Нервная система и психика в чем разница
Нервная система и психика человека
Нервная система. Органы чувств. Чувства и эмоции.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА
Физическое тело человека состоит из различных
клеток. Они имеют свойства размножения. Весь организм делится на органы. Они
образуют различные системы. Есть костная, мышечная, нервная
системы. А так же дыхательная, пищеварительная, выделительная, репродуктивная, эндокринная, иммунная и
покровная система.
Поэтому наш организм, ввиду его сложности, нуждается в механизме, который
регулировал бы деятельность всех органов и систем, обеспечивая их
функциональное единство и связь организма с внешней средой. Это осуществляется
нервной системой.
У взрослого человека общая длина нервов, расходящихся по всему телу, составляет
75 км.
Электрические сигналы проходят через них со скоростью, превышающей 400 км/ч.
Психика человек состоит
из
головного и спинного мозга, нервов, разума, сознания и подсознания.
Физическое тело человека смертное. В головном мозге живёт вечное
тело «Дух». Это тело состоит из разума, сознания, подсознания. У всех людей
одинаковый разум, но разное подсознание (память, в которой хранятся все
знания). Оно имеет форму круга. Каждая дорожка обозначает один год. Всего
память вмещает 120 дорожек. Первый год жизни человека вмещает мало знаний.
Второй год вмещает чуть больше знаний. С годами память расширяется. Память
зависит от сознания человека. Если он хорошо понял материал, то быстро вытянет
из подсознания его суть. Когда у человека скапливается много знаний, то они
записываются сверху старых знаний. Поэтому человеку бывает трудно что-то
вспомнить.
Все знания человеку даёт Бог. Без Него не было
бы у человечества никаких научных открытий.
Человечество знает столько, сколько запланировано Богом. В атмосфере планеты «Земля» есть энергия,
которая состоит из маленьких частиц.
Эти частички не видит человеческий глаз. Их не видно и в мощный микроскоп. Изобрести микроскоп, через который видны
эти частички, человечество, проживающее
на земле, никогда не сможет. Такой микроскоп состоит из больших и маленьких частиц. Эта энергия постоянно копирует
всё, что происходит на земле. Каждый
предмет и живое существо имеет излучение, состоящее из электромагнитных волн.
В Царстве Небесном на каждого человека заведён
персональный компьютер. Он ловит излучение, исходящее от
человека. По этой электромагнитной волне движется энергия, в которой сфотографирована вся жизнь
человека в определённом квадрате. Вся
страница жизни человека в компьютере распределена по минутам. Одновременно туда
приходят его мысли. У каждого человека есть
Ангел-хранитель. Он постоянно наблюдает
за компьютером. Все мысли человека записываются словами. В персональном компьютере, можно найти любое мгновение жизни человека.
Для этого Ангел хранитель мысленно вводит в поиск вопрос.
Каждому человеку Бог даёт разную по величине
память. Все учёные имеют большое по величине подсознание. У их разума есть
приставка с определённой программой. Люди, склонные к знаниям многих языков,
так же имеют к своему разуму приставку, которая запрограммирована иностранными языками.
Органы чувств человека и их значение
Органы чувств человека даны природой для хорошей адаптации в окружающем мире. Ранее, в первобытном мире, органы чувств давали возможность избежать смертельной опасности и помогали в добыче пропитания. Органы чувств объединены в пять основных систем, благодаря которым мы можем видеть, чувствовать запахи, прикосновения, слышать звуки, ощущать вкус потребляемой пищи.
Глаза являются чуть ли не самыми главными среди органов чувств. При помощи них мы получаем около 90% всей поступающей информации. Зачатки органов зрения формируются в процессе развития эмбриона из его головного мозга.
Зрительный анализатор состоит из: глазных яблок, зрительных нервов, подкорковых центров и высших зрительных центров, расположенных в затылочных долях. Глаза воспринимают информацию, а зрительной корой мы способны видеть и оценивать то, какую информацию поставляет нам периферия. Глаза являются великолепным оптическим прибором, принцип которых сегодня используется в фотоаппаратах.
Свет, проходя через роговицу, преломляется, сужается и доходит до хрусталика (двояковыпуклой линзы), где снова преломляется. Далее свет проходит через стекловидное тело и сходится в фокусе на сетчатке (является частью центра, вынесенного на периферию). Острота зрения у людей зависит от способности роговицы и хрусталика преломлять свет. Кроме того, глаза способны совершать движения в стороны, снижая нагрузку с позвоночника, благодаря трем парам глазодвигательных мышц.
Уши являются частью органа слуха. Ухо состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо представлено ушной раковиной, которая постепенно переходит в наружный слуховой проход. Ушная раковина имеет интересную форму и состоит преимущественно из хряща. Только мочка раковины не имеет хряща. Наружное ухо необходимо для того, чтобы определить источник звука, его локализацию.
В наружном проходе, сужающегося при движении внутрь, имеются серные железы, вырабатывающие так называемую ушную серу. После наружного слухового прохода начинается среднее ухо, наружной стенкой которого является барабанная перепонка, способная воспринимать звуковые колебания. За перепонкой располагается барабанная полость – основная часть среднего уха. В барабанной полости имеются маленькие косточки – молоточек стремя и наковальня, объединенные в единую цепь.
Далее за средним ухом следует внутреннее ухо представленное улиткой (со слуховыми клетками) и полукружными каналами, которые являются органами равновесия. Звуковые колебания воспринимаются перепонкой, передаются трем слуховым косточкам, далее в слуховые клетки. От слуховых клеток раздражение идет по слуховому нерву в центр.
Обоняние
Воспринимать запахи человек может благодаря органу обоняния. Обонятельные клетки занимают небольшую часть в верхних носовых ходах. Клеточки имеют форму волосков, благодаря которым они способны улавливать тонкости различных запахов. Воспринятая информация направляется по ольфакторным (обонятельным) нитям в луковицы и далее в корковые центры головного мозга. Обоняние человек может временно утратить при различных простудных заболеваниях. Длительная утеря обоняния должна вызвать тревогу, так как она возникает в случае повреждения самого тракта или головного мозга.
Благодаря органу вкуса, человек способен оценить пищу, употребляемую им в данный момент. Вкус пищи воспринимают специальные сосочки, расположенные на языке, а также вкусовые луковицы, имеющиеся в небе, надгортаннике и верхней части пищевода. Орган вкуса тесно взаимосвязан с органом обоняния, поэтому неудивительно, когда мы хуже ощущаем вкус еды, когда страдаем каким либо простудным заболеванием. На языке существуют определенные зоны, ответственные за определение того или иного вкуса. Например, кончик языка определяет сладкое, середина – соленое, края языка ответственны за определение кислоты продукта, а корень – за горечь.
Благодаря осязанию человек способен изучать окружающий его мир. Он всегда знает, к чему он прикоснулся, гладкий объект или шероховатый, холодный или горячий. Кроме того, благодаря бесчисленным рецепторам, воспринимающим любое прикосновение, человек может получить радость (происходит выброс эндорфинов – гормонов радости). Он может воспринимать любое давление смену температуры вокруг и боль. Но сами рецепторы, расположенные на поверхности, могут сообщить лишь о температуре, частоте колебаний, силе давления.
Информация о том, к чему мы прикоснулись, или кто нас ударил, и т.д. сообщает высшая станция – головной мозг, который постоянно анализирует множество поступающих сигналов. При излишней импульсации, мозг принимает выборочно более важные импульсы. Например, в первую очередь, головной мозг оценивает опасные для жизни и здоровья человека сигналы. При возникновении боли, если вы обожгли руку, поступает команда немедленно отдернуть руку от повреждающего фактора. На температуру реагируют терморецепторы, на давление – барорецепторы, на прикосновение – тактильные рецепторы, есть еще проприорецепторы, реагирующие на вибрацию и растяжение мышц.
Значение слова чувства из словаря Ефремовой Ударение:чу;вства
мн.
Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеть своими душевными и физическими способностями.
Способность деятельно переживать что-л., откликаться на жизненные впечатления, сочувствовать чему-л.
Похожие слова
без чувств— Утратив способность воспринимать окружающее, в бесчувственном состоянии, без сознания (о человеке
чувство— Способность живого существа воспринимать внешние впечатления. Самый процесс ощущения, восприятия чего-л. 3) а) Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает. 4) а) разг. Любовь, испытываемая кем-л. к кому-л
Значение слова Чувство из словаря Ожегова
1) Чувство-Способность ощущать,испытывать, воспринимать внешние воздействия
2) Чувство- Эмоция, переживание
3) Чувство- Состояние, в котором человек способен сознавать,воспринимать окружающее
4) Чувство- Осознанное отношение к чему-нибудь
5) Чувство- См. любовь N1
6) Чувство- Само такое ощущение
Эмоция- значение слова в словарях Значение слова эмоция
Словарь иностранных слов
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.
Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
Cловарь синонимов Н. Абрамова
эмоция см. горячность
Значение слова эмоции в словарях
Значение слова Эмоции по Ефремовой:
Эмоции в Энциклопедическом словаре:
Значение слова Эмоции по Психологическому словарю:
У человека есть пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Благодаря им, он осознаёт происходящее вокруг него и внутри себя. Эти пять органов вызывают в человеке чувства.
Чувство- это какое-то ощущение, восприятие. Например, человек увидел, как взрослый парень бьёт свою собаку. Этот человек ощутил сильную жалость к животному. Эта жалость вызвала в нём бурю эмоций. Он начал громко кричать мужчине, чтобы тот прекратил истязать собаку. Эмоции могут выражаться в виде гнева, слёз, громкого крика, восклицания, драки, битья посуды. Если человек умеет сдерживать свои чувства, то его эмоции контролирует разум.
Дух человека состоит из разума, сознания и подсознания. Слово разум произошло от словосочетания раз (разный) и ум. Ум рождает мысли. То есть человек размышляет при помощи ума. Мысли могут быть разумные и неразумные. Разумное мышление можно назвать здравомыслием или логикой. Логика – это анализ всех действий. Если человек имеет в памяти (подсознание) верные знания, то его логика будет правильной.
Эмоции не подконтрольны уму. Поэтому каждый человек должен стремиться подчинить чувства разуму. Нужно уметь подавлять эмоции здравомыслием, уметь быстро заглушать в себе чувство гнева. Если человек сможет взять под свой контроль чувства, то эмоции не будут выходить наружу.
Нервная система человека. Психическая система
Нервная система человека является главным звеном, связующим воедино все органы человека и формирующим их нераздельную деятельность. Нервная система, а именно головной мозг, является органом, который создает нашу психику. Все наши мысли, переживания, поведение, эмоции, память возникают под воздействием электрохимических реакций, протекающих между нейронами – нервными клетками.
В головном мозге имеется огромное количество нейронов, а еще большее – их связей. Поэтому не зря его сравнивают со Вселенной, так как возможности этого органа почти безграничны.
Строение нервной системы человека
Нервная система состоит из двух анатомических отделов – центральной (ЦНС) и периферической (ПНС).
К ЦНС относят головной и спинной мозг. Основную роль в передаче и генерации электрических импульсов играет головной мозг, а спинной является связующим звеном между ним и нервами, которые образуют периферическую нервную систему.
Функции нервной системы человека
Оба отдела действуют слаженно. Например, если мы касаемся шероховатой поверхности, рецепторы на коже передают сигнал через периферические нервы, которые формируют нервные пучки, и направляются к грудному отделу спинного мозга. Последний перенаправляет сигнал в головной мозг. Тот доходит до области коры, отвечающей за тактильную чувствительность. Благодаря этому мы оцениваем поверхность, которую пробуем наощупь.
Если же мы хотим сделать что-то своими руками, например, переложить ручку с одного места на другое, происходит следующее. Область коры головного мозга, отвечающая за сокращение мышц верхних конечностей, дает сигнал нижележащим структурам, который передается на спинной мозг. Последний посылает импульс грудному сплетению. Далее сигнал идет на кисти рук по локтевому и лучевому нервам, двигая мышцы.
Следует сказать, что не все действия проходят с участием головного мозга. Например, безусловные рефлексы замыкаются на уровне спинного мозга. Так, если мы касаемся горячей поверхности, импульс идет к чувствительным нейронам спинного мозга, которые связываются с двигательным клетками, а они посылают сигнал на мышцы рук, чтобы мы как можно быстрее отреагировали на опасность и не травмировались.
Также относительной автономности спинного мозга мы обязаны нашими умениями ездить на велосипеде, танцевать, выполнять тонкие физические движения и даже ходить. Когда человек впервые сталкивается с этими занятиями, в формировании рефлексов активно участвует головной мозг. Поэтому мы обдумываем каждое движение, каждую тонкость (нажим педали, место постановки ноги и т.д.). Затем рефлекс полноценно формируется, доходя до автоматизма, после чего его выполнение уже не требует нашего внимания. Ведь велосипедист не обдумывает, какой ногой крутить педаль, а взрослый человек (в отличие от малыша) не следит за каждым положением своей стопы при ходьбе.
Вегетативная нервная система человека
А вот большинство из физиологических функций проходит вообще без нашего участия. Для этого существует вегетативная нервная система. Это совокупность нервов и их сплетений, обеспечивающая работу внутренних органов (сердца, легких, кишечника). Поэтому нам не нужно думать, что надо дышать или переваривать пищу, не надо волевым усилием формировать волну перистальтики, чтобы питательные вещества прошли по кишечнику. Все это делается вегетативной нервной системой, которая представлена как нервами, отходящими от спинного мозга, так и черепными, которые начинаются в стволе головного мозга и подкорковых структурах.
Головной мозг – «администратор» нервной системы и психики человека
Ранее считалось, что «душа» человека заключена в его сердце. C развитием науки человечество постепенно начало изучать то, что сделало нас людьми, венцом животного мира – головной мозг.
Наша психическая система формируется благодаря взаимодействию коры головного мозга – и нижележащих отделов (промежуточного, среднего мозга, ствола). Каждая область отвечает за ту или иную функцию. Но наиболее интересно то, что при выходе из строя одного участка нейронов его работу может частично заменить другой, что называется нейропластичностью.
Лобная доля участвует в формировании эмоций, памяти, речи и поведения. Эволюционно эта часть у Homo sapiens наиболее развита, так как она начала развиваться с переходом приматов на прямохождение и активизацией тонкой моторики верхних конечностей. Поэтому лобная доля несет ответственность за множество функций. Чтобы понять, какое влияние на психическое состояние человека оказывает лобная доля, следует упомянуть так называемый лобный синдром, который наблюдается у людей с органическим поражением головного мозга вследствие внешнего воздействия, сосудистой, онкологической и другой патологии. У них появляется растормаживание в поведении, исчезает самоконтроль и появляется склонность к брутальным, асоциальным поступкам, а также вспышкам агрессивности. Кроме поведения и эмоций нарушается память, человек не может сконцентрироваться на каком-то деле, страдает функция познания внешнего мира. В тяжелых случаях теряется ядро личности – мы перестаем видеть человека таким, которым он был раньше.
Существует такой отдел головного мозга, как гипоталамус, который отвечает за регуляцию вегетативных функций. Он осуществляет связь с эндокринной системой организма и непосредственно связан с железой-регулятором гормонов – гипофизом. Последний выделяет особые вещества, которые дают сигнал гипофизу для выделения гормонов: гонадотропного (влияющего на половые железы), тиреотропного (на щитовидную железу), адренокортикотропного (на надпочечники), соматотропного (на рост тканей) и пролактина (на молочные железы).
Биохимия нервной системы и психики человека
Для связи нейронов между собою существуют биологически активные вещества, отвечающие за связь между нейронами, – нейромедиаторы, каждый из которых имеет свою функцию.
Рассмотрим основные виды нейромедиаторов:
Нейромедиаторы воздействуют путем прохождения через синапсы в нейронах – соединения клеток между собой. Вещества проходят через синаптическую щель – пространство между нейронами – возбуждая рецепторы и формируя электрический импульс, который является средством передачи сигнала в нервной системе.
Таким образом, нервная система отвечает не только за формирование психики, но и управляет соматической сферой организма человека. А головной мозг здесь является главным «администратором».
Человеческий мозг – одна из самых неразгаданных тайн. И нам предстоит еще много нового узнать о нас самих, изучая его.
Влияние ковида на нервную систему
Неврологические осложнения стали важной причиной заболеваемости и смертности в условиях продолжающейся пандемии COVID-19. Первоначально считалось, что это заболевание ограничивается респираторной системой, но теперь мы понимаем, что коронавирусная болезнь 2019 (COVID-19) также затрагивает множество других органов, включая центральную и периферическую нервную систему. Из-за своего глобального распространения и многофакторных патогенных механизмов COVID-19 представляет глобальную угрозу для всей нервной системы.
Исследования показывают, что аксональный транспорт SARS-CoV-2 в мозг может происходить через решетчатую пластинку, прилегающую к обонятельной луковице, что может привести к симптоматической аносмии.
Кто пострадает от ковида в большей степени?
Дыхательная недостаточность и поражение центральной нервной системы
Первые симптомы ковида
Заболевания периферической нервной системы, вызванные ковидом
Ожидается, что COVID-19 нанесет ущерб нервной системе в долгосрочной перспективе. Представляет интерес оценка возможности нейротропизма и механизмов нейропатогенеза SARS-CoV-2, поскольку они связаны с острыми и хроническими неврологическими последствиями инфекции.
Механизмы повреждения мозга при ковиде
Вирус SARS-CoV-2 попадает в мозг либо гематогенным путем, либо через обонятельную систему. Число признанных неврологических последствий инфекции SARS-CoV-2 быстро увеличивается. Они могут быть результатом различных механизмов, включая индуцированные вирусами гипервоспалительные и гиперкоагуляционные состояния, прямую вирусную инфекцию центральной нервной системы (ЦНС) и постинфекционные иммунно-опосредованные процессы.
ACE2 экспрессируется эпителиальными клетками легких на высоком уровне, что является основной мишенью заболевания, как видно из посмертной ткани легких пациентов, умерших от COVID-19, что выявляет диффузное альвеолярное повреждение с клеточными фибромиксоидными экссудатами с двух сторон. Для сравнения, ACE2 экспрессируется на низком уровне эндотелиальными клетками сосудов сердца и почек, но также может быть мишенью вируса в тяжелых случаях COVID-19. Интересно, что инфекция SARS-CoV-2 подавляет экспрессию ACE2, что также может играть важную патогенную роль в COVID-19. Важно отметить, что таргетирование на ось ACE2 / Ang 1-7 и блокирование взаимодействия ACE2 с белком S SARS-CoV-2 для сдерживания инфекции SARS-CoV-2 становятся очень привлекательным терапевтическим потенциалом для лечения и профилактики COVID-19.
Профилактика поражения центральной нервной системы при ковиде
Из-за защитных эффектов ACE2 в отношении хронических основных заболеваний и острого респираторного синдрома разработка вакцины на основе шипового белка и препаратов, повышающих активность ACE2, может стать одним из наиболее многообещающих подходов к лечению COVID-19 в будущем
Отличия психотерапевта
Несмотря на появление журналов и блогов про психологию, доступность научно-популярной литературы, понятия психотерапевта, психиатра, психолога путаются в сознании людей. А ведь это незнание может стать препятствием при лечении – не имея точного диагноза, пациент отправится не к тому врачу и только потеряет зря время. Рассмотрим в статье отличия основных направлений специалистов, работающих, так или иначе, с психикой и сознанием человека.
Чем отличается психолог от психиатра и психотерапевта?
Компетенция психолога – проводить консультации для людей, не имеющих психических заболеваний. Они имеют гуманитарное, а не медицинское образование, так что обращаться к психологам с серьезными проблемами поздно – это уже компетенция медицинских работников.
Чем еще отличается психолог от психотерапевта?
Психология не базируется на физиологических исследованиях. Психологи могут заниматься тренингами личностного роста, нейро-лингвистическим программированием, работой с социально неблагонадежными людьми, но никак не лечением болезней психики.
Чем отличается психиатр от психотерапевта?
В поле деятельности психиатра попадают тяжелобольные пациенты (маниакальные психозы, шизофрения и т.п.). В арсенале нет каких-либо психологических, или близких к ним, техник. Психиатру они попросту не нужны. Он работает с заболеваниями, которые поддаются медикаментозному лечению.
Чем отличается психоаналитик от психотерапевта?
Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд. Упрощенно методы психоанализа сводятся к работе с личностью пациента через бессознательное. Особую роль в психоанализе уделяют сновидениям, сексуальным влечениям, ранним детским переживаниям. Несмотря на широкую популярность в массовой культуре, психоанализ до сих пор подвергается критике.
Чем отличается невропатолог от психотерапевта?
Невропатолог или невролог имеет дело с нервной системой (центральной и периферической). Испытываете судороги, плохо спите и переносите нагрузки? Вам к невропатологу. А вот если не можете справиться с эмоциями, то существует направление психотерапии горя и потерь.
Чем отличается психотерапевт от психоневролога?
Психоневролог работает на стыке психологии и неврологии, т.е. исследует как мозговые поражения пациента, так и расстройства нервной системы, в этом акценте на физических и физиологических основах нервной деятельности и есть его главное отличие от психотерапевта.
Чем отличается психотерапевт от клинического психолога?
Клинический психолог имеет более широкий спектр знаний, касаясь, например, неврологии, но это по-прежнему не врач. Медикаментозного лечения он назначить не может.
У нас в клинике Лазарет вы найдете высококвалифицированных врачей-специалистов: принимают наши психотерапевты на Васильевском острове, но выезжают на дом и к нам удобно добираться жителям любых центральных и северных районов городе.
Обращайтесь к нам сейчас:
Санкт-Петербург, 17-я линия Васильевского острова, дом 4
Типы нервной системы
Как житейский опыт, так и научные данные показывают, что отдельные особи, образующие какой-либо вид живых существ, наряду с общими признаками, характерными для всех индивидуумов этого вида, обладают рядом черт, свойственных именно данным особям. Этот вывод целиком относится и к функциям больших полушарий, причем именно различные индивидуальные особенности деятельности больших полушарий более всего определяют индивидуальные особенности всех функций организма.
В настоящее время физиология больших полушарий располагает точными приемами, позволившими установить основные функциональные характеристики свойств коры головного мозга и создать на этой основе учение об основных типах нервной системы.
Функциональные особенности коры головного мозга
Сила нервных процессов
Функциональные свойства коры мозга характеризуются, во-первых, по признаку, который назван силой нервных процессов. Понятие силы вытекает из понятия о работоспособности и относится как к процессам возбуждения, так и к тормозным процессам. Как уже известно, сильный раздражитель дает сильный эффект лишь в том случае, если интенсивность раздражителя не переходит за известный предел. Когда этот предел превышен, процесс возбуждения сменяется тормозным процессом, в результате чего величина рефлекторного ответа на такой сверхсильный раздражитель падает (запредельное торможение). Таким образом, имеется возможность измерить предел работоспособности корковых нервных клеток в отношении развития ими процесса возбуждения. Опыт показывает, что существуют сильные типы нервной системы, характеризуемые высоким пределом работоспособности, и типы слабые, с низким пределом работоспособности нервной системы.
Уравновешенность нервных процессов
Кроме того, деятельность больших полушарий характеризует признак уравновешенности. Под этим термином понимают соотношение, баланс между силой раздражительного и силой тормозного процессов. Оба эти процесса могут быть развиты одинаково, и тогда говорят об уравновешенной нервной системе. Но иногда один процесс выражен больше, чем другой, и тогда говорят о неуравновешенном типе.
Подвижность нервных процессов
Третьей важной чертой, характеризующей работу больших полушарий, является подвижность корковых процессов. Так как и в обычной жизненной обстановке, и в экспериментальных условиях нередки случаи, когда требуется быстрая смена одного процесса, идущего в каком-либо функциональном корковом очаге, на другой процесс (например, смена раздражительного процесса на тормозной или наоборот), то очень важно, чтобы основные корковые процессы были достаточно подвижны, когда один нервный процесс легко и быстро сменяется другим, ему противоположным. По этому признаку типы нервной системы можно разделить на подвижные и малоподвижные, застойные, у которых эта смена протекает медленно и с трудом.
В результате изучения огромного количества отдельных фактов на основе применения специальных методик удалось установить наличие следующих четырех основных типов нервной системы.
I. Тип сангвиника, или живой тип. Это, так сказать, идеальный тип, стоящий в центре классификации. Отличается он хорошим развитием всех основных функциональных признаков корковых клеток: сильным процессом возбуждения и сильным тормозным процессом, приблизительно одинаковой силой обоих процессов, то есть уравновешенностью, а также хорошей подвижностью, то есть быстротой и легкостью смены одного нервного процесса на другой.
II. Тип меланхолика, или слабый тип. Характернейшей чертой людей этого типа является малая работоспособность корковых элементов, что обусловливает у них частое наличие запредельного торможения (безусловного). У этого типа слаб как процесс возбуждения, так и тормозной процесс, но преобладают в корковой динамике все же процессы торможения. Принадлежащие к этому типу люди в своем поведении обнаруживают черты робости и трусости, имеется множество вариаций этого типа.
III. Тип холерика, или безудержный тип. Люди этого типа обладают большой силой обоих нервных процессов, но процесс возбуждения у них резко преобладает над относительно более слабым тормозным. Отсюда характерная черта данного типа — неуравновешенность. В этом типе также имеются различные вариации.
IV. Тип флегматика, или спокойный тип. Характерной чертой этого типа является малая подвижность, то есть застойность корковых процессов. Обладая иногда большой силой и уравновешенностью нервной системы, люди этого типа с трудом и медленно сменяют один процесс другим.
Надо иметь в виду, что вышеприведенная классификация является, как всякая классификация, лишь удобной схемой. В действительности, кроме вышеперечисленных типов, встречается много индивидуумов, принадлежащих к различным промежуточным типам.
Причисление данного человека к тому или иному типу затрудняется еще и следующим обстоятельством. Дело в том, что особенности нервной системы каждого человека представляют собой результат сложного взаимодействия черт как унаследованных, так и приобретенных в результате разнообразных, происходящих в течение индивидуального развития взаимодействий с окружающей средой.
Опыт показывает, что черты, передавшиеся по наследству, могут подвергнуться значительному изменению благодаря тому, что большие полушария обладают большой пластичностью. Причина такого расхождения заключается в условиях воспитания, полученного в ранний период жизни.
Мощное влияние на характерные особенности нервной системы обнаруживается и в условиях длительно существующей окружающей обстановки. Путем осторожной тренировки, основанной на знании законов корковой деятельности, можно значительно улучшить слабый тип нервной системы человека, сделав его более сильным. Таким образом, черты, переданные по наследству, не являются чем-то роковым и неизбежным — они могут быть изменены.
Понятие типа нервной системы не ограничивается теми физиологическими свойствами, которые непосредственно характеризуют функции коры больших полушарий. Типовые особенности отражаются и на других системах организма. Таким образом, с точки зрения физиологической тип — это определенная вариация всего организма в целом. Установлено, что у представителей разных типов нервной системы изменения и нарушения деятельности внутренних органов, возникновение патологических процессов происходят с неодинаковой легкостью и отличаются известными особенностями.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.