Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это

Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

Многие согласные являются парными по мягкости-твёрдости, т.е. в разных словах могут смягчаться или становиться твёрдыми. В транскрипции мягкость согласного показывается значком [ ’ ].

Таблица согласных звуков, парных и непарных по твёрдости/мягкости:

Группы согласныхПарныеНепарные
Твёрдые[б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х][ж], [ш], [ц]
Мягкие[б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’][й’], [ч’], [щ’]

Мягкость согласных звуков на письме обозначается:

Например: песня [п’эс’н’а], если [й’эс’л’и], хвостик [хвос’т’ик] и другие.

Также согласный [н’] будет мягким перед согласными буквами ч и щ, при этом мягкий знак между ними не пишется: пончик [пон’ч’ик], гонщик [гон’щ’ик].

Запомни, что согласные непарные по твёрдости-мягкости остаются только твёрдыми или только мягкими (вне зависимости от того, есть ли после них мягкий знак или какая за ними идёт гласная).

Твёрдые непарные согласные всегда остаются твёрдыми.

Мягкие непарные согласные всегда остаются мягкими.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Твёрдые и мягкие согласные

Твёрдые и мяг­кие соглас­ные — это зву­ки, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся по при­зна­ку мягкости/твёрдости.

Выясним, какие зву­ки явля­ют­ся твёр­ды­ми и мяг­ки­ми, как их отли­чить друг от дру­га, ука­жем пар­ные и непар­ные твёр­дые и мяг­кие соглас­ные. Приведем при­ме­ры слов с твёр­ды­ми и мяг­ки­ми согласными.

Что такое твёрдые и мягкие согласные?

Начнем с того, что в нашей речи исполь­зу­ют­ся зву­ки, кото­рые отли­ча­ют­ся друг от дру­га раз­лич­ны­ми характеристиками.

Если звук обра­зу­ет струя воз­ду­ха, сво­бод­но выхо­дя­щая из поло­сти рта, то она фор­ми­ру­ет глас­ные зву­ки [о], [о], [у], [э], [и], [ы]. Остальные зву­ки речи про­из­но­сят­ся с шумом. Шум полу­ча­ет­ся, когда выды­ха­е­мый воз­дух встре­ча­ет раз­лич­ные пре­пят­ствия на сво­ём пути в виде язы­ка, зубов, губ и пр. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные зву­ки. Они раз­ли­ча­ют­ся по соот­но­ше­нию голо­са и шума, поэто­му быва­ют звон­ки­ми и глу­хи­ми.

А ещё соглас­ные могут раз­ли­чать­ся по при­зна­ку мяг­ко­сти и твер­до­сти. Чтобы понять, что такое твёр­дые и мяг­кие соглас­ные, про­из­не­сём, напри­мер, очень похо­жие на пер­вый взгляд сло­ва «пар» и «пир»:

Слово «пир» про­из­но­сит­ся несколь­ко ина­че. При про­из­не­се­нии пер­во­го соглас­но­го [п’] сере­дин­ка язы­ка выги­ба­ет­ся к нёбу в виде гор­ба­то­го мости­ка, а воз­дух устрем­ля­ет­ся по боко­вым узким про­хо­дам мимо язы­ка. Так обра­зу­ет­ся мяг­кий соглас­ный. А твёр­дый соглас­ный звук [п] про­из­но­сит­ся более широ­кой стру­ёй воздуха.

Парные твёрдые и мягкие согласные

В рус­ском язы­ке боль­шин­ство одних и тех же соглас­ных могут быть как твер­ды­ми, так и мяг­ки­ми. Они обра­зу­ют меж­ду собой пары, соот­но­ся­щи­е­ся по при­зна­ку твёрдости/мягкости.

Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это. Смотреть фото Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это. Смотреть картинку Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это. Картинка про Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это. Фото Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это

Согласные, соот­но­ся­щи­е­ся по при­зна­ку твёр­до­сти мяг­ко­сти, явля­ют­ся пар­ны­ми. С их помо­щью мож­но раз­ли­чить сло­ва с раз­ным лек­си­че­ским значением:

Но неко­то­рые зву­ки рус­ско­го язы­ка не име­ют соот­вет­ству­ю­щих пар­ных твёр­дых или мяг­ких согласных.

Непарные твёрдые и мягкие согласные

Согласные, у кото­рых нет соот­но­си­тель­но­го зву­ка по при­зна­ку твёрдости/мягкости, явля­ют­ся непарными.

В рус­ском язы­ке все­гда твёр­до зву­чат соглас­ные [ж], [ш], [ц].

Мягкие непар­ные соглас­ные [й’], [ч’], [щ’] все­гда сохра­ня­ют этот признак:

Мягкость непар­ных соглас­ных в зву­ко­вой запи­си сло­ва (тран­скрип­ции) отме­ча­ет­ся с помо­щью спе­ци­аль­но­го знач­ка в виде запя­той — апо­стро­фа.

Как отличить твёрдый и мягкий согласный?

Чтобы узнать, соглас­ный явля­ет­ся твёр­дым или мяг­ким, сна­ча­ла про­из­не­сём сло­во и послу­ша­ем, как зву­чит иссле­ду­е­мый звук:

Также учтем, что в пись­мен­ной речи мяг­ки­ми явля­ют­ся соглас­ные, после кото­рых пишут­ся буквы:

2. Мягкость мно­гих соглас­ных, кро­ме непар­ных [ж], [ш], [ц], [ч’] и [щ’], выра­жа­ет «ь»:

Учтём, что «ь», кото­рый пишет­ся после все­гда твер­дых шипя­щих «ж», «ш» слу­жит не для их смяг­че­ния, а для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния или гла­голь­ных форм:

3. Мягкими по зву­ча­нию могут быть соглас­ные в соче­та­нии несколь­ких зву­ков, если после­ду­ю­щих мяг­кий соглас­ный повли­ял на преды­ду­щий. Этот фоне­ти­че­ский про­цесс смяг­че­ния соглас­но­го в зави­си­мо­сти от его пози­ции в сло­ве назы­ва­ет­ся упо­доб­ле­ни­ем по при­зна­ку твёрдости/мягкости, или асси­ми­ля­ци­ей (лат. assimilatio — «упо­доб­ле­ние»).

Понаблюдаем, как соглас­ные зву­ки вли­я­ют друг на друга:

Учтём, что это фоне­ти­че­ское зву­ча­ние мяг­ко­сти соглас­ных не отоб­ра­жа­ет­ся в пись­мен­ной речи.

В соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии мяг­кий знак не пишет­ся в сте­че­нии соглас­ных нч, чк, чн, рщ, рч и пр.

Видеоурок для детей

Источник

Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это. Смотреть фото Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это. Смотреть картинку Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это. Картинка про Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это. Фото Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это

Аннотация: Как же лучше разъяснить ребенку, в чем отличие между мягкими и твердыми звуками?

Статья:

В начальной школе дети знакомятся с буквами и звуками. Это тот возраст, когда ребёнок уже хорошо разговаривает, но не имеет особого представления, из чего состоит речь. Хотя некоторые мамы и папы начинают знакомить своих детей с алфавитом еще в дошкольном возрасте. Довольно не сложно объяснить дошкольнику, что существуют гласные и согласные звуки. А вот куда сложнее дается малышам усвоить, чем же отличаются твердые и мягкие звуки. Но есть несколько интересных и хитрых способов, которые помогут малышу усвоить эту разницу. При том сделать это можно в игровой форме, чтобы ребёнку было не скучно.

Однако, прежде, чем начать обучение, познакомьте ребенка с разными органами носоглотки. Это необходимо, чтобы ваш сын или дочь понимали, что эти органы должны быть задействованы, чтобы произнести тот или иной звук.

Мягкие и твёрдые звуки в русском языке

Как же лучше разъяснить ребенку, в чем отличие между мягкими и твердыми звуками? Лучше всего начать с того, чтобы ребёнок понимал, что твердость и мягкость присуща лишь согласным звукам. В то время как гласные звуки мы можем лишь напевать. Помните, что твердость и мягкость им не свойственна, но именно они влияют на качество согласного звука. Свойства твёрдых и мягких звуков заключается именно в разнице их произношения.

Когда вы произносите согласный звук мягко, то середина вашего языка преподносится к небу, и закрывает проход, через который должен пройти поток воздуха. В то же время кончик языка выдвигается прямо вперёд к зубам. Это явление называется палатализацией.

Конечно, малышей не стоит нагружать такой сложной информацией, зато родителям следует знать этот термин. Обратите внимание, когда мы произносим твердые согласные, никакой палатализации не происходит.

Для начала попробуйте самостоятельно разобраться с этой разницей. Для этого произнесите для примера слова, где один и тот же звук может быть как твердым, так и мягким.

Попробуем рассмотреть разницу на примере слова «переросток». Обратите внимание, когда мы произносим первый звук [р’], язык уверенно поднимается к небу. А вот когда мы произносим второй звук [р], мы не напрягаем свой язык так сильно, разве что только кончик языка прижимаем к небу.

Мамы и папы обычно легко усваивают этот материал, а вот как же объяснить это правило на пальцах, чтобы понял и ребёнок? Здесь остаётся лишь подключить фантазию, поискать интересные истории, простые игры, которые помогут дошкольнику уловить ту самую разницу между твердым и мягким звуком.

Парные гласные по твердости/мягкостиНепарные согласные звуки по твердости/мягкости
ТвердыеМягкиеТолько твердыеТолько мягкие
[Б][Б’][Ж][Ч’]
[В][В’][Ш][й’]
[Д][Д’][Ц][Щ’]
[Г][Г’]
[З][З’]
[К][К’]
[Л][Л’]
[М][М’]
[Н][Н’]
[П][П’]
[Р][Р’]
[С][С’]
[Т][Т’]
[Ф][Ф’]
[Х][Х’]

Как объяснить ребенку разницу между звуками.

Маленькие дети воспринимают прекрасно любую информацию, если она подаётся в игровой форме. Например, сочините для малыша (а лучше вместе с малышом) интересную сказку, которая поможет ребёнку разобраться, в чем заключается разница между твёрдыми и мягкими звуками.

Например, что-то вроде:

Жили-были гласные и согласные звуки. Жили они дружно и очень весело. Но случилось так, что буквы Е, Ё, И, Ю, Я захотели получить власть над остальными буквами и звуками. Буквы начали ругаться и ссориться между собой. И ссора эта продолжалась долгое время. Буквы А, О, У, Ы и Э, не хотели участвовать в этой войне, они долгое время не выбирали ничью сторону и пытались сохранить нейтралитет. Тогда решили гласные воспользоваться одной хитростью. Они решили попросить помощи у мягкого знака, который своего звука не имеет вообще. Зато он стравливает других между собой.

Эта буква рассказала главным, где прячутся согласные, но попросила кое о чем взамен. Так гласные буквы отыскали согласные и окружили их. А чтобы обойти беду стороной, согласным буквам пришлось согласиться на все, что просили гласные.

Так гласные буквы получили очень много привилегий. Теперь они могут решать, будут ли согласные звуки мягкими или твёрдыми. И такие же права получил и мягкий знак. Он тоже теперь может командовать побежденными буквами. Однако, не все согласные буквы согласились с такими правилами. Шипящие, например, решили, что они теперь сами по себе и убежали в лес. Теперь большинство согласных строго следуют правилам гласных, но некоторые по-прежнему прячутся и живут по своим законам.

Вот такая несложная, но интересная история поможет объяснить особенности взаимоотношений между гласными и согласными. А вот шипящие согласные стоит сразу упомянуть и, так сказать, внести их в чёрный список. Можно даже написать сверху «Разыскиваются», а внизу перечислить каждую букву, чтобы малыш запомнил. Пусть эта подсказка постоянно будет перед глазами будущего школьника. Например, закрепите список на холодильнике или на его рабочем столе. Остальные же согласные (те, что не в списке) теперь становятся то мягкими, то твёрдыми, если за ними следуют буквы Е, Е, Ю, Я, И и Ь. А если за согласными следуют те, что не смогли выбрать сторону, а именно А, О, У, Ы и Э или иная согласная, то согласная остаётся твёрдой.

ГласныеСогласные
АОУЫЭНМЛРЙБВГДЖЗЪ
ЯЁЮИЕПФКТШСХЦЧЩЬ

Как записать мягкие и твёрдые звуки

В транскрипции согласные мягкие звуки обозначаются с добавлением знака ‘. Этот знак называется апостроф. Например, твёрдый звук [р] таким и остаётся, а вот мягкий звук будет выглядеть вот так [р’].

Это не сложно. Когда вы закончите с объяснением теории, можно приступать к практике. Предложите вашему ребенку выполнить простое задание. Например, запишите несколько слов и предложите сыну или дочери выбрать лишь те, где есть мягкие звуки. А после пусть сделает транскрипцию с апострофом. Выполните несколько таких упражнений вместе с малышом, и он обязательно запомнит, как обозначается мягкий согласный и как найти его в словах.

Классификация звуков по твердости и мягкости.

15 согласных букв в русском языке образуют пары звуков по твердости и мягкости. К ним мы отнесем следующие согласные: Б, В, Г, Д, З, Л, М, Н, Р, П, Ф, К, Т, С и Х. От этих букв образуйте с ребёнком соответствующие пары твёрдых и мягких [б]—[б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’]. Это все парные звуки. Они образуют пары по глухости и звонкости. А остальные звуки [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [х] – [х’]— соответственно, без пары, ведь у них нет пары по звонкости и глухости.

Парные согласные
ТвердыеМягкие
ЗвонкиеГлухие
[Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З][П], [Ф], [К], [Т], [Ш], [С][Б’], [В’], [К’], [Д’], [З’][П’], [Ф’], [К’], [Т’], [С’]
Непарные согласные
ТвердыеМягкие
ЗвонкиеГлухие
[Л], [М], [Н], [Р][Х], [Ц][Л’], [М’], [Н’], [Р’], [Й’][Х’], [Ч’], [Щ’]
Шипящие
[Ж’], [Ч’], [Щ’], [Ш’]

Звуки, которые постоянно сохраняют твердость и мягкость.

Как только ребенок усвоит парные твёрдые и мягкие звуки, начните знакомить его с теми бунтарями, которые не подчиняются общему правилу. Расскажите ему, что звуки Й, Ч, Щ могут быть только мягкими, а Ц, Ж и Ш на транскрипции обозначаются без апострофа, значит, они твёрдые. Эти буквы не подчиняются общему правилу и ведут свою тихую войну и не важно, какая буква следует за ними.

Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это. Смотреть фото Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это. Смотреть картинку Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это. Картинка про Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это. Фото Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это

Глухие и звонкие звуки

Кроме того, что согласные звуки могут быть твердые и мягкие, они также делятся на звонкие и глухие. Скажите ребёнку, что звонкие состоят из голоса и шума, а глухие— только из шума.

Выпишите и произнесите вначале глухие звуки— [К], [П], [Х], [Ц], [Ч], [С], [Т], [Ф], [Ш], [Щ]. А потом изучите вместе и звонкие— [Б], [Г], [Д], [Ж], [З], [В], [Й], [Л], [М], [Н], [Р].

Конечно, просто так выписывать и изучать звуки довольно скучно. Дети постарше смогут усидеть, изучая эти правила. А для совсем юных любознаек можно показать следующие предложения:

Эти предложения совсем не трудно выучить на память. Они помогут малышу классифицировать согласные на звонкие и глухие.

Парные согласные звукиНепарные согласные звуки
ЗвонкиеГлухиеТолько звонкиеТолько глухие
[Б], [Б’][П], [П’][й][Х], [Х’]
[В], [В’][Ф], [Ф’][Л], [Л’][Щ’]
[Г], [Г’][К], [К’][М], [М’][Ц]
[Д], [Д’][Т], [Т’][Н], [Н’][Ч’]
[Ж][Ш][Р], [Р’]
[З], [З’][С], [С’]

Упражнения для детей

Материал этот довольно обширный, но как только вы закончите разбирать правила, приступайте к выполнению упражнений. Лучше всего не разбирать весь материал за один раз. На первом занятии пусть малыш изучит правило о мягких и твёрдых согласных, а на втором занятии сделать упор на звонкие и глухие согласные. Если вы решили разбирать материал с дошкольниками, то пусть все буквы будут разных цветов. Например, нарисуйте несколько цветных табличек, где твёрдые согласные написаны синим цветом, мягкие согласные— зеленым, а гласные звуки можно отметить красным цветом. Такие цвета используют в школе, так что вашему малышу потом будет проще усваивать материал, когда он пойдет в первый класс. Так вы будете уверены, что малыш не запутается.

Проще всего обучить ребенка— это использовать специальные карточки, на которых написаны слова и звуки. Такие карточки можно купить или нарисовать самому (распечатать и разрезать). Эти карточки помогут не только разобрать и изучить звуки, но и составить новые слова. А это будет благоприятно влиять на расширение словарного запаса малыша. Это также является первым этапом для обучения чтению. Помните, что каждое новое правило должно сопровождаться простыми примерами, легкими и понятными для ребенка.

Помните также об интересных историях. Будет лучше, если вы придумаете их вместе с ребёнком. Так он будет знакомиться и с другими правилами фонетики. Тот пример, который был приведёт в начале статьи о войне между гласными и согласными звуками, всего лишь один из тех, которые вам стоит рассказать ребёнку. Возможно, вы сами сможете придумать что-то интереснее.

Для начала пусть малыш разберётся со слогами. Предложите ему определить, какой тип согласного представлен в том или ином слоге. Когда этот материал будет усвоен малышом, можно приступать к разбору слов. Подберите для него короткие и понятные слова, например, нос, рот, шок, круг и тому подобные. Предлагайте ребёнку по 10-12 слов каждый день и пусть он называет, какие звуки ему встречаются в каждом слове. А можно предложить ему выписать или назвать только те слова, где встречается твёрдый/мягкий или звонкий/глухой согласный.

А ещё можно купить специальный музыкальный алфавит. Благодаря ему малыши лучше усваивают песни и сказки. А вот звуки с парными согласными быстрее усвоить ребёнок, если вы приведете ему слова-двойняшки. Придумайте разные пары слов, например, коса— коза, луг— лук, голос— колос и так далее. Пусть ребенок прочитает эти пары слов, разберите вместе значение каждого слова, а потом приступайте к разбору звуков. Позже предложите будущему ученику составить небольшие предложения с каждым из данных слов. Если малыш понял значение всех слов, то ему будет несложно составить предложения.

Порой ребёнку трудно усвоить новую информацию и различать твёрдые и мягкие звуки. Тогда предложите малышу обратить внимание на положение языка, пусть он потренируется и понаблюдает за произношением. Пусть он выполнит следующее задание: из слогов с твёрдым согласным составит слоги с мягкими согласным, например, са—ся, лу—лю, ты—ти и так далее. А потом такое же упражнение проделайте и со словами: лук—люк, тык—тик и так далее.

Изучение твердых и мягких звуков стоит начинать, когда ребенок освоит разницу между гласными и согласными звуками. Кроме того, не забывайте, что детям нужно также объяснять разницу между буквой и звуком. Буквы мы пишем и читаем, а звуки мы слышим и произносим. И помните, что в русском языке 33 буквы и 42 звука.

Каждый день отрабатывайте с ребёнком полученные знания, чтобы они закрепились. Малыш обязательно запомнит все, если вы проработаете все до автоматизма. Если ребёнок не понимает чего-то, приведите другие примеры и игры, которые понравятся малышу.

Источник

Непарные согласные звуки

Непарные соглас­ные — это зву­ки, кото­рые не соот­но­сят­ся с дру­ги­ми соглас­ны­ми по при­зна­ку звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.

Выясним, какие непар­ные соглас­ные зву­ки суще­ству­ют в рус­ском язы­ке и какие фоне­ти­че­ские осо­бен­но­сти они имеют.

Звонкие и глухие согласные

Чтобы понять, что такое непар­ные соглас­ные, вна­ча­ле опре­де­лим, что наша речь состо­ит из пред­ло­же­ний, пред­ло­же­ния — из слов, а сло­ва — из звуков.

Звук — это мини­маль­ная еди­ни­ца речи, кото­рая сама по себе не име­ет зна­че­ния, но объ­еди­нив­шись с дру­ги­ми зву­ка­ми созда­ет фоне­ти­че­ский облик сло­ва, име­ю­ще­го лек­си­че­ское значение.

Звуки речи про­из­но­сят­ся по-разному. Если струя воз­ду­ха про­хо­дит сво­бод­но через напря­жён­ные голо­со­вые связ­ки и полость рта, то обра­зу­ют­ся глас­ные зву­ки [а], [о], [э], [у], [и], [ы]. Гласные зву­ки фор­ми­ру­ют­ся цели­ком голосом.

Большинство зву­ков речи обра­зу­ют­ся, когда выды­ха­е­мый воз­дух встре­ча­ет пре­пят­ствия в виде язы­ка, зубов, смы­ка­ния и раз­мы­ка­ния губ и пр. Тогда появ­ля­ет­ся шум­ный звук, кото­рый назы­ва­ет­ся согласным.

По соот­но­ше­нию голо­са и шума соглас­ные зву­ки делят­ся на звон­кие и глухие.

Звонкие соглас­ные состо­ят из шума и голоса:

А глу­хие соглас­ные, напро­тив, «без­го­ло­сые». Они состо­ят толь­ко из шума:

Многие звон­кие и глу­хие соглас­ные похо­жи по спо­со­бу обра­зо­ва­ния, но раз­ли­ча­ют­ся толь­ко сво­ей звон­ко­стью, то есть уча­сти­ем голо­са, или глу­хо­стью. По при­зна­ку звонкости/глухости такие соглас­ные состав­ля­ют пары:

Это пар­ные соглас­ные, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся при­зна­ком звонкости/глухости.

Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это. Смотреть фото Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это. Смотреть картинку Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это. Картинка про Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это. Фото Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это

В фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка суще­ству­ет 6 пар звон­ких и глу­хих соглас­ных. С их помо­щью мож­но раз­ли­чать слова:

Остальные соглас­ные явля­ют­ся непарными.

Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это. Смотреть фото Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это. Смотреть картинку Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это. Картинка про Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это. Фото Непарные согласные звуки по твердости мягкости что это

Непарные звонкие согласные

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют непар­ные соглас­ные, в обра­зо­ва­нии кото­рых голо­са боль­ше, чем шума. При их обра­зо­ва­нии воз­дух про­хо­дит через гор­тань и голо­со­вые связ­ки напря­га­ют­ся и виб­ри­ру­ют, то есть в их рож­де­нии участ­ву­ет голос.

Эти зву­ки отли­ча­ют­ся от звон­ких соглас­ных сво­ей осо­бой звуч­но­стью, поэто­му их назва­ли сонор­ны­ми. Это назва­ние вос­хо­дит к латин­ско­му сло­ву sonorus, что зна­чит «звуч­ный».

В фор­ми­ро­ва­нии сонор­ных зву­ков шум тоже при­сут­ству­ет, но в мень­шей сте­пе­ни, чем у звон­ких согласных.

Например, воз­дух про­хо­дит через нос и обра­зу­ет зву­ки [н] и [н’], а при смы­ка­нии губ полу­ча­ют­ся зву­ки [м] и [м’].

Если воз­дух встре­ча­ет пре­пят­ствие в виде язы­ка и про­хо­дит в про­ход меж­ду кра­я­ми щёк, то появ­ля­ют­ся зву­ки [л] и [л’].

Кончик язы­ка под­ни­ма­ет­ся к аль­ве­о­лам и дро­жит под выхо­дя­щей стру­ей воз­ду­ха. Тогда рож­да­ют­ся зву­ки [р] и [р’].

Если рас­тя­нуть губы в улыб­ке, а кон­чик язы­ка при­жать к ниж­ним зубам, то про­из­не­сем звук [й’].

Эти все­гда звон­кие зву­ки, кото­рые про­из­но­сят­ся с уча­сти­ем голо­са и шума, не соот­но­сят­ся ни с каки­ми глу­хи­ми соглас­ны­ми. У них нет фоне­ти­че­ской пары по при­зна­ку глухости/звонкости.

Между собой они обра­зу­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости:

Послушаем, как зву­чат мяг­кие и твер­дые сонор­ные зву­ки в словах:

А звук [й’] непар­ный по всем характеристикам:

Непарные глухие согласные

Среди глу­хих соглас­ных так­же есть непар­ные, кото­рые не соот­но­сят­ся со звон­ки­ми согласными.

Глухие соглас­ные [х] и [х’] обра­зу­ют пару по при­зна­ку твёрдости/мягкости:

Остальные глу­хие соглас­ные непар­ные по всем фоне­ти­че­ским при­зна­кам. Укажем их особенности:

Непарные мягкие и твёрдые согласные

Вне зави­си­мо­сти от после­ду­ю­ще­го глас­но­го, обо­зна­чен­но­го бук­ва­ми «е», «ё», «и», «ю», «я», или «ь», зву­ки [ц], [ж], [ш] все­гда твер­дые в сло­вах, а [й’], [ч’ ] и [щ’], напро­тив, зву­чат мяг­ко. B тран­скрип­ции слов их мяг­кость все­гда обо­зна­ча­ет­ся апострофом.

Сравним:

Мягкий знак после шипя­щих соглас­ных, обо­зна­чен­ных бук­ва­ми «ж», «ш», «ч», «щ» слу­жит для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода (залежь, пустошь, вещь, речь) или форм гла­го­лов (беречь, поёшь, отрежь), а не для ука­за­ния мяг­ко­сти согласного.

Итак, в фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка три соглас­ных [й’] [ч’] [щ’] явля­ют­ся непар­ны­ми мяг­ки­ми, а зву­ки [ж], [ш], [ц] — непар­ны­ми твёрдыми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *