органов:
Кровеносная (транспорт кислорода к органам и тканям и углекислого газа от органов и тканей; перенос ферментов, гормонов, питательных веществ и продуктов распада);
Пищеварительная (переваривание пищи с усвоением и доставкой ко всем клеткам органов и тканей, необходимых для их функционирования питательных веществ);
Дыхательная (газообмен и окисление органических веществ с последующим выделением энергии);
Нервная (регуляция и согласование деятельности всех систем в организме);
Выделительная (выведение жидких продуктов обмена веществ);
Эндокринная (выделение гормонов, которые регулируют функционирование различных органов);
№ 2. Какие части различают во внешнем строении тела человека?
Во внешнем строении тела человека выделяют: осевую часть (голову, шею, туловище) и конечности (руки – верхние конечности и ноги – нижние конечности).
№ 3. Что такое функциональные системы и какова их роль в жизнедеятельности человека? Приведите примеры.
Функциональная система – это динамическая структура, деятельность которой направлена на получение полезного для организма приспособительного результата. Другими словами, это объединение систем органов в организме человека, которые работают над одним действием, чтобы получить общий результат. Например, чтобы организм мог активно бежать или прыгать, в работу вовлекаются органы кровеносной, дыхательной нервной, выделительной системы, а также органы движения и опоры.
Стр. 25. Задание
Назовите известные вам органы человека и охарактеризуйте их местоположение в организме, используя имеющиеся наглядные пособия.
Системы органов в человеческом организме анатомически и функционально связаны друг с другом. Вместе они выполняют целостный организм. Поэтому важно знать, где и какой орган располагается, чтобы в случае возникновения каких-то отклонений в его функционировании, вовремя обнаружить их и предпринять меры.
Сердце – главный анатомический орган сердечнососудистой системы, который осуществляет функцию управления кровотоком в сосудах. Располагается в грудной клетке, над диафрагмой, посередине и чуть левее в нижней своей части.
Легкие – парный орган, который контролирует дыхание и управляет циркуляций жидкостей и жизненных сил. Находятся слева и справа от сердца.
Левее под диафрагмой находится желудок, который внешне представляет собой мешкообразное расширение пищеварительного тракта и отвечает за прием, переваривание и частичное всасывание пищи.
Чуть ниже и позади желудка расположена поджелудочная железа, которая также является органом пищеварительной системы. А сверху под диафрагмой находится печень – орган, отвечающий за контроль выведения желчи, хранение и распределение крови.
Позади желудка в левой части располагается селезенка – анатомический орган, благодаря которому происходит управление транспортом питательных веществ, переработка и распределение питательных и вредных веществ.
Ниже желудка располагается продолжение пищеварительной системы – тонкая и толстая кишка. Тонкий кишечник имеет вид длинной и перепутанной трубки, которая в правой части организма плавно переходит в толстый кишечник.
Еще один парный орган в организме человека – почки, которые по своей форме напоминают бобы. Расположены эти органы мочевыделительной системы в зоне поясницы по бокам сзади пристеночного листка брюшины.
Стр. 25. Подумайте
Почему нарушение работы какой-либо системы органов может привести к нарушению жизнедеятельности или даже гибели всего организма?
Потому что все органы системы в организме тесно связаны между собой, и каждый орган в ней выполняет определенную функцию, общая цель которой направлена на жизнедеятельность организма.
Работа отдельной системы органов зависима от работы всех систем, с которыми она взаимодействует. Нарушения в работе одной системы органов влекут за собой необратимые последствия для организма, вплоть до его гибели.