Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо

Биологическое и социальное в человеке

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Биосоциальная природа человека« из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))

Человек — это живая система, представляющая собой единство физического (биологического) и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. В то же время на уровне сознательной психики человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Именно биопсихосоциальная природа человека определила его как высшую ступень эволюции живых организмов на Земле.

Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Психические (эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности, темперамент, характер и т. д.)Социальные (умения, знания, ценности, идеалы, жизненный опыт)

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

Так, биологическое, указывает на то, что человек является неотъемлемой частью природы. Биологически человек связан с иными формами жизни, схож с другими живыми организмами:

Существует множество историй, сохранившихся до наших дней о детях, воспитанных волками, медведями, обезьянами, ягуарами. Но, в отличие от истории сказочного героя Маугли, эти дети лишены даже самых элементарных социальных умений и навыков. Так, они испытывают сложности с такими простыми вещами как прямохождение, одевание, речь. Феральные дети не проявляют интереса к обществу людей, с трудом учатся говорить и являются неразвитыми. Многие из реальных подобных детей умерли в раннем возрасте, потому что не смогли приспособиться к новой жизни.

Таким образом, биологическое и социальное в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности.

Попытки рассматривать человека только с одной из сторон, приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Общая черта биологизаторских концепций — истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Ее представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.

Представители социологизаторских концепций абсолютизируют значение общественных отношений и считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество.

Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избежать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал.

Источник

Что делает человека человеком?

Как раскрыто происхождение человека в курсе истории?

Чем человек отличается от других живых существ? Каким образом проявляются человеческие качества?

Отличие человека от других живых существ

Что такое человек? Чем он отличается от животных? Есть, например, признак, присущий из всех живых существ только людям: лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных? Над этим вопросом мудрые люди размышляли давно.

Древнегреческий философ Платон говорил: «Человек — это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится».

Наука пришла к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает «общественный»). Итак, человек — это существо общественное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.

Каждый родившийся ребёнок становится человеком только в обществе. Детёныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения — самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться.

Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить как люди и, оказавшись среди людей, вели себя как пойманные животные.

Будучи общественным (социальным) существом, человек не перестаёт быть существом природы. Природа создала тело человека. Бестелесны только призраки в страшных сказках. Результатом длительного развития природы является человеческий мозг. Человек — чудесное создание природы. Он имеет многие биологические потребности: дышать, питаться, спать; он нуждается в определённой тепловой среде. Наше тело, кровь, мозг принадлежат природе. Следовательно, человек — существо биологическое. Это проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и других процессов в его организме.

Социальное и биологическое слито в человеке воедино. Прямая походка, строение мозга, очертание лица, форма рук — всё это результат изменений, происходивших длительное время (миллионы лет). Каждый ребёнок обладает послушными его воле пальцами: он может взять кисть и краски, рисовать. Но стать живописцем он может только в обществе. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. У каждого человека, как и у любого животного, есть инстинкт самосохранения. Значит, в человеке биологическое и социальное начала органически связаны между собой, и только в таком единстве существует человек. Это неразрывное единство позволяет сказать: человек — существо биосоциальное.

Мышление и речь

Наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животных является способность мыслить. Мыслительная деятельность развивалась вместе с развитием мозга. Даже самое высокоорганизованное современное животное — человекообразная обезьяна — не имеет столь высокоразвитого мозга. Попытки научить обезьяну мыслить подобно человеку путём многолетних занятий с ней не увенчались успехом.

Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животное, а преобразует мир. Он создаёт то, что природа не производит. Ведь природа не строит машины, дома, железные дороги. А человек, преобразуя природные материалы, творит новые предметы с необходимыми ему качествами. Для этого он использует накопленные знания. Без знаний о свойствах природных предметов человек не смог бы сделать никаких технических изобретений. Но для создания техники, транспорта, средств связи необходима не только способность накапливать знания, но и способность с помощью этих знаний создавать мысленные модели тех предметов, которые нужны человеку и которые он хочет сделать, произвести. Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Есть животные, которые тоже создают нечто новое: паук плетёт сеть паутины, пчела строит соты. Но этому их никто не учит, в них срабатывает врождённый инстинкт. И ничего более серьёзного, сложного ни один из названных (как, впрочем, и других) представителей живой природы делать не может. К. Маркс писал, что «самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове». Следовательно, деятельность человека имеет творческий характер: он, опираясь на знания о мире, творит нечто новое сначала в мыслях, а затем практическими действиями.

Источник

Единство биологического и социального в человеке

Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть картинку Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Картинка про Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть картинку Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Картинка про Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть картинку Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Картинка про Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть картинку Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Картинка про Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо

Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть картинку Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Картинка про Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

1. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

2. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного:

· Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

· Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

— моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

— обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

— выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

· Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

· Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).

Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть картинку Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Картинка про Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо

Источник

Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо

Код ОГЭ 1.4. Биологическое и социальное в человеке.

Человек — особое звено в развитии живых организмов на Земле. Человек по своей сути есть существо биосоциальное: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное (лат. socialis — общественный) в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть картинку Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Картинка про Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо

Основные отличия человека от животного

Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть картинку Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Картинка про Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо

Основные признаки, характеризующие человека

Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть картинку Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Картинка про Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо

Образец задания ОГЭ по обществознанию по теме 1.4.

ВОПРОС: Что свойственно и человеку, и животному?
1) преобразование мира
2) накопление знаний
3) необходимость в отдыхе
4) стремление к прекрасному.

Это конспект по математике на тему «Биологическое и социальное в человеке». Выберите дальнейшие действия:

Источник

Тема 1. Человек как результат биологической и социальной эволюции

Проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos– человек и genesis – происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть картинку Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Картинка про Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность – сущность человека.

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Смотреть картинку Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Картинка про Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо. Фото Неразрывное единство двух начал в человеке позволяет сказать что он существо

Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

– обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

– выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его – действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» – культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала).

A1. Выберите правильный ответ. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

1) духовное
2) социальное
3) биологическое
4) биосоциальное

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *