Неотфактуровка что это такое

Неотфактурованные поставки в бухгалтерском учете

Практически каждому бухгалтеру приходилось сталкиваться с операциями, оформленными ненадлежащим образом. Каждое действие от лица компании должно подтверждаться документами. Если этих документов нет, бухучет и налогообложение будут особыми.

Что собой представляют неотфактурованные поставки?

Неотфактурованные поставки – это партия продукции, которая поступила в компанию без расчетной документации, предоставляемой поставщику. Почему в названии поставок фигурирует счет-фактура? Ранее на его основании осуществлялись все безналичные расчеты. Рассматриваемый порядок операций больше не актуален, однако прежнее наименование осталось.

Отсутствовать могут следующие документы:

Важно! Если одной из этих бумаг нет, поставка будет считаться неотфактурованной. Ситуация с отсутствием документов встречается довольно часто. Бумаги могут быть предоставлены позже факта поставки.

Признаки неотфактурованной поставки

Неотфактурованная поставка должна обязательно характеризоваться следующими требованиями:

Вопрос: Как отразить в учете поступление материалов без расчетных документов поставщика (неотфактурованную поставку)?
На склад организации от поставщика поступили материалы без расчетных документов. В сопроводительных документах указаны только количество материалов и номер договора поставки. Согласно договору поставки стоимость данных материалов составляет 300 000 руб. (в том числе НДС 50 000 руб.).
Расчетные документы на данные материалы поступили от поставщика в следующем квартале. Стоимость материалов, указанная в расчетных документах, совпадает с договорной стоимостью. Отпуск материалов в производство и оплата поставщику произведены после поступления расчетных документов. Организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов.
Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы учитываются методом начисления.
Посмотреть ответ

Неотфактурованными могут считаться следующие объекты:

Услуги также могут быть неотфактурованными, если они не сопровождаются документацией.

Вопрос: Как отразить в учете неотфактурованные поставки, если организация применяет ФСБУ 5/2019 «Запасы»?
На склад организации по транспортной накладной поступили материалы без указания цены за единицу товара. В транспортной накладной было указано только количество материалов. Согласно договору поставки стоимость материалов составляет 300 000 руб. (в том числе НДС 50 000 руб.).
Товарная накладная и счет-фактура поступили от поставщика в следующем квартале. Указанная в них стоимость материалов совпадает с их договорной стоимостью. Отпуск материалов в производство и оплата поставщику произведены после поступления указанных документов.
Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы учитываются методом начисления.
Посмотреть ответ

Что делать бухгалтеру?

Что делать бухгалтеру в том случае, если в компанию пришла неотфактурованная поставка? Алгоритм действий будет следующим:

ВНИМАНИЕ! Все эти операции являются обязательными.

Документальное оформление

Алгоритм действий бухгалтера зависит от некоторых условий:

В будущем могут возникнуть спорные моменты, связанные с неотфактурованными поставками. Для того чтобы этого избежать, рекомендуется принимать поставку комиссией. В ее состав могут входить доверенные лица поставщика, покупателя, а также третьи лица. Оформляется два акта. Первый является основанием для занесения сопутствующей информации в бухучет. Второй акт требуется направить поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении. Также должна быть опись вложений, для того чтобы доказать, что в письме был именно акт.

Бухучет неотфактурованных поставок

Кладовщик или бухгалтер должен предоставить выписку акта о принятии объектов. В этот же момент определяется стоимость поставки, которая будет оказана. Стоимость продукции может определяться следующим способом:

Для фиксации поставок имеет смысл открыть вспомогательный субсчет 4 с соответствующим названием. Открывается он к счету «Расчеты с поставщиками».

Бухгалтерские проводки

При поступлении неотфактурованных поставок прописываются следующие проводки:

Сведения вносятся в бухучет сразу после того, как поставка пришла в компанию. Как правило, информация будет корректироваться в дальнейшем.

Пример

Компания «Луна» заключила соглашение с контрагентом на покупку муки. Мука была получена в июне без сопроводительной документации. В июне мука была использована для изготовления хлеба. Оприходование производилось по рыночным расценкам. Общая стоимость продукта составила 110 тысяч рублей. НДС равен 10 тысяч рублей. В июне хлеб был распродан. Поставка учитывается на счете 10. При этом счета 15 и 16 не будут задействованы. Списание выполняется по себестоимости товара за штуку. В июле компания получила расчетные бумаги. На их основании стоимость равна 121 тысяч рублей. НДС при этом составил 11 тысяч рублей. В июне компания «Луна» отражает эти проводки:

В июле нужно зафиксировать следующие проводки:

При поступлении бумаг с точной информацией нужно обязательно откорректировать ранее вписанные значения.

Налоговый учет неотфактурованных поставок

Поставки, на которые отсутствуют документы, при расчете налога на прибыль использоваться не могут. Связано это с тем, что при расчете налогов можно использовать только те источники, которые подтверждены документально. Данное правило установлено пунктом 1 статьи 252 НК РФ. Акты, которые составляются сотрудниками компании, подтверждающими документами не являются. То есть налоговый учет поставок может проводиться только после того, как поступили документы.

Источник

Неотфактурованные поставки

«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2005, N 5

Что такое неотфактурованные поставки? В чем заключаются особенности бухгалтерского и налогового учета этих поставок? Каковы методы минимизации негативных последствий при получении неотфактурованных поставок? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Какие поставки относятся к неотфактурованным?

Организации и предприниматели иногда сталкиваются с ситуациями, когда поставка товарно-материальных ценностей (ТМЦ) осуществляется без каких-либо сопроводительных документов или накладные и счета-фактуры представляются поставщиками гораздо позднее, чем сам товар. Такие поставки называются неотфактурованными.

Для бухгалтера неотфактурованные поставки всегда являются большой проблемой, так как без первичных документов нельзя отразить приобретенное имущество в бухучете (п.1 ст.9 Закона N 129-ФЗ ), а также принять к вычету НДС (п.1 ст.172 НК РФ). Соответственно, и в налоговом учете при поступлении ТМЦ необходимо документальное подтверждение для принятия затрат на приобретение данных ТМЦ в качестве расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли (п.1 ст.252 НК РФ).

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

К неотфактурованным поставкам не относятся поступившие, но неоплаченные материальные запасы, на которые имеются расчетные документы. Такие материальные запасы принимаются и приходуются организацией в общеустановленном порядке с отнесением задолженности по их оплате на счета расчетов.

В практической деятельности организаций к неотфактурованным поставкам чаще всего относятся поставки именно материальных запасов, однако если организация сталкивается с необходимостью отражения в составе неотфактурованных поставок объектов основных средств, потребленных работ (услуг), последствия этого отражения в бухгалтерском и налоговом учете будут идентичны.

Следует помнить, что к неотфактурованным поставкам не относятся поставки ценностей, право собственности на которые, по условиям заключенных договоров, переходит к организации-покупателю только после их оплаты. В этом случае поступившие до оплаты материальные ценности приходуются на забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Товарно-материальные ценности должны быть приняты на ответственное хранение и отражены по забалансовому счету 002 и в том случае, если отсутствуют какие-либо отношения с поставщиками данных ТМЦ и какая-либо информация о поставке ценностей от поставщиков. Если невозможно определить, «откуда пришел соответствующий груз», поставки нельзя отнести к неотфактурованным с отражением записей в бухгалтерском учете. Если организация хочет оприходовать ТМЦ, чтобы использовать их для собственных нужд, то ей необходимо оприходовать ТМЦ как имущество, полученное безвозмездно (п.23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ), и увеличить на эту сумму доходы в налоговом и бухгалтерском учете (п.8 ПБУ 9/99 и п.8 ст.250 НК РФ).

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

Документальное оформление неотфактурованных поставок

Товарно-материальные ценности, поступившие в организацию без расчетных документов и признанные неотфактурованными поставками, в любом случае, должны быть приняты к учету и документально оформлены.

Согласно п.37 Методических указаний неотфактурованные поставки ТМЦ должны быть приняты на склад организации-получателя с составлением акта о приемке материалов в двух экземплярах. Оприходование поступивших ценностей производится на основании первого экземпляра акта. Второй его экземпляр направляется организации-поставщику.

Постановление Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».

По другим ценностям, которые не являются материально-производственными запасами, составляются следующие документы:

В актах следует указывать на отсутствие определенных расчетных документов, предусмотренных договором, в связи с чем поставки считаются неотфактурованными.

Пунктом 38 Методических указаний на организацию-получателя возлагается обязанность по получению (истребованию) от поставщиков расчетных документов по поступившим ТМЦ. Если поставщик неизвестен, дополнительно должны приниматься меры по его установлению.

Вышеназванные документы необходимо оформить сразу после поступления ТМЦ, заверить их подписями ответственных лиц продавца и покупателя и скрепить печатями. На их основании организация может оприходовать имущество и использовать его для хозяйственных нужд.

Отражение неотфактурованных поставок в бухгалтерском учете

Если расчетные документы на неотфактурованные поставки получены в том же месяце либо в следующем месяце до составления соответствующих регистров по приходу материальных запасов за прошлый месяц, то они могут учитываться в общеустановленном в данной организации порядке (п.38 Методических указаний).

Неотфактурованные поставки приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом учете по принятым в организации учетным ценам. Если они организацией не используются, то поступившие запасы в соответствии с п.39 Методических указаний приходуются по рыночным ценам, которые должны быть документально подтверждены. При этом источниками информации о рыночных ценах могут быть признаны:

Кроме того, оценка рыночной стоимости МПЗ может быть осуществлена в соответствии с Законом N 135-ФЗ оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке.

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности».

Согласно п.40 Методических указаний после получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком. Порядок такой корректировки зависит от того, когда поступили расчетные документы поставщика.

В случае если документы были получены до составления отчетности за год, в котором поступили ТМЦ, необходимо увеличить или уменьшить их балансовую стоимость в зависимости от той цены, которую указал поставщик.

Если же расчетные документы по неотфактурованным поставкам поступили в следующем году после представления годовой бухгалтерской отчетности, то:

а) учетная стоимость материальных запасов не меняется;

б) величина НДС принимается к бухгалтерскому учету в установленном порядке;

в) уточняются расчеты с поставщиком, при этом суммы сложившейся разницы между учетной стоимостью оприходованных материальных запасов и их фактической себестоимостью списываются в месяце, в котором поступили расчетные документы:

В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие записи:

Субсчет «Неотфактурованные материалы».

Пример 2. Воспользуемся данными примера 1, предположив, что расчетные документы пришли 20 марта 2005 г.

Субсчет «Неотфактурованные материалы».

НДС по неотфактурованным поставкам

Независимо от даты получения документов НДС принимается к вычету только после оприходования или оплаты ТМЦ на основании счета-фактуры, полученного от поставщика (п.1 ст.172 НК РФ). Сразу отметим, что использование данного способа на практике нежелательно, но, тем не менее, возможно. Основан он на следующих моментах: в принципе, Налоговый кодекс предоставляет некоторые возможности бухгалтеру для того, чтобы в случае поступления неотфактурованных поставок он мог составить счет-фактуру самостоятельно и, соответственно, принять к зачету «входной» НДС.

Перечень обязательных для счета-фактуры реквизитов, указанных в ст.169 НК РФ, является закрытым. Например, такой реквизит, как оттиск печати, в этот перечень не входит (п.5 ст.169 НК РФ). Следовательно, счет-фактура может быть и без печати.

Рассматривая вопрос о наличии подписей на счете-фактуре, отметим, что данный документ может быть подписан лицами, уполномоченными на то руководителем организации: счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации (п.6 ст.169 НК РФ).

Налоговый кодекс не содержит ограничений по назначению должностных лиц, имеющих право подписи счетов-фактур за руководителя организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается самим предпринимателем или уполномоченным им лицом, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Из этого следует, что если бухгалтер знает о том, что расчетные документы от конкретного поставщика могут не поступить или поступят с опозданием, то он может сам составить счет-фактуру. При этом необходимо получить от руководителя организации-поставщика доверенность на подпись данного документа и принять к вычету «входной» НДС.

При этом бухгалтеру необходимо учесть некоторые нюансы. Если руководителем принято решение о том, что право подписи счетов-фактур предоставляется иным лицам, то в организации, являющейся поставщиком, должен быть издан соответствующий приказ с указанием таких лиц. Возможна также выдача доверенности конкретному работнику, который и будет подписывать счета-фактуры. Например, если товар без расчетных документов привез водитель, который включен в соответствующий приказ, наделяющий его правом подписи счетов-фактур, или он представит доверенность, то счет-фактура оформляется и НДС принимается к вычету.

В принципе, ни Налоговый кодекс, ни другие нормативно-правовые акты ничего не говорят о том, «что они будут против», если доверенностью на право подписи приходящих от контрагента (или не приходящих, а составленных самостоятельно) счетов-фактур будет обладать бухгалтер принимающей ТМЦ организации. Нужной доверенностью бухгалтер мог бы запастись заблаговременно, выяснив, что расчетные документы от поставщика будут поступать с «перебоями».

Что касается возможности использования факсимильного воспроизведения подписи, то ни НК РФ, ни Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур не содержат требования о том, что факсимильное воспроизведение подписи не допускается.

Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.

Тем не менее, МНС настаивает на необходимости оригинальной подписи руководителя и главного бухгалтера. Но известны случаи, в частности Постановление ФАС Московского округа от 28.05.2003 N КА-А40/2727-03, когда налогоплательщикам удавалось в суде отстоять обратное. Из существа дела следует, что ИМНС обратилась в арбитражный суд с иском к ООО о взыскании налоговых санкций, установленных п.1 ст.122 НК РФ.

Суд в удовлетворении иска отказал.

Налоговая инспекция в кассационной жалобе выразила несогласие с решением суда и как обоснование привела довод о том, что использование для подписания счетов-фактур факсимильных подписей руководителя и главного бухгалтера не допускается, так как факсимильное воспроизведение не является личной подписью. Наличие факсимильной подписи в счете-фактуре автоматически делает его недействительным и не дает права на вычет НДС.

Таким образом, действия налогоплательщика по принятию НДС к вычету по счету-фактуре с факсимильной подписью некоторые арбитражные суды считают правомерными. Такие же решения содержат Постановления ФАС Московского округа от 29.05.2003 N КА-А40/3264-03 и ФАС Уральского округа от 25.08.2003 N Ф09-2592/03-АК.

Следовательно, наличие у водителя или экспедитора, доставившего груз от организации-поставщика, факсимиле подписи руководителя сможет выручить бухгалтера принимающей ТМЦ организации в оформлении и принятии «входящего» счета-фактуры. Но во избежание противоречий с налоговыми органами лучше уточнить позицию инспекторов, направив им соответствующий официальный запрос.

Превентивные методы борьбы с неотфактурованными поставками

В заключение хотелось бы заметить, что проблемы, возникающие у организации из-за принятия неотфактурованных поставок, могут стать причиной убытков. Убытки могут возникнуть из-за того, что не было возможности вовремя принять к вычету НДС (образовалась излишняя переплата налога в бюджет), а также воспользоваться в производственных целях полученными материалами (произошла задержка производственного процесса; нарушены сроки договора; не выполнен заказ; заказчик подал в суд за срыв сроков выполнения договора и т.д.). Таким образом, решить вопросы неотфактурованных поставок лучше всего на стадии заключения договора, когда обговариваются обязанности поставщика по передаче вместе с товаром правильно оформленных первичных документов, в том числе и счета-фактуры. В договоре следует указать размер и условия применения штрафных санкций за нарушение поставщиком обязанности передачи первичных документов, на основании которых организация может потребовать возмещения убытков от поставщика в соответствии с положениями ст.15 «Возмещение убытков» ГК РФ: лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Источник

Неотфактурованные поставки

В процессе деятельности организации зачастую возникают обстоятельства, когда на приобретенное имущество отсутствуют какие-либо документы или накладные, например, счета-фактуры представляются поставщиками гораздо позднее, чем само имущество. Что в подобном случае делать бухгалтеру и как объяснять налоговому инспектору такую промашку? Вопросы далеко не риторические.

А документы где?

Подобные ситуации ставят в тупик и руководителей, и бухгалтеров. Ведь согласно пункту 1 статьи 9 Федерального Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» без первичных документов нельзя отразить приобретенное имущество в бухгалтерском учете. В свою очередь в налоговом учете без счетов-фактур невозможно будет подтвердить обоснованность применения вычетов по НДС (п. 1 ст. 172 НК). Без документального подтверждения не удастся принять затраты на приобретение товарно-материальных ценностей в качестве расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли (п. 1 ст. 252 НК).

Что можно сделать для минимизации рисков и финансовых потерь для бизнеса и как поступить в подобной ситуации?

Такие вопросы актуальны для многих компаний.

Простой и правильный вариант решения — приобретенный товар при отсутствии на него каких-либо расчетных документов оформить неотфактурованной поставкой.

Для этого необходимо правильно классифицировать конкретные поступления и владеть нормативными положениями по их учету. Именно этой тематике и посвящается настоящая статья. Также будут приведены рекомендации и методы по недопущению неотфактурованных поставок.

Рассмотрим, какие поставки относятся к неотфактурованным, порядок их документального оформления, особенности бухгалтерского и налогового учета, методы минимизации негативных последствий при получении неотфактурованных поставок и способы недопущения последних.

Правильная классификация

Неотфактурованными поставками считаются поступившие в организацию запасы, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком). Такое определение дано в пункте 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Министерства финансов от 28 декабря 2001 г. № 119н, далее — Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ.

Одновременно с принятием на склад неотфактурованных товаров оформляется акт о приемке материалов, который составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование таких поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Вторая копия направляется поставщику (п. 37 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ).

В практической деятельности организаций к неотфактурованным поставкам чаще всего относят получение именно материальных запасов, однако если компания сталкивается с необходимостью отражения в составе неотфактурованных поставок объектов основных средств, потребленных работ (услуг), последствия этого действия в бухгалтерском и налоговом учете будут идентичны.

Анализ «от противного»

К неотфактурованным поставкам не относятся:

Допустим, что состоялась поставка, которую можно классифицировать по вышеперечисленным признакам, то есть отличающаяся от неотфактурованной. В таком случае организации можно предложить два варианта принятия решения.

1. Если организация хочет оприходовать имущество, чтобы использовать его для собственных нужд, то ей необходимо принять поступившие материальные ценности как активы, полученные безвозмездно (согласно п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н), и увеличить на эту сумму доходы в налоговом и бухгалтерском учете (согласно п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденному Приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 32н, и п. 8 ст. 250 НК).

2. Поступившее имущество приходуется на забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Документальное оформление

Следует отметить, что неотфактурованные поставки необходимо в обязательном порядке оформлять документально и на основании первичных документов принимать к бухгалтерскому учету.

По факту поступления на склад организации-получателя неотфактурованных товаров акт о приемке ценностей составляется в двух экземплярах членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или незаинтересованной компании. В этих бумагах обязательно указывается на отсутствие определенных расчетных документов, предусмотренных договором, в связи с чем поставки считаются неотфактурованными.

После приемки имущества акты с приложением необходимых документов (транспортных накладных и так далее) передают: один экземпляр — в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой — отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику (п. 37 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ).

Согласно пункту 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ именно на организацию-получателя возлагается обязанность по истребованию от поставщиков расчетных документов по полученным ТМЦ. Если контрагент неизвестен, дополнительно должны приниматься меры по его установлению.

Утвержденные формы

Форма акта о приемке, неотфактурованных ценностей зависит от их вида.

Для приемки материалов

Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации по учету материалов.

Акт о приемке неотфактурованных материалов оформляется на бланке первичного учетного документа по форме № М-7 «Акт о приемке материалов», утвержденной постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

Для приемки товаров

Формы первичной учетной документации по учету товаров утверждены постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».

По неотфактурованным товарам акт оформляется на форме № ТОРГ-4 «Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика».

По таре используется бланк формы № ТОРГ-5 «Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика», утвержденной постановлением Госкомстата № 132. Данный документ используется для оформления приемки и оприходования тары, а также упаковочных материалов, полученных при распаковке товаров, когда они не показываются отдельно в счетах поставщика и их стоимость включена в цену товара. Составляется в двух экземплярах: первый — передается в бухгалтерию, а второй — остается у материально ответственного лица.

На основании вышеназванных документов организация может оприходовать имущество и использовать его для хозяйственных нужд.

Приход и учет

В случае если расчетные документы на неотфактурованные поставки получены в том же месяце, что и товар, либо в следующем, но до составления соответствующих регистров по оприходованию материальных запасов, то они могут учитываться в общеустановленном в данной организации порядке (п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ).

Согласно пункту 39 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ) неотфактурованные поставки приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом учете:

В свою очередь, рыночные цены можно определить, опираясь на следующие источники информации:

После получения необходимых бумаг по неотфактурованным поставкам их цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком (п. 40 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ).

В бухгалтерском учете за год, в который поступили ценности и были получены расчетные документы от контрагентов, необходимо увеличить или уменьшить их балансовую стоимость в зависимости от той цены, которую указал поставщик.

В случае если расчетные документы по неотфактурованным поставкам были доставлены в организацию в следующем году после представления ею годовой отчетности, то согласно пункту 41 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ:

Вычеты по НДС

Основная «налоговая» проблема по неотфактурованным поставкам — это принятие к вычету налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям.

В налоговом учете без первичных документов возместить НДС по приобретенным материальным ценностям нельзя, кроме того, независимо от даты получения соответствующих бумаг налог на добавленную стоимость принимается к вычету только после оприходования или оплаты ТМЦ на основании счета-фактуры, предоставленного поставщиком (п. 1 ст. 172 НК).

Возникает закономерный вопрос: как правильно действовать бухгалтеру в случае поступления неотфактурованного имущества?

В принципе Налоговый кодекс предоставляет некоторые возможности бухгалтеру для того, чтобы в случае поступления неотфактурованных поставок он мог составить счет-фактуру самостоятельно и соответственно принять к зачету «входной» НДС.

Один из вариантов решения проблемы — это ждать документы от поставщика. И далее действовать в общеустановленном порядке. В этом случае организация задерживает принятие к вычету налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, но в то же время налоговые риски по НДС сводятся к нулю.

Другой вариант более рискованный и трудоемкий, но вполне допустимый — организация может самостоятельного оформить «входящий» счет-фактуру при соблюдении определенных условий.

Дело в том, что перечень обязательных для счета-фактуры реквизитов, указанных в статье 169 Налогового кодекса, является закрытым. Поэтому данный документ может быть подписан лицами, уполномоченными на то руководителем организации, то есть он подписывается руководителем и главным бухгалтером компании либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени фирмы (п. 6 ст. 169 НК).

Высший налоговый закон не содержит ограничений по назначению должностных лиц, имеющих право подписи счетов-фактур за руководителя организации. При выставлении такого документа индивидуальным предпринимателем он подписывается самим гражданином или уполномоченным им лицом с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации ПБОЮЛа.

Таким образом, если бухгалтер знает о том, что расчетные документы от конкретного поставщика могут не поступить или поступят с опозданием, то он может сам составить счет-фактуру. При этом необходимо получить от руководителя организации-поставщика доверенность на подпись данного документа и принять к вычету «входной» НДС. Возможно, организацией-поставщиком выписана доверенность на водителя, который без расчетных документов привез груз. В этом случае он и будет подписывать счет-фактуру.

Чем меньше, тем лучше

Неотфактурованные поставки нежелательны. По их причинам у организации могут возникнуть убытки. Например, из-за отсрочки принятия к вычету НДС, задержки производственного процесса по причине несвоевременного получения материалов и прочего.

Рекомендуется решить вопросы неотфактурованных поставок на стадии заключения договора. В соглашение можно включить обязанности поставщика по передаче вместе с грузом правильно оформленных первичных документов, в том числе и счета-фактуры, а также штрафные санкции за невыполнение этих условий.

Г. Дроздова

Неотфактуровка что это такое. Смотреть фото Неотфактуровка что это такое. Смотреть картинку Неотфактуровка что это такое. Картинка про Неотфактуровка что это такое. Фото Неотфактуровка что это такое

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *