Неотложная помощь или скорая помощь в чем различия
Неотложная помощь или скорая помощь в чем различия
Разделение на скорую и неотложную помощь произошло совершенно недавно по предложению Минздравсоцразвития
Еще относительно недавно понятие «скорая помощь» было единым. Разделение на скорую и неотложную помощь произошло совершенно недавно по предложению Минздравсоцразвития. Поневоле была внесена некоторая путаница, и разница очевидна далеко не для всех.
Обе службы вызываются по одному и тому же телефону «03», а вот, кого именно к вам присылать, решение принимает диспетчер. Для того, чтобы сориентироваться, он задаст обратившемуся ключевые вопросы, которые дадут представление о состояние человека, которому нужна помощь. После этого вызов будет переадресован либо в отделение «неотложки» районной поликлиники, либо на ближайшую станцию скорой помощи.
Скорая медицинская помощь оказывается при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан, вызванных внезапными заболеваниями с потерей сознания, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности, при родах и других состояниях и заболеваниях. Медицинская помощь предоставляется круглосуточно и бесплатно. Вызов скорой помощи осуществляется по телефону «03».
Таким образом, скорая помощь – это экстренный выезд бригады специалистов для разрешения сложных ситуаций и оказания помощи в тяжелых случаях, когда есть явная угроза жизни человека и требуется экстренная и оперативная медицинская помощь с возможностью скорейшей госпитализации.
Неотложная помощь была создана для того, чтобы «разгрузить» именно ту самую «скорую», которая нужна на те случаи, когда важна действительно каждая секунда.
Неотложная помощь организована при поликлинике и состоит из участковых врачей. Бригада неотложки выезжает на дом к пациенту в том случае, если его жизни и здоровью ничто не угрожает. Эта служба аналогична вызову врача на дом и функционирует она только в рабочее время. Вызов неотложной медицинской помощи осуществляется по специально выделенным телефонам в поликлиниках или телефону «03».
Неотложная медицинская помощь оказывается при состояниях, не угрожающих жизни граждан, вызванных обострением хронических заболеваний (онкологические, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта), температура у детей старше 3 лет и взрослых, где нет непосредственной угрозы жизни человека, и по предварительным данным не требуется госпитализация в стационар.
Тем не менее, после прибытия «неотложки» и осмотра пациента, врач может выявить, что состояние человека серьезнее, чем ранее предполагалось. В таком случае он лично вызывает бригаду скорой помощи для госпитализации больного.
Чем отличаются скорая и неотложная медицинская помощь? Какие лицензии нужны для них?
Главной целью создания отделений неотложной помощи была разгрузка от части вызовов экстренных бригад службы скорой помощи. Обычно происходит так: диспетчер, принимающий звонок, расспрашивает о больном и, оценивая тяжесть его состояния, переадресовывает обращение либо в отделение неотложной помощи, либо на станцию скорой помощи.
Деятельность рассматриваемых медицинских служб регламентируется Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Закон).
Согласно Закону, неотложная помощь является одной из форм оказания медицинской помощи.
Это значит, что бригада неотложной помощи приедет в том случае, если непосредственно жизни человека ничего не угрожает, а срочная госпитализация не требуется. Это бывает, когда пациент страдает от повышенной температуры, скачущего давления, головокружения, невралгии, при затруднённом дыхании, болях в суставах, костях, мышцах, а также при обострениях хронических болезней.
По вызову неотложки приедет участковый врач из поликлиники либо специального отделения неотложной медицинской помощи, при этом ждать его придётся от одного до трёх часов. Врач может прописать лечение, выписать рецепт, больничный и необходимые справки. Но если врач неотложной помощи сочтёт, что состояние больного серьёзнее, чем предполагалось ранее, то его обязанностью будет вызвать бригаду скорой, которая отвезёт пациента в больницу для последующей госпитализации.
В п. 1 ст. 35 Закона раскрывается понятие «скорой помощи»: «скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства».
Кроме того, в п. 2 ст. 35 данного Закона указано, что «скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях».
При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, которая представляет собой транспортировку пациентов в целях спасения жизни и сохранения здоровья. Транспортировка осуществляется в том числе в отношении лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
Подготовить заявление и все остальные необходимые документы для получения лицензии вам помогут опытные юристы.
Пресс-центр
Скорая и неотложная помощь – в чем разница
Мы медленно, но верно приближаемся к пику заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями. В прошлом эпидсезоне, в январе–марте, когда страну накрыла эпидемия свиного гриппа, тульская служба скорой медицинской помощи обслуживала по 900 вызовов в сутки вместо обычных 500–600.
Из каждого утюга звучали рекомендации: при резком подъеме температуры никуда не ходить, вызывать врача на дом, а при первых признаках одышки звонить 03. Грипп действительно развивался молниеносно, давал осложнения в виде пневмонии уже на вторые сутки от начала заболевания. Но это совершенно не означает, что любая температура именно от гриппа и что скорая обязана к нам нестись, если градусник показывает не выше 38-ми…
Лечебные учреждения работали тогда в режиме цейтнота, но в максимальном напряжении была как раз скорая. Число бригад на линии по велению Деда Мороза увеличиться не могло, так что из-за большого числа вызовов опоздания к пациентам были существенными. А ведь в помощи нуждались не только пациенты с температурой, но и инфарктники, например.
Потребительского отношения населения к службе 03 не сняла даже организация при поликлиниках кабинетов неотложной медицинской помощи, куда переадресовывается часть вызовов. Кабинеты оснащены точно так же, как и современные кареты скорой помощи, единственная функция, которую они не осуществляют, – транспортировка больного в лечебное учреждение. Если такая необходимость возникла, специалисты неотложки, приехав по вызову, вызывают на себя еще и 03.
Основная разница между скорой и неотложной службами в стандарте времени доезда: первая обязана явиться к больному через 20 минут, вторая – в течение двух часов.
В чем разница между скорой и неотложной помощью, нашим читателям рассказывают областной специалист по скорой медицинской помощи Вячеслав Потапов и заместитель главного врача по поликлинике больницы скорой медицинской помощи им. Ваныкина Людмила Кийкова.
Как утверждает Вячеслав Потапов, из 600 вызовов в сутки к категории экстренных относятся от 50 до 100, то есть малая часть. Именно в таких случаях скорая обязана прибыть на место через 20 минут после звонка.
Вся остальная масса вызовов, как это диспетчеру ясно уже по звонку, а затем на месте только подтверждается, экстренного прибытия к больному совершенно не требует. Вызов может быть переадресован в пункт неотложной медицинской помощи участковых поликлиник. Диспетчер обычно это и делает, предупредив пациента, что к нему приедут не из скорой, а из неотложки.
– Когда ситуация экстренная, дорога каждая минута, опоздания недопустимы. Если они все же происходят, мы разбираем каждый такой случай. Система ГЛОНАСС следит за перемещениями машин в режиме онлайн, действует система записи телефонных разговоров наших сотрудников. Но выполнить двадцатиминутный норматив не всегда реально. У нас есть зоны с 38-километровым доездом. Если с мигалкой в идеальных погодных условиях по хорошей дороге, то долететь можно. Но на деле дорога такая же плохая, как и погода, а пробка становится препятствием просто непреодолимым. Мы всегда делаем все возможное. В этом году на работу скорой помощи поступило 170 жалоб, по каждой создавалась комиссия, и ни одна жалоба обоснованной признана не была.
Самое обидное, что из тех же 600 вызовов в сутки от 70 до 90 вызовов оказываются «пустыми». Это когда бригада приезжает на место, а больной уже куда-нибудь ушел, или ему стало настолько лучше, что он объявляет скорой: все слава богу, в медпомощи не нуждаюсь. Почему внезапное выздоровление не понудило его набрать 03 и отказаться от вызова, остается загадкой…
Служба неотложной помощи сравнительно молода, она начала организовываться в регионе в 2013 году. Сегодня в поликлинических отделениях лечебных учреждений действуют 87 неотложных кабинетов, которые активно взаимодействуют со службой скорой медицинской помощи.
Многие пациенты по достоинству успели оценить возможности новой службы: фельдшер или врач оказывает реальную помощь прямо на месте, в то время как вызванный на дом участковый терапевт только выписывает лекарства, за которыми еще надо идти в аптеку. При кабинете неотложной помощи должна дежурить машина, время доезда – два часа.
Как правило, неотложные кабинеты работают с 8 до 20 часов, их телефоны есть в регистратуре и на сайте поликлиники. Сотрудники неотложки приезжают на вызов с такой же укладкой, как и бригада скорой помощи, ставят внутримышечные и внутривенные уколы, могут снять кардиограмму, померить артериальное, внутриглазное давление, сахар крови.
– Если нет угрозы для жизни и диспетчер скорой помощи передает вызов в неотложку, это значит: к вам приедут, только чуть позже. В ночное время и в выходные дни неотложные пункты не работают. Но не забывайте, что, кроме круглосуточно работающей скорой, помощь оказывают дежурные врачи поликлиник. В субботу с 8 до 17 часов, в воскресенье с 9 до 15-ти. Дежурные врачи будут на месте все новогодние праздники, расписание утверждается специальным приказом.
По мнению наших сегодняшних визави, чтобы скорая имела возможность прибыть к вам в экстренном случае, не следует дергать ее в то время, когда экстренности нет. Если мы будем звонить 03 по поводу любого чиха, а однажды у нас начнет развиваться инфаркт, на подстанции может не оказаться свободной бригады.
Екатерина Гарбузова, газета «Тульские известия»
Скорая и неотложная медицинская помощь в вопросах и ответах
Немногие знают, чем отличается скорая медицинская помощь от неотложной. «Разве это не одно и то же?» — спросит большинство россиян. Нет, это две разные службы. Несколько лет назад они были разделены. Давайте разберемся, в чем разница между скорой помощью и неотложной.
Скорая и неотложная медицинская помощь, чем различаются эти понятия?
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» формами оказания медицинской помощи являются:
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. При этом помощь оказывается в экстренной или неотложной форме.
Поводами для вызова неотложки являются:
— внезапные острые заболевания (состояния) без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
— внезапные обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
— констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).
Оказание неотложной медицинской помощи может осуществляться как в амбулаторных условиях (в поликлиниках) или на дому при вызове медицинского работника.
В целях оказания гражданам неотложной первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре поликлиник работают подразделения медицинской помощи – кабинеты неотложной помощи. Они есть во всех территориальных поликлиниках.
Какие поводы существуют для вызова пациентом скорой медицинской помощи?
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Поводы для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме представлены выше.
Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе:
а) нарушения сознания;
б) нарушения дыхания;
в) нарушения системы кровообращения;
г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
е) травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов);
ж) термические и химические ожоги;
з) кровотечения любой этиологии;
и) роды, угроза прерывания беременности.
Кто определяет в скорой или неотложной медицинской помощи нуждается пациент?
В зависимости от повода к вызову и результата опроса диспетчера на вызов направляется бригада скорой медицинской помощи или неотложной медицинской помощи поликлиники.
Телефоны в Астрахани для вызова скорой и неотложной медицинской помощи
Прием вызовов для обслуживания бригадами скорой медицинской помощи осуществляется по телефонам: «03», «103» и «112» с городского телефона или любого сотового оператора круглосуточно.
Чем отличается приезд бригады неотложной медицинской помощи от визита врача из участковой поликлиники?
Бригады неотложной медицинской помощи поликлиник обслуживают вызовы только на территории своей поликлиники по графику с 10-00 до 22-00 ежедневно без выходных.
Неотложная медицинская помощь на дому осуществляется в течение не более 2 часов после поступления обращения больного или иного лица об оказании неотложной медицинской помощи на дому.
Бригады неотложной медицинской помощи оснащены санитарным автотранспортом и укладками для оказания неотложной медицинской помощи.
В случае отсутствия эффекта от оказываемой медицинской помощи, ухудшении состояния больного и возникновении угрожающих жизни состояний медицинские работники принимают меры к их устранению с использованием стационарной или переносной укладки экстренной медицинской помощи и организуют вызов бригады скорой медицинской помощи либо транспортировку больного в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника.
Врачи амбулаторно-поликлинических учреждений, обслуживающие вызовы врача на дом, укладок для оказания неотложной медицинский помощи не имеют и санитарным автотранспортом могут быть не оснащены.
Сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.
Разгрузило ли введение неотложной медицинской помощи работу бригад скорой медицинской помощи?
Организация пунктов неотложной помощи при поликлиниках позволила уменьшить нагрузку на бригады скорой медицинской помощи и освободить бригады для пациентов, нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи.
Имеет ли право бригада скорой или неотложной помощи отказать в оказании медицинской помощи если у пациента нет с собой полиса ОМС?
Согласно Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованные лица обязаны предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
В чём разница между скорой и неотложной помощью?
Многие люди до сих пор не знают разницы между скорой и неотложной помощью. Большинство считают эти понятия одинаковыми. Но на деле это две разные службы и не надо их путать. Когда мы вызываем скорую медицинскую помощь, то надеемся, что она должна приехать очень быстро, чтобы оказать профессиональную медицинскую помощь, однако ожидания не оправдываются. Поэтому граждане начинают “бить в колокола” и писать различные жалобы на врачей, что ехали на вызов очень долго.
В этой статье мы разберемся в разнице между бригадой скорой и неотложной медицинской помощи.
Скорая медицинская помощь
Работа скорой медицинской помощи регламентируется приказом Министерства Здравоохранения РФ. Основными причинами вызова являются внезапные острые заболевания, обострение хронических заболеваний и прочих состояний, представляющих угрозу жизни человеку.
К таким случаям относятся:
Когда происходит вызов, то по адресу направляется свободная выездная бригада или специализированная бригада медиков. Машина приезжает в течение 20 минут.
Врачи скорой не проводят процедуры в рамках планового лечения, не назначают таблетки. Они оказывают именно экстренную помощь, чтобы снять симптомы или обострение болезни, угрожающие жизни. Лечение должен назначать участковый врач или врач неотложной помощи, у которого есть рецепты.
Неотложная медицинская помощь
Она приезжает на дом и не госпитализирует больного, не выезжает на место аварии и ДТП. Ее вызывают в случае, когда состояние больного не угрожает его жизни.
Причиной вызова неотложной скорой помощи становится:
Время приезда “неотложки” составляет до 2-х часов.
Разница в машинах скорой и неотложной помощи
Машины скорой помощи оснащены реанимационным оборудованием, чтобы держать пациента в стабильном состоянии до приезда в больницу. Машина неотложной помощи берет с собой оборудование при выезде, в зависимости от вызова.
Что делать, когда неотложная медицинская помощь долго не приезжает?
Если вы считаете, что состояние больного ухудшается и нужно что-то срочно предпринять, можно воспользоваться услугами платной скорой помощи. Эта служба не так загружена и может оказать помощь в самое кратчайшее время. Машины оборудованы необходимым оборудованием и могут оказать квалифицированную медицинскую помощь, независимо от тяжести состояния пациента.
Чтобы получить помощь, нужно оставлять подробную информацию диспетчеру, рассказать подробную информацию о состоянии пациента, чтобы диспетчер мог определить степень важности вызова. Четко говорите адрес, расскажите подробности подъезда, чтобы водитель мог быстро найти ваш дом.