Непредъявленная выручка что это

Применяем ПБУ 2/2008 на практике

Начиная с отчетности за 2009 год порядок отражения хозяйственных операций по длительным контрактам существенно изменился. Теперь организации должны отражать доходы и расходы, а также формировать финансовый результат каждый отчетный период. При этом новый порядок признания доходов и расходов зависит от того, насколько достоверно может быть определен финансовый результат по договору.

Признание выручки
Если финансовый результат может быть определен достоверно, то доходы и расходы рассчитываются в зависимости от степени завершенности работ (п. 17 ПБУ 2/2008).

Положение утверждено приказом Минфина России от 24 сентября 2008 г. № 116н.

В противном случае выручка признается по другим правилам. Так, если существует вероятность, что расходы, понесенные при исполнении договора, будут возмещены, выручка по договору признается в отчете о прибылях и убытках в величине, равной сумме понесенных расходов, которые в этот отчетный период считаются возможными к возмещению. Если же есть вероятность, что расходы не будут возмещены заказчиком, то они учитываются как расходы по обычным видам деятельности без признания выручки.
Порядок, описанный в ПБУ 2/2008, иллюстрирует принцип соотнесения доходов с расходами, которые компания осуществляет для получения дохода.

На практике нередко встречаются ситуации, когда на первоначальных этапах реализации проекта прибыль является завышенной. В конце же реализации проекта собирается полная сумма расходов и формируется убыток. Новый подход имеет цель формировать финансовый результат исходя из общей рентабельности проекта, с учетом всех возможных дополнительных затрат, и тем самым распределять финансовый результат по отчетным периодам по возможности равномерно. Причем порядок учета по договорам строительного подряда предусматривает признание в учете выручки и расходов не по данным первичных документов, как это было ранее, а на основе расчетных оценок.

Чаще всего встречается смешанный вариант. Он предусматривает как возмещение заказчиком всех расходов, понесенных строительной организацией в связи с выполнением предусмотренных договором работ, а также уплату процента от этих расходов, так и наличие согласованной максимальной цены подлежащей выполнению работы.

Алгоритм признания доходов и расходов
и финансового результата

Предлагаемый ниже алгоритм (см. схему в приложении на стр. 51) сформирован на основе требований ПБУ 2/2008 и представляет собой последовательность действий по расчету, отражению в учете и отчетности показателей в части строительных договоров. Разрабатывая данный алгоритм, за основу взяты требования ПБУ 2/2008. В ситуациях, не регламентируемых указанным положением, авторы обращались к международным стандартам и проецировали практику применения МСФО на российский учет.

Шаг 1. Оценка достоверности финансового результата договора. На этом этапе необходимо оценить договор на предмет возможности достоверного определения финансового результата.
Если финансовый результат может быть надежно оценен, то переходим к оценке прибыльности договора.

Если достоверное определение финансового результата исполнения договора в какой-то отчетный период невозможно, выручка по договору признается в следующем порядке (п. 23 ПБУ 2/2008).
Когда существует вероятность, что расходы, понесенные при исполнении договора, будут возмещены, выручка по договору признается равной сумме понесенных расходов за данный отчетный период.
Как правило, такая ситуация возникает на начальном этапе исполнения договора, когда невозможно с точностью определить финансовый результат в целом по контракту. Другими словами, до тех пор, пока не сформируется надежная база для определения показателей исполнения контракта (сметной стоимости, сметных расходов и т. д.), прибыль по контракту не признается.

На практике строительные компании, применяющие МСФО, обычно определяют в своей учетной политике порог степени завершенности работ, после которого компания начинает признавать прибыль по строительным договорам. Например, компания не признает прибыль по договорам строительного подряда, пока степень завершенности работ не достигнет 20 процентов. В ПБУ 2/2008 данный порядок не закреплен. Однако, учитывая международную практику, можно воспользоваться указан- ным порядком. При этом порог степени завершенности, после которого компания начинает признавать прибыль, должен быть обоснован, закреплен в учетной политике компании и применен ко всем строительным договорам.

После этого момента степень достоверности финансового результата может быть надежно оценена и, соответственно, далее переходим к шагу 2. Когда вероятность возмещения расходов заказчиком отсутствует, то выручка не признается, а расходы следует учесть в составе текущих расходов отчетного периода.
Оформление процедуры: необходимые данные по договору формируются в рамках соответствующей службы организации (ПТО или, например, управление проектом).
Руководитель проекта оформляет подтверждение возможности достоверного определения финансового результата по каждому договору, исходя из вышеуказанных необходимых и достаточных условий. Это подтверждение следует предоставлять в бухгалтерию на дату формирования финансовой отчетности.

В частности, ожидаемый убыток признается в отчетности компании как расход немедленно и независимо от:
— того, начались ли работы по договору на строительство или нет;
— стадии выполнения работ по договору на строительство;
— величины прибыли, ожидаемой к получению от других договоров, которые не отражаются как единый договор на строительство.
В случае если общая оценка показывает прибыльность контракта, то переходим к шагу 3.
Оформление процедуры: расчет предоставляется в бухгалтерию организации в порядке, аналогичном шагу 1.

Шаг 3. Определение степени завершенности работ по договору на отчетную дату. Согласно способу определения степени завершенности работ, закрепленному в учетной политике, компания определяет процент завершенности объекта строительства на отчетную дату. Далее переходим к шагу 4.
Оформление процедуры: на данном этапе документальное оформление процедуры зависит от организации учета в компании. Он может производиться либо бухгалтерией, либо соответствующей службой в порядке, аналогичном шагу 1.

Шаг 4. Расчет сумм доходов и расходов с момента начала выполнения работ. На этом этапе определяются расчетным способом суммы доходов и расходов по договору строительного подряда с момента начала выполнения работ до отчетной даты (нарастающим итогом).
Если в учетной политике компании закреплен момент, начиная с которого компания признает прибыль по строительным договорам, то процент завершенности на отчетную дату сравнивается с порогом, определенным в учетной политике, и в зависимости от этого доходы признаются равными расходам или с учетом прибыли. В противном случае независимо от величины процента завершенности работ доходы признаются с учетом прибыли. Для расчета сумм доходов и расходов нарастающим итогом полученный процент завершенности умножается на общую величину доходов по договору (цена договора) и общую величину расходов по договору (сметные расходы) соответственно. Далее переходим к следующему шагу.

Шаг 5. Расчет сумм доходов и расходов по данному договору за текущий отчетный период. Определяется сумма доходов и расходов и, соответственно, финансовый результат за текущий отчетный период, то есть суммы выручки и расходов, признаваемые в отчете о прибылях и убытках. Для этого из расчетных сумм доходов и расходов нарастающим итогом (см. шаг 4) вычитаем суммы выручки и расходов, признанных в отчете о прибылях и убытках за предыдущие отчетные периоды.

ПРИМЕР
Компания занимается строительством трубопроводов.
Предположим, на 31 декабря 2009 года у нее остался незавершенным один договор, работы по которому начаты в марте 2009 года. В отношении договора имеются следующие данные:

СтатьяСумма, тыс. руб., без НДССумма НДС, тыс. руб.Сумма, тыс. руб., с НДС
Расходы, понесенные на отчетную дату3 5006304 130
Будущие ожидаемые расходы2 3004142 714
Цена договора,7 2001 2968 496
в т. ч. работа, которую заказчик принял3 6006484 248

На основании вышеприведенного расчета и проводок в бухгалтерском учете формируем финансовую отчетность компании. В части договоров строительного подряда будут сформированы следующие элементы бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский баланс

СтатьяСумма, тыс. руб.
Выручка4 345
Себестоимость3 500
Прибыль845

1. Согласно учетной политике компании, прибыль по строительным договорам признается после преодоления порога 20 процентов. Выручка и расходы по строительным договорам признаются по «мере готовности». Для определения степени завершенности на отчетную дату используется способ по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору строительного подряда.

2. По не закрытым (не завершенным) на отчетную дату договорам строительного подряда представлена следующая информация:

СтатьяСумма, тыс. руб.
Сумма признанной в отчетном периоде выручки (без НДС)4 345
Общая сумма понесенных расходов и признанных прибылей (за вычетом признанных убытков)4 345
Сумма полученной предварительной оплаты0
Сумма за выполненные работы, но не предъявленная заказчику до выполнения определенных условий0

1 шаг Оценка достоверности финансового результата договора (п. 17 ПБУ 2/2008) Финансовый результат может быть достоверно определен (п. 17 ПБУ 2/2008)

2 шаг Оценка прибыльности договора (п. 24 ПБУ 2/2008) Контракт является убыточным

3.1. шаг Признание убытка в отчетном периоде (п. 24 ПБУ 2/2008) Контракт является прибыльным

3.2. шаг Определение процента завершенности договора (п. 20 ПБУ 2/2008)

4 шаг Определение доходов и расходов по контракту нарастающим итогом (п. 17, 20, 21 ПБУ 2/2008)

5 шаг Формирование доходов и расходов отчетного периода (п. 25 ПБУ 2/2008)

6 шаг Отражение в отчетности (п. 26-29 ПБУ 2/2008) Финансовый результат не может быть достоверно определен (п. 17, 23 ПБУ 2/2008)

2 шаг Признание доходов и расходов Существует вероятность возмещения расходов заказчиком (п. 23 ПБУ 2/2008) Выручка признается в размере затрат Отсутствует вероятность возмещения расходов заказчиком (п. 23 ПБУ 2/2008) Выручка не признается, расходы признаются полностью в отчетном периоде

Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.

Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок

Источник

Учёт договоров строительного подряда: практика применения в 2021 году

Непредъявленная выручка что это. Смотреть фото Непредъявленная выручка что это. Смотреть картинку Непредъявленная выручка что это. Картинка про Непредъявленная выручка что это. Фото Непредъявленная выручка что это

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утв. приказом Минфина РФ от 24.10.2008 № 116н, применяется с 2009 года.

Кто должен применять ПБУ 2/2008?

Применяют ПБУ 2/2008 только подрядчики по договорам, связанным со строительством, восстановлением (ремонт, модернизация, реконструкция) или ликвидацией объектов недвижимости (зданий, сооружений, судов).

Субъекты малого предпринимательства могут не применять указанное ПБУ, если сделают соответствующую запись об этом в бухгалтерской учетной политике.

ПБУ 2/2008 применяется в отношении договоров, отвечающих следующим признакам:

1) по виду договора:

2) по срокам договора:

Учетная единица для бухгалтерского учета

а) техническая документация имеется на каждый объект

б) доходы и расходы достоверно определяются по каждому объекту

2) два и более договоров (с одним или несколькими заказчиками) объединяются в один договор (для бухгалтерского учета) при одновременном выполнении условий:

а) имеется один проект (с нормой прибыли по проекту в целом)

б) договоры исполняются одновременно или последовательно

3) дополнительный объект строительства (дополнительные работы) выделяется в отдельный договор при выполнении одного из условий:

а) существенное отличие по конструкционным, технологическим или функциональным характеристикам

б) (или) цена определена на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

Доходы по договору

Доходы по договору строительного подряда отражаются в составе доходов от обычных видов деятельности в соответствии с ПБУ 9/99 (субсчет 90-1). При этом выручка от реализации по каждому договору (Дебет 62 Кредит 90-1) признается с учетом так называемых «корректировок». К корректировкам относятся отклонения по договору, претензии и поощрительные платежи.

Порядок определения выручки от реализации можно представить в виде формулы:

ВД = ЦД + О + П + ПП, где

Отклонения – это согласованные сторонами изменения стоимости работ, которые могут возникать в результате:

а) замены материалов (на более дешевые или дорогие);

б) выполнения дополнительных работ, не предусмотренных в технической документации;

в) выполнения более сложных работ, чем предусмотрено технической документацией;

г) исключение (невыполнение) части работ, ранее включенных в объем работ по договору.

Претензии – это требования, которые подрядчик предъявляет заказчику или иным лицам, указанным в договоре:

а) о возмещении затрат, которые подрядчик понес из-за действия (бездействия) заказчика или третьих лиц;

б) о возмещении разумных расходов, которые подрядчик понес из-за дефектов в технической документации;

в) о возмещении затрат, которые подрядчик понес в результате невыполнения заказчиком функций, предусмотренных договором (обеспечение точек подключения, энергоснабжения строительной площадки, титульными временными зданиями и сооружениями и др.).

Поощрительные платежи – это суммы, которые выплачиваются подрядчику дополнительно сверх сметы при выполнении определенных условий, указанных в договоре (например, за сокращение сроков строительства и т.д.).

Обратите внимание! Корректировки включаются в выручку при условии, что они предусмотрены договором.

Претензии и поощрительные платежи отражаются при одновременном выполнении двух условий:

Если на отчетную дату есть сомнения в поступлении отклонений, претензий и поощрительных платежей, которые раньше были включены в выручку от реализации, то они признаются расходами по обычным видам деятельности отчетного периода. Выручка, признанная в прошлых отчетных периодах, не корректируется!

Расходы по договору

Признаются расходами по обычным видам деятельности в соответствии с ПБУ 10/99 (балансовые счета 20, 25, 26).

Состав расходов по договору определяется следующей формулой:

РД – расходы по договору, ПР – прямые расходы по договору, КР – косвенные расходы по договору, П – прочие расходы по договору.

Прямые расходы по договору – расходы, которые непосредственно связаны с исполнением договора (отражаются на балансовом счете 20 «Основное производство»).

Обратите вним ание! В состав прямых расходов по договору включают предвиденные расходы.

Предвиденные расходы – это ожидаемые неизбежные расходы. Их включают в состав прямых расходов в порядке, закрепленном в бухгалтерской учетной политике:

Обратите внимание! Предвиденные расходы признаются прямыми расходами при условии, что их возмещение заказчиком прямо предусмотрено договором, а именно:

ПБУ 2/2008 называет следующие виды предвиденных расходов:

Прочие расходы по договору – те общехозяйственные расходы, которые по условиям договора возмещаются заказчиком (отражаются на балансовом счете 26 и списываются в дебет счета 20 только по статьям и в размерах, предусмотренных конкретным договором). К прочим расходам относят отдельные расходы на управление строительной организацией, на проведение НИОКР и др.

Обратите внимание! Возмещение заказчиком прочих расходов должно быть специально предусмотрено в договоре.

Изложенный в ПБУ 2/2008 порядок списания прочих расходов по договору (Дебет 20 Кредит 26) не препятствует строительной организации установить в бухгалтерской учетной политике способ включения общехозяйственных расходов по окончании каждого месяца полностью в себестоимость продаж (Дебет 90-2 Кредит 26). В ПБУ 2/2008 речь идет только о конкретных видах расходов, которые возмещает заказчик по конкретному договору и, следовательно, эти расходы непосредственно связаны с получением доходов по такому договору.

В отдельную группу выделяются расходы, понесенные до подписания договора (разработка ТЭО, подготовка договора страхования рисков строительных работ и т.п.). Такие расходы отражаются в составе расходов будущих периодов (по дебету балансового счета 97) и списываются в следующем порядке:

Обратите внимание! «Прочие расходы по договору» – термин, введенный ПБУ 2/2008. С точки зрения ПБУ 10/99 это – расходы по обычным видам деятельности, которые отражаются на балансовом счете 26.

Доходы, полученные при исполнении не строительных договоров

К таким доходам относятся:

В бухгалтерской учетной политике организация должна выбрать способ отражения таких доходов:

Определение финансового результата по договору

Финансовый результат по договору (прибыль или убыток) определяется путем соотнесения выручки по договору и соответствующих этой выручке расходов. Для этого выручка и расходы признаются в бухгалтерском учете способом «по мере готовности», а именно: исходя из степени завершенности работ по договору на отчетную дату.

Способ определения степени завершенности работ по договору устанавливается в бухгалтерской учетной политике. ПБУ 2/2008 предлагает на выбор 2 способа:

Крайне важно: финансовый результат отчетного периода определяется с учетом выручки и расходов по договору, признанных в предыдущие отчетные периоды по данному договору.

Пример применение способов определения степени завершенности работ в стоимостном выражении.

Ожидаемая выручка по договору – 3 200 000 руб.

Выполнено на отчетную дату – 2 000 000 руб., в том числе:

Фактические расходы на отчетную дату – 1 500 000 руб., в том числе:

Расходы по смете, всего – 2 700 000, в том числе:

Порядок определения степени завершенности работ для разных вариантов представлен в таблице 1, алгоритм расчета финансового результата – в таблице 2.

По доходам (выполненным объемам в стоимостном выражении)

2 000 000 / 3 200 000 х 100% = 62,5 %

1 500 000 : (1 500 000 + 1 000 000) х 100% = 60%

Источник

Практическое применение ПБУ 2/2008

«Бухгалтерский учет», 2014, N 1

Как учитывать выручку и расходы организациям, ведущим строительно-монтажные работы, длящиеся дольше одного календарного года?

Подрядная строительная организация имеет право отражать выручку от выполнения строительно-монтажных работ либо при передаче их результата заказчику (п. 12 ПБУ 9/99), либо способом «по мере готовности» (п. 13 ПБУ 9/99).

Когда срок выполнения строительно-монтажных работ (СМР) по договору продолжается более одного календарного года либо переходит на следующий год, то применение способа «по мере готовности» уже является не правом подрядчика, а его обязанностью (п. 1 ПБУ 2/2008).

Положения по бухгалтерскому учету не указывают конкретно, на каком балансовом счете учитывать эту выручку. С нашей точки зрения, можно использовать балансовый счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» либо завести отдельный субсчет на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В бухгалтерском балансе сумму выручки, не подлежащей предъявлению заказчику, оптимально отражать по стр. 1260 «Прочие оборотные активы».

Для подрядчика материалы, использованные при производстве СМР, равно как и другие связанные со строительством объекта затраты, уже не являются его собственным имуществом. Объект строится на земельном участке, права на который принадлежат застройщику (заказчику). Разрешение на строительство получает он, так же как и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после завершения стройки.

Следовательно, все возведенное на стройплощадке является собственностью заказчика, даже если он еще документально не принял результат работ и не оформил в установленном порядке право собственности на возводимый объект.

Подрядчик после того, как он произвел затраты по строительству объекта, утратил право распоряжаться, пользоваться и владеть активами, использованными при строительстве. Объект считается незавершенным строительством, которое уже принадлежит заказчику. У подрядчика остался только риск случайной гибели или случайного повреждения строящегося объекта до момента подписания акта приема-передачи.

Поэтому требование Минфина России об отражении затрат подрядчика (временно не компенсированных заказчиком) по строке, отличной от стр. 1210 «Запасы», вполне логично.

ПБУ 2/2008 предлагает следующие способы определения размера непредъявленной выручки и относящихся к ней расходов:

Первый способ предполагает ежемесячное оформление актов по ф. КС-2, пусть и не предъявляемых заказчику.

Если ежемесячное подписание ф. КС-2 договором не предусмотрено, то достаточно потребовать от сотрудника производственно-технического отдела, курирующего производство работ по данному объекту (договору), составить справку о сметной (договорной) стоимости выполненных работ, не принятых по окончании отчетного периода заказчиком.

Подрядчик обязан вести по объекту журнал учета выполненных работ по ф. КС-6а, в котором должны отражаться нарастающим итогом с начала строительства и до его окончания объемы выполненных работ в натуральном и стоимостном выражении.

