Неприятности на работе что делать советы психолога

Неадекватные люди: конфликты и абьюз на работе

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психолога

⏱ Время прочтения — 8 минут

Исследование показало, что жесткое отношение на работе, к сожалению, нередкий случай:

При этом 11% сталкивались с абьюзом только со стороны коллег, 44% — только со стороны начальства, и 13% — и со стороны коллег, и со стороны начальства.

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психологаОпрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).

Анализ по отраслям показал, что исключением стали лишь госслужба, НКО и начало карьеры: там процент тех, кто не испытывал на себе абьюз на работе, выше тех, кого это коснулось. Правда, разница не велика — всего 2−3%.

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психологаОпрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).

Тройкой «лидеров» среди проявлений жесткого отношения стали обесценивание труда, пренебрежение и высокомерие, разговоры на повышенных тонах, хамство и грубость:

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психологаОпрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).

Решать конфликтные ситуации большинство опрошенных предпочитало самостоятельно, но значительный процент респондентов не находили выхода из ситуации и просто увольнялись.

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психологаОпрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).

Рабочие конфликты и абьюз со стороны коллег и руководителя — эмоционально заряженные, непростые ситуации, на которые сложно реагировать с «холодной головой». Мы попросили Анастасию Желудкову, психолога, автора проекта prosto_psy, прокомментировать типичные проблемные сценарии и дать рекомендации, как выходить из них без ущерба для себя и карьеры. И по возможности больше с ними не сталкиваться.

Ситуация: конфликт с начальником

Алена живет в небольшом городе и работает бухгалтером в известной и стабильной компании. Но примерно полгода назад главный бухгалтер, в команде которого работала Алена, ушла. На ее место пришел новый человек — со своими правилами и подходами к процессам. Алена жалуется, что нередко получает распоряжения устно или по телефону, а когда задача сделана, вдруг узнает, что руководитель имела в виду совсем другое.

«Если руководитель в деловой коммуникации выбирает неэкологичную манипуляцию — переходы на личность, импульсивные выпады, — это говорит о его слаборазвитых эмоциональном интеллекте и гибких навыках. Для сотрудников в подчинении такая ситуация будет некомфортной, так как руководитель будет регулярно пользоваться своим вышестоящим положением и не сдерживать свои проявления. Это в конечном итоге может привести не только к ухудшению атмосферы в коллективе — пострадает самооценка и эффективность работы подчиненных, — но и к выгоранию сотрудников из-за постоянного эмоционального напряжения и стресса, или даже к публичным конфликтам и скандальным увольнениям.

Что я бы порекомендовала Алене: развивать собственный эмоциональный интеллект, учиться работать с манипуляцией и выстраивать профессиональные границы, выходя из-под влияния “неадекватного стиля управления”. Попробовать вывести отношения с руководителем в четкую деловую коммуникацию. В случае неудачи всё же лучше сменить компанию».

Ситуация: недружелюбный коллектив

Светлана недавно вышла из декрета и узнала, что отдел, в котором она работала, сильно поменялся. Кто-то ушел сам, кого-то «ушли». Но она вернулась с мыслями о том, что надо работать, подстраиваться. И сначала все шло неплохо.

«Данная ситуация похожа на скрытую конкурентную борьбу между коллегами с теневым лидером. В женских коллективах это распространенная история. Но для подтверждения данной гипотезы нужно деликатно выяснить информацию у коллег и руководителя. И в случае, если она подтвердится, идти в открытый диалог с коллегой при начальнице.

Я бы рекомендовала Светлане поработать над самооценкой, здоровым эго, навыками открытой конфронтации и конкуренции. Учиться видеть пассивную агрессию в коммуникации и уметь на нее реагировать, экологично конфликтовать и защищать свой профессиональный имидж.

Неразрешенная подобная ситуация может ударить по самооценке Светланы, обесцениваю своих профессиональных навыков, ухудшению отношений с коллегами и уходу по собственному вынужденному желанию».

Ситуация: под давлением клиента

Сергей около года вел проект. За это время со стороны заказчика поменялся руководитель этого проекта. Пришел человек с опытом работы на госслужбе с явной целью — выслужиться и зарекомендовать себя. В общении с Сергеем стал вести себя сразу надменно, «по-барски», не давал спокойно работать. Наступил момент, когда нужно было подписать акт выполненных работ на несколько миллионов рублей. Представитель клиента заявил: «Вы еще два месяца на меня поработаете, а потом я вам акты подпишу». Хотя все работы в рамках проекта выполнены, у проектной команды завершены командировки — никаких объективных причин не подписывать документы не было.

Сергей в растерянности: ругаться и конфликтовать не хочется, но без этого, кажется, ситуацию не решить. А еще страшно потерять клиента, ведь с этой компанией они работают уже не первый год.

«Сергей хорошо проследил психологические аспекты и мотивацию в поведении клиента, который за счет своего положения пытается повысить значимость, используя манипуляцию и давление для демонстрации власти. Но в данном случае эмоциональный конфликт только обострит ситуацию и клиент усилит напор, чтобы указать, “кто тут главный”.

Рекомендовала бы Сергею поработать над уверенностью и саморегуляцией в переговорах, учиться выключать эмоции, не давая втянуть себя в манипуляции. Вести открытый дипломатический хладнокровный диалог с клиентом. С обоснованием и подкреплением всех изначальных договоренностей, фактов и привлечением всей команды клиента».

Как разрешать конфликты на работе

👉 И последняя рекомендация: если на работе складывается непростая ситуация и все ваши попытки ее решить рушатся, подумайте, кого вы можете привлечь в качестве посредника.

«Одна из моих клиенток, — рассказывает Анастасия Желудкова, психолог, автор проекта prosto_psy, — несколько месяцев страдала от нападок нового руководителя. Тот увидел в ней конкурента и прилагал все усилия, чтобы “выдавить” из компании. Она общалась с ним подчеркнуто вежливо. По десять раз проверяла отчеты, прежде чем их отправить. Предлагала идеи, помощь, но получала лишь саркастические замечания. Просто уйти она не могла — и из финансовых соображений (у нее внушительная ипотека), и из-за привязанности к компании. В какой-то момент она поделилась своими неприятностями с руководителем соседнего департамента — они много работали вместе, и по каким-то вопросам он даже стал ее ментором. И тот неожиданно предложил ей перейти к нему. Весь вопрос с организацией перевода он взял на себя».

Источник

Как справляться с неудачами на работе

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психолога

Неудачи — обычная часть работы и жизни. Давайте посмотрим правде в глаза: вы, вероятно, будете сталкиваться с ними на протяжении всей своей карьеры. Неудачи не делают различий между лучшими членами команды, генеральными директорами или новичками в компании, они преследуют всех.

Правда в том, что рано или поздно вам придется исправлять свои ошибки и решать проблемы на лету. Некоторые неудачи будут незначительными и просто заставят вас поработать допоздна, а другие окажут глубокое влияние на профессиональную и личную жизнь. Читайте пять советов от экспертов технологической медиакомпании TNW, которые помогут справиться с неудачами.

1. Посмотрите правде в глаза

Будьте честными перед собой: если проблема существует, определите и признайте ее. Часто хочется отмахнуться от неприятных мыслей, но это лишь усугубит ситуацию. Чем быстрее вы осознаете угрозу, тем легче будет с ней справиться.

Например, недавно вы поняли, что не сможете вовремя доставить заказ своему клиенту. Не игнорируйте проблему, решайте ее сразу: поговорите с теми, от кого зависит доставка, попробуйте найти выход, а затем сообщите об этом клиенту. Таким образом, даже если вы не уложитесь в срок, клиент будет знать, что вы за него боролись.

2. Помните, что неудачи — это не навсегда

Неудачи становятся причиной сильного стресса. И хотя может показаться, что мир рухнул, не забывайте — это еще не конец света. Со временем вы поймете, что на самом деле все было не так уж и важно, как вы думали. В следующий раз, когда окажетесь в сложной ситуации, помните, что все наладится.

Смотрите также: Стресс на работе. Как справиться с тревогой и негативным настроем


3. Неудачи на работе не делают вас неудачником

Неудача на работе не делает вас неудачником. На самом деле это просто часть нашей жизни. Примите проблему и смиритесь с ней. Измените свой взгляд на вещи: не подавляйте себя и не зацикливайтесь на том, что вы не можете контролировать.

Что бы ни случилось, помните: неудача на работе не определяет, кто вы или кем вы станете в будущем. Все совершают ошибки, и важно то, как вы учитесь на них и какие выводы делаете.

4. Не бойтесь просить помощи

Если вы действительно застряли при выполнении рабочей задачи, попросите помощи у коллег. Объясните им, в чем проблема и с какими трудностями вы столкнулись. Будьте откровенны, не бойтесь признать свою неспособность справиться в одиночку — никто не ожидает, что вы будете сверхчеловеком, поэтому не требуйте этого и сами от себя.

5. Двигайтесь дальше

Не стоит снова и снова обдумывать, как нужно было поступить в той ситуации. Что сделано, то сделано. Конечно, вы должны учиться на своем и чужом опыте и ошибках, однако не менее важно продолжать двигаться дальше. Как только решите проблему и переключите свое внимание на другой проект, новые цели дадут вам свежую перспективу и необходимую дозу энтузиазма. Вы будете гораздо более мотивированы и слишком заняты, чтобы думать о прошлых неудачах.

Запомнить

С какими неудачами на работе вы сталкивались? Как выходили из положения? Поделитесь в комментариях к статье!

Развивайтесь вместе с нами, учитесь в удобном формате в любое время и в любом месте! Посмотрите каталог наших учебных программ.

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психологаСтепан Добродумов Автор медиапортала Русской Школы Управления

Источник

«Главное, чтобы работа меня не убивала»: к каким тратам может привести эмоциональное выгорание

Подсчеты читателей Т⁠—⁠Ж

Мы уже рассказывали, как распознать выгорание и что может помочь справиться с ним.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Остеопатия: 22 000 Р
Трансформационные игры: 5500 Р
Психотерапия в 2019 году: 8000 Р
Психотерапия в 2021 году: 22 600 Р
Чекап и УЗИ: 11 300 Р
Витамины: 8000 Р

Это разочарование в своих идеалах и крушение иллюзий случилось еще за два года до пандемии. Думаю, это можно назвать кризисом среднего возраста, когда происходит полный пересмотр взглядов и ценностей. Только потом я поняла, что пандемия привела меня уже ко второму циклу выгорания — из-за повышенного стресса на работе и попыток стать для самой себя сотрудником года.

В первом цикле у меня была длительная работа по преодолению неврозов с помощью всего, что попадалось под руку: остеопатов, трансформационных игр, психотерапии, ретритов, медитации, йоги, разрыва связей с травмирующим и токсичным окружением, как это сейчас модно называть. Во втором цикле выгорания я решила наладить режим сна и контролировать состояние своего здоровья: прошла чекап, занялась восполнением дефицита нутриентов и добавила немного йоги и бега.

Главное, что я вынесла из этого всего: нужно не только планировать цели и дела, но и выделять время под отдых любого плана. Особенно полезен тип отдыха под названием «ничегонеделание».

20 000 Р
Витамины и БАДы:

10 000—15 000 Р
Онлайн-йога: 1500 Р /месяц

Мне 40 лет, я руковожу отделом снабжения в генподрядной строительной организации. У меня в подчинении восемь человек. Кроме того, я мама двоих детей — младших школьников.

Последний год работаю на удаленке, муж — в офисе, а дети периодически сидят на карантине дома. По работе у меня миллион дел, телефон постоянно звонит, одна проблема за другой. Но детям и мужу тоже нужно мое внимание.

Мое выгорание было связано с постоянным переутомлением из-за многозадачности, тревоги по работе и за детей. Когда отдохнуть можно только во сне. Когда нет времени на себя. Когда слишком большая нагрузка со всех сторон, потому что у детей то уроки, то болезни, то им просто нужно уделить время, приготовить, накормить, выслушать жалобы, разрешить конфликты, сходить вместе куда-то в выходные. Просто отдохнуть самой не получалось. В итоге я стала срываться на мужа и детей, иногда — на поставщиков. На коллег — нет. По вечерам, бывало, рыдала от усталости, и жизнь казалась беспросветной.

Но затем немного снизилась нагрузка на работе, что-то удалось делегировать. Дети немного подросли, стали самостоятельнее — например, могут сами гулять около дома. Проверилась у врача. Нашли анемию и другие дефициты витаминов, стала восполнять.

К психологам не обращалась, так как знаю, что они скажут мне менять работу, а я к этому не готова.

Мне очень помогают простые прогулки, каждый день гуляю с мужем или детьми. Обожаю после тяжелого, нервного дня выйти на улицу и походить пару часов пешком — это снимает стресс. Ложусь спать пораньше, до 23 часов. А с утра перед работой занимаюсь йогой. Кроме того, стараюсь более рационально использовать время до и после работы: готовлю еду хотя бы на два-три дня сразу. Выбираю блюда попроще, пользуюсь доставкой.

Видя, как я работаю, муж меня жалеет и поддерживает — и делами, и морально. Например, он занимается уборкой, хотя готовка и дети все равно в основном лежат на мне, а перед сном делает мне массаж — я это обожаю.

Четыре приема лора: 6000 Р
Лечение аппаратом «Тонзиллор»: 10 000 Р
Анализы: 1600 Р
Лекарства: 3000 Р
Психотерапевт: 9000 Р /месяц
Антидепрессанты и снотворное: 700 Р /месяц

Мне 28 лет, я работаю HR-менеджером в ИТ-компании. Замужем, детей нет, но есть кошка и ипотека.

С выгоранием столкнулась на предыдущей работе. Началось все с эмоциональных качелей. У меня было очень много энергии и энтузиазма для выполнения рабочих задач, но становилось все меньше времени на семью, друзей и вообще какой-либо отдых. Первый звоночек: я стала пропускать перерывы на работе, чтобы сделать больше и заработать дополнительные деньги. Такой запал у меня держался очень долго. Затем я стала игнорировать полноценные отпуска — уходила либо на период длительных праздников, либо летом, когда все время тратила на решение собственных проблем вроде ремонта или здоровья и на встречи с близкими. Моя жизнь проявлялась только в эти короткие перерывы.

Что меня к этому привело? Фокус на одном аспекте своей жизни — работе. Не очень справедливая оплата труда: я сильно переживала за финансы нашей семьи, так как моя зарплата была нестабильна, а ипотеку уже нужно было выплачивать. Наконец, моя неспособность отследить собственное состояние и попросить о помощи специалиста — в свое оправдание скажу, что это был мой первый опыт.

Сперва я решила сменить работу.

Это было не самое простое решение в моей жизни. Я шла к нему полгода, даже заранее поговорила о своих перспективах с предыдущим руководителем. Но после этой беседы поняла, что их нет — ни денежных, ни карьерных, и стала искать новую работу, параллельно читая о разработке, технологиях и специфике HR в ИТ. Муж меня поддержал.

Я внимательно слежу за бюджетом, поэтому могу подсчитать свои расходы с середины 2019 до середины 2021 года.

С одной стороны, я не могу посчитать, сколько денег не заработала, потому что нервничала и почти не спала из-за прошлой работы. Невозможно определить цену отношений с мужем. Не знаю, как дорого мне обойдется мое здоровье, которое пострадало от стресса. С другой стороны, выгорание только высветило мои внутренние конфликты, с которыми я и пошла на психотерапию.

Психолог: 2000 Р /неделю
Антидепрессанты и нейролептики:

Мне 25 лет. Работаю в фармацевтической компании, внедряю сериализацию.

Начала жить одна, окончила университет… Надежды не оправдались. Как говорится, нет ожиданий — нет разочарований. Было грустно. Причем по ощущениям так было вообще всегда, но на самом деле — лишь в последние четыре года. Однако опыт репетиторства с детьми помог мне воспитать в себе терпение, и поэтому все оставалось внутри.

Ночь — привет, снотворное, утро — здравствуй, слоновий кортизол и кофе. Дофаминовая система раскачана донельзя.

Несмотря на выгорание, мне удалось приобрести квартиру в ипотеку.

Я хорошо управляю своими финансами. Но из-за выгорания все-таки пересматриваю свое отношение к деньгам. Получать их такой ценой не хочется. Теперь я критично смотрю на свои потребности и готова пожертвовать брендами, завести детей и путешествовать. Буду менять профессию, хочу стать дизайнером интерьера. Доход не важен, главное, чтобы работа меня не убивала. Только бы не в офис.

Успокоительное: 700 Р /полгода
Перекусы: 18 000 Р /полгода
Посиделки в баре с друзьями: 3600 Р /полгода

Мне почти 29. Много лет я работаю в крупном операторе связи и все эти годы с переменным успехом двигаюсь по карьерной лестнице — в основном по горизонтали. Я занята в отделе обслуживания, поэтому мне много приходится общаться с людьми. У меня есть пара хобби в виде вязания и шитья, но на них, как правило, не хватает либо времени, либо сил. Свою семью я еще не создала, так что причиной моего выгорания стала работа.

По своей натуре я очень эмоциональный человек, на многие вещи слишком бурно реагирую. Если мне не нравится посыл собеседника — например, когда кто-то пытается давить на меня, — то независимо от того, кто он, моей первой реакцией будет наорать на него, сильно, громко и до хрипоты. Но подростковый возраст давно прошел, и сейчас я всегда контролирую это желание. Ну, или почти всегда. Так или иначе, в общении с людьми я стараюсь выглядеть уравновешенной, даже когда внутри все взрывается.

Однако несколько месяцев назад я начала замечать, что становлюсь все громче. Чаще начала вслух возмущаться происходящим на работе, перестала подбирать слова при высказываниях о компетенции коллег, стала жестче разговаривать с клиентами. Пропало желание налаживать рабочий процесс и поддерживать хорошие отношения с коллегами, случились пара истерик со слезами. Время от времени совершенно не хотелось вставать с кровати, чтобы идти на работу, а иногда от одной этой мысли происходил непонятный упадок сил. Окончательно поняла, что выгорела, когда несколько раз накричала на коллегу, с которой вместе вели проект. Было жутко стыдно. В тот момент я осознала, что стала мегатоксичной и невыносимой и мне пора хотя бы в отпуск.

В итоге создавалось ощущение, что я одна за всех и никто за меня.

Справиться с выгоранием мне помогло множество факторов. Вечерами я приходила домой, и либо мне не хотелось разговаривать вообще, либо я могла только жаловаться. Но родные поддерживали меня как могли. Возможность выговориться или выспаться сделала поход на работу немного более сносным.

В течение всех этих месяцев, приведших к моему ужасному состоянию, я искала работу в другом городе и подпитывалась мыслью, что вот-вот скоро уволюсь, уеду и покажу всем язык. Чем хуже я себя чувствовала, тем активнее искала работу. Планового отпуска ждала, как пирога из печки. Однако буквально за неделю до него мне предложили перевестись на новую должность. В той же сфере, но более узкого профиля и, что было наиболее важным, с возможностью переезда в тот самый город.

Две недели отпуска — пусть даже дома, без путешествий, планы на переезд и интерес к новой должности дали новый прилив энергии. Надолго ли его хватит — пока неясно. Прошел только месяц, но коллеги заметили, что я стала спокойней и жизнерадостней. Хотя вставать по утрам и тащить себя на работу мне все так же сложно.

30 000—40 000 Р /месяц
Косметолог: 3000 Р /прием
Бассейн: 30 000 Р /год
Анализы:

Источник

Правильный офисКак перестать нервничать на работе

Гештальт-консультант Дарья Приходько о том, что такое стресс, чем грозит систематическое переутомление и как вернуть потерянное спокойствие

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психолога

«Правильный офис» — серия материалов о том, как организовать свой рабочий день и рабочее место так, чтобы ежедневные восемь часов в стенах офиса проходили с пользой не только для резюме и банковского счёта, но и для тела и здоровья. В четырёх материалах мы подробно рассмотрим все аспекты офисного общежития и с помощью экспертов расскажем, как питаться, на что обратить внимание и чем заниматься в перерывах между решением рабочих задач, чтобы сделать свой офис по-настоящему правильным. Спецпроект подготовлен совместно с VELLE — полезным перекусом для офисных сотрудников.

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психолога

«Стресс — это жизнь», — говорят психологи. Но что делать, если его так много, что работа становится в тягость, а отпуск превращается в сущее наказание? Гештальт-терапевт рассказала, какие неврозы можно заработать не выходя из офиса и что делать, если переутомление превратилось в диагноз.

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психолога

Дарья Приходько

Психолог, гештальт-консультант, психодраматист

— Мы постоянно говорим о стрессе на работе, а также о том, что он — главная причина всех проблем и недугов. Что именно психологи называют стрессом?

Стресс — это неспецифическая реакция организма на любое воздействие. «Неспецифичность» означает, что независимо от качеств и свойств стрессогенных факторов реакция развивается по одному сценарию.

Для организма не имеет значения, является ли воздействие позитивным или негативным: и большая радость, и глубокая печаль — это стресс, потому что оба состояния выводят организм из гомеостаза, то есть из равновесия.

Фактически стресс — это процесс быстрой адаптации организма к новым условиям. Такую концепцию разработал известный канадский врач Ганс Селье в первой половине XX века, и он же описал три стадии стресса. Первая — alarm-стадия, на которой организм чувствует воздействие и реагирует на него, то есть мобилизует все силы для того, чтобы справиться с происходящим. Именно на alarm-стадии мы способны выполнить большой объём работы, провести ответственное мероприятие. Вторая — стадия резистентности, когда организм начинает сопротивляться. Третья — стадия истощения. Вот тут уже уместно говорить о переутомлении. Организм мобилизовал все силы, кинул их на сопротивление и адаптацию, но приспособиться ему не удалось или стрессогенный фактор так и не исчез. Наши ресурсы ограничены, и если мы их постоянно тратим, то они истощаются.

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психолога

— Как можно понять, что наступило истощение?

Когда мы глухи к собственным нуждам, организм отвечает жёстко и по всем фронтам: физиологически это проявляется, например, в нарушениях аппетита и сна, психически — в различных невротических проявлениях и психосоматических заболеваниях (телесных заболеваниях, причиной которых является сильное и продолжительное психическое напряжение). Таким образом, организм пытается остановить наше саморазрушение, нажимая на стоп-кран — заставляя нас заболеть.

Болезнь — это последний крик тела, она принуждает вернуться к себе и к своим истинным желаниям, о которых мы забываем за рабочими авралами.

Например, если нас долго терзают какие-то мысли и они не находят выхода в действиях, в прямом смысле начинает болеть голова. При мигрени уже особенно не подумаешь — происходит своеобразный сброс энергии. Кроме мигреней к психосоматическим заболеваниям относят аллергические реакции и экземы, ведь кожа — это наша явная граница с миром. Если организм хочет, чтобы его перестали беспокоить извне, он делает что-то с кожей, как бы говоря: «Смотрите, какой я страшный, не подходите ко мне».

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психолога

— Наверное, про то, что переутомление — это плохо, все и так знают, но расскажите, чем именно оно грозит.

В слове «переутомление» недаром есть приставка «пере-». Она означает, что человек не просто исчерпал ресурсы организма, а превысил их возможный предел. Опасность кроется не столько в самом превышении, сколько систематическом пренебрежении отдыхом. Организм сигнализирует, что пора расслабиться ещё на стадии резистентности, а человек этот сигнал намеренно игнорирует и тем самым делает выбор не в пользу себя.

Переутомление в принципе лечится, а вот постоянный неконтакт с собственными нуждами — это очень тревожно.

— Что делать в такой ситуации?

В этом случае важно не просто взять тайм-аут, но в целом пересмотреть свою жизненную концепцию, задать себе вопрос «Как я создаю такие условия, что перестаю обращать внимание на сигналы собственного тела?». Ответы могут быть разными, но самый распространённый: «Я много работаю, чтобы добиться карьерного роста, успеха, признания, и готов платить за это хронической усталостью».

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психолога

Такое поведение очень похоже на нарциссический невроз — человек определяет себя только через успех и достижения.

Человек думает, что если у него высокий статус и он социально одобряем, значит, он всё правильно делает в жизни. Именно поэтому переутомление — это своеобразное сообщение для других: «Я устал, потому что не жалею себя, чтобы вы меня признали».

Альфрид Лэнгле, экзистенциональный психотерапевт, писал, что зачастую за амбициями и удовлетворением потребности в признании мы забываем задаваться ценностно ориентированными, смысловыми вопросами: про жизнь, про то, что нравится и нравится ли быть на своём месте, про то, что мы готовы в жизни изменить. По сути, это тяжёлая внутренняя работа, которую люди часто не готовы делать.

Проще бросить все силы на знакомую работу, чем остановиться и подумать, что я, собственно, в этой жизни делаю.

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психолога

Продукты, которые помогут справиться со стрессом

В 2012 году психотерапевт Шарлотта Уоттс выпустила книгу The De-Stress Diet, в которой описала не правила, но полезные советы для тех, кто испытывает постоянный стресс на работе. Несмотря на слово «диета» в названии книги, Уоттс вовсе не призывает ограничивать себя в еде — напротив, приводит список продуктов, помогающих легче пережить встряску.

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психолога

1. Чеснок

Несмотря на ядрёный запах, не стоит недооценивать его целебные для организма, восстанавливающие свойства. Считается, что чеснок усиливает процессы детоксикации и содержит вещества, которые защищают клетки и ткани внутренних органов.

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психолога

2. Жирная рыба

В форели, лососе, сибасе много полиненасыщенных жирных кислот, например омега-3, которые играют решающую роль в правильном функционировании организма. Жирная рыба перезапускает обменные процессы, которые затормаживаются при постоянном стрессе.

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психолога

3. Лакрица

Любителей этого продукта не так много, но, судя по всему, они счастливее других. Лакрица нормализует выработку кортизола — «гормона стресса». Когда организм испытывает стресс, уровень кортизола резко повышается, а лакрица возвращает его в норму.

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психолога

4. Шоколад

Тёмный, а не молочный. 40 граммов в день, и доза эндорфина — «гормона счастья» — обеспечена. Более того, шоколад помогает при усталости и бодрит.

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психолога

5. Ромашка

Чай с ромашкой давно зарекомендовал себя как антистрессовый. Считается, что он помогает бороться с бессонницей и снимает ощущение тревоги.

— Если человек готов изменить свой образ жизни, что ему следует делать в первую очередь?

Не всегда можно разобраться самостоятельно. Можно соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни и даже чётко выстраивать свой рабочий график, но всё равно чувствовать себя разбитым и утомлённым. В таких случаях необходима помощь профильного специалиста, и в первую очередь стоит обратиться к врачу и пройти обследование — чтобы проверить, нет ли каких-либо гормональных нарушений или других органических предпосылок для болезненного состояния. Если никакого недуга не обнаружено, нужно идти к психотерапевту, потому что проблема может находиться глубже, чем человек способен её осознать.

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психолога

— Пока что мы в основном говорили о переутомлении, а какие ещё источники стресса могут быть на работе?

Стресс проявляется всякий раз, когда организм выводят из привычного равновесия, а условия для этого уникальны для каждого человека. Так, например, формат офиса openspace может быть источником сильного напряжения для интроверта, но для экстраверта он же может стать местом, где он будет чувствовать приятное единение с другими. Переход на новую работу всегда является стрессовым событием, так как человеку приходится адаптироваться к целому комплексу изменений: от нового расположения офисной мебели до нового коллектива.

Зачастую стресс может быть вызван и тем, что у человека нет интереса, энергии и драйва в том деле, которым он занимается каждый рабочий день. То есть он живёт от пятницы до воскресенья, а по будням предаётся тоске. Конечно, в таком случае организму тяжело переживать еженедельную скуку.

Если работа приносит удовольствие, человек может нормально регулировать её процесс и восполнять силы от вдохновения любимым делом.

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психолога

— Бывают ли специалисты, которые помогают урегулировать взаимоотношения внутри коллектива?

Мало кто знает, что рядом с именем Зигмунда Фрейда стоит имя Якоба Леви Морено — отца психодрамы. Ему принадлежат первые исследования жизни человека в обществе. Как-то Морено работал в австрийском лагере для беженцев, которые жили там в бараках по 100 человек. Очевидно, среди беженцев возникало много конфликтов. Наблюдая за их жизнью, Морено заметил, что жильцы бараков принадлежат к разным религиям и социальным слоям. Тогда он предложил расселять людей в бараки по принципу близости мировоззрения, надеясь таким образом покончить со ссорами, — и оказался прав. Так зародилась теория измерения межличностных связей — социометрия. Она помогает выстраивать отношения в группе, анализируя взаимоотношения между её отдельными членами.

Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть фото Неприятности на работе что делать советы психолога. Смотреть картинку Неприятности на работе что делать советы психолога. Картинка про Неприятности на работе что делать советы психолога. Фото Неприятности на работе что делать советы психолога

Сейчас некоторые компании начинают понимать важность сплочённого коллектива, где сотрудники не держат «камня за пазухой» на коллег, поэтому в них появляются должности корпоративных психологов. Корпоративные психологи владеют методами социальной психологии, знают законы социологии. Они не только консультируют сотрудников компании, но и исследуют психологические процессы в коллективе в целом.

Группа коллег, которые находятся в одном рабочем помещении и заняты выполнением общего дела, не обязательно является коллективом.

Корпоративный психолог помогает определить степень сработанности коллектива и при необходимости проводит работу с сотрудниками. Номинально они могут работать на единую цель, но фактически преследовать свои личные интересы, отличные от групповых. Только в коллективе происходит совпадение личных и групповых намерений для достижения конечного результата, и это и есть работа корпоративного психолога — помочь каждому найти личные смыслы в общей деятельности компании.

100% chill: звуки, которые помогут забыть о неприятностях на работе

— В России практика посещения психолога не то чтобы распространена. Что делать человеку, который по каким-то причинам не может обратиться к специалисту и вынужден справляться сам?

Отдых — это смена основной деятельности на принципиально противоположную. Очень важно не забывать, что когда мы «пользуемся» только головой, тело начинает страдать. Именно поэтому людям, работающим в офисе, важно время от времени переключаться на физический труд.

За рабочими заботами человек может перестать замечать мир вокруг себя. Пример: я сижу в кафе и отвечаю на вопросы, а при этом думаю о клиенте и в результате не обращаю внимания на то, что пью вкусный кофе, за окном лето, а на подоконнике — красивый цветок. В такой ситуации нужно вернуть себе опору на реальность, на жизнь здесь и сейчас. Для этого есть простое упражнение: заставлять себя замечать предметы в помещении. Кажется, что это ерунда, но когда находишься в состоянии сильного стресса, его сложно выполнить, так как мозг сужает сознание до точки тревоги. Важно в каждый момент осознавать, что чувствует тело, что видно и слышно вокруг. Со временем это упражнение помогает перестать целиком погружаться в проблему.

— А если речь идёт не о затянувшемся переживании, а о сиюминутной вспышке тревоги, что можно сделать, чтобы поскорее привести себя в норму?

Во-первых, важно выйти из ситуации в прямом смысле. Покинуть то место, где случилось что-то плохое, чтобы появилась дистанция между тем, что произошло, и собственными переживаниями. Дальше нужно дать себе возможность проплакаться, проораться — сделать то, что хочется. Если нет возможности сделать это сейчас же на рабочем месте, оставить зарубку на память, чтобы не забыть решить этот вопрос по приходе домой. Зачастую человек думает, что он сильный и справится со всем сам, если просто не будет думать о проблеме, а спустя время проявляется симптоматика, свидетельствующая об обратном. Отсюда растут корни процессов, которые мы называем неврозом.

— Правда ли, что невротические процессы и стрессы неизбежно отражаются на внешности?

— Лицо — это то, что человек не скрывает (за исключением восточных культур), оно отражает то, что мы хотим сказать миру. Если ваше послание «Я много работаю, я зарабатываю свой социальный статус большим трудом» — то и на лице это мгновенно отражается. Может быть и другой сценарий — человек не занимается своей внешностью и посылает сигнал «Я не хочу принимать себя».

Если человек слышит свои желания и осознаёт потребности, живёт в гармонии с собой и миром, ему даже не надо прилагать особых усилий — его лицо само будет светиться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *