Непроизводные прилагательные что это
2.10. Словообразование. Основные понятия
1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.
Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.
Например, стол □ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол— также непроизводная (она включает только корень стол-).
2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.
Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования).
Глагольный суффикс у непроизводных глаголов в форме настоящего времени часто (но не всегда!) утрачивается.
3. Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).
Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.
4. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим).
Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель.
Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару.
Например: ночь → ночной; читать → читатель.
5. Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой.
Сложные слова имеют две и более производящие основы.
При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.
7. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным.
Например: в словообразовательных парах: ночь → ночной; читать → читатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивый → правдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правда → правдивый.
8. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова.
Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда.
Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.
При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями!
9. Члены словообразовательной пары – производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) – связаны по значению и формально:
производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего, например: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»).
Однако из этого правила есть исключения.
Учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.
2) В парах: глагол – существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное – производным:
3) Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:
защищать → защищаться; умыть → умыться.
4) При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:
10. В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению.
Иногда производная основа может быть даже проще производящей.
2) При одинаковой сложности в паре: бесприставочный глагол несовершенного вида – бесприставочный глагол совершенного вида – производящим признается глагол несовершенного вида:
3) При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида – приставочный глагол несовершенного вида – производящим обычно является глагол совершенного вида:
4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными:
бег, торг, выход, осада.
Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя формально такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов:
5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными:
Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя формально равны по сложности или проще производящих прилагательных:
Разделение частей речи на производные и непроизводные слова помогает лучше понимать их состав и роль. Свойства, значение, определение слов гораздо легче воспринимать, когда известен порядок их формирования.
У большинства слов в русском языке есть собственная история происхождения, независимо от значения и состава. Освоение данной темы позволит с легкостью разбирать речевые элементы на части, оценивать их, находить слова-первоисточники.
Производная основа
Из двух категорий данная разновидность является самой крупной.
Здесь слово представляет собой набор, делимый на фрагменты: основа (корень) и словообразовательные морфемы:
суффиксы: дел-а-ющ-ий, дом-ик, дров-ишк-и;
приставки: под-бор, за-пруд-а, пере-ход;
слова с несколькими корнями: сам-о-лет, земл-е-коп;
комбинации: над-вод-н-ый, авиа-нос-ец.
Непроизводная основа
Слова с такой характеристикой обнаружить легче, чем их производные аналоги. Непроизводной называется основа, включающая в себя обычно лишь корень: рек-а, дев-а, неб-о.
Существительные и прилагательные в непроизводной основе оформлены в именительном падеже (пол-е, пирог), глаголы – в форме инфинитив со специфичным суффиксом-окончанием (чит-а-ть, реш-и-ть).
В отдельных случаях присутствует суффикс или приставки. Это может касаться устаревших слов: багр-ян-ый, багр-ян-ец (в старославянском «багр» означал пурпур, теперь же нет способа изложить его в обыденной речи).
Чем отличается производная основа от непроизводной
Разница между двумя категориями в составе частей. Непроизводная структура – исходная, первоначальная, не имеющая предшественника на данный момент, либо утратившая его (заимствованная или устаревшая часть речи).
Производная – «та, что уже произведена» от своих однокоренных аналогов (читатель – читательский, вода – водный). Понятие такой основы в русском языке подразумевает слова, образованные от других частей речи.
При этом производная основа может быть создана как от непроизводной вершины цепи, так и любого другого элемента – производящей основы.
Производящая основа
Под данным термином понимается состав слова, от которого образовалось следующая в цепи часть речи. Сопоставление «родителя» и «преемника» возможно в так называемые словообразовательные пары.
Примеры: рука – ручной, функции – дис-функции.
При этом для полного разбора можно составить полноценную словообразовательную цепь однокоренных частей:
совет – совет-ова-ть – на-совет-ова-ть.
В словообразовательной паре допускается изменение корня:
Очевидно, что исходное и финальное слово, хотя и являются однокоренными, не являются производным и производящим.
Упражнения на тему «Производные и непроизводные слова»
1. Найти к указанным частям речи исходное и производящее слово:
2. Определить, какие из слов – производные, а какие – непроизводные:
река, набросок, молочник, придорожный, кофейный, зелень, болтливость, грамота, книжный, сапог, мешочек, носильщик, меч, доврачебный, медведь, загнали, онлайн, устранять;
3. Построить словообразовательные пары и цепочки из приведенных слов. Учитывать, что одно слово может быть производящим не только к одному, но и к группе слов:
озвучить, сверхзвук, ультразвук, гиперсверхзвук, озвучивание, звучать, звук, озвучка, переозвучка;
земля, наземный, подземелье, земледелие, землянка, земледелец, подземный, земледельческий;
красить, крашенный, перекрасить, закраска, окрашено, покрасить, краска, выкрашено, подкраска, окрашивание.
Ответы к упражнениям на тему «Производные и непроизводные слова»
1. Подбор исходного и производящего слова
Имя прилагательное
Материал для самостоятельной работы учащихся 6-го класса
К учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»
Словообразование имен прилагательных
Орфограммы прилагательных
Упражнение 29. Для любознательных! Рассмотрение темы «Словообразование прилагательных» в одном из учебников русского языка начинается так:
«Среди имен прилагательных есть прилагательные первообразные и прилагательные производные разных типов.
Непроизводные прилагательные, состоящие из корня и флексии, составляют незначительную часть прилагательных и всегда относятся к качественным: молодой, старый, синий, белый, серый, добрый, злой, прямой, кривой, чистый, долгий. Другие качественные и все относительные и притяжательные относятся к производным. При образовании производных прилагательных используются суффиксы, приставки и сложение основ».
флексия = окончание
Заметим: в «Теории» рассматриваемые здесь термины не используются, и их запоминание не является обязательным. Ими можно пользоваться, если вы вместе со своим учителем сочтете это полезным.
Упражнение 30. Давайте вместе с автором приведенного ниже текста рассмотрим фотографии. По первому абзацу предположите: какой тип речи последует далее? Будут ли в нем прилагательные? Объясните свой прогноз.
1. Вы представляете этот альбом? Поняли, когда делались снимки? Как относится автор к тем, кто запечатлен на фотографиях? Как они одеты, на каком фоне фотографировались? Слова какой части речи особенно важны, чтобы ответить на эти вопросы?
2. Выпишите словосочетания . Произведите морфемный разбор прилагательных.
3. Расскажите о каждом прилагательном по такому плану: а) к какому разряду по значению относится; б) если образовано от других(ого) слов(а), каким способом; в) если есть орфограмма, связанная со способом образования прилагательного, как решается орфографическая задача и как это обозначается на письме?
4. Для тех, кто любознателен и любит заглядывать вперед! Как вы воспринимаете слово растерянный – это прилагательное или. (см. в «Теории», с. 176, последний абзац)? *А может быть, в данном сочетании (растерянный вид) это – причастие, употребленное в значении прилагательного? Как доказать правильность ответа?
Упражнение 31. Загляните в свой (семейный) фотоальбом – как много можно вспомнить, глядя на фотографию, если на ней запечатлено то, что имеет отношение к нам самим или к нашим близким, к нашему недавнему или далекому прошлому!
Напишите: «О чем поведала (напомнила) фотография. ».
Упражнение 32. Рассказ А.П. Чехова «Мальчики» начинается таким эпизодом: в родительский дом на Рождество приехал гимназист Володя. Понаблюдайте, какой была встреча, какую оплошность допустил мальчик и какие правила речевого поведения помогли снять неловкость.
Все смешалось в один сплошной, радостный звук, продолжавшийся минуты две. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что, кроме Володи, в передней находился еще один маленький человек. он неподвижно стоял в углу, в тени, бросаемой большой лисьей шубой.
– Володичка, а это кто же? – спросила шепотом мать.
– Ах! – спохватился Володя. – Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса. Я привез его с собой погостить у нас.
– Очень приятно, милости просим, – сказал радостно отец.
. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если бы на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся.
(опорный материал). Правило речевого этикета: при знакомстве младшего представляют старшим.
Это правило сохраняет свою силу и в наше время. А вот языковые формы представления изменились. Какая из употребленных в тексте форм воспринимается сейчас как устаревшая?
1. Слова какой части речи и в какой форме активно участвуют в создании портрета Чечевицына? Подчеркните их как члены предложения.
2. Найдите предложение, где прилагательные образуют ряд однородных членов. Проведите эксперимент: попробуйте заменить в однородном ряду некоторые краткие прилагательные их полной формой. Это возможно? *Какая норма употребления прилагательных не позволяет это сделать?
3. Встретились ли в тексте относительные и притяжательные прилагательные? *Что интересного вам удалось выявить в фамилиях?
Упражнение 33. 1. Из текста предыдущего упражнения выпишите прилагательные, чтобы проиллюстрировать основные способы образования имен прилагательных. Обозначьте словообразовательные морфемы.
Расскажите, какие значения появляются у прилагательных благодаря приставкам и суффиксам, участвующим в их образовании.
2. Примеров какого способа образования прилагательных вам не удалось найти в тексте упражнения 32? Приведите свои примеры.
3. Какие орфограммы и пунктограммы можно повторить на материале данного текста? Выберите отрывок для свободного диктанта или составьте словарный диктант и выполните письменную работу.
Повторение
Упражнение 34. Чтобы избежать смешения двух разных классификаций прилагательных по значению, сравните выделенные в составе терминов слова: разряды слов по значению и группы слов по значению – какое из них обозначает более широкое понятие, а какое конкретизирует его?
Уверенно ответить на этот вопрос вам поможет внимательное (изучающее) чтение § 99 «Теории».
Результаты работы с учебником отразите в таблице, завершая ее оформление (записывая недостающие слова в заголовках таблицы и примеры в ее столбцах).
(Разряды) прилагательных по (значению)
(Группы) прилагательных по (значению) обозначают признаки по:
На первый вопрос существует только три ответа:
В каждой из перечисленных групп имен прилагательных буквы Н и НН в суффиксах пишутся по особому правилу.
Прилагательные, образованные от имен существительных
К существительным для образования ИП присоединяют следующие суффиксы с согласной Н:
Окно со стеклянными полотнами, деревянной рамой и подоконником, оловянными ручками – шпаргалка, помогающая запомнить слова-исключения.
Непроизводные прилагательные
Исконно русские слова – большинство из них качественные ИП – состоят из корня, совпадающего с основой, и окончания:
молодой, добрый, кривой, серый, чистый и др.
Отглагольные прилагательные в полной форме
Вот и ответ на задачку в начале статьи:
Еще не крашенная стена – причастие, так как есть зависимое слово еще, нет приставки. А в словосочетании некрашеная стена – отглагольное ИП.
Прилагательные в краткой форме
Образовывать краткую форму могут только качественные прилагательные и страдательные причастия. Главная трудность – различить их, потому что зачастую звучание их совпадает.
Различив эти части речи, выбирают единственно верный вариант написания:
Отглагольные прилагательные и причастия
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Основные понятия
Прилагательное — это часть речи, которая называет самостоятельный признак предмета. Чаще всего они имеют непроизводную основу, то есть ни от чего не образованы или образованы от существительных.
Прилагательное отвечает на вопросы:
мягкий — прилагательное, непроизводное;
дождливый — образовано от существительного «дождь».
Причастие — это часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного. Называется так, потому что причастно к свойствам глагола и прилагательного.
написанный — причастие, образовано от глагола «написать»;
приглашенный — причастие, образовано от глагола «пригласить».
Прилагательное имеет только признак предмета.
Причастие обозначает признак действия предмета, часто имеет зависимые слова и может управлять обстоятельством или дополнением в причастном обороте.
Отглагольные прилагательные — особенные слова, которые могут обозначать самостоятельный признак предмета, который связан с действием.
Отглагольные пpилaгaтeльныe — это:
Пpичacтия, которые yтpaтили вpeмeннoe и зaлoгoвoe знaчeния, a тaкжe глaгoльнoe yпpaвлeниe:
Отглагольным прилагательным характерно значение постоянного признака. Употребляются без зависимых слов.
Причастиям свойственен активный признак, который длится во времени. Можно использовать с зависимыми словами.
У отглагольных прилагательных в суффиксе пишется одна буква Н: мороженые ягоды.
У причастий, которые похожи на отглагольные прилагательные, в суффиксах пишется две буквы НН: замороженные ягоды.
Примеры причастий и отглагольных прилагательных:
просеянное через сито зерно (зерно, которое просеяли — причастие),
сеяное зерно (отглагольное прилагательное);
сваренные в кастрюле овощи (овощи, которые сварили — причастие),
вареные овощи (отглагольное прилагательное).
Чтобы определить отглагольное прилагательное, нужно научиться отличать его от причастия. Для наглядности сравним причастие и отглагольное прилагательное в таблице.
Обозначает признак действия. Образуется от глагола.
Рассеянные ветром тучи (рассеять).
Обозначает постоянный признак. Образуется от причастия.
Рассеянный (невнимательный человек).
Может иметь приставки.
Часто не имеет приставок.
Может иметь зависимые (пояснительные) слова.
Не имеет постоянных слов.
Заменяется придаточным определительным.
Рассеянные ветром тучи — это тучи, которые рассеял ветер.
Рассеянный человек — невнимательный.
Таблица «Как отличить отглагольное прилагательное от причастия»
Прилагательные, которые образованы от глагольной основы.
Форма глагола, которая обладает грамматическими признаками:
прилагательных (склонение, изменение по родам);
глаголов (залог, вид, время).
Отсутствуют приставки (кроме не);
Можно образовать от бесприставочных глаголов НСВ.
Можно записать с различными приставками;
Можно образовать от бесприставочных глаголов СВ;
Использование в речи
Не требуют зависимых слов.
Употребляются с зависимыми словами.
Значение постоянного признака.
Можно заменить прилагательным-синонимом (рассеянная — невнимательная).
Значение признака, который длится во времени.
Можно заменить глаголом (рассеянные ветром тучи – ветер рассеял тучи).
Кованый подсвечник, крашеная стена, ношеное платье, рискованное дело, пугливый зверек.
Подкованная кузнецом лошадь, покрашенный кистью стол, записанный мелом номер, открывшийся сундук, смеющийся человек.