При выборе второго способа планируемый доход чаще всего с той или иной точностью известен (исходя из договора), зато размер предполагаемых расходов определить достаточно сложно.

Но к тому же самому результату можно прийти, если фактически произведенные затраты умножить на планируемый коэффициент рентабельности (определять который должна не бухгалтерия, а производственно-технические службы вкупе с «плановиками»).

Фактически произведенные затраты по данному договору при начислении выручки, не подлежащей предъявлению заказчику, должны быть списаны на уменьшение финансового результата (п. 17 ПБУ 2/2008). При этом следует помнить, что понесенные на отчетную дату расходы подсчитываются только по выполненным работам (п. 21 ПБУ 2/2008). В частности, не признаются расходами материалы, переданные для выполнения работ на строительную площадку, но еще не использованные при выполнении СМР, арендная плата, перечисленная в отчетном периоде, но относящаяся к будущим отчетным периодам, авансовые платежи субподрядчикам и т.п.

На наш взгляд, разработчики ПБУ 2/2008 вольно или невольно воспроизвели требования п. 31 МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство», не приняв, однако, во внимание различия в организации производства работ на строительной площадке.

Дело в том, что в большинстве «западных» компаний на строительную площадку завозятся материалы в размере двух-трех, а то и однодневной потребности. Обустройство склада стройматериалов непосредственно на площадке чаще всего признается неоптимальным. Поэтому все материалы, поступившие непосредственно на объект, в учете, за редким исключением, сразу признаются затраченными на производство строительно-монтажных работ.

Равным образом, заключение договора с субподрядчиком, по которому он в течение трех дней после получения денег должен приступить к работе и за десять дней ее выполнить, с огромной вероятностью означает, что работа будет выполнена в установленный срок. И перечисленные деньги опять-таки практически всегда принимаются к учету как затраты по работам, выполненным субподрядчиком. А редкие исключения п. 31 МСФО (IAS) 11 (как и п. 21 ПБУ 2/2008) предписывает не принимать к учету как произведенные расходы при начислении дохода. Но определять их следует не путем сложных математических вычислений, проводимых бухгалтерией, а проведением инвентаризации силами производственного персонала.

В российской практике переданные на участок материалы подлежат отражению не как затраты на производство, а как перемещение материалов внутри организации. Затратами они будут признаны только после того, как будут вложены в производство с подтверждением первичными документами.

Перечисление аванса субподрядчику отражается как возникновение дебиторской задолженности. Затраты списываются только после получения акта приема-передачи СМР.

Для целей налогообложения доход от реализации СМР должен быть отражен на дату документального подтверждения передачи результата выполненных СМР заказчику с переходом к нему риска (п. 1 ст. 39 НК РФ).

При производстве работ с длительным технологическим циклом (переходящим на следующий год), если условиями договора не предусмотрена поэтапная сдача работ, организация самостоятельно должна начислить доход для целей налогообложения на конец года «в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам» (п. 2 ст. 271 НК РФ).

Следовательно, если условиями договора, переходящего на следующий год, не предусмотрена поэтапная передача результата работ, то по состоянию на 31 декабря доход от реализации СМР должен увеличить налогооблагаемую прибыль подрядчика.

Таким образом, применение в регистрах бухгалтерского учета метода определения выручки «по мере готовности» при выделении в договоре этапов работ приведет к тому, что возникнет начисление дохода в бухгалтерском учете и отсутствие такового для целей налогообложения прибыли.

В этой ситуации возникает налогооблагаемая временная разница, приводящая к начислению отложенного налогового обязательства (п. 12 ПБУ 18/02).

При начислении выручки в регистрах бухгалтерского учета подрядчик относит на уменьшение финансового результата затраты, связанные с производством этих СМР (п. 17 ПБУ 2/2008).

Однако для целей налогообложения прибыли эти затраты не могут быть признаны расходами, так как нет начисления дохода по выполненным СМР. Следовательно, возникает вычитаемая временная разница, приводящая к начислению отложенного налогового актива (п. 13 ПБУ 18/02).

Начисление «виртуального» дохода, не признаваемого реализацией СМР для целей налогообложения, не должно повлечь начисления НДС.

Однако особенности применяемого бухгалтерами программного обеспечения приводят к тому, что отражение реализации (кредит счета 90 «Продажи») «цепляет» начисление НДС. Поэтому на практике чаще всего при начислении «виртуального» дохода (выручки, не подлежащей предъявлению заказчику) программа автоматически производит и начисление НДС. Это приводит к возникновению так называемого «отложенного» НДС, который отражается по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на отдельном субсчете.

По сути, эта дополнительная операция ни к чему, кроме увеличения валюты баланса, не приводит. Но поскольку в настоящее время иногда особенности программного обеспечения превалируют над методологией бухгалтерского учета, то остановимся на этом варианте.

Таким образом, при применении метода определения финансового результата «по мере готовности» ежемесячное отражение в регистрах бухгалтерского учета доходов и расходов от выполнения СМР (на основании справки производственно-технической службы или акта по ф. КС-2) надлежит отразить записями, приведенными в табл. 1.

Отражена сумма дохода отчетного периода по выполненным СМР

46 (76), субсч. «Не предъявленная заказчику выручка»

Отражена сумма «отложенного» НДС по начисленному доходу

76, субсч. «Отложенный НДС»

Отражено начисление отложенного налогового обязательства по сумме дохода, отраженного в регистрах бухгалтерского учета

68, субсч. «Расчеты по налогу на прибыль»

Отражена величина расходов на производство работ, результат которых еще не передан заказчику (себестоимость СМР)

90, субсч. «Себестоимость продаж»

Отражена величина отложенного налогового актива по сумме расхода, отраженного в регистрах бухгалтерского учета

68, субсч. «Расчеты по налогу на прибыль»

Записи, подобные приведенным в табл. 1, следует производить каждый отчетный период.

В соответствии с п. 25 ПБУ 2/2008 определение выручки расходов и финансового результата по договору в каждом отчетном периоде производится с учетом выручки и расходов по указанному договору, признанных в предыдущие отчетные периоды.

При передаче результата работ (построенного объекта или его этапа) заказчику в соответствии с условиями договора (обычно это оформляется подписанием акта приемки законченного строительством объекта по ф. КС-11, но возможно и подписание документа произвольной формы), реализация СМР подлежит отражению и для целей налогообложения.

Заказчику выставляются счет на оплату принятого им результата работ и счет-фактура с указанием суммы НДС.

Начисленная ранее в регистрах бухгалтерского учета не предъявленная заказчику выручка, в соответствии с п. 26 ПБУ 2/2008, списывается на увеличение дебиторской задолженности заказчика.

Передача результата работ заказчику (реализация СМР) подлежит отражению записями, приведенными в табл. 2.

На увеличение дебиторской задолженности заказчика списана ранее начисленная выручка, ему не предъявленная

46 (76), субсч. «Не предъявленная заказчику выручка»

Списано начисленное ранее отложенное налоговое обязательство по доходам, отраженным только в регистрах бухгалтерского учета

68, субсч. «Расчеты по налогу на прибыль»

Отражена сумма НДС, подлежащая получению от заказчика

76, субсч. «Отложенный НДС»

68, субсч. «Расчеты по НДС»

Списан начисленный ранее отложенный налоговый актив по расходам, отраженным только в регистрах бухгалтерского учета

68, субсч. «Расчеты по налогу на прибыль»

Пример. Учет затрат на осуществление СМР при условии, что договор разбит на этапы.

Допустим, что ООО «Альфа» приняло решение ежемесячно отражать выручку, не подлежащую применению заказчику, исходя из доли понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору (так называемым методом «затраты плюс»).

Предположим, что фактические затраты за ноябрь составили 700 000 руб., что было отражено записями по дебету счета 20 и кредиту счетов 10, 70, 69, 60 (общая сумма 700 000 руб.).

По окончании ноября производятся следующие учетные записи (см. табл. 3).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